Чем английский рожок отличается от гобоя. Музыкальный инструмент: Английский рожок


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Английский рожок

Введение

Английский рожок (итал. corno inglese, фр. cor anglais, нем. Englisch Horn) или альтовый гобой Ї деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность гобоя.

1. История происхождения и развития инструмента

исполнитель английский гобой рожок

Английский рожок был сконструирован около 1720 года на основе одной из моделей охотничьего гобоя (гобой да качча), к которой был добавлен грушевидный раструб. Предположительно, это сделал силезский мастер Вайгель. Образцы инструмента, сделанные в XVIII веке и первой половине XIX, имели форму дуги или были изогнуты под углом, а современный прямой вариант появился только в 1830-х годах.

Существует две версии появления названия «английский рожок». Согласно первой из них, ранние образцы этого инструмента напоминали трубы, с которыми на полотнах тех времён часто изображались ангелы, и немецкое слово engellisch (ангельский) трансформировалось в englisch (английский). По другой версии, неверно было употреблено французское слово anglais (английский) вместо anglй (угловой, изогнутый углом Ї по форме инструмента).

Современная прямая модель английского рожка была создана во второй четверти XIX века усилиями французских музыкальных мастеров Фредерика Триебера и Франсуа Лоре в сотрудничестве со знаменитым исполнителем на этом инструменте Анри Бродом.

2. Строение

По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бомльший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Аппликатура английского рожка полностью совпадает с аппликатурой гобоя, но из-за большей длины корпуса он звучит на чистую квинту ниже.

3. Репертуар

На первых порах своего существования английский рожок мог по желанию исполнителя заменяться на другие, схожие с ним инструменты семейства гобоев, поскольку композиторы почти не писали музыки специально для него. Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, Ї Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители Ї Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.

Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.

Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов Ї Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.

Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.

Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.

В симфонических произведениях XIX века английский рожок также исполнял эпизоды преимущественно пасторального или меланхолического характера. В Симфонии d-moll Сезара Франка у английского рожка самостоятельная оркестровая партия и обширное соло во второй части. Часто поручал этому инструменту сольные эпизоды Дворжак, один из самых известных Ї во второй части Девятой симфонии («Из Нового Света»). В симфонической легенде Яна Сибелиуса «Туонельский лебедь» английский рожок, солирующий на фоне приглушённого звучания оркестра, создаёт образ чёрного лебедя Ї проводника в загробный мир. Тембр английского рожка нередко использовался композиторами для изображения экзотических восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов (Сен-Санс, опера «Самсон и Далила»; Бородин, симфоническая картина «В Средней Азии» и др.)

В XX веке английский рожок стал применяться не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. В оркестре наиболее известные соло принадлежат Л. Яначеку (рапсодия «Тарас Бульба»), Х. Родриго (Аранхуэсский концерт), С. Рахманинову (поэма «Колокола», IV часть). Среди сольных произведений для английского рожка Ї Пастораль Картера (1940), Соната Хиндемита (1941), Концертино Вольфа-Феррари (1947), Концерт Васкса (1989) и др.

4. Техника игры

Техника игры и штрихи при игре на английском рожке Ї те же, что и на гобое, однако английский рожок отличается несколько меньшей технической подвижностью. В его исполнении наиболее типичны кантиленные, протяжные эпизоды в легато. Тембр английского рожка по сравнению с гобоем более густой, полный и мягкий.

Диапазон английского рожка по действительному звучанию Ї от e (ми малой октавы) до b2 (си-бемоль второй октавы). Самые верхние звуки диапазона используются редко. При одинаковой аппликатуре с гобоем английский рожок звучит на квинту ниже его, то есть принадлежит к числу транспонирующих инструментов in F.

Итальянские композиторы конца XVIII Ї первой половины XIX века нотировали партию английского рожка в басовом ключе, октавой ниже действительного звучания. Во французской традиции было принято писать ноты для него в редком меццо-сопрановом ключе. Наиболее распространена была нотация в альтовом ключе (её позднее применяли и некоторые композиторы XX века, в частности, С.С. Прокофьев). В современных партитурах партия английского рожка пишется в скрипичном ключе на чистую квинту выше действительного звучания.

В оркестре обычно применяется один английский рожок (реже два), причём его партия может представлять собой временную замену одного из гобоев (как правило, последнего по номеру).

5. Знаменитые исполнители

Сольное исполнение исключительно на английском рожке встречается редко. Большинство исполнителей на нём также хорошо владеют основным инструментом Ї гобоем.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История тромбона - медного духового музыкального инструмента басово-тенорового регистра; его разновидности, диапазон звуков, основные сферы использования, музыкальные возможности. Строение и составные части инструмента. Выдающиеся тромбонисты XIX века.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Предыстория появления виолончели. История возникновения и развития инструмента. Техника игры на виолончели. Строение инструмента: ее основные части. Анализ репертуара для виолончели. Обзор виолончельной литературы в творчестве советских композиторов.

    реферат , добавлен 12.02.2013

    История появления окарины как духового инструмента. Особенности его конструкции и настройка. Энергоинформационное влияние его звуков на окружающее пространство и живые организмы. Творчество Андрея Задерия в области изготовления керамических окарин.

    научная работа , добавлен 22.05.2014

    Классический репертуар для народных инструментов XIX в. Создание первых оркестров хроматических гармоник, балалаечного оркестра и особенности становления их репертуара. Композиторы и исполнители-народники. Произведения для струнных щипковых инструментов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Творческий коллектив "Терем-квартет", его деятельность. История музыкального коллектива, его участников. Появление идеи, первая репетиция, концерт. Дискография, репертуар, эксклюзивные проекты, концерты, фестивали. Основные события из жизни коллектива.

    реферат , добавлен 08.12.2008

    Понятие ансамбля и его виды. История создания российского музыкального фольклорного коллектива, его текущий состав, бывшие участники, особенности репертуара. Участие на конкурсе песни "Евровидение-2012". Интересные факты из творческой жизни группы.

    презентация , добавлен 19.03.2015

    Ознакомление с историей происхождения и строением арфы - щипкового струнного музыкального инструмента. Особенности и конструкция, виды арф, примеры современного использования. Изучение вопросов, связанных с музыкальной акустикой данного инструмента.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Теоретическое исследование технических, выразительных и воспитательных возможностей традиционного башкирского инструмента курай. Патриотический потенциал курая в период войн, восстаний и кризисов. Современный репертуар кураиста-исполнителя Р. Юлдашева.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2013

    Разработка струнно-щипковых инструментов, относящихся к группе хордофонов. Роль укулеле в развитии музыкальной культуры. Разновидности и настройка инструмента. Техника игры на гавайской гитаре. Его акустические характеристики. Механизм звукообразования.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2016

    Сведения о классической гитаре, ее место в системе отечественного музыкального образования. Анализ школ игры на инструменте. Планирование и организация первых уроков. Положение инструмента, правой и левой руки. Организация учебных и домашних занятий.

Деревянные духовые (Woodwind)

Английский рожок (English Horn)

Само по себе словосочетание «английский рожок» ни в коей мере не описывает нам один из популярнейших видовых инструментов семейства гобоя. Во-первых, это не рожок, во-вторых, не английский! Не правда ли, напоминает историю про морскую свинку? Она ведь тоже и не свинка вовсе, и уж точно - не морская. Никто и не помнит, кто, когда и почему стал называть теноровый гобой, вспомо-гательный инструмент гобойного семейства, английским рожком.

Известный в камерной музыке с XVIII века, постоянным членом оркестра английский рожок становится с середины XIX столетия. Оркестровая литература изобилует сольными фра-зами, написанными специально для английского рожка.

Рожок привносит в певучие мелодии новую краску, а в сочетаниях с другими инструментами, как духовыми, так и струнными, сообщает своеобразный колорит звучанию группы деревянных духовых и всего оркестра.

Диапазон английского рожка опускается до ноты ми малой октавы. Естественно, ведь рожок отличается от основного инструмента своего семейства - гобоя сопрано - отменным ростом: он на 20 сантиметров длиннее. Ведь именно длина (а не толщина!) воздушного столба отвечает за высоту тона. В конструкции инструмента есть и более заметное отличие - изогнутая металлическая трубочка, одна сторона которой вставляется в отверстие в торце инструмента, а другая служит для закрепления несколько удлиненной двойной трости. Но главное отличие, бросающееся в глаза и характерное для всех видовых инструментов этого семейства, - раструб грушевидной формы. Английский рожок тяжелее гобоя, поэтому во время игры он пристегивается к шнурку на шее исполнителя.

Английский рожок был сконструирован около 1720 года на основе одной из моделей охотничьего гобоя (гобой да качча), к которой был добавлен грушевидный раструб. Предположительно, это сделал силезский мастер Вайгель . Образцы инструмента, сделанные в XVIII веке и первой половине XIX, имели форму дуги или были изогнуты под углом, а современный прямой вариант появился только в 1830-х годах.

Существует две версии появления названия «английский рожок». Согласно первой из них, ранние образцы этого инструмента напоминали трубы, с которыми на полотнах тех времён часто изображались ангелы , и немецкое слово engellisch (ангельский) трансформировалось в englisch (английский). По другой версии, неверно было употреблено французское слово anglais (английский) вместо anglé (угловой, изогнутый углом ― по форме инструмента).

Современная прямая модель английского рожка была создана во второй четверти XIX века усилиями французских музыкальных мастеров Фредерика Триебера и Франсуа Лоре в сотрудничестве со знаменитым исполнителем на этом инструменте Анри Бродом.

Строение

По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бо́льший размер, грушевидный раструб и "эс" - особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Аппликатура английского рожка полностью совпадает с аппликатурой гобоя, но из-за бо́льшей длины корпуса он звучит на чистую квинту ниже.

Репертуар

XVIII век

На первых порах своего существования английский рожок мог по желанию исполнителя заменяться на другие, схожие с ним инструменты семейства гобоев, поскольку композиторы почти не писали музыки специально для него. Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк , в том числе в опере «Орфей и Эвридика ». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна . Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн , а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.

Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио op. 87 Бетховена . Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.

XIX век

Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы , Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини , Винченцо Беллини , Гаэтано Доницетти , Джузеппе Верди , у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.

Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт , гобоист оркестра Гранд-опера . Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль ». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.

В симфонических произведениях XIX века английский рожок также исполнял эпизоды преимущественно пасторального или меланхолического характера. В Симфонии d-moll Сезара Франка у английского рожка самостоятельная оркестровая партия и обширное соло во второй части. Часто поручал этому инструменту сольные эпизоды Дворжак , один из самых известных ― во второй части Девятой симфонии («Из Нового Света») . В симфонической легенде Яна Сибелиуса «Туонельский лебедь» английский рожок, солирующий на фоне приглушённого звучания оркестра, создаёт образ чёрного лебедя ― проводника в загробный мир.

Тембр английского рожка нередко использовался композиторами для изображения экзотических восточных интонаций, напоминающих звучание азиатских и ближневосточных язычковых инструментов (Сен-Санс , опера «Самсон и Далила »; Бородин , симфоническая картина «В Средней Азии» и др.)

XX век

В XX веке английский рожок стал применяться не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. В оркестре наиболее известные соло принадлежат Л. Яначеку (рапсодия «Тарас Бульба»), Х. Родриго (Аранхуэсский концерт), С. Рахманинову (поэма «Колокола», IV часть). Среди сольных произведений для английского рожка ― Пастораль Картера (1940), Соната Хиндемита (1941), Русская рождественская музыка Альфреда Рида (1944), Концертино Вольфа-Феррари (1947), Концерт Васкса (1989) и др.

Техника игры и тембр

Техника игры и штрихи при игре на английском рожке ― те же, что и на гобое, однако английский рожок отличается несколько меньшей технической подвижностью. В его исполнении наиболее типичны кантиленные , протяжные эпизоды в легато . Тембр английского рожка по сравнению с гобоем более густой, полный и мягкий, близкий к другому инструменту -

Музыкальный инструмент: Английский рожок

Английский рожок имеет еще второе название – альтовый гобой и относится инструмент к группе деревянных духовых. Он был сконструирован из охотничьего гобоя путем добавления к нему раструба. Поначалу инструмент был изогнут в форме дуги, однако чуть позже приобрел вытянутый вид.

Современный инструмент по своему устройству действительно похож на гобой , однако у него размеры чуть крупнее и раструб грушевидной формы, который ни с чем не перепутаешь. Да и звучание отличается от его близкого сородича. Английский рожок звучит более мягко, с приятным густым и полным тембром. В симфонический оркестр инструмент вошел в середине в середине XVIII века и с тех пор стал полноправным участником. Первым композитором, который обратил внимание на этот инструмент стал К. Глюк, он использовал его в своей опере «Орфей и Эвридика ».


На самом деле свое название английский рожок получил из-за неверного толкования французского слова anglais. Правильно было бы перевести это слово, как «изогнутый углом». Есть еще одна интересная версия происхождения слова английский. Предположительно, первые варианты рожка выглядели как трубы, с которыми обычно рисовали на полотнах в те времена ангелов. Таким образом, немецкое слово engellisch (ангельский) преобразовалось в englisch (английский).


Видео: слушать английский рожок