Паук обучивший танцу итальянцев. Тарантелла (tarantella) — музыкальный символ Италии


Тарантелла (tarantella) — известнейший итальянский танец, ставший настоящим символом страны и итальянской нации.

Этот яркий и живой танец окутан вековыми легендами и мифами, так или иначе связанными с ядовитыми пауками тарантулами. Легенда гласит, что в 14-15 веках в южных областях близ города Таранто тарантулы расплодились и искусали женщин. Покусаны были, разумеется, только простолюдинки, работавшие в поле. Под действием яда тарантулов бедные женщины заболели тарантизмом (тарантизм — медицинский термин, так обозначается одна из форм истерического поведения). Поговаривали о настоящей эпидемии. Был предложен метод лечения впадавших в транс с помощью танца. Музыканты окружали женщину и играли музыку в быстром темпе, заставляя больную танцевать. Иногда такой танец называли танцем паука.

Одна из более старых легенд гласит, что тарантелла возникла еще во времена жертвоприношений, когда приносимая в жертву паукам красавица, совершая быстрые движения, пыталась избежать укусов.

Есть также версия, что в старину от последствий укуса тарантулом, коих в южной Италии предостаточно и сегодня, избавлялись с помощью обильного потоотделения. Танец до седьмого пота и был тарантелла. Странствующие музыканты всегда были готовы подоспеть на помощь укушенному пауком. На помощь спешили также все, кто оказался рядом. Так танец стал парным и групповым. Позднее тарантеллу стали считать олицетворением похоти, ведь неистово танцующие женщины всегда привлекали повышенное мужское внимание.

Тарантелла понравилась и благородным синьорам. В 17 веке тарантеллу стали танцевать даже на балах. К тому времени и эпидемия тарантизма прекратилась.

Музыка тарантеллы – это всегда импровизация с большими звуковыми расширениями и кадансовыми дополнениями. Исполняют тарантеллу на различных музыкальных инструментах – мандолине, аккордеоне, гитаре, но всегда непременно под аккомпанемент тамбурина и кастаньет.

Тарантелла стала классикой. Этот танец можно увидеть в театре и кинематографе, он проник в литературу и живопись. Можно смело утверждать что тарантелла – часть души истинного итальянца. Сегодня тарантелла звучит повсеместно в Италии, но по-прежнему более популярна в южных районах. Ни один праздник не обходится без этого зажигательного танца. В разных регионах Италии тарантелла имеет свои особенности, а порой и особенное название. Отличаются тарантеллы в разных регионах и по степени неистовства танца, местами он может выглядеть даже несколько степенно.

Ни один не обходится без тарантеллы!

Тарантелла Неаполитанская:

Тарантелла Неаполитанская на аккордеоне:

Тарантелла Неаполитанская в исполнении оркестра. Вокал Ренцо Арборе:

Неаполитанская тарантелла в исполнении Марио Ланца:

Неаполитанская тарантелла Пульчинелла:

Тарантелла региона Апулья:

Тарантелла сицилийская:

Тарантелла региона Калабрия:

А это для тех, кто хочет научиться танцевать тарантеллу:

Двоякая карта. С одной стороны советует набраться терпения и довести начатое до конца, с другой - вы рискуете сами оказаться в паутине.

Символика карты:

Паук — древний символ созидания, творчества и трудолюбия. Древнеиндийская традиция аллегорически называет Брахму — творца всего сущего — пауком, который ткет из паутины-материи мир. С одной стороны, паук выступает защитником людей, чудесным спасителем, охранителем очага. Однако его ассоциируют с жестокостью, алчностью, коварством. Положительное значение этого существа отразилось в мифах о пауках, научивших людей ремеслу, искусству ткачества. По преданию, паук спас от недоброжелателей Давида, Иисуса Христа, пророка Мухаммеда. Широко распространен мотив превращения паучьей паутинки в спасительную нить, которая выводит героя из опасного места или помогает ему взобраться на небо, а потом благополучно спуститься. Негативное значение паука отсылает к образу паука-колдуна, оборотня. Паук широко использовался в черной и белой магии. Амулеты и обереги с паучьей символикой хранили владельца от вмешательства в его жизнь темных сил.
Пряха Арахна вызвала на поединок саму богиню Афину, которая признала мастерство соперницы, но уничтожила ее творение. Арахна покончила с собой, но богиня превратила ее в паука. В этом греческом мифе прослеживается мотив оборотничества человека в паука, свойственный многим культурам.
Танец тарантула
По легенде, в Средние века на итальянский город Таранто обрушилось страшное бедствие — тарантулы, или волчьи пауки, просто истребляли горожан и жителей городских окрестностей. Считалось, что укус этого паука вызывает страшное заболевание - тарантизм, быстро ведущее к сумасшествию. Излечиться от безумия можно, только танцуя стремительный быстрый танец - тарантеллу. Вскоре этот танец стал неотъемлемой частью свадеб на юге Италии.

Значение карты:

Паук прядет нить, нить судьбы, он всегда заканчивает свою работу, если ему кто-то не помешает. Карта, которая показывает, что в вашей жизни происходит то, что должно происходить, то, что положено по судьбе. Паук нетороплив, он знает, что делает, паук всегда завершает свою работу, если ему кто-то не помешает. Карта советует довести начатое до конца, завершить процесс вне зависимости нравится он вам или нет.
Паук не за кем не гоняется, паук плетет паутину и ждет жертву. Терпеливо, спокойно. Он уверен, что его еда прилетит, а так как работу он выполнил хорошо - то обязательно попадет в его сеть и не сможет вырваться.
Опасайтесь обмана, ловушки, посмотрите на близлежащие карты - возможно вы не паук, а его жертва? Может вам не надо тихо и терпеливо сидеть, пока паук заканчивает плести свою сеть, чтобы закрыть вам выходы?
Для того, чтобы увидеть паутину - вам нужен свет, совет того, кто может пролить свет на ситуацию. К кому бы вы обратились? Подумайте, сейчас вы играете с судьбой. Любое резкое движение может как порвать паутину и выпустить вас на свободу, так и опутать вас, лишив возможности движения и маневра.

Слова, выраженные данной картой:

финансовая удача, все идет так, как положено по судьбе, нужен совет, остановиться и послушать совета, не делать резких движений, тщательность в деле, ошибки надо исключить, спокойствие и контроль над собой, выжидательная позиция, продуманность, логика, многоходовая комбинация, обман, ложь, закрытые дороги при неправильном решении.

В августе 2017 года в Саленто (юг региона Апулии, каблук итальянского «сапога») проходит юбилейный, двадцатый по счету фестиваль «La Notte della Taranta» («Ночь тарантула») . Это один из самых крупных итальянских музыкальных фестивалей : он длится две недели, охватывает пару десятков населенных пунктов, и привлекает внимание сотен тысяч туристов. В этой заметке мы начнем рассказ о тарантелле – жанре южноитальянской фольклорной песни, судьба которого довольно необычна .

Но давайте сначала послушаем апулийскую разновидность тарантеллы (она называется пиццика ) с финального концерта «La Notte della Taranta» 2011 года, в исполнении целого оркестра и с театрализованным танцевальным представлением:

Слово “тарантелла” восходит к названию паука тарантула, который, в свою очередь, носит имя по месту своего происхождения – апулийскому городу Таранто (античный Тарент) . Связь с пауком неслучайна: такая музыка веками использовалась как медицинский ритуал, призванный излечить от последствий укуса тарантула .

Первые свидетельства об этой болезни и о ее лечении при помощи музыкальной терапии восходят к XIII веку, а последние случаи заболевания зафиксированы в первой половине XX века. Территория охвата тарантизма (tarantismo ; больных называли tarantato/a или tarantolato/a ) включает в себя юг Италии и Средиземноморское побережье за ее пределами 1) См., например, .


Считалось, что ядовитый паук кусает людей, работающих летом в поле
- как правило, женщин репродуктивного возраста (о том, почему так, мы расскажем чуть ниже) - и что больной может«вывести яд из крови» с помощью танца . Для этого з вали музыкантов, которые играли ритмичные мелодии, сопровождая их стихами-заклинаниями. Это могло длиться несколько часов или даже дней. Танец носил характер магического действия: больной имитировал то движения самого паука, то борьбу с ним. По характеру поведения больного судили о «характере» и даже цвете укусившего паука, и в зависимости от этого играли определенные мелодии: быстрые, меланхоличные, с определенным ритмом, и т.д.

Иллюстрация к изданию Нового Завета 1627 г. Кораблекрушение и чудесное спасение св. Павла от змеи.

Начиная с XVII-XVIII вв. лечение тарантизма обретает «божественного поровителя» - святого Павла . Народная легенда, согласно которой св. Павел оказывается целителем от укусов ядовитых змей и насекомых , опирается на эпизод из «Деяний апостолов» (28.3-6). Корабль, на котором Павла везут на суд кесаря в Рим, терпит кораблекрушение у берегов Мальты, и там апостол чудесным образом спасается от ядовитой змеи, не причиняющей ему никакого вреда.

Капелла св. Павла в Галатине с колодцем внутри. Fonte: tripadvisor.it

29 июня, в день почитания апостола, в капеллу св. Павла в городе Галатине (по местной легенде – одной из остановок Павла во время его путешествия в Рим), стекались толпы больных и их родственников. Они пили воду из святого источника внутри капеллы, танцевали и молились о выздоровлении.

В текстах тарантелл часто встречаются просьбы, обращенные к Павлу:

E Santu Paulu miu de le tarante
famme na grazia a mie e a tutte quante.


Сделай благое дело мне и всем остальным.

Santu Paulu meu de Galatina,
Facitece ‘na grazia, ‘sta mattina.

Святой Павел из Галатины,
Сделайте благое дело, сегодня утром.

Правда, иногда эти тексты могут поставить в тупик:

E Santu Paulu miu de le tarante,
Pizzichi le caruse tutte quante.

Святой Павел, (покровитель) пауков,
Ты кусаешь девушек всех подряд.

Santu Paulu meu de le tarante,
pizzichi le caruse a ’mmenzu ll’anche.

Святой Павел (покровитель) пауков,
Который жалит девушек между ног.

Из этих примеров видно, что Святой Павел в южноитальянской народно-христианской традиции воспринимался как трикстер – сверхъестественное существо, которое полностью «отвечает» за болезнь – то есть, может как наслать ее, так и вылечить 2) См. Madonnas That Maim: Popular Catholicism in Italy Since the Fifteenth Century
Авторы: Michael P. Carroll, p. 80 – 88.
. А выражение «жалить», «кусать» (pizziccare – отсюда название апулийского варианта тарантеллы – pizzica ) -это эвфемизм, имеющий отчетливые эротические коннотации:

A ddhu te pizzicau ca nu te scerne?
Sutta ‘llu giru giru de la suttana.

Где он [тарантул] тебя укусил, что не видно?
Под оборкой платья.

Balla, beddha mia ca sai ballare,
quistu è lu ballu de lu primu amore.

Танцуй, моя красавица, ведь ты умеешь танцевать,
Это танец первой любви.

Таким образом «тарантизм» оказывается болезнью, которая имеет мало отношения к укусу реального паука. Подробнее о причинах и последствиях «тарантизма» – в следующей публикации, а пока послушайте тарантеллу-призыв к святому Павлу :