Анализ темы первоначальные химические понятия. Презентация - первоначальные химические понятия


1 из 18

Презентация - Первоначальные химические понятия

833
просмотра

Текст этой презентации

Подготовила учитель химии Алимова Э.Н. МОУ «Вольновская школа» Республика Крым, П.Вольное
2015 г.
Внеклассное мероприятие по теме «Первоначальные химические понятия»

обобщить первоначальные химические понятия; уметь составлять химические формулы, проводить расчеты по формулам веществ, проводить опыты по разделению смесей, умения использования химической посуды и оборудования. Уметь работать в коллективе и самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Цели:

Конкурс №1 «Разминка»
Что изучает наука химия? Что называется веществом? Что называется атомом? Что такое молекула? Какие вещества называются сложными? Что называется формулой? Что обозначает индекс и коэффициент? Как вычисляют относительную молекулярную массу? Как рассчитать массовую долю элемента в соединении? Озвучьте закон сохранения массы веществ.

Конкурс №2 «Отгадай ребус»
Команда №1 . Mg B Fe K C Pt (молекула) 1 2 3,4 1 1 2,3 Li S H Hg Ca Fe Cu (Лавуазье) 1 4 1 3 2 5 4, 2 Команда №2 As V C Na He (явление) 5 1 3, 4 1, 5 2 Li Sn Cu Os Na Sn S Os W) по первым буквам.

Конкурс №3 «Определи явление» Определить тип явления, выписать букву, соответствующую правильному ответу. Команда 1
№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи н о
2 Сушка белья б и
3 Ржавление железа у р
4 Испарение воды а л
5 Протухание яйца т з
6 Таяние льда о д
7 Плавление свечи в и
8 Гниение древесины з а
9 Образование инея н ю
10 Горение дров в и
11 Ковка металла е к
12 Образование тумана о м
13 Почернение серебряной ложки а с
14 Действие уксуса на соду н а
15 Образование снежинок д ю
16 Скисание молока ы к
17 Квашение капусты м а
I команда

№ Явления Физич. Химич.
№ Явления Физич. Химич.
1 Горение свечи к и
2 Сушка белья з а
3 Ржавление железа у м
4 Испарение воды е с
5 Протухание яйца ы н
6 Таяние льда е ф
7 Плавление свечи н и
8 Гниение древесины б и
9 Образование инея е ц
10 Горение дров ю з
11 Ковка металла а б
12 Образование тумана п о
13 Почернение серебряной ложки с а
14 Образование снежинок х и
15 Изгибание стеклянной трубки а т
16 Действие уксуса на соду? .
Команда 2

Физкультминутка
H2O
NO2
CuO
CaSO4
H2CO3
H3PO4
H2SO4
Mn(OH)2
HNO3
HNO2
NaCl
HCl
HBr
KNO3
Fe2O3
H2SiO3
Ca3(PO4)2

Конкурс №4«Признаки химических явлений»
Прочитайте отрывок из книги. Подчеркните упоминание химической реакции. Выпишите признак этой реакции. « - Я пробью тебя шпагой, как барана! – закричал купец и схватился за свою шпагу. Но шпага так отсырела на морском воздухе, что покрылась ржавчиной и ни за что не хотела вылезать из ножен». Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». «Доктор Окс… попросту разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи… Электрический ток проходил через большие чаны, наполненные водой, которая разлагалась на водород и кислород». Ж.Верн. «Опыт доктора Окса».

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
1-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?» Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ образованных элементом кислородом и следующими элементами: Mn(VII); Cr(VI); Si(IV); P(V); Al(III); Mg; Hg(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с хлором, зная, что в данных соединениях он одновалентен: KCl; CaCl2; FeCl3; PCl5; ZnCl2; CrCl3; SiCl4. 2-ая команда, «Знаешь ли ты валентность?». Задание №1 а) Составьте формулы сложных веществ, образованных элементом кислородом и следующими элементами: Сl(VII); S(VI); As(V); Pb(IV); B(III); Zn; Cu(I). б) Обозначьте римскими цифрами валентность элементов в соединениях с серой, зная, что в данных соединениях она двухвалентна: Al2S3; Na2S; MgS; CS2; Ag2S; ZnS; H2S.

Конкурс №5 «Химик-эрудит»
Команда 1 Задание №2 “Учись уравнивать.» Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакции. a) P+O2P2O5; б) NaNO3 → NaNO2 + O2 в) Al+CuCl2AlCl3+Cu. г) H2SO4 + KOH = K2SO4 + H2O Команда 2 a) Fe+Cl2FeCl3; б) Zn+HCl→ZnCl2+H2 в) CH4C+H2. г) CuSO4+NaOH→NaSO4+Cu(OH)2

Физкультминутка
Правил безопасности много есть друзья Мы расскажем главные – Ведь без них нельзя! Опыт можно проводить только с разрешенья Так как могут не простить Ваши прегрешенья. (Наклоны головой вперед и назад) К носу совершай рукой Легкие движенья Вот тогда нюхач такой Просто загляденье! (Движения кистями рук поочередно к носу) Чтоб разбавить кислоту Лил в нее водицу? Плохо! Видно за версту – Это не годится! (Круговые движения рук в локтевом суставе)

Химик же, наоборот, Вот как поступает Кислоты чуть-чуть прильет В воду и мешает. (Сжимания и разжимания кистей рук в кулак) К пламени нельзя никак Низко наклоняться, Только, скажем так, чудак Станет обжигаться. (Наклоны туловища вперед) Из-под крана воду пить – Все - равно, что «Ваниш». Жажду можно утолить, Но козленком станешь! (Поднимания и опускания на цыпочках). Навсегда запомните: Правила важны, Зная их, вы с химией Будете дружны! (Повороты туловища влево, вправо, руки на поясе).

Конкурс №6 «Практический»
Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Конкурс №7 «Решение задач»
1)Вычислите массовые доли элементов Н3РО4, H2CO3 2) Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 40% меди, 20% серы и 40% кислорода. Определите простейшую формулу соединения, содержащим по данным анализа, 24,7% калия, 35% марганца, 41% кислорода.

Конкурс №8 «Кто он?»
Задание: по описанию важнейших событий жизни и деятельности учёного назвать его имя. За правильный ответ после первой подсказки – 15 баллов, после второй – 10 баллов, после третьей – 5 баллов.
Он – гордость русской науки – воплотил в себе народный гений, широту и силу русского характера. На все века он оставил своей Родине пример того, как наука может и должна служить народу. Подсказка 1. Его исследования известны в области химии, физики, математики, астрономии, это был учёный – энциклопедист. Подсказка 2. Он был первым физико-химиком, создал первую химическую лабораторию и первый университет. «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»(А.С.Пушкин) Подсказка 3. Этот учёный сформулировал в своих трудах основные положения атомно – молекулярного учения

Конкурс «Кто он?»
Это был гениальный учёный, теория и практика всегда неразрывно сочетались в его деятельности. Он был страстным патриотом и смелым защитником прогрессивных идей. Подсказка 1. Этот учёный был избран почётным членом различных российских учебных заведений и научных обществ, многих иностранных академий наук. Подсказка 2. Известны его труды по физике, минералогии, метеорологии, экономике. Исследования свойств растворов привели учёного к выводу о химической природе процессов растворения Подсказка 3. Этот учёный смог объединить разрозненные химические знания в определённую систему и смог найти свойство, объединяющее все химические элементы.

Рефлексия
Чемодан, мясорубка, корзина
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем
Мясорубка – информацию переработаю
Корзина – все выброшу

Спасибо за урок!

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:


Для обозначения химических элементов были введены химические символы. Каждый элемент имеет собственный символ. Символы обычно состоят из начальных букв латинских названий элементов. Например, кислород - Охуgenium - обозначают буквой О, углерод - Carboneum - буквой С и т. д. Если начальные буквы названий различных элементов одинаковы, то к первой букве добавляют вторую. Например, начальная буква латинского названия натрия (Natrium) и никеля (Niccolum) одна и та же, поэтому символы их соответственно обозначаются как Na и Ni.


Если под символом химического элемента подразумевать его атом, то, используя символы, можно составлять химические формулы веществ. Химическая формула - это изображение состава вещества посредством химических символов. Например, формула Н 2 SO 4 показывает, что в состав молекулы серной кислоты входят водород, сера и кислород и что эта молекула содержит 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода. Цифры справа внизу после символа элемента указывают на количество атомов этого элемента в молекуле вещества и называются индексами.


Зная валентность элементов, можно составить химическую формулу данного вещества. Валентность - это сложное понятие. Поэтому существует несколько определений валентности, выражающих различные стороны этого понятия. Вот наиболее общее определение: Валентность - это свойство атома одного элемента присоединять, удерживать или замещать в химических реакциях определенное количество атомов другого элемента. За единицу валентности принята валентность атома водорода. В таких примерах, как СаО, СО, ВаО, это делается просто: число атомов в молекулах одинаково, поскольку валентности элементов равны. А если валентности неодинаковы? Как в этом случае составить химическую формулу? Надо помнить, что в формуле любого химического соединения произведение валентности одного элемента на число его атомов в молекуле равно произведению валентности на число атомов другого элемента. Например, если валентность Мn в соединении равна 7, а валентность кислорода - 2, формула соединения будет Mn 2 O 7 (7*2=2*7)


Наличие химических формул для всех химических веществ позволяет изображать химические реакции посредством химических уравнений. Химическое уравнение показывает какие вещества вступили в реакцию (левая часть) и какие продукты образовались в результате (правая часть). 2Na + Cl 2 = 2NaCl Между левой и правой частями записи ставится равенство, если с помощью коэффициентов уравняли число атомов до и после реакции. Элементы при химических реакциях не возникают и не исчезают. Вступая в химическое взаимодействие, молекулы простых веществ одновременно с разделением на отдельные атомы теряют свои свойства.


За единицу атомной массы принята 1/12 массы атома углерода С 12, называемая атомной единицей массы (а. е. м.). Масса атома или молекулы, отнесенная к этой единице, называется относительной атомной или молекулярной массой и обозначается соответственно Аr или Mr. Относительная молекулярная масса Mr молекулы равна сумме относительных атомных масс Аr всех атомов, составляющих молекулу. Например, Mr фосфорной кислоты Н 3 РO 4 равна * 16 = 98. Величины Аr и Мr являются безразмерными, их следует отличать от понятий массы атома или молекулы, выражаемых в атомных единицах массы.


Молекулы состоят из атомов. В зависимости от того, образована ли молекула из атомов одного и того же элемента или из атомов различных элементов, все вещества делят на простые и сложные. Простыми веществами называются такие вещества, молекулы которых состоят из атомов одного и того же элемента. Молекулы простых веществ могут состоять из одного (Ne, Кг и т. д.), двух (О 2, H 2 и т. д.) и большего числа атомов (S 8) одного элемента.


Один и тот же элемент может образовывать несколько простых веществ. Способность химического элемента существовать в виде нескольких простых веществ называют аллотропией. Простые вещества, состоящие из одного и того же элемента, называют аллотропическими видоизменениями этого элемента. Видоизменения одного и того же элемента могут отличаться числом (O 2 и О 3) или расположением (алмаз, графит) одних и тех же атомов в молекуле. Аллотропия – одно из подтверждений различия между простым веществом и химическим элементом. Молекула кислорода Молекула озона


Сложными веществами или химическими соединениями называются такие вещества, молекулы которых образованы из атомов двух и более элементов. Например: Н 2 O, NO 2, СаSO 4 и т. д. Атомы, вступившие в химическое соединение друг с другом, изменяются, оказывая друг на друга взаимное влияние. Поэтому молекулы сложного вещества обладают присущими только им свойствами. Например: 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O Молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода, а не из веществ - водорода и кислорода.


Был открыт французским химиком Прустом: всякое чистое вещество (химическое соединение), каким бы путем оно ни было получено, имеет строго определенный и постоянный состав (качественный и количественный). Например, вода может быть получена в результате следующих химических реакций: Cu(OH) 2 = H 2 O + CuO 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O Са(ОН) 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 + 2Н 2 O Ясно, что молекула полученной различными способами воды всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Этот закон строго выполняется только для веществ молекулярного строения.


Впервые его высказал М. В. Ломоносов в письме к Эйлеру от 5 июня 1748 г., опубликованном на русском языке в 1760 г. В настоящее время закон формулируется следующим образом: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции. Из закона сохранения массы следует, что атомы элементов при химических реакциях сохраняются, не возникают из ничего, так же как и не исчезают в никуда, например, в реакции: 2Н 2 + O 2 = 2Н 2 O Сколько атомов водорода вступило в реакцию, столько их останется и после реакции, т. е. число атомов элемента в исходных веществах равно числу их в продуктах реакции. Это используется при расстановке коэффициентов в уравнениях реакций.


Этот закон был высказан как гипотеза итальянским ученым Авогадро в 1841 г.: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. Закон Авогадро распространяется только на газообразные вещества, так как в газах расстояния между молекулами намного больше их размеров. Поэтому собственный объем молекул ничтожно мал в сравнении с объемом, занимаемым газообразным веществом. Общий же объем газа определяется главным образом расстояниями между молекулами, примерно одинаковыми, для всех газов (при одинаковых условиях). В твердом и жидком состояниях объем одинакового количества молекул вещества будет зависеть от размеров самих молекул.

(мероприятие проводится в рамках недели биологии и химии в школе)

Составилапо учитель химии

МБОУ «Калининская ООШ»

Лёвина Галина Николаевна

2015-2016 уч.год

Конкурс – путешествие для учащихся 8 – 9 классов

По теме: «Первоначальные химические понятия».

Оборудование : на доске изображения трёх атомоходов: «Менделеев», «Ломоносов», «Бутлеров», плакат со штурвалом, на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ.

Подготовка к конкурсу. Подготовку к конкурсу начинаем заранее. Учащимся сообщаются основные типы заданий и указываются параграфы учебника, которые необходимо повторить. Учащиеся должны заранее нарисовать картины атомоходов, штурвал с названиями стоянок атомохода («Бухта Основных Понятий», «Канал Расчётных задач», «Канал Формул», «Река Химических Уравнений», «Море Химических Знаков»), который должен быть прикреплён к доске, и жетоны в форме компаса. Из числа учащихся один ученик назначается штурманом.

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я – капитан, и ещё у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на листах раздаётся каждой команде по одному экземпляру. Надеюсь, что общими усилиями, мы узнаем, на каком атомоходе поплывём. На решение задания даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Команда,которая правильно и раньше другой команды, разгадавшая кроссворд получит дополнительно три дополнительных жетона.

1. C , 2.О, 3. Al , 4. N , 5. Zn , 6. J , 7. P , 8.Н, 9. Pb .

Ответы: 1.Углерод, 2. Кислород, 3.Алюминий, 4.Азот, 5.Цинк, 6.Йод, 7.Фосфор, 8.Водород, 9.Свинец. 10. (по горизонтали) ЛОМОНОСОВ.

Итак, мы отправляемся в путь на теплоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования. У каждой команды в «судовых журналах» имеется таблица, которую мы будем заполнять по ходу маршрута следования.

Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том случае, когда имеется письменное задание. В последней графе команда, получившая жетон, ставит знак «+».

Штурман. Капитан! как нам выйти из бухты «Основных Понятий»?

Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах эту бухту. А чтобы выйти из бухты нам нужно правильно ответить на вопросы.

Проводится фронтальный опрос. Команды отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Вопросы задаются командам по очереди, на обдумывание ответа даётся10 секунд. Если команда не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другой команде.

Вопросы.

1.Что изучает химия?

2.Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4.Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5.Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6.Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

7.Что такое вещество?

8.Что такое однородные смеси?

9.Что такое неоднородные смеси?

10.Что такое относительная атомная масса элемента?

11.Что показывает индекс?

12.Что показывает массовая доля элемента в веществе?

13.Что такое относительная молекулярная масса вещества?

14.Содержание, какого элемента – кислорода или водорода – больше в воде по массовой доле?

Ответы:

1.Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ, в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения.

2.Физическими называют явления, в результате которых не происходит превращения одних веществ, в другие, а изменяется только агрегатное состояние или форма (плавление железа, образование инея).

3.Химическими называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ, в другие (ржавление железа, сгорание дров).

4.Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (кислород, водород).

5.Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия)

6.Химический элемент – это определённый вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и в состав сложных веществ. А простое вещество не может входить в состав сложных веществ.

7.Вещество – вид материи, мельчайшими частицами которой являются молекулы, и то, что из неё построено.

8.Однородными называют смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить, частицы других веществ.

9.Неоднородными называют смеси, в которых невооружённым взглядом или с помощью микроскопа можно заметить частицы других веществ.

10.Относительная атомная масса элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безмерная величина.

11.Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле.

13.Относительная молекулярная масса вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

14.Кислорода.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. Команды получают таблицы для игры в «Крестики – нолики». На размышление отводится 15 секунд. За правильный ответ команды получают по два жетона.

Вы, наверное, умеете играть в «крестики – нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов.

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

При игре в «крестики – нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак указывается в условии игры.

Штурман. Капитан, мы входим в «Море Химических Знаков».

От каждой команды выбирается ученик, хорошо знающий химические элементы. Каждому из них даётся листок с 10 химическими элементами, написанными на русском языке. Ученики должны рядом с этими элементами записать химические знаки этих элементов и их атомные массы. За каждые два правильные, ответа команда получает один жетон.

Учитель. Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым в 1748 году, и закон постоянства состава химических соединений, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д.Дальтон в 1803 году ввёл понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский учёный Я.Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначаться одной, двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают -…, магний -…, алюминий -…, кремний -…, калий -…, натрий -…, цинк -…, железо - …, медь -…, серебро -…, ртуть -…, кальций -…,барий -…, бром -…, йод -…, марганец -…, фтор -…, бор -…, водород -…, сера -….

Штурман. Внимание! Впереди «Рифы формул».

Учитель . Рифы необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы веществ, согласно их валентности. Каждой команде выдаётся листок с названиями 6 веществ. По очереди от каждой команды к доске выходят по одному учащемуся, и по порядку записываю формулы указанных веществ. Кто желает быть первым лоцманом на Рифах Формул и расправиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы формул.

1.Сульфид серебра Ag 2 S 1. Сульфит серебра А g 2 SO 3

2.оксид углерода (IV ) СО 2 2.оксид серы ( VI ) SO 3

3.карбонат кальция СаСО 3 3.нитрат магния Mg ( NO 3 ) 2

4.хлорид алюминия AlCl 3 4.сернистая кислота

5.гидроксид кальция Са(ОН) 2 5. хлорид меди С uCl 2

6.ортофосфорная кислота Н 3 РО 4 6. гидроксид алюминия А l ( OH )

На задание отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Если команда справляется не со всеми заданиями, то команда соперник может в течении 2 минут исправит ошибки и получит за правильно исправленные ошибки дополнительные жетоны.

Штурман. Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений (на штурвале устанавливается сектор – Река Химических Уравнений). Просьба капитанов сделать пометки в своих «судовых журналах».

Учитель. Итак, перед вами стоит задача: на карточках которые вам раздаст сейчас штурман в уравнения реакций правильно проставит коэффициенты и указать тип реакции. На работу отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон.

Задания команде 8 класса

P + O 2 = P 2 O 5 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

CuO +C = CO 2 + Cu 2CuO +C = CO 2 + 2Cu

Fe + Cl 2 = FeCl 3 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

AgBr = Ag + Br 2 2AgBr = 2Ag + Br 2

Задания команде 9 класса

Mg + O 2 = MgO 2 Mg + O 2 = 2 MgO

Al + O 2 = Al 2 O 3 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

AgJ = Ag + J 2 2AgJ = 3Ag + J 2

MnO + H 2 = Mn + H 2 O MnO + H 2 = Mn + H 2 O

Штурман. Капитан море разволновалось и нас несёт в Канал Расчётных Задач.

Учитель. Штурман! Держать штурвал крепче, и не сворачивать с этого пути. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: на нужно пройти Канал Расчётных Задач. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Всё зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придётся всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу». Эту задачу должны выполнить капитаны. Если капитан не справляется, то команда помогает ему. За правильно решённую задачу команды получат по три жетона, но если для правильного решения капитану потребуется помощь команды, то только два жетона. Идёт самостоятельная работа по решению расчётных задач.

А команды в это время немного отдохнут, отгадывая несложные загадки.

1.Что видно, когда ничего не видно? (ТУМАН.)

2.Тёмным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человека, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком. (ВОДА)

3.На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – У неё теперь ангина.

(ГРАД)

4.Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле.

(ДОЖДЬ)

5.Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут.

(ОБЛАКА)

6.Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт.

7.Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.

(СНЕГ)

ЗАДАЧИ И ИХ РЕШЕНИЯ

1 вариант

Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160 грамм оксида меди?

2 вариант

Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.

Подведение итогов.

Урок – путешествие

«Первоначальные химические понятия»

Цель данного урока - применение знаний на практике.

Задачи:

образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с химической посудой и реактивами; научить отстаивать свою точку зрения.

развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: применение знаний на практике

Этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, дидактический материал, штатив лабораторный, фарфоровая чашка, вода в колбе, пробирки, нагревательный прибор, спички, растворы хлоридной кислоты, сульфатной кислоты, бария хлорида, натрий карбоната, свеча.

Основные понятия и термины: простые и сложные вещества, валентность, формула, химическая реакция, уравнение химической реакции.

Методы и приемы: словесный: беседа, рассказ; практический: решение задач.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Эпиграф урока: «Единственный путь, который ведёт к знаниям, - это деятельность»

Б.Шоу

Оглашение темы и цели урока.

Учащиеся объединены в команды (экипажи), в группе выбирается лидер – капитан, боцман, радист, лоцман и матрос (или юнга)

Слово учителя.

Уже полгода мы изучаем теоретические азы химической науки. Сегодня мы отправимся в морское путешествие по океану химических знаний. В плавании вам пригодятся все те знания и навыки, которые вы приобрели на уроках. Если вы успешно пройдете это испытание, то каждый из вас получит пропуск в огромное царство химических веществ, о которых пойдёт речь на последующих уроках химии.

Я прошу подойти ко мне капитанов и получить путевые листы для своего экипажа. В них вы будете отмечать пройденные этапы и полученные баллы.

    Основная часть

I. ТАМОЖНЯ

Игра «Дешифровщик».

Каждая команда должна разгадать одно из ключевых слов нашего урока

Молекула

Вещество

Формула

Реакция

О выполнении задания докладывает лоцман, который помог вывести команду их порта.(1 балл)

II.

Что такое химическая формула?

Как правильно составить формулу вещества?

Что называют валентностью?

Боцманы работают по карточкам, составляют формулы веществ по валентности.(3 балла)

Капитаны проверяют правильность выполнения задания.(1 балл)

N(III)

O(II)

Cl(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)

Р(III)

O(II)

F(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)

Р(III)

O(II)

F(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)

N(III)

O(II)

Cl(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)

Остальные члены экипажей работают с периодической системой.

(За правильный ответ – фишка = 1 баллу)

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь космических тел

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь великих ученых

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь географических объектов

III. Остров ПЕРЕМЕН

1) Любые изменения, которые происходят вокруг, называют явлениями .

Какие различают явления?

Как иначе называют химические явления?

Назовите признаки химических реакций.

2) Для продолжения пути необходимо определить, какие из названных явлений физические, а какие – химические. (Графический диктант )

Химические явления обозначьте знаком + , а физические -

    Ржавление железа(+)

    Прокисание молока(+)

    Замерзание воды(-)

    Плавление свинца(-)

    Взрыв динамита(+)

    Образование инея(-)

    Растворение сахара в воде(-)

    Гниение листьев(+)

    Скручивание проволоки в спираль(-)

    Брожение виноградного сока(+)

Взаимопроверка.

1- 4 правильных ответа – 1 балл

5-7 правильных ответов - 2 балла

8-10 правильных ответов – 3 балла

3) Капитаны получают карточки с заданием. Необходимо расставить коэффициенты в уравнениях реакций.

IV . ОСТРОВ ЖЗЛ

Доклады учащихся «Страницы биографии» (Демокрит, Ломоносов, Лавуазье, Менделеев)

Доклад - 2 балла

V . АРХИПЕЛАГ ЛАБОРАТОРИЯ

Остров Безопасный. ( Физкультминутка )

Повторим основные правила поведения в лаборатории при выполнении опытов.

Правильное утверждение – учащиеся кивают головой, неправильное – поворачивают головой из стороны в сторону, сомневаются – пожимают плечами.

    Работать в лаборатории необходимо в специальном халате.

    Вещества необходимо брать в небольшом количестве.

    Вещества можно пробовать на вкус.

    Любую работу выполнят с разрешения учителя или лаборанта.

    Можно путать склянки и крышки.

    Пламя горелки тушить с помощью специального колпачка.

    Излишки реактивов можно слить обратно в склянку, из которой они были взяты.

    При работе с едкими веществами (кислотами и щелочами) необходимо быть особенно внимательными и осторожными.

Остров Экспериментальный.

Каждая команда в начале нашего пути получила задание, которое необходимо выполнить при условии, что экипаж успешно прошёл все предыдущие этапы пути.

Остров Результативный.

Выполнив практическое задание, результат своей работы команда оформляет на доске, составляя сравнительную таблицу «Физические и химические явления», объясняя свои наблюдения и выводы. (У доски работает радист). Все учащиеся записывают таблицу в тетрадь. (Интерактивное упражнение «Составление сравнительной таблицы»)

Физические явления

Химические явления

Плавление парафина (изменение агрегатного состояния)

«Шипучка» (выделение газа)

Испарение воды (изменение агрегатного состояния)

«Молоко» (изменение цвета, образование осадка)

VI . ОСТРОВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Это конечный пункт нашего плавания, где мы подведем итоги нашей работы. Прошу капитанов посчитать сумму баллов и сдать путевые листы.

В это время учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент м/ф «Чертёнок № 13»

    Домашнее задание

    Подведение итогов

Оценивание работы учащихся за урок

Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Капитан

Боцман

Лоцман

Радист

Матрос

Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Материк Химических веществ (сумма баллов)

Капитан

Боцман

Лоцман

Радист

Матрос

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Родился Демокрит около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что Демокрит был учеником неких халдеев и магов.

Багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об «атоме» - неделимой частице вещества, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, доказывая не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита.

Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.

Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время.

М. В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из молекул , которые являются «собраниями» . В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741; незакончена) учёный дает такое определение: «Атом есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Молекула есть собрание атомов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы у М. В. Ломоносова часто также - «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивает, что эти частицы чувственно неощутимы. М. В. Ломоносов указывает на различие «однородных» молекул, то есть состоящих из «одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом», и «разнородных» - состоящих из различных элементов. Тела, состоящие из однородных молекул есть простые тела.

В письме к Л. Эйлеру он формулирует свой «всеобщий естественный закон» (5 июля 1748 года) ...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает.

В 1774 году опубликует работу, в которой описаны аналогичные опыты; позднее им был сформулирован и опубликован закон сохранения вещества - результаты опытов М. В. Ломоносова не были опубликованы, поэтому о них стало известно только через сто лет.

Антуан Лоран Лавуазье – французский химик, один из основоположников современной химии. Родился 26 августа 1743 года в Париже в семье адвоката.

В своих исследованиях постоянно использовал математические методы. Он выяснил роль кислорода в процессе горения, окисления и дыхания, чем опроверг теорию флогистона, открыл закон сохранения массы веществ, ввёл понятие «химический элемент» и «химическое соединение», доказал, что дыхание схоже с процессом горения и является источником теплоты в организме. Лавуазье считают одним из основоположником термохимии.

В 29 лет Лавуазье был избран действительным членом Парижской академии наук. Кто знает, какие ещё открытия успел бы совершить этот выдающийся учёный, если бы его не убили вместе с жертвами революционного террора.

В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу наших знаний о природе, использованию их на благо человека. Среди них имя Д. И. Менделеева занимает одно из первых мест.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834г. в Тобольске. В семье был семнадцатым ребёнком. В гимназии учился сначала посредственно. В старших классах заинтересовался естественно – математическими науками, историей, географией, астрономией. Со временем успехи юного гимназиста росли, и в аттестате были только две удовлетворительные оценки. А в 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге с золотой медалью.

Еще студентом в 1854 году Дмитрий Иванович проводит исследования и пишет статью «Об изоморфизме» , где установил отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов.

В 1856 г. защищает диссертацию «Об удельных объемах» на степень магистра химии и физики. В это время пишет о различии реакций замещения, соединения и разложения.

С 1880 г. он начал интересоваться искусством, особенно русским, собирает художественные коллекции, а в 1894 г. избирается действительным членом Императорской академии художеств. В качестве хобби Дмитрий Иванович делал чемоданы и сам себе шил одежду. Менделеев участвовал и в проектировании первого русского ледокола «Ермак».

Открытие периодического закона Д.И.Менделеевым положило начало новому этапу в развитии химии в целом, сыграло важную роль в создании теории строения атома. Представления Менделеева о растворах составили ядро современных теорий растворов.

Плодотворной была деятельность Д.И. Менделеева, направленная на развитие промышленности и сельского хозяйства.

Его работы по созданию бездымного пороха, аэро- и гидродинамике, способствовали освоению Северного Ледовитого океана, развитию мореходства, аэронавтики, метеорологии, содействовали научно-техническому прогрессу страны.

Менделеев неоднократно ездил по стране с целью изучения возможности развития тех или иных её районов, в том числе и Украины. Учёный побывал в Донбассе и высказал идею подземной газификации топлива.

Тема: Первоначальные химические понятия

Цель: обобщить и систематизировать знания о простых и сложных веществах, рассчитывать относительные молекулярные массы веществ, составлять химические формулы бинарных соединений по валентности и определять валентность по формуле, уравнивать химические уравнения;

развивать творческую и познавательную активность учащихся, умение сравнивать, анализировать, находить решение в нестандартных ситуациях;

продолжить формировать интерес к химической науке, применяя межпредметный материал, умение работать в парах, группах.

^ Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: презентация (в презентации есть пустые слайды, чтобы не отвлекать учащихся от работы изображением на экране)

^ Ход урока:


  1. Организационный момент (проверка отсутствующих)

  2. Актуализация познавательной деятельности:
Ребята, что новое вы узнали и чему научились на предыдущих уроках химии?

Какую тему мы изучали?

Сегодня мы обобщим наши знания ….

А значит, мы запишем домашнее задание: повторить основные термины темы, параграф…


  1. ^ Повторение и обобщение изученного материала
Усаживайтесь по-удобнее, сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Оценивать вашу работу будем с помощью цветных смайликов, и оценку за тему я выставлю с учетом всех заработанных баллов

Ребята, вы знаете, что один из участников вашего класса как всегда, в августе-месяце получил учебники. Открыв учебник химии, между страницами учебника нашел подозрительную записку… Послание алхимика. Что же там написано?

«Дорогой друг! Ты хочешь найти клад? Что для этого нужно? Твоя сообразительность и моя поддержка. Если ты это имеешь, то в путь! Посылаю тебе карту и инструкции».

Для начала заполним маршрутные листы. Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны проверить все ли готовы к этому испытанию, проверить наш багаж знаний. В путь отправятся только те, кто наберет не менее 4 баллов.

Химический диктант (взаимопроверка)


  1. Наука о веществах и их свойствах (химия)

  2. Как называется вид атомов с определённым зарядом ядра (химическим элементом)

  3. Как называются вещества состоящие из одного типа химических элементов (простым)

  4. Назовите имя ученого который открыл периодический закон и периодическую систему химических элементов (Д.И.Менделеев)

  5. Условная запись атома, молекулы, иона или вещества с помощью химических элементов и индексов (химическая формула)

  6. Какие два вида смесей вам известны (однородные и неоднородные)

  7. Назовите три метода разделения неоднородных смесей (отстаивание, фильтрование, действие магнита)

  8. Как называется явление при котором вещество не превращается в другое (физическое)

  9. Этот учёный открыл закона сохранения массы вещества. (М.В.Ломоносов)

  10. С помощью какого метода можно разделить смесь древесных и железных опилок (действие магнита)

  11. С помощью какого лабораторного оборудования проводят нагревание пробирки над спиртовкой? (пробиркодержатель)

  12. С помощью какой лабораторной посуды можно измерить определенный объем воды (мерный цилиндр). ВЗАИМОПРОВЕРКА Есть такие учащиеся, у кого 1б, 2б, 3б? Багаж знаний разный, но мы все отправляемся в путь. Повторим правила безопасного движения.
^ Техника безопасности

Начав движение с верхней левой клетки, и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикально (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая буква может быть использована только один раз.


х

и

р

е

а

к

п

р

о

б

о

у

с

и

м

е

и

и

т

я

з

ь

а

в

к

в

ч

е

с

к

в

ы

н

е

л

т

ь

н

а

Химические реактивы нельзя пробовать на вкус

Ну что ж отправляемся в поиски за сокровищами. Путь наш не простой. У нас много препятствий, и первое из них выбрать правильное направление. Выполнив задание, мы найдем правильный путь. В задании необходимо найти элементы-неметаллы, которые находятся в одной линии или вертикали, или горизонтали.

^ Правильный путь

Ответ: 1) N .C .O

Верно, мы нашли правильный путь.

Ребята, давайте разделимся на группы

И вот наше первое препятствие Шифровальщик

^ Каждой команде выдается игровое поле, на котором написаны формулы простых и сложных веществ


А

Б

В

Г

Д

1

КОН

С

ZпО

O 2

SO 3

2

СuО

Ca 3 P 2

H 2 CO 3



N 2 O

3

LiН

N2

S

Н 2 0

Сu

4

Р

Na 2 O

MgBr 2

Н 2

А1С1 3

5

HNO 3

Cr 2 O 3

С1 2

АgСІ



Первой команде координаты дает учитель: учащийся который отвечает, должен прочитать формулу и сказать простое или сложное вещество. Эта формула вычеркивается, и учащийся называет новые координаты учащимся другой команды. Правильный ответ – балл, неправильный – ход переходит к другой команде

Молодцы! Мы разделили вещества на простые и сложные. Продолжим наш путь дальше.

Ой, что же здесь произошло? Жулик перемешал некоторые элементы в периодической системе, нам нужно их вернуть обратно.

^ Найди элемент

По положению элемента в периодической системе назовите его, зачем и почему он необходим для организма человека, в нашей жизни.


  1. Элемент находится в 4 периоде, 2 группе (кальций)

  2. Элемент имеет порядковый номер 8 (оксиген)

  3. Элемент, у которого атомная масса 35.5 (хлор)

  4. Элемент-неметалл, находится в 5 периоде, 7 группе (йод)

  5. Элемент, у которого атомная масса равна 48 (титан)

  6. Элемент находится в 6 периоде с атомной массой 197 (аурум)

  7. Элемент-металл, находится в 4 периоде, 8 группе (феррум)
Чтобы достичь реки, нам надо пройти еще одну преграду.

Запишите формулы веществ, которые имеют такой состав:

a) две молекулы воды;

b) 2 атома Фосфора и 5 атомов Оксигена;

c) 1 атом Фосфора, 3 атома Гидрогена;

e) 1 атом Силиция, 2 атома Оксигена;

f) 2 атома Хрома, 3 атома Оксигена;

g) 1 атом Гидрогена, 1 атом Нитрогена, 3 атома Оксигена.

f) 2 атома Натрия, 1 атом Сульфура и 4 атома Оксигена

Перед нами раскинулся огромный лес. А дорогу через лес знает Красная Шапочка, которая несет пирожки своей любимой бабушке. Самый безопасный тот путь, где сумма относительных молекулярных масс, будет наименьшей. (cм презентацию 25 слайд)

ФИЗМИНУТКА

^ Наш урок бежит вперед,

А здоров ли наш народ?

Поднимаемся все вместе, начинаем шаг на месте.

Руки к солнцу поднимаем, всем здоровья мы желаем.

^ Руки вверх и руки вниз,

С мыслями все собрались.

Тихо сели не зеваем

И работать продолжаем.

Дорога через лес нас привела к реке.

Преодолеть реку тяжело, ведь река насыщена ненасытными пираньями – одно неосторожное движение и вы рискуете попасть в воду, где за считаные минуты вы превратитесь в скелет. Как же быть? Выход есть – на берегу полно огромных валунов, по которым легко перейти на другой берег. Каждый валун – верно соcтавленная формула вещества или определение валентности элементов в веществе.

Определить валентность элементов в соединениях:

SO 2 , K 2 O, Cr 2 O 3 BaO FeO, SO 3 , As 2 O 5

Зная валентности элементов составьте формул соединений

III II I III I II II II IV I III II I II

Al S, Na P, Ag O, Mg O, Si H, B O Na S

А вот и море на нашем пути, но чтобы добраться до долгожданного острова, нам необходимо выполнить следующее задание. Я в определенной последовательности буду зачитывать химические элементы, а вы соединяете в определенной последовательности. (соединяя названия химических элементов должен образоваться кораблик)

У нас вышел кораблик, вот на нем мы и поплывем. Загружаемся на корабль.

На верхней палубе произошло небольшое ЧП: смешались физические и химические явления. Их нужно распределить по местам согласно заказанным столикам.


^ Образование инея,

Ржавление железа,

Образование мыльных пузырей

Пожелтение листьев

Горение дров,

Создание ледовых фигур

Взрывы новогодних фейерверков

Корабль приплыл на остров. Высаживаемся на землю.

Мы подошли к самому высокому ущелью. Населенное ядовитыми змеями, через него есть мостик, который охраняет злой великан. Как только путешественник ступает на мостик, великан начинает раскачивать его, пытаясь сбросить смельчака в ущелье. Чтобы избежать неприятностей, необходимо установить равновесие в предложенных великаном уравнений химических реакций


P + Cl 2 →PCl 5

Na + S → Na 2 S

H 2 O → H 2 + O 2

K + O 2 = K 2 O;

Na 2 O + H 2 O = NaOH;

Na + Cl 2 = NaCl;

Al 2 O 3 + Fe = Fe 2 O 3 + Al;

Чтобы достать клад, нам осталось решить этот кроссворд



Итак, мы успешно справились со всеми заданиями, значит, вы нашли клад, который находится в очередном послании Алхимика

Дорогой друг! А теперь я открою тебе секрет: самый настоящий клад – это знания, которые ты добыл сам!

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…