Конспект занятия по изобразительной деятельности: «Сотворение невидимого мира. Мир Ангелов


Светлана Гончарова

Цели :

– нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России;

Дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.

Ознакомление дошкольников с основными событиями Ветхого Завета;

Воспитание у детей чувство любви, заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру, обучение их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа;

Содействие становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, помочь убедиться в Его реальности через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира , способствовать формированию высших (религиозных) чувств;

Содействие развитию речи детей : обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;

Развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

– воспитывать интерес к изобразительному искусству ;

Задачи :

– раскрыть понятия «видимый мир» , «невидимый мир » , «мир ангелов » ;

- ангелы , их духовность;

Начало мира ; выяснение понятия «сотворил » ;

- Ангелы добрые и злые ; различие Ангелов по достоинству : Архангелы , Херувимы и Серафимы.

Понятие о святости, падение ангелов . Диавол.

Выучить молитву к Ангелу Хранителю ;

Объяснить значение христианского имени;

Изготовить поделку Шестикрылого Серафима;

Предварительная работа :

Работа с иллюстративным материалом; беседы «Мир Божий вокруг нас» , «Свет. День. Ночь» , «Небо» ; подвижная игра «День – ночь» ; чтение рассказа «Наш мир» ;чтение Детской Библии (Ветхий завет) ; творческая деятельность детей : рисование и конструирование по теме «Облака» , «День – ночь» , «Что мы видели на прогулке»

Словарная работа :

Бог, Господь, Библия, Мир, рукотворный, небесный свод, свет, тьма, ночь, день.

Наглядный материал :

– иконы и иллюстрации с изображением Ангела Хранителя , изображение Шестикрылых Серафимов;

– детская Библия;

Евангелие ;

- Музыкальный ряд : запись песнопения «Хор Свято-Данилова монастыря Песня ангела »

Раздаточный материал (для каждого ребенка) :

– альбомный лист;

– фломастеры, карандаши цветные, гуашь, акварель, мелки;

– простой карандаш;

– вода в банке, палитра;

– салфетка, кусочек ваты;

– клей ПВА;

– бумажные формы : шесть крыльев из желтой бумаги (три пары) ;

– овал из белой плотной бумаги;

– нимб из золотистой бумаги.

Ход занятия:

I. Воспитатель обращается к детям, сидящим в групповой комнате :

– Ребята! Посмотрите на предметы, окружающие вас, выберите любой и скажите, из какого материала, кем и с помощью каких инструментов он сделан.

– Правильно, ребята вы ответили на мои вопросы. Молодцы! Да, человек может сделать множество вещей. Для этого ему необходимы материал (то, из чего делать) и инструменты (то, чем делать) .

II. А теперь назовите то, что также находится в нашей группе, но не сделано из материала, то, что НЕВИДИМО .

(Для подсказки воспитатель включает классическую музыку.)

Дети : – звуки.

– А что еще в нашей комнате невидимо ?

Дети : – воздух, тепло…

– А можно ли увидеть чувства? Например, любовь?

Дети : – нет.

– Да, любовь, как и все чувства, невидима . Но мы точно знаем, что она существует, вы и мы чувствуем, как любит нас мама. Вот, послушайте, стихотворение «Любовь» и подумайте – «Что же такое любовь?»

«Любовь» .

Что такое любовь?

Кто умеет любить?

Это милая, добрая мама

Утешает она

И жалеет тебя,

Даже если бываешь упрямым.

А любовь ей дает

И всем нам только Бог –

Тот, Кто любит сильнее всех на свете

И ты помни всегда,

Что любовь – это Бог

И мы все для Него только дети.

– Но только ли человек чувствует любовь? Могут ли животные, но и растения отзываться на добрые чувства. Послушайте об этом одну историю.

Жил в прошлые времена у одного короля старый садовник, который любил все цветы и растения в королевском парке. Он не просто их поливал, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, пропалывал сорняки, а разговаривал с каждым цветком, жалел его. И цветы, отвечая на его любовь, радовали всех необыкновенной красотой, чудесным ароматом, яркими красками. Прошли годы, садовник умер, а на его место пришел другой – молодой и ученый. Он также поливал цветы, обрезал сухие ветки, рыхлил землю, только не разговаривал с каждым цветком и не жалел его. И в королевском парке по-прежнему росли красивые цветы, но теперь их красота никого не трогала.

– Скажите мне, ребята, почему пропала необыкновенная красота цветов?

– Да, оказывается, все живое на земле чувствует любовь к ним и отзывается на нее. А помните, мы говорили с вами, что человека отличает от растений и животных бессмертная…

Дети : – душа.

– Да, своей бессмертной душой человек подобен Богу. И если за всю свою жизнь человек «напитает» душу любовью к Богу и близким, светом и радостью, то после смерти его душа окажется там, где любовь, свет и радость, то есть у Бога. Жизнь в любви есть великая радость. И Богу было угодно, чтобы и другие существа получили эту радость. Для этого Он создал мир. Сначала Бог сотворил Ангелов . Они были созданы добрыми, для служения Богу и добровольного исполнения Его святой воли по любви и в радости….(презентация – фильм :6 мин)

II. Небесный мир. Ангелы .

– Ребята, кроме видимого мира вокруг нас , Бог создал мир НЕВИДИМЫЙ . В нем живут АНГЕЛЫ , служители Бога.

Почему их так назвали (АНГЕЛЫ )

– Слово «Ангел » означает «вестник» . Ангелы приносят людям весть – сообщение о том, что Бог велит человеку.

Сначала и все Ангелы были святыми духами , но они не все одинаковы. У них есть старшие Ангелы - начальники и есть просто Ангелы . Старшие Ангелы называются Архангелами , Херувимами и Серафимами. Один из старших Ангелов не захотел слушаться Бога, загордился и сделался злым ангелом .

Кто называется святым?

Какими сначала были все Ангелы ?

Все ли Ангелы равны ?

Как называются старшие Ангелы ?

Что сделал один из ангелов ?

Каким он сделался?

Первый злой ангел называется диаволом . Диавол смутил с собой много других добрых Ангелов ; они не стали слушаться Бога и стали также злыми. Эти злые ангелы называются духами нечистыми.

Как называется первый злой ангел ?

Кто такой диавол?

Что сделал диавол с другими ангелами ?

Какими сделались другие ангелы ?

Отчего они сделались злыми?

Как они называются?

МОЛИТВА АНГЕЛУ ХРАНИТЕЛЮ

– Кроме родственников и друзей, у каждого христианина есть НЕВИДИМЫЙ ПОМОЩНИК – добрый АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ , который дается Богом при Крещении.

Ангел Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он всегда с человеком. Но, поступая плохо, человек отталкивает от себя своего Ангела и обижает его .

Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе . Христиане обращаются к нему с молитвой :

«Святой Ангел Божий , Хранитель мой, моли Бога о мне!»

Ребята! Послушайте, какие чудесные стихи христиане сочинили об Ангеле :

«Ангел »

У тебя есть АНГЕЛ БОЖИЙ

Светлый, верный, лучший друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случится вдруг,

Ангел рядышком с тобою

И невидимо хранит ,

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти ,

А тебе такого друга

В целом мире не найти.

– Ребята! Понравились вам стихи?

(Ответы детей : – да, очень.)

– Для чего человеку дан Ангел Хранитель ?

(Ответы детей)

– Какой он : добрый или злой?

(Ответы детей : – добрый).

– Что он делает?

(Ответы детей : – охраняет, страдает, плачет).

– Правильно, ребята! Ангел охраняет нас , защищает от зла и спасает в трудные минуты.

– Правильно! Ребята! Давайте мы сделаем подарок для своих близких и для друзей – аппликацию «Шестикрылого Серафима и других небесных ангелов » . Затем поместим их на небо (нарисованное)

Дети! А кто знает, кто такие Серафимы?

(Вспоминают презентацию и отвечают)

Правильно…

IV. Серафимы – это Небесные Силы, бесплотные, боголюбивые, огнеобразные, предстоящие ближе всех к Богу.

– Дети! А кто-нибудь из вас видел изображение Серафима в Храме , в книгах? Если вы еще не видели, то внимательно рассмотрите иллюстрацию, которую я вам покажу. Вы видите они Шестикрылые Серафимы. В книге пророка Исаии написано : «Вокруг Господа стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл : двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили : Свят, Свят, Свят Господь Савооф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6, 1-2) .

Изготовление поделки

– Сегодня на нашем занятии мы будем не только рисовать, но и сделаем аппликацию. Посмотрите, у вас на столах есть несколько бумажных форм : белый овал, золотистый нимб и три пары крыльев. Эти детали необходимые для аппликации, изображающей Серафима и для изображения других ангелов . У нас есть небо на которое мы будем помещать наших серафимов и ангелов

Когда дети рисуют и делают аппликацию, воспитатель вводит музыкально-фоновое сопровождение

(Дети рисуют под музыку) .

Воспитатель проходит по рядам, хвалит каждого ребенка, смотрит, поправляет

Мы сложим из бумажных деталей изображение Серафима и ангелов . Дети раскладывают бумажные формы, составляют крылья парами. Затем наклеивают нимб. Карандашом делают на овальной форме набросок лица, обводят фломастером, наклеивают, дорисовывают волосы, ленты. Потом наклеивают крылья, используя салфетки для промачивания аппликации. Верхнюю и нижнюю пары крыльев наклеивают, скрещивая их. По возможности крылья делают из золотистой бумаги, но можно и из желтой, золотистая бумага должна отличаться по цвету от золотистой бумаги нимба.

Звучит музыкально-фоновое сопровождение, когда дети делают рисунок-аппликацию Шестикрылых Серафимов

Когда работы закончены, воспитатель всех хвалит.

– Ребята! Вы так прекрасно изобразили в своих работах Серафимов и ангелов . А теперь мы поместим на небо Серафимов и ангелов , Как красиво получилось, мы порадуем родителей. Пусть они посмотрят, какие вы молодцы!

После игры дети слушаю песню «Ангел » (слова в книге 4, стр. 74, в которой Ангел хвалит Бога . После песни воспитатель подводит итог занятия .

VII. Итог занятия

– Ребята! Надо всегда и за все благодарить Бога! Не забывайте это делать. А еще я хотела вас спросить : Понравилось ли вам занятие ? Что нового и интересного вы узнали сегодня?

(Ответы детей) .

Перед уходом из детского сада дети показывают своим родителям выставку. Те радуются их успехам. Все с хорошим настроением уходят домой.

Наталья Чурилина
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Сотворение мира»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Машенька»

Занятие по духовно-нравственному воспитанию

для детей старшего дошкольного возраста на

тему : «Сотворение мира »

Выполнила : воспитатель

Чурилина Н. В.

п. Строитель

Пояснительная записка.

Дети старшего дошкольного возраста достигают достаточно высокого уровня физического и умственного развития, в совершенстве овладевают практически всеми видами деятельности, отличаются большой подвижностью, достаточной выносливостью, речь становится грамотной, расширяется словарный запас, появляется умение пересказывать небольшие художественные произведения, составлять рассказы из личного опыта при этом фантазировать. Дети этого возраста уже способны управлять своим поведением, начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявляли к ним взрослые; это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм, правил поведения и обязательности их выполнения. Формирование у детей старшего возраста религиозных чувств основывается не только на эмоциях, но и на определенных знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости. По слова священника Александра Ельчанинова «важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с самого раннего возраста », «это именно та почва, в которой посеянное даёт урожай в тридцать, шестьдесят и даже сто карат. Потом, когда окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека». Поэтому можно сделать вывод : что воспринял человек в детстве , определяет всю его дальнейшую жизнь.

Исходя из высказанного, я поставила перед собой цель : дать детям элементарное представление о Боге как Творце всего существующего; показать, как прекрасно создана наша Земля.

Ориентируясь на поставленную цель я сформулировала задачи :

Ознакомление дошкольников с основными событиями Ветхого Завета;

- воспитание у детей чувство любви , заботливое и бережное отношение к растительному и животному миру, обучение их бережному отношению к окружающему миру – великому творению Господа;

Содействие становлению духовно -нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога, помочь убедиться в Его реальности через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира , способствовать формированию высших (религиозных) чувств;

Содействие развитию речи детей : обогащению словаря, развитию навыков речевого общения;

Развитие навыков усидчивости и аккуратности в работе.

Предполагаемый результат.

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов :

Устойчивость навыков поведения;

Стабильность психического развития;

Целостность восприятия мира ;

воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Предварительная работа :

работа с иллюстративным материалом; наблюдения на прогулке; беседы «Мир Божий вокруг нас» , «Свет. День. Ночь» , «Небо» ; подвижная игра «День – ночь» ; чтение рассказа «Наш мир» ;чтение Детской Библии (Ветхий завет) ; творческая деятельность детей : рисование и конструирование по теме «Облака» , «День – ночь» , «Что мы видели на прогулке» , «Церковь» .

Словарная работа :

Бог, Господь, Библия, Мир, рукотворный, небесный свод, свет, тьма, ночь, день.

Оборудование : детская Библия,колокольчик,фигурки ангелочков,ноутбук,иллюстрационный материал (рисунки с изображением дней Творения,цветная бумага,клей,образец воспитателя ,картинки с изображением разных предметов.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята,я очень рада,что вы пришли сегодня в детский сад. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Зазвонил наш колокольчик,он приглашает нас на занятие . Давайте подойдем к православному уголку. Скажите пожалуйста,что такое православие?Это слово означает-правильно славить Бога. Откуда нам узнать о Боге?Мы никогда не видели Бога своими глазами,но можем узнать о Нем из Библии. Что вы знаете о Библии?Это священная книга. Она была написана святыми людьми по повелению самого Бога. Библия состоит из Ветхого Завета (написан до Рождества Христова) и Нового Завета (написан после рождения Иисуса Христа) В нашем уголке есть такая книга?Да. Давайте откроем первую страницу. Сегодня Библия расскажет нам,как произошел мир,кто его сотворил . Давайте пройдем в наш кинозал и посмотрим интересный мультфильм. Но сначала я вам раздам билетики в виде ангелочков,которые приготовили для вас православные загадки.

1. Льется,льется дивный звон. Всех зовет к молитве он. Знаешь ты,и знаю я,То звонят (колокола)

2. Сюда приходят в день воскресный. А в праздник здесь порою тесно. Здесь люди каются, спасаются. Как это место называется?

3. Как близки нам эти лики :Божья Матерь и Спаситель. Всех святых мы видим взоры. С образов или с (иконы)

4. Она стоит и я стою. Она горит,и я хочу гореть любовью к Богу,к людям. О том молюсь,того хочу,и зажигаю я ….(свечу)

5. Не очень-то удобно,если честно, держать в руках зажженную свечу. А в храме для всего,конечно же,есть место. Куда же ставим мы свечу (подсвечник)

6. Кто придумать этот мир так чудесно смог?Жизнь,кто людям подарил,ну конечно (Бог)

7. Если кто тебя обидел,Бог учил нас не кричать,не держать в сердце обиды,а от всей души….(прощать)

8. Если жить долго хотите,благословенья получать,то тогда должны вы,дети отца с мамой….(почитать)

Воспитатель раздает детям ангелочков и они все вместе идут смотреть мультфильм : «Сотворение мира »

Воспитатель : Ребята, понравился вам мультфильм? Давайте подойдем к магнитной доске и вспомним, что сотворил Бог в первый день ? Дети рассказывают стихи и выкладывают на магнитной доске дни сотворения в виде лепестков по кругу.

1ребенок :В день первый? Невидимый мир. Духовный струится эфир . В нем Ангелы песни поют. И свету нашелся приют. Бог отделил свет от тьмы.

2ребенок :В день второй?Небосвод,откуда дождик идет. Вверху и внизу-вода. И небо меж ними тогда. Бог сотворил воду и твердь-окружающее землю пространство-небо.

3 ребенок :В день третий? Из воды получились моря. Средь них-суша-земля. Насадил на земле Бог цветы,траву,деревья,кусты.

4 ребенок :В день четвертый?Бог сотворил на небе много светил. Солнце,звезды и луна светят с тех пор всегда.

5 ребенок :В день пятый?Рыбок в воде,лягушек и змей на земле. И стаи птиц в небесах,букашек и мошек в лесах.

6 ребенок :Шестой же день явил нам чудо!Из ничего,из ниоткуда :гиппопотамы,крокодилы,олени,тигры и гориллы…Земля наполнилась! И вот нас диво-дивное всех ждет. Венец творения-человек! «Наследуй землю всю во век!» В шестой день появились,по слову Божию,разные животные на земле. В этот день Бог сотворил человека-мужчину и женщину-и поручил людям заботиться о всей земле.

Воспитатель :Ребята,как мы должны относиться к окружающей природе?Почему?И совершил бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день,и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним;сделал седьмой день праздником. Что мы должны делать в седьмой день?Смотреть телевизор?Играть в компьютерные игры?Мы должны ходить в церковь,посещать больных,ходить в гости.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Божий мир» .Я буду вам называть то,что создал Бог,а вы показываете это движениями. Бог создал солнце (руки вверх,Бог создал птиц (машут руками,Бог создал ветер (дуют губами,Бог создал медведя (ходят в перевалочку,Бог создал –деревья (поднимаются на носочки) и т. д.

Ребята,я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую. (дети садятся за столы) Сегодня мы будем украшать разные предметы шариками из бумаги. Для этого нам понадобятся материалы : рисунок любого предмета (солнышко,бабочка,цветок,рыба и др.) ,

цветная бумага,клей. Посмотрите, как я украсила лисичку. Бумагу какого цвета я использовала (оранжевого) Для того,чтобы украсить предмет, выбираем цвет бумаги,отрываем небольшие кусочки, сминаем ее пальцами,ладонями, формируем шарик и приклеиваем к рисунку. Работаем аккуратно,быстро. Молодцы,ребята!Какие красивые аппликации у вас получились. Несите их на выставку.

Какой предмет украшала ты,Соня?Солнышко. В какой день Бог сотворил солнце ? В четвертый. Какой предмет украшал Никита?Птицу. В какой день Бог сотворил птиц ?В пятый. (дети называют предмет,который украшали и день его создания Богом)

Давно был мир наш сотворен ,

И мы в том мире живем,

Его нам Бог подарил

И тайну создания открыл.

    Организационный момент.

    Эмоциональный настрой на восприятие.

(Звучит спокойная музыка. Учитель читает стихотворение.)

Как сияют небеса, -

Высота и красота!

А по небу звонко скачет

Солнце, словно жёлтый мячик!

Ночью, чтоб не страшно было,

Зажигаются светила;

И стоит, как удивлённый,

Лес в своей листве зелёной…

О чём это стихотворение? (О красоте окружающего мира.)

3. Актуализация знаний.

Беседа о красоте окружающего мира.

Кто из вас был в лесу? Что красивого вы там видели?

Кто был в поле? Что там красивого?

Кто был на море? А там что красиво? (Ответы детей.)

Игровой момент.

Закройте глаза и представьте себе самое красивое из окружающего нас мира. Расскажите, что вы представили. (Ответы детей.)

Красив окружающий нас мир? (Да.) Давайте полюбуемся его красотой.

Просмотр под музыку слайд – шоу «Красота спасёт мир».

4. Физкультминутка.

Солнце спит.

Солнце спит, и небо спит.

(Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

(Подняли руки вверх, потянулись.)

Всем лучи свои послало.

(Разводим руки в стороны.)

Вдруг повеял ветерок,

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Небо тучей заволок,

(Закрыли лицо руками.)

И деревья раскачал.

(Качание туловища влево – вправо.)

Дождь по крышам застучал,

(Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам,

(Хлопаем в ладоши.)

Солнце клонится всё ниже.

(Наклоны вперёд.)

Вот и спряталось за тучи,

(Приседаем.)

Ни один не виден лучик.

(Встали, спрятали руки за спину.)

5. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске – иллюстрации с изображением природы и предметов, сделанных человеком.)

Разделите иллюстрации на две группы. Почему так распределили? (На одних картинках – предметы, созданные человеком, а на других изображена природа.)

Вам нравится то, что создал человек? Это красиво? (Да.)

А природа красива? (Да.)

(Учитель вывешивает две таблички: «Красота рукотворная» и «Красота нерукотворная» .)

Что значит красота рукотворная? А нерукотворная? (Ответы детей.)

На каких картинках – красота рукотворная? На каких – нерукотворная? Объясните.

Проблемный вопрос.

Откуда же взялась вся эта нерукотворная красота? Откуда взялся весь мир? Откуда взялось всё живое на нашей прекрасной Земле? Кто создал золотое солнышко, серебряный месяц, манящие звёзды, синие моря, быстротекущие реки, тихие озёра, горные вершины? И правда ли, что всё на свете образовалось само собой? (Дети высказывают предположения.)

6. Работа по теме.

Рассказ учителя.

Конечно, всё возникло не просто так. Разве может прекрасная картина нарисовать сама себя? Или дом сам себя может построить? Как картину нарисовал художник, книгу написал писатель, дом построил строитель, так и окружающий нас мир должен иметь своего Создателя, своего Творца. Этот Творец – Бог.

Бог не только создал всю Вселенную. Он наполнил её жизнью и установил дивный порядок (гармонию).

Звёзды стройно и согласно движутся по определённым путям и законам друг около друга. Все растения и животные расселены по земле согласно этому порядку. И кому чем положено питаться, тем и питается.

Всему Бог дал своё время, место и назначение. Только человек живёт повсюду на земле и над всем владычествует. Бог наделил его разумом, бессмертною душою и великим даром – свободной волей выбора между добром и злом. Поэтому каждый человек отвечает за свои дела, свои поступки, за свою жизнь.

7. Продолжение работы.

Раскрашивание картинок «Божий мир» или рисование на тему «Красота Божьего мира» (под тихую музыку). Выставка работ.

Беседа об отношении человека к окружающему миру.

Посмотрите, какой красивый мир сотворил для нас Бог. А от кого зависит, каким будет этот мир? (от человека)

8. Закрепление.

Чтение и обсуждение рассказа «Всё в твоих руках».

Все в твоих руках...

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках».

Как вы поняли этот рассказ? (Ответы детей.)

9. Итог.

Я хочу закончить наше занятие стихотворением, с которого его начала. А вы ответьте на вопрос, который содержится в стихотворении.

Как сияют небеса, -

Высота и красота!

А по небу звонко скачет

Солнце, словно жёлтый мячик!

Ночью, чтоб не страшно было,

Зажигаются светила;

И стоит, как удивлённый,

Лес в своей листве зелёной.

Но откуда это диво?

Откуда же взялась вся эта красота? (Ответы детей.)

Это Бог для нас с тобой

Праздник на земле устроил.

И, любуясь этим даром,

Будем Богу благодарны.

Он, кто создал мир чудесный,

Наш Отец, Отец Небесный!

Почему Бог – наш Небесный Отец? (Ответы детей.)

10. Рефлексия.

Какое настроение у вас в конце занятия? Если хорошее, то улыбнитесь, если не очень, то нахмурьтесь.


Творение (часть 1)

Бог творит мир прекрасным и совершенным Бытие 1,1-19

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ УРОКА

Назовите несколько творений Божи их: земля, море, небо, солнце, луна, звезды, деревья, цветы и др.

Скажите, кто создал все это.

Поблагодарите Бога за Его творения.

Прогуляйтесь.

Спойте хвалебную пснь о творении.

Сделайте холодные закуски из плодов, сотворенных Богом.

Изготовьте картинку о творении.

Разучите рифму о Божьем творении.

Учителю об уроке

Творение!

Бог сказал, и природа под действием чудотворной силы начинает оживать мир в ранней стадии развития, Божье повеление коснулось всего, и родилась прекрасная жизнь. Когда Вы будете размышлять над текстом сегодняшней истории, позвольте Богу вдохновить Вас совершенством Его замысла. Его мир! Его творение! Ваши трехлетние дети еще не могут понять всю глубину Божьего могущества в деле творения мира, окружающего их. Приложите все Ваши усилия к тому, чтобы малыши как можно глубже поняли, что создателем всего прекрасного является только Бог.

Первый урок начинается описанием творения. И хотя мы предлагаем Вам упомянуть о том, что Бог сотворил все из ничего, но согласитесь с тем, что это учение не так уж и важно для маленьких детей. Уделите более внимания тому, что творение Бога совершенно и прекрасно. Тема о том, что зло, уродство и порча пришли в наш мир не от Бога, а возникли из-за непослушания человека и появления греха, будет освещена немного позже (урок 5). Первозданный мир был совершенным и прекрасным. Это понятие доступно Вашим малышам. Этот урок охватывает первые четыре дня творения, когда Творец создал все неживое, хотя многие древние мышления считали солнце, луну и звезды живыми существами. Последовательное развитие событий четырех дней не очень запомнится детям, но, однако постарайтесь дать прочувствовать детям как Божья забота и порядок отражаются в Его творении. Мы должны встречать каждый день благодарностью Богу. Который создал все то, что, окружает нас, а также не бояться ночи, вверяя себя Тому, Кто сотворил ее, и, веря, что Он и сохранит в ней. Таким образом, день и ночь, как и остальное творение, отображают образец мудрости и заботы Творца.

Ход урока

Материалы

1. Букет цветов или ассортимент фруктов (позаботьтесь, пожалуйста, о том, чтобы цветок или кусочек фрукта был у каждого ребенка).

2. Ваза или какая-нибудь другая емкость.

Вначале соберите вокруг себя Вашу группу и покажите им все примеры прекрасного Божьего творения цветы или фрукты. Дайте каждому ребенку цветок или кусочек фрукта, чтобы они могли подержать и рассмотреть его. Потом выделите несколько минут для того, чтобы вместе поговорить о прекрасной Божьей работе: ярких красках, запахе, строении цветка, фруктов. Расскажите Вашим детям, что это Бог создал каждый цветок, каждый кусочек фрукта совершенным. Затем соберите их опять вместе и попросите каждого ребенка ПОЛОЖИТЬ СВОЮ наглядность в вазу или другую емкость, которую Вы заранее приготовили. При этом пообещайте детям, что они смогут их забрать после урока домой. В начале не было ничего, совсем ничего! (Дайте время детям закрыть глаза и представить. Очень, очень много лет задолго до того, как вы появились свет, даже ваши мамы и папы, дедушки и бабушки еще не родились, нашего прекрасного мира здесь не было вообще, это, правда, не было всем ничего. Не было ни звезд, солнца, ни деревьев, ни птиц, ни маленьких котят, ни маленьких детей совсем ничего не было, говорит Бог.

Тогда Бог решил сотворить большой прекрасный мир. Он захотел сделать все самое прекрасное для нашего мира животных и цветы, озера и тучи. Бог все так и сделал. А вы знаете, как Бог все это создал? У Него не было лопаты, и Ему не нужен был станок. Бог вообще ни в чем не нуждается. Он только говорил слово! И это было все, что нужно сделать Богу для того, чтобы создать этот огромный и прекрасный мир.

Вначале Бог сказал: «Я хочу, чтобы днем было светло». (Покажите детям солнце). «И Я хочу, чтобы было темно ночью». (Покажите детям ночное небо). И эго все стало так. С тех пор начали длиться дни и ночи, поочередно сменяя друг друга. Так были созданы день и ночь.

Бог посмотрел на прекрасные день и ночь, которые Он создал. Ему понравилось. Все было хорошо и просто замечательно! Но Бог еще не закончил творить. Он хотел большего! Поэтому Он сказал: «Пусть будут земля и небо!» И как только Бог сказал, появилась земля. (Покажите детям землю). А над землей было небо. (Показать небо). Как прекрасно! Но подождите... это было еще и все! «Я хочу, чтобы была вода в море» " сказал Бог, чтобы были голубые озера, журчащие ручейки и волнистые океаны». И стало так. Чистая, свежая вода наполнила все низины на земле» образовав маленькие и большие пруд.(Покажите иллюстрацию море озеро.

Попросите Ваших маленьких детей внимательно выслушать историю о прекрасном Божьем творении. Примечание: Если это Ваша первая встреча с трехлетними детьми, то установите «правила слушания историй из Библии. Для этого Вы можете использовать рифмы, которые будете повторять все вместе или какой-нибудь условный знак, который будет являться сигналом к началу Библейского рассказа.

Библейская история

Материалы

2.Цветные иллюстрации светил (солнце, луна, звезды), суши и моря, различных растений (цветы, деревья).

Покажите детям Библию, указывая, что из нее мы узнаем о прекрасных вещах, которые Бог сотворил для нас. (Дайте детям подержать Библию, и спросите, где они еще ее видели в церкви, дома, у бабушки, у дедушки и др.). Потом начните Библейскую историю. Можете ли вы посмотреть вокруг себя на прекрасный мир, окружающий нас? На небо и облака, на горы и озера, на солнце, луну и звезды, на деревья, кусты и цветы. Закройте на минуту ваши глаза и представьте, что наш прекрасный мир куда-то исчез. Нет гор или реки). И увидел Бог, что все удивительно и хорошо.

Но и это было не все! Бог посмотрел вокруг и повелел растениям покрыть землю. Это были высокие фруктовые деревья, зеленая трава и разноцветные цветы. И стало так! Каждое растение и каждый цветок Бог сделал неповторимым! И очень красивым. (Покажите детям растения). Думаете, Бог уже закончил? (Дайте детям подумать). Правильно, нет. Бог заговорил опять и сказал: «Я хочу, чтобы были светила на небе... солнце, луна и звезды!». И стало так. Большое круглое солнце поднималось в небо и согревало землю днем. Сияли и мерцали звезды, и месяц освещал спокойную и тихую ночь. Да! Бог сотворил все прекрасным и замечательным. Все было совершенным и именно таким, каким Бог хотел его видеть. Примечание: Когда Вы закончите рассказывать историю, разложите иллюстрации и дайте детям поближе рассмотреть их.

Практическая часть урока

Материалы

1.Несколько емкостей (коробка из под маргарина, целлофановые пакеты, спичечные коробки и т.д.), по одному предмету на ребенка.

2.Длинный кусок веревки с завязанными узелками по количеству детей.

Практическая деятельность обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроке, связывая Библейскую историю с определенными действиями. Организуйте прогулку с Вашими детьми. Научите детей познавать удивительный Божий мир на собственном опыте, рассматривая, слушая его, ощущая запахи. Перед тем, как покинуть класс, подготовьте детей, внятно и точно объяснив, что Вы собираетесь делать и, как Вы рассчитываете каждого задействовать. (Если хотите, разделите детей по парам, предложите держаться за руки во время всей вашей прогулки. Или, если Вы принесли с собой длинную веревку, дайте возможность детям потренироваться гулять, держась за узелки. Пройдитесь несколько раз вокруг комнаты колонной по одному. Обязательно объясните детям, что нужно крепко держаться за веревку. Это поможет вам быть вместе, и никто не потеряется!). Затем дайте каждому ребенку по одной маленькой коробке и объясните, что во время прогулки они должны собрать в них как можно больше прекрасных Божиих творений. Предоставьте детям самим догадаться, что это может быть (камешки, веточки, цветочки, листья и т.д.). Собранные вещи пусть они принесут в класс.

После того, как Вы дали детям ясное наставление, отправляйтесь на улицу, если позволяет погода, и выделите время для рассматривания и слушания. Перед тем как Вы начнете показывать иллюстрации Божьей работы, побудите самих детей предложить что либо из того, что они видят. Используя каждую иллюстрацию, делайте особое ударение на то, что Божий мир прекрасен и хорош. Затем выделите время, чтобы собрать несколько отдельных предметов, которые вы возьмете с собой в класс чуть-чуть песка или грязи, листья, веточки, сосновую хвою, цветы, воду, камни. Поговорите о творениях, которые очень большие, и которых нельзя принести в класс солнце, облака, деревья. Перед возвращением в класс найдите место для минутного отдыха. Пригласите Ваших малышей присоединиться к короткой молитве благодарения Богу за все прекрасные вещи, которые вы видели во время прогулки. После возвращения в класс выделите время, чтобы вместе извлечь и разложить вашу коллекцию на столе, где родители смогут увидеть ее, когда придут забирать своих трехлетних малышей, Попросите детей рассказать их мамам и папам о прогулке в Божий прекрасный мир. Примечание: Если Вам невозможно вывести Вашу группу на природу, воспользуйтесь списком «дополнительной деятельности» в конце урока.

Заключение урока

Материалы

Картинка к Библейской истории. (Каждому по одной).

Соберите детей опять возле вазы с цветами и корзинки с фруктами. Попросите их прослушать песню о творении «Сотворить, кто мог?» в Вашем исполнении. (См. раздел <<Песни»). Сегодня спойте только два куплета, и если хотите, Вы можете изменить слова в песне, так чтобы они подходили к иллюстрации Вашего урока. Начните петь песню сначала и попросите, чтобы все помогали Вам. Затем, если позволяет время, повторите песню несколько раз, называя те вещи, которые вы собрали во время прогулки. Закончите ваше занятие, молитвой благодарения, опять называя те творения, которые вы видели, о которых говорили и вместе пели. Перед тем, как распустить детей, разрешите каждому взять цветок или кусочек фрукта из вазы или корзинки. Если у Вас есть возможность, дайте каждому ребенку картинку по Библейской истории и попросите родителей прочитать историю о прекрасном Божьем творении дома.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Игра: «Окно в прогулку». Если невозможно вывести Вашу группу сегодня на природу, можете организовать «прогулку» в помещении через окно. Каждый раз Вы подходите к окну, останавливаетесь и смотрите на улицу. Попросите детей назвать все, что они могут видеть из окна, уделите особое внимание на вещи, которые создал Бог для Своего прекрасного мира. Если вы не смогли собрать наглядности на улице, сделайте несколько картинок на бумаге 13x18 см. Простыми штрихами изобразите все, что ребенок может видеть из окна: деревья, траву, небо, дождь, птиц, цветы и т.д. Когда вы возвратитесь к вашим столикам или стульчикам, дайте детям просмотреть картинки и сравнивайте их с тем, что они видели из окна.

2. Легкая закуска. Если Вы принесли вазу с фруктами, как пример Божьего прекрасного творения, разделите их между детьми. Это и будет легкой закуской. Позвольте детям, если это возможно, помыть фрукты, снять кожуру и нарезать их (лучше всего работать с бананами). Попросите Ваших помощников раздать салфетки, пластмассовые ложечки и вилочки. Когда Вы раздадите фрукты, вместе с детьми воздайте благодарность Богу за них!

3. Рифма с движением. Предстаньте малышам рифму 1 «Творение». (См. раздел «Рифмы»). Скажите детям, что сегодня вы споете только первый куплет. Пойте рифму и делайте движения вначале сами, а затем попросите детей петь и делать движения вместе с Вами.

4. Картинка о Творении. Принесите в класс следующие материалы: листы голубой бумаги, большие фигурки деревьев, сделанные из коричневой и зеленой бумаги, солнце из желтой бумаги, клей, «плоды» (удобно использовать кукурузные хлопья). Раздайте детям материалы и покажите, как их приклеивать на голубом основании. (Вы можете приготовить модель перед уроком). Когда дети закончат эту работу, раздайте каждому ребенку по горсти хлопьев (чтобы достаточно было для аппликации и еще осталось для еды!). Затем на каждой детской картинке сделайте маленькие точечки клеем на кроне дерева и попросите детей закончить деревья, разместив на них «фрукты».

5. Можешь ли ты мне сказать? Возможно, Вы захотите делать это на ваших еженедельных занятиях в конце урока. Назовите эту игру «Можешь;т ты мне сказать?» Объясните Вашим малышам, что в конце каждого урока, перед тем, как сказать до свидания, вы вместе будете играть в нее. Попросите каждого ребенка очень внимательно выслушать два важных вопроса, которые Вы зададите. Предложите каждому ответить! Вопросы на сегодня: 1. Кто создал этот прекрасный мир? 2. Скажи мне, какие удивительные вещи Бог сотворил для Своего мира?

ЕСЛИ У ВАС ОСТАЛОСЬ ВРЕМЯ

1. Разложите на столе различные предметы прекрасного Божьего творения (камни, цветы, листья, растения, морские ракушки, фрукты и овощи, сосновые шишки). Как только дети закончат их рассматривать, начните беседу об этих предметах и их Творце.

2. Приготовьте загадки, в которых отображаются частицы созданного Богом мира растения, вода, цветы, животные, рыбы, птицы.

3. Принесите в класс материалы, необходимые для выращивания растений: почву, семена, воду, горшки (растения должны быть быстро прорастающие). Позвольте некоторым детям, проявившим особенный интерес к Вашей работе, помочь Вам посадить семена. Полить их и поместить в солнечное место. Предложите детям, каждое воскресенье наблюдать за прорастанием семян и ростом всходов.

4. Разложите на столе цветные карандаши, фломастеры и картинку к Библейскому уроку. (Вы должны перерисовать ее пли снять на ксероксе по количеству детей в группе). Предложите малышам раскрасить картинку. Из заранее приготовленных листьев и нескольких листов тонкой бумаги вы можете сделать гербарий. Конечно же, сначала покажите детям, как разместить листья на бумаге и закрепить их. Во время раскрашивания картинок и изготовления гербария не упускайте удобного случая вновь п вновь указать детям на то, какой удивительно прекрасный и хороший мир создал для нас наш Бог.

Занятие проводится в 3 классе и направлено на создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.

Заставляет детей задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный практический семинар учителей начальных классов.

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению

Научное сообщество «Мой край», учащиеся 3 класса

Руководитель: Коростелева Галина Васильевна

Тема : Сохраним красоту Божьего мира.

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности.

Планируемый результат:

Познавательные УУД:

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.

Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.

Регулятивные УУД:

Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.

Коммуникативные УУД


-аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.

Личностные УУД:

Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим миру.

Оборудование: картины природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки «Дорогою добра», «Песня о красоте природы»,«Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, «Соловушка», оформленные листы-призывы для социума.

Ход занятия

  1. Мотивация. Эмоциональный настрой. Постановка темы занятия.

Звучит песня «Дорогою добра».

Дорогие гости, встречайте юных магистров научного сообщества «Мой край».

С каким настроением пришли на занятие? (отличным)

Чего ждёте от занятия? (больше узнать о своем крае, приобрести опыт поведения в обществе)

Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я попрошу вас посмотреть на экран. (Просмотр видеоролика «Мой край»)

О чём ролик? (о красоте нашего края)

А что такое красота? Узнаем лексическое значение этого слова (работа со словарем)

Толковый словарь Ожегова.

Красота - красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях)

А какая бывает красота? (разная)

Об этом давайте прочитаем в книге. (чтение «Пурпуровый цветок», с.41)

Ребята, а кто создал эту разную красоту, которую мы видим ежедневно?

(Бог, Творец).

Давайте прочитаем об этом . (работа по учебнику 1 год обучения с. 68, чтение)

Что вы поняли из прочитанного? (действительно, красоту мира создал Бог)

(чтение учителем стихотворения «Всюду Бог») показ слайдов

Всюду Бог

В этой чуткой тишине,

В этой шири полевой,

В этой синей вышине

У меня над головой,

В серебре текущих вод,

В ветре тихом, словно вздох,

Чую сердцем, что живет

Всюду всё создавший Бог!

А как вы считаете, нужно ли нам сохранять эту первозданную красоту природы? Для кого? (нужно сохранять красоту природы для будущих поколений).

Кто может сформулировать тему сегодняшнего занятия. (сохраним красоту Божьего мира) запись темы на доске

2. Выдвижение гипотезы.

Ребята, так как вы юные магистры и у нас научное сообщество, давайте мы с вами проведем небольшое исследование. А для этого нужно выдвинуть гипотезу по теме нашего занятия.

Что такое гипотеза? (это предположение правдоподобное или неправдоподобное)

Совершенно верно. Как вы считаете, какую гипотезу мы можем сформулировать к сегодняшнему исследованию? (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека)

Я с вами абсолютно согласна. Для нашего исследования вы будете записывать на листочек свои предположения.

3. Работа по исследованию.

а) - Посмотрите, пожалуйста, слайды. Скажите, что вы видите на них и запишите главные мысли на листочек? (как по вине человека была уничтожена природа)

видеоролик «Не губите природу»

Правильно ли поступал человек, когда совершал данные действия и к чему это привело? (человек совершал неправильные действия и привело это к гибели окружающего мира. По вине человека были погублены многие деревья, травы, животные, водоемы).

б)- Давайте вспомним, нет ли в нашем селе памятных мест, которые были разрушены по вине человека? (есть, это наша церковь, которая является святыней и гордостью нашего села ) слайд

просмотр видеоролика о храме

- Ребята нашей школы предпринимают все действия для того, чтобы сохранить то, что осталось: они каждую весну выходят на уборку вокруг церкви, создают фильмы об истории создания святыни и материалы отдают в музей школы (чтение стихотворения Василия Золотарева «Чудесны ландшафтами курские дали»)

в) - На грани катастрофы еще один объект нашего села. Это «Лебединый колодец». Неправильные действия человека почти привели к тому, что самый чистый источник нашего села приходит в упадок.

Расскажите, что вы знаете об этом источнике.

Рассказ об истории «Лебединого колодца». (слайд)

- Конечно, нам необходимо сделать все возможное для того, чтобы сохранить этот природный объект нашего села для будущего поколения. Давайте подумаем, что в наших силах сделать для сохранения этого объекта. (Рассказать историю колодца своим родителям. Предложить им пойти на субботник, разобрать плотину, сделанную бобрами, и спустить воду в пруду).

4. Действия человека по сохранению окружающего мира.

1. Итак, для того чтобы сохранить красоту мира нужны такие действия человека, которые не приводили бы к гибели окружающей среды.

Как вы считаете, что это за действия? (уборка территории, сохранение источников, участие в акциях «Помоги птицам зимой», посадка деревьев)

Мы с вами тоже приносим посильную помощь нашей природе, участвуя в этих акциях. (показ фильма «Красота природы»). Запись на листочках своих мыслей.

2. Показ фильма «Стрелецкая степь»

Для сохранения красоты Божьего мира человек создает заповедники.

А что такое заповедник? Давайте посмотрим фильм о природном центрально-черноземном заповеднике имени профессора В. В. Алехина Курской области «Стрелецкая степь». (просмотр фильма «Лоскуты рая»)

Вы посмотрели фильм о заповеднике нашего края, который охраняет места первозданной красоты, очень хрупкой и от малейшего неправильного действия человека может разрушиться. Давайте будем беречь то, что нам дано свыше.

(чтение стихотворения Юрия Першина «Моя родина»)

5. Итог занятия

Давайте вспомним гипотезу, которую мы с вами выдвигали в начале нашего исследования. (предполагаем, что красота Божьего мира зависит от действий человека).

Какой вывод мы можем сделать. (Действительно, красота Божьего мира зависит от действий человека, то есть будет она сохранена или нет)

Итак, наша гипотеза получила достоверное доказательство. Действительно от действий человека зависит красота Божьего мира.

Давайте мы с вами напишем призыв нашим односельчанам, о необходимости сохранения красоты природы. (дети под музыкальное произведение «Песня о земной красоте» пишут призыв на листочке.)

Давайте подумаем, где мы можем прикрепить наши листочки - призывы так, чтобы они были прочтены, то есть услышаны людьми? (в классе, в школе на стенде, на ларьке, на магазине, на остановке)

(дети зачитывают свой призыв и выходят в коридор школы и приклеивают на дверь)

Просмотр видеоролика «О Родина» (конец)

6. Рефлексия.

Учитель : Не забывайте о том, что будущее нашего края зависит от нас с вами. Стараться сделать свой край краше, богаче – наша задача.

Спасибо вам за плодотворную работу на сегодняшнем занятии.

Призыв!!!

Дорогие наши односельчане! Мы, юные заседатели сообщества «Мой край», призываем вас сохранять красоту Божьего мира: не губить объекты природы и исторические памятники нашего села. Давайте все вместе будем убирать нашу святыню и спасем «Лебединый колодец».

С ув. юные магистры Костровской школы

Самоанализ внеурочной деятельности

Внеурочное занятие проводилось по духовно-нравственному направлению. Форма занятия – заседание научного сообщества «Мой край». Это третье занятие в разделе «Православная культура в жизни людей».

Тема: Сохраним красоту Божьего мира.

Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для духовно-нравственного развития личности (готовности и способности обучающихся к саморазвитию; положительное отношение к миру; личная ответственность за свои поступки, мотивация к социальной деятельности).

Планируемый результат: задуматься о том, какие поступки людей сохраняют первозданную красоту мира.

Познавательные УУД:

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о том, что такое красота мира и от чего она зависит.

Слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах заданий.

Учиться письменно составлять текст-призыв для односельчан.

Регулятивные УУД:

Формировать умение ставить гипотезу, удерживать ее и планировать шаги для ее утверждения или опровержения.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение, уметь общаться, рассказывать на публике, слушать и слышать друг друга;
- аргументировать свою позицию; уметь работать в сотрудничестве.

Личностные УУД:

Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающему миру.

Технология, применяемая на занятии: исследовательская

Оборудование: фотографии родной природы, компьютер, проектор, презентация, музыкальные заставки: «Дорогою добра», «Песня о красоте природы», «Не губите, мужики», видеоролик «Мой край», «Лоскуты рая» (стрелецкая степь), «Храм», книга «Основы православной культуры» 1 год обучения, книги для выставки «Родные просторы в произведениях земляков», оформленные листы-призывы для социума.

Структура занятия

  1. Мотивация к деятельности.
  2. Определение темы занятия, выдвижение гипотезы.
  3. Исследовательская деятельность:

А) отрицательное воздействие человека на природу;

Б) положительное воздействие человека на природу.

4. Рефлексия

1. вывод (достигла ли гипотеза подтверждение или нет)

2. призыв для односельчан.

5. Практический опыт учащихся.

Вывешивание призыва на людных местах.

На протяжении занятия используется исследовательская технология. Дети самостоятельно выдвигают гипотезу и исследуют ее опровержение или доказательство. На данном занятии были решены три уровня воспитательных результатов:

  1. Обучающиеся приобрели социальные знания о духовно-нравственных ценностях (читали тексты в учебнике о красоте мира, работали со словарем Ожегова, просматривали фильмы «Стрелецкая степь», «Храм»).
  2. Обучающиеся получили опыт переживания и позитивного отношения к ценностям социума (просмотр видеоролика о вырубке леса, пожаре, мусоре, загрязнении источников; уборка территории, изготовление кормушек, уборка святыни)
  3. Дети получили опыт самостоятельного общественного действия: написание призыва односельчанам и приклеивание на людном месте.

Поэтому я считаю, что данное занятие достигло цели и планируемых результатов.

История создания Владимирской церкви с. Костровы

Рыльского района, Курской области

В клировой ведомости Владимирской церкви с. Кострова Рыльского уезда за 1916 год содержатся следующие сведения.

Владимирская церковь построена в 1781 году «тщанием вдовы генерал – майора Анны Григорьевны Полянской» . Храм трехпрестольный: престолы освещены в честь Владимирской иконы Божией Матери, в память успения святой преподобной Анны и в честь святых Бориса и Глеба. К 1916 году церковь владела 33 дес. 1200 кв. саж. Пахотной земли и 1 ½ дес. усадебной земли вместе с погостом. Церкви принадлежала каменная сторожка, в которой располагалась женская церковно-приходская школа. В приходе, кроме указанной церковно-приходской школы, находилось начальное народное училище в с. Кострова и церковно- приходская школа в д. Кленной. Обе церковно-приходские школы были учреждены в 1900 году. В 1916 году в школах обучалось 136 мальчиков и 90 девочек.

Ближайшими церквами были Никольская села Никольникова и Борисо-Глебская села Березников.

В приход Владимирской церкви входили деревни: Могилевка, Шустовка, Кленная, Огаркова, Тураева. Всего в приходе числилось 437 домов , в которых проживало мужчин – 1542 чел., женщин – 1473 чел.

Священником с 1908 года в храме был Петр Гаврилович Попов.

После выхода в свет декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01. 1918 г. Владимирский храм продолжал действовать в соответствии с договором, заключенным в июле 1920 г. Между гражданами села Кострова с Костровским волисполкомом.

В 1920 г. была составлена опись имущества Владимирской церкви. В описи содержится краткое описание внешнего вида и внутреннего убранства храма: церковь и колокольня каменные, в колокольне три колокола, вокруг церкви – ограда. В алтаре – деревянный трехъярусный иконостас, а в алтаре – 8 малых простых икон в киотах и 5 икон без киотов, 2 серебряных креста, в иконостасе 6 больших икон.