Общественный строй России в первой половине XIX в. Во второй половине XVIII — начале XIX в Государственный строй во второй 19 века



Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Уже в предыдущий период обнаружился кризис крепостнической системы хозяйства. Теперь он идет с нарастающей силой. Феодализм все больше показывает свою экономическую несостоятельность. При этом кризис феодально-крепостнической системы становится всеобъемлющим, охватывая все важнейшие сферы экономики.

В промышленности крепостная мануфактура не может выдержать конкуренции с капиталистической мануфактурой, с буржуазной организацией производства. Капитализм обеспечивает неизмеримо большую производительность труда и работает с необычайной гибкостью и изворотливостью в сложных условиях, когда ему препятствуют все устои феодализма, прежде всего крепостничество, мешающее привлекать в производство рабочую силу и сужающее внутренний рынок. Победа буржуазного производства обеспечивается применением наемного труда и введением машин. Мануфактура сменяется фабрикой. В данный период начинается промышленный переворот. С 1825 по 1860 гг. число крупных предприятий обрабатывающей промышленности и занятых в ней рабочих возросло втрое. И не случайно в этой промышленности к 1860 г. 4/5 рабочих были уже наемными. В то же время во всей промышленности доля крепостных рабочих составляла еще 44%.

Наемный труд создавал стимул для повышения производительности заинтересованного в результатах производства работника, а применение машин экономило рабочую силу, столь дефицитную в условиях феодализма, крепостничества. Попытки применения машин в крепостной промышленности наталкиваются на низкий профессиональный уровень крепостного рабочего, а главное, на его нежелание работать, поскольку он заинтересован не в повышении производительности труда, а как раз наоборот - в экономии своего труда, попросту говоря, в том, чтобы работать как можно меньше.

Нарушение закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил видно и в сельском хозяйстве.

В XIX в. Западная Европа все более нуждается в русском хлебе. С 1831 по 1860 гг. среднегодовой вывоз хлеба из России вырос с 18 млн. до 69 млн. пудов. При этом рос и внутренний рынок: сбыт хлеба на нем в 9 раз превышал экспорт. Между тем урожайность зерновых в начале века составляла в среднем - 2,5 (т.е. 1 мешок посевного материала приносил 2,5 мешка собранного зерна). Следовательно, урожайность существенно не отличалась от той, что была и века назад.

Помещики разнообразными средствами пытаются увеличить товарность своих имений. Одни это делают путем еще большего нажима на крестьянина. В «образцовом» имении графа Орлова-Давыдова была строго регламентирована вся жизнь крепостного крестьянина, для чего было издано специальное Уложение. Этот вотчинный «закон» предусматривал сложную систему наказаний за нерадение крестьян к работе и даже за невступление в брак в положенные сроки: помещику нужно постоянное пополнение рабочей силы.

Другие помещики пытаются повысить доходность своих имений путем нововведений, но и это не дает им успеха. Нововведения терпят крах из-за той же незаинтересованности крестьянина в своем труде.

Всесторонний нажим на крестьянина порождает лишь рост классового сопротивления. После некоторого затишья в самом начале века растут крестьянские волнения, особенно усиливающиеся в определенные моменты. Так, после Отечественной войны 1812 г., породившей некоторые иллюзии в крестьянстве, разлилось широкое возмущение крестьян, когда их надежды на облегчение жизни не оправдались. Новая волна крестьянских выступлений прокатилась в связи с вступлением Николая I на престол. Только в 1826 г. было зарегистрировано 178 крестьянских выступлений. В конце царствования Николая количество крестьянских волнений выросло в 1,5 раза.

Все большее развитие буржуазных отношений в экономике, кризис крепостнического хозяйства не могут не найти отражения в социальной структуре общества, где в недрах феодализма вызревает капитализм.

Важнейшим моментом, определяющим изменения в общественном устройстве в этот период, является то, что вместо прежних основных классов постепенно складываются основные классы буржуазного общества - капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат. Формирование новых классов, как и ранее, идет за счет разложения старых. Буржуазия складывалась главным образом из купечества и верхушки крестьянства, сумевшей тем или иным путем разбогатеть. Такие крестьяне, иногда даже помещичьи, отпускались своим господином на оброк, обогащались, принося барину значительно большую выгоду, чем если бы они работали на пашне. Значительная часть ивановских фабрикантов вышла из среды разбогатевших крепостных, которые эксплуатировали десятки тысяч собственных односельчан. Российская буржуазия первой половины XIX в., растущая количественно и богатеющая, оставалась, однако, слабой политической силой. Во всяком случае, она, как и в предыдущие века, не помышляла еще о политической власти. Революционной силой российская буржуазия не была. Первыми возмутителями спокойствия России в XIX в. стали дворянские революционеры-декабристы и Герцен, а затем - революционные демократы-разночинцы.

За счет разложения старых классов складывался и пролетариат. Он образовался из ремесленников и городского низа, но главным источником его формирования было опять же крестьянство. Помещики преимущественно нечерноземных губерний, как уже отмечалось, часто отпускали своих крестьян на заработки под условием уплаты оброка. Эти крестьяне поступали на фабрики и заводы и эксплуатировались как наемные рабочие.

Широкое распространение имела и такая форма капиталистической организации производства, когда предприниматель раздавал работу по крестьянским избам, не заботясь, таким образом, ни о помещении, ни об оборудовании. Крепостной крестьянин становился рабочим, даже сам не замечая этого.

Формирование новых общественных классов порождало и принципиально новые классовые антагонизмы, борьбу труда с капиталом. Уже в 30-40-е годы возникает рабочее движение. Царизму приходится учитывать этот новый фактор в своей политике: в 1835 и 1845 гг. издаются первые законы о труде, охраняющие элементарные права рабочих, хотя и в ничтожной степени.

Образование новых классов происходило в рамках прежней сословной системы. Деление общества на сословия оставалось в принципе незыблемым. Несмотря на все сдвиги в экономике, правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку растущей буржуазии. В 1832 г. было введено новое состояние в составе сословия городских жителей - почетное гражданство. Почетные граждане были неподатным сословием, по своему статусу близким к дворянству. Эта уступка буржуазии имела и цель оградить дворянство от проникновения в него социально чуждых элементов, поскольку замкнутость дворянского сословия усиливается. В 1810 г. Александр I разрешил верхушке купечества приобретать у казны населенные земли, специально оговорив, что это не дает, однако, покупателю никаких дворянских прав. В то же время еще в 1801 г. была запрещена раздача дворянам новых имений. При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобретение дворянства по службе. В 1845 г. были резко повышены требования к государственным служащим, претендующим на дворянство. Для приобретения потомственного дворянства теперь нужно было дослужиться до штаб-офицерского звания в армии и до 5-го класса по штатской службе. Среди самих дворян было установлено неравноправие в зависимости от имущественного положения в пользу, разумеется, наиболее крупных, богатых помещиков. В 1831 г. был введен порядок, по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы, другие голосовали лишь косвенным путем. Надо сказать, что имущественное положение дворянства было весьма неоднородным. Во второй четверти XIX в. дворян было свыше 250 тыс., из них около 150 тыс. не имели крестьян, свыше 100 тыс. сами занимались хлебопашеством.

Экономическое развитие страны, крестьянское движение заставили сделать некоторые шаги к ослаблению крепостного права. Даже шеф жандармов Бенкендорф писал царю о необходимости постепенного освобождения крестьян. В 1803 г. был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г. было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г. крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество. Очевидно, что эти шаги к раскрепощению крестьян существенных изменений в их правовое положение не внесли. Важно лишь отметить, что в законодательстве о крестьянстве опробовались институты, которые потом будут использованы в крестьянской реформе 1861г. (выкуп земель, «обязанное состояние» и пр.).

Классовое и сословное деление российского общества дополнялось делением этническим. Россия, с незапамятных времен бывшая полиэтническим государством, в данный период стала еще более многонациональной. В нее входили районы, стоявшие на разных уровнях экономического развития, и это не могло не отразиться на социальной структуре империи. Вместе с тем все вновь вступавшие в Российскую империю территории типологически относились к феодальной формации, хотя и на разных ступенях развития. Следовательно, классовая и сословная структура их была в принципе однотипной.

Присоединение новых территорий к России означало включение инонациональных феодалов в общую структуру российских феодалов, а феодально-зависимого населения - в состав эксплуатируемых. Однако такое включение проходило не механически, а имело определенные особенности. Еще в XVIII в. царское правительство предоставило все права российского дворянства прибалтийским баронам. Больше того, они получили привилегии даже в сравнении с русскими дворянами. Права русских первоначально получили и польские феодалы. Молдавские бояре в Бессарабии также приобрели права российских дворян. В 1827 г. такие права получили и грузинские дворяне. В XIX в., как и раньше, на государственную службу принимались лица вне зависимости от их национальной принадлежности. В формулярных списках чиновников даже не было графы о национальности.

Что касается трудящихся, то инонациональные крестьяне имели определенные преимущества перед великорусскими. В Прибалтике раскрепощение крестьян было проведено раньше, чем в Центральной России. Личная свобода сохранилась за крестьянами Царства Польского и Финляндии. Молдавским крестьянам было предоставлено право перехода. В Северном Азербайджане царское правительство конфисковало земли непокорных феодалов, составлявшие 3/4 всех земельных владений края. При этом крестьяне, жившие на таких землях, освобождались от повинностей своим прежним феодалам и перешли на положение казенных крестьян. Права казенных крестьян получили и казахи. Больше того, им было разрешено переходить в другие сословия. Было запрещено рабство, все еще имевшее место в Казахстане. Казахское население было освобождено от рекрутчины, тяжким гнетом давившей русских крестьян.

Таким образом, инонациональные крестьяне от присоединения к России или выиграли, или, по крайней мере, ничего не проиграли.

Что касается господ, то их интересы чем дальше, тем больше начинают сталкиваться с интересами русских феодалов, а это порождает определенную волну местного национализма. Правда, царизм вел довольно гибкую политику по отношению к инонациональным феодалам, стараясь привлечь их на свою сторону, и это в большинстве случаев ему удавалось.

Изменения в государственном механизме

В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоятельного период с начала XIX в. до 1861 г. В это время, особенно в царствование Николая I, абсолютизм достигает своего апогея. Вся власть была сосредоточена в руках одного лица - императора всероссийского. В Основных законах, открывающих Свод законов Российской империи, идея самодержавия сформулирована четко и безапелляционно: «Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». По-прежнему, как видим, самодержавие идеологически обосновывается божественным происхождением. Вместе с тем появляется новая идея - идея законности власти монарха.

Император в данный период стремился лично вмешиваться даже в мелочи государственного управления. Конечно, такое стремление было ограничено реальными человеческими возможностями: царь был не в состоянии обойтись без государственных органов, которые проводили бы его желания, его политику в жизнь. Русский посол в Лондоне граф С. Р. Воронцов в 1801 г. в частном письме писал: «Страна слишком обширна, чтобы государь, будь он хоть вторым Петром Великим, мог все делать сам при существующей форме правления без конституции, без твердых законов, без несменяемых и независимых судов».

Разговоры о конституции велись при Александре I. Были составлены даже два проекта - М. М. Сперанского, а позже- Η. Η. Новосильцева. Несмотря на то, что они были составлены с расчетом ни в коей мере не колебать устои самодержавия, дальше авторских упражнений дело не пошло.

Спокойно обходясь без конституции, российские императоры не могли в то же время обойтись без совершенствования государственного аппарата, без приспособления его к нуждам нового времени. По мнению современных исследователей, необходимость реформ обусловливалась двумя основными обстоятельствами. Во-первых, развитие буржуазных отношений в России и буржуазной революции на Западе требовало приспособить государственный аппарат так, чтобы он мог отстоять феодальные порядки. Во-вторых, дворянство, его верхушка, в том числе и верхи чиновничества, хотели держать императора в своих руках, чтобы он не вздумал посягнуть на их классовые привилегии, объективная необходимость ограничения которых давно назрела.

Развитие государственного механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью. Изменения, в нем происшедшие, невелики и относятся преимущественно к самому началу века, когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы. Эти реформы, однако, остановились на учреждении министерств и Государственного совета.

Получив от императора поручение разработать проект преобразования государственного механизма, М. М. Сперанский предложил создать Государственную думу - представительный орган, избираемый собственниками недвижимости, которому вручались законосовещательные прерогативы. Одновременно предлагалось создать сугубо чиновничий Государственный совет, на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обязанности. Идея Государственной думы была решительно отвергнута, ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Государственный совет в 1810 г. был создан.

Через Государственный совет должны были проходить все законопроекты. Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них. Вместе с тем в «Образовании Государственного совета» подчеркивалось, что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором. На Государственный совет возлагались также обязанности по финансовому управлению.

Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов, департаментов дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии. Председателем Государственного совета считался сам император. Однако предусматривалось, что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета. Практически в течение рассматриваемого периода царь сам ни разу не председательствовал в Совете.

Еще раньше были реформированы органы отраслевого управления. Петровские коллегии уже на протяжении XVIII в. постепенно захирели. Принцип коллегиальности, существовавший в этих органах, все больше заменялся единоначалием их президентов, а сами коллегии при Екатерине II одна за другой упразднялись. В самом начале своего правления, в 1802 г., Александр I ввел новые органы отраслевого управления - министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г. «Общим учреждением министерств». Создавались министерства иностранных дел, военное, финансовое, юстиции и др. Круг министерств на протяжении периода менялся.

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Он был как бы самодержцем в своей сфере деятельности.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Правда, положение о нем было издано десять лет спустя, в 1812 г. Это был совещательный орган при царе, имевший, прежде всего межведомственные и надведомственные функции, т. е. он решал вопросы, касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. Кроме того, у него был еще собственный круг полномочий, в частности. Комитет наблюдал за губернаторами и губернскими правлениями. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Государственного совета, министры, главноуправляющие ведомствами, государственный секретарь.

Учреждением, в котором наиболее ярко отразился абсолютистский порядок устройства высших органов управления, явилась Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае она фактически стояла над всем аппаратом управления. Судьбы государства вершила небольшая кучка людей, находившихся в непосредственном подчинении царя. При Николае I в этой канцелярии было создано 6 отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно пресловутое III отделение, ведшее борьбу с революционными и вообще с прогрессивными настроениями в обществе. Ему был придан корпус жандармов, шефом которого считался главный начальник III отделения. Вся страна была разбита на жандармские округа.

Тайная полиция существовала и до Николая. При восшествии на престол Александр I упразднил тайную экспедицию, существовавшую с XVIII в. Однако уже в 1805 г., уезжая на войну с Наполеоном, он создал Временный комитет высшей полиции для наблюдения за общественным мнением. После Тильзитского мира этот комитет был преобразован в Комитет общественной безопасности, которому вменялась в обязанность и перлюстрация частных писем. В конце царствования Александра I создаются органы политической слежки и в армии.

Другого рода известность получило II отделение императорской канцелярии. Оно провело колоссальную работу по систематизации законодательства России.

Местное управление не претерпело в данный период существенных изменений.



К середине XIX в. явственно проявилось отставание России от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия. Крестьянский вопрос с середине XIX в. стал острейшей проблемой в России. Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась рядом причин: 1.Крепостническая система изжила себя экономически: помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных, все более приходило в упадок. 2.Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов. 3.Крестьяне открыто протестовали против крепостного права. 4.Среди европейских государств крепостное право оставалось только в России, что являлось позором для нее и низводило страну в разряд отсталых государств. Подготовкой крестьянской реформы занимался Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин освобождался от личной опеки помещика, мог владеть имуществом заключать сделки. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась сохранением общины. При освобождении крестьянам предоставлялись наделы земли, которые на 20% были меньше тех участков, которыми они пользовались при крепостном праве. За землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1,5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупа помещикам выплачивало государство. Крестьяне в течении 15 лет должны были выплачивать долг государству с процентами. Реформа 1861 г. принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян и способствовала становлению капиталистических отношений в деревне. Однако реформа позволила сохранить помещичье землевладение и обрекла крестьян на малоземелье и нищету. Таким образом, реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России. Отмена крепостного права в России повлекла за собой земскую, городскую, судебную, военную и другие реформы. В 1864 г. было введено местное самоуправление - земство. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депутатов в губернское земское собрание. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной. В 1870 г. органы самоуправления были созданы в городах. Городские избиратели избирали городскую думу, которая формировала управу. В 1864 г. была проведена судебная реформа. Сословный, закрытый суд был отменен. Более простые дела передавались мировым судьям и судебным палатам. Решение о виновности подсудимого выносили присяжные заседатели. Судебный процесс стал устным, публичным, состязательным. В 1863 г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректоров, деканов, университетский совет получал право самостоятельно решать ряд вопросов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому образованием народа должны были заниматься государство, церковь и общество. В 1865 г. для столичных изданий была отменена предварительная цензура. Реформы затронули и армию. Страна была разделена на 15 военных округов. С 1871 г. вводилась всеобщая воинская повинность для мужчин, достигших 20 лет (срок службы в сухопутных войсках до 6 лет, а на флоте - до 7 лет). Проведенные реформы имели прогрессивный характер. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской модели. Однако многие реформы отличались непоследовательностью и незавершенностью. Кроме того, они были тесно связаны с личностью самого Александра II.После гибели Александра II от бомбы террориста императором в 1881 г. стал его сын Александр III. Ближайшее окружение царя составляли наиболее реакционно-настроенные политические деятели: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д. А. Толстой и публицист М. Н. Катков. Во внутренней политике России началась эпоха реакции. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия", а в августе последовало "Положение об усиленной охране", которое давало правительству право введения чрезвычайного положения и военных судов. С 1883 г. стали действовать охранные отделения. С целью усиления позиций дворян в системе местного управления и ограничения функций земств были приняты новое "Положение о губерниях и уездных земских учреждениях" (1890 г.) и "Городское положение" (1892 г.). Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший в гимназии детей из низших сословий. В 1884 г. новый Университетский устав ликвидировал автономию вузов. "Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получили не только Министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Реакционные преобразования 1880 - 1890-х гг. получили название контрреформ. Они фактически отменили многие результаты реформ 1860-ых гг., законсервировали кризисные явления и подготовили почву для кризиса начала ХХ века.


45. Судебная реформа 1864 года.

Система судоустройства России до 60-х годов XIX в. определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженный сословный характер. Система судебных органов была крайне сложной. Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжала применяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже привилегированных сословий (не только буржуазии, но и дворянства)". В 1864 г. после длительной подготовки были утверждены следующие документы, составившие в целом судебную реформу: 1) Учреждения судебных установлений; 2) Устав уголовного судопроизводства; 3) Устав гражданского судопроизводства; 4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Судебная реформа 1864 г. провозгласила буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства: независимость и отделение суда от администрации; создание всесословного суда; равенство всех перед судом; введение присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; создание более четкой системы судебных инстанций. Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда. Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года. При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз. Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции. Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же - министр юстиции. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов. Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры. 20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

46. Земская реформа 1864 года.

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” - законодательный акт, которым вводилось земство. Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне. Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления - предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы - уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет - вплоть до создания Государственной думы.

47. Городская реформа 1870 года.

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган - думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы - гласных - было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской - 180, Петербургской - 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры. На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.)

В первой половине XIX веке Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое государство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивший все; нити управления в своих руках. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Дворянство , как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось. С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях.

Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу.

Купцы и мещане составляли всего несколько процентов населения.

На особом положении находилось казачество - военизированное сословие, выполнявшее функцию охраны приграничных территорий государства.

С началом промышленного переворота связано формирование нового социального слоя - вольнонаемных рабочих . На мануфактуры и фабрики нанимались неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

Во второй половине XIX социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы и развитием капиталистических отношений.

Сохранилось сословное деление общества. Каждое сословие (дворяне, крестьяне, купцы, мещане, духовенство) обладало четко зафиксированными привилегиями или ограничениями. Развитие капитализма постепенно меняло социальную структуру и облик сословий, формировало две новые социальные группы - классы капиталистического общества (буржуазия и пролетариат). В социальной структуре переплетались черты старого и нового общественного строя.


Господствующее положение в стране по-прежнему принадлежало дворянам . Дворянство оставалось опорой самодержавия, занимало ключевые позиции в чиновничье-бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни. Некоторые дворяне, приспосабливаясь к новым условиям, активно участвовали в промышленной и финансовой деятельности.

Быстро росла буржуазия , которая формировалась из купечества, мещанства, представителей разбогатевшего крестьянства. Она постепенно набирала экономическую силу, однако играла незначительную роль в политической жизни страны. Слабая и неорганизованная, она поддерживала самодержавие, которое обеспечивало экспансионистскую внешнюю политику и возможность эксплуатации трудящихся.

Крестьяне оставались наиболее многочисленной социальной группой. Получив в 1861 г. свободу, они с трудом приспосабливались к своему новому общественному положению. Для этого сословия продолжали сохраняться многочисленные ограничения в самых разнообразных социальных сферах. Незыблемой оставалась община, ограничивавшая правовую, хозяйственную и личную жизнь крестьянина. Община тормозила социальное расслоение крестьян, но не смогла предотвратить его. Оно шло замедленными темпами. Однако проникновение в деревню капиталистических отношений способствовало разделению сельских жителей на кулаков (сельская буржуазия) и основную массу бедноты и полуразорившегося крестьянства.

Обнищавшее крестьянство и городская беднота служили источником формирования пролетариата . Особенность рабочего класса России состояла в том, что он не порывал своих связей с деревней. Поэтому созревание кадрового пролетариата шло медленными темпами..


Отмена крепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный строй. Был открыт широкий путь развитию капитализма в России. Однако и после реформы сохранились многочисленные пережитки феодализма, особенно в сельском хозяйстве.

Одним из способов ведения помещичьего хозяйства некоторое время было экономическое закабаление крестьянства. Используя крестьянское малоземелье, помещики предоставляли крестьянам землю за отработку. По существу, продолжались феодальные отношения, только на добровольных началах.

В деревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Появился сельский пролетариат - батрачество. Несмотря на препятствия, создаваемые общинным строем, шло расслоение крестьянства. Сельская буржуазия - кулаки - наряду с помещиками эксплуатировали бедняков. В силу этого шла борьба между помещиками и кулаками за влияние в деревне.

Но главная линия борьбы в деревне проходила между помещиками и крестьянами. Крестьянство в целом вело борьбу с помещиками за возвращение крестьянской земли, отрезанной в пользу помещиков при проведении крестьянской реформы. Все чаще ставился вопрос о передаче крестьянам всей помещичьей земли.

Нехватка земли у крестьян побуждала их искать приработка не только у своего помещика, но и в городе. Это порождало значительный приток дешевой рабочей силы на капиталистические предприятия. Город все сильнее и сильнее втягивал в свою орбиту бывших крестьян. В результате они закреплялись на капиталистическом производстве, а затем в город переезжали и их семьи. В дальнейшем эти крестьяне окончательно порывали с деревней и превращались в кадровых рабочих, свободных от частной собственности на средства производства, пролетариев. Поскольку крестьянин вырывался из-под власти крепостника, постольку он становился под власть денег, попадал в условия товарного производства, оказывался в зависимости от нарождающегося капитала.

В пореформенный период в России строятся новые заводы и фабрики. Буржуазия, используя большой приток дешевой рабочей силы, гигантскими темпами развивает промышленность, извлекая из этого сверхприбыли. В основных отраслях промышленности завершается промышленный переворот (переход от мануфактур к машинному производству), увеличивается производительность труда.

Россия быстро преодолевает свою промышленную отсталость. Этому способствовало то, что российские капиталисты, создавая новые фабрики и заводы (а новых предприятий было подавляющее большинство), оснащали их самым современным для того времени оборудованием.

Российская промышленность набирала такие мощные темпы развития, что к концу XIX в. возникли предпосылки вступления страны в более высокую стадию.

Важным последствием развития капитализма в России явилось формирование двух новых классов - буржуазии и пролетариата, которые выходят на политическую арену, активно включаясь в борьбу за свои классовые интересы.

Развитие капитализма в России все больше увеличивает значение буржуазии в обществе. Однако политические позиции ее еще недостаточно сильны. Политическую власть пока крепко держат в своих руках дворяне-помещики. Сохранение сословных привилегий дает дворянству значительные политические преимущества: оно продолжает занимать ключевые позиции в государственном аппарате.

Рабочий класс подвергался жестокой эксплуатации. Продолжительность рабочего дня и размер заработной платы почти произвольно определялись фабрикантами и заводчиками. Капиталисты имели возможности использовать рабочих на условиях низкой заработной платы при громадной продолжительности рабочего дня. Крайне тяжелыми были труд и быт рабочих.

Во второй половине XIX в. пролетариат ведет активную борьбу за свои права. В качестве одного из средств защиты своих интересов он использует стачечную борьбу.

В 90-е гг. возникают социал-демократические рабочие организации. Активно действуют профессиональные революционеры, отстаивающие интересы пролетариата. Широко развертывается революционная пропаганда марксизма. Назревают условия для создания в России политической партии рабочего класса. В 1898 г. созывается I съезд Российской социал-демократической рабочей партии.

В 70-е гг. появляется народническое движение. К концу века создаются условия для образования крестьянской политической партии.

К концу XIX в. создаются также предпосылки для возникновения буржуазных политических партий, однако они образуются позже.

Первая половина XIX в. - Российская империя представляла собой одно из крупнейших государств в мире. Население страны к середине XIX в достигло 69 млн. человек. Россия являлась аграрной страной, в государстве имелись большие территории, не занятые под сельское хозяйство и государство проводило политику колонизации.

Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию внутри страны и в Европе ставили перед Россией новые возможности. Однако феодально - крепостническая система мешала развитию отраслей хозяйства.

В 1830 - 1840 - е гг. в России начался промышленный переворот, который по причине тормозящего влияния феодально - крепостнической системы затянулся до 1870 - 1880 - х гг. Мануфактурное производство в дореформенной России получило конкуренцию в виде фабрично - заводского. В России появились первые пароходы, железные дороги.

Первая половина XIX в. характеризуется единым периодом в социально - экономическом развитии России, но в этом периоде были и свои особенности. В годы правления Александра I (1801 - 1825 гг.) наблюдалась более либеральная внутренняя политика, особенно до Отечественной войны 1812 г. Во время царствования Николая I (1825 - 1855 гг.) отмечались реакционно - охранительные меры самодержавия и попытка перестроить госаппарат к складывавшимся новым историческим реалиям.

Частичные внутриполитические преобразования самодержавия первой половины XIX в. не могли разрешить накапливавшихся противоречий между складывавшимися капиталистическими

отношениями и феодально - крепостнической системой.

Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны на социальной структуре общества и политике самодержавия по отношению к сословиям. Официально население страны делилось на дворянство, духовенство, сельских и городских обывателей Фактически уже существовали новые слои населения - классы, которые отличались друг от друга по их имущественному признаку, то есть по отношениям к средствам производства. Новыми, зарождавшимися классами являлись буржуазия и пролетариат.

Дворянство продолжало являться самым немногочисленным сословием и подразделялось на личных и потомственных. Дворяне составляли около 1,5% от состава населения страны. Дворяне, как и прежде, являлись социальной опорой абсолютизма и политика самодержавия была направлена на консолидацию этого сословия, сохранению их сословных привилегий. Многие из дворян не являлись землевладельцами. Только потомственные дворяне имели право владеть поместьями и иметь крепостных, а таковых было не более 600 тысяч (1% от всего населения страны). Из них только 109 тысяч семей реально обладали поместьями, в основном небольшими. В таком поместье в среднем было 7 душ крепостных и сами помещики вынуждены были вести хозяйство наравне со своими крестьянами. Помещики вынуждены были закладывать свои имения и к середине XIX в. более половины поместий оказались заложены.

Правительство пыталось экономическими и социальными мерами поддержать дворянство. Александр I восстановил действие Жалованной грамоты дворянству отмененной Павлом I. С этой же целью в 1827 г. дворяне получили право торговать с купцами и иметь союзы в городах, а указ 1845 г.

Вводил запрет на отчуждение и дробление поместий. Дворянские имения можно было завещать только старшему

сыну. Данная мера реанимировала похожее законодательство XVIII в. Поддержать дворянство экономически можно было бы классическим феодальным способом - передачей в собственность дворян государственных крестьян, но самодержавие выступало против этой меры. Только в трудные для правительства 1810 - 1817 гг. Александр I с неохотой пошел на продажу дворянам 10 тысяч крепостных. Вместо этих мер правительство пыталось выдавать ссуды некоторым из помещиков и пропагандировать рачительное ведение хозяйства, но такими половинчатыми мерами ситуацию изменить было

невозможно. Более удачными оказались действия правительства в ограничении возможности дворян покупать поместья и уменьшения притока в дворянство представителей других сословий. Вместе с этим в своей сословной политике правительство пыталось опираться не на всех дворян, а только на крупных землевладельцев. Остальных же экономическими мерами подталкивали на продолжение несения государственной службы.

В 1831 - 1832 гг. правительство ограничивало право мелкопоместных дворян избираться на общественные должности в дворянских собраниях, существенно повысить имущественный ценз. Достигшие такого имущественного ценза (100 душ крепостных или 3 тысячи десятин земли), как правило, представляли собой потомственных, даже родовитых дворян. Этой же цели достигала введенная в 1832г. градация почетных граждан на потомственных и личных. В разряд почетных граждан включались лица, достигшие высокого образовательного ценза и чиновники, достигшие девятого ранга. Из этих граждан только купцы первой гильдии, ученые и художники получали чин потомственных, почетных граждан. Почетные граждане не являлись податным сословием, освобождались от рекрутской повинности, с 1848 г. получали право покупки незаселенных земель, имели другие привилегии, но дворянами не являлись. Таким образом, государство отсекало от дворянского сословия целый

слой служилых людей, интеллигенции и лиц, обладавших высоким имущественным цензом. Указы 1848 - 1856 гг. еще больше увеличивали чин, достижение которого давало право на потомственное дворянство. Стать полноправным дворянином можно было только достигнув соответственно чин пятого и четвертого класса по гражданской службе и восьмой - девятый в военной. Не достигшие достаточно высоких чинов представители недворянских сословий становились почетными гражданами. По указу 1815 г. право получить потомственное дворянство получал служащий личный дворянин, отец и дед которого 20 лет беспорочно прослужили государству.

В XIX в. собственно дворянами стали считать потомственных дворян. Сюда относились лица, которым это состояние было пожаловано именным царским указом, заслуги в несении военной или государственной службы. В качестве потомственных дворян признавались "древние благородные роды" и отпрыски иностранных аристократов

В отличие отXVIII в., когда государственная служба и успешная карьера давала возможность получения дворянского состояния, сословная политика первой половины XIX в. заключалась в следующем толковании закона: "Чем более затруднительно возведение в дворянство, тем полезнее будет для государства". Таким образом, государство пыталось сохранить консолидированное привилегированное сословие как служащих престолу и приспособить немногочисленное российское дворянство и новым историческим условиям.

Духовенство первой половины XIX в. являлось самым немногочисленным сословием и насчитывало в общей сложности 150 тыс. человек. Политика правительства по отношению к этому сословию старалась сохранить его замкнутым, наследственным, недоступным для представителей других, прежде всего, податных сословий. В начале XIX в. усилилась тенденция трансформации духовенства в служащих. Эти меры привели к тому, что к духовенству относились

только непосредственно(священнослужители и небольшое число черного духовенства (около 30 тыс. монахов и послушников). Достижению этой цели способствовали добровольно - принудительные меры первой четверти XIX в. Всем священникам, не имевшим должностей в церквах, было предписано перейти на светскую службу или записаться в податное сословие. Перешедшим в государственную службу предоставлялось потомственное почетное гражданство, то есть сословные привилегии за ними сохранились. Во второй четверти XIX в. духовенство постепенно перевели на денежное довольствие из казны, вынуждая безместное духовенство, оставшееся без средств к существованию, перейти к "другому роду занятий".

Имущественное и правовое положение оставшихся в "духовном звании" неуклонно повышалось. В первой четверти XIX в. священнослужители было освобождены от телесных наказаний и поземельного сбора, а их дома от постоя. Во второй четверти XIX в. белому духовенству стали жаловать дворянское звание, дозволяли покупать недвижимость, улучшалось содержание монастырей. Государство содействовало духовным, просветительским, благотворительным мероприятиям русской православной церкви.

Городское население. Городское население к 1861 г. достигло 6,5 млн человек, что составляло 8% населения России. Капиталистические отношения в первой половине XIX в. быстрее всего развивались в городах, поэтому в большей степени затронули городское население. Политика самодержавия также сказалась на развитии городского сословия. Павел I отменил действие Жалованной грамоты 1785 г., а сословную систему городского управления заменил в Москве и в Санкт - Петербурге жестким администрированием, в 1800 г. распространил ее на все города России. Во главе города стояла "Комиссия о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции принадлежащих", находящаяся с 1801 г. в подчинении губернаторов.

В состав "Комиссии" входили городское правление (ратгауз) и две конторы по продовольственному снабжению и городскому благоустройству.

Права городских сословий были восстановлены Александром I, который отменил бессословное городское управление и вновь ввел в действие Жалованную грамоту городам.

Сокращение числа священнослужителей, увольнения из армии офицеров не дворян, увеличение числа разорившихся дворян привели к формированию в городах новой группы - разночинцев, то есть "людей разных чинов".

Разночинцы не являлись податным сословием, так как юридически относились к тем сословиям, из которых они проходили Профессионально разночинцы составляли городскую интеллигенцию и мелких служащих. В России насчитывалось 24 тыс. разночинцев. Кроме разночинцев в городах иногда селились получившие "вольную" крестьяне, некоторые из однодворцев и иностранцы. В 1840 г. многие из посессионных рабочих были переведены в разряд мещан, пополнив тем самым городское население.

Городское население имело ряд льгот. Указ 12 декабря 1801 г. давал городским обывателям право покупать незаселенные земли. В 1807 г. учреждалось "первостатейное купечество". В эту социальную группу входили именитые граждане, задекларировавшие капитал свыше 30 тыс. рублей, осуществлявшие внешнюю торговлю, судовладельцы. Первостатейное купечество обладало правом "приезжать ко двору его Императорского Величества", являться поставщиком товаров ко двору. Социальное положение подтверждалось правом носить шпагу (как дворяне), первостатейных купцов заносили в так называемую "бархатную книгу". Первостатейные купцы награждались орденами и медалями, имели другие экономические и социальные льготы.

"Второстатсйное купечество" имело право осуществлять розничную торговлю, для чего разрешалось учреждать и развивать торговые, производственные предприятия, а при декларировании

состояния 30 тыс. рублей можно было стать первостатейным купцом.

Таким образом, отменялось деление купцов на три гиль? дни и вводилась градация этого слоя на две статьи.

В 1832 г. первостатейские купцы стали называться почетными гражданами. Почетные граждане подразделялись на потомственных и личных. К потомственным относились дети личных дворян, священнослужащих, указанная выше крупная буржуазия, ученые, творческая интеллигенция. К личным почетным гражданам относились все остальные слои интеллигенции, например, учителя, инженеры, а также усыновлены дворянами.

Почетные граждане не несли рекрутской повинности, освобождались от подушной подати, не подлежали телесным наказаниям.

Следующие группы населения являлись податными. Сюда относились цеховые ремесленники и мещане. Эти городские обыватели являлись мелкими собственниками, но различались по роду деятельности и по имущественному положению. Часть из них примыкала к почетным гражданам, другая часть переходила в состав низшей группы городского населения, так называемых рабочих людей.

Рабочие люди составляли группу работавших по найму, многие из них не имели в городе собственности, не платили податей или платили их неисправно, а потому не могли считаться мещанами. По сведениям полиции, в числе рабочих людей были и маргинальные элементы, то есть лица с "дурным поведением". Рабочие люди составляли население заводских и фабричных слободок. Эта часть городского населения росла быстрее других за счет вновь прибывающих представителей крестьян, посессионных рабочих и так далее. Рабочие люди являлись основой формировавшегося российского пролетариата.

Крестьяне в России первой половине XIX в. составляли более 90% населения страны. Крестьяне делились на три большие группы, различаемые по своей ведомственной

принадлежности. Три основных разряда крестьян назывались государственные (казенные), "владельческие" (помещичьи), удельные. Существовали и неосновные малочисленные подгруппы крестьян (посессионные - не более 12 тыс. душ, крестьяне военных поселений - они насчитывали до 1/3 численности состава армии и однодворцы - таковых насчитывалось 2 млн). Некоторые исследователи склонны различать две группы: ("сельские обыватели" и крепостные крестьяне). Крестьяне отличались и по имущественному положению, например, "водворенные на собственных землях", "инородцы", крестьяне южных, более богатых регионов. Как и в предыдущий период, в более выгодном положении оказались государственные и удельные (до 1797 г. дворцовые) крестьяне.

Вне зависимости от своей принадлежности на расслоение крестьянства оказывало влияние развитие капитализма. Небольшая часть крестьян вовлекалась в капиталистические отношения, массовый характер приобрело отходничество. В промышленных губерниях страны на заработки отправлялись до 40% мужского населения. Крестьянам, уходившим на долгосрочные заработки, как и в XVIII в. выдавались паспорта, отправлявшимся на краткосрочные работы, выписывались так называемые билеты. В городах таковые учитывались как рабочие люди, на мануфактурах как вольнонаемные. Однако по ведомственной принадлежности все они оставались крестьянами. Вообще же, классификации крестьян, как отмечал в 1826 г. М.М. Сперанский, - достаточно сложный вопрос.

Крестьяне, независимо от своей принадлежности, профессиональных отличий, имущественного положения заносились в ревизские списки, подлежали рекрутским наборам, телесным наказанием и являлись податным населением. Размер подушной подати в этот период вырос с 1 руб. 26 коп. до 3 руб. 30 коп. В крестьянской среде существовала община,

а в крупных владениях она обладала функциями самоуправления.

В более выгодном положении оставались государственные (казенные) крестьяне. Однако и эта группа крестьян не была однородной и распадалась на несколько групп. Наряду с термином "казенные крестьяне" в первой четверти XIX в. продолжает употребляться термин "черносошные крестьяне" (в основном население северных губерний России). Черносошные, как и казенные крестьяне, не подлежали переводу в крепостное состояние (Александр I, Николай I были против такого рода "пожалований"). Государственные крестьяне являлись податным сословием, кроме установленной законом подушной подати платили фиксированный оброк, подлежали рекрутской повинности. Их могли перевести в военные поселения, а до 1840 - х гг. могли сдать в аренду (посессию) частным лицам. Вместе с тем "казенные" крестьяне реально пользовались льготами, которыми их наделило правительство.

По указу 12 декабря 1801 г. государственные крестьяне имели право покупать незаселенные земли (крепостные крестьяне стали обладать таким правом 47 лет спустя). Указ 28 декабря 1818г. давал право всем крестьянам (в том числе помещичьим) заводить фабрики и заводы, но этими правами чаще пользовались более зажиточные государственные крестьяне. В 1827г. казенные крестьяне получили право владеть домами в городах, а спустя 21 год им разрешили покупку недвижимости в Москве и Санкт - Петербурге. Г осударственные крестьяне традиционно жили компактно, большими группами, по этой причине в их среде сохранились, поддерживались патриархальные общинные отношения. Например, Циркуляр 1829 г. предписывал считать землю казенных крестьян - общинной. В 1810 г. в виде эксперимента появились первые военные поселения, которые с 1816 - 1818 гг. начали вводиться повсеместно, а в период царствования Николая I численность военных поселян насчитывалось

уже 800 тыс. Суть реформы заключалась в следующем. К государственным крестьянам подселяли на жительство солдат, при этом и те и другие объявлялись военными поселенцами. С одной стороны, они являлись солдатами и обязаны были нести военную службу. С другой стороны, "военные поселяне" являлись крестьянами и должны были сами вести сельское хозяйство и обеспечивать себя продуктами. В некоторых случаях солдаты селились на пустовавших "Новороссийских землях". Военные поселяне - солдаты, "солдатские жены" и "солдатские дети" несли службу и вели свое хозяйство, строго подчиняясь уставу, регламентировался даже распорядок дня (от подъема до отбоя). Дети военных поселян несли военную службу со своими отцами с 7 - летнего возраста, обязательно обучались в школе и военному делу, а с 18 лет переводились в воинские части на младшие командирские должности. Следует отметить, что положение военных поселян как категории государственных крестьян было наиболее обременительным, тяжелым.

Немногочисленной группы являлись однородцы. В собственности некоторых из них имелось свыше 20 тыс. крепостных. Однородцы - потомки служилых людей XVII в., ландмилиции XVIII в. В годы правления Николая I они потеряли право покупки, а затем и владения крепостными крестьянами. В последующем социальный статус однородцев сравнялся с остальными государственными крестьянами.

В социальной политике по отношению к крестьянству большое значение имела реформа государственной деревни 1837 - 1841 гг., оказавшая влияние на последующую реформу 1861 г. Реформу проводил П.Д. Киселев, который был поставлен во главе созданного Министерства государственных имуществ. Несколько законодательных актов этого периода вводили четырехступенчатую систему управления общиной (губерния, округ, волость, сельское общество). Кроме четкого административного устройства законодательство определяло местные выборные органы самоуправления в волостях и сельских обществах.

Реорганизации подвергалась система сбора повинностей. В соответствии с переписью 1836 г. и проведенным земельным кадастром (оценкой и размежеванием земли) была упорядочена система сбора оброка. Оброк рассчитывался по "душам" мужского пола в соответствии с размерами земельных наделов и их качеством. Другие меры стимулировали развитие сельского хозяйства. В частности, крестьяне переселялись на юг страны, выдавались льготные ссуды, пропагандировалось и экономически поощрялось выращивание "новых" сельскохозяйственных культур - картофеля и подсолнечника.

Удельные крестьяне получили такое название в 1797 г. от Департамента уделов, в управление которому были переданы крестьяне, принадлежавшие лично императорской семье. Всего удельных крестьян насчитывалось свыше 830 тыс. душ мужского пола, они подразделялись на "государевых" и "конюшенных". Удельные крестьяне являлись податным населением, несли те же повинности в пользу государства, но оброк выплачивали в пользу своего феодала, то есть царя. Удельные крестьяне занимали промежуточное положение между государственными и помещичьими.

Самую большую группу "сельских обывателей" по - прежнему составляли помещичьи, то есть "владельческие", крестьяне. Таковых насчитывалось свыше 11 млн душ мужского пола, что составляло более 50% всего крестьянского населения страны. Формы и методы эксплуатации крепостных крестьян различались, изменялись в связи с внутренней политикой самодержавия. Уже в начале XIX в. современники различали двойственность, противоречивость в определении крепостного, помещичьего крестьянина. Согласно старым нормам права XVII - начала XVIII в. существовало положение, что крепостной крестьянин является неотъемлемой частью поместья, то есть недвижимого имущества, этим и объясняется слово "крепостной". Помещик же является только владельцем крестьян, в обмен на государственную

или военную службу. Развитие крепостного права XVIII в. привело к противоположному определению крепостного состояния крестьянина. К началу XIX в. помещичий крестьянин определялся как движимое имущество, условно соотносящееся с недвижимостью, посредством "ревизских сказок". Крепостной по воле владельца мог быть продан, заложен, отчужден от земли. Поэтому в XIX в. помещичий крестьянин рассматривался также вне перечня недвижимого имущества.

Изменения претерпели и формы эксплуатации крестьян. Вместо "барщины старинной" ограниченной в 1797 г. тремя днями в неделю, распространялся оброк, который вырос в 3,5 раза в центральных и в 2,5 раза в черноземных губерниях. Барщина интенсифицировалась в форме месячины. Держать крестьянина на барщине более трех дней было нельзя, но вполне можно было перевести в дворовые, изъять земельный надел и заставить крестьянина обрабатывать барскую землю шесть дней в неделю в обмен на минимальный ежемесячный паек, своего рода заработную плату. Такая форма эксплуатации практически ничем не отличалась от рабства и распространялась в черноземных губерниях, где насчитывалось до 1,5 млн дворовых крестьян. Кроме этого, барщина была общепринята у сдаваемых в аренду (посессионных) крестьян, то есть реальное распространение барщины было шире.

Законодательство почти не ограничивало помещика в формах и методах эксплуатации крестьян. Кроме названного уже ограничения трехдневной барщиной (1797 г.) и общих рекомендаций самодержавия облегчить участь крестьянина, правительство приняло несколько мер, уменьшивших степень крепостного гнета.

В 1816г. Александр I окончательно запретил продавать крестьян, приписанных к фабрикам и заводам (до этого действовал указ Павла I разрешавший такие продажи). Указ 1801 г. запрещал публикацию в газетных объявлений о продаже

дворовых крестьян, в 1808 г запрещалась публикация продажи крестьян на ярмарках в розницу. В 1809 г. было отменено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные поступления, вообще подтверждалось изъятие у помещика права уголовного суд над крестьянами. Нельзя было истязать, калечить крестьян. Аналогичные указы выходили и позже, во второй четверти XIX в.

В последние десятилетия крепостного права отмечался всплеск социальной активности крестьян. Сам Николай I и его правительство неоднократно отмечали, что "нынешнее состояние крестьянства есть зло", и что "государство находится как бы на пороховой бочке". В связи с этим вводятся некоторые изменения в законодательство "по крепостному вопросу". Всего с 1825 по 1860 гг. вышло более 100 таких законов продолжающих "ограничения" предыдущего самодержца. Вот наиболее важные из них. В 1827 г. помещикам вновь запретили при продаже отделять движимое имущество or недвижимости и отдавать крестьян на заводы. В 1828г. ограничивали право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Указ 2 мая 1833 г. запрещал продавать крестьян на торгах публично и разделять при продаже крестьянские семьи.

Согласно другим общепринятым нормам подтверждалось правило, "единожды получивший свободу не может быть вновь закрепощен", свободным становится крестьянин по возвращению из воинской службы из плена или из - за границы. Помещики не должны были разорять своих крестьян, а в неурожайные годы помещик обязан был кормить крестьян и обеспечивать их необходимым минимумом посевного материала для возобновления сельскохозяйственной деятельности.

За соблюдением помещиками названных ограничений должны были следить предводители дворянства, то есть те же помещики. Понятно, что при таком надзоре даже эти незначительные ограничения не исполнялись, и положение крепостного всецело зависело от барской воли и прихоти.

Развитие капитализма, рост антифеодальной борьбы подталкивало правительство к принятию мер, способствовавших выходу крестьян из крепостной зависимости. Однако осуществить выход крестьян из крепостной зависимости было возможно только с согласия помещиков. Поэтому в первой половине XIX в. выходит несколько законов, действия которых были возможны только с согласия помещиков.

20 февраля 1803 г. Александр I подписал указ "О вольных хлебопашцах". Указ предусматривал освобождение крестьян на волю за выкуп, размер которого устанавливался с обоюдного согласия помещика и крепостного. Этот закон, который в оригинале назывался "Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных" предусматривал отпуск крестьян на волю с земельным наделом, чтобы "крестьяне, таким образом уволенные, могли оставаться в состоянии свободных земледельцев, не обязываясь входить в другой под жизни". Определялся минимальный надел, равный 8 десятинам. По своему социальному положению вольные хлебопашцы приравнивались к государственным крестьянам, то есть являлись податным населением, несли рекрутскую и другие повинности. Действием указа в первой половине XIX в. воспользовались около 150 тыс. душ мужского пола.

Другие акты также исходили из соблюдения при заключении сделок обоюдных интересов. При этом в решении "крепостного вопроса" обязательно учитывались интересы государства - сохранить крестьянина как сельхозпроизводителя. В частности, указ "О цене ревизской души" от 3 августа 1806 г. предписывал при сделках с крестьянами исходить из стоимости ревизской души мужского пола в 75 рублей серебром, женского пола в половину от этой стоимости. (В последующем цена крестьянина выросла до 100 рублей).

Указом 20 июля 1809 "О пресечении бродяжничества" (сыске беглых крестьян) предписывалось возвращать крестьян своим владельцам или же предавать этих крестьян в Приказ общественного призрения.

2 апреля 1842 г. был издан указ "О представлении помещикам заключать с крестьянами договоры на отдачу им участков земли в пользование за условленные повинности с принятием крестьянами, заключившими договор, названия обязанных крестьян". Этот указ получил известность под названием "Об обязанных крестьянах" и развивал положения предыдущего законодательства, в частности, указа "О вольных хлебопашцах". Поскольку крестьяне не имели возможности внести помещику единовременно всю выкупную сумму, было определено, что крепостные обязаны отбыть соответствующие повинности или внести сумму, оговоренную со своим владельцем по частям в виде оброка. Крестьяне получали свободу как бы в кредит. За время выкупа на волю себя и своей семьи крепостное состояние сохранялось, оно называлось временно обязанным. Действие договора могло быть прекращено в случае несоблюдения крестьянами его условий. Указ 1841 г. также не был распространенным, его действием воспользовались шесть помещиков, отпустив на волю 27 173 крестьянина.

Крестьяне, получившие свободу по названным законам, выкупившиеся или получившие "вольную" в силу других причин, становились лично свободными сельскими обывателями, водворенными на собственных землях (если имели земельные наделы).

В отношении подавляющей массы крестьянства, оставшейся в крепостном состоянии правительством предпринимались меры, ограничивавшие предпринимательскую деятельность. Крестьяне не могли без разрешения помещика покидать поместья, в городах они не имели права содержать лавки, а торговать могли только на рынке. Эти ограничения устанавливались и в XVIII

в., а теперь подтверждались указами 1810 и 1812 гг Крестьяне по указу 12

декабря 1801 г. не имели право покупать земли, но в целях развития промышленности могли по закону 28 декабря 1818г. организовывать фабрики и заводы. В дальнейшем права собственности крестьян были расширены законом от 3 марта 1848 г.

12 июня 1844 г. появился указ, разрешавший отпускать крестьян на волю по их обоюдному согласию с помещиком, а с 1853 г. ограничивалось право сдачи крестьян в посессию (аренду) не дворянам. По указу 8 ноября 1847 г. крестьяне получили преимущества выкупать себя на волю при продаже с торгов имений разорившихся помещиков. Всего этим указом воспользовалось около 960 тыс. душ крестьян. Они переводились в разряд "лично свободных сельских обывателей, водворенных на собственных землях", так как с личной свободой выкупали свои наделы. В других случаях такие крестьяне назывались "безоброчными", поскольку владели собственной землей, а значит, оброк в пользу государства не платили. Динамика выкупа крестьян на волю, показывает глубину кризиса феодализма, когда крестьяне оказывались состоятельнее своих владельцев, закладывавших свои имения.

Крестьянский вопрос неоднократно ставил перед правительствами Александра I и Николая I. В 1830 - 1850 - х гг. проблема крепостного состояния крестьян многократно рассматривалась на заседаниях различных "секретных комитетов", но из - за противодействия дворян, политической реакции 1848 - 1855 гг. сроки Крестьянской реформы постоянно отодвигались. В результате росла социальная активность крестьян, а ситуацию в России перед отменой крепостного права можно назвать революционной. Правительство не справлялось с растущим протестом крестьян, боялось новой "пугачевщины", и вступивший на престол Александр II вынужден был признать необходимость скорейшего решения крестьянского вопроса "сверху", пока крестьяне сами не освободят себя революционным путем "снизу".

  • ГЛАВА 6. Российское государство и право в первой половине XTX в.
  • Государственный строй. Изменения в государственном механизме