Презентация 6 род несклоняемых существительных. Презентация - несклоняемые существительные


1 слайд

Род несклоняемых имён существительных Презентацию подготовила Михальчик Людмила Давыдовна, учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ № 126» г. Барнаула Алтайского края

2 слайд

Домашнее задание С. 241, составить кластер по изученной теме, записать в тетрадь-справочник. Упражнение № 714.

3 слайд

4 слайд

Использованные ресурсы: http://pixru.eu/domain/thatbikeguy.co.uk/http://film.arjlover.net/info/maestro.avi.html http://news.negovnosite.ru/rossii_pridetsya mirit_uzbekista http://www.kids-price.ru/radioupravlyaemaya_mashinka_dzhip_taksi_441809.html http://blogs.mail.ru/mail/vznakprotesta/tag/%ec%e5%f2%f0%ee http://odyag-deshevo.com.ua/product.php?id_product=754 / http://spb.gdeetotdom.ru/news/estate/1811959/ http://www.tvz.ru/?action=61&n=1&model=61-4447 http://www.viphotels.su/sochi/oktyabrskiy/4/ Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Дрофа, 2006. О. В. Белява, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5 класс, М. « Вако» , 2007. Л. А. Шкатова. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. Книга для учащихся 5-7 классов средней школы. М. « Просвещение», 1989.

5 слайд

6 слайд

Взаимопроверка Язык местного населения –суахили. Приходится его учить.Ну и трудный же язык. Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольшие жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широкая авеню, что виднелась из окна моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение –крепкий чёрный кофе. Одна чашечка такого кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящего какаду и маленького забавного шимпанзе, которого я назвал Артур. Критерии: «5» - нет ошибок; « 4» – 1- 2 ошибки; « 3» - 3 - 4 ошибки; « 2» – 5 и более ошибок

7 слайд

Восстановите текст странички В Африке учёный вёл дневник. Одна страничка пострадала от дождя. Помогите ему прочитать эту страницу. Язык местного населения –суахили. Приходится его учить.Ну и труд… же язык. Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш… жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк… авеню, что виднел… из окна моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение –крепк… чёрн… кофе. Одна чашечка так… кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ… какаду и маленьк… забавн… шимпанзе, котор… я назвал Артур.

8 слайд

Физкультминутка Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём.

9 слайд

Орфоэпическая минутка Произнесите правильно следующие слова: парикмахер, маэстро, кафе, шоссе, радио, купе, купейный. Пари[к]махер, ма[э]стро, ка[фэ], шо[сэ] , ради[о] , ку[пэ], но ку[п’э]йный.

10 слайд

Определим род существительных Составьте словосочетания из данных существительных с прилагательными, определите род. Сочи, пальто, фламинго, такси, метро.

11 слайд

Что объединяет следующие существительные? 1.Тбилиси, Дели, Токио, кофе. 2. Уссури, Нейси, Миссисипи, По. 3.Онтарио, пальто, какао, пенсне. Все эти слова –несклоняемые существительные. Они сгруппированы по родам: 1 - существительные мужского рода; 2 - женского рода; 3 - среднего рода.

12 слайд

13 слайд

Цели урока: познакомиться с понятием «несклоняемые существительные»; учиться определять род несклоняемых существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также по правилу; отработать правильное произношение некоторых слов.

Слайд 1

Двадцать девятое ноября. Классная работа.

Слайд 2

Буквенный диктант Вставьте буквы
1. стоять у знамен… 2. находиться в вестибюл… 3. постареть от времен… 4. участвовать в экспедици… 5. заботиться об урожа… 6. в пламен… костра 7. отвечать по истори… 8. звать по имен.. 9. проходить по алле.. е_____________ 10. нога в стремен… и

Слайд 3

Давайте проверим:
е 2,5,9________ и 1,3,4,6,7,8,10
Оценивание: 0 ошибок - «5» 1 ошибка - «4» 2 ошибки - «3» 3 и более ошибок- «2»

Слайд 4

пенсне эму танго меню шоу Дефо СОШ Буратино авеню Сочи тире

Слайд 5

Тема урока
Несклоняемые существительные

Слайд 6

Цель:
знакомство с несклоняемыми существительными, их группами.

Слайд 7

Несклоняемые существительные –
это существительные, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму.

Слайд 8

Просклоняем одно из несклоняемых существительных:
И.п. построено метро Р.п. стою у метро Д.п. иду по метро В.п. вижу метро Т.п. восхищаюсь метро П.п. еду в метро

Слайд 9


Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные). -Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони. -Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио. -Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Слайд 10

Группы несклоняемых существительных
Имена, фамилии, географические названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино.

Слайд 11

Группы несклоняемых существительных
Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: фрейлейн, инженю, травести, мисс, леди, пани, мадам, миледи.

Слайд 12

Словарная работа
Инженю (от фр. ingénue - «наивная») - актёрское амплуа: наивная девушка. Реже «инженю» называют исполнителей ролей неопытных молодых людей. В конце XVIII - XIX веках это амплуа в русском театре часто именовалось «простушка» и «простак».

Слайд 13

Словарная работа
Травести́ (от итал. travestire - переодевать) - театральное амплуа, требующее исполнения соответственно переодетым лицом роли другого пола; преимущественно актриса, исполняющая роли мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие переодевания в мужской костюм

Слайд 14

Группы несклоняемых существительных
Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Головных, Тихих, Шевченко, Приходько.

Слайд 15

Группы несклоняемых существительных
Сложносокращённые слова: МТС, ТЮЗ, ООН, ГИБДД, СМИ.

Слайд 16

Примеры
пальто кашне эскимо портмоне фортепьяно фойе метро салями какаду кашпо колибри цунами панно бра ВВЦ СМИ

Слайд 17

Найдите в тексте несклоняемые существительные

Слайд 18

Проверим
Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

Слайд 19

Укажите несклоняемые существительные
А) сани В) облако Б) жюри Г) пианино

Слайд 20

Выделите словосочетания, в которых несклоняемые существительные употреблены неправильно:
А) появилось на табле; В) еду в метре; Б) по широкой Миссисипи; Г) об умном шимпанзе.

Слайд 21

Подведение итогов
Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Что было самым интересным? Что было самым трудным?

«Множественное число имён существительных» - Тип II: дистрибутивная множественность ситуаций. Заключительные замечания. Требование однородности обеспечивается сходством целей или последствий,единой номинацией. Гипотеза. Подтверждения предсказания. Тип III: разные проявления ситуации X. Правила и ограничения. Объект. Предсказание. Тип I: многократная множественность ситуаций.

«Правописание имён прилагательных» - На крыльцо избушки падала тень от огромной замшелой ели. Стили речи. Научный. Падеж, число, род, Качественные Относительные Притяжательные. Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова. Степени сравнения у качественных прилагательных. Непостоянные. Постоянные. Морфологические признаки.

«Склонение имён существительных» - 9. Найдите и исправьте ошибку в предложении. 2 склонение. 2. Заполните таблицу примерами (сокол, степь, имя). 3 склонение. Выполните задания. Три склонения имен существительных. 8. Поставьте существительные семя и стремя в Р.п. во мн.ч. 4. Употребите словосочетание железнодорожный путь в Р,Д, В, Т падежах ед.ч. и в И падеже мн.ч.

«Три склонения имён существительных» - Старая женщина П.п. ж.р. волновалась о сестре П.п. ж.р. и дочери. Страна, мышь, земля, дедушка, дядя, стол, озеро, поле, дочь. Найди и выдели окончание. Правила «этикета». Говори понятно. Поворачивайся к говорящему. Секретарь – записывает. Смотри на собеседника. Чтец – читает вслух. Говори при ответе «мы считаем».

«Падежные окончания имён существительных» - Будем знания добывать. Учебный центр. Безударное падежное окончание имени существительного – орфограмма. У сосны. В окне. От злост. Центр занятости населения «Тест». Классная р…бота. Фабрика слов. В озер. В стране. с Ильёй. 2 склонение. Аллея предложений. Нарисуй график. 1 способ. ул.Орфографическая.

«Склонение имён прилагательных» - Из приведенных ниже слов составь словосочетания «прилагательное + существительное» во множественном числе. Склонение имен прилагательных множественного числа, сочетающихся с неодушевленными существительными. Прочитайте предложения и объясните правописание пропущенных орфограмм. Я должен научиться: Склонять имена прилагательные множественного числа.


Цель урока: формирование у обучающихся навыков определения рода несклоняемых имен существительных. Задачи: образовательная: познакомить обучающихся со способами определения рода несклоняемых имен существительных; развивающие: развивать умение употреблять в речи несклоняемые имена существительные, согласовывать с ними прилагательные; развивать творческое мышление и память; воспитательные: воспитывать любовь к слову, обогащать словарный запас обучающихся.







Какие имена существительные называют несклоняемыми? Несклоняемые существительные - это группа неизменяемых заимствованных слов. В неё входят как имена собственные (Дюма, Сочи, Тбилиси), так и нарицательные (фрау, маэстро, меню, какаду). Несклоняемые существительные не имеют формальных признаков рода - окончаний.






















А знаете ли вы? Рантье нескл., м., одуш. (фр. rentier










А знаете ли вы? Ида́льго - в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии. Обладатели этого статуса освобождались от многих налогов, не могли быть подвергнуты казням, считавшимся позорными, повешение, сожжение, четвертование, растерзание животными. Лишить идальго его статуса было невозможно. Уважаемый идальго


3) двуродовые: визави (ср.: мой визави оказался интересным собеседником – моя визави оказалась интересной собеседницей), протеже (ср.: наш протеже оправдал все надежды – наша протеже оправдала все надежды); инкогнито (ср.: таинственный инкогнито внезапно исчез – таинственная инкогнито внезапно исчезла); 4) среднегo рода: жюри


А знаете ли вы? Визави (франц. vis-a-vis) 1) танцующие друг против друга, 2) вообще, положение напротив, друг против друга. Протеже (фр.) – находящийся под покровительством, любимец Инкогнито (ит. incognito, от лат. incognitus - неизвестный) – скрывавшийся под чужим именем, желающий остаться неизвестным.














А знаете ли вы? Ара́гви (груз.) река в Восточной Грузии, левый приток Куры. Образуется слиянием Белой, Чёрной и Пшавской Арагви, стекающих с южных склонов Большого Кавказа, у посёлка Пасанаури. Длина реки 66 км, площадь бассейна 2740 км².груз.Куры Пасанаури


А знаете ли вы? Ко́нго (Заи́р, Луалаба) река в Центральной Африке, главным образом в Демократической Республике Конго (частично протекает по егоЦентральной АфрикеДемократической Республике Конго границам с Республикой Конго и Анголой), самаяРеспубликой КонгоАнголой полноводная и втораявторая по длине по длине река Африки,Африки вторая река по водности в мире после Амазонки.Амазонки


А знаете ли вы? Янцзы́ самая длинная и многоводная река Евразии, третья река в мире по полноводности и по длине. Протекает по территории Китая, имеет длину около 6300 км, площадь бассейна км².многоводнаярека Евразиипо полноводности по длинеКитая Многоводная Янцзы


А знаете ли вы? Замбе́зи четвёртая по протяжённости река в Африке. Площадь бассейна км², протяжённость км.Африкебассейна км Важнейшая достопримечательность Замбези – водопад Виктория, один из величайших водопадов мира. Верхняя Замбези


А знаете ли вы? Онта́рио (англ. Ontario) озеро в США и Канаде, самое нижнее и самое маленькое по площади в системе Великих озёр. Название озера происходит из языка индейского племени Гурон и обозначает «Озероангл.США КанадеВеликих озёрГурон сияющих вод». Живописное Онтарио


А знаете ли вы? Алаза́ни (груз.) река на востоке Грузии и западе Азербайджана, частично формирующая границу между двумя республиками.Длина Алазани 51 км,река ГрузиизападеАзербайджана площадь водосбора около км². Берёт начало на южных склонах Большого Кавказа.


А знаете ли вы? Парагвай (исп. Río Paraguay, порт. Rio Paraguai) река, правый приток Параны, одна из самых больших рек центральной и южной частей южноамериканского континента. Протекает через территории Бразилииисп.порт.Бразилии (рядом с боливийской границей) и Парагвая.
А знаете ли вы? Бату́ми (груз. [ба́ту́ми́], до 1936 года Батум) город и порт в Грузии, на побережье Чёрного моря, столица Аджарскойгруз.1936 годагородпортГрузии Автономной Республики, главный туристический центр современной Грузии. В основе названия предполагают сван. бат "камень". Современный Батуми










Использованная литература: 1.Толковый словарь С.И. Ожегова// Род несклоняемых существительных // collection.edu.ru 4. pedagogics/ _0.html 5. russian/6-klass Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –Дрофа, 2006