Что будет известно заранее? Тематические направления.


Для выпускников 2019 года написание итогового сочинения (изложения) является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой аттестации. Результатом итогового сочинения или изложения будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) будут допускаться только выпускники, получившие «зачет».

Итоговое изложение вместо сочинения вправе писать только обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды.

Те, кто не смог участвовать в написании итогового сочинения 5 декабря, смогут написать его 6 февраля 2019 г. или 8 мая 2019 г.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме на каждое общее тематическое направление).

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Основные требования

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям:

1. «Объем итогового сочинения»

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Критерии оценивания

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1. «Соответствие теме»

2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

3. «Композиция и логика рассуждения»

4. «Качество письменной речи»

5. «Грамотность».

При этом, критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по этим критериям. Выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом, а также дополнительно необходим «зачет» по одному из других критериев.

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются).

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем итогового сочинения (не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно (сочинение не должно быть списано из какого-либо источника).

Начисление баллов

Критерии

Баллы

1. Соответствие теме

  • Участник раскрывает тему сочинения или в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно
  • Участник поверхностно рассуждает на предложенную тему или рассуждает на тему, близкую к предложенной, коммуникативный замысел сочинения прослеживается
  • Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается
  1. Аргументация. Привлечение литературного материала
  • Участник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, привлекая художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст); выбор литературного произведения и аспекты его анализа соответствуют формулировке темы; - допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
  • Участник строит рассуждение, доказывает свою позицию, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала, но ограничивается общими высказываниями по поводу привлеченного текста (ов), - и/или привлекает литературный материал не вполне уместно с точки зрения выбранной темы, - и/или ограничивается простым пересказом произведения, и/или допущено 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала
  • Сочинение написано без опоры на литературный материал или в сочинении существенно искажено содержание выбранного текста, - или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы не подкрепляются примерами из текста, не становятся опорой для рассуждения), - и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала
  1. Композиция
  • Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов мысли.
  • Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть не более 2 нарушений последовательности и необоснованные повторы мысли, - и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть не более 2 нарушений композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль не развивается.
  • Логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть
  1. Качество речи
  • Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, использованием разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, уместным употреблением терминов
  • Сочинение характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи
  • Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, - и/ или сочинение отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи
  1. Оригинальность сочинения
  • Сочинение характеризуется творческим, нестандартным подходом к раскрытию темы (присутствуют интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или оригинальные наблюдения и проч.) или яркостью стиля
  • В сочинении не продемонстрирован творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля
  1. Речевые нормы
  • Речевых ошибок нет, или допущено 1-2 речевые ошибки
  • Допущено 3-4 речевые ошибки
  • Допущено 5 и более речевых ошибок
  1. Орфографические нормы
  • Орфографических ошибок нет, или допущена 1 ошибка
  • Допущено 2-3 орфографические ошибки
  • Допущено 4-5 орфографических ошибок
  1. Пунктуационные нормы
  • Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 ошибка
  • Допущено 2-3 пунктуационные ошибки
  • Допущено 4-5 пунктуационных ошибок
  • Допущено более 5 пунктуационных ошибок
  1. Грамматические нормы
  • Грамматических ошибок нет, или допущена 1 грамматическая ошибка
  • Допущено 2-3 грамматические ошибки
  • Допущено 4 и более грамматических ошибок
  1. Фактическая точность в фоновом (не литературном) материале
  • Фактические ошибки отсутствуют
  • Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале

Максимальный балл

Перевод баллов в десятибалльную шкалу

Первичный балл

Отметка по десятибалльной системе

Итоговое сочинение по традиции проводится в первую среду декабря. В этом году вы пишете 4 декабря.

Декабрьское сочинение является важным этапом на пути к получению аттестатов и поступлению в ВУЗ, так как данная форма – это допуск к основному экзамену по русскому языку. Если вы не напишете сочинение с первого раза, вам предоставляется возможность пересдать его. Это можно сделать в первую среду февраля и в первую (рабочую) среду мая. Я желаю вам получить зачёт с первого раза, чтобы потом полностью посвятить время подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Напомню, что декабрьское сочинение проверяет умение излагать свои мысли в письменной форме, а также умение убедительно аргументировать своё мнение с помощью художественных произведений.

Итоговое сочинение пишется в течение 3 часов 55 минут.

Декабрьское сочинение оценивается по системе «ЗАЧЁТ-НЕЗАЧЁТ». Отмечу, что в школе сочинение оценивается по двум Требованиям и пяти Критериям (подробнее см. ). Обратите внимание, что существуют критерии оценивания для школ и для ВУЗов («вузовских» критериев больше). Также ВУЗ может выставить свои требования к написанию сочинения. Важно помнить, что ВУЗы читают сочинения, объём которых не менее 350 слов. Если вы напишете качественное сочинение, отвечающее всем заявленным требованиям, вы можете получить дополнительные 10 баллов, которые прибавляются к результатам ЕГЭ. Помните, что подобное решение принимает ВУЗ.

По школьным правилам зачёт за всю работу ставится, если получены обязательные зачёты по:

Требованию №1 (Объём сочинения)

Требованию №2 (Самостоятельность работы)

Критерию №1 («Соответствие теме»)

Критерию №2 («Аргументация. Привлечение литературного материала»).

Также должен быть получен зачёт по одному из трёх оставшихся критериев:

либо по Критерию №4 («Качество речи»)

Помните, что композиция итогового сочинения отличается от композиции сочинения ЕГЭ. Это важно! Подробнее о композиции сочинения, о содержании каждого абзаца вы можете прочитать в статье «Итоговое сочинение. Композиция» .

Итоговое сочинение задумано как работа метапредметного характера. Ваша задача – подготовить четкий план сочинения и ответить на поставленный проблемный вопрос. Также следует помнить, что это сочинение отличается литературоцентричностью, то есть вы должны аргументировать свой ответ, опираясь на произведения художественной литературы. Конкретные темы декабрьского сочинения для каждого направления станут известны за 15 минут до начала самого экзамена. Комментарии к направлениям 2019 – 2020 гг. выложены на сайте ФИПИ. Также необходимые материалы для подготовки к итоговому сочинению есть в статьях:

У нас с вами в запасе ещё месяц. Для кого-то это ещё целый месяц! А для кого-то – всего лишь месяц… В любом случае я желаю вам воспользоваться этим временем с максимальной эффективностью! Читайте художественные произведения, изучайте их литературоведческие анализы, размышляйте над темами сочинений. Можно воспользоваться готовыми формулировками (см. в статьях подборку примерных тем итогового сочинения по каждому из направлений), а можно периодически тренироваться в составлении своих собственных тем (см. в статьях тренинги).

Желаю вам получить ЗАЧЁТЫ по ВСЕМ КРИТЕРИЯМ!

К.ф.н. Кривенкова И.А.

С 2014—2015 учебного года в школах проводится сочинение. Его называют итоговым, выпускным, зимним, декабрьским, сочинением по литературе, итоговым сочинением по литературе.

Всё об итоговом зимнем сочинении

Статус работы?

Это выпускное сочинение. Экзамен обязателен для всех выпускников: окончить школу без него нельзя. Для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это и вступительная работа: она должна быть подана в вуз, который может организовать проверку и выставить баллы от 0 до 10. 10 баллов — это очень много. Значит, итоговое зимнее сочинение может в ситуации конкурса стать решающим. Так к нему и нужно отнестись.

ФИПИ разработал «Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы высшего образования». Но делается оговорка: вузы имеют право разработать собственные критерии. Это значит, что ориентироваться на данный документ можно лишь отчасти.


Зачёт — незачёт

В школе за экзамен баллы выставляться не будут. Для окончания школы нужно получить за работу зачёт, который станет пропуском к остальным экзаменам. Кто не справится с сочинением, не будет допущен к другим экзаменам.


А если незачёт?

Тем, кто не сможет получить зачёт, предоставят возможность пересдачи. Позднее. Весной.


Кто будет проверять сочинения?

Школьные учителя. Поэтому они и будут главными вашими советчиками при подготовке.
Если вы поступаете на гуманитарные факультеты, работу проверят еще раз преподаватели вуза, в который вы подадите документы.


Сколько времени отведено на экзамен?

Это полноценный экзамен. Он будет длиться три часа пятьдесят пять минут (235 минут).


Предполагаемый объём работы?


Идея сочинения: что оно проверяет

Сочинение должно выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения - это, прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу. Для раскрытия темы каждому необходимо выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы (требование ФИПИ).

В вашем сочинении обязательна опора на произведения русской и(или) мировой литературы.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Чтобы обеспечить ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).

Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.

Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.


Какими будут темы?

Ответ на этот вопрос вы получите только на экзамене. Конечный список утвердит Рособрнадзор. Комплекты тем будут различаться по часовым поясам.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем. Важно: темы сочинений не будут прямо соответствовать открытым тематическим направлениям. Тематические направления объявляются заранее (обычно их объявляют к началу или в начале учебного года).


Примеры формулировок

На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Почему люди пишут стихи?

Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Непростое дело придумывать все новые и новые формулировки. Поэтому иногда новые совпадают или почти полностью совпадают со старыми и имеет смысл на этапе подготовки со вниманием отнестись к формулировкам тем прежних лет.


Что будет известно заранее? Тематические направления!

Для примера ознакомьтесь с тематическими направлениями 2014 года.

Они были разработаны специальной комиссией под руководством Н. Д. Солженицыной. Комментарий к ним подготовил ФИПИ.

Тематическое направление

Комментарий

«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Вопросы, заданные человечеству войной

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Спор поколений: вместе и врозь

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Чем люди живы?

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

«Критерии оценивания...» для всех

Проект ФИПИ (далее цитируется)

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

«Критерии оценивания...» для вузов

Проект ФИПИ (ниже цитируется)

Обратите внимание:

Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.

Критерии №1 и №2 являются основными. Если при по К1 или К2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Критерии оценивания

К1. Соответствие теме

Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

Сочинение не соответствует теме,

и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;

допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;

и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;

и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.

сочинение написано без привлечения литературного материала,

или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,

и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.

К3. Композиция

Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,

и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

и/или мысль повторяется и не развивается.

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

К4. Качество речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

К5. Оригинальность сочинения

Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

К6. Речевые нормы

Допущено не более 2 речевых ошибок.

Допущены 3-4 речевые ошибки.

Допущены 5 и более речевых ошибок.

К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 орфографические ошибки.

Допущены 4-5 орфографических ошибок.

Допущено более 5 орфографических ошибок.

К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.

Допущено более 5 пунктуационных ошибок.

К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

К10. Фактическая точность в фоновом материале

Фактические ошибки отсутствуют.

Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

Чтобы получить 1 балл по 10-балльной шкале, нужно иметь 5 или 6 первичных баллов. Далее каждым двум первичным баллам соответствует 1 балл по 10-балльной шкале, но, заметьте, только до 6 баллов. Потом цена каждого первичного балла возрастает. Это значит, что условия конкурса становятся жёстче, и продолжают борьбу за место в вузах только самые сильные.

Вконтакте

Если раньше старшеклассники получали допуск на ЕГЭ автоматически, то теперь каждому из них придется написать итоговое сочинение, даже если человек не собирается связывать свою жизнь с гуманитарными науками. Хорошо это или плохо, решать не нам, зато мы можем рассказать вам об этом благе или помочь с бедой, как угодно. Словом, в этой статье мы изложили всю суть огня, воды и медных труб, которые встретятся нашим выпускникам на пути к цели.

В этом году сроки сдачи итогового сочинения определены так:

  • 4 декабря 2019 года (основная дата)
  • 5 февраля 2020 года (дополнительные сроки)
  • 6 мая 2020 года (дополнительные сроки)

Кто будет писать в феврале и мае?

  • Несчастливые обладатели «незачета»;
  • Те, кого изгнали из кабинета за нарушение порядка;
  • Те, кто не смог явиться по уважительным причинам;
  • Те, кто не сумел закончить работу по уважительным причинам (все «причины» подкрепляются документами).

Испытание проводится в вашей школе, начинается в 10 часов утра (по местному времени), длится 3 часа 55 минут (235 минут), инструктаж и заполнение бланка не входят в этот промежуток. Для лиц с ограниченными возможностями (этот печальный факт должен быть подтвержден документально) предусмотрен иной род деятельности – изложение, его пишут на 1,5 часа дольше, также есть перерывы, когда участники смогут совершить необходимые процедуры. Порядок написания и того, и другого строго регламентированный:

  • Всех рассаживают в шахматном порядке;
  • Проводится инструктаж о правилах поведения, длительности мероприятия и об ознакомлении с результатами;
  • Вы заполняете бланк регистрации, его проверяют;
  • Вас знакомят с темами сочинения или текстами изложения;
  • Учителя отмеряют время и пишут на доске, когда закончится экзамен;
  • Вы пишите. По мере необходимости вам выдают черновики и дополнительные бланки;
  • За полчаса до окончания работы учителя напоминают о том, что скоро нужно будет «сдаваться»;
  • Когда вы закончили работу, внимательно проверьте ее и сдайте;
  • Вы идете домой, а ваши произведения остаются у руководителя учебного заведения.

На столе могут находиться лишь ручки, паспорт и питание (при необходимости). Все остальное – вне закона, а любое нарушение может повлечь за собой изгнание из аудитории. Но для тех, кто любит рисковать и плевать хотел на правила, мы подготовили шпаргалки на итоговое сочинение, они в группе .

Новые направления 2019-2020 года

По традиции прошлого года все направления для итогового сочинения представляют собой пары антонимов из противоречивых нравственных и философских понятий. К каждому из них мы уже подобрали , рекомендованной ФИПИ.

Новые направление описаны нами во всех подробностях.

Темы 2019-2020 года

Разумеется, список тем вы получите только на экзамене, однако мы уже подготовили для вас перечень тех формулировок, которые, скорее всего, будут актуальны в час икс. Мы составили их по аналогии с темами прошлого года, ведь тогда многие наши прогнозы оправдались, и ребята смогли найти необходимые сведения, едва узнав тезис. Так что, мы не рекомендуем нарушать правила проведения столь ответственного мероприятия, но в подготовке к нему наш ресурс может сослужить вам верную службу.

Примерные

Здесь мы перечислим самые популярные темы по всем направлениям, но это далеко не все те, которые у нас есть. Следите за обновлениями на сайте, и вы наверняка увидите именно ту, что попадется на экзамене.

  • Должно ли добро быть с кулаками?
  • Что может привести человека к отчаянию?
  • Что такое гордыня?
  • Почему любовь часть приносит горе?
  • Как защитить «мир во всем мире»?
  • Реальные

    Реальные темы будут чуть позже, пока они даже не на стадии разработки. Чтобы не пропустить их, добавьте наш сайт в закладки или вступите в наш специальный паблик ВК !

    Все темы, которые мы Вам предлагаем, формулируются по аналогии с прошлыми годами, то есть вероятность того, что они попадутся во время экзамена очень высока.

    Подготовка к итоговому сочинению

    Вы могли бы облегчить себе подготовку, вступив в наш паблик в ВК , где мы могли бы обсудить темы, аргументы, вступления и заключения. Вы бы здорово помогли нам, если бы предложили свои тезисы, примеры из литературы и эссе в обсуждениях, а мы бы поделились своими соображениями на их счет, написали готовые работы или отредактировали ваш труд. Сами посудите, какой может быть «незачет», когда мы подготовимся вместе?

    Вот еще несколько советов:

    Выберите несколько основных произведений из школьной программы, где раскрываются многие темы. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе. Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

Как написать?

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): Вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
  • Для того чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать больше 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

    Алгоритм написания эссе:

    • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например, «Может ли верность принести разочарование?»;
    • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет: Когда верность может разочаровать человека?;
    • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
    • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микро выводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
    • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
    • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
    • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

    Вам в помощь мы составил универсальный план и для итогового сочинения:

    Список литературы 2018-2019

    Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье « ».

    Добро и зло:

    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
    • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
    • В.П. Астафьев, «Людочка»;
    • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
    • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
    • В.М. Шукшин, «Чудик»;
    • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
    • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»

    Гордость и смирение

    • В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
    • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;
    • В.П. Аксёнов, «Московская сага»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
    • В.М. Гаршин, «Трус»;
    • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
    • Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

    Надежда и отчаяние

    • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
    • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
    • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
    • А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
    • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
    • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
    • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание».
    • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
    • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»;

    Война и мир

    • А.Н. Островский, «Гроза»;
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
    • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
    • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
    • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
    • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
    • И.А. Гончаров, «Обломов»;
    • В.Г. Распутин, «Уроки французского».
    • М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
    • А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
    • Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский проспект»;
    • М. Горький: «На дне»;
    • А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
    • Л. Н. Толстой: «Война и мир».
    • А. Куприн: «Гранатовый браслет».

    Банк аргументов 2019-2020

    Мы подготовили множество подборок с аргументами для всех популярных направлений и тем, и продолжаем это делать ежедневно, поэтому добавляйте сайт в закладки и следите за обновлениями, а лучше напишите нам, чего не хватает, и в течение дня мы напишем необходимый литературный материал. Здесь мы расположили ссылки на наши публикации с литературными примерами по всем направлениям:

Критерии оценивания

Работа оценивается двумя величинами: «зачет» и «незачет». Если вы в будущем не собираетесь связываться с гуманитарными дисциплинами, вам хватит и «зачета», а вот потенциальным журналистам, филологам и лингвистам придется постараться, чтобы написать сочинение на максимально возможное количество баллов. Их успехи на литературном поприще обязательно зачтутся при поступлении, ведь в ведущих вузах страны уже выработаны свои критерии для проверки эссе. Да-да, его непременно посмотрят члены приемной комиссии.

Сочинение будут оценивать по пяти критериям, первые два – основные. Если эссе будет не удовлетворительным по одному из них – это автоматически «незачет». Чтобы получить хороший результат, надо удовлетворить жюри хотя бы по 3 критериям, 2 из которых – соответствие теме и аргументация. Вот перечень всех необходимых качеств работы:

  1. Соответствие теме . «Незачет» вы получите, только если эссе вообще о другом написано, или в нем не прослеживается четкой цели высказывания, то есть вы говорите обо всем и ни о чем.
  2. Заданный объем работы. Этот критерий оценивается зачетом или незачетом, все просто: если у вас больше 250 слов, сочинение проверяется, если нет — и суда нет. Оптимальный объем, по мнению проверяющих органов, составляет 350 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Вам не поставят заветных баллов, если вы обойдетесь без литературы, или исказите ее содержание. Также если книги упоминаются только вскользь, не становясь опорой для рассуждения, вы тоже рискуете остаться с носом.
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла) . Когда грубые логические ошибки затрудняют понимание вашего замысла, или вы не приводите никаких доказательств своей правоты, по этому пункту вы получаете 0 баллов.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла) . Если у вас обнаруживается множество речевых ошибок, что препятствует пониманию текста, то у вас может быть «незачет» по этому критерию. Но если вы отличились и сделали все красиво (сложные грамматические конструкции, логически верный ход мыслей, использование оригинальных и уместных слов), то ловите 2 балла в свою копилку.
  6. Грамотность (0-2 балла) . Грамматических, пунктуационных и орфографических ошибок стоит научиться избегать. Проверяющие даже приводят критичное число недочетов: более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет». Если меньше — работа признается грамотной, и вы даже можете получить в рамках этого критерия 2 балла. Кстати в официальном документе из министерства образования РФ написано, что выпускник вправе пользоваться орфографическим словарем.

Также Рособрнадзор предъявляет еще несколько требований к работе:

  • Самостоятельность . Текст должен принадлежать Вам, а все цитаты должны быть подобающе оформлены. Однако нигде не уточняется, проверяется ли текст на антиплагиат.
  • Фактологическая точность (1 балл). Все названия, имена, фамилии, даты и основные события должны быть указаны верно, в противном случае они только снизят итоговый балл.
  • Нормы грамматики (о-2 балла ). Если вы умудрились сделать одну ошибку такого рода, то 2 балла вам все равно обеспечены. Если две или три — один балл. Если больше, по этому критерию вы получите ноль.
  • Ошибки речи (0-2 балла). Не более 1-2 оплошностей вы еще можете себе позволить, это 2 балла, но 3-4 ошибки украдут один балл, а если больше, то все два потеряны безвозвратно;
  • Нормы орфографии (0-3 балла). Магическое число три и впрямь сотворит чудо, если вы ни разу не ошибетесь. 2-3 ошибки уже сулят два балла, а 4-5 промахов принесут утешительный 1 балл;
  • Нормы пунктуации (0-3 балла). Исключительное знание расстановки знаков препинания оценивается в три балла, 2-3 оплошности умыкнут один балл из трех, а 4-5 ошибок означают участие, но не победу — 1 балл;
  • Оригинальный подход (0-1 балл). Самое время показать миру, на что вы способны, и вмонтировать в работу побольше креатива. 1 балл на кону — мелочь, но приятно.

Всего за свои труды вы можете заработать 20 баллов. Если вы идете учиться по технической специальности, количество баллов вряд ли сильно повлияет на вашу участь, но гуманитариям придется проявить математические способности и подсчитать, сколько их первичных баллов будет в пересчете на те, которые приемная комиссия прибавит к вашему счету. Также в вузе вашу работу могут перепроверить и выставить новое количество баллов. Вот подспорье для совсем уж гуманитариев:

  • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – ровны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Итоги своих усилий и волнений можно узнать в школе или в том пункте, где было подано заявление на участие в экзамене. Проверяются работы всего лишь неделю, ждать недолго. Эти результаты будут действительны для вуза в течение 4 лет со дня написания эссе. Полученная вами оценка не повлияет на поступление, однако, в самом вузе на соответствующих направлениях обучения приемная комиссия может инициировать собственную проверку и зачислить вам дополнительные баллы (не более 10). Поэтому лучше постараться выжать из итогового сочинения по максимуму, ведь написать его, как мы убедились, не так сложно.

Есть и другая причина проявить усердие: апелляцию вы подать не сможете. Участник вправе лишь подать заявление на проверку сочинения, написанного повторно, комиссией по перепроверке сочинений. Вы можете послать туда свое заявление о пересмотре работы на электронную почту или приехать лично, уточнив дату, место и часы работы данной организации.

Важно! Результаты итогового сочинения бессрочны, то есть их можно использовать для поступления всю оставшуюся жизнь, в отличие от сертификатов ЕГЭ.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!