Конспект по грамоте в подготовительной группе. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Надежда Москалюк
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
: «Цветик-Семицветик»
МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение) Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»
Подготовила : воспитатель Москалюк Н. В. 2015 год.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА : «Цветик-Семицветик»
Возраст : подготовительная к школе группа .
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи :
Образовательные :
1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
2. Совершенствовать фонематический слух : учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
3. Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
4. Формировать умение делить слова на слоги.
Воспитывающие :
1. Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
3. Формировать чувство товарищества.
Демонстрационный материал : цветок с семью лепестками, конверт с письмом.
карточки с рисунками.
Раздаточный материал : цветные кружочки (красные, синие) ; карточки с цифрами 1,2,3,4; полоски-схемы для составления предложения.
Организация детей : в кругу, за столами;
Предварительная работа : игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори» ; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Структура :
1. Организационный момент –1 задание «Отгадай загадку и опиши»
2. Работа по теме занятия : - 2 задание
3 задание
4 ФИЗМИНУТКА - 5 задание «Найди звук»
6 задание «Игра Звуковые домики» .
7 задание
3. Итог занятия . Ход :
Воспитатель. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг) .
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок, семицветик. А к нему приколото письмо. Я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать письмо, а вдруг оно для нас. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт , достает письмо, читает : «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями - загадками. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова.) Воспитатель. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да) . А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, какой лепесток откроем первым , Имя ребёнка?
Ответы детей.
1 Задание «Отгадай загадку и опиши»
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня … Воспитатель : Молодцы! Ребята, а скажите какая она, весна?
Дети : теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная, 2 задание «Составь предложение по картине»
Воспитатель : Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Весна» ). Дети составляют предложения про весну и определяют количество слов в предложении.
На ваших столах есть полоски-схемы. Из них вы должны выложить схему предложений :
1. Наступила долгожданная весна.
2. Дети пошли гулять в парк.
(Дети выкладывают схемы предложений. После проверяем у доски)
Воспитатель : Молодцы и с этим заданием вы справились. Воспитатель : Вы правильно охарактеризовали весну и выполнили второе задание Мудрой Совы.
Воспитатель : какой лепесток с заданием будем открывать ?
3 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки» Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее, Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц …. (МАРТ)
Воспитатель : Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «МАРТ» . Для этого у вас на столе лежат кружочки синего и красного цвета.
Какие звуки обозначаются синим цветом?
Какие звуки обозначаются красным цветом?
Сколько звуков в слове «МАРТ» ?
Какого цвета первый кружок? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «МАРТ» .
Дети выполняют аналогичные действия с другими звуками и выкладывают перед собой звуковую дорожку для слова Март. Один ребенок работает у доски.
Воспитатель : Сколько звуков в этом слове? Сколько гласных? Согласных?
У кого кружочки расположены в том же порядке, что назвали дети, поднимите руки. Молодцы! С этим заданием вы тоже справились, а сейчас давайте сделаем физкультминутку
4. Физкультминутка :
Отрываем следующий лепесток, а там вот какое задание :
5 задание «Игра Звуковые домики» . Воспитатель : Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику. (у каждого домик и по две карточки) . Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель. Отрываем следующий лепесток. Слушайте задание. 6 задание «Подели слова на слоги и определи их количество» .
Воспитатель. У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Воспитатель показывает картины (радуга, роза, мак, сосульки, одуванчик, верба, грач) и дети определяют количество слогов и поднимают карточки.
Воспитатель. Молодцы. Все верно.
7 Задание «Где прячется звук?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель. Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук : в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [н?
Дети. В середине слова.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [р]?
Дети. В начале слова.
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы.
(Скворечник)
Воспитатель. Где в этом слове живет звук [с]?
Дети. В начале слова.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут.
(Гнездо) Воспитатель. Где в этом слове живет звук [о]?
Дети. В конце слова.
Воспитатель. Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Воспитатель. Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой Сове.
Скажите, вам понравилось наше занятие ? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Кондратова Зульфия Зинатулловна
Учебное заведение:
Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней школы № 32
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2019-12-09
Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В гостях у Мудрого гнома»
Кондратова Зульфия Зинатулловна
Республика Казахстан. город Петропавловск. Дошкольный мини- центр при КГУ при средней школы № 32
Учить разгадывать ребусы. Закреплять умение составлять предложения из определённого количества слов; определять гласные и согласные звуки, чем они отличаются; находить место положения звука в слове, определять мягкость и твёрдость согласного звука; определять, сколько слогов в слове; составлять слова из слогов и вставлять в слова пропущенные буквы.
Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В гостях у Мудрого гнома»
Задачи:
*Учить разгадывать ребусы.
* Закреплять умение составлять предложения из определённого количества слов; определять гласные и согласные звуки, чем они отличаются; находить место положения звука в слове, определять мягкость и твёрдость согласного звука; определять, сколько слогов в слове; составлять слова из слогов и вставлять в слова пропущенные буквы.
Оборудование: Игрушка (картинка) гном, фото гнома, схемы слова и фишки, карточки с цифрами, картинки с рисунками, ребусы, схемы предложений, изображение шаров и флажков, листочки и карандаши.
Ход:
Дети стоят полукругом.
Воспитатель читает стихотворение:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, подарите гостям свою улыбку и поприветствуйте гостей.
Дети проходят на свои места и садятся.
Воспитатель загадывает загадку.
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном…
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
-это (гном!)
Воспитатель вносит в группу игрушку (картинка) гнома.
– Ребята, к нам в гости пришёл Мудрый гном. Как вы думаете, а почему его называют «мудрым»? (Ответы детей). Мудрый гном приготовил для вас много интересных заданий. Он решил посмотреть, как вы с ними справитесь.
1 задание Игра «Вопрос-ответ»
– Из чего состоит наша речь? (из предложений)
– Из чего состоят предложения? (из слов)
– Из чего состоят слова, когда мы их произносим? (из звуков)
– А когда пишем или читаем? (из букв)
– Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
– Что мы знаем о гласных звуках? (они поются, и когда мы их произносим, ничего во рту нам не мешает)
– Каким цветом мы их обозначаем? (красным)
– О согласных? (они не поются, и когда мы их произносим, нам мешают зубы, губы или язык)
Игра «Доскажи словечко». Карточки на доске.
– Назовите буквы, записанные на цветке
Р Л УМ Н П В К Д З С
– Найдите лишнюю букву? (буква У)
– Почему?
Потому-что это согласные буквы.
– Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные? (зелёным), твёрдые? (синим)
2 задание «Работа со схемами »
– Какой первый звук в слове гном?
– Какой он гласный или согласный? Как он звучит твёрдо или мягко? (согласный, звучит твёрдо)
– Каким цветом мы его обозначим, покажите, фишку нужного цвета. (синего цвета)
– Давайте придумаем несколько слов со звуком Г. (Дети придумывают слова с заданным звуком).
На столах лежат схемы слов. Я называю слова со звуком г-гь, а вы находите его местоположение и ставите фишку. (начало, середина, конец слова)
Гайка, вагон, творог, гром, слог, галка, бегемот.
3 задание Игра «Сколько слогов в слове»
– Гном хочет узнать, умеете ли вы определять, сколько слогов в слове?
Я показываю картинки, а вы в свою очередь показываете карточку с цифрой, сколько слогов в слове и ставите ударение:
Голуби, гусь, груша, гусеница, утюг, носороги, грач.
Вспомнить правило : Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
4 задание « Разгадываем ребусы».
– Гном принёс ребусы. Он не может их разгадать, поможем?
5 Физминутка (по выбору воспитателя)
6 задание «Работа со схемами предложения» (устно)
Ребята нам нужно выяснить, сколько слов в предложении. Я буду говорить вам предложения, а вы выкладывать его схему.(каждому ребенку)
1. Наступила весна.
2. Саша рисует красивый цветок.
3. Посадил дед репку.
теперь вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в этом предложении? (Три, два).
7 задание Игра «Составить из слогов слова».
– Гном принёс нам воздушные шарики со слогами и два флажка со слогами. Из них надо составить слова. (устно)
«ла,вол, пи, лу, ра, иг, вес,шко, пе, ши, на»
9 Игра « Вставь пропущенную букву».
– На листочках напечатаны слова и в них не хватает букв, надо подумать и вставить карандашом недостающие буквы.
Гро., очк., пи. а, н. с, ко. а.(на каждого ребёнка)
Гному очень понравилось, как вы занимались, хорошо справились со всеми заданиями. Что вам больше всего понравилось и запомнилось? Гном дарит всем вам на память свои фотографии. (Воспитатель раздаёт детям фото гномика). Воспитатель предлагает детям проститься с гномом и говорит, чтобы он приходил к ним в гости и приносил для ребят интересные задания. Воспитатель предлагает детям проститься с гостями (Дети прощаются с гостями).
Просмотреть свитедельство о публикации
, . .
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.
Задачи:
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
Воспитатель:
Незнайка пишет, что попал
в страну «Умников и умниц» где царствует царица
Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку
поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался
играть с царицей, потому что он не знает что такое
«речь» и «речевые игры». На что царица очень
рассердилась и приказала заточить Незнайку в
высокой башне, но пообещала выпустить его, если
мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания,
которые нам приготовила царица Грамота. Ну что,
вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы
детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания,
давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она
состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь
состоит из предложений. Предложения состоят из
слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги
состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все
задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.
Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и
вправо (дети выполняют движения язычком 3-4
раза).
А теперь проговорим скороговорку «Как у
горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети
проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро
и медленно).
1 задание: Звуковой анализ слова
Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).
– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).
М’
– согласный, мягкий, звонкий звук,
отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К
– согласный, твердый, глухой звук,
отмечаем синей фишкой.
А
– гласный звук, отмечаем красной
фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом
ставим черную фишку.
2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)
3 задание: Сколько слогов в слове?
Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.
Физкультминутка
4 задание: Расшифруй слово
Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
5 задание: Составь предложение
Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
6 задание: Прочитай слово
Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
Воспитатель: Молодцы!
Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.
Тема занятия: «Спасаем Тома и Тима». Подготовка к обучению грамоте. Подготовительная группа.
Задачи.
- Закрепить умение воспитанников подбирать слова к 3-5 звуковой модели, проводить звуковой анализ слов.
- Совершенствовать умение делить предложение на слова и составлять его из набора слов, включая предлоги, союзы.
- Учить правила написания предложения (графически).
- Совершенствовать умение воспитанников читать по слогам, развивать речевые умения, память, логическое мышление, разгадывая ребусы.
- Воспитывать стремление строить дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Материал и оборудование.
Детские стулья со звуковыми моделями имён детей, план-схема от детского сада до замка, игра,Весёлые ребусы”, плоскостная модель замка, отдельно вырезанные недостающие детали замка (дверь, замок, окна, труба, флаг и т. д. по количеству воспитанников), звуковые модели деталей замка, карточка-ребус для отгадывания названия реки.
Нарисованные на ватмане 5 ёлочек, на которых в беспорядке написаны слова для составления предложений; изображение дождевых капелек с частями слов (слогами) внутри, таблица со слогами для чтения, силуэт нарисованной сороки, бумага, карандаши.
Предварительная работа:
- Дидактические игры «Цепочка слов», «Звук заблудился», «Подарки для Тома и Тима», «Цветочный магазин» (на количество слогов) «Слоговое лото», «Буква потерялась», лексическое упражнение «Весёлая рифма»,
- Игры Деда Буквоеда: «Плетёнка», «Анаграммы», «Занимательные модели», «Шарады», чтение по таблице со слогами, чтение ребусов, загадок по первым звукам нарисованных предметов, разгадывание перевёртышей, кроссвордов со словами.
- Разучивание детского фольклора, скороговорок, физминуток, комплексов пальчиковой гимнастики. Составление предложения и его графическая запись.
Ход занятия. Методические приёмы.
Этическая зарядка
Игра «Улыбнись друг другу».
Воспитатель интересуется: «Из чего состоят слова?» (Ребята отвечают). Каждому предлагается произнести своё имя так, чтобы все чётко услышали, сколько слогов в нём.
Сюрпризный момент «Мобильный звонок»
Из «телефонного» разговора выясняется, что друзьям – мышатам Тому и Тиму срочно требуется помощь. Их заточил злой колдун в своём замке, который находится далеко от детского сада.
Дети решают найти друзей, освободить их. Так как дорога предстоит неизвестная, педагог предлагает план-схему от детского сада до замка с предполагаемыми препятствиями, чтобы лучше ориентироваться в дороге, не сбиться с пути.
Воспитатель выясняет, на каком виде транспорта можно поехать? Предлагается выбор: трамвай, автобус, поезд, троллейбус (воспитанники отвечают, объясняя выбор). В процессе беседы выясняется, что удобнее всего отправиться на автобусе. Педагог уточняет, что автобус необыкновенный, волшебный.
На спинке каждого стула можно увидеть разноцветные квадратики. В них зашифрованы имена. Каждый ребёнок сможет занять только то место в автобусе, которое соответствует звуковой модели его имени.
Дети находят свои места, рассаживаются. Назначается контролёр, проверяющий правильность посадки на место.
Воспитатель говорит, что в дорогу всегда берут всё самое необходимое и предлагает прочитать по таблице (найти слова из слогов), что взято в дальнюю дорогу.
ло | е |
кет | пор |
то | па |
та | да |
Ребята по таблице читают слова (пакет, еда, топор, лопата, лото).
Игра - путешествие.
Первая остановка – река. Педагог предлагает воспитанникам ребусы-картинки, разгадывая которые они читают и называют всё то, что могут встретить по дороге к реке: рыбак, колокольчик, трава, радуга, школа. Воспитатель обращается к плану, где видно, что дети находятся у реки.
"Колокольчик"
Дыхательная гимнастика «Вдохнём свежий воздух реки» (3-4 раза)
Название реки зашифровано. Воспитатель показывает картинку и по первым звукам нарисованных там предметов предлагает узнать, как река называется.
В результате чтения выясняется, что у речки удивительное название «Крошка». Педагог предлагает перейти эту небольшую речку по тоненькому брёвнышку, взявшись за руки.
Вторая остановка – лес. На ватмане 5 ёлочек. На каждой видны слова в беспорядке: Том, ждут, и, Тим, вас). Предлагается из этих слов составить предложение. Ребята проговаривают свои варианты.
Оказывается, кто-то специально для нас оставил это сообщение. Чтобы подбодрить мышат, педагог предлагает написать письма друзьям и отправить их с сорокой.
Все садятся за столы для написания писем. Воспитатель напоминает о правилах написания предложения (обговаривают вместе с детьми). Дети предлагают версии писем (5-6). Один ребёнок пишет на доске. Остальные проверяют, исправляют, дополняют.
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Написанные письма запечатываются в конверт и передаются сороке. Пока писали письма, неожиданно пошёл дождь.
Зрительная гимнастика «Капля».
Воспитатель предлагает детям прочитать и узнать, сколько капелек-слов выпало из тучи? В каждой капельке кусочек слова – слог. Чтение по каплям-слогам сверху вниз (Ку-ра-ки-но-сы-ро-). В волшебном лесу дождь волшебный прошёл. Мы смогли прочитать много слов.
Снова педагог обращается к плану. Дети видят, что очутились у самого замка. Подходят ближе и убеждаются, что перед ними действительно он.
Ситуация-провокация.
На нарисованном замке нет окон, дверей. Воспитатель интересуется, смогут ли мышата увидеть того, кто пришёл их спасать? Можно ли войти в это здание? Почему?
- Воспитанникам предлагается выбрать любую специально приготовленную заколдованную схему (звуковые модели) деталей замка, которых не достаёт: дверь, окна, флаг, труба, замок, ключ и т. д. (по количеству детей).
- Затем со своей звуковой схемой найти на другом столе картинки с недостающими деталями здания, соотнести со своей звуковой схемой и только потом прикрепить к изображению замка свою картинку-деталь. Так постепенно появляются окна, двери, всё остальное. Ключ имитирует открывание замка.
Сюрпризный момент.
Появляются Том и Тим. Благодарят за освобождение.
Воспитанники возвращаются в детский сад на самолёте.
Динамическая пауза «Самолёт».
Рефлексия
Воспитатель привлекает к себе всех детей.
- Обнимая, даёт положительную оценку каждому, интересуется, что запомнилось на занятии?
- Где побывали?
- Какие испытания пришлось преодолеть?
- Где было труднее всего?
- Почему справились со всеми трудностями?
Воспитатель говорит, что справляться со всеми препятствиями в дороге было легко, потому что все дети действовали дружно, сообща. Именно поэтому удалось спасти мышат.
Цели занятия:
Повторить и закрепить знания о звуках. Продолжать учить различать гласные и согласные звуки.
Закреплять умение находить место звука. Продолжать учить выполнять звуковой анализ слова: делить слова на слоги.
Способствовать развитию звукого анализа и фонематического слуха.
Развивать устную речь, логического мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, познавательность.
Воспитывать желание помочь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к птицам.
Предшествующая работа: Чтение сказки «Гуси-лебеди» отгадывание загадок, беседа о птицах.
Оборудование : дерево-яблоня, печка, речка, фишки цветные, предметные картинки, тетради, карандаши, яблоко, корзина с яблоками, картинка синицы.
1 Орг. Момент
2 Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами на занятии обучению грамоте отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Яблонька спаси меня
Реченька спаси меня
(Гуси-лебеди)
Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.
Ра-ра-ра- начинается игра.
СА-са –са- ждут в пути нас чудеса.
(Выбегает баба-яга под музыку)
Вы зачем сюда явились? Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его.
(Убегает баба-яга)
Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)
3.Фонетическая зарядка
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Что мы произнесли? (Звуки)
Что такое звуки?(мы слышим, произносим)
Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Ребята, смотрите дерево? Что за дерево?(яблоня). Давайте, спросим у яблони куда гуси-лебеди Иванушку унесли?
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поиграйте с яблоком. Игра «Звуки потерялся».
(передаем яблоко называя слово)
…арелка, …тул, …осуда, …ыба, …уртка, …каф, …ожка, …ираф, …илка.
Физминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая? (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
- Ребята смотрите мы дошли до речки может речка знает куда гуси-лебеди Иванушку
Унесли? Давайте, спросим. Речка, речка куда гуси-лебеди полетели? Нам нужно пойти через речку. Чтобы пройти через речку, надо правильно определить мягкие и твердые звуки, с которых начинаются слова на карточках.
Лимон-зеленая фишка
Рыба-синяя фишка
(Работа с карточками и фишками)
Молодцы, ребята! Справились. Вот мы с вами прошли речку.
- Встречаем печку
Печка-печка куда гуси-лебеди полетели? Определите место звука а в словах задания к нам прилетели синичка. Она хочет нам помочь. Как и в слове, у синички есть начало-голова, середина -тело, конец-хвост. Где у нас летом живут синица? А зимой? Почему?
Синицы приносят большую пользу лесам, паркам и садам.
Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сами.
Физминутка
Руки подняли
И покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули
Тихо встряхнули
Это деревья в лесу
Руки подняли плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут тоже
Покажем, руки положим назад.
(Баба-яга выбегает под музыку)
- Отгадайте загадку
На опушке
На дорожке
Стоит дом
На курьих ножках
Звуковой анализ слова изба
Ск-ко звуков в слове? (4)
1 зв? (и) гласный
2 зв? (з)согласный, твердый, звонкий.
3 зв? (6)согласный, твердый, звонкий.
4 зв? (а)гласный
Сколько слогов в этом слове? Молодцы!
Баба-Яга, не отдам Иванушку, заштрихуете мою избушку, тогда отпущу.
- Работа в тетради
Баба-яга: Вы справились заданиями, забирайте своего Иванушку.
Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой бабы-яги. Вам яблоня передала яблоки,
угощайтесь
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?