Часть с по истории. Тексты по истории, правление ивана грозного


Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего историю ЕГЭ, участвующего в олимпиаде или творческом историческом конкурсе. Великий Шарль Монтескье отмечал, что «История - это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.

Это разбор заданий к темам курса, посвященным внутренней политике Ивана Четвертого Грозного:

Исторический текст на ЕГЭ по истории

Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории 2018? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из , труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.

Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).

Давай посмотрим, например, как это выглядело в КИМах ЕГЭ по истории 2014. Вас могут попросить просто назвать год, когда происходили описываемые в тексте события, а могут и предложить самостоятельно оценить происходящее, найти нужные характеристики в тексте с помощью контекстного поиска, а могут и на основании собственных знаний попробовать проанализировать причины, итоги описываемого.

Итак, задание из «боевого» КИМа ЕГЭ по истории 2014 части А на работу с историческим текстом. В это задание 6.

И сразу обсудим методику работы с ним! Выделяем ключевые слова — , видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.

Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:

1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху с 1606 по 1610 годы.

2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.

3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.

Итак, ответ 4.

Еще одно задание из КИМов реального ЕГЭ по истории, теперь части 1. Напомним, что в теперь это задание 7:

Также работаем прямо в тексте КИМа , не забываем, что это наш черновик на ЕГЭ. Вычеркиваем события (вернулись в царствующий град , война с германцами) , имена (Сильвестр, Адашев, князь Владимир , царица Анастасия ), которые позволят нам определить описываемый в источнике период времени. Снова мы видим титул Царь, теперь нам дается несколько имен представителей Избранной Рады Ивана Грозного. Итак, в описании период правления Ивана IV.

Теперь подставляем предложенные нам варианты ответов, ищем верные три из них с помощью текста, логики и наших знаний.

Мы видим, что описание событий идет от первого имени, это письмо Ивана Четвертого к Андрею Курбскому, его другу и фавориту, а затем беглому изменнику. Царь пишет о начале Ливонской войны («… с германцами») — так тогда называли рыцарей Ливонского ордена. Интересно, что при работе с такими текстами стоит учитывать то, как называли иностранцев или представителей конкретного народа в России в разные периоды. Так, ляхи — это поляки, фрязь (при Иване III — Василии III) — итальянцы, немцы — вообще все иностранцы в России XVII — XVIII веков. Вариант 1, таким образом, верен, так как и , и начало (1558-1583) пришлись на 1550-е годы.

В тексте также идет речь о присяге («целовали крест не искать себе иного государя» ), и о том, как в ситуации болезни Ивана в 1553 году знать и деятели Рады не пожелали присягать малолетнему первенцу Ивана от его первой и любимой жены Анастасии Романовой (умерла в 1560 году) Дмитрию. Позже он женится еще на 5-6 женщинах (историки спорят…), но разврат с этих пор станет неотъемлемой частью жизни Царя. Итак, мы видим, что ответы 2 и 5 тоже верны.

Теперь проверим себя. Вариант 3 не верен, так как Ливонская война закончилась в 1583 году , а не в 1598. Князь Владимир Старицкий был убит опричниками Ивана Грозного в 1569 году, Царем он, соответственно не стал, после Ивана правил его сын Федор. Вариант 4 не верен. Ну и участники событий текста, как уже было выше сказано, входили в , а не в (это кружок друзей Александра I). Вариант 6 не верен.

И наш ответ, который мы запишем в бланк БЕЗ ПРОБЕЛОВ И ЗАПЯТЫХ 125.

Тексты в части 2 ЕГЭ по истории. Правление Ивана Грозного

В аналитической части 2 ЕГЭ по истории работе с историческим текстом отводится блок заданий 20-22. Давайте посмотрим, как выглядит образец подобного блока заданий ЕГЭ прежних лет (еще с делением на части А,В и С):

Итак, нам предлагают прочитать текст и выполнить три задания. Для начала посмотрим о чем текст? Он рассказывает нам о правлении Ивана Грозного и об итогах его внутренней политики. Особое внимание в отрывке уделяется опричнине и ее последствиям. Отметим, что современные историки оценивают опричнину именно как реформу , хоть и с неудачными результатами.

Теперь, когда мы определили смысл текста, посмотрим на предлагаемые нам вопросы.

Прежде всего обратим внимание, что даже если мы «опознали» сам текст, нам нужно четко придерживаться правил оформления задания и выполнить все требуемые элементы. Так, если от нас требуют написать десятилетиЯ в задании 21 то, например, 1560-е не подойдет. Вспомним, что опричнину Иван Грозный отменил в 1572 году, поэтому мы напишем промежуток 1560-1570-е годы.

Как мы видим, в данном тексте часть всех трех заданий решается контекстным поиском. Здесь от Вас потребуется только внимательность. Не следует думать, например, что ответ к заданию С1 скрыт в начале текста, как Вы видите, здесь он находится в конце. Мы нашли слово ПУТЬ (как и было сформулировано задание С1), и дальше нашли, что первый путь, по мнению историков заключался в форсированной централизации — опричнине . А второй — в реформах Избранной Рады.

Теперь формулируем наш ответ, который мы рекомендуем оформлять наиболее приближенно к тексту, так здесь просили именно с ним поработать.

20. События относятся к 1560-1570-м гг.

Историки рассматривают два пути развития реформ Ивана Грозного:

1) Опричнина.

2) Последовательный и плодотворный путь структурных реформ, по которому шла Избранная Рада.

Далее, посмотрим на задание 22. Здесь ключевое слово, к которому привязывается задание СОПРОВОЖДАЛИСЬ. То есть шли одновременно, а не становились последствием. Это тоже важное умение — отличать факты от их причин и последствий. Авторы перечисляют разорение, разруху, террор, (даты действительно пересекаются), эпидемию чумы.

Более чем достаточно для требуемых трех явлений, но нам нужно выбрать еще как минимум одно на основе знаний по истории (так требует задание). Вспомним, например, что крестьяне центра и северо-запада, разоренных опричниной и войной, массово уходили от своих хозяев на окраины юга, становясь казаками. Это вызовет в конце правления Ивана Грозного временный (а потом и постоянный) запрет перехода к другому владельцу.

Теперь формулируем ответ, отмечаем каждый элемент, не пишем в строчку, так как никто не заставит потом эксперта ЕГЭ при проверке посчитать это за один верный элемент (подстраховываемся от нюансов ручной проверки части 2).

21. Опричнина сопровождалась следующими явлениями:

1) Разорение крестьян и разруха;

2) Террор, убийства бояр, знати, духовенства;

3) Ливонская война;

4) Массовым бегством крестьян на южные границы страны.

Теперь давайте посмотрим, как эксперты проверяют Ваши письменные задания. Они получают критерии ответов, и затем оценивают, насколько близко к ним находятся ответы выпускника. При несовпадении, оценивают логику, кругозор ответа. Поэтому мы и добавили «убийства бояр, знати, духовенства «. Посмотрим, выполнили ли мы критерии:

В критериях мы видим три элемента ответа, которые мы указали. Ливонская война, безусловно, тоже хронологически «сопровождала» войну. Мы претендуем на максимальный балл за это задание — 2. Кстати, за каждое из заданий С1-С3 максимальный балл, который может получить выпускник — 2. Всего этот блок несет в себе 6 первичных баллов , почти 10% всех Ваших баллов ЕГЭ.

И, задание 22 . Здесь ключевое слово для поиска ответов — РЕЗУЛЬТАТЫ (опричнины). То есть это то, к чему ПРИВЕЛА опричнина. Смотрим в текст — утверждение наиболее жестких форм крепостничества, становление деспотического режима, а главное — , системный кризис общества, в котором сошлись все кризисные явления в стране конца XVI века. Запомним, что это и есть главный итог

Прибавим свои знания. Мыслим логично. Террор и убийства могли привести к сокращению населения страны. Не решение властью проблем логично всегда приводит к потере власти доверия со стороны населения (легитимности , как говорят политологи).

Формулируем ответ. Помним, что он должен быть досконально понятен эксперту, проверяющему Вашу работу.

22 . Результатами опричнины стало:

1) Становление деспотического режима;

2) Потеря легитимности власти;

3) Утверждение наиболее жестких форм крепостничества ;

4) Смутное время как системный кризис русского общества.

Снова посмотрим на критерии экспертов:

И снова все верно. Таким образом, подведем некоторые итоги.

Как работать с текстом ЕГЭ по истории?

1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.

2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.

3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.

4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.

5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.

6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.

7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории.

И, как всегда, Ваше домашнее задание. Выполните, применяя Ваши знания, закрепленные сегодня, и полученные умения, задание 7 из ЕГЭ по истории 2014 года:

Как всегда, ваши ответы мы ждем в комментариях к этому разбору и в обсуждениях нашей группы

История в 2020 году является экзаменом по выбору. Подготовка в ЕГЭ по истории, как и подготовка к другим экзаменам в первую очередь требует ответственности, организованности, грамотного распределения времени и сил.

Готовиться к экзамену начинай уже с 10 класса. Чтобы за два года к экзамену иметь хорошую базу знаний.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2020 г. по истории:

  • Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.
  • В задании 25 изменены условия выставления баллов по критериям К6 и К7: баллы по этим критериям выставляются только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 5 баллов.
  • По критерию К6 может быть выставлен максимальный балл – 3, а не 2, как было ранее.

С чего начать подготовку по истории?

1. Теория. Для изучения теории используй дополнительную литературу в печатном и электронном виде, документальный кинематограф, материалы на веб ресурсах. На нашем веб ресурсе в разделе «Задания» собрано свыше 10 типовых заданий, разработанных учителями, на основе демоверсии от ФИПИ (официальный проект) прошлых лет.

Для каждого задания прописано что необходимо знать для его выполнения. направит тебя какие темы необходимо изучить для каждого задания.

Как все это запомнить?

Изобилие дат, названий, имен, событий – это особенность истории. Но как все запомнить и не «растерять» до окончания экзамена?

Существует ряд эффективных способов раскладывать всю необходимую информацию «по полочкам»:

  • Проводите аналогию, визуализируйте, чертите схемы.
  • Прорабатывайте темы только в хронологическом порядке.
  • Составляйте план ответа к каждой из них.
  • Занимайтесь онлайн – на нашем сайте ты найдешь необходимые задания.

2. Решение тренировочных заданий разных видов дает огромный опыт и уверенность в себе. Решай онлайн тесты с ответами по прочитанной теории это поможет усвоить и закрепить тему.

3. Практикуйся в написании сочинения . Оттачивайте свое мастерство и навыки письма. На выбор предоставляется три периода из истории России.

Требования к мини-сочинению:

  • Указать как минимум два процесса, которые относятся к выбранной дате;
  • Следует упомянуть людей, повлиявших или участвовавших в событиях, процессах или явлениях;
  • Необходимо упомянуть причинно-следственные связи;
  • Использовать в сочинении историческую терминологию;
  • Ошибаться в фактах запрещается.

Историческое сочинение должно быть связанным, с правильными логическими умозаключениями.

4. Правильно распределяй время на экзамене.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Экзаменационная работа состоит из двух частей:

  • 1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля);
  • 2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения).

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

  • для каждого задания части 1 – 3–7 минут;
  • для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;
  • для задания 25 – 40–80 минут.

Баллы за каждое задание по истории

Минимальный проходной балл – 32.
Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.

  • 1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.
  • 2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.
  • З балла - 11, 23.
  • 4 балла - 24.
  • 11 баллов - 25.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).

Полный правильный ответ на задания 1, 4, 10, 13–15, 18,19 оценивается 1 баллом ; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов .

Полный правильный ответ на задания 2, 3, 5–9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами ; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом ; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов .

Полный правильный ответ на задание 11 оценивается 3 баллами; если допущена одна ошибка – 2 баллами ; если допущено две-три ошибки – 1 баллом ; если допущено четыре и более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов .

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 20, 21, 22 ставится от 0 до 2 баллов ; за задание 23 – от 0 до 3 баллов; за задание 24 – от 0 до 4 баллов ; за задание 25 – от 0 до 11 баллов . Задание 25 оценивается по .

Помни о времени, плане и тогда ты непременно сможешь сдать ЕГЭ по истории.

Удачной подготовки!

ЕГЭ 2017. История. Практикум. Задания части 2. Гевуркова Е.А., Соловьева Я.В.

М.: 2017. - 96 с.

Практикум по истории России ориентирован на подготовку учащихся старших классов и выпускников к успешной сдаче Единого государственного экзамена. Пособие содержит подробный разбор всех типов заданий части 2, типичных ошибок при их выполнении и комментарии к ним. Пособие также предлагает задания для самостоятельной отработки каждого типа заданий, ответы и критерии оценивания. Книга предназначена преподавателям, родителям, репетиторам, а также учащимся старших классов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Формат: pdf

Размер: 1,5 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 4
Раздел I. Место и назначение заданий с развернутым ответом в экзаменационной работе 5
Раздел II . Задания 20-22 9
Примеры выполнения заданий 20-22
и комментарии к ответам 14
Задания 20-22 для самостоятельной работы 21
Раздел III. Задание 23 28
Примеры выполнения задания 23 и комментарии к ответам 33
Задания 23 для самостоятельной работы 36
Раздел IV. Задание 24 40
Примеры выполнения задания 24 и комментарии к ответам 44
Задания 24 для самостоятельной работы 50
Раздел V. Задание 25 57
Пример задания 25 57
Примеры выполнения задания 25 и комментарии к ответам 71
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 80
Задания 20-22 80
Задания 23 85
Задания 24 90

Среди заданий Единого государственного экзамена задания с развернутым ответом части 2 - самые сложные для выполнения. Они требуют от выпускников не только глубоких знаний по курсу истории, но и целого ряда умений при работе с историческими источниками и другими видами исторической информации, способности анализировать историческую ситуацию, деятельность исторических лиц, умения определять причинно-следственные связи и аргументировать свою точку зрения, позицию по важнейшим историческим проблемам, с опорой на исторические факты и знание историографии давать оценку историческим процессам, явлениям.
Эти глубокие знания и умения формируются в ходе школьного обучения истории, на протяжении многих лет; они являются результатом целенаправленной работы учителей, родителей и, конечно, самих учащихся. Никакое учебное пособие не может сформировать их, если не было этой многолетней подготовки.

Вариант № 1393464

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) первый съезд русских князей в Любече

2) крещение князем Владимиром Святославовичем Руси

3) Грюнвальдская битва

Ответ:

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразовательной деятельности Петра I.

1) коллегия

2) семибоярщина

3) посессионная мануфактура

5) губерния

6) местничество

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Напишите пропущенное понятие (термин).

Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т.д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.

Ответ:

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

A) развитие отношений между Древнерусским государством и Византией

Б) расширение территории в XVI в.

B) реформаторская деятельность Екатерины II

Г) экономические реформы А. Н. Косыгина

1) присоединение к России Астрахани

2) взятие Корсуни войском князя Вла-димира Святославича

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) начало ваучерной приватизации

5) принятие Постановления «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

6) созыв Уложенной комиссии

A Б В Г

Ответ:

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В год 6390 (летоисчисление от Сотворения мира). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил поза-ди, и сам приступил, неся младенца Игорь. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава».

Б) «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему.

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега правил Русью князь Святослав

2) Олег первым из князей подписал выгодный для Руси договор с Византией

3) указанные события относятся к концу IX в.

4) князь Владимир взошёл на великокняжеский престол в Киеве, согласно завещанию своего отца Святослава

5) в летописи говорится о «языческой реформе» князя Владимира

6) «Языческая реформа» потерпела неудачу, но не остановила попыток князя реформировать сферу религии

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

6) ликвидация КГБ

Ответ:

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) ______________ наступательная операция советских войск относится к зиме 1941/42 гг.

Б) ______________ битва закончилась уничтожением окруженной группировки противника 2 февраля 1943 г.

B) ______________ битва закончилась освобождением Харькова.

Пропущенные элементы:

1) Ржевская

2) Ленинградская

3) Ясско-Кишинёвская

4) Московская

5) Сталинградская

6) Курская

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В

Ответ:

Установите соответствие между деятелями культуры второй половины XIX в. и их произведениями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в нём фамилию.

«В ночь на 18 ноября три члена Директории - Авксентьев, Зензинов и Аргунов... были группой офицеров... неожиданно арестованы... Тотчас же, по получению сведений о совершившемся, собрался Совет Министров и, ввиду создавшегося острого положения., решил, взяв всю полноту власти, передать её затем в руки военного, который только один мог поддерживать порядок. Намеченных кандидатов оказалось двое: генерал Болдырев и вице-адмирал ____________. Первый получил, однако, лишь один голос, почему ____________ была вручена верховная власть...

Арестованных чинов Директории ____________ хотел тут же выпустить на свободу, взяв лишь обязательство с них о немедленном выезде за пределы Сибири, на что, однако, арестованные не согласились. Через несколько дней арестованные под иностранной охраной были вывезены в Китай.

Верховным правителем ____________ был признан не сразу. Атаман Дутов, командующий Приамурским корпусом на Дальнем Востоке, генерал Иванов-Ринов, атаман Анненков ему подчинились. Но атаман Семёнов и Калмыков долго боролись против его власти, не желая признавать его, и лишь к лету 1919 года этот вопрос уладился.»

Ответ:

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

2) Висло-Одерская операция

5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль

8) И. С. Конев

9) Ясско-Кишинёвская операция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.

«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.

Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.

Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Описанные события произошли в 1905 г.

4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.

5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.

6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.

Ответ:

Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

Ответ:

Напишите название реки, обозначенной буквой «А», после завершения изображённых на схеме событий.

Ответ:

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», у которого войска, чьи действия обозначены белыми стрелками, одержали победу.

Ответ:

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На схеме изображён ход крупнейшего народного восстания.

2) Участником событий, изображённых на схеме, был казачий атаман Василий Ус.

3) Вооружённые отряды, действия которых обозначены чёрными стрелками, состояли только из казаков и государственных крестьян.

4) У города, обозначенного на схеме цифрой «2», войска, действия которых обозначены чёрными стрелками, одержали крупную победу.

5) Цифрой «3» на схеме обозначено место пленения предводителя вооружённых отрядов, действия которых обозначены чёрными стрелками.

6) После завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа.

Ответ:

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Летний дворец в с. Коломенском

Б) «Капитанская дочка»

В) «Чапаев»

Г) «Домострой»

2) Этот советский кинофильм посвящен событиям Гражданской войны.

3) Данное творение создано в XV в.

4) Данное произведение посвящено событиям Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева.

6) Этот памятник был создан в правление Алексея Михайловича.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Действие картины, изображённой на марке, происходит на X съезде РКП(б).

2) Марка выпущена в период «оттепели» в СССР.

3) Политический деятель, выступление которого изображено на картине, был первым Председателем Совета Народных Комиссаров.

4) На съезде, события которого изображены на картине, был принят Декрет о земле.

5) События, изображённые на картине, произошли в Москве.

Ответ:

Укажите монеты, выпущенные в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором была выпущена данная почтовая марка. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти монеты.

1) 2)
3) 4)

Ответ:

Укажите год, когда была произнесена речь, фрагмент которой приведён в задании. Назовите автора данной речи. Укажите название явления в отношениях СССР с бывшими союзниками по участию во Второй мировой войне, о предпосылках которого говорится в отрывке.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Укажите не менее трёх событий (явлений), непосредственно связанных с полным прекращением явления в отношениях между СССР и Западом, о начале которого идёт речь в тексте.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

1) 1425-1505 гг.;

2) 1762-1796 гг.;

3) 1941-1943 гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Подготовка к ЕГЭ по истории становится более эффективной не только при тщательном изучении материала, но и при предварительном знакомстве с типичными тестами и заданиями части С. Данный раздел сайта поможет будущим выпускникам понять структуру заданий ЕГЭ и подготовить алгоритм решения самых сложных пунктов экзамена. Часть С предполагает ответ в свободной письменной форме, что достаточно сложно для учеников. Формат ЕГЭ включает вопросы по наиболее важным периодам истории России – каждое задание имеет закреплённую за собой научную область. Именно поэтому заранее ознакомленный с несколькими вариантами теста ученик способен выполнить задания на экзамене корректно.

  • - Чаще всего в части А встречаются вопросы о ключевых датах отечественной и всемирной истории, об основных положениях важнейших исторических документов и об общей направленности общественных движений. Практически все вопросы касаются истории ХХ в.
  • - Представлены тезисы ответов на задания уровня С-7 по истории. Для получения высокого балла во время экзамена необходимо взять эти тезисы за основу и на их базе составить подробное изложение событий и обосновать собственное отношение к ним.
  • - Работа с заданиями уровня С-6 предполагает, что экзаменуемый не только опишет действительный ход событий, но и объяснит, какие варианты действий существовали и почему из множества возможностей был выбран именно данный сценарий действий.
  • - Вопросы из части С-5 требуют лаконичных ответов, содержащих сравнение двух исторических явлений. Для удобства подготовки абитуриента ответы представлены в виде таблиц, однако на самом экзамене ответ следует давать в виде связного текста.
  • - Вопросы из раздела С-4 требуют кратких ответов. Абитуриент должен перечислить характерные черты общественного движения, результаты исторического события, партии, сформировавшие правительство и т. п. Ответы должны быть чёткими и исчерпывающими.