З под таинственной холодной полумаски. Анализ Стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…


Чтобы читать стих «Из-под таинственной холодной полумаски…» Лермонтова Михаила Юрьевича с правильными интонациями, важно понимать, что он относится к любовной лирике. Считается, что стихотворение, предположительно созданное в 1841 году, скрывает в себе образ Варвары Лопухиной, с братом и сёстрами которой был очень дружен поэт. Несмотря на взаимную симпатию, отношения между молодыми людьми не могли развиваться (семья Лопухиных была против). Возлюбленная вышла замуж за другого. Лермонтов не посмел компрометировать девушку. Всё, что ему оставалось - краткие встречи и любование со стороны. Точных фактов, подтверждающих адресата лирики, нет. Существует только утверждение, что Варвара была небезразлична поэту до конца его жизни.

Произведение знакомит читателей с таинственной красавицей, лицо которой скрыто полумаской. Но даже в таком виде по мельчайшим деталям автор воссоздаёт образ девушки, признаваясь в любви к ней. Он счастлив уже от того, что может хранить в своей душе прекрасное бесплотное виденье.

Текст стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…» – идеальный образец интимной поэзии, подходящий для углубленного анализа на уроке литературы (10-11 класс). На нашем сайте просто скачать стихи полностью или учить онлайн.

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Как в сти­хо­тво­ре­нии «Из-под таинственной, хо­лод­ной полумаски...» рас­кры­ва­ет­ся тра­ди­ци­он­ная для ли­ри­ки М. Ю. Лер­мон­то­ва тема одиночества?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

М. Ю. Лермонтов, 1841

В про­из­ве­де­ни­ях каких рус­ских по­этов от­ра­же­но столк­но­ве­ние мечты и ре­аль­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию М. Ю. Лермонтова?

Пояснение.

В сти­хо­тво­ре­нии Лер­мон­то­ва «Из−под таинственной, хо­лод­ной полумаски» лю­бовь яв­ля­ет­ся поэту чаще всего как вос­по­ми­на­ние о прошлом... как мельк­нув­шая на­деж­да на будущее... или как мечта. Гру­стью про­ник­ну­ты пе­ре­жи­ва­ния поэта: «пленительные глазки» смот­рят на него из-под «таинственной, хо­лод­ной полумаски», за ко­то­рой нель­зя на­вер­ня­ка уга­дать чувств. Все это уже было в его жизни и не при­нес­ло радости: «живые эти речи В года ми­нув­шие слы­хал когда-то я». После отрезв­ле­ния от мечты вновь поэт ис­пы­ты­ва­ет одиночество, на ко­то­рое он обречен. Сти­хо­тво­ре­ние со­звуч­но ли­ри­ке А.Блока.

Блок вошел в мир людей с лю­бо­вью и верой. Влюб­лен­ность - один из глав­ных мо­ти­вов бло­ков­ской лирики. Но вме­сте с ожи­да­ни­ем чи­стой и свет­лой любви, Веч­ной Жен­ствен­но­сти ли­ри­че­ский герой ощу­ща­ет одиночество, тоску, жажду встре­чи с ней, но и бо­язнь того, что она ока­жет­ся не такой, какой пред­став­ля­ет­ся ему:

Предчувствую Тебя. Года про­хо­дят мимо -

Все в об­ли­ке одном, пред­чув­ствую Тебя.

(«Предчувствую Тебя. Года про­хо­дят мимо»)

Мечта о Пре­крас­ной Даме - по­пыт­ка найти выход из пу­сты­ни одиночества, из за­мкну­то­го круга. Ли­ри­че­ский герой Алек­сандра Блока на­чи­на­ет более ре­аль­но вгля­ды­вать­ся в себя и в мир, окру­жа­ю­щий его, и за­да­вать вопросы, вол­но­вав­шие че­ло­ве­че­ство во все времена: о смыс­ле жизни, о стрем­ле­нии к совершенству, о на­зна­че­нии человека. Но мечты о Пре­крас­ной Даме не могут огра­дить ли­ри­че­ско­го героя Блока от ре­аль­ной жизни. Страш­ная и гряз­ная дей­стви­тель­ность про­ни­ка­ет в его мир. По­яв­ля­ют­ся стихи «Фабрика», «Сытые», «На же­лез­ной дороге». Та­ин­ствен­ная незнакомка, загадочная, пре­крас­ная дама, - это всего лишь мечта, по­мо­га­ю­щая выйти из по­все­днев­ной и гряз­ной однообразности. Но чув­ство беспомощности, не­воз­мож­но­сти вы­хо­да из за­мкну­то­го круга, бес­по­лез­но­сти су­ще­ство­ва­ния побеждает.

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья. From under the mysterious , cold half masks
Sounded to me your voice is pleasant, like a dream.
Sveti me your captivating eyes
Crafty and smiling mouth .

Through the haze , I noticed a light involuntarily
And the virgin cheeks , and neck white .
Lucky ! I saw a willful curl
Native Irons left the wave! ..

And then I created in my imagination
Track and featured my beauty ;
And from that time ethereal apparition
Carry in my soul , caress and love .

And I think: this lively conversation
In the past year, heard once I ;
And someone whispers to me that after this meeting
We "ll see you again , like old friends.

"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это любовное стихотворение, заметно отличающееся от других его творений, написанных в жанре любовной лирики. Что особенного в этом произведении и кто послужил прототипом этой таинственной женщины?

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта - 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это - последнее увлечение Лермонтова.

Эта была замужняя женщина, но она все-таки отвечает на чувства поэта. К тому времени Михаилу Юрьевичу уже наскучило Но чтобы встретиться со своей возлюбленной, ему приходилось бывать на балах. Эти встречи проходили в молчании, потому что по этикету в те времена замужним женщинам не разрешалось говорить с незнакомыми мужчинами. Есть предположения, что одна из таких встреч и вдохновила написать Лермонтова "Из-под таинственной холодной полумаски".

Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами. Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами. Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.

Мотивы в стихотворении

При анализе "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.

Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.

Композиция произведения

Стихотворение "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова имеет следующую композицию:

Литературные приемы

В "Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.

Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.

"Из-под таинственной холодной полумаски" Лермонтова - это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой. Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта. Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной - правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его - романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаемдрамуЛермонтовас одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) - противостояние мечты и реальности. Мечта - это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее - «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Номечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст - это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны. Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа - это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен- ныхланит»).