Какие предметы входят в естественно научный цикл. Межпредметные связи предметов естественно научного цикла


Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на всестороннее гармоничное развитие личности. Важнейшим условием решения этих общих задач является осуществление и развитие межпредметных связей предметов, согласованной работы учителей-предметников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла тесно связано с математикой. Она дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных предметов.

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

На основе знаний по математике в первую очередь формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Преемственные связи с курсами естественнонаучного цикла раскрывают практическое применение математических умений и навыков. Это способствует формированию у учащихся целостного, научного мировоззрения.

Класс Предмет Учебная тема Математическое содержание
9,10 Физика Равноускоренное движение Линейная функция, производная функции
7, 8,10 Движение, взаимодействие тел. Электричество Прямая и обратная пропорциональная зависимость
9,10 Механика Векторы, метод координат, производная, функция. График функции
11 Оптика Симметрия
9,10 Кинематика Векторы, действия над векторами
10,11 Информатика Алгоритм, программа Уравнения, неравенства
6 География Изображение земной поверхности Масштаб, координаты на плоскости
8,9 Химия
  • Масса, объем и количество вещества,
  • Задачи с массовой долей выхода продукта реакции
  • Расчеты массовой доли примесей по данной массе смеси
  • Растворы
  • Определение формулы вещества по массовым долям элементов
Уравнения, проценты
8 Черчение
  • Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
  • Аксонометрические проекции. Деление окружности на равные части, сопряжение
Параллельность, перпендикулярность прямых, измерение отрезков и углов, окружность, масштаб, параллельное проецирование
10,11 Экономика Проценты, уравнения, неравенства

Курс алгебры и начал анализа наглядно показывает универсальность математических методов, демонстрирует основные этапы решения прикладных задач. Аксиоматическое построение курса геометрии создает базу для понимания логики построения любой научной теории, изучаемой в курсах физики, химии, биологии.

Важную роль в осуществлении межпредметных связей играет математическое моделирование. Можно привести множество примеров того, как абстрактные понятия, изучаемые на уроках математики, выражают не связанные друг с другом закономерности реального мира. При изучении линейной функции у = кх + b полезно показать учащимся, что она может описывать зависимость между длиной стержня и температурой нагревания: l = l 0 (1+α t), между объемом газа и его температурой при постоянном давлении: V = V 0 (1+α t) (закон Гей-Люсака),давлением и температурой газа при постоянном объеме: p = p 0 (1+β t) (закон Шарля), скоростью и временем при равноускоренном движении: ʋ = ʋ 0 + at и т. д. При изучении квадратичной функции y = ax 2 можно привести примеры зависимости пути от времени при равноускоренном движении , формулу мощности электрического тока P = I 2 R при постоянном сопротивлении и другие формулы.

Моделирование как метод познания включает в себя:

  • построение, конструирование модели;
  • исследование модели(экспериментальное или мысленное);
  • анализ полученных данных и перенос их на подлинный объект изучения.

Решая прикладные задачи, мы проходим названные выше три этапа:

  • построение модели (перевод условия задачи с обыденного на математический язык)
  • работа с моделью (решение уравнения, неравенства и т. д.)
  • ответ на вопрос задачи

Можно проиллюстрировать сказанное на примере системы задач с физическим содержанием при изучении темы “Векторы” в 8–9-х классах на примере раздела “Динамика”. Векторные умения и навыки отображают модельный характер этого материала. Графические упражнения позволяют учащимся перевести физическую ситуацию на геометрический язык и получать информацию о физических явлениях с помощью геометрической модели векторного пространства. (См. Приложение 1)

У многих учеников вызывают затруднения задачи на смеси и сплавы. Вероятно, это связано с тем, что таким задачам в школьном курсе математики уделяется совсем мало внимания. Вместе с тем они входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, нередко включаются в варианты ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

При решении задач данного типа полезно пользоваться наглядной моделью - схемой, в которой смесь (раствор, сплав) изображается в виде прямоугольника, разбитого на фрагменты в соответствии с числом входящих в нее (в него) компонентов, а непосредственно при составлении уравнения - проследить содержание какого-нибудь одного компонента. (См. Приложение 1)

С целью совершенствования химических и математических знаний и умений учащихся можно предложить задачи на применение графиков.

  1. Пользуясь графиком, определите количество энергии, выделяющейся при образовании15г серной кислоты в результате гидратации оксида серы.
  2. Какая химическая реакция имеет наибольший тепловой эффект?
  3. Определите к 1 , к 2 ,…к 6 в функциях, графики которых изображены на рисунке.

Можно предложить задачи межпредметного характера в ходе изучения других математических тем. (См. Приложение 1)

Хорошим источником материала для проведения уроков алгебры является тетрадь с печатной основой авторов Беленкова Е.Ю. и Лебединцевой Е.А. “Математика 5”, “Математика 6. Задания для обучения и развития учащихся” и пособие “Алгебра 7 класс”, “Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся”, ориентированное на развитие мышления и творческих способностей.

Выполнение предлагаемых заданий позволяет расширить кругозор учащихся, получить дополнительную информацию об окружающем мире.

Осуществление межпредметных связей в процессе обучения основано на координации обучающей деятельности учителей. Поэтому данная проблема требует целенаправленного руководства со стороны заместителя директора по учебно-воспитательной работе и методического совета школы.

Категория педагогических работников Факторы, влияющие на недостаточное применение межпредметных связей
Молодые специалисты Не имеют опыта и умений применения знаний по родственным своей профессии предметам
Учителя с опытом работы от 1 до 3 лет Недостаточно владеют методиками планирования и реализации межпредметных связей на уроках и во внеклассной деятельности
Учителя со стажем работы свыше 15 лет Уже не имеют, как правило, достаточных знаний по родственным предметам, нуждаются в усвоении новых трактовок общепредметных понятий, особенностей новых учебных программ по смежным предметам, необходимых для реализации межпредметных связей

Проблема межпредметных связей относится к числу сложных педагогических проблем, требующих коллективного опыта учителей для своего решения. Поэтому так важно организовать работу всего педагогического коллектива над этой проблемой, соблюдая строгую последовательность этапов:

  1. Повышение интереса учителей, показ значимости межпредметных связей в обучении. Выбор и распределение методических тем.
  2. Изучение учителями литературы, обучение их методическим приемам осуществления межпредметных связей, обобщение опыта учителей.
  3. Организация экспериментальной работы с привлечением всего педагогического коллектива.
  4. Организация комплексного, всестороннего использования межпредметных связей по всем предметам.
  5. Конкретизация методических тем и сочетание различных видов работы над общими темами в целях решения общих учебно-методических задач.

Таким образом, современная концепция межпредметных связей предметов естественно-математического цикла ориентирует учителей на систематическую взаимосвязь учебных предметов, активную реализацию межпредметности в содержании, методах и формах организации обучения, во внеклассной работе, широкого внедрения в практику обучения интегрированных уроков, элективных курсов, объединяющих знания из различных научных и практических областей.

Взаимосвязь предметов естественно-математического цикла

Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалистического мировоззрения, атеистических убеждений, политехнических знаний и умений учащихся, всестороннее гармоническое развитие личности. На основе изучения общих законов развития природы, особенностей отдельных форм движения материи и их взаимосвязей учителя формируют у учащихся современные представления о естественнонаучной картине мира. Эти общие задачи успешно решаются в процессе осуществления межпредметных связей, в согласованной работе учителей.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой (рис. 2). Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).

Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла

Для начала рассмотрим связь математики и химии. Начиная с 5-х классов ребята в математике сталкиваются с такими задачами, где присутствуют элементы химии. А когда ребята начинают изучать химию, то здесь наблюдается тесная взаимосвязь этих двух предметов. Особенно яркие примеры учащимся представлены в неорганической химии.

Пример. Сплав двух металлов олова и цинка 25кг. Пусть вес олова и цинка в составе соответственно 10 и 15 кг. Каков процент содержание олова и цинка в сплаве?

Под процентным содержание олова и цинка понимается часть, которую составляет вес олова и цинка от веса сплава. Так как вес сплава равен 25кг, то олова составляет 10/25 = 0,4веса сплава, соответственно вес цинка составляет 15/25 = 0,6веса сплава. Следует обратить внимание на то, что 0,4+0,6=1,0. Если найденные части выразить теперь в сотых долях частей, то получим значение этих частей выраженное в процентах 40% и 60%. Здесь необходимо опять подчеркнуть, что 40%+60% = 100%.

На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. Изучение математики опирается на преемственные связи с курсами познания мира, физической географии, трудового обучения. При этом раскрывает практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений и математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

Большой интерес учащихся вызывают задачи, связанные с литературой и историей. Особенно задачи в стихотворной форме, задачи-сказки, шарады, метаграммы. Они легко запоминаются и способствуют развитию интереса даже слабого, невнимательного ученика. Применение таких задач дает возможность привлечь внимание всех ребят.

Пример 1. Шли два отца и два сына,

Нашли три апельсина стали делить

Всем по одному досталось

Как это могло быть?

(ответ: дед, сын, внук)

Пример 2. Что имеет 2 руки, 2 крыла, 2 хвоста, 3 головы, 3 туловища и 8 ног?

(ответ: всадник на коне с соколом в руке)

Более всего связь математики видна с физикой. Хотя учащиеся 5-6 классов не изучают ещё физику, но в математике мы уже решаем физические задачи на движение.

Пример 1. Собственная скорость теплохода 23 км/ч. Скорость течения реки 3 км/ч. Найдите:

а) скорость теплохода по течению;

б) скорость теплохода против течения

1 = 23 км/ч (скорость теплохода)

2 = 3 км/ч (скорость течения реки)

а) = 23+3=26км/ч (по течению)

б) = 23-3=20км/ч (против течения)

Начиная с 7 класса, связь математики и физики проявляется чаще. Практически, усвоение физики без знания математики не возможно. Поэтому в курсе математики необходима система задач, которые готовят учащихся к применению математических знаний на уроках физики.

Пример 2. Чему равна сила тяжести, движущаяся на тело массой 2кг?

P = 2кг 10 = 20Н

Пример 3. Определить давление нефти на дно цистерны, если высота столба нефти 10м, а плотность ее 800кг/м3

Дано: Решение

Важное место в этой системе занимают задачи, в которых от учащихся требуется применить свои знания о различных функциях.

Первая группа таких задач связана с необходимостью, уметь получить информацию о физическом процессе, исходя из его математической модели (формулы, графики). Для этого учащиеся должны уметь распознавать вид зависимости по её аналитическому выражению, сопоставить формулу и физическую ситуацию, в которой она рассматривается и, наконец, исследовать функцию по её формуле или графику.

Вторая группа задач связана с тем, что в курсе физики находят применение два основных вида функциональных математических моделей - формулы и графики. Поэтому учащиеся должны уметь находить параметры зависимости по её графику и сравнивать параметры функций по соответствующим графикам, определять неизвестный элемент одной из моделей, исходя из рассмотрения другой.

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

Объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

В интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

Они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Часто учитель проводит не один интегрированный урок, а 2-3 урока подряд, объединяя три и более предмета. Здесь можно говорить уже о новой форме организации учебного процесса - интегрированном блоке.

Интегрированный блок может реализовываться и в течение целого дня, тогда возникает новая форма обучения - учебный день. Анализировать же интегрированный блок (дидактические цели, содержание, методические приемы) можно на том же уровне, что и урок (учитывая лишь разное количество времени), поэтому далее будем оговаривать только форму урока.

Проводятся практические, лабораторные, исследовательские и творческие работы, требующие комплексного применения знаний. Использование ЭВМ на уроках математики, жизненные явления, факты и их анализ при объяснении теоретического материала, исторический и занимательный материал (факты, биографии, сообщения, доклады).

При выборе методов и форм использования межпредметной связи учитываются возрастные особенности учащихся, уровень их знаний, изученный материал по другим дисциплинам данного класса. Так, например, использование компьютера и формирование умений и навыков работы с наиболее распространенными программами является важной задачей образования.

Компьютерные технологии помогают улучшить и разнообразить преподавание математики, формируют основы компьютерной инженерной графики, которая заменяет традиционные методы построения чертежей и графиков.

В средних классах используются задачи, которые помогают углубить знания учащихся по биологии, географии, физики. При решении задач осуществляются дифференцированный и индивидуальный подход. Таким образом, для реализации межпредметных связей учитель математики с учетом общешкольного плана учебно-методической работы должен разработать индивидуальный план реализации межпредметных связей в математических курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд этапов:

1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому математическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;

2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов;

3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках;

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения;

5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.

Решая задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные действия:

1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;

2) отбор и актуализация (приведение в рабочее состояние) нужных знаний из других предметов;

3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;

4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;

5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.

Таким образом, систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая развивающая функция обучения математики.

Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, - идущие от математики в другие учебные предметы.

Интегративная связь предметов естественнонаучного цикла
в рамках реализации требований ФГОС нового поколения
Мыслящий ум не чувствует
себя счастливым,
пока ему не удаётся связать
воедино разрозненные факты.
Д. Хевелси
Сегодня интегративный подход находит широкое применение как в
фундаментальных науках, так и в образовательном процессе. Согласно учению о
детерминизме окружающий нас мир един во всём многообразии его проявлений. Все
процессы, происходящие в нём, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, одна
из задач обучения – формирование у учащихся системного мышления, которое позволяет
видеть мир как единую систему, понимать взаимосвязь и взаимообусловленность всех его
проявлений.
В настоящее время география, биология, химия характеризуются высочайшей
специализацией составляющих её дисциплин и одновременно тесным их взаимодействием.
Интеграция наук помогает в решении самых сложных, синтетических по своей
природе проблем. В результате объединения научных дисциплин произошло интенсивное
обогащение географии, биологии, химии фактическим материалом и новыми теориями.
Прогрессивное развитие данных наук невозможно без связи с другими науками.
С точки зрения гносеологии процесс познания окружающего мира имеет
определённую логику и процесс обучения должен состоять из следующих этапов:
 целостного восприятия объекта изучения (интеграция);
 системного анализа объекта (дифференциация);
 обобщение данных, полученных в результате анализа (интеграция).
Таким образом, процесс познания должен начинаться и заканчиваться интеграцией
знаний.
Достигнуть успеха в познании фундаментальных свойств Вселенной можно только
на основе интеграции знаний об окружающем мире, включающем физическую
составляющую, мир химических превращений и царство живых существ. Процесс
интеграции знаний приводит к тому, что границы между науками становятся всё менее

чёткими, на их стыках возникают новые, пограничные науки, имеющие интегративный
характер.
В настоящее время наибольший интерес вызывают исследования
междисциплинарного характера и содержание современного школьного
естественнонаучного образования должно отражать ведущую тенденцию современной
науки – её интегративный характер.
Предметам естественнонаучного цикла принадлежит важная роль в формировании
современного миропонимания, основанного на знаниях о взаимодействиях в системе
«природа­человек», которые интегрально отражают мир и объективные связи в нём.

Основываясь на интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, мы можем
формировать целостную картину мира, закладывать основы современного научного
мировоззрения и системного мышления, и предметы данного цикла обладают большим
инновационным потенциалом по формированию основ естественнонаучной компетентности
и гуманистических идеалов в их единстве, что способствует целостному восприятию мира
в широком культурном контексте.
Предмет «География» занимает особое интегративное место в общей системе
знаний. Являясь как естественной, так и общественной наукой, география способствует
формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной
социоприродной картине мира.
Для современной географии, биологии, химии как наук о суперсистеме
«человек­хозяйство­окружающая среда» вместе с аналитическо­объяснительной
усиливается их интегративная функция. Становится все более очевидным, что развитие
материального производства, познание глобальных проблем человечества (экологическая,
энергетическая, ресурсная и др.) зависят не только от вклада отдельных наук, но и от их
междисциплинарного синтеза.
Интеграционные тенденции в синтезе географических, биологических и химических
знаний особенно ярко проявляются в гуманизации, социологизации, экономизации.
Отражение этих направлений в программах и учебниках предметов естественнонаучного
цикла помогает интегральному осмыслению проблемы оптимизации взаимодействия
общества и природы.
Принципы гуманизации ориентированы на раскрытие духовности человека и такой
компонент содержания образования, как опыт эмоционально­ценностного отношения к
миру, часто остаётся нереализованным. С целью активизации учебно­познавательной

деятельности учащихся необходимо придавать урокам эмоциональную окраску.
Использование на уроках литературно­художественных описаний природы, поэтических
произведений достаточно широко практикуется преподавателями географии и биологии.
Цель современного школьного образования – формирование гармоничной личности
учащихся посредством создания условий для её самореализации и самоопределения.
Структура личности порождается видовым строением человеческой деятельности и
поэтому характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим,
коммуникативным, художественным.
Опытные учителя широко применяют художественные произведения, используя их
для анализа научных вопросов. Для формирования художественного потенциала
целесообразно применение произведений искусства. Это произведения литературы (поэзии,
прозы, научно­популярной литературы), изобразительного искусства, музыкальные
произведения, средства телевидения и др.
Поэтические произведения, загадки, и пословицы, используемые на уроках
географии, биологии, химии, дают хороший эффект, так как содержат не только
художественное описание объектов, процессов и явлений природы, но и раскрывают
особенности живых организмов. В художественных произведениях можно найти
информацию по различным наукам. Эффективными для формирования художественного
потенциала личности учащихся являются интегрированные уроки, они дают ученикам
достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи
явлений и предметов, о взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной
и художественной культуры. Такие уроки предполагают развитие творческой и
мыслительной активности учащихся.
Актуальность межпредметных уроков заключается в том, что мир, окружающий
детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве.
Интегрированный урок позволяет и даёт возможность для саморазвития и творчества как
ученика, так и учителя.
Интегрированные уроки расширяют кругозор, способствуют формированию
разносторонне развитой и гармоничной личности.
В познание процесса взаимодействия природы и общества вносит свой вклад
учебная география, позволяющая выработать у школьников географическое мышление,
специфической чертой которого являются связанность, комплексность и системность.

Географическое мышление способствует поиску пространственно­временных
закономерностей сочетания естественных и искусственных составляющих в природно­
антропогенных системах различных иерархических уровней. На основе изучения природно­
территориальных комплексов возможна разработка практических рекомендаций
оптимизации взаимодействия общества и природы в рамках географической оболочки.
Совершенствование природопользования посредством управления процессом
развития и преобразования природно­антропогенных систем связано с разработкой и
раскрытием интеграционных возможностей географии. Немаловажно отметить, что
школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме
интеграции учебных дисциплин среднего образования,
регулирования окружающей человека среды.
затрагивающих сферу
Принципиальное изменение содержания образования, его нацеленность на развитие
творческой, социально­активной личности, выявление её познавательных интересов и
потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации
познавательной самостоятельности учащихся. Особенно значима эта задача в отношении
старшеклассников. Познавательную самостоятельность мы рассматриваем как качество
личности, проявляющееся у школьников в потребности и умениях приобретать новые
знания из различных источников, путём обобщения раскрывать сущность новых понятий,
овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески
применять для решения разнообразных проблем, задач, ситуаций и т.д.
Географические карты как выдающиеся достижения человеческой цивилизации
играют важную роль во многих сферах жизни людей. Бесспорна роль географических карт
в культуре и в искусстве. Картографические образы, мотивы, символы можно встретить на
картинах художников, в произведениях декоративно­прикладного
искусства, в
скульптурных и архитектурных композициях. Картография и живопись – интереснейшая
тема для осмысления на междисциплинарном уровне, позволяющем воспринять более
целостно феномен карты как явления уникального и многозначного, занимающего особое
место в сфере межличностного общения.
Одно из средств активизации познавательной самостоятельности старших
школьников при изучении географии, биологии, химии – решение интегрированных задач.
Интегрированная задача – это учебное задание, включающее информацию межпредметного
характера, для выполнения которого требуется привлечение знаний из различных областей,
тем или иным образом связанных с тематикой данного задания.

Интегрированные задачи могут оказывать влияние на все компоненты учебно­
воспитательного процесса ­ его цели, содержание и организацию.
Таблица 1. Влияние интегрированных задач на компоненты УВП.
Компоненты УВП
Цель обучения
Содержание обучения
Роль интегрированных задач
Активизация познавательной
самостоятельности учащихся
Отбор содержания, развивающего
мотивацию учения,
способствующего упрочению
предметных знаний,
реализующего межпредметные
связи, учитывающего жизненный
опыт учащихся, мировой
позитивный опыт, народные,
национальные традиции
Организация учебно­познавательной деятельности Создание проблемных ситуаций.
Использование игрового и
диалогового обучения.
Моделирование ситуации.
Схема 1. Структура интегрированной задачи.

Вводная информация

Проблема
Уточняющая информация:
познавательная, предметная
Результат
Интегрирование знаний всех наук может привести к усилению осознанных
потребностей в получении знаний, переносу теоретических знаний в практическую
деятельность и их использованию в нестандартных ситуациях, т.е. ведёт к активизации
познавательной самостоятельности учащихся.

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Образовательный проект

Интеграция предметов естественнонаучного цикла

в условиях национальной образовательной инициативы

Работу выполнила:

Методист информационно-

Диагностического кабинета

Легостина Эльвира Павловна

г. Павлово

2010г .

  1. Введение

Национальная образовательная инициатива «Наша

Новая школа» (приказ президента РФ Д.А. Медведева)

  1. Этапы развития интеграции в образовании
  2. Концептуальная часть

Объект исследования

Предмет исследования

Цель и задачи проекта

Необходимые условия реализации проекта

Ожидаемые результаты

Преимущества и недостатки в реализации проекта

Риски реализации проекта, пути решения

6. Ресурсное обеспечение реализации проекта

7. Этапы реализации проекта

8. Список литературы

Введение

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.А.Медведев

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечивающий достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Совершенствование учительского корпуса


4. Изменение школьной инфраструктуры

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении

С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования выступают как разрозненные элементы знаний. Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.

Интегративный подход в обучении – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся. Такой подход дает возможность педагогу осознать уникальность и самоценность каждого обучаемого, понять смысл современных гуманистических концепций и педагогических технологий.

Принцип интегративности как один из дидактических принципов обучения, требует создания педагогических условий для осуществления интеграции:

От общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин;

Определения оптимального уровня и формы интеграции предметов;

Точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей;

Координирования программ учебных предметов;

Использования соответствующих методов и приемов, средств обучения с целью формирования целостных знаний школьников о мире.

Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных в преподавании разнообразных предметов. Систематическое и органическое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию учащихся умений и желания использовать ранее полученные знания.

За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Этапы развития интеграции в образовании.

История интеграции в образовании структурируется на три этапа:

  1. рубеж веков – 20-е гг. проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа);
  2. реализация межпредметных связей;
  3. собственно интеграция.

Рассмотрим эти этапы более подробно. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной интеграционной основе были предприняты в начале века в США Дж. Дьюи и в 20-х г. в Советской России С. Т. Шацким, М. М. Рубинштейном и др. Это направление вошло в историю педагогики под названием трудовой школы. Основной принцип – «метод жизненных комплексов», то есть интеграция знаний из различных предметных областей вокруг некой общей проблемы. Это был первый практический опыт организации учебного процесса. Но в 1931 году метод был осужден и отвергнут.

Второй этап – межпредметные связи – начинается в 1952 году.

Данный этап характеризуется совместным планированием учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание ими учебников и программ смежных предметов.

Основными функциями межпредметных связей являются: формирование качеств знаний таких как: системность, глубина, осознанность, гибкость; развитие творческого мышления учащихся, познавательной активности, самостоятельности; способности к преодолению предметной инертности мышления и расширение кругозора учеников; осуществление комплексного подхода в воспитании; совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

С 80-х годов начинается третий этап развития интегративных процессов в отечественной педагогике - этап собственно интеграции.

Интеграция в образовании осуществляется в трех направлениях :

а) новые типы школ интегрированного характера (лицеи, колледжи, гимназии);

б) учебные интегрированные курсы;

в) интегративные методы (деловые игры и т.д.) и формы (интегрированные уроки).

Аналитико-прогностическое обоснование проекта

Организация и реализация проекта определяется особенностями образовательной ситуации, которая характеризуется профессиональной деятельностью педагогов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс.

Всего преподавателей естественных дисциплин (основных работников школ) в Павловском районе на начало 2010-11учебного года - 69 человек;

из них учителей:

физики – 16 человек;

географии - 18 человек;

биологии – 21 человек;

химии – 14 человек

100% преподавателей естественного цикла имеют высшее профессиональное образование.

Наличие квалификационной категории у 64 человек – 92,7% :

высшая– 19 чел. – 29,6%;

первая - 30 чел. - 46,8%;

вторая – 15 чел. – 23,4%;

В период с 2006г. по 2010г. прошли курсы повышения квалификации:

2006г . - 18 чел. 2009г. – 11чел.

2007г. – 10 чел. 2010г. – 17 чел.

2008г. – 6 чел.

Учителями естественнонаучного цикла Павловского муниципального района созданы и используются в учебном процессе авторские методические программы, реализующие идею интеграции в образовании, имеющие экспертное з аключение НИРО:

МОУ СОШ № 5 г. Павлово – 5 программ

МОУ СОШ № 7 г. Павлово – 1 программа

МОУ СОШ №1 г. Ворсма – 1 программа

МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино – 2 программы

Адресат (класс, ОУ)

Экспертное заключение НМЭС НИРО (№, дата выдачи)

Программа курса «Экология»

Митрофанова Э.А., учитель биологии МОУ СОШ №7

5класс, МОУ СОШ №7г.Павлово

№ 59

22.05.2005г.

Программа элективного курса «Химия окружающей среды»

Никитина Ф.В., учитель химии МОУ СОШ №1 г. Ворсма

11класс, МОУ СОШ №1г. Ворсма

№74,

23.05.2007г.

Программа элективного курса «Экология комнатных растений»

Балакина Н.В., учитель биологии МОУ СОШ № 1 р.п. Тумботино

7-9 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 105,

16.06 2009г.

Программа экологического образования

Балакина Н.В., учитель биологии и экологии МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

5-11 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 222,

19.12. 2007г

«Медицинская генетика»

№97, 2006год

«Гигиена и экология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№98, 2006год

«Биоэтика»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№99, 2006год

«Основы микробиологии и вирусологии»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№100, 2006год

«Анатомия и физиология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ № 1, работает по программе учитель биологии

Димитриенко Н.Г.

10 класс МОУ СОШ № 5г. Павлово

№ 21, 2006год

В общеобразовательных учреждениях г. Павлово ведется профильное изучение, предметов естественного цикла, на основе интегративного подхода:

Образовательное

Учреждение

Направление профиля

Наличие договора с ВУЗом, СУЗом

МОУ СОШ № 1

г. Павлово

Естественно-математический

ННГАСУ

МОУ СОШ № 5

Г. Павлово

Естественно-математический;

Химико-биологическая специализация

ГОУ Нижегородский медицинский базовый колледж

МОУ СОШ № 10

г. Павлово

Естественно-математический

Научно-методический центр «Школа нового поколения»

Совершенствование профессионального мастерства педагогов осуществляется с помощью участия их в различных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, национальных проектах и т.д.

Количество

участников и победителей ПНПО по предметным областям

Предмет

Количество участников

Количество победителей

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2007г.

2008г.

2009г

2010г.

Биология

География

Химия

Физика

Всего

В 2010 году грантом Губернатора Нижегородской области награждены:

Учитель биологии: (МОУ СОШ № 1

Р.п. Тумботино);

Учитель химии: Рыжова Марина Евгеньевна (МОУ СОШ д. Ясенцы)

В работе с детьми педагоги применяют новые образовательные

технологии:

Здоровьесберегающие;

Технологии проектной и исследовательской деятельности;

Разноуровневого, развивающего, диалогового, проблемного, личностно - ориентированного обучения;

Технологию сотрудничества, полного усвоения знаний, критического мышления.

87% преподавателей естественнонаучных дисциплин строят учебный процесс на основе использования современных информационно-камуникационных технологий, таких как:

Обучающие программы;

Контролирующие программы;

Программы- тренажеры;

Демонстрационные программы;

Имитационно-моделирующие программы;

Справочно-информационные программы;

Мультимедиа учебники;

Работают с интерактивной доской.

Большинство общеобразовательных учреждений Павловского района в достаточной мере оснащены учебным оборудованием , необходимым для повышения качества изучаемых предметов:

№ п/п

Индикатор

Показатель 2009 года

Показа

тель 2010 года

Кол-во компьютерных классов (кабинетов информатики)

Кол-во компьютеров в кабинетах информатики

Кол-во компьютеров, установленных в других учебных кабинетах (физики, химии, биологии и т.д.)

процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в образовательном процессе

Кол-во мультимедийных проекторов

Процент учителей, использующих проекторы в учебном процессе

34,5

Кол-во интерактивных досок

Процент учителей, использующих интерактивные доски в учебном процессе

20,7

Кол-во лицензионных дисков в школьной медиатеке для учебных предметов

2034

2575

Кабинет физики (кол-во)

18+6с

18+6с

процент

83,8

7 класс

87,75

8 класс

9 класс

78,7

10 класс

11 класс

85,7

процент

61,6

Электродинамика

66,9

Термодинамика

66,6

Механика

72,6

Оптика

63,9

Ядерная физика

38,2

Кабинет химии (кол-во)

16+7с

16+7с

наличие вытяжного шкафа в рабочем состоянии

процент обеспеченности лабораторным оборудованием и химическими реактивами для выполнения практической части программы:

83,4

8 класс

84,2

9 класс

83,6

10 класс

11 класс

87,8

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов:

Неорганическая химия

74,9

Органическая химия

71,2

Кабинет биологии (кол-во)

17+7с

17+7с

процент обеспеченности лабораторным оборудованием для выполнения практической части программы:

6 класс

7 класс

72,4

8 класс

74,5

9 класс

74,8

10 класс

74,7

11 класс

73,5

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов биологии:

71,7

Природоведение

Ботаника

77,2

Зоология

69,1

Анатомия

72,5

Общая биология

65,8

Кабинет географии (кол-во)

17+5с

17+5с

процент обеспеченности картами:

76,9

Карты мира

Карты материков, их частей и океанов

74,7

Карты России

75,2

В результате сравнительного анализа за 2009 и 2010 годы, обеспеченности учебным оборудованием кабинетов естественных дисциплин, можно сделать следующие выводы:

Наблюдается увеличение процента оснащенности кабинетов лабораторным и демонстрационным оборудованием;

Значительно возрос показатель численности компьютеров в кабинетах предметных дисциплин;

Вырос процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в обучении;

Увеличилось количество современного компьютерного оборудования,

В школах; соответственно увеличился процент учителей, использующих современное компьютерное оборудование в учебно-воспитательном процессе.

Все вышеперечисленные показатели свидетельствуют о повышении

профессионального уровня педагогов естественных дисциплин, об

увеличении количества учебного оборудования в общеобразовательных

учереждениях, что оказывает значительное влияние на качество учебно-

воспитательного процесса и создает эффективные условия для реализации данного проекта.

Концептуальная часть

Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одновременно с введением стандартов второго поколения планирует сформировать у школьников в процессе обучения целостный социально-ориентированный взгляд на мир. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей различных предметов.
Интегративный подход в обучении является одним из способов в построении новой образовательной системы.

В учебно-воспитательном процессе интеграция может осуществляться на любом этапе:

1) на этапе педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);

2) на этапе содержания (интегрированные программы, учебные курсы);

3) на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);

4) на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия)

Необходимо выделить несколько уровней интеграции:

Первый уровень – осуществление межпредметных связей в процессе обучения. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира.

Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.

Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла.

Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, таких как наблюдение, гипотеза, эксперимент; обучение этим методам учащихся.

Средства и формы обучения необходимые для интеграции знаний:

Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями:

1) предельной четкостью, компактностью учебного материала;

2) логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала

Интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

3) большой информативной емкостью учебного материала используемого

На уроке.

При планировании и организации таких занятий учителю важно учитывать следующие условия:

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний нескольких

Предметов, поэтому важно правильно определить главную цель

Интегрированного урока;

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности

Учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности

В ходе урока;

При проведении интегрированного урока учителям требуется тщательная

Координация действий.

Ориентация педагогов на структурирование содержание образования в соответствии с методологией научного познания позволит не только осуществить интеграцию содержания учебного материала но и:

Рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;

Более четко систематизировать учебный материал;

Создать у детей представления о целостной научной картине мира.

Методическая характеристика проекта

Объект исследования : интеграция предметов естественнонаучного

цикла, способствующая повышению профессионального уровня педагогов и

Формирующая у школьников понимание целостной научной картины мира.

Предмет исследования : процесс обучения естественным дисциплинам на

Интегративной основе.

Цель проекта : расширение профессиональных компетенций преподавателей

естественнонаучного цикла в области интеграции содержания учебных

предметов.

Задачи:

Спланировать и организовать работу по реализации данного проекта в

Соответствии с новыми требованиями к образованию;

Оказать методическую помощь педагогам по данному вопросу;

Подготовить квалифицированные кадры, для осуществления интегратив-

Ного подхода в обучении;

Построить образовательный процесс на основе новой педагогической

Технологии;

Разработать и реализовать программу интегрированного обучения

Предметам естественнонаучного цикла.

Необходимые условия реализации проекта:

1) изучение литературы по данной теме;

2) знакомство с требованиями и особенностями новой системы обучения;

3) организация и проведение курсов повышения квалификации учителей

В данной образовательной области;

4) обмен опытом педагогов, реализующих интеграцию в обучении.

В рамках осуществления образовательного проекта информационно-диагностическому кабинету необходимо оказывать систематическое информационно-методическое сопровождение педагогам, координировать работу учителей и учащихся с целью достижения положительного результата в экспериментальной работе.

Ожидаемые результаты

Наличие высококвалифицированных педагогических кадров;

Создание педагогической технологии на интегративной основе;

Разработка и реализация программ, на основе интегративного

Подхода в обучении предметам естественнонаучного цикла

Участники эксперимента

  1. ГОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород (курсы повышения квалифика-ции преподавателей, организация и проведение семинаров, конференций);
  2. Информационно-диагностический кабинет управления образования администрации Павловского муниципального района;
  3. Образовательные учреждения Павловского района.

Руководитель (координатор) эксперимента:

со стороны муниципальной методической службы – Легостина Э.П. - методист информационно-диагностического кабинета.

со стороны образовательных учреждений – заместители директоров поУВР, НЭР, педагоги.

Сроки реализации проекта

2010-2013 годы.

Преимущества и недостатки

Плюсы интегративного подхода в образовании:

  1. адекватность современному уровню научных представлений о мире;
  2. возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  3. расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности;
  4. стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих принципам интегративного подхода;
  5. объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;
  6. снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества предметов;
  7. получение качественно нового педагогического результата

Недостатки:

отсутствие учебно-методического комплекса;

Недостаточная подготовленность педагогов по данному

Направлению работы;

Методы сбора и обработки экспериментальных данных

- исследовательский (изучение литературы, нормативно-правовой базы);

  1. эмпирические методы (наблюдение, опросы, анкетирования);
  2. изучение и обобщение опыта интегрированного обучения школьников;
  3. мониторинг инновационной деятельности.

Структура организации эксперимента

1 уровень – муниципальные образовательные учреждения.

2 уровень – муниципальное образовательное пространство. Деятельность

Информационно-диагностического кабинета.

3 уровень - образовательное пространство Нижегородской области. Координация взаимодействия участников экспериментальной деятельности.

Риски:

Введение новой технологии в образовательный процесс;

Сертификация программ курсов,

Пути решения:

1) изучение нормативно-правовой базы, разработка положений, документов;

2) подготовка педкадров;

2) создание, экспертиза и сертификация программ;

3) механизм взаимодействий на уровне района, области.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы:

Закон РФ «Об образовании»

Приказ президента РФ № 271 от 04.02.2010г. « Об

Утверждении национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»

Концепция модернизации российского образования

Программа экспериментальной деятельности Павловского района

Положение об организации инновационной деятельности

в образовательных учреждениях

Положение о педагоге-экспериментаторе

Положение о районном экспертном Совете

Положение об опытно-экспериментальной площадке

Положения о творческом объединении педагогов,

Педагогической мастерской

Положение, регламентирующее материальное стимулирование

Участников инновационной, опытно-экспериментальной деятельности

Договоры между образовательными учреждениями

И другими субъектами образовательной деятельности

Программа развития инновационной деятельности

Кадровые ресурсы.

Ф.И.О.

ОУ

Должность

Ответственный

Митрофанова Эльвира Алексеевна

МОУ СОШ № 7 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Балакина Наталья Валентиновна

МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Крючкова Надежда Ивановна

МОУ СОШ № 1 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Никитина Фаина Владимировна

МОУ СОШ № 1 г.Ворсма

учитель химии

учитель-экспериментатор

Программно-методические ресурсы:

2) методическая литература;

3) медиаресурсы

Финансовое обеспечение:

Средства муниципального бюджета.

Материальное стимулирование инновационных процессов

Из положений о материальном стимулировании педагогических работников

образовательных учреждений:

доплаты:

в размере 15% (должностного оклада) - руководителям

Районных методических объединений;

в размере 10% - руководителям районных творческих объединений;

в размере до 15%- членам опытно-экспериментальных площадок;

премии:

в размере до 25% - за работу в районном экспертном совете,

Экспертных комиссиях;

в размере до 30% - за организацию и работу в районных мероприятиях;

За разработку новых эффективных технологий;

Методик обучения, воспитания, развития детей

Основные этапы реализации проекта.

1. Подготовительный: информационно-аналитический этап(2010-11г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Изучение литературы и нормативно-правовой базы

сентябрь-октябрь

Легостина Э.П.

Диагностика готовности педагогов к изучению и внедрению новых образовательных технологий

ноябрь

Легостина Э.П., педагоги

Анализ концепции интегрированного обучения

Легостина Э.П.

Поэтапное планирование эксперимента.

Легостина Э.П.

Обучающие семинары:

1. « Современные проблемы интеграции предметов естественно-научного цикла»,

2. «Методические подходы к реализации процесса обучения на основе интегрированного содержания»

Легостина Э.П.

Разработка диагностических средств оценки результатов деятельности на данном этапе

Легостина Э.П., руководители РМО

Анализ работы.

Корректировка деятельности.

Легостина Э.П.

2. Основной: практический (2011-12г.г.)

Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

1 .

Определение ресурсного обеспечения проекта: изучение и разработка нормативных документов, финансо-вое и материально-техническое оснащение

Легостина Э.П.

2.

Приобретение учебной и методической литературы

Легостина Э.П.,

Ежова Е.В.

3.

Организация и проведение курсовой подготовки учителей

Легостина Э.П.,

ГОУ ДПО НИРО

4.

Проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий педагогами естественных дисциплин

в течение года

учителя- предметники

5.

Проведение научно-практических семинаров по разработке интегрированного курса изучения предметов естественнонаучного цикла

Легостина Э.П.,

6.

Разработка программ

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги

7.

Экспертиза программ

экспертный совет

8.

Круглый стол «Информационная поддержка в реализации интегративного подхода в обучении»

Легостина Э.П., педагоги -экспериментаторы

9.

Разработка диагностических средств основного этапа


Легостина Э.П.

10

Анализ работы по реализации проекта на данном этапе

Легостина Э.П., педагоги

3. Итоговый этап (20012-13г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Корректировка документов и планирование дальнейшей работы.

Легостина Э.П., педагоги

Проведение семинаров, круглых столов по реализации программы

в течение года

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги -экспериментаторы

Веб-конференции по обмену опытом с учителями других районов

Легостина Э.П.

Обобщение инновационного опыта педагогов

руководители МО

Результаты реализации проекта

методист ИДК, педагоги-эксперимент.

Литература

1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам: География. Биология. Химия. Физика. М.: «Просвещение»,2010г.

2. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. – 2001г. - № 1.

3. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. - Днепропетровск, 2004г.

4. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика № 4, 1999г.

5. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, 1998г. Подписи к слайдам.


В Московском педагогическом государственном университете прошел второй день Фестиваля «Учительская книга», посвященный предметам естественнонаучного цикла: биологии, химии, физике, математике, информатике и астрономии. Разговор об учебной литературе, конечно, неразрывно связан с преподаванием этих дисциплин, а одна из самых актуальных тем по-прежнему – грядущая сдача ОГЭ и ЕГЭ, куда направлены усилия учителей в старших классах и для подготовки к которым в учебниках и методических изданиях отводится немалое место.

Учителям по естественнонаучным предметам предлагались полуторачасовые лекции и семинары, проходившие по очереди в шести залах, так что выбор наиболее актуальных тем был обширный: и по дисциплинам, и по содержанию. Разговор на каждой секции строился вокруг конкретной литературы, публикуемой издательствами, а докладчики эти издательства и представляли. Многие из учебных материалов во время фестиваля можно приобрести: на развернувшейся в фойе ярмарке представлено более 1000 наименований книг от издательских домов «1С», «БИНОМ. Лаборатория знаний», «ВАКО», «Илекса», «Интеллект-Центр», «Легион», «Мир школьника», «Мнемозина», «Научная игрушка», «Национальное образование», «Просвещение», «Русское слово», «СМИО Пресс», «Учебная литература», «Учитель», «Физикон», «Экзамен», , Институт системно-деятельностной педагогики, ИЦ«ВЕНТАНА-ГРАФ» корпорации «Российский учебник», Многогранники, МЦНМО. При этом спикеры не только рассказывали о своих разработках и разработках коллег, но и интересовались мнением присутствующих о том, например, что бы они хотели получить от конкретных издательств. Так, после доклада, посвященного эффективному обучению математике, заместитель генерального директора Издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики Наталья Николаевна Хлевнюк задала этот вопрос присутствующим. Она также пригласила авторов к сотрудничеству с ее издательством.

О биологии в этот день говорили трижды: кандидат педагогических наук, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО Павел Михайлович Скворцов на организованной издательством «Просвещение» площадке рассказывал об организации подготовки к основному государственному экзамену. Издательство «Экзамен» пригласило кандидата педагогических наук, доцента кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ Николая Александровича Богданова , поведавшего об особенностях подготовки к грядущему ОГЭ по биологии. Речь о новых моделях заданий по биологии в государственной итоговой аттестации в 2018 году и о том, как в принципе выстраивать подготовку к экзаменам у старшеклассников, шла на лекции Вениамина Борисовича Саленко ‒ кандидата биологических наук, учителя биологии ГБОУ «Школа № 1329», члена предметной комиссии по биологии ФГБНУ «ФИПИ». При этом учитель сразу подчеркнул, что гораздо лучше готовить учеников к аттестации плавно на протяжении всей школы, а не в последний год перед сдачей ОГЭ и ЕГЭ, когда приходится «натаскивать» учеников на тесты. Вениамин Борисович неоднократно упоминал о том, что, как показывает статистика сдачи экзамена по Москве, 64% выпускников обычных школ биологию сдают хорошо, что говорит о положительной работе учителей. «Мы ‒ молодцы!», ‒ восклицал лектор. Коллеги поговорили о задачах повышенной сложности, в которых, по мнению Саленко, уделяется мало внимания исследовательской деятельности. Спикер указал на новые модели заданий (линии 21 и 23), которые рассчитаны как раз на практику исследования и на то, к чему следует готовиться с их учетом. Кроме того, член предметной комиссии по биологии ФГБНУ «ФИПИ» напомнил, что, преподавая биологию, как и любую другую науку, необходимо учитывать возможности современной техники и открытия последних лет ‒ все это вносит коррективы в предыдущие теории.

Живая дискуссия получилась на встрече с Иваном Ростиславовичем Высоцким ‒ заместителем председателя Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, лауреатом премии Правительства РФ, автором учебных пособий по математике. Присутствующие делились мыслями о том, насколько не просто в рамках стандартной программы детям с математическими способностями, ведь современные образовательные стандарты нацелены на получение минимальных знаний в предмете, призваны (в связке с изучением родного языка) стать объединяющим культурным элементом. Разработчик КИМ напомнил, что уже несколько лет не публикуются официальные результаты ЕГЭ, чтобы убрать «соревновательный элемент» среди школ. Но стоит разработать усложненные задачи для экзаменов. Задания, которые подошли бы выпускникам спецшкол и лицеев и одаренным детям. Иван Ростиславович пояснил также, что задачи с экономическим содержанием вводились для поступающих в экономические вузы, которых в наше время огромное количество. Впрочем, об экономических задачах был отдельный разговор в рамках семинара кандидата физико-математических наук, заместителя генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе и автора пособий по математике Сергея Юрьевича Кулабухова . Заявленная тема так и звучала: «Виды экономических задач на ЕГЭ и способы их решения».

Об интересующих химиков вопросах говорилось на площадках издательств «Экзамен», «БИНОМ. Лаборатория знаний» и издательства «Национальное образование». Все заявленные темы тоже посвящались проблемам аттестации. На одной из лекций руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ГИА по химии ФГБНУ «ФИПИ», кандидат педагогических наук, доцент ИППО МГПУ Дмитрий Юрьевич Добротин обратил внимание учителей на уточнение, добавленное в этом году. В нем говорится, что выпускник не может быть аттестован, если он составил несуществующие модели химических реакций.

Интересным показался подход, излагаемый учителем физики высшей квалификационной категории столичного ГБОУ Гимназия 1517 Альбиной Александровной Булатовой , являющейся соавтором УМК издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний». Она рассказывала о методе исследования ключевых ситуаций в физике, с помощью которого среди предлагаемых задач можно выявить однотипные и проанализировать общую для них модель (ситуацию). Это помогает быстро и просто справляться со многими задачами, подставляя в найденный алгоритм конкретные условия. Кажется, освоив подобный навык, можно продвинуться и в целом ряде других предметов.

И еще хочется рассказать про лекцию профессора кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, члена Ученого совета ГАИШ, Международного астрономического союза и Евроазиатского и Европейского астрономических обществ, академика Международной академии наук высшей школы, доктора Анатолия Владимировича Засова . Это было единственное мероприятие, посвященное недавно вернувшемуся в школы предмету астрономии ‒ его организовало издательство «Учебная литература». Помимо задач, которые ставятся перед школой в освоении этого предмета, профессор Засов рассказывал об открытиях в сфере космоса, к которым он непосредственно так или иначе причастен. Анатолий Владимирович напомнил, что ничто не стоит на месте, и призвал учителей астрономии обращать внимание на последние открытия и учитывать движение науки, ведь только в астрофизике ежемесячно появляется порядка 500 новых научных публикаций. Впрочем, как уже упоминалось ранее, об этом стоить помнить, когда обучаешь детей XXI века любым (а естественнонаучным особенно) наукам.

Ольга Хотимская
























Более 1000 наименований книг для учителя представляют: «1С», «БИНОМ. Лаборатория знаний», «ВАКО», «Илекса», «Интеллект-Центр», «Легион», «Мир школьника», «Мнемозина», «Научная игрушка», «Национальное образование», «Просвещение», «Русское слово», «СМИО Пресс», «Учебная литература», «Учитель», «Физикон», «Экзамен», Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник», Институт системно-деятельностной педагогики, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ» корпорации «Российский учебник», Многогранники, МЦНМО.


Издательство «Просвещение»

Об организации подготовки к основному государственному экзамену по биологии

П.М. СКВОРЦОВ , к.п.н, руководитель городской экспериментальной площадки (ГЭП) «Формирование системы оценки качества образовательного процесса в современной школе» Московского центра качества образования; член методической комиссии по биологии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ); доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО

Педагогические приемы как инструмент реализации требований ФГОС при преподавании химии по УМК Издательства «Просвещение»

С.А. СЛАДКОВ , к.п.н., заведующий редакцией химии издательства «Просвещение»

Издательство «Экзамен»

ЕГЭ по химии: Итоги 2017 года и направления совершенствования контрольных измерительных материалов в 2018 году

Ю.Н. МЕДВЕДЕВ , к.хим.н, профессор кафедры общей химии МПГУ, научный сотрудник ФИПИ, член редколлегии журнала «Химия в школе»

Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник»

Формирование финансовой грамотности в курсе математики 5-10 классов

О.В. МУРАВИНА , к.п.н., доцент кафедры математического образования ИРОТ, автор УМК по математике с 1-го по 11-й классы

Издательство «Легион»

Виды экономических задач на ЕГЭ и способы их решения

С.Ю. КУЛАБУХОВ , к.ф.-м.н., заместитель генерального директора издательства «Легион» по научно-методической работе, автор пособий по математике

Издательство «Просвещение»

Новый курс математики для старшей школы: быстрота и качество подготовки к ЕГЭ

А.А. ПРОКОФЬЕВ

Издательство «Илекса»

Слагаемые эффективного обучения математике: устный счёт, предметный тезаурус, систематизация материала, межпредметные связи

Н.Н. ХЛЕВНЮК , заместитель генерального директора издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики

Издательство «ДРОФА» корпорации «Российский учебник»

Программирование – основа базового курса в учебнике «Информатика 7-9»

А.Г. КУШНИРЕНКО , к.ф.-м. н., доцент механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий отделом «Учебной информатики» НИИСИ РАН, автор учебника «Информатика» для 7-9 классов

Издательство «Экзамен»

Особенности подготовки к ЕГЭ по математике базового и профильного уровня в 2018 году

И.В. ЯЩЕНКО , к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы;
И.Р. ВЫСОЦКИЙ , заместитель председателя федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по математике, лауреат премии Правительства РФ, автор учебных пособий по математике

Современные модели заданий по химии в государственной итоговой аттестации 2018 году

Г.Н. МОЛЧАНОВА , учитель химии, МОУ «Котеревская средняя общеобразовательная школ» Истринского муниципального района

А.А. ПРОКОФЬЕВ , д.п.н., к.физ.-мат.н., профессор, заведующий кафедрой высшей математики Национального исследовательского университета, зав. кафедрой высшей математики НИУ МИЭТ, председатель предметной комиссии по математике

Издательство «Интеллект-Центр»

Эффективная подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике по новым комплексам издательства

Новые модели заданий по биологии в государственной итоговой аттестации в 2018 году

В.Б. САЛЕНКО , к.б.н., член федеральной комиссии по разработке КИМ ГИА по биологии ФГБНУ «ФИПИ», учитель биологии ГБОУ «Школа № 1329»

Издательство «Учебная литература»

Современная астрономия и предмет «Астрономия» в современной школе

А.В. ЗАСОВ , д.физ.н, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факултета МГУ, член Ученого совета ГАИШ, член Международного астрономического союза, член Евроазиатского и Европейского астрономических обществ, академик Международной академии наук высшей школы

Издательство «Экзамен»

Особенности подготовки к ОГЭ по биологии в 2018 году

Н.А. БОГДАНОВ , к.п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования и коммуникационных технологий МПГУ

Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках физики с использованием метода исследования ключевых ситуаций на основе УМК «Физика» авторского коллектива Л.Э. Генденштейна, А.А. Булатовой, И.Н. Корнильева, А.В. Кошкиной издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Институт системно-деятельностной педагогики

Эффективные педагогические инструменты реализации «Концепции развития математического образования» в непрерывной образовательной системе Л.Г.Петерсон (ДО-НОО-ООО)

М.В. РОГАТОВА , старший методист НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики», соавтор курса алгебры «Учусь учиться» для 8–9 классов основной школы, соавтор надпредметного курса «Мир деятельности» (г. Москва)

Издательство «Национальное образование»

Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии с учетом требований современных образовательных стандартов

Д.Ю. ДОБРОТИН , руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ГИА по химии ФГБНУ «ФИПИ», кандидат педагогических наук, доцент ИППО МГПУ

09:30

Начало работы

10:00

10:15

Открытие дня

10:30

11:45
12:00

13:15
13:30

14:45