Современные темы по самообразованию воспитателя детского сада. Программа по самообразованию воспитателя ДОУ


Современный педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения), живущий в мире быстро распространяющихся инновационных технологий, просто вынужден быть в курсе актуальных тенденций развития. Самообразование, работа над собой, освоение новых педагогических технологий и знаний, оттачивание своего мастерства - необходимость для каждого работника педагогической сферы.

Понятие самообразования: цели и формы

Сама специфика работы педагога, направленная на воспитание и развитие детей, обязывает постоянно заниматься творческим поиском нестандартных решений, самообразованием, совершенствованием профессиональных навыков, а также личностных качеств. Хороший специалист не может быть пассивным: от него ежедневно требуются компетентность и инициативность.

Кроме того, уровень владения темами и планами в соответствии с ФГОС (федеральными государственными образовательными стандартами) напрямую отражается на компетентности, квалификации и даже денежном вознаграждении специалиста. Не стоит забывать, что и родители, выбирая образовательное заведение, которое сможет предоставить оптимальные условия развития их ребёнку, интересуются прежде всего уровнем творческой активности и профессионализма работающих здесь воспитателей.

Потребность в самообразовании является харак­терным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения по­знавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степе­нью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за своё самосовершенство­вание.

Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров

«Педагогический словарь»

Цели и направления работы

Необходимым условием совершенствования работы дошкольного учреждения является организация консультативной помощи воспитателям, которые столкнулись с какой-либо проблемой в своей работе с детьми или стремятся овладеть более эффективными педагогическими методиками. Старший воспитатель или методист даст мудрый совет, подскажет практические приёмы решения возникшего вопроса, однако успех проделанной работы в решающей степени будет зависеть от инициативности и заинтересованности самого педагога, его личных усилий и желания развиваться.

Работа воспитателя требует постоянного расширения запаса знаний и набора навыков

Самообразование - осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии. Устаревшие методы работы могут препятствовать гармоничному развитию современного поколения детей. Воспитатель целенаправленно планирует освоение им в течение учебного года тематического направления, которое вызывает у него профессиональные трудности или представляет вопрос глубокой заинтересованности.

Основные направления работы по совершенствованию профессиональной компетентности:

    информированность по поводу нововведений в базе нормативной документации, имеющей отношение к дошкольному образовательному звену;

    знакомство с учебной литературой и методическими рекомендациями;

    осведомлённость по поводу новейших научных достижений в области педагогической мысли, возрастной психологии и детской физиологии;

    изучение современных комплексных и парциальных программ, новейших педагогических технологий, авторских методик, а также передового опыта других дошкольных учреждений;

    качественное расширение личного образовательного кругозора, совершенствование общекультурного уровня.

Формы самообразования

К формам самообразования относятся следующие виды деятельности:

    работа с библиотечным фондом, чтение специальных периодических изданий, монографий, создание собственной тематической картотеки;

    плодотворная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, научных конференций, психологических тренингов;

    обращение за профессиональной консультацией в учебные центры переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры высших учебных заведений;

    сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик.

Перед руководителем дошкольной организации стоит задача по созданию творческой атмосферы, которая бы поощряла каждого педагога к самообразованию, пробуждала желание творить, искать, экспериментировать, учиться и помогать другим. В методическом уголке старший воспитатель комплектует фонд профильной литературы в помощь воспитателям:

    периодика систематизируется по годам публикации и тематическим подборкам;

    каждая книга из библиотечного каталога сопровождается дополнительной аннотацией с перечнем вопросов, которые рассматриваются автором.

Старший воспитатель, в силу своего опыта и компетентности, может оказать своему менее опытному коллеге следующую методическую и консультативную помощь:

    определить тему, конкретизировать цели и задачи;

    распланировать работу по самообразованию;

    грамотно представить текущую информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий (игр, занятий, экскурсий, праздников и т. д.) и действий (изучения литературы, консультационной работы с родителями, подготовки презентаций и участия в практических семинарах);

    подвести итоги, проанализировать качественные и количественные показатели проделанной работы.

Плановое повышение квалификации педагога происходит каждые пять лет на специальных курсах, а в период между курсами актуальной становится самостоятельная работа каждого воспитателя, осуществляемая под патронатом старшего воспитателя или методиста дошкольной образовательной организации. Самообразование воспитателя в ДОУ должно обязательно включать в себя обмен опытом с другими коллегами по вопросам воспитания и обучения, организации педагогического процесса.

Ключевые аспекты самообразования

Деятельность по самообразованию педагога можно разделить на определённые периоды для упрощения планирования и последующего анализа.

Таблица: структурное содержание самообразования воспитателей детского сада

Периоды деятельности

Действия воспитателя Область компетенции старшего воспитателя/методиста
Подготовительно-
диагностический
Осознание внутренней мотивации к самообразованию, потребности к расширению профессионального кругозора и сферы компетентности, определение цели и задач. Диагностическое исследование и многогранный анализ деятельности педагога. Проведение индивидуальной беседы, анкетирования в целях выявления круга профессиональных интересов, творческих способностей и наклонностей.
Планирование Выбор темы, определение важных аспектов, указание основных этапов, форм и методов работы, оформление перспективного плана работы. Консультирование и методическое сопровождение по возникшим вопросам в зависимости от опытности и квалификации педагога.
Учебная деятельность Знакомство с теоретическими аспектами и изучение методической литературы по выбранной проблеме. Подбор учебной и методической литературы, видеозаписей мастер-классов и занятий, оформление тематического стенда и выставки с наглядным материалом.
Практическая деятельность Подготовка и проведение занятий, игр, проектов с детьми, изготовление дополнительных дидактических пособий. Посещение занятий, диагностика и оценка практического опыта педагога.
Подведение итогов Заполнение рабочей тетради о проделанной теоретической подготовке и опыте практической реализации, отчётной папки с данными о динамике результатов у детей, организации выставки детских работ, проведение творческого отчёта или презентации. Итоговый доклад на педагогическом совете, методическом семинаре, конференции по обмену опытом. Консультативная помощь в оформлении результатов проделанной работы, пополнение информационного банка методических пособий.

Советы по организации самообразования:

    целесообразно завести специальную рабочую тетрадь и записывать в неё важнейшие инновационные предложения различных образовательных методик, включая авторские;

    желательно останавливать свой выбор на темах, которые будут иметь практическую реализацию и помогут в разрешении реальной образовательной или воспитательной проблемы;

    самообразование предполагает формирование собственных суждений по той или иной тематике, поэтому важно научиться всесторонне анализировать изучаемый вопрос;

    чтобы вовремя обнаружить пробелы в собственных знаниях и скорректировать свои действия, необходимо обращаться за советом и помощью к своим коллегам.

Фотогалерея: оформление рабочей тетради по самообразованию (пример)

Обложка Обязательно указывается тема Обоснование актуальности темы, постановка цели План работы на сентябрь План работы на октябрь План работы на ноябрь План работы на декабрь План работы на январь План работы на февраль План работы на март План работы на апрель План работы на май Список литературы

Особенности планирования работы по самообразованию

Специалист может столкнуться в самообразовании с типичными проблемами, возникающими при самостоятельной индивидуальной работе. Для их решения существуют определённые рекомендации.

Таблица: возможные проблемы в самообразовании и их решение

Вопросы, которые могут возникнуть

Рекомендации по решению
Тяжело определить и сформулировать тему Выявите ключевую проблему, которая является для вас значимой в ближайшей перспективе. Диагностировать важнейшие вопросы помогут наблюдения за воспитанниками, анализ проведённой работы, исследование уровня сформированности практических умений и навыков у детей. На стадии формулировки темы берите во внимание нормативно-правовые документы (государственные стандарты, учебные программы).
Затруднения в выборе необходимой методической литературы Просмотр оглавления и аннотации поможет быстрее сориентироваться в содержании книги, следовательно, поможет и оценить степень полезности этого источника лично для вас. Чётко определите для себя круг вопросов, на которые вы ищете ответ. Начните свои поиски с более традиционных методик, постепенно переходите к рассмотрению и обсуждению современных технологий, в выборе которых учитывайте позитивный опыт своих коллег.
Трудности с осмыслением прочитанного методического материала Используйте практику конспектирования в форме записи ключевых тезисов. В процессе работы постарайтесь систематизировать информацию: выделяйте главные факты, понятия и мысли, которые могут оказаться полезными в практической деятельности, фиксируйте свои вопросы и комментарии. Используйте толковые словари, справочные источники для уяснения смысла неизвестных терминов.

Проблема выбора темы согласно требованиям ФГОС

Для начинающих воспитателей (стаж до 5 лет):

    освоение практических навыков проведения конструктивной работы;

    формирование базисного уровня профессионального мастерства;

    осознание важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели образования и воспитания.

Для воспитателей, опыт работы которых свыше 5 лет:

    освоение методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;

    раскрытие творческих способностей, практическое применение учебно-методических знаний.

Для опытных мастеров педагогического дела, творчески активных и ищущих:

    развитие профессиональной гибкости, способности к подстраиванию своей деятельности под требования современного общества;

    практика наставничества и помощи молодым специалистам;

    исследовательская работа, основанная на многолетнем педагогическом опыте;

    полное раскрытие творческих сил и возможностей.

Для педагогов, не имеющих профильного образования:

    изучение азов методической работы с малышами;

    адаптация к образовательному и воспитательному процессу в дошкольном учреждении.

Тема для работы по самообразованию разрабатывается и оформляется при сотрудничестве педагога и старшего воспитателя. Педагог может выбрать тему самостоятельно, если подготовит чёткое аргументированное обоснование её практической ценности и перспективности. Темы можно условно разделить на два вида:

    краткосрочные - проект реализуется в течение года;

    долгосрочные - тема дорабатывается, претерпевает изменения во временном промежутке от трёх до пяти лет.

Примеры обозначения темы по самообразованию согласно ФГОС

Социально-коммуникативная область:

    Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях дошкольной образовательной организации.

    Формирование у младших дошкольников навыков осознанного и ответственного поведения на основе знаний о безопасности жизнедеятельности.

    Социализация детей среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

    Становление нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в процессе патриотического воспитания.

Художественно-эстетическая сфера:

    Становление эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

    Раскрытие творческих возможностей детей среднего дошкольного возраста посредством освоения техники лепки и конструирования.

    Развитие навыков самостоятельности и творческой свободы самовыражения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Область речевого развития:

    Активизация речевой деятельности младших дошкольников в процессе приобретения элементарных знаний о природном мире.

    Развитие навыков диалоговой речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе театрализованных постановок.

    Речевое развитие старших дошкольников посредством наглядного моделирования.

Познавательная область:

    Формирование у младших дошкольников начальных представлений об окружающем природном мире в процессе игровой деятельности.

    Активизация познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.

    Ознакомление старших дошкольников с традициями этнической культуры в процессе познавательно-речевой деятельности.

Область физического развития:

    Опыт оздоровления детей посредством дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    Практическое применение техники «оригами» для развития гибкости пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Формы и методы здоровьесберегающей деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    Формирование и закрепление навыков здорового образа жизни посредством современных игровых технологий у старших дошкольников.

Для старших воспитателей и методистов:

    Формирование у воспитателей ДОУ профессиональной подготовки в сфере патриотического воспитания детей.

    Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации.

    Методическое обоснование внедрения эффективных образовательных технологий в дошкольном учреждении в условиях существующих образовательных стандартов.

    Моделирование развивающей среды дошкольной образовательной организации в условиях модернизации содержания дошкольного образования и воспитания.

Таблица: «Формирование патриотических чувств у дошкольников» (пример плана годовой программы)

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».
2. Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».
3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека».
По усмотрению воспитателя.
Работа с детьми Сентябрь Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина - Россия».
Экскурсии по родному городу.
Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.
Стенд «Моя Родина - Россия».
Картотека игр.
Октябрь Беседа по теме «Улица, на которой я живу» Выставка рисунков «Улицы нашего города».
Ноябрь Ознакомление с символикой России, родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей города.
Выставка работ детского творчества.
Январь Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное оформление книги «Русское народное творчество».
Февраль Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России».
Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Март Беседы «Моя мама - лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» Выставка детских работ «Мамин портрет».
Апрель Краткосрочный проект «Космос» Викторина «Что вы знаете о космосе».
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Май Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы. Утренник, посвящённый Дню Победы.
Сентябрь - май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях. По усмотрению воспитателя.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» Фотовыставка «Моё любимое место в городе».
Октябрь Консультация «Воспитание маленького гражданина». По усмотрению воспитателя.
Ноябрь Оформление альбома «История нашего города». Альбом «История нашего города».
Февраль По усмотрению воспитателя. Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март По усмотрению воспитателя. Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево».
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». По усмотрению воспитателя.
Самореализация Январь Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек».
Май Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете.

Отчёт о проделанной работе и выход темы

В конце учебного года каждый воспитатель заполняет отчётные документы по теоретической части и практической апробации темы и выступает с докладом на педсовете. Педагог обязательно должен обозначить выбранную тему и цель работы.

Также в отчёте он должен осветить такие вопросы:

    совершенствование профессиональных умений и навыков;

    изучение литературы педагогического профиля и методических пособий по теме;

    практика внедрения инновационных методов педагогической работы;

    подготовка конспектов и тезисов;

    проведение мастер-класса или тематического семинара;

    анализ проделанной работы, обобщение и систематизация выводов.

Мастер-классы, открытые занятия, методические разработки - всё это также может служить основой для отчётности.

Видео: «Капелька-волшебница» (открытый показ: занятие по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе)

Здесь показан комплексный подход к организации детского образовательного мероприятия в младшей группе детского сада.

Видео: развивающие игры В. В. Воскобовича, мастер-класс педагога-психолога

Запас игровых методик и техник педагога должен постоянно пополняться новыми разработками. Проверенные инструменты также работают лучше, если их время от времени пересматривать, сочетая с новыми элементами.

Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки

  1. Подготавливаем следующие материалы: картон коробочный, обои (размер 25см*32см), 4шт., ткань для обклейки краёв, клей ПВА, файлы 4 шт., двухсторонний скотч для крепления файлов.

    Застелите стол плёнкой или газетами перед началом работы

  2. Из картона вырезаем 4 заготовки размером 28см*36см, из обоев вырезаем 4 детали (можно 8, если папка будет двухсторонней) размером 25см*32см. Ткань разрезаем на полосы 7 шт. 36см*5см и 2 шт. 115см*5см.

    Все детали должны быть изготовлены аккуратно

  3. Сначала соединим наши листы картона, для этого проклеиваем соединения тканью, оставляя между листами картона зазор около 1 см.

    Аналогично можно делать и папки-передвижки других размеров

Видео: развитие конструктивных и творческих способностей способами художественного конструирования в технике «Оригами» (творческий отчёт по самообразованию)

Развитие творческо-познавательной активности у детей при помощи различных упражнений и манипуляций с бумагой широко используется современными педагогами.

Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии

Отмечайте те утверждения, которые верны по отношению к вам:

  1. Я стараюсь изучить свои интересы и потребности.
  2. Стремлюсь работать над собой, несмотря на занятость.
  3. Я много читаю.
  4. Обращаю внимание на мнение обо мне окружающих, для меня важна обратная связь.
  5. Обдумываю свой жизненный опыт и чувства.
  6. Осмысливаю свою деятельность, посвящая этому специальное время.
  7. Возникающие преграды стимулируют меня искать выход из ситуации.
  8. Я открыто обсуждаю интересующие меня темы, прислушиваюсь к авторитетному мнению.
  9. Стараюсь сохранять веру в свои силы и возможности.
  10. Анализирую влияние окружающих людей на мою личность.
  11. Стараюсь добиваться положительного результата в своей деятельности.
  12. Мне нравится изучать и познавать новое.
  13. Возрастающая ответственность не угнетает меня.
  14. Я позитивно отнесусь к карьерному росту.

Результат: большая часть положительных ответов дают основания сделать вывод о вашей готовности к осознанной работе по самосовершенствованию.

Профессиональное самосовершенствование не сводится к формальному заполнению отчётов, подготовке докладов, оформлению выставок и демонстрационных стендов. Смысл многогранной работы по самообразованию в том, чтобы раскрыть творческие способности воспитателя, дать стимул к повышению его уровня мастерства и развитию личностных качеств. Знаток своего дела, обладающий яркой индивидуальностью, всегда будет вызывать интерес у воспитанников и служить авторитетом для родителей.

Учитель и воспитатель относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования и самосовершенствования. К примеру, никто не будет спорить с тем, что сегодняшние дети – совершенно другие, чем в прошлые десятилетия. Мы, понимая это, строим свою работу с ними по-иному, чем это делали учившие нас педагоги. И во всём остальном также стараемся идти в ногу со временем. Узнавая новое, делясь полезным опытом, творим, дерзаем, создаём. Учим других и учимся сами.

На страницах этого раздела собраны готовые планы, отчёты и программы по самообразованию. Они содержат актуальный и перспективный опыт Ваших коллег по данному вопросу. Уверены, что он будет полезен и Вам.

Строим своё самообразование, используя положительный опыт коллег.

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 2457 .
Все разделы | Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ :«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (средняя группа) Воспитатель :Плиева А.Б. 2016-2017 г. Актуальность темы : Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной...

Консультация для педагогов «Организация работы по самообразованию» Наше ДОУ укомплектовано высококвалифицированными педагогическими кадрами. Но, несмотря на это, каждый педагог стремится к самообразованию , повышению квалификации, совершенствованию своего мастерства. Важным фактором повышения профессионального уровня педагогов является...

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - Проект по самообразованию «В гостях у сказки»

Публикация «Проект по самообразованию «В гостях у...» Вид проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь – май. Участники проекта: воспитатель 1 младшей группы, педагог – психолог, дети, родители. Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», раздел «Социализация, развитие...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по. Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений. Венгер Л. А. понимает под сенсорным...

План по самообразованию «Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста» Тема: «Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста». Цель: повысить профессиональную компетентность в формирование основ здорового образа жизни у детей 1.6 - 3 лет. Задачи: - повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы -пополнить...

Самообразование «Нетрадиционные техники ИЗО» Тема: «Нетрадиционные техники ИЗО» Цель: Применение нетрадиционной техники изодеятельности в практике работы. Задачи: - Ознакомление с видами нетрадиционных техник в ДОУ. - Изучение передового педагогического опыта, обмен опытом с коллегами. - Создание картотеки «Нетрадиционные...

Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»


Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная Елена Геннадьевна Одна из важнейших задач воспитания детей - развитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие, направленное на...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №99 комбинированного вида» г.Саранск ПЛАН УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Ерошкина Татьяна Федоровна_ _ (ФИО) _ _ учитель – логопед_ _ _ (должность) «Обучение грамоте детей с ОНР через использование...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г.Ростова-на-Дону

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Могилиной Алёны Александровны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность )

Тема:

«Игровая деятельность детей дошкольного возраста».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Тема : Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.


Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:



через игровую деятельность.
деятельность.
игровой деятельности.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Повышение педагогической компетентности

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Публикация материала
«Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников»

Изучение литературы по теме.

Подбор материала

Обмен опытом по проблеме.

Октябрь

Разработка дидактического материала из фетра для игры
«Домашние животные»

Интернет-ресурсы

Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

Ноябрь


О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка»

Знакомство с литературой.

Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Разработка дидактической игры по ЗОЖ
«Будь здоров»

Подбор материала по теме.
Интернет-ресурсы.

Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

Декабрь

Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

Интернет-ресурсы

Развитие игровой деятельности дошкольников

Работа над темой
«Классификация театрализованных игр»

Подбор материала по теме.

Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала.

Накопление опыта

Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»

Интернет-ресурсы

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Февраль

Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»

Подбор материала.
Интернет-ресурсы.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики

Разработка картотеки
«Игры на сплочение детского коллектива»

Подбор материала

Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

Март

Изучение методической литературы
«Игры-забавы на участке детского сада»

Чтение литературы, подбор материала.

Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

Работа над картотекой игр по ФЭМП

Подбор материала

Развитие интеллектуальных способностей.

Апрель

Разработка дидактической игры из фетра «Космос»

Интернет-ресурсы

Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

Разработка картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры.

Подбор материала

Всестороннее развитие ребёнка

Май

Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы

Отчет по теме самообразования.

Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.

Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Изучила методическую литературу по данной теме.
О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
«Игры-забавы на участке детского сада».
В.А. Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
В.А. Деркунская, А.Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры
для детей старшего дошкольного возраста».
О.А. Скорлупова, Л.В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей
дошкольного возраста.
О.В.Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром».
Н.Лунина. «Играем в буквы и слова».
Е. Волкова «Играем в учёных».

Определила:
1. факторы реализации игры:
- установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

Включение всех видов игр в педагогический процесс;

Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

Перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

2. условия эффективности развития игры:
-свободное и добровольное включение детей в игру;

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;

Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых

игрушек для осуществления детского замысла;

При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их

интересами, настроением

3. целевые ориентиры по ФГОС

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами .
Для этого зарегистрировалась на сайтах :
http://pedrazvitie.ru
http://www.maam.ru

Принимала участие в конкурсе «Игровая деятельность дошкольников».

Для практической части поставила следующие задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:
дидактический материал из фетра для игры «Домашние животные»;
дидактическая игра по ЗОЖ «Будь здоров»;
дидактическая игра «Продукты питания»;
дидактическая игра «Космос»;
Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»;
Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Детское кафе».
С целью развития игровой деятельности дошкольников применяла в игре эти пособия.

Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.

Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.

Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе

Игра сама по себе универсальный стимулятор.

Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

Профессия педагога относится к тем, которые требуют для постижения актуальных педагогических методик, тенденций учебно-воспитательной работы, специфики психофизиологического развития детей, поскольку устаревшие методы работы могут мешать гармоничному развитию дошкольников.

Инициатива осознания потребности в самообразовании должна исходить от педработника, которому оказывают содействие методисты и администрация детского сада.

Новые знания педагоги получают на курсах повышения квалификации. Проходить их обязаны все педработники как минимум раз в три года. Проще всего учиться дистанционно без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два способа и выбрать тот, который вам больше подходит.

В результате систематической работы формируется образ:

  1. компетентного профессионала;
  2. специалиста, способного на самосовершенствование и активное изучение нового;
  3. воспитателя, достигающего высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности;
  4. коммуникабельного и ответственного педагога.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС

Педагог должен постоянно учиться, чтобы передавать опыт и знания своим воспитанникам - в этом принцип непрерывного самообразования. регулярно пополняется новыми методиками и технологиями, издаются новые учебники, разрабатываются новые способы педагогической деятельности, меняется законодательная база. Знания и навыки, которые были получены давно, забываются, а поскольку процесс общественного развития ни на секунду не останавливается, педагогам в детском саду не обойтись без плана самообразования воспитателя в ДОУ по ФГОС .

Совершенствуйте компетенции в вопросах обучения и воспитания детей. Приходите на курсы повышения квалификации в Школу Менеджера образования. Здесь вы сможете записаться на обучение по программе “Компетенции воспитателя”. По итогам обучения оформим для вас удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Самообразование - это систематический процесс самостоятельного изучения новых педагогических методик, технологий и принципов, творческая и познавательная деятельность педработника, которая предполагает творческую интерпретацию и внедрение нового в педагогическую практику; целенаправленная работа по углублению и расширению багажа знаний, совершенствованию апробированных и приобретению новых профессиональных навыков.

С развитием современных технологий значительно расширились возможности для самообразования. Если есть компьютер или планшет, приобретать новые знания можно без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования . На этом портале собраны онлайн-курсы повышения квалификации на любую интересующую тему. Выбрать подходящий курс и записаться на обучение можно сюда .

Считается, что лучшая тема для самообразования педагога - та, которая является предметом острого интереса специалиста или вызывает у него определенные затруднения. Чтобы обнаружить пробелы в знаниях, следует консультироваться с коллегами и учиться всесторонне анализировать изучаемую тему. Воспитатели детского сада осознанно планируют работу по самообразованию , учитывая актуальные направления обучения:

  • изменения в законодательной базе, касающейся дошкольного образования;
  • изучение инновационных методических рекомендаций и учебно-методической литературы;
  • осведомленность в вопросах передовых достижений педагогической мысли, возрастной психологии и физиологии дошкольников;
  • знакомство с актуальными времени педагогическими технологиями, парциальными программами, передовым опытом других детских садов;
  • повышение общекультурного уровня, мировоззрения и кругозора.

Условия эффективноого самообразовательного процесса:

  • владение методикой самопознания и познания, ;
  • реализация потребности в профессионально-личностном росте;
  • способность рефлексировать, осмысливая собственные чувства, успехи и действия, максимально объективно оценивая свою деятельность;
  • практическое применение опыта и знаний, полученных в процессе самообразования, что позволяет закрепить результат и определить горизонты для дальнейшей работы над собой.

Для повышения уровня педагогического мастерства воспитатели используют все доступные формы самообразования, в том числе бесплатные и те, которые требуют помощи коллег или дополнительного финансирования:

  • работа с монографиями и периодикой, библиотечным фондом;
  • формировнаие собственной тематической картотеки;
  • взаимовыгодное сотрудничество с коллегами и методистами в контексте тренингов, семинаров или научных конференций;
  • консультирование в профессиональных учебных центрах повышения квалификации, на кафедрах профильных вузов;
  • взаимодействие с региональными центром развивающих и психолого-диагностических методик.

Планирование работы над собой ставит целью достижение определенных результатов самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС :

  1. Рост педагогического мастерства, подтвержденный конкретными показателями.
  2. Разработка инновационных средств и методов педагогической деяытельности.
  3. Написание докладов, текстов мастер-классов, выступлений, подготовка семинаров и выставок.
  4. Создание методических рекомендаций и учебных пособий, различных программ и авторских разработок.
  5. Провкдение воспитательных мероприятий и открытых уроков.
  6. Формирование комплекса разработок и обновление уже имеющихся учебно-методических материалов.

Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС: принципы планирования

Планируя самообразование, воспитателю достаточно остановить свой выбор на любом аспекте профессиональной деятельности, который вызывает сложности; на одной из задач ДОУ на текущий год; на теме, в которой к уже имеющемуся опыту и достигнутому результату можно будет добавить новые навыки и знания.

В вопросах планирования работы по самообразованию воспитателям оказывают помощь штатные методисты или старшие воспитатели. Именно они помогают сформулировать тему работы , определить задачи и цели, организовать работу воспитателя на ближайшее время или на долгосрочную перспективу (на несколько лет), составить план самообразования воспитателя ДОО и содействовать его реализации, а после - оценить результаты проделанной работы.

Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС должно осуществляться сознательно и добровольно. Образовательный процесс для воспитателей условно делится на пять этапов работы.

Определяя темы самообразования по ФГОС, воспитель в ДОУ может столкнуться с рядом затруднений, однако при правильном подходе можно найти решение каждой из проблем.

1. Если сложно выбрать и сформулировать тему, стоит определить значимую в ближайшей перспективе тематику, а идеи формулирования темы почерпнуть из государственного стандарта или учебных программ.

2. Если сложно подобрать методическую литературу, обратившись в библиотеку или методический кабинет, стоит обращать внимание на аннотации и оглавление, которое поможет оперативно сориентироваться в содержании. Чтобы упростить поиск литературы, достаточно четко сформулировать вопросы в рамках тематики самообразования.

3. Если сложно понять методический материал, следует использовать ключевые тезисы и конспектирование прочитанного, тщательно систематизировать информацию, определяя важные понятия, основные факты и значения. Новые термины лучше растолковывать с помощью справочников и словарей.

Выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС

Подготовка к написанию плана самообразования начинается с выбора темы, определить которую воспитателю поможет методист или старший воспитатель. Если педагог уверен в своих силах, он может самостоятельно проанализировать практическую значимость и актуальность выбранной темы.

Считается, что на выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС влияет 7 ключевых факторов:

  • Ежедневный поток информации - воспитатель нуждается в поиске, изучении и анализе новой информации в ходе подготовки к занятиям, общим мероприятиям, родительским собраниям или выступлениям на педсовете.
  • Творческий порыв - творческий человек нуждается в новшествах, поскольку он не может на протяжении долгих лет работать по единому плану или методике. Работа воспитателя будет доставлять удовольствие, если он постоянно будет хотеть большего.
  • Развитие общества - все изменения, которые происходят в жизни общества, в первую очередь отражаются на детях, которые формируют образ современного педагога.
  • Конкуренция - престиж воспитателя, его профессиональная репутация во многом определяют наполняемость групп, потому педагоги работают на свое имя, чтобы в дальнейшем оно привлекало к нему воспитанников.
  • Материальный стимул - педагогическое мастерство и квалификация влияют на квалификационную категорию, назначение премии, надбавок, муниципальных или правительственных наград.
  • Общественное мнение - вопрос престижа и восприятия педагога окружающими важен для воспитателя (никто не хочет быть непрофессионалом).
  • Личный интерес - потребность в получении новых знаний.
  • изучением практики проведения конструктивной работы;
  • освоением базового уровня педагогического мастерства;
  • осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.

Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет по самообразованию, связанные с:

  • освоением методов прогнозирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
  • раскрытием творческого таланта;
  • применением учебно-методических знаний на практике.

Педагоги с большим опытом и высоким уровнем профессионального мастерства чаще выбирают темы, затрагивающие:

  • развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
  • практику наставничества и помощи молодым специалистам;
  • раскрытие творческих возможностей;
  • исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.

Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:

  • изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
  • адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;

Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).

Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС: основные сложности

Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости направления развития детей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, развитие речи и физической формы.

​Самообразование воспитателя в ДОУ: темы по ФГОС

На выбор педагога ФГОС дошкольного образования предлагает ряд тем:

Тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада ФГОС

По завершению учебного года воспитатель отчитывается по работе по самообразованию, заполняя отчетные документы, давая открытые занятия, мастер-классы или отчетные мероприятия, выступая с докладом на заседании педагогического совета. Одной из форм отчетности является тетрадь по детского сада по ФГОС , содержание которой отражает все этапы работы над самосовершенствованием педагогического мастерства специалиста:

  1. Наименование темы, ее актуальность, цели и задачи работы.
  2. Способы и пути решения поставленной проблемы (методическая работа, взаимодействие с родителями и воспитанниками, работа с нормативной базой и методической литературой).
  3. Выход темы.
  4. Список использованной литературы.

В отчетной документации подаются сведения, подтверждающие совершенствование профессиональныз навыков и знаний, внедрение на практике инновационных методик и педтехнологий, анализ работы по самообразованию, систематизированные выводы.

Со стороны администрации ДОУ итоги самообразования воспитателя подводятся в форме наблюдения и контроля за реализацией учебно-воспитательного процесса, распространения передового опыта на заседаниях педсовета и в СМИ, презентации процесса самообразования на местном уровне.

Если процесс самообразования был организован правильно, педагог отметит более глубокое развитие личности, конкретизацию знаний, рост профессиональной компетентности, возможность анализировать работу с детьми, результативный поиск приоритетных приемов взаимодействия с воспитанниками и взрослыми, овладение исследовательской и диагностической деятельностью, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала.

Узнать больше об самообразовании воспитателей в ДОУ можно в статьях:
1.

Сегодня одна из важных характеристик профессиональной компетентности воспитателя детского сада - это его потребность в самообразовании, стремление к профессиональному росту. Осознание собственного несовершенства в профессиональной деятельности - хороший стимул, чтобы углубить знания в педагогике и овладеть новыми методиками учебно-воспитательного процесса. Посмотрим, из каких компонентов состоит деятельность воспитателя по самообразованию, и какими способами можно повышать профессиональный уровень.

Как совершенствовать свои знания?

Темы по самостоятельному образованию

Тему может дать методист детского сада, а можно выбрать её самому. В последнем случае нужно определиться, в каком направлении вы планируете развиваться как педагог.

«Совет. Вы можете предложить и утвердить свою тему по самообразованию, если обоснуете, насколько она актуальна, практически значима и полезна для улучшения образовательно-воспитательного процесса дошкольного учреждения».

Выбирать тему самообразования можно, выбрав один из вариантов:

  • Каждый учебный год новая тема.
  • Обширная тема на несколько лет.

Тема должна быть нужной и перспективной в сфере детей. Целесообразно рекомендовать тематику для самообразования педагогов с учётом их опыта и педагогического стажа.

Молодым специалистам:

  • Ценности личностно-ориентированного подхода в образовании
  • Развитие педагогического мастерства
  • Формирование педагогических умений и способностей.

Воспитателям с опытом работы более 5 лет:

  • Проектирование учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении
  • Развитие умений анализа научно-методической литературы, применения теоретических знаний на практике, применение творческого подхода.


Организация образовательного процесса

«А знаете ли вы, что педагог профессионально может развиваться только в том случае, если в учреждении образования созданы все условия для этого?»