Анализ логопедического занятия по фгос образец. Методический материал "анализ логопедического занятия"


ЕЛЕНА ВАРФОЛОМЕЕВА
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]

Цель звука [Р . ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Коррекционно-развивающие задачи :

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность.

Оборудование : презентация, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.

Ход занятия:

1. Мотивация

Логопед : Сегодня у нас не совсем обычное занятие . Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?

Ребенок : Будем помогать Роме.

Логопед : Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.

2. Упражнение на развитие общей моторики

По морю плыл корабль (ладони лодочкой) .

Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками) .

В небе летали чайки (имитирующие движения) .

Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения) .

Впереди он увидел остров.

На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь) .

Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз) .

На пальме сидела обезьяна,

И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)

Капитан рассердился,

И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу) .

Так они и дразнили друг друга –

Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук) .

Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.

Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения) .

Сейчас мы будем тренировать язычок.

3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

«Чьи зубы чище?» :

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Маляр» :

Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.

Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположенный край стола.

«Пощелкать кончиком языка» :

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

«Вкусное варенье» :

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

«Индюк» :

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики» :

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

4. Изолированное произношение звука [ Р ] .

К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р» . При произнесении звука Р губы раскрыты , зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Слайд 3)

5. Проговаривание прямых и обратных слогов .

Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4) .

6. Проговаривание слов со звуком [Р] .

В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5) .

7. Определение звука в словах

Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах : в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6) .

8. Упражнение на дыхание.

На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь (Слайд 7) .

9. Зрительная гимнастика.

Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7) .

10. Мы продолжаем наше путешествие.

Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8) .

11. Физминутка.

Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.

Налили бензину (имитирующие движения)

Сели в машину (сгибают колени)

На машине ехали (крутит руль)

До моря доехали (выпрямляют колени)

На корабле по океану (ладони лодочкой)

Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)

Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)

Приплыли в Африку друзья (хлопки) .

12. Деление слов на слоги.

Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран) . Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9) .

13. Проговаривание рифмующих слов.

Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10) .

14. Проговаривание чистоговорок.

Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко» . Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11) .

Ра – ра – ра - высокая гора.

Ро – ро- ро – потерял петух перо.

Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.

Ор – ор – ор - красный спелый помидор.

Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.

15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)

И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения) .

Две ладошки, друзья –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх) .

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. – (имитировать движения волн и рыбок) .

16. Составление и чтение слов из слогов . Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова , прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12) .

17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме) . Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] . К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13) .

Самоанализ индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [Р] «Морское путешествие с Ромой» .

Занятие было проведено с ребенком подготовительной логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.

На занятии были поставлена следующая цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно , в слогах, словах и чистоговорках.

Коррекционно-образовательные задачи :

Закреплять умение находить место звука в слове ;

Формировать навыки слогового анализа ;

Закреплять навык согласования существительного с числительными;

Закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;

Закреплять умение делить слова на слоги;

Закреплять навык чтения двухсложных слов.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать фонематический слух и восприятие;

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия . Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.) . Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь : привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации) . Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «По морю плыл корабль…» . Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Лодочка» . Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на : проговаривание прямых и обратных слогов , проговаривание слов со звуком [Р] , определение звука в словах , согласование существительных с числительными, деление слов на слоги, проговаривание рифмующих слов, проговаривание чистоговорок, составление и чтение слов из слогов . В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза.

На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия , появление на экране интерактивной доски новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) .

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

О. А. Козырева, Н. Б. Дубешко

Анализ современного логопедического занятия

Качество и эффективность логопедического урока или занятия во многом зависят от умения учителя-логопеда анализировать свои и чужие успехи и ошибки.. Поэтому важным элементом педагогической деятельности является анализ и самоанализ своего занятия. Анализ собственной работы, - одна из самых продуктивных мер повышения квалификации специалиста. Качество самоанализа зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки учителя-логопеда к обдумыванию и оценке своих действий и тех результатов, к которым они привели или могут привести.

Анализ занятия помогает логопеду взглянуть на свой труд как бы со стороны, оценить собственные силы, увидеть достижения и недостатки своей работы. По словам Ю А Конаржевского, анализ является важнейшим средством стимулирования самообразования педагога . С этим нельзя не согласиться, так как содержательная сторона процесса самообразования учителя-логопеда в значительной мере формируется на основании выводов педагогического анализа его занятий. Пробелы в дидактическом, методическом, профессионально-содержательном образовании логопеда, обнаруженные руководителем образовательного учреждения или коллегами в ходе посещения и анализа занятий, должны быть восполнены логопедом путем самопознания в основу содержания которого ложатся полученные рекомендации

Значение педагогического анализа занятия состоит еще и в том, что он является средством развития у логопеда способности оценивать свой труд и свое поведение путем самоанализа. Именно через педагогический анализ у логопедов должно быть сформировано умение оценивать свою работу по конечному результату. Это одно из важнейших качеств педагога. Но чтобы приобрести его, логопед должен быть не только исключительно внимательным к своему труду, но у него должно быть обостренное чувство самокритичности. А последнее необходимо не только воспитать, но и все время поддерживать и развивать.

В педагогической литературе описаны различные подходы к анализу урока . При множестве этих подходов отсутствуют единые требования к проведению анализа логопедического занятия. Поэтому хотелось бы предложить наиболее оптимальную, на наш взгляд, схему анализа и самоанализа логопедического занятия.

Схема анализа логопедического занятия.

ФИО логопеда___________ _____________________ ______________________

город (район)___________ ______________________ ______________________

№ ОУ__________________ ____дата_____________ _______________________

Этап работы____________ ______________________ ______________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема___________________ _____________________ _______________________

Возраст детей___________ _____________________ _______________________

Анализирующий_________ _____________________ _______________________

Цель посещения_________ _____________________ _______________________

Шкала оценки 1 балл - низкий уровень, 2 балла - средний уровень, 3 балла - высокий уровень

1. Анализ целей занятия

  • соответствие целей занятия особенностям учебного материала;
  • место данного занятия в системе занятий по теме;
  • уровень подготовленности группы (ребенка);
  • постановка и доведение целей занятия до детей;

2. Степень достижения целей занятия

  • образовательной;
  • коррещионно-развивающей;
  • воспитательной;

3. Анализ структуры и организации занятия

  • соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры;
  • логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия;
  • целесообразность распределения времени между этапами занятия;
  • рациональность выбора форм обучения;
  • наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;
  • оборудование занятия;
  • рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;

4. Анализ содержания занятия

  • соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;
  • полнота, достоверность доступность изложения;
  • степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;
  • связь занятия с жизнью;
  • подведение детей к восприятию новых знаний;
  • формирование новых понятий;
  • актуализация опорных знаний;
  • организация самостоятельной работы детей;
  • характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей)
  • инструкции и помощь логопеда;
  • степень усвоения нового материала (эффективность);
  • связь нового с ранее изученным;
  • повторение (организация, формы приемы, объем);

5. Оценка коррекционной направленности занятия

  • развитие понимания речи;
  • воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности;
  • формирование практических навыков словообразования и слово изменения;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;
  • контроль за внятностью и выразительностью речи;
  • подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение самостоятельному высказыванию;
  • усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении;
  • включение заданий с опорой на несколько анализаторов;
  • упражнения на развитие высших психических функций;
  • упражнения на развитие общей и мелкой моторики;

6. Анализ методики проведения занятия

  • определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения;
  • соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка);
  • разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом;
  • эмоциональность подачи материала;
  • эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;
  • оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;

7. Анализ работы и поведения детей на занятии

  • общая оценка работы группы (ребенка);
  • внимание и прилежание;
  • интерес к занятию;
  • активность детей (ребенка);
  • формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков;
  • выполнение единых требований;
  • индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми;
  • качество знаний, умений и навыков;
  • глубина, осознанность и прочность знаний;
  • умение детей применять знания в различных ситуациях;
  • степень овладения практическими навыками;
  • характер проверки знаний детей логопедом;
  • работа над ошибочными ответами;

8. Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

  • температурный режим;
  • физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  • освещение;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • смена видов деятельности;
  • своевременное и качественное проведение физкультурных пауз;
  • соблюдение правильной рабочей позы;
  • соответствие мебели росту ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания;
  • посильность нагрузки речевого и дидактического материала;
  • целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Данное логопедическое занятие проводилось в индивидуальной форме с учеником 1класса, с логопедическим заключением: несформированность речевых и языковых средств у ребенка с моторной алалией. Тема занятия «Автоматизация звуа [ш] в слогах и словах».

Поставленные учителем - логопедом тема, задачи занятия, подбор речевого материала соответствовали этапу коррекционной работы, возрасту ребенка и перспективному плану. Задачи занятия сформулированы логично и последовательно. занятие логопедический речевой алалия

К началу занятия учитель - логопед подготовила оборудование, наглядный и дидактический материал, который был необходим для реализации поставленных целей. Весь материал и оборудование эстетично оформлено, расположено соответственно этапам занятия.

Занятие составлено методически правильно. Последовательность этапов соответствовала принципам логопедической работы. На первом этапе занятия (организационном) учитель - логопед заинтересовала, расположила на общение и настроила ребенка на работу. Каждые последующие части занятия были направлены на развитие речевых и неречевых функций, продолжительность которых составляла 6 - 7 минут, за исключением этапа №5 (на этом этапе изучаемый звук разбирался тщательно и подробно). Переход от одной части к другой осуществлялся четко и последовательно согласно конспекту занятия. Длительность занятия составила 40 минут, что соответствует продолжительности урока в школе.

Занятие было построено в едином игровом сюжете: задания и игры с персонажем. Занятие соответствовало календарно - тематическому плану учителя - логопеда. Различные виды заданий способствовали подержанию интереса и активизации мыслительной деятельности воспитанника в процессе всего занятия. Логопед использовала их с чередованием разных форм активности. Была своевременная подача и смена наглядности. Инструкции давались четко и требования выполнения заданий соответствовали задачам занятия. Широко использовались приемы для активизации познавательной деятельности, такие как метод сравнения (сравнивали звуки по тактильным ощущениям), использование наглядности (условные обозначения характеристик артикуляционной позы и акустических признаков), логопед всегда использовала наводящие и подсказывающие вопросы и добивалась ответа от ребенка.

На протяжении всего занятия логопед удерживала внимание ребенка и вызывала интерес к работе. Речь логопеда грамотная, четкая, эмоциональная и доступная. В ходе занятия учитель - логопед следила за правильным произношением ребенка. Тактично и спокойно исправляла ученика. Затем просила повторить несколько раз. На протяжении всего занятия прослеживался учет логопедом индивидуальных особенностей ребенка. При видимом волнении и психо-физиологических особенностей ребенка, логопед добилась концентрации внимания с помощью неторопливого темпа ведения занятия и предоставлению паузы для ответа. В конце занятия логопед подвела итог, похвалила ребенка и настроила на дальнейшую работу и самоконтроль.

В результате проведенного занятия, достигнуты поставленные цели. Использованные приемы доказали свою эффективность - ребенок справлялся с заданиями с минимальными ошибками. Учитель - логопед проявил профессионализм и умение создавать «ситуацию успеха» для достижения поставленных педагогических и коррекционных задач.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета, его нормативной документации, предъявляемые требования, содержание. Список детей с логопедическим заключением. Разработка конспекта фронтального, индивидуального занятия и методика их проведения.

    отчет по практике , добавлен 16.01.2014

    Психолого-педагогическая характеристика детей с моторной алалией. Принципы, методы коррекционного воздействия. Экспериментальное изучение детей с моторной алалией. Методика исследования уровня речевого недоразвития. Констатирующий эксперимент, его анализ.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Психолого-педагогическая характеристика ребенка. Перечень рекомендаций родителям детей с ОНР. Анализ фронтального занятия логопеда. Конспект фронтального занятия по подгруппам в группе детей с общим недоразвитием речи (3 уровень) 1 год обучения.

    отчет по практике , добавлен 02.01.2011

    Развитие пассивного и активного словаря в норме, их значение. Особенности развития речи детей с моторной алалией. Характеристика активного и пассивного словаря у детей с моторной алалией. Общие сведения по развитию речи у детей с моторной алалией.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2011

    Режим работы школьного логопедического пункта и расписание логопедических занятий. Основные виды планирования работы учителя-логопеда. Темы, методы, приемы коррекционно-логопедической работы, используемые логопедом при индивидуальной и групповой работе.

    отчет по практике , добавлен 23.07.2015

    Лабораторное занятие как форма организации обучения. Педагогические основы проведения семинарского занятия. Методика проведения лабораторного занятия. Анализ ГОС и учебного плана по специальности Менеджмент и учебной программы по дисциплине "Статистика".

    курсовая работа , добавлен 23.01.2008

    Понятие моторной алалии, ее причины. Значение изобразительной деятельности в развитии дошкольника с общим недоразвитием речи. Коррекционная работа по развитию словаря качественных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

    дипломная работа , добавлен 11.08.2016

    Анализ проблем взаимоотношений "учитель-ученик" в образовательном процессе. Критерии результативности взаимодействия преподавателя и учеников-подростков. Оценка взаимосвязи между качествами личности учителя и эффективностью их общения с учеником.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    отчет по практике , добавлен 27.07.2010

    Предмет, цели и задачи логопедии. Рассмотрение специальных принципов логопедического воздействия. Изучение практических, наглядных и словесных методов обучения. Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий для детей с нарушением речи.

Анализ логопедического занятия,

проведенного в МОУ «Охочевская СОШ»

учителем – логопедом Метелкиной Е.Н.

с обучающимися 1 класса.

    Особенности детского коллектива.

На занятии присутствовало 4 ребенка – это групповое логопедическое занятие. По результатам логопедического обследования (с 1 – 15 сентября 2008 г.) была сформирована группа с логопедическим заключением: ОНР (общее недоразвитие речи). Продолжительность занятия – 40 минут. (Динамическая пауза в середине занятия). Нарушения речи у детей носят системный характер. Это проявляется недостаточной сформированности основных компонентов речи: ее звуковой стороны, лексико – грамматического строя, связной речи.

    Тема занятия.

Логопедическая тема: « Звук с, буква С.»

Лексическая тема: « Зима».

Грамматическая тема : «Деление слов на слоги, ударение».

3.Методика проведения занятия.

Закрепление знаний в новой учебной ситуации. На занятии применялись коррекционно – развивающие методы обучения. Приемы обучения: словесный, наглядный, наглядно – образный.

4.Чем вызвано обращение к данной теме?

Первоклассники пользуются фонемами недифференцированно. Многие из детей в начале учебного года имели нарушения звукопроизношения.

5.Место данного занятия в цикле логопедических занятий.

Процесс коррекционной работы в 1 – м классе теснейшим образом связан с обучением детей, страдающих речевыми нарушениями, чтению и письму.

Логопедическая работа в 1 – м классе осуществляется по следующим направлениям:

. Развитие фонематического восприятия;

. Подготовительная работа по подготовке органов артикуляции к уточнению и коррекции звукопроизношения;

. Коррекция и автоматизация трудных в произношении звуков.

(В данном случае звука с.);

. Развитие зрительно – пространственных функций, памяти, внимания, аналитико – синтетической деятельности;

. Формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя.

6. Тип занятия.

Урок.

7. Цель:

Активизация знаний о звуке с, букве С в устной и письменной речи. Обогащение словарного запаса по теме «Зима».

8.Задачи:

1. Проведение целенаправленной систематической работы по коррекции нарушений речи;

2. Повышение эффективности и качества обучения обучающихся, предупреждение и устранение, имеющихся у них недостатков устной и письменной речи;

3. Предупреждение неуспеваемости обучающихся,обусловленной различными нарушениями устной речи;

4. Развитие навыков само- и взаимоконтроля, умения работать в коллективе.

9. Обстановка проведения занятия.

Класс оформлен в соответствии с темой занятия: картины с изображением зимних пейзажей.

Мебель расставлена таким образом, чтобы обеспечить свободное передвижение педагога и обучающихся по классу.

10.Оборудование.

. Музыкальный центр.

. Раздаточный материал. (Звуковые домики, буквы, звуковые автобусы, карточки с разрезными буквами, карточки с буквами).

. Предметные картинки.

. Сюжетные картинки.

11. Этапы занятия.

. Организационный.

. Основной.

. Итог.

Показатели реализации психологического потенциала

занятия.

В начале занятия был создан положительный эмоциональный настрой и мотивация обучающихся на занятие. Каждый этап занятия предусматривает расширение знаний, умений, навыков детей, направленных на развитие фонематического восприятия, аналитико – синтетической деятельности и фонематических представлений. На мой взгляд, занятие достигло своей цели. В ходе занятия были выполнены все поставленные задачи:

. Закрепление произношения звука с в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

. формирование умений интонационно выделять звук с;

. развитие навыков простой формы фонематического анализа и синтеза, (синтез слогов и слов, определение места звука в слове, деление слов на слоги, постановка ударения);

. развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

. совершенствование навыков самомассажа, (с их помощью дети лучше улавливают ощущения мышц лицевой мускулатуры и управляют ими во время речи);

. пополнение словаря по теме «Зима»;

. развитие речеслуховой, моторной, словесно – логической, эмоциональной, зрительной памяти и зрительного внимания;

. развитие зрительного гнозиса и мнезиса, (профилактика оптической дисграфии);

. закрепление знаний и навыков, полученных на уроках русского языка;

. развитие слогоритмической структуры слов.

Развитие внимания на занятии.

На занятии были использованы различные приемы (словесный, наглядный, наглядно – образный) активизации внимания. С целью формирования познавательного интереса, ребята на уроке учились наблюдать, замечать, слышать и видеть, коррегируя недостаточность предшествующего развития и одновременно формируя необходимые учебные навыки. Использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна…). Материал к занятию был подобран с учетом возможностью детей. Темп ведения занятия менялся в соответствии со сложностью предлагаемых заданий. Смена видов деятельности на занятии способствовала поддержанию внимания обучающихся. На занятии учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания обучающихся.

Развитие памяти.

Учитывались индивидуальные особенности памяти у обучающихся (речеслуховая, моторная, зрительная, словесно – логическая, эмоциональная).

Организация мыслительной деятельности.

Цель и задачи занятия способствовали развитию умственной деятельности и развитию речевой активности обучающихся. На занятии имели место различные виды деятельности (наглядно – образное, словесно – логическое). Мыслительная деятельность обучающихся на занятии способствовала росту их интеллектуального уровня, пополнялся словарь, проводилась профилактика дисграфии. С целью формирования необходимых учебных навыков на занятии учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка. В конце занятия было использовано проблемное задание.(Слова – омонимы у Сани сани).

Нравственное значение занятия.

На занятии преобладала положительная эмоционально – нравственная атмосфера, осуществлялся личностно – ориентированный подход. Взаимодействие учителя и обучающихся на занятии доброжелательное, развивалась установка на взаимопонимание и сотрудничество. Оборудование, оснащение, эстетическое оформление занятия способствовало воспитанию культуры труда.

Гигиеническая оценка занятия.

Эффективно использовалось наиболее продуктивное время занятия. Поведение обучающихся соответствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры. Работе обучающихся на занятии не мешали дополнительные раздражители. Классная комната соответствовала гигиеническим нормам.

Общая оценка занятия.

Подводя итоги занятия, необходимо отметить, что коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1 – го класса дает результат при соблюдении следующих условий:

. Логопедическая работа должна проводится над всеми уровнями языковой системы;

. Постепенность и последовательность коррекционной работы;

. Интеграция коррекционной логопедической работы со школьной программой по русскому языку и чтению, для того, чтобы максимально помочь ребенку в учебе и показать успешность его занятий;

. Обогащение лексики обучающихся, развитие связной речи и коррекция психических процессов, связанных с письмом и чтением;

. Использование игровых и занимательных заданий;

. Достаточное количество упражнений различной степени сложности в зависимости от этапа коррекционной работы, которое необходимо обеспечить, учитывая стойкость специфических нарушений устной и письменной речи.

Схема анализа логопедического занятия

Ф.И.О. логопеда_______________________________________________________________________________________






Шкалы оценки Степень выражен. (0) Степень выражен. (1) Степень выражен. (2) Система оценки
1. Цель и задачи занятия +

3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
1 балл

+
+

9-18 баллов – средний уровень
1-8 балла – низкий уровень
15 баллов

+
2.3. Наличие плана занятия +
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3. Содержание занятия +

4-7 баллов – средний уровень
1-3 балла – низкий уровень
5 баллов

+
+
+
+
+

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

+

3-4 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
6 баллов

+
+
6. Результативность занятия + 2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

Итого: 29 баллов

Примечание:

  • 2 балла – оптимальный уровень
  • 1 балл – средний уровень
  • 0 баллов – низкий уровень
Проблемные зоны занятия Сроки Ответственный
1. Обучение целеполаганию.

Цель занятия

Задачи :

Коррекционные

Образовательные

Воспитательные

Цель занятия

Задачи


Схема анализа занятия со слабослышащими детьми

Ф.И.О. сурдопедагога__________________________________________________________________________________
ДОУ № __________________________________________________________ Дата _____________________
Цель посещения _______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Форма занятия: индивидуальное; фронтальное; подгрупповое /нужное подчеркнуть/
Тема занятия: ________________________________________________________________________________________
Возраст детей: _______________________________________________________________________________________

Структурные компоненты анализа занятия Шкалы оценки Степень выражен. (0) Степень выражен. (1) Степень выражен. (2) Система оценки
1. Цель и задачи занятия 1.1. Правильность постановки цели занятия (соответствие цели содержанию занятия, перспективному плану работы, возрастным и речевым особенностям группы детей; формулирование в конкретных результатах деятельности воспитанников) + 4 балла – оптимальный уровень

3 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
1 балл

1.2. Наличие коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач +
2. Методика организации и проведения занятия 2.1. Соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленной цели занятия, возможностям детей + 19-26 баллов – оптимальный уровень

9-18 баллов – средний уровень
1-8 балла – низкий уровень
15 баллов

2.2. Разнообразие используемых методов и приемов работы +
2.3. Наличие плана занятия +
2.4. Последовательность и взаимосвязь этапов занятия +
2.5. Целесообразность распределения времени между этапами занятия +
2.6. Рациональность организации деятельности от простого к сложному +
2.7. Организация самостоятельной работы детей +
2.8. Смена видов деятельности (своевременное и качественное проведение физкультминуток и др.) +
2.9. Эмоциональность подачи материала +
2.10. Доступность, четкость инструкции и своевременность помощи логопеда +
2.11. Умение использовать методические пособия +
2.12. Соотношение речи логопеда и детей +
2.13. Ясность, точность, выразительность и эмоциональность речи логопеда +
3. Содержание занятия 3.1. Полнота, доступность изложения материала + 8-10 баллов – оптимальный уровень

4-7 баллов – средний уровень
1-3 балла – низкий уровень
5 баллов

3.2. Подведение к восприятию новых знаний (связь нового с ранее изученным) +
3.3. Формирование новых понятий +
3.4. Актуализация опорных знаний +
3.5. Характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей) +
4. Коррекционная направленность занятия 4.1. Степень достижения коррекционной задачи (в зависимости от целевой направленности занятия).
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • формирование правильного произношения звука «С»;
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения; и др.
+ 2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

5. Особенности деятельности детей на занятии 5.1. Активность детей в процессе занятия + 5-6 баллов – оптимальный уровень

3-4 балла – средний уровень
1-2 балла – низкий уровень
6 баллов

5.2. Устойчивость внимания, интерес +
6.3. Качество выполнения заданий детьми +
6. Результативность занятия 6.1. Степень усвоения детьми нового материала + 2 балла – оптимальный уровень

1 балл – средний уровень
0 балла – низкий уровень
1 балл

Итого: 29 баллов

Примечание:

  • 2 балла – оптимальный уровень
  • 1 балл – средний уровень
  • 0 баллов – низкий уровень

Общие выводы об эффективности проведенного занятия:

  • 39 – 50 баллов - оптимальный уровень качества и результативности занятия
  • 21 – 38 баллов - средний уровень качества и результативности занятия
  • 1 – 20 баллов - низкий уровень качества и результативности занятия
Проблемные зоны занятия Действия, мероприятия по их устранению Сроки Ответственный
1.Четкое формулирование целей и задач. 1. Обучение целеполаганию.
2. Несоответствие темы и содержания занятия. 2. Привести в соответствие цели и содержание занятия.
3. Четкое формулирование этапов занятия. 3. Структурировать содержание занятия в соответствие с основными этапами.
4. Несоответствие содержания занятия программным требованиям подготовительной группы. 4. Привести в соответствие тему и содержание занятия программным требованиям подготовительной группы.

Анализ проведен __________________________________________________________/Ф.И.О., должность/

Цель занятия : автоматизировать звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи :

Коррекционные

1. Четкое произношение звука С в словах, словосочетаниях, предложениях.

2. Развитие фонематических представлений.

3. Отработка падежных конструкций творительного падежа.

Образовательные

4. Приобретение детьми новых знаний.

Воспитательные

5. Умение взаимодействовать друг с другом.

6. Культура поведения и культура общения.

Цель занятия – это тот конечный результат, который мы хотим получить.

Задачи – конкретные шаги для достижения поставленной цели.