Упражнения для развития слухового анализа и синтеза. Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза материал на тему Что такое анализ и синтез в логопедии


Наталия Федосимова
Приемы работы над звуковым анализом, синтезом и фонематическими процессами

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ЗВУКОВЫМ АНАЛИЗОМ И СИНТЕЗОМ , ФОНЕМАТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ .

Ребенка окружает множество звуков : музыка, шелест травы, журчание воды…

Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка .

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи и базируется на способности слышать, узнавать и различать речевые звуки . Иными словами, особенность формирование речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха .

Обратить внимание на характер формирования фонематического слуха ребенка важно уже в дошкольном возрасте, т. к. недоразвитие этого слуха является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии - нарушению письма и дислексии – нарушению процесса чтения .

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом (что по данным многих современных исследователей одно и тоже) принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы ) .

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

В период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.

Особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится , с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой – с собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком . Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают (Д. Б. Эльконин)

В развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных, затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твердых согласных) . Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом» . Итак, ребенок начинает с акустической дифференцировки звуков , затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

Мы проанализировали ведущую роль фонематического восприятия в становлении правильного произношения, а также связь этих двух процессов .

Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения, а также смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ . Неумение старших дошкольников разложить слово на составляющие звуки очень часто принимают за недостатки в развитии фонематического слуха . Это совершенно неверно.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие , как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает : «Под звуковым анализом понимается

1) определение порядка слогов и звуков в слове ;

2) выделение отдельных звуков ;

3) выделение основных качественных характеристик звука (согл. – гл., тверд. – мягк.»

Сформулируем разницу между этими двумя процессами (при норме речевого развития ребенка) .

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует . Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая . Еще один фактор : фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие – способность различить особенности и порядок звуков , чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме .

А теперь давайте немного остановимся на специальных знаниях, которые необходимо знать при обучении детей звуковому анализу .

Слова состоят из звуков .

Звук – то , что мы слышим и произносим.

Буква – то, что пишем и читаем.

Звук на письме обозначается буквой. Поэтому говорить : «Мальчик не выговаривает букву «Р» неверно. Следует говорить : «Мальчик не произносит звук «Р»

В русском языке 10 гласных букв : А, У, И, О, Ы, Э, Я, Ё, Ю, Е, а гласных звуков всего 6 (А, У, О, И, Э, Ы) . Гласные звуки обозначаем красным цветом.

В названии Я, Ё, Е, Ю содержится 2 звука :

Сравните слова : ЁРШ – звуки ЙОРШ , а в слове МЁД – звуки МьОТ (звук Й исчез , т. к. звук Ё звучит после согласной.

Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать на начальных этапах формирования звукового анализа .

Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков 42 , в основном за счет мягких согласных (Нь, Ть, Пь) . Сравните : ныть – нить. Первые буквы одинаковые, а звуки разные : твердый и мягкий.

Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью : Ь, буквы И, йотированных гласных.

Анализируя с детьми слова , необходимо учитывать в них наличие мягких согласных и избегать таких, если ребенок ещё не умеет различать твердые и мягкие согласные.

Также хотим обратить внимание воспитателей на то, что детям необходимо предлагать на полный звуковой анализ и синтез слова , произношение которых не расходятся с их написанием (кран, карман, звонкие согласные в конце слов оглушаются (гриб) .

Произносить согласные звуки необходимо коротко без призвука гласного (Т, Б, М, а не ЭМ, ЭР, ПЭ) .

Формирование

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза , условия выделения звука (определенное положение звука в слове , особенности произнесения звуковой серии , характер звука , количество звуков в звуковом ряду и т . д.). В связи с этим предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза :

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.) ;

б) слоги без стечения согласных (закрытые : ор, ыс, ах и т. д. ; открытые : ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.) ;

г) слова без стечения согласных :

1) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

2) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.) ;

3) двусложные слова со стечением согласных, в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.) ;

4) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.) ;

5) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.) ;

6) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.) ;

7) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.) ;

8) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.) .

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно : в начале работы с опорой на материализацию

(использование различных вспомогательные средств - графических схем слова, звуковых линеек , фишек, на речевое проговаривание

(при назывании слов) на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.

Для обучения детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу можно рекомендовать следующие приёмы :

1) выделение первого звука анализируемого слова и придумывание детьми слов на выделенный звук ;

2) выделение последнего звука анализируемого слова и придумывание детьми слов с этим звуком :

а) чтобы этот звук был первым в придуманном слове,

б) чтобы этот звук находился в середине слова,

в) чтобы этот звук был последним в слове;

3) подбор слов, начинающихся на определенный звук ;

4) подбор слов, заканчивающихся на определенный звук ;

5) определение второго звука в слове , придумывание с ним слов :

а) если в слове второй звук гласный ,

б) если в слове второй звук согласный ;

6) определение третьего звука (гласный и согласный) в слове, придумывание слов, в которых этот звук стоит в начале , в середине, в конце (Маша – шапка, мишка, карандаш; волк – лес, пила, стол) ;

7) придумывание слов на первый, второй, третий звуки анализируемых слов ;

8) придумывание слов из определённого количества звуков :

а) оканчивающихся на гласный звук (луна, окно, игры,

б) оканчивающихся на согласный звук (аквариум, эскалатор, дом) ;

9) придумывание слов из двух-трёх звуков с называнием их в той последовательности, в какой они следуют в слове;

10) определение количества гласных и согласных звуков в словах , состоящих из трёх, четырёх, пяти звуков ; придумывание слов на указанный звук :

а) которые бы начинались со второго гласного звука (лапа – астра, аквариум; аист – индюк, иголка,

б) которые бы начинались со второго согласного звука (гуси – солнце, стол; утка – кукла, кот,

в) которые бы начинались с третьего согласного звука (книга – гуси, гитара) ;

11) придумывание слов из трёх звуков , в котором второй и третий известны (ом – дом, кот, сом, лом) ;

12) нахождение одинаковых и разных звуков в словах мак и рак и т. д.

Игровые приёмы :

1) Перепрыгни через скакалку столько раз, столько звуков в названном слове ;

2) покажи столько пальцев на руке, сколько звуков в анализируемом слове ;

3) пройди столько шагов, сколько согласных звуков в слове кукла .

4) пусть подойдёт к столу тот, в имени которого столько звуков , сколько раз ударили в барабан (3 – Ира, 4 – Саша и т. д.) ;

5) игра «Начало слова за тобой» (назови первый звук слов с ак – рак , лак, бак и т. д.)

6) найди и опусти в «чудесный мешочек» игрушку, в названии которой второй звук гласный у (кукла, жук, Буратино и т. д.) ;

7) игра «Конец слова за тобой» (добавь третий звук слова : ма - мак, мал; ко – кот, ком, кол и т. д.)

В результате занятий по звуковому анализу слов совершенствуется не только фонематическое восприятие ребёнка , но и значительно пополняется словарный запас.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения?

Анализ – это разделение целого на составные части.

Звуковой анализ – разделение целого (целым выступает слово) на составные части (составные части слова – звуки). Т.е., звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.

Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный …а еще Фанта!»

Для чего нам нужен звуковой анализ? Мы с Вами используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.

Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Это то, что касается звукового анализа. Теперь о звуковом синтезе. Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез – соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.

При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого: - Какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М? Ребенок отвечает РОМА.

При нарушении формирования звукового анализа и синтеза возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве ). Дети читают: ам – аме , вы – веы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно, т.е. 1-2 занятия. Но большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранилось (даже в неярко выраженном варианте) речевые нарушения, характерны:

Трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

Искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился , операция вместо операционная , вынула вместо вытянула ),

Грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям ),

Побуквенное чтение (К,А,Ш,А),

Нарушение понимания прочитанного,

Слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

Для письма детей, у которых общее недоразвитие речи (по разным причинам) сохранилось, характерны:

Замены – звуков: свистящих - шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых, и пр.;

Искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;

Грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Подготовка к обучению грамоте - это формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Почему мы используем символы, а не сразу буквы? Буквы – это абстрактный знак, он ни как не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

выделение в словах первого гласного звука;

анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

определение последнего гласного звука в словах;

определение первого и последнего гласного звука в словах;

определение наличия либо отсутствия в словах звука;

определение первого согласного звука в словах;

определение последнего согласного звука в словах;

определение гласного звука в середине односложных слов;

синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

определение позиции согласного звука в словах;

определение количества слогов в словах;

синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;

2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.


На занятиях по обучению грамоте значительное место занимает работа по фонетическому анализу слов. Чтобы научиться читать и писать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слов. А для этого ему необходимо усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В процессе своего речевого общения ребёнок никогда не имеет дело с изолированными звуками, а имеет дело с целыми звучащими компонентами, которые он должен различать на слух и произносить. Этими компонентами являются слова, словосочетания, предложения. В речи ребенка важным является её предметное содержание. Поэтому задача звукового анализа и синтеза перед ребенком не встанет сама по себе. Эта задача становится актуальной только при обучении его грамоте. Фонематическому анализу и синтезу ребенок должен быть обучен.
Основной задачей развития у детей фонематического анализа и синтеза является профилактика фонематической формы дисграфии, проявлениями которой являются следующие ошибки при освоении детьми письменной речи: пропуски гласных букв в словах (САПОГ- СПОГ), пропуски согласной буквы в словах со стечением согласных (СТАКАН-САКАН, ТАКАН), слитное написание слов в предложении и др.
Дошкольник не может спонтанно произвести звуковой анализ слова, т.к. ребенок, если перед ним ставится эта задача, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла слова и начать работать со словом не как с семантической (наполненной смысла) единицей речи, а как со звукокомплексом.
Фонематика - это наука, которая изучает звуки (фонемы) русского языка.
Фонема является минимальной линейной единицей языка, то есть меньше, чем на фонемы, низкая звуковая последовательность (слог, слово, предложение) не может быть расчленена.
Количество фонем, как гласных, так и согласных, в различных языках мира различно. Так, в русском языке 6 гласных и 36 согласных фонем, в английском - 20 гласных и 24 согласных.

Характеристика звуков русского языка.
Звуки делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.
Гласные звуки (их 6): А, О, У, Ы, И, Э.
Гласных букв в русском языке- 10: А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я.
При произношении гласных звуков струя воздуха не встречает преград во рту (зубы, губы разомкнуты, язык лежит), они образуют слоги.
Определение для детей: Гласный звук можно петь и тянуть.
При произношении согласных звуков воздушная струя обязательно встречает звукообразующую преграду: зубы,язык, губы. Согласные звуки слога не образуют.
СОГЛАСНЫЕ бывают твердые и мягкие :
Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ,
М-МЬ, Н-НЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ.
Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш.
Звуки: Л, М, Н, Р, ЛЬ, МЬ, НЬ, РЬ -всегда звонкие (у них нет «глухой» пары).
Ш, Ж, Ц - твердые согласные,
Ч, Щ, Й - мягкие согласные.
Твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом,
Мягкие согласные - зеленым,
Гласные - красным.

Мягкость и твёрдость согласных определяется на слух, в сравнении: (М-МЬ),
И с некоторой ссылкой на артикуляцию:
Звук М произносится «сердитыми» губами (он твердый),
А звук МЬ- мягкий, ласковый, он произносится губами в улыбке.
Глухость- звонкость определяется так:
1. Прикрыть ладошками уши и произнести звук (для сравнения- глухой и парный ем звонкий). Какой из них звенит?
2. При произнесении звука приложить к горлышку ладошку.
«Дрожит» горлышко или нет? (обнаружение «дрожания» голосовых связок).

Фонематический анализ - это выделение звуков слова (назвать первый звук, последний звук, все звуки поочередно).
Фонематический синтез - это воспроизводство слова (составление, синтезирование) из отдельных звуков.
Например: составь слово в котором есть звуки К, О, Т (кот).
«Звуки разбежались» К, С, О (сок)
Буквенный анализ и синтез - это те же операции, но производимые с буквами.
Звуко-буквенный анализ - это выделение звуков слова и его букв.
Пример: анализ слов с Ь на конце
К, О, НЬ- 3 звука
К, О, Н, Ь,- 4 буквы.
Ь в середине слова:
КОНЬКИ 2 слога
5 звуков
К о н ь к и 6 букв.

Слова с Ъ:
Звуковой анализ можно не давать, но надо объяснить,
Почему нужен Ъ в данном слове ПОДЪЕЗД: написать слово
Без Ъ и прочитать его ПОДЕЗД. А как разделить буквы Д и Е?
На»выручку» и приходит Ъ.
Анализ слов с сомнительной согласной:
Д, У, П-3 звука
Д, У, Б - 3 буквы, на конце -буква Б, а не П, т.к. в слове ДУБЫ нет звука П,а есть звук Б.
Анализ слов с безударной гласной:
В слове СОВА мы слышим звуки С, А, В, А, а напишем СОВА, т.к. в слове СОВЫ после звука С слышим звук О.

Разложить слово на составляющие части (слоги, звуки) - сложный вид заданий для детей с общим недоразвитием речи. Не сформированность звукового анализа и синтеза влечет за собой нарушения чтения и письма. Если ребенок не овладел звуковым анализом, он не сможет правильно передать устную речь в письменном виде.

Звуковой анализ может быть простым , когда звук выделяется на фоне слова, и сложным , заключающимся в вычленении первого и последнего звука, определении его места в слове (начало, середина, конец), последовательности звуков в слове, их количества, места каждого звука по отношению к другим звукам. Именно в такой последовательности и происходят занятия фонематического анализа у дошкольников.

Перед формированием звукового анализа должна быть проведена следующая работа.

1.Уточнение артикуляции звуков. Дети должны правильно артикулировать звук, удерживать артикуляцию, узнавать звук по обеззвученной артикуляции изолированно или в ряду других звуков, дифференцировать гласные и согласные звуки по артикуляции, определять наличие преграды для воздушной струи.

2.Усвоение, уточнение понятий «ряд», «место», «дни недели», «части суток», «месяцы», для чего могут быть использованы сказки, другие литературные произведения с участием персонажей. Дети учатся считать количество мест, определяют их последовательность, место каждого по отношению к другому, и т.д.

Затем можно переходить к непосредственному формированию звукового анализа. Примерные задания и игры представлены по мере усложнения форм звукового анализа.

ЗАДАНИЯ.

1.Цель: учить узнавать звук на фоне слова.

Взрослый называет слово, а дети должны поднять руку или хлопнуть в ладоши, когда услышат заданный звук.

2.Цель: развивать фонематический слух. (цветные фишки - красные, синие).

Взрослый произносит звуки, а дети выкладывают на столе в ряд фишки соответствующего цвета.

3.Цель: развивать фонематический слух, умение выделять в потоке речи повторяющийся чаще всего звук.

Взрослый читает стихотворение, а дети называют звук, который чаще всего слышали.

4.Цель: учить определять наличие звука в слове. (предметные картинки)

Отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук.

5.Цель: учить определять первый звук в слове (предметные картинки).

Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный гласный или согласный звук.(первые гласные звуки в слове должны находиться под ударением).

6.Цель: учить определять первый звук в слове (фишки красного и синего цвета).

Взрослый называет слова и в зависимости от задания дети поднимают красную или синюю фишку для определения гласного или согласного звука в начале слова.

7.Цель: формировать умение определять конечный согласный звук в слогах, словах.

Взрослый называет слова, а дети называют последний звук в закрытых слогах: ОК, АМ, УС. Затем определяют конечный согласный звук в словах типа КОТ, МОХ, СОК, КУСТ, БАНАН.

8.Цель: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

У каждого ребенка на столе карточка - полоска бумаги, разделенная на три части. Фишки определенного цвета (красные, синие, зеленые) в зависимости от изучаемого звука. Взрослый называет слово с заданным звуком, а дети определяют позицию звука и кладут фишку в нужный квадрат.

9.Цель: учить определять последовательность и количество звуков в слоге, слове.(цветные фишки)

Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе.

(слоги сначала берутся закрытого типа (ОХ,АМ), а слова односложные, из трех звуков (ДОМ,БЫК)

10.ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове.

Выбрать картинки в названии которых: три звука, четыре звука, пять звуков.

ИГРЫ.

- «Брось мяч».

ЦЕЛЬ: учить выделять первый и последний звуки в словах, последовательность их в слове.

1.Убрать первый звук в слове. Какое слово получится? Взрослый бросает мяч кому-то из детей и называет слово, а они убирают первый или последний звук в слове (зависит от задания) и бросают мяч ведущему-взрослому.

- «Где спрятался звук?»

ЦЕЛЬ: развивать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).

Детям раздаются картинки, ее надо назвать и сказать где стоит заданный звук в слове.(можно определить позицию звука фишкой).

- «Помоги проводнику».

ЦЕЛЬ: учить определять количество звуков в слове. (вагончики, сделанные из бумаги с окошками-прорезями, в каждом вагончике по три окна; предметные картинки с изображением зверей.

Взрослый объясняет, что каждый из зверей едет в своем вагончике. В первом едут те звери, в названии которых -3 звука, во втором - 4 звука, в третьем- 4(5). Дети берут картинки, определяют количество звуков в названии и укрепляют их магнитом в окно нужного вагончика (картинки для игры: лев, лось, кот, тигр, лиса, волк, жираф, кабан, лошадь, корова, барсук, медведь.

ЗАГАДКИ.

Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками помогают формированию всех видов звукового анализа.

Методы и приемы формирования звукового анализа.

ПЕРВЫЙ БЛОК.

1.Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

2.Развитие зрительно-моторной координации.

3.Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела.

4.Развитие пространственно-временных представлений.

ВТОРОЙ БЛОК.

1.Развитие слухового внимания.

2.Развитие чувства ритма.

3.Формирование фонологического структурирования.

Развитие слухового внимания.

Расширение рамок слухового восприятия.

Развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти.

Формирование основ слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать речевые звуки.

Совершенствование фонематического восприятия.

Осознание звуковой стороны речи.

Привлечение внимания к звучащему предмету.

Совершение действий в соответствии со звуковым сигналом.

Определение местонахождения и направленности звука.

Знакомство с характером звучащих предметов.

Различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов.

Запоминание последовательности звучаний (шумов) предметов.

Различение и запоминание цепочки слогов.

Членение речевого потока на смысловые фрагменты.

Формирование фонологического структурирования.

Формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных.

Анализ слогов и слов.

Развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков.

Формирование фонематического анализа, предваряющего моделирование звукового синтеза слова.

Развитие навыка анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.

Упражнения на слухопроизносительную дифференциацию звуков.

Упражнения в повторении слоговых цепочек.

Выделение гласного звука в обратном и прямом слоге.

Определение первого, второго, третьего слога.

Определение лишнего слога в ряду одинаковых.

Упражнение на добавление недостающего слога.

Дифференциация слов с различной слоговой структурой.

Нахождение различия в словах, сходных по звуковому составу.

Определение наличия заданного звука в слове.

Подбор слов с заданным звуком по картинкам и на слух.

Определение позиции заданного звука (начало, середина, конец слова).

Выделение последнего звука в словах, оканчивающихся на твердый согласный.

Выделение первого звука в слове.

Угадывание слова, произнесенного по звукам.

Определение количества звуков в слове.

Дифференциация слов, сходных по звуковому составу.

Различение слов, отличающихся ударением.

Внедрение в практику перечисленных методов дает убедительный коррекционный эффект преодоления «скрытых» дефектов. У детей формируются полноценные психологические структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессами чтения и письма. Это, в свою очередь, поможет избежать вторичных проблем школьной дезадаптации. Таким образом, ранняя первичная профилактика значительно повышает шансы на успех обучения в школе.

Здравствуйте дорогие читатели и подписчики блога!
Многие из вас слышали такие слова, как “анализ” и ”синтез”, и вам покажется странным, какое они имеют отношение к логопедии. Эти термины скорее всего встречаются в математике или в химии. Однако анализ и синтез в логопедии тоже есть и они имеют очень большое значение для успешного овладения навыками чтения и письма. И об об этом пойдет речь в сегодняшней статье.

Я расскажу, что такое звуко-буквенный анализ и синтез — разбор элементов речи: слогов, слов и предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме (буквы) и как при говорении (звуки). Другими словами, это основа нашей грамотности. Многие родители наивно полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво. Однако реальность заставляет снимать розовые очки даже с самых мечтательных романтиков,

Ребенку предстоит узнать, что предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из букв или звуков. И каждый звук отображается на письме с помощью специальных письменных значков. И они расположены в определенной последовательности. Если изменить их последовательность, то изменится и смысл слова, например, взять 3 буквы Т, К, О, из них можно выложить 3 слова: КОТ, ТОК, КТО, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.

С чего начать

Начать надо с самого простого, запоминать буквы (но не читать слова и тескты). При чем будет намного проще потом их сливать в слоги, если не говорить ребенку: “это буква эс”, а просто “буква с” и потянуть ее немного “ссссс”. Надо с этой буквой выполнять много манипуляций — лепить из пластилина, соленого теста. Выкладывать из фасоли или камушков марблс. Писать пальцем на чем-нибудь шершавом, в воздухе, на запотевшем стекле, на земле, на снегу — все это зависит от вашей фантазии.

Позиция в начале слова

Затем сказать малышу, что, например, в букве А живет звук “ааа”, он тянется, мы его говорим с широко открытым ртом. И начинаем придумывать слова на этот звук. Если дети справляются с этим заданием, начинаем усложнять задание. Придумываем на звук А фрукты, транспорт, животных, съедобное. Затем делаем проверку, насколько усвоился навык, называем слова. И если в них есть искомый звук, надо хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть, показать карточку с этой буквой. Показывем несколько картинок, выбираем из них те, которые начинаются на нужный звук.

На что оканчивается слово

Когда этот навык усвоен, находим звук в конце слова. Порядок такой же, как с позицией в начале слова. Но можно включить игру в цепочки слов, следующее слово должно начинаться на звук, на который оканчивается предыдущее (лук — коса — ананас — сок). И можно проводить дифференциацию, делить слова на те, где звук в начале слова, а где в конце. Раскладывать картинки на две кучки, например, “клювик” и “хвостик”. Поднять то левую руку то правую, прыгнуть или присесть, поднять руки вверх, опустить вниз и тп и тд

Звук в середине слова

Затем подключается позиция в середине слова, она самая сложная, особенно для тех деток, у которых фонематический слух особо сильно нарушен. Они не слышат гласные в середине слова и пишут также: “дорога — дрога”, “молоко — млоко”. Отрабатываем по вышеприведенной схеме. Затем подключаем 3 позиции, 3 разных действия. Расставляем картинки на 3 кучки “клювик”, ”хвостик”, ”крылышки”. Или традиционно сажаем в поезд — соответственно 1й, 2й и 3й вагончики. И уже здесь можно параллельно делить слова на слоги и находить ударный гласный.

Деление на слоги

Один из вариантов: есть 3 домика, с одним окном, двумя, тремя, это количество слогов. Будем селить туда жильцов, в зависимости от количества слогов. Чтобы малышу легче было делить на слоги, надо держать ладонь под подбородком и считать, сколько раз открыли рот, столько и слогов. Можно делить на части, хлопая в ладоши, но если проблемы с фонематическим слухом, то ребенок будет ошибаться. Например, слово “потолок” разделит “по-то-ло-к”. В этом случае должна быть четкая инструкция — слог только на открытый рот. А при произнесении “к” рот не открывается.

Нахождение ударного слога тоже выявляют проблемы с языковым чутьем. Надо показывать голосом, утрированно выделяя каждый слог в слове, например “молоко” разделить на слоги. Затем произносить “мОлоко, молОко, молокО”, пусть ребенок выберет правильный вариант. Ударный слог можно выделять взмахом руки. Выделение этого слога интонацией и повышением громкости поможет заложить основы красивой речи и выразительного чтения.

Составляем схему

После этого знакомим ребенка с понятием предложения и говорим, что оно состоит из нескольких слов. Например, “Маша моет руки”, в этом предложении 3 слова. Берем 1 длинную полоску (палочку, чертим линию). Затем под длинной полоской кладем 3 покороче, это слова, полоска “Маша”, полоска “моет”, полоска “руки”. После этого начинаем каждое слово делить на слоги и выкладывать ниже более мелкие полоски, слоги. Для детей до 5 лет этого вполне достаточно.

Уже в подготовительной группе под каждым слогом сначала выкладываются квадратики-звуки, разного цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого цвета. Под ними из разрезной азбуки выкладываются буквы. Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звуко буквенного анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок, делить слова на слоги, выделяя ударный гласный.

Можно не писать буквы, а складывать из магнитной азбуки, кубиков, карточек и другого подручного материала. Это в том случае, если мелкая моторика развита слабо, малышу тяжело писать. А буквы он уже знает хорошо. И таким образом развести развитие пальцев и фонетический разбор на время и соединить эти навыки потом по мере развития руки. В любом случае надо смотреть на зоны ближайшего развития ребенка. Смотреть, что он умеет сам, а где он справится только совместно с вами.

На этом писать заканчиваю, потому что тема очень обширная и раскрыть ее в одной статье невозможно. Надеюсь, будет целый цикл, потому что это основа основ работы логопеда. Так что следите за обновлениями блога, оформляйте подписку. Пишите в комментариях о своем опыте, делитесь в соцсетях с друзьями и знакомыми.