Дошкольные учреждения: кто платит и за что. Закон дает перечень расходов, относящимся к расходам на образование, в том числе дошкольное


Состав расходов на образование и источники их финансирования.

Расходы на образование выступают как часть затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Национальная система образования состоит из государственных, негосударственных и воспитательных заведений и разделяется на:

дошкольное образование;

профессионально-техническое образование;

средне-специальное образование;

высшее и послевузовское образование;

внешкольное воспитание и обучение;

Расходы на образование включают расходы на:

а) функционирование организаций, обеспечивающих получение всех уровней образования:

1) дошкольное образование (расходы на содержание яслей, яслей-садов, детских садов, дошкольных центров развития ребёнка всех направлений, деятельности их структурных подразделений, а также расходы на финансирование ведомственных дошкольных учреждений в соответствии с законодательством);

2) общее образование (расходы на содержание всех типов образовательных школ, специальных школ для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, лицеев, гимназий и т.д.);

3) профессионально-техническое образование (расходы на содержание высших технических и профессиональных училищ, профессионально-технических училищ, учебных центров, учебно-курсовых комбинатов и т.д.);

4) среднее специальное образование (расходы на содержание средних специальных учебных заведений (техникумов, училищ, колледжей), училищ олимпийского резерва, высших колледжей, а также структурных подразделений высших учебных заведений, в которых обеспечивается получение среднего специального образования);

5) высшее и послевузовское образование (расходы на содержание высших учебных заведений, включая расходы по аспирантуре, докторантуре, ординатуре, магистратуре);

6) внешкольное воспитание и обучение (расходы на содержание государственных учреждений обеспечивающих получения внешкольного воспитания и обучения).

б) повышение квалификации и переподготовку кадров (расходы на содержание государственных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров руководящих работников и специалистов бюджетной сферы, органов государственного управления, агропромышленного комплекса, а также структурных подразделений этих учреждений (общежитий гостиничного типа, аспирантуры и т.п.), а также расходы на повышение квалификации и переподготовку руководящих кадров и специалистов органов государственного управления);

в) прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

г) расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих руководство и управление в сфере образования;

д) проведение централизованных мероприятий органов управления образования;

е) издание учебников и учебных пособий для организаций, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования;

ж) государственные программы в области образования.

Основными источниками финансирования расходов на образование являются средства государственного бюджета.

Важное место в финансировании расходов на содержание учебных заведений занимают доходы, получаемые от оказания платных образовательных услуг, научной деятельности, а также средства организаций, поступающих безвозмездно.

Таблица 1 - Состав и структура расходов республиканского бюджета на образование в 2009 г.

Направления расходования средств Сумма, млн. р. Удельный вес,%
1. Итого расходов на образование 1774759409,0 100
1.1 дошкольное образование 14700270,0 0,01
1.2 общее среднее образование 44345810,0 0,03
1.3 Профессионально-техническое образование 28882586,0 0,02
1.4 Среднее специальное образование 387481297,0 0,22
1.5 Высшее и послевузовское образование 1156599104,0 0,54
1.6 Повышение квалификации и переподготовки кадров 71295348,0 0,04
1.7 Внешкольное воспитание и обучение 26836954,0 0,02
1.8 Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования 20045640,0 0,01
1.9 Другие вопросы в области образования 24752400,0 0,02

Наибольший удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета на образование в 2009 году занимают высшее и послевузовское образование - 0,54%.

Дошкольное образование в структуре расходов занимает 0,01%, что в денежном выражении составляет 14700270,0 млн. рублей, что на 40657,53 больше, по сравнению с 2008 годом. В настоящее время предусмотрен ряд социально направленных программ, в которых важное место отводится дальнейшему повышению образовательного и культурного уровня нации.

1.1 Характеристика статей сметы и последовательность её составления

Смета - основной финансовый план бюджетных организаций, определяющий объём, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований на их содержание.

Финансирование учреждений, состоящих на бюджете, и централизованных мероприятий, осуществляемых за счёт средств бюджета, производится по утверждённым для них сметам расходов. Расходование бюджетных средств на мероприятия, не предусмотренные сметой, или в суммах, превышающих сметные назначения, запрещено.

Различают следующие виды смет: индивидуальные, общие и сводные, а также сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно министерствами, другими органами государственного управления.

Индивидуальные сметы расходов составляются для крупной бюджетной организации и отражают потребность в средствах на её содержание, а также источники формирования ресурсов, включая бюджетные средства, внебюджетные средства и благотворительные взносы.

Общие сметы составляются по группам однотипных мелких организаций либо по группе крупных организаций, имеющих централизованную бухгалтерию.

Сметы расходов на централизованные мероприятия, осуществляемые министерствами, другими органами государственного управления и финансируемые из бюджета, составляются и утверждаются непосредственно ими по каждому мероприятию отдельно.

Сводная смета составляется на основании перечисленных видов смет и представляет собой свод всех расходов, выделяемых из бюджета на определённую отрасль.

Сметы расходов на содержание бюджетных организаций составляются по экономической (предметной) классификации расходов, утверждённой Министерством финансов.

Расходы на капитальные вложения в сметах на содержание учреждений не отражаются и устанавливаются по отдельной смете.

Расходы, включаемые в смету, должны быть обоснованы соответствующими расчётами по каждой статье сметы.

Определение расходов по смете должно производиться исходя из действительной потребности в средствах с учётом осуществления строгого режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств.

В целях своевременной организации работы по составлению смет расходов министерства, другие органы государственного управления, управления и отделы облрайгорисполкомов руководствуясь указаниями Министерства финансов о порядке и сроках разработки проекта бюджета на предстоящий финансовый год:

устанавливают для подведомственных организаций сроки составления и представления проектов смет расходов и дают необходимые указания о порядке их составления;

разрабатывают и сообщают подведомственным организациям основные производственные (сетевые) показатели деятельности этих организаций на предстоящий финансовый год и другие показатели, необходимые для правильного исчисления расходов;

обеспечивают составление проектов смет расходов на централизованные мероприятия.

Проекты смет расходов, составленные бюджетными организациями, направляются в соответствующие министерства, управления и отделы облрайгорисполкомов вышестоящую организацию до утверждения бюджета.

Министерства управления и отделы облрайгорисполкомов обеспечивают тщательное рассмотрение представленных подведомственными организациями смет расходов и составление сводных смет, которые представляются соответственно Министерству финансов и соответствующему финансовому управлению (отделу) облрайгорисполкомов для включения в проекты бюджетов.

После утверждения республиканского бюджета Министерство финансов рассматривает сводные сметы расходов бюджетных организаций республиканского подчинения министерств, других органов государственного подчинения и сообщает им плановые объемы ассигнований на планируемый год в разрезе функциональной и экономической классификации расходов. Министерства, другие органы государственного управления в свою очередь сообщают всем подведомственным организациям годовые суммы расходов в разрезе экономической классификации. Утверждение смет расходов бюджетных организаций, состоящих на республиканском бюджете, оформляется подписью их руководителей с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете. Утвержденная смета расходов с поквартальной разбивкой представляется бюджетной организацией в министерство (другой республиканский орган государственного управления). Министерства, другие органы государственного управления на основании представленных смет, а также смет на централизованные мероприятия составляют свод смет расходов по разделам и подразделам по разделам, подразделам функциональной классификации расходов в разрезе экономической (предметной) классификации расходов и кварталов и представляют его Министерству финансов в установленные им сроки для включения в роспись расходов республиканского бюджета.

Стоит обратить внимание, что статьей 65 пунктом 4 Федерального в РФ, в родительскую по присмотру и уходу за ребенком не допускается включение расходов на реализацию , а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

В состав затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком входит следующее:

- Расходы на оплату труда и начисления на оплату труда (за исключением оплаты труда и начислений на оплату труда педагогических работников, осуществляющих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования), в том числе: заработная плата (в том числе, надбавки и премии); начисления на оплату труда (страховые и накопительные взносы в Пенсионный фонд, взносы в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования); прочие выплаты (меры социальной помощи в в ДОУ и поддержки, компенсация льготного проезда, пособия, материальная помощь, и прочее).

Материальная помощь за услуги по присмотру и уходу за ребенком должна относиться к «прочим выплатам» этой части затрат. Однако по решению учредителя образовательной организации выплата материальной помощи может быть определена из фонда заработной платы - это право учредителя. Такое решение должно быть утверждено нормативным актом учредителя, субъекта РФ. Либо выплата материальной помощи может происходить за счет средств учреждения, но тогда необходимо помнить, что придется заплатить налог на прибыль, и источниками должны быть какие-либо из внебюджетных источников финансирования.

- Приобретение услуг , в том числе:

- услуги связи (мобильная и стационарная телефонная связь, Интернет);

Рассмотрим пример, в каком случае плата за интернет относится к услуге по присмотру и уходу за ребенком и не включается в образовательную услугу. Если в дошкольном образовательном учреждении есть компьютерные классы, где занимаются дети, или интернет используется, например, при проведении семинаров для родителей, - это связано с образовательным процессом, и тогда эта часть интернет-связи не должна включаться оказание услуг по присмотру и уходу за детьми. Если интернет используется на хозяйственные нужды учреждения, например составление и передача отчетности, то тогда эта часть относится на оказание услуг по присмотру и уходу за ребенком.

- транспортные услуги;

- коммунальные услуги (оплата потребления тепловой энергии, электрической энергии, водоснабжения и водоотведения);

В Москве при расчете норматива на дошкольное образовательное учреждение была апробирована система расчета, по которой часть коммунальных услуг может быть затрачена на оказание образовательных услуг, а часть - на услугу по присмотру и уходу за ребенком. Для этого производился подсчет: сколько времени, из общего, проводимого ребенком в детском саду, занимает собственно сам образовательный процесс, а сколько времени потом осуществляется присмотр и уход за детьми. Именно исходя из этого соотношения, в принципе коммунальные услуги тоже могут быть распределены на образовательную услугу и услугу по присмотру и уходу. В других регионах России, рассчитывая норматив стоимости расходов на образовательную услугу, какую-то часть коммунальных услуг включали, а некоторые регионы - не делали специального и не включали этой части в ее состав. Те регионы, которые включали коммунальные услуги в стоимость образовательной услуги, шли по этому пути только исходя из того, что если этого не сделать, то стоимость услуги по присмотру и уходу будет очень большая. Фактически же средств у муниципалитетов не так много, чтобы оплатить всю стоимость услуги по присмотру и уходу за ребенком, это приводит к высокой родительской плате.

Прочие услуги, не связанные с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования

К другим услугам, не связанные со стоимостью услуги по реализации обучающей программы, могут относиться, например, затраты на содержания коммунального оборудования, его техническое обслуживание и ремонт. Если же затраты проводятся на техобслуживание и ремонт учебного оборудования, например компьютерной техники, то эти расходы должны быть отнесены на учебные расходы.

- Увеличение стоимости материальных запасов , в том числе следующие виды расходов:

- расходы на приобретение продуктов питания;

Во всех регионах идут разными путями в организации питания. Есть много регионов, где дошкольное образовательное учреждение само не закупает продукты питания. Есть образовательные учреждения, которые на своих подсобных хозяйствах выращивают часть продуктов питания, которые идут на стол детям. В Москве, например, дошкольные учреждения уже, по крайней мере, два или три года не закупают продукты питания. В этом случае в штате дошкольного образовательного учреждения нет работников столовой, кухни, и образовательное учреждение не несет ответственности за работников кухни, за предоставление им условий работы, техники безопасности. Однако необходимо отметить, что контроль за качеством питания детей в дошкольных учреждениях лежит в любом случае на руководителе образовательного учреждения и управляющем совете или общественном совете образовательного учреждения.

- прочие расходы

Здесь надо учитывать расходы на хозяйственно-бытовое обслуживание детей - затраты на товары хозяйственно-бытового назначения: мыло, туалетная бумага, стиральный порошок, сода кальцинированная, хлорамин и т.д.

- Увеличение стоимости основных средств , за исключением расходов на учебники и учебные, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения.

В данном случае имеются в виду те основные средства, которые предназначены для создания комфортных условий пребывания детей в детском саду: кроватки, диваны, и пр. Это не учебные игрушки, не учебная мебель, не оборудование игровой, и прочие технические средства обучения.

1. Основные источники финансирования дошкольных учреждений. Правила финансирования из бюджета. Заведующий дошкольным учреждением руководит не только педагогическим процессом, но и финансово-экономической деятельностью. Это один из наиболее сложных аспектов деятельности руководителя. Финансово-экономическая деятельность требует от руководителя принципиально новых подходов в хозяйственной деятельности:

1) сочетание бюджетного финансирования с развитием разного рода хозяйственной деятельности дошкольного учреждения, оказание платных услуг населению, выполнение платных услуг по договорам с организациями;

2) развитие самостоятельности трудовых коллективов дошкольного учреждения в решении вопросов социального развития;

3) образование норматива единого фонда оплаты труда.

Основными источниками финансирования государственных дошкольных учреждений и в новых условиях хозяйствования являются бюджетное финансирование и плата родителей.

Правила бюджетного финансирования:

1. Определение нормативов бюджетного финансирования находится в компетенции отделов образования.

2. Органы образования должны обеспечить дошкольному учреждению гарантируемый государством уровень финансирования ресурсов, необходимых для функционирования учреждения.

3. Органы образования не имеют права формировать за счет принадлежащих дошкольному учреждению средств какие-либо централизованные фонды.

4. Получаемые дошкольным учреждением ресурсы финансирования поступают в их полное распоряжение.

5. Финансирование дошкольного учреждения осуществляется в течение всего календарного года.

6. Неиспользованные за календарный год средства остаются в распоряжении дошкольного учреждения и могут быть использованы ими в дальнейшем.

7. Вышестоящие органы не имеют права изымать у дошкольного учреждения неиспользованные в течение календарного года средства и не должны засчитывать эти средства при определении сумм бюджетного финансирования дошкольного учреждения на следующий бюджетный год.



2. Смета расходов дошкольного учреждения. Основные правила ее составления. Чтобы правильно осуществлять планово-финансовую деятельность, руководителю необходимо знать, как составляется смета расходов дошкольного учреждения, как производить расчет денежных средств по статьям расходов сметы.

Смета расходов – основной документ, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, предназначенных для содержания дошкольного учреждения.

Смета расходов дошкольного учреждения составляется по статьям расходов бюджетной классификации. Всего в классификации 18 статей. Мы рассмотрим виды (статьи) расходов, которые присутствуют в смете дошкольного учреждения.

Расходы на заработную плату. По этой статье предусматриваются ассигнования на выплату заработной платы педагогическому, медицинскому, административному, обслуживающему персоналу. Объем этих ассигнований определяется в соответствии с утвержденным штатным расписанием и установленными ставками заработной платы. Для того чтобы правильно определить объем ассигнований на заработную плату, все сотрудники должны быть тарифицированы. Для этого составляется тарификационный список. В списке представлены все сотрудники дошкольного учреждения с указанием образования, категории, разряда, стажа работы. Данный список прилагается к смете.

Начисления на заработную плату. На заработную плату начисляются взносы, установленные Советом Министров Республики Беларусь.

Канцелярские и хозяйственные расходы. В эту статью включаются расходы на содержание помещений в чистоте, текущий ремонт, отопление, освещение, канализацию, водоснабжение, стирку белья и др. Расходы на отопление и освещение определяются в зависимости от кубатуры и площади здания. Значит, в смете обязательно приводятся также общие сведения о занимаемом дошкольным учреждением здании.

Расходы на командировки и служебные разъезды. По этой статье предусматриваются ассигнования на командировки и служебные разъезды. Ассигнования по этой статье определяются, как правило, не выше сумм, утвержденных по смете текущего года.

Расходы учебные. По этой статье предусматриваются средства на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми и на проведение детских праздников.

Расходы на питание. Объем этих расходов определяется исходя из установленных денежных норм питания в день и числа дней питания одного ребенка в год.

Расходы на приобретение оборудования и инвентаря. Объем затрат на приобретение инвентаря и оборудования устанавливается по смете дошкольного учреждения вышестоящей организацией в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели по бюджету.

Расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. Определение расходов по этой статье производится исходя из установленных норм снабжения дошкольных учреждений бельем и прочим мягким инвентарем и действующих розничных цен с учетом фактического наличия этого инвентаря.

Расходы на капитальный ремонт зданий и сооружений. Ассигнования на капитальный ремонт предусматриваются вышестоящей организацией данному учреждению на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения в соответствии с имеющимися дефектными актами.

В смету расходов дошкольного учреждения не включаются расходы на проведение летних оздоровительных мероприятий. В случае проведения таких мероприятий, на дополнительные расходы по их осуществлению составляется отдельная смета.

3. Дополнительные источники финансирования дошкольных учреждений. Порядок оказания дополнительных образовательных услуг. Бюджетное финансирование и плата родителей служат важной основой финансово-экономического функционирования дошкольного учреждения. Но, как показывает практика, в условиях экономической нестабильности этих средств явно недостаточно. Поэтому необходимо предусматривать привлечение внебюджетных средств для того, чтобы обеспечить постоянное развитие учреждения и самосовершенствование педагогов и создавать внебюджетные фонды, находить дополнительные источники финансирования.

К дополнительным источникам финансирования относятся:

Ø оказание платных услуг населению;

Ø спонсорство;

Ø добровольные взносы граждан, организаций;

Ø выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

Ø поступления от реализации собственной сельскохозяйственной и промышленной продукции;

Ø внебюджетные средства местных органов власти.

Практика показывает, что внебюджетный фонд дошкольного учреждения формируется главным образом за счет оказываемых платных услуг населению. Целью оказания платных услуг населению является углубленное изучение различного рода предметов, развитие у детей индивидуальных и творческих способностей.

Порядок оказания дополнительных платных услуг населению:

1. Изучается спрос населения на дополнительные образовательные услуги дошкольного учреждения.

2. Руководителем учреждения разрабатывается и утверждается Положение о платных услугах, оказываемых учреждением.

3. В плановую группу районного отдела образования предоставляются сведения о количестве детей, которые пользуются платными услугами, количестве часов, размере платы, которую согласны платить родители. При аренде помещения представляются дополнительно сведения о площади помещения.

4. На основании этих сведений плановая группа составляет калькуляцию платных услуг (один экземпляр должен быть в учреждении).

5. По каждому виду кружков составляется программа обучения и учебный план.

6. За оказанные услуги родители или лица, их заменяющие, через сберегательный банк вносят плату согласно договору (размер платы может быть разный для каждого вида услуг, может быть меньше или больше минимальной заработной платы).

7. В случае болезни руководителя кружка или ребенка плата за этот период не взимается. Излишне начисленная плата учитывается в последующих платежах.

Таким образом, оптимально финансировать хозяйственную деятельность можно за счет предоставления дошкольному учреждению широких возможностей маневрирования материальными и финансовыми ресурсами в целях обеспечения наиболее оптимального их использования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные источники финансирования дошкольных учреждений.

2. Что такое смета расходов?

3. Каков порядок оказания дошкольным учреждением дополнительных образовательных услуг населению?

Литература: 5, 11, 18 (осн.).

С 1 января 2014 года вступают в силу пункты 3, 6 статьи 8 и пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствие с которыми финансовое обеспечение предоставления дошкольного образования переходит на уровень края.

В настоящее время финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется следующим образом.

Дошкольные муниципальные учреждения в полном объеме финансируются за счет средств муниципальных образований. Негосударственные дошкольные организации, ведущие свою деятельность на территории муниципального образования, получают субсидии местного бюджета на реализацию дошкольного образования в соответствии с нормативами, установленными органами местного самоуправления.

Школы финансируются из 2-х источников. Обеспечение содержания имущества закреплено за органами местного самоуправления. Предоставление начального, основного и среднего общего образования финансируется с уровня края. В сложившейся ситуации, предоставление дополнительного образования в школах финансируется и из краевого бюджета, и из местного. Предоставление дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях в полном объеме обеспечивается за счет средств муниципальных образований.

Учреждения дополнительного образования детей также финансируются из местного бюджета.

С 1 января 2014 года в соответствии с установленными полномочиями в финансовом обеспечении образовательных учреждений произойдут следующие изменения.
Учреждения дошкольного образования.

Статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяются 2 понятия: «образование» и «присмотр и уход за детьми». Статьей 9 определено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования и создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом финансовое обеспечение реализации программ дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами относится к полномочиям субъекта, а содержание зданий и оплату коммунальных услуг – к полномочиям органов местного самоуправления.

Закон дает перечень расходов, относящимся к расходам на образование, в том числе дошкольное. Это «расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек». Если с «приобретением» более или менее понятно, то в части оплаты труда из закона прямо не следует, оплата труда каких должностей должна включаться в дошкольное образование.

После проведения консультации в Министерстве образования и науки РФ, изучения имеющихся рекомендации, например, модельной методики подушевого финансирования затрат на содержание и оказание образовательных услуг детям в дошкольных образовательных учреждениях, сложившаяся ситуация обсуждена на совещании у Первого заместителя Губернатора - Председателя Правительства края (протокол совещания от 24.06.2013 №178). В результате чего было определено, что в качестве расходов на оплату труда для предоставления дошкольного образования будет включена оплата труда педагогических работников. Перечень должностей педагогических работников определяется разделом III приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н.

Таким образом, органам местного самоуправления для финансового обеспечения предоставления дошкольного образования будет предоставляться субвенция краевого бюджета

на приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;

на оплату труда педагогических работников, предоставляющих услугу дошкольного образования;

а так же на расходы, связанные с организацией деятельности данных педагогических работников, включая их профилактические медосмотры, повышение квалификации и другие расходы. Перечень расходов мы разместим на сайте министерства образования и науки во вкладке «Программный бюджет».

Таким же образом будет обеспечиваться дошкольное образование в школах и других муниципальных учреждениях.

Это влечет за собой увеличение расходов краевого бюджета и сокращение расходов муниципальных бюджетов.

Обеспечение дошкольного образования будет осуществляться в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти края.

Фактически это будет система нормативов, аналогичная системе нормативов для общего образования. Нормативы подушевого финансирования дошкольного образования будут установлены в соответствии с возрастной категорией детей, возможностей их здоровья, времени работы групп, а также будут учитывать повышенную заработную плату специалистов сельской местности и ЗАТО и повышенные районные коэффициенты для Крайнего Севера и приравненных территорий.

Финансовое обеспечение дошкольного образования в негосударственных организациях в соответствии с пунктом 6 статьи 8 также становится полномочием субъекта и будет осуществляться за счет средств краевого бюджета. Таким образом, расходы на эти цели, предусмотренные дотациями органам местного бюджета будут сокращены.

В статье 65 закона сказано, что присмотр и уход за детьми осуществляется муниципальными дошкольными организациями, следовательно, обеспечивается средствами местного бюджета. При этом учредителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, дана возможность устанавливать родительскую плату, ее размер, тем самым снижая расходы местных бюджетов. Родители же, при уплате родительской платы, за счет средств краевого бюджета могут получать компенсацию в размере 20, 50 или 70% среднего размера родительской платы, установленной субъектом.

В этом отношении следует сказать, что проведен мониторинг установленных размеров родительской платы по состоянию на июнь текущего года, и в соответствии с предварительными решениями, с 01 сентября 2013 года будут установлены средние размеры родительской платы равные размерам родительской платы, которые были установлены органами местного самоуправления на момент мониторинга.

В дальнейшем, с целью установления на уровне края среднего размера родительской платы для компенсации расходов родителей, будут выработаны иные, более унифицированные подходы к его установлению.

Следует отметить, что Министерство образования и науки РФ и министерство образования и науки края неоднократно рекомендовало не повышать родительскую плату в момент вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». С уровня федерации ведется ежемесячный мониторинг роста родительской платы, по результатам которого принимаются меры к органам власти субъектов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Данные расходы местных бюджетов компенсируются путем предоставления субвенции краевого бюджета. Обращаю Ваше внимание на изменение категорий детей, с родителей которых не взимается родительская плата.

Категория «дети с ограниченными возможностями здоровья» конкретизирована как «дети-инвалиды». Положение дополнено категорией «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Общеобразовательные учреждения.

Во-первых, как уже было сказано ранее, предоставление дошкольного образования в школах будет финансироваться из краевого бюджета путем предоставления субвенции.

Во- вторых, поскольку полномочие в отношении предоставления как дошкольного, так и начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях определено одной статьей Федерального бюджета «Об образовании в Российской Федерации», а именно пунктом 3 статьи 8, субвенция на предоставление начального общего, основного общего, среднего общего образования, также как и субвенция на дошкольное образование, будет включать:

приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;

оплату труда педагогических работников, предоставляющих непосредственно образовательную услугу;

а так же на расходы, связанные с организацией деятельности данных педагогических работников, включая их профилактические медосмотры, повышение квалификации и другие расходы. Перечень расходов размещен на сайте министерства образования и науки во вкладке «Программный бюджет».

Таким образом, расходы на оплату труда административного, учебно-вспомогательного, обслуживающего персонала, в объеме, определенном в соответствии с Методикой определения общего объема субвенций бюджетам муниципальных образований края, направляемых на финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях края, реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе негосударственных образовательных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, являющейся приложением 1 к Закону края «Об образовании» от 3 декабря 2004 года N 12-2674, а также расходы на организацию деятельности данных должностей, реализуемые в настоящее время за счет субвенции, будут переданы в местные бюджеты.

В тоже время расходы, которые настоящее время муниципалитеты несут на выплату педагогическим работникам компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями будут переданы в краевой бюджет и включены в предоставляемую субвенцию.

Напоминаю, что в соответствии с пунктом 11 статьи 108 с 01 сентября 2013 года в оклады (должностные оклады) педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года. Соответствующие изменения в постановление Правительства Красноярского края от 15.12.2009 N 648-п "Об утверждении примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Красноярского края" подготовлено и проходит согласование органах власти края.

Оплата труда педагогических работников, занятых в группах продленного дня либо работающих в интернатах, а также других педагогических работников, непосредственно не предоставляющих образовательные услуги, оплата которых осуществлялась из местных бюджетов, по-прежнему будут обеспечиваться за счет местных бюджетов.

В-третьих. Пунктом 3 статьи 8 предусмотрена необходимость финансового обеспечения дополнительного образования, предоставляемого в школах, за счет средств субъекта. Под дополнительным образованием следует понимать предоставление дополнительного образования по лицензированным образовательным программам. В целях выполнения данного положения расходы на оплату труда педагогических работников и работников культуры, непосредственно реализующих программы дополнительного образования детей, которые несут сейчас местные бюджеты, будут включены в расходы субвенции краевого бюджета.

При этом мы провели мониторинг числа детей, включенных в систему дополнительного образования в школах.

Норматив на финансовое обеспечение реализации программ дополнительного образования детей будет установлен исходя из имеющегося на эти цели объема средств и числа обучающихся по программам дополнительного образования, указанного в мониторинге.

Финансовое обеспечение муниципальных учреждений дополнительного образования детей остается по-прежнему в полном объеме полномочием органов местного самоуправления в соответствие с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Данные изменения необходимо учесть при формировании бюджетов на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.

В силу Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (действует до 1 сентября 2013 г.) перечень расходов, учитываемых при расчете размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается федеральным органом исполнительной власти , осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 3 ст. 52.1), т.е. Правительством Российской Федерации или Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для исполнения этой нормы закона издано Постановление Правительства РФ № 849 от 30.12.2006 «О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» . Согласно ему, в родительскую плату сейчас входят:

  1. Оплата труда и начисления на оплату труда
  2. Приобретение услуг: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом, прочие услуги
  3. Прочие расходы
  4. Увеличение стоимости основных средств
  5. Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования.

Однако в новом Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступающим в силу с 1 сентября 2013 года, такого полномочия у федерального органа исполнительной власти нет .
Исходя из смысла п. 2 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (положение вступает в силу с 1 сентября 2013 г.) устанавливать такой «Перечень…» для муниципальных дошкольных образовательных организаций должен будет учредитель муниципалитет .

Ранее действовавшее ограничение размера родительской платы в 20% от стоимости содержания (присмотра и ухода) за ребенком (для многодетных семей - в 10%) новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ отменено . В связи с этим существует риск неправомерного увеличения учредителями муниципальных дошкольных образовательных организаций родительской платы за присмотр и уход за ребенком в 5-10 раз.

Профилактика и недопущение незаконного и необоснованного повышения родительской платы за присмотр и уход в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях являются важнейшими мерами для обеспечения конституционной гарантии общедоступности бесплатного дошкольного образования в таких организациях.

Согласно пункту 34 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, присмотр и уход за детьми - это «комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». Таким образом, впервые образовательная услуга и услуга по присмотру и уходу юридически четко отделены друг от друга

Пока еще применяемые статьи расходов, включаемые в состав родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных учреждениях, противоречат требованию пункта 4 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (это положение также вступает в силу с 1 сентября 2013 г.): «Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций , реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях».

В связи с вышеизложенным недопустимым является включение с 1 сентября 2013 года в Перечень затрат, учитываемых при расчете родительской платы за присмотр и уход за ребенком в муниципальных дошкольных образовательных организациях, следующих расходов, указанных в формулировках редакции Постановления Правительства РФ № 849 от 30.12.2006:

  1. «Оплата труда и начисления на оплату труда» - в части оплаты педагогического и учебно-вспомогательного труда (в том числе начисления на заработную плату), компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию, расходы, связанные с повышением квалификации и переподготовкой педагогических работников (проезд, оплата за курсы, суточные, проживание): все это, согласно ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  2. «Приобретение услуг (услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование имуществом)» . Такие услуги должны быть разделены на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  3. Затраты на учебные пособия, технические средства обучения, подключение и использование глобальной сети Интернет, расходные материалы, канцелярские товары и хозяйственные нужды - так как все это должно быть включено в расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования.
  4. «Прочие расходы», «прочие услуги» - в связи с неопределенностью формулировки, что строго запрещено федеральным законодательством.
  5. «Увеличение стоимости основных средств» - так как эти расходы должны входить в расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций.
  6. «Увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка рисмотра и ухода за ребенком в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования» - такое увеличение должно быть разделено на расходы, связанные с реализацией образовательной программы дошкольного образования, и на расходы, связанные с организацией присмотра и ухода.
  7. «Коммунальные услуги» . В понятие «присмотр и уход за ребенком» указанным федеральным законом не включены и коммунальные услуги. Потребителями коммунальных услуг являются и воспитанники, и сотрудники образовательных организаций. Без потребления этих услуг невозможно функционирование дошкольной организации и, как следствие, невозможно реализовать образовательную программу. Поэтому оказание этих услуг является организационным вопросом для предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования и должно на 100% оплачиваться из муниципального бюджета.