Высшее военное инженерное. Инженерное образование в военных вузах


За свою историю наше учебное заведение сменило не одно название. С февраля 1998 года оно существует как ФГОУ «Военно-технический университет при Спецстрое России» (далее – ВТУ). Сегодня это многоуровневое и многопрофильное высшее военное учебное заведение, готовящее специалистов по командным, инженерным и гуманитарным специальностям.
В университете имеются факультеты: командный, инженерно-строительный, специального строительства, инженерно-механический и гуманитарный, переподготовки и повышения квалификации, на которых проходят обучение свыше 4000 обучающихся, получающих высшее военное, высшее военно-специальное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
За последние годы проведена существенная работа по укомплектованию учебного заведения высококвалифицированными научно- педагогическими кадрами и повышению их научного потенциала. Выполнен значительный объем работ по внедрению новых программ обучения слушателей и курсантов. Создана база непрерывного профессионального образования. В университете работают более 170 ученых, функционирует адъюнктура, аспирантура и докторантура, в 1999 году открыт диссертационный совет. Представляемые к защите диссертационные работы посвящены исследованиям и научному решению задач по актуальным вопросам совершенствования специального строительства и строительного производства.
На сегодняшний день Военно-технический университет Спецстроя России соответствует требованиям по подготовке кадров военного образования, что подтверждено аттестационной комиссией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, проводившей комплексную оценку вуза в феврале 2006 года. Комиссия констатировала право университета на все виды образовательной деятельности с выдачей лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.
Воспитание личного состава университета строится на продолжении молодым поколением военнослужащих славных героических традиций ветеранов Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясений.
Личный состав университета дорожит памятью воинов-фронтовиков. Офицеры, прапорщики, курсанты и солдаты держат равнение на их героические подвиги, приумножая славные традиции защитников Отечества.


Объект, о котором сейчас пойдёт речь, когда-то был личным домом великого князя Павла Александровича, шестого сына Александра II, и его супруги Ольги Валериановны, по имени которой дом называют дворцом Ольги Палей в Царском Селе.

2. Интерьеры дворца, украшенные французскими скульптурами и гобеленами XVIII века,по роскоши соперничали с Екатерининским и Александровским дворцами Царского Села.

3. Парадные залы и столовые были оформлены в ампирном стиле.

4. В Дубовой гостиной была обитая гобеленами мебель XVIII века, принадлежавшая наполеоновскому маршалу Даву. Здесь же было множество китайских и японских ваз XVIII-XIX века, коллекция китайских изделий из горных пород.

5. Будуар княгини так же украшала мебель XVIII века, на полках стояли сервизы из немецкого фарфора, на стене висел портрет работы Ван-Дейка. Слева на фото виден клавесин, принадлежавший королеве Франции Марии-Антуанетте.

6. Дворец был построен в 1911-1912 годах, хозяева поселились в нём аккурат перед Первой Мировой. С началом войны княгиня разместила во дворце армейский склад и мастерскую по пошивке белья для солдат.

7. С приходом 1917 года Ольга Палей с мужем и сыном Владимиром оказалась во дворце под арестом, так как не смогла оставить дом и любимые вещи, о чём потом горько сожалела. Владимира Палей в 1918 году сбросили в шахту под Алапаевском, Сергея Александровича годом позже расстреляли в Петропавловской крепости в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии. Лишившись родных, княгиня покинула Россию. Она умерла в Париже в 1929 году. Национализированный дворец сперва стал музеем, но в 1926 году а имущество было вывезено и в основном распродано. По инициативе С. М. Кирова во дворце начал работу Дом партийного просвещения (ДПП). Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал.

8. В 1952 году здание передали в Военно-морское министерство и сильно перестроили. Вместо мансарды возвели полноценный третий этаж, на центральном ризалите появился классический портик.

9. Во дворце разместилось Строительное училище ВМС. В 1952 году под классы были оборудованы четыре наиболее уцелевших помещения, курсанты разместились в палатках на плацу. Реконструкция здания проводилась силами тех же курсантов.

10. Выпускники училища участвовали в строительстве объектов Байконура, ликвидации аварий на п/о «Маяк» и ЧАЭС.

11. В 2010 году в рамках военной реформы Пушкинское Высшее Военное инженерно-строительное училище было введено в состав Военного инженерно-технического университета и покинуло стены дворца Ольги Палей. С тех пор здание пустует и не охраняется.

12. Парадный вестибюль дворца до сих пор производит впечатление.

13. Под потолком болтается одинокая простая лампа, но люстры дворца Палей повторяли светильники Версаля.

14. Так сегодня выглядит парадная лестница особняка.

15. Она неплохо сохранилась с начала XX века, когда был сделан этот снимок. Только при реконструкции 1952 года над вестибюлем появился потолок.

16. При той же перестройке лестницу продлили на третий этаж, но от старой она отличается отсутствием закруглений на изгибах.

17. Лестница приводит в прекрасный колонный вестибюль на втором этаже.

18. Вправо и влево разбегаются длинные коридоры, связывающие все помещения училища. Первоначально во дворце была анфиладная планировка, все залы были проходными.

19. Все три этажа дворца заняты учебными классами и аудиториями.

20. Сейчас в них царит запустение.

21. Местами начал осыпаться потолок.

22.

23.

24.

25. За многими классами прячутся комнатушки преподавателей.

26. Один из кабинетов выделен под безопасность на производстве.

27.

28. В подсобках до сих пор можно увидеть огромные залежи учебных материалов.

29. На складе физического класса стоит огромный шкаф для учебных пособий.

30.

31.

32.

33. Была здесь и библиотека.

34. Чудом сохранился старенький телефонный коммутатор училища.

35. В училище был пятилетний срок подготовки военных инженеров-строителей, электриков, сантехников.

36. В советское время сюда были присоединены несколько училищ, в их числе Читинское аэродромно-строительное.

37. Кроме этого, в состав ПВВИСУ вошли Ростовское дорожно-строительное и Красносельское пожарно-техническое училища.

38. Немало материалов посвящено энергетике.

39.

40. Но, конечно же, подавляющая часть - строительству, в основном бытовых объектов.

41.

42.

43. Есть даже макет маленького военного городка.

44.

45. В части здания, пристроенной в 1952-1954 годах, есть вторая парадная лестница, гораздо скромнее первой.

46.

47. В пристройке располагался актовый зал, где проходили собрания личного состава, игры КВН и даже турниры по боксу.

48. За стеной - спортивный зал.

49. Из зала вход в будку киномеханика, абсолютно пустую.

50. Наиболее сохранная часть училища - это лаборатории и мастерские в подвале. Туда ведёт узкая закрученная лестница.

51. Загадочная фраза „И мысли, что может стать недостойным её”.

52. У окна висит разбитый кинопроектор.

53. Шкафы забиты документацией.

54. Устрашающая надпись на выходе из комнаты говорит, что часть документов может быть секретной.

55. В соседней комнате был в класс по электротехнике.

56. Представленная здесь техника не совсем обычная.

57. Вся она разграблена мародёрами.

58. Здесь курсанты сдавали практикумы.

59.

60. Маленькие подвальные окошки класса перекрыты чудными витражами.

61. Рядом - другая похожая лаборатория.

62.

63.

64.

65. В многочисленных подсобках, спрятанных в лабиринте бутового фундамента дворца Палей, свалены радиодетали, запчасти и целые приборы.

66.

67.

68. В самой дальней каморке под лестницей был склад кинофильмов.

69. Под конец посещения заброшенного училища я наткнулся на типографию.

70. Это нечто мне напомнило печатный станок.

71. Рядом на столе - огромный фотоаппарат для фиксации чертежей.

72. Его объектив нацелен на планшет с какой-то схемой.

73. Затвор фотоаппарата с электрическим приводом.

Источники и дополнительная информация:

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 8/2009, стр. 2-4

К 190-летию со дня образования

Ю.Г. Котляров,

ВрИО начальника института, к.т.н.

Д. Г. Рубленко

начальник лаборатории

Военный институт (инженерных войск), сформирован в 2006 г. на базе Военно-инженерной академии. Он является структурным подразделением Общевойсковой академии ВС РФ и самостоятельно осуществляет подготовку офицеров с высшим военным образованием для войск, научных и педагогических кадров высших военно-учебных заведений и учреждений, выполняет плановые научно-исследовательские работы.

Институт унаследовал от своих предшественников хорошую научную школу, учебно-материальную базу, опыт и традиции высшего военно-инженерного образования, история которого начинается с официального основания в Санкт-Петербурге 6 декабря (24 ноября) 1819 г. Главного инженерного училища, 190-летие которого будет отмечаться в этом году.

Становление и последующее развитие военно-инженерного образования в России были тесно связаны как с общим развитием военного дела, так и с переломными событиями в истории нашей Родины. Созданию Главного инженерного училища предшествовала более чем столетняя образовательная деятельность инженерных военно-учебных заведений - от Инженерной школы, развернутой 10 января 1701 г., до других военных инженерных школ, развернутых в начале XIX ст. В 1855 г. офицерские классы Главного инженерного училища были преобразованы в Инженерную (Николаевскую) академию, а младшие (кондукторские, с 1866 г. - юнкерские) - в Николаевское инженерное училище, оставив его в подчинении академии. Периодические преобразования инженерных вузов имели место и в дальнейшем. Николаевская инженерная академия просуществовала до 1917 г. Военно-инженерная академия функционировала с 1918 по 1925 г., с 1932 по 1999 г., с 2004 по 2006 г. (с 1999 по 2004 г. - Военно-инженерный университет с Нижегородским, Санкт-Петербургским и Тюменским филиалами).

Первым начальником Главного инженерного училища был генерал-лейтенант граф Сивере Егор Карлович (1819-1827 гг.).

За свою 190-летнюю деятельность школа военных инженеров приобрела мировое значение. В этом прославленном учебном заведении подготовлено более 23 тысяч военных инженеров, которые в разные годы внесли и продолжают вносить значительный вклад в дело укрепления обороноспособности нашего Отечества, в развитие военно-инженерного искусства. Среди них: генерал А.З. Теляковский, основатель русской фортификационной науки; Э.И. Тотлебен, один из организаторов героической обороны Севастополя в 1854-1855 гг. и победоносных действий наших войск в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.; Ф.Ф. Радецкий - военачальник XIX в., герой-освободитель Болгарии от Османского ига в1877-1818 гг.; герой обороны Порт-Артура генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко.

В Главном инженерном училище и академии получили образование великий русский писатель Ф.М. Достоевский, выдающийся физиолог И.М. Сеченов, изобретатель электрической лампочки П.Н. Яблочков, крупный специалист в области военной стратегии и истории Г.А. Леер, военные специалисты в области механики Г.Е. Паукер и Н.П. Петров, русский гидротехник М.Н. Герсеванов, академик живописи К.А. Трутовский и др.

Выпускники академии имели высокую профессиональную подготовку и всегда были верны традициям Русской армии. Они героически проявили себя на полях сражений при освобождении Болгарии в 1877-1878 гг., в Русско-японской войне 1904- 1905 гг., в Первой мировой войне. К числу наиболее отличившихся и известных выпускников Николаевской инженерной академии можно отнести: крупного инженера-фортификатора конца XIX - начала XX вв. генерал-лейтенанта К. И. Величко; известного фортификатора, композитора и музыкального критика инженер-генерала Ц.А. Кюи; отца русского цементного производства и специалиста в области взрывчатых веществ генерал-майора А.Р. Шуляченко; одного из теоретиков в области связи генерала С.С. Рехневского; известного специалиста по теории упругости профессора Х.С. Головина; крупного мостостроителя России конца XIX в. А.Е. Струве; известного математика и специалиста в области воздухоплавания профессора В.Ф. Найденова. 48 воспитанников академии были награждены орденами Святого Георгия. Среди них кавалеры 3-х степеней: генерал-инженеры С.А. Тидебель, Э.И. Тотлебен, генерал от инфантерии Ф.Ф. Радецкий, генерал-лейтенант Р.И. Кондратенко.

Среди выдающихся ученых предвоенного времени следует отметить крупного специалиста в области фундаментостроения профессора В.К. Дмоховского, одного из создателей современной теории упругости профессора М.М. Филоненко-Бородича, крупного специалиста-бетонщика профессора Б.Г. Скрамтаева, известного ученого-мостостроителя профессора С.А. Ильясевича, последовательных продолжателей русской фортификационной школы профессоров В.В. Яковлева и С.А. Хмелькова и др.

Наибольший размах отечественное военно-инженерное искусство приобрело в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. Изыскивались новые формы строительства инженерных войск, соответствующие сложившимся условиям жесточайшей войны; формировались и успешно применялись в боях и операциях саперные армии, штурмовые инженерно-саперные бригады, инженерно-саперные бригады РВГК, фронтов и армий, понтонно-мостовые бригады и полки.

Развивалась теория и практика инженерного обеспечения боя и операции. На высоком уровне решались задачи по фортификационному оборудованию стратегических, фронтовых, армейских и других рубежей, устройству и содержанию минно-взрывных и не взрывных инженерных заграждений, оборудованию и содержанию переправ, в том числе через широкие водные преграды и др. Более 7 тысяч выпускников академии было награждено орденами,а 45 присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Никогда не померкнет подвиг выпускника академии генерал-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева. Выпускник академии - Николай Васильевич Огарков стал Маршалом Советского Союза, начальником Генерального штаба ВС; Михаил Петрович Воробьев и Николай Федорович Шестопалов - маршалами инженерных войск.

Многие воспитанники академии за выдающиеся достижения в науке и технике, в решении разнообразных задач мирного времени отмечены наградами Родины. Среди них Герои Социалистического Труда, Лауреаты Государственных премий, заслуженные деятели науки и техники. Это профессора А.П. Синицын, Н.С. Касперович, Е.А. Олисов, Ю.Н. Глазунов, Е.С. Колибернов, Т.М. Саламахин, Ю.П. Дорофеев.

В развитии теории всех отраслей военно-инженерного искусства ведущую роль играли ученые нашей академии. Составной частью военно-инженерного искусства является теория и практика системы инженерного вооружения. Сочетание и взаимопроникновение теорий и практики строительства инженерных войск, системы инженерного вооружения, военно-инженерных дисциплин, инженерного обеспечения боя и операции позволило успешно выполнять задачи и развивать инженерные войска в течение многих десятилетий.

Ученые академии принимали активное участие в научных работах по обоснованию и развитию системы инженерного вооружения в 1960- 1970-х гг. Научное обоснование и военно-научное сопровождение работ по созданию новых образцов средств инженерного вооружения обеспечивало их высокий технический уровень и удовлетворение требований по военному предназначению.

Например, созданный в конце 1950-х гг. понтонно-мостовой парк ПМП (один из авторов проекта лауреат Ленинской премии доктор технических наук профессор Ю.Н. Глазунов) был лучшим в мире, о чем свидетельствуют его копирование в ряде армий промышленно развитых стран («мост-лента» в США и Германии). Дальнейшее развитие понтонно-мостовых парков шло по линии усовершенствования ПМП (в Германии IRB, унасПП-2005идр.). Новое техническое оснащение понтонных и мостостроительных подразделений успешно применялось на практике: при оборудовании переправ для обеспечения действий 40-й Общевойсковой армии в Афганистане, на многочисленных учениях и маневрах войск, в интересах обеспечения мероприятий гражданской обороны.

Принятые на вооружение в 1960-х гг. инженерные машины разграждения ИМР соответствовали оперативно-тактическим требованиям и показали высокие возможности по обеспечению преодоления войсками заграждений; их аналог - «Гризли» - в армии США был создан на 30 лет позже. Современное техническое оснащение инженерно-разведывательных, инженерно-саперных, инженерно-дорожных и других подразделений успешно применялось при подготовке и в ходе военных действий в Чеченской республике и Южной Осетии. Отмечались высокие боевые качества и техническое совершенство бронированных машин разминирования БМР-ЗМ, инженерных машин разграждения ИМР-2М, ИМР-3, а также средств поиска и нейтрализации инженерных мин.

Серия унифицированных бензо- и дизельэлектрических электростанций и агрегатов, решила основные проблемы энергоснабжения на пунктах управления, в видах и родах войск ВС.

В составе Общевойсковой академии ВС РФ на институт возложены в основном те же задачи по подготовке военных специалистов и научно-педагогических кадров, которые решала Военно-инженерная академия, за исключением подготовки курсантов. В частности, ведется подготовка офицеров с высшим военным образованием для инженерных войск Сухопутных войск, внутренних войск Министерство внутренних дел, военно-топографической службы.

Бронированная машина разминирования БМР-ЗМД.

Тяжелый механизированный мостТММ-6.

Главным итогом работы одного из старейших ввузов за последние годы стало то, что сложные и ответственные задачи по подготовке офицеров для Министерства обороны РФ, других федеральных силовых структур, а также зарубежных государств были успешно выполнены, обеспечив требуемое качество теоретической и практической подготовки, а Военный институт (инженерных войск) остается ведущим учебным и научным центром инженерных войск.

Сегодня в институте работает около 35 действительных членов и членов-корреспондентов различных академий наук России, 50 докторов, 55 профессоров и более 290 кандидатов наук, а также 250 доцентов и старших научных сотрудников. Ученые института проводят фундаментальные исследования в области строительства инженерных войск, инженерного обеспечения военных действий, боевого применения и тактики инженерных войск, развития системы инженерного вооружения, а также по решению различных военно-инженерных задач в интересах невоенного предназначения. В институте функционируют два ученых докторских совета, что позволяет успешно завершать работы по подготовке научных кадров.

Инженерная машина разграждения ИМР-ЗМ.

Система дистанционного разминирования

УР-07.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва
(ВИ(ИТ)ВАМТО им. Хрулёва )
Прежние названия Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище им. генерала армии А. Н. Комаровского, ВИТУ
Год основания
Год закрытия 2010, как самостоятельный вуз
Реорганизован 2010
Год реорганизации 2010
Тип военный
Начальник Военного института (инженерно-технического) Смолинский Сергей Николаевич
Доктора 36
Расположение Россия Россия ;
Санкт-Петербург ,
Пушкин
Кампус городской
Юридический адрес Санкт-Петербург, 191123, ул. Захарьевская, 22; Тел.: (812) 578-82-02, 275-51-46, электронный адрес [email protected]
Сайт Страница вуза 
 на сайте Минобороны

Военный Институт (Инженерно-Технический) (ВИИТ) в Санкт-Петербурге - одно из старейших военных высших учебных заведений России.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Военный институт (инженерно-технический) (бывш. ВИТУ)

    ✪ ВИТУ.Военный институт инженерно-технический, (Военная академия МТО) .

    ✪ ВИТУ - Военный институт (инженерно-технический) ВА МТО

    ✪ «Военный институт (инженерно-технический) КШВИ 2018

    ✪ Выпуск офицеров Военного института (инженерно-технического)

    Субтитры

Описание

ВИИТ расположен в местах своего исторического основания в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы (в том числе в казармах Кавалергардского полка). В непосредственной близости Инженерного замка , Летнего сада , музея А. В. Суворова (Суворов, Александр Васильевич), архитектурного ансамбля Смольного монастыря , Таврического дворца и парка .

Бережно сохраняются традиции, Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , Главного инженерного училища и , поддержания уникальной квалификации профессорско-преподавательского состава: сейчас в ВИИТ работают 43 доктора наук, профессора, около 300 доцентов и кандидатов наук, среди них: шесть заслуженных деятелей науки и техники, два заслуженных экономиста, один заслуженный архитектор России. Университет имеет двенадцать специализированных научно-исследовательских лабораторий и уникальную научно-экспериментальная базу, во многом не имеющую аналогов .

История

Создание инженерного высшего учебного заведения в 1810

Военный инженерно-технический университет стал первым высшим инженерным учебным заведением России. Как пишет выпускник С. П. Тимошенко в своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на высоком уровне уже на первом этапе и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин. Так, Фёдор Михайлович Достоевский смог учиться в 1838-1843 годах, уже используя эту систему высшего образования.

Академия была закрыта после начала Первой мировой войны в 1914 году , но в ноябре 1917 года восстановлена под новым названием Военно-инженерной академии. В 1923 году после объединения с Электротехнической академией создана Военная академия инженерных войск и электротехники. А в 1925 году после объединения с Артиллерийской академией была создана Ленинградская Военно-техническая академия, которая имела инженерный факультет.

Административно-структурная чехарда вредила стабильному развитию и безусловно приводила к ослаблению научно-педагогических сил, глубоко Санкт-Петербургской по сути и духу высшей военно-инженерной школы , полученных страной от Николаевской инженерной академии и училища , но научно-педагогические силы были полностью восстановлены перед началом войны, при активном участии Николая Герасимовича Кузнецова , и во многом благодаря неоценимой помощи . Таким образом, Николай Герасимович Кузнецов, фактически сохранил для страны Санкт-Петербургскую высшую военно-инженерную научно-педагогичесую школу, после необоснованных попыток 1932-1939 годов по перемещению и отрыву от собственной исторической почвы необходимой для развития. Только Кузнецов Н. Г. находясь на позиции наркома реально имел полномочия противодействовать Сталинской политике направленной против Петербургской (Николаевской) военно-инженерной высшей школы, что понятно сейчас только в историческом контексте Дела военных и репрессий 30-х годов . Но Сталин не простил Николаю Герасимовичу «самовольное» возвращение Морского инженерного факультета в 1939 году , так упоминается Судом чести Военного ведомства 1948 года (чтобы исправить отрицательные последствия произвольного перемещения Инженерного факультета в ) , как и восстановление в Санкт-Петербурге Николаевских высших военно-инженерных школ Военного инженерно-технического университета .

Начало юридического существования Военного инженерно-технического университета, как восстановленного на месте происхождения самостоятельного высшего военного учебного заведения принадлежащего и продолжающего традиции Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , положили в 1939 году Институт Инженеров Промышленного Строительства, являвшийся отделённой частью основанного в 1899 году , и возвращенный морской факультет Инженерной Академии. Приказ Народного Комиссара РК ВМФ Николая Герасимовича Кузнецова об организации ВВМИСУ говорил, о необходимости, для страны, создать училище на базе отделенной части и возвращенного морского факультета инженерной академии, с целью подготовки военных инженеров для строительства военно-морских баз и береговых фортификационных сооружений, путём восстановления научно-педагогических сил Петербургской высшей школы военных инженеров Николаевской инженерной академии и Главного инженерного училища . Училищу присваивалось право высшего технического учебного заведения. Срок обучения был определен равным 5 годам и 8 месяцам. В современном юридическом виде университет учреждён в 1997 году после присоединения к Военному инженерному-строительному институту (ВИСИ) Пушкинского высшего Военного инженерного строительного училища (ПВВИСУ).

Сохранение и развитие традиций Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров

Санкт-Петербургский Военный инженерно-технический университет продолжает более чем 200-летнее сохранение и развитие научных и педагогические традиций коренных Санкт-Петербургских инженерных школ России на своей исторической родине. В отличие от многих других учебных заведений, непрерывная преемственность сохранялась с момента создания Высшего учебного заведения в 1810 году. Несмотря на исторические перипетии, даже в самые худшие годы ВВУЗ продолжал существовать в той или иной форме, что безусловно положительно сказалось на сохранение традиций. Традиция плодотворной исторической связи, как и традиционная связанность и взаимозависимость учебных планов и программ, сознательно сохранялась и поддерживалась между Николаевской инженерной-академией и Николаевским инженерным училищем , что позволяло обеспечивать более высокое качество инженерного образования. Примером этого сотрудничества могло бы стать, совместное, училищем и академией, издание журнала «Инженерные записки» переименованном в «Инженерный журнал».

Военный инженерно-технический университет является прямым исторически законным продолжателем традиций, одновременно, высшей школы военных инженеров Санкт- , которую мог бы символизировать Юрий Кондратюк (Александр Шаргей), и по причине юридического факта сохранения преемственности после возвращения факультета в 1939 году с расположением на месте основания, прямым наследником традиций Петербургской высшей школы военных инженеров Главного военно-инженерного училища, в котором учился Федор Михайлович Достоевский , обозначенных возвращением на историческую родину морского инженерного факультета академии (организованной в 1932 году в Москве на базе Инженерно-строительного училища).

Университет является юридически законным продолжателем традиций Санкт-Петербургской высшей школы военных инженеров , которую, мог бы символизировать выпускник Николаевской инженерной академии 1883 года Леонид Константинович Артамонов , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»).

ВИТУ с момента образования имеет уникальный состав научно-педагогического коллектива, как продолжение одной из исторических традиций Главного инженерного училища и Николаевской инженерной академии . Достаточно сказать, что в Санкт-Петербурге с целью подготовки военных инженеров , в разное время привлекались: для преподавания химии - Д. И. Менделеев , для преподавания фортификации - Н. В. Болдырев, математики - М. В. Остроградский , путей сообщения - А. И. Квист, а тактику, стратегию и военную история преподавал Г. А. Леер . C самого начала в составе высшего военного учебного заведения всегда были всемирно известные ученые, так основатель отечественной школы строительной механики и теории упругости Б. Г. Галеркин возглавлял кафедру строительной механики, а знаменитый математик и экономист, лауреат Нобелевской премии Л. В. Канторович соглашался заведовать кафедрой математики, а также, выдающийся учёный-электротехник Д. А. Завалишин, феноменальный военный инженер - фортификатор Н. И. Унгерман, уникальный теплотехник А. Н. Ложкин, и многие другие неординарные инженеры и ученые. Выдающимся преподавателем был профессор и «отец русской цементной промышленности» Шуляченко, Алексей Романович . Как преподаватель, отличался способностью красноречиво и увлекательно излагать предмет фортификации, Квист, Александр Ильич .

Одной из главных традиций университета безусловно является гармоничное соединение патриотизма и духовной силы с высочайшим уровнем военно-инженерной компетенции выпускников.

От Великой Отечественной войны до наших дней

Стойкость и инженерная подготовка выпускников были доказаны во время Великой Отечественной войны . Особую роль в обороне Ленинграда сыграл форт Красная горка , построенный по проекту профессора К. И. Величко , преподававшего в университете до самой смерти в 1927 году . Военный инженерно-технический университет реально участвовал в войне, выпуская военных инженеров для всех фронтов. Кроме того, личный состав непосредственно принимал участие в обороне Ленинграда . Преподаватели и курсанты участвовали в работах по строительству оборонительных сооружений летом и осенью 1941 года , обеспечивали патрульную службу, занимались маскировкой зданий и сооружений, осуществляли инженерное обеспечение обороны города, готовясь к уличным боям. Значительная часть профессорско-преподавательского состава принимала участие в экспертных и проектных работах для фронта. Экспертов начальника инженерной обороны Ленинграда возглавлял академик Б. Г. Галёркин . В группу входили профессора Б. Д. Васильев, Н. А. Кандыба, Н. И. Унгерман, доценты С. С. Голушкевич, П. И. Клубин. Научные работы С. С. Голушкевича о ледовых переправах обеспечили теоретическую основу для создания Дороги жизни на Ладожском озере и связи со страной. Профессор Н. Н. Лукницкий занимался научными консультациями производства сборных железобетонных огневых точек. Профессор Л. В. Канторович решал проблему уменьшения рисков и обеспечения безопасности Дороги жизни. Механическая мастерская лаборатории кафедры сопротивления материалов круглосуточно производила детали стрелкового оружия. Большое количество выпускников, командиров, преподавателей и курсантов, участвовавших в войне, были удостоены высоких правительственных наград. За участие в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года ВИТУ ВМФ награждено орденом Красного Знамени, всему личному составу были вручены медали «За оборону Ленинграда» , а курсанты училища приняли участие в Параде Победы (24 июня 1945 года) .

В советский период своего существования ВИТУ подготовил более 30 тысяч инженеров; среди выпускников 115 Заслуженных строителей, а также гв.полковник (9ГУМО в настоящее время священник ЕЛЦИ) Окользин А. В., и более 100 генералов и адмиралов, в том числе три генерал-полковника: Котылев Н. И., Шумилов Л. В. и Соломатин А. В..

Институт после 2000 года

В ходе реформы по объединению военных вузов, проведённой по инициативе министра обороны РФ Сердюкова, ВИТУ как самостоятельное учреждение ликвидирован. Вуз вместе с ещё четырьмя военными вузами (институт железнодорожных войск, Вольский, Омский, Пензенский военные институты) был включён в состав Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва на правах института (факультета), количество кафедр сокращено до 11 .

Факультеты

  1. 1. Инженерно-технический
  2. 2. Энергетики (Электротехнический)
  3. 3. Строительства военно-морских баз
  4. 4. Специальный факультет
  5. 5. Факультет переподготовки и повышения квалификации
Инженерно-строительные факультеты

Готовит военных инженеров и гражданских инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство, ремонт и техническая эксплуатация зданий и сооружений специального и общевойскового назначения», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений специального назначения» с присвоением квалификации «инженер-строитель».

Факультет энергетики

Готовит военных инженеров по специальностям: «Монтаж, эксплуатация и ремонт систем электроснабжения и электрооборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-электрик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт теплосилового оборудования зданий и сооружений специального и общевойскового назначения» с присвоением квалификации «инженер-теплоэнергетик», «Монтаж, эксплуатация и ремонт электромеханических установок береговых объектов флота» с присвоением квалификации «инженер-энергетик».

Факультет строительства военно-морских баз

Готовит военных инженеров по специальностям: «Строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений и специальных объектов военно-морских баз, обеспечение базирования сил флота» с присвоением квалификации «инженер-строитель» для прохождения службы на инженерных, научно-исследовательских, руководящих должностях в Военно-Морском Флоте Российской Федерации.

Специальный факультет

Готовит иностранных специалистов как ближнего зарубежья, так и дальнего.

Кафедры (до 2010 года)

1 Педагогики, психологии и отечественной истории 2 Гуманитарных и социально-экономических дисциплин 3 Тактики и общевойсковых дисциплин 4 Математики 5 Физики 6 Физической подготовки и спорта 7 Иностранных языков 11 Строительных машин (автомобильной и грузоподъёмной техники, эксплуатации и ремонта) 12 Строительных материалов 13 Воинские и производственные здания 21 Электроснабжения 22 Электрооборудования и автоматики 23 Двигателей (и энергетических установок) 24 Теплосиловых установок 31 Надёжности, монтажа и эксплуатации объектов военной инфраструктуры 32 Экологии и санитарно-технических систем 33 Пожарной безопасности 41 Военной архитектуры 42 Военно-морских баз, аэродромов и дорог 43 Строительных конструкций (и механики твёрдого тела) 44 Вычислительной техники (автоматизированных систем проектирования и управления строительным производством) 51 Инженерной геодезии, оснований и фундаментов 52 Фортификации (и защитных сооружений) 53 Технологии строительства 54 Организации производства (и экономики строительства) 55 Маскировка

Специальности подготовки

Обучение ведётся по трём специальностям (специалитет, 5 лет) высшего и по одной специальности среднего профессионального образования :

  1. 140107 Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
  2. 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений
  3. 080225 Тыловое обеспечение (специализации - Организация городского хозяйства и строительства, Организация эксплуатации, ремонта и монтажа санитарно-технических систем)
  4. 280104 Пожарная безопасность, техник

Правилами приёма установлены дополнительные требования к абитуриентам . Помимо традиционных для гражданских вузов ЕГЭ по трём предметам (русский язык, математика, физика или обществознание) необходимо сдать нормативы (экзамены) по подтягиванию на перекладине, бегу на 100 м и 3 км. Баллы за упражнения суммируются к баллам за испытания по ЕГЭ.

Известные преподаватели и выпускники

Известные выпускники и преподаватели Санкт-Петербургской Высшей школы военных инженеров Военного инженерно-технического университета:

  • Аренс, Аполлон Иванович , военный инженер, генерал-майор, штатный преподаватель Николаевской инженерной академии
  • Артамонов, Леонид Константинович , русский генерал, путешественник и один из представителей первого легендарного поколения русских офицеров-интернационалистов конца девятнадцатого века, сражавшихся за свободу Абиссинии (написал: «Через Эфиопию к берегам Белого Нила»)
  • Абрамов, Фёдор Фёдорович - генерал-лейтенант, в эмиграции помощник Главнокомандующего Русской Армией, начальник всех частей и управлений Русской армии
  • Брянчанинов, Дмитрий Александрович - епископ Кавказский и Ставропольский Игнатий (Брянчанинов) - богослов, причислен к лику святых.
  • Буйницкий, Нестор Алоизиевич - генерал-лейтенант
  • Бульмеринг, Евгений Михайлович (1834-1897) - Керченский комендант, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
  • Бунин, Михаил Александрович - генерал-лейтенант, заместитель командующего войсками Ленинградского военного округа по строительству и расквартированию войск.
  • Бурман, Георгий Владимирович - генерал-майор, создатель противовоздушной обороны Петрограда, начальник Офицерской электротехнической школы
  • Вегенер, Александр Николаевич - русский военный воздухоплаватель, военный лётчик и инженер, авиаконструктор, начальник Главного аэродрома, первый начальник ВВИА им. Н. Е. Жуковского .
  • Величко, Константин Иванович ( - , Ленинград) - русский военный инженер, профессор фортификации, в добровольно вступил в Красную Армию , автор многочисленных фортификационных проектов, в том числе системы форта Красная горка
  • Войницкий, Генрих Станиславович , военный инженер, архитектор и профессор, специалист по вентиляции и отоплению
  • Галёркин, Борис Григорьевич (20 февраля (1871-1945) - российский и советский инженер, учёный в области теории упругости и математик, академик АН СССР (с , член-корреспондент с ), инженер-генерал-лейтенант
  • Гершельман, Владимир Константинович - начальник мобилизационного управления штаба УВО
  • Головин, Харлампий Сергеевич - директор
  • Григорович, Дмитрий Васильевич - писатель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович - писатель
  • Дутов, Александр Ильич - генерал-лейтенант, атаман Оренбургского казачьего войска
  • Канторович, Леонид Витальевич (1912-1986) - советский математик и экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1975 года «за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов». Пионер и один из создателей линейного программирования .
  • Капица, Леонид Петрович (1864-1919), отец Петра Леонидовича Капицы - генерал-майор инженерного корпуса, строил кронштадтские форты
  • Карбышев, Дмитрий Михайлович - генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза
  • Кауфман, Константин Петрович - инженер-генерал, генерал-адъютант, туркестанский генерал-губернатор
  • Кауфман, Михаил Петрович - генерал-лейтенант, генерал-адъютант, член Государственного Совета
  • Квист, Александр Ильич - русский инженер и фортификатор
  • Кондратенко, Роман Исидорович - генерал-лейтенант, герой обороны Порт-Артура
  • Коргузалов, Владимир Леонидович - гвардии майор, начальник инженерной службы 3-го гвардейского механизированного корпуса 47-й армии Воронежского фронта, Герой Советского Союза
  • Краевич, Константин Дмитриевич - российский физик, математик и педагог
  • Кривов, Валентин Гаврилович − учёный в области дизельных и комбинированных энергетических установок и станций автономного энергоснабжения.
  • Кривошеин, Григорий Григорьевич (1868-1940) - генерал-майор (с 1912 года), мостостроитель.
  • Кюи, Цезарь Антонович - композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал
  • Ласковский, Фёдор Павлович (1843-1905) - генерал-лейтенант (с 1896), участник Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. .
  • Леман, Анатолий Иванович - русский писатель, скрипичный мастер