Конспект по звуковой культуре звук. Конспект занятие по звуковой культуре речи


Программное содержание:

  • уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з-зь» (изолированно, в слогах, в словах);
  • учить долго и плавно на одном выдохе произносить слова с этим звуком;
  • развивать речевое дыхание и мелкую моторику пальцев;
  • воспитывать любовь к окружающему миру.

Ход занятия

— Ах, какой сегодня чудесный день! (Стук в дверь)

— Ребята, вы узнали нашего гостя. Правильно, это наш друг, Весёлый Язычок. Он хочет пригласить нас на прогулку в лес. Вы хотите погулять с ним? Но сначала нужно сделать гимнастику для язычка.

1 упражнение.
Покусываем кончик, середину, корень языка.

2 упражнение.
«Блинчик»

3 упражнение.
«Заборчик»

4 упражнение.
«Чистим нижние зубки»

5 упражнение.
«Горка»

6 упражнение.
На выдохе поём песенку «з-з-з-з»

— А теперь можно отправляться на прогулку. (Дети встают).

— Идём по тропинке. Тропинка узкая, ступаем друг за другом. Вот мы подошли к поляне. Какие цветы растут на поляне? (Ромашки).

— Давайте покажем цветок с помощью пальчиков, представляя их в виде лепестков. Сначала это будет бутон, в котором находятся лепестки, но вот пригрело солнышко, и бутон раскрылся. Подул ветерок и закачались цветы, запели свои песенки. (Дети показывают цветы).

— Дети, послушайте эту песенку: « З-з-з-з-з »

— Чья это песенка? Правильно, это песенка комара. Изобразим с помощью пальчиков комарика.

Загляделся на ромашку

Зазвенел комар протяжно

«З-з-з-з-з-з»

И зовёт его ромашка:

Залезай ко мне бедняжка

«З-з-з-з-з-з»

Дети комарики за папой летят,

«Зь-зь-зь-зь-зь-зь».

(Дети изображают комарика и звенят).

Комарики покружились и сели на ромашки. Язычок решил сорвать несколько ромашек для своей мамы.

Чтоб ромашки здесь сорвать

Надо нам загадки отгадать.

1. Под кустом таится

И лисы боится. (Заяц)

— Есть ли в слове «заяц» звук «з»? Давайте произнесём «з-з-з-заяц».

2. В сосне дупло,

В дупле тепло,

А кто в дупле

Живёт в тепле? (Белка).

— Есть ли в слове «белка» звук «з»? (Нет)

3. С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык.

С хвостом, а не корова. (Козёл).

Есть ли в слове «козёл» звук «зь»? Давайте произнесём «козь-зь-зёл».

— Мы сорвали несколько ромашек, больше рвать не будем. Пусть поляна будет красивой и нарядной.

— Пока мы собирали ромашки, на полянку пришла козочка-коза, зелёные глаза. Козочка хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Повтори за мной»

За-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за

Уходи домой, коза.

(Дети повторяют за воспитателем).

Поиграли мы с козой и пора идти дальше. Идём по тропинке,и мы попадаем в лес. Идите осторожно, не уколитесь о веточки. Ребята, смотрите, под ёлочкой кто-то спит? (Зайка) Давайте его разбудим, а то он проспит до обеда и не успеет сделать все свои дела. Давайте тихо позовём «З-з-з-зайка» Не слышит. Давайте позовём громче «З-з-з-зайка» (Зайка просыпается и здоровается с детьми.) Раз зайка проснулся, то ему нужно сделать зарядку, а мы поможем.

Раз — присядка,

Два — прыжок.

Это – заячья зарядка.

А зайчата как проснутся

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть

Серым хвостиком вильнуть.

Лапки вверх, лапки вниз

На носочках подтянись!

Лапки ставим на бочок

На носочках скок – поскок.

Прыгать заинька горазд

Он подпрыгнул десять раз.

А кому зарядки мало начинайте всё сначала.

— Вот мы сделали заячью зарядку, а зайке пора бежать. Да и нам пора идти дальше.

— Мы идём по тропинке и приходим в лесную школу. Звери уже ушли домой, так как занятия уже закончились, а учительница Медведица была ещё здесь. «Здравствуйте, дети — сказала учительница- вы зашли ко мне в школу, хотите позаниматься? Я могу провести для вас урок. Вы согласны? Тогда садитесь за столы.

Звенит звонок,

Начинается урок.

Задание: На столах лежат картинки с изображением разных предметов. Надо выбрать те картинки, в названии которых есть звуки «з-зь». (Дети выполняют задание учительницы. Она проверяет выполнение задания, хвалит детей.)

— Нам пора возвращаться в детский сад, так как приближается время обеда, да и Язычку пора домой. А чтобы быстро вернуться, мы превратимся в комариков. Я произнесу волшебное заклинание.

Хлоп – хлоп, топ – топ,

Вокруг себя повернись

В комарика превратись.

— Вот мы и вернулись в детский сад, превратимся снова в детей.

— Дети, понравилась ли вам прогулка? Кого встретили? Кого понравилось изображать? Давайте попрощаемся с Язычком, ему пора бежать домой. Наше занятие окончено.

Линиза Мамбетова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звуки [З]-[З’]»

Конспект занятия по звуковой культуре речи.

Тема: Звук З-Зь

Цель: Знакомство со звуком З. Формирование правильной артикуляции звука З. Развитие мышц речевого аппарата по средствам артикуляционной гимнастики. Учить произносить звук «з» твердо и мягко, громко и тихо. Развитие речевого дыхания и целенаправленной воздушной струи. Развитие фонематического слуха. Правильное произношение звука з-зь в чистоговорках.

Задачи:

обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко громко и тихо; различать слова с этим звуком.

развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Методические приёмы: Дидактическая игра малой подвижности «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?» беседа.

Материал: Картинки - комарик. Картинки на заданный звук. Комарик на ниточке. Большой и маленький комарик. Бубен. Картинки – символы артикуляционных упражнений. Две одинаковые пары картинок.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас и узнать, какие вы умные и послушные. Давайте покажем им, что мы с вами умеем. На занятиях мы учимся говорить. А разговаривать нам помогают губы, зубы и язык. Поэтому давайте, сначала сделаем гимнастику для языка. А помогут нам в этом наши друзья».

Воспитатель достает картинки – символы.

Артикуляционная гимнастика: Бегемотик, улыбочка, заборчик, трубочка, хомячок, лошадка, вкусное варенье.

2. Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, послушайте, кажется здесь еще кто – то есть. Кто это звенит: «ЗЗЗЗЗ».

Достает коробку с комариком. А хотите, я научу наш язычок петь звонкую песенку комара?

Предлагает детям позвенеть вместе с комариком. Озвучивает движения. Объясняет артикуляцию: когда поем песенку комарика, язычок внизу, за нижними зубами, горлышко звенит.

Воспитатель: Давайте все вместе выпустим своих комариков и споём: «З - з - з». Давайте сейчас послушаем, как поют песню комариков мальчики. А у девочек получится так же звонко? Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку, вы звонко запоёте песенку комара, когда опущу – песенку комара запоёте тихо.

Воспитатель: «Комарик хочет поиграть с вами. Давайте мы с вами будем ловить комаров».

Дети вместе с воспитателем поют песенку комарика, а затем «ловят» воображаемого комара ладонями (хлопают).

Воспитатель: «А теперь вы сами превратитесь в комариков, позвените и полетайте. Но как услышите звук бубна, сразу же садитесь на стульчики».

Игра: «Прилетели комарики, сели на шарики».

Воспитатель: «Ребята, комарик на своей спинке принес вам картинки. На картинках нарисованы предметы, названия которых начинаются на звук З».

Воспитатель выставляет картинки на магнитной доске. Дети самостоятельно или с помощью педагога называют слова. Воспитатель уточняет, что все эти слова начинаются на звук З.

Воспитатель «А теперь давайте подуем на комариков, и они полетят».

Дыхательное упражнение: «Комарик на ниточке».

Игра для развития фонематического слуха «Какой комар звенит?»

Воспитатель показывает две картинки: большой комар и маленький комар. Большой комар звенит очень сердито, зло – ззззззз. А маленький комарик звенит ласково, мягко зьзьзьзьзь.

Воспитатель говорит звуки з и зь по очереди вразбивку. А дети делают сердитое выражение лица, если слышат звук з – «песню большого сердитого комара». И улыбаются, если слышат песню маленького комарика.

(Можно дать в руки ребенка картинки двух комаров и попросить поднять нужную картинку, когда услышишь песенку этого комара.)

Комарики устали пусть отдохнут, а мы свами поиграем.

«Один – много».

Я назову один предмет, а ты – много.

Один зонт – много зонтов.

Один зайка – много заек.

Один завод – много? Заводов.

Одна мозаика – много -? Мозаек…

Воспитатель: Молодцы! В музыкальной комариной школе малыши- комары (их ещё можно назвать иначе: вы ребята, а они. (комарята) ,вы ребятишки,а они (комаришки)

Исполняют сложные песенки.

(Чистоговорки:)

За – за – за – идёт коза.

Зу – зу – зу - я пасу козу.

За – за– за – ест траву коза

Зе-зе-зе - дай воды козе.

За-за-за, зя – зя – зя – шалить нельзя.

Зю- зю -зю, зу- зу -зу – не дрозните козу.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Зоя ведет козлят и? … козу!

Зой-зой-зой, зой-зой-зой. Козлята идут вместе с? …Козой!

Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто быстрей подберет пары к своим картинкам?», послушайте правила игры.

1. Разделить все картинки на две одинаковые парные группы. Одну группу картинок положить стопкой на стол рисунками вниз. Другую такую же группу картинок раздать детям.

2. Один ребенок берет картинку из стопки и показывает всем. Называет ее: «У меня гнездо». Другой ребенок, имеющий такую же картинку, говорит: «И у меня гнездо». Оба ребенка кладут свои парные картинки на стол.

3. Заключение.

Молодцы! Давайте ещё раз вспомним и расскажем а, комарик за ваши правильные, ответы, будет подниматься выше и выше слушая вас,

с каким новым звуком мы сегодня познакомились?

(звуком з)

Воспитатель: Как мы ещё назвали этот звук?

(Песенкой комара).

Воспитатель: Как звучит песенка комара?

Воспитатель: «Молодцы ребята. Но наше занятие подошло к концу и комарику пора улетать. Попрощайтесь с ним».

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Ч]» Коммуникация. (Развитие речи) Звуковая культура речи: звук «Ч» Показываю изображение цифры 4. Как вы думаете, что это? Дети называют.

Конспект интегрированного занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Семья» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе по звуковой культуре речи «Семья» Цель: Закреплять у детей знание с согласного.

Конспект по звуковой культуре речи Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №132» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Конспект занятия по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте «Веселые звуки» Программные задачи: Учить подбирать слова похожие по звучанию, определять длину слова. Учить обводит и штриховать. Совершенствовать фонематический.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в первой младшей группе «Звуки [т]-[д]» Программное содержание. Образовательные задачи. Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных согласных звуков «т» «д». Формировать.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в

старшей группе «Волшебный мир звуков»

Цель: Упражнять детей в различении на слух знакомого звука в

Дифференциации звуков З-Ж

слух; Упражнять в отчетливом произнесении заданных звуков; продолжать

учить вычленять из текста слова содержащие тот или иной звук; упражнять в

отчетливом произнесении слов и фраз

Ход занятия:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где

бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня

отправимся в волшебный мир звуков, с помощью фантазия. - А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.). В волшебном мире звуков, так же как и в сказках много разных царств – государств, ведь звуков тоже много.

Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

2. Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

3. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:

У меня смешные рожки,

Шея длинная и ножки.

Я по Африке хожу,

Свысока на всех гляжу. (Жираф)

Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово

Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком С, живет еще

один звук, а какой, угадайте.

2. Это что за зверь лесной


Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц) .

Молодцы, угадали. А вы знаете, с какого звука начинается слово Заяц?.

Правильно..

Вы уже догадались в царство каких звуков мы отправимся?

Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Царство звуков «З и Ж». Вот замок.

А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.

Ой, а где же хозяева? Что - то я не вижу ни кого.

Что же могло случиться?

Стук в дверь. Появляется маленький персонаж.

Воспитатель сообщает детям, что в персонаж принес письмо. Воспитатель читает письмо.

Здравствуйте ребята. злая колдунья заколдовала замок и все звуки З и Ж пропали. Теперь эти звуки не звучат в царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда появятся снова в царстве пропавшие звуки и мы с вами увидим в каком замке живут эти звуки.

Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий.

Как вы думаете, справитесь?

1. И вот первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это

песенка? (комара). Повторите.

А теперь послушайте, чья это песенка –Ж-Ж-Ж? (Жука). Повторите.

А теперь я закрою рот листом бумаги и буду называть звуки, а вы слушайте.

Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если

услышите песенку воды, открывайте кран.

Воспитатель произносит звуки: Ж-З-Ж-Ж-З-З. Дети выполняют задание.

Молодцы, вы расколдовали одну часть замка.

2. Теперь второе задание. Послушайте стихотворение. Нужно в

читает стихотворение

Не хочу ходить в упряжке,

Человеку не служу.

И с рождения в тельняшке

Я по Африке хожу.(4)

Ребята, а теперь послушайте стихотворение Зайчика. Надо посчитать слова

со звуком "З" (3)

Пошел спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзинку Назар.(6)

3. Молодцы, вы расколдовали еще одну часть замка звуков. Ребята, вот жираф и заяц очень любят чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. А вам предлагаю поиграть. Я буду проговаривать чистоговорки, а вы будете повторять под музыку.(металофон)

ЗА - ЗА - ЗА - приближается гроза

ЖА - ЖА - ЖА - ползут два ужа.

Вот молодцы вы все задания выполнили правильно и расколдовали еще одну часть замка.

Давайте немного разомнемся. Физминутка под музыку.

4. А теперь послушайте следующее задание: А давайте сейчас поиграем в игры, и так –игра «Жуки и комары»

Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением комара и жука.

Воспитатель: Ребята рассмотрите свои картинки, у кого нарисован комарик – 1 команда, у кого жуки – 2 команда.

Как жужжат жуки? (жжжж)

А комарики? (ззззз)

1-ая команда придумывает слова, начинающиеся со звука (З, а вторая – со звука (Ж) (дети называют по одному слову на заданный звук) Надо придумать слова, в


которых есть звук З или Ж.

Молодцы, ребята. Посмотрите, вы расколдовали еще одну часть замка и

наши герои уже повеселели. Но у нас еще не все колдовство исчезло. Вы

готовы продолжить?

5. Слушайте следующее задание: Следующая игра - «Найди слово»

Ребята, на столе лежат предметные картинки. Команда комарики выбирают картинки, где есть в слове звук З, а команда жуки выбирают картинки, где есть в слове звук Ж.

Воспитатель: Ну-ка, комарики, летите и все картинки, в названии которых есть звук З, соберите.

А вы, жуки, со звуком Ж. Приготовились, полетели!

А теперь проверим, какие картинки вы выбрали? (проверяют и исправляют)

Воспитатель: Ребята, ну как, понравились вам игры?

Молодцы, вот вы и расколдовали замок.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами играли и выполняли задания на определение звуков З-Ж. А как вы думаете, почему мы вспоминали эти звуки?

Посмотрите на доску, в каком красивом замке живут наши звуки. это

потому, что вы очень хорошо работали и называли все звуки правильно,

колдовство исчезло, и все двери открылись. Но нам пора возвращаться.

Закройте глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Вот мы и вернулись свой детский сад.

Рефлексия.

Ребята скажите куда мы отправились сегодня в путешествие?

Молодцы ребята, вы сегодня активно работали, правильно отвечали, а теперь скажите:

Какие игры вам понравились больше всего?

Что нового узнали?

Конспек разработан для детей старшего дошкольного возраста. В этом конспекте представленно занятие на тему: звуковая культура речи "Веселая прогулка". На занятие дети учаться давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [c],[ш]; упражняются в придумывание слов с определенным звуком, а так же учаться выделять последовательность звуков в простых словах. При этом у детей развивается фонематический слух и восприятие, умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения, развивается общая и артикуляционная моторика.

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивный для ее решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

Программа: «От рождения до школы»

Образовательная область: речевое, познавательное развития.

Тема: звуковая культура речи « Веселая прогулка ».

Группа: старшая

Цель: создание благоприятных условий для формирования звуковой культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

  1. Воспитательные: воспитывать интерес к родному слову, языку, воспитывать культуру речи, общения; воспитывать навыки сотрудничества в игре; совершенствовать умение слушать других внимательно не перебивая собеседника; воспитывать организованность; интерес к результатам своей деятельности.
  2. Развивающие: развивать фонематический слух и восприятие; развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и предложения; развивать общую и артикуляционную моторику; формировать, обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь, внимание, память, сообразительность, любознательность, словотворчество, расширять кругозор, творческие способности.
  3. Образовательные: учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [с] ,[ ш]; упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком; учить детей выделять последовательность звуков в простых словах; у чить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы друг другу.
  4. Здоровьесберегающие: сохранение здоровья детей, повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Активизация словаря: звуки [с] и [ш], каша, машинка, кошка, шорты, шар.

Наглядный материал и оборудование:

Оборудование: разрезные картинки : кота Матроскина, пес Шарик, Язычок, кубик с заданиями, мяч, карточки с заданиями, компьютер, колонки, файлы с чистоговорками.

Демонстрационный материал : иллюстрации, фотографии, картины.

Раздаточный материал : листы бумаги, цветные карандаши.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Алфавит», беседа о звуках.

  1. Организационный этап:

1. Приветствие:

В.: Посмотрите ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровались дети.

Д.: Здравствуйте!

2. Проверка готовности детей:

Ребята, приготовьтесь к увлекательному занятию,

Глаза смотрят увлекательно, а уши слушают внимательно!

Работаем активно, играем позитивно!

3. Мотивация к организованной деятельности детей

Вводное слово воспитателя. Введение игровой ситуации:

В.: Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, умылся, почистил зубы верхние, нижние. Открыл окошко, посмотрел, какая погода. Увидел Язычок, что погода хорошая и решил прогуляться . Увидел Язычок улыбку и трубочку и начал тянуть губки.

Дети выполняют артикуляционные упражнения (в стихах) .

«Улыбка – трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята с горки катаются.

«Качели»

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Покачался он на качелях вместе ребятишками и пошел к себе домой. Решил он попить чаю из чашечки.

«Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим,

Крепче, крепче, крепче.

Скрылось солнце за горой. Дверь он запер на замок, лег в кроватку и умолк. Давайте и мы с вами расслабимся и отдохнем.

«Нам пора передохнуть»

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть

(глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой,

И усталость вся долой.

II. Основной этап:

1. Сообщение темы занятия и уточнение артикуляции звуков [С] и [Ш] - сравнение артикуляционных укладов (использовать карточки-символы) .

В.: Язычок у нас жил в деревне Простоквашино. Он давно не видел своих друзей, Матроскина и Шарика, и вот однажды он пригласил их в гости. (Дефектолог вставляет картинки Матроскина и Шарика на пенопласт) . Пришли они в гости не с пустыми руками, у Матроскина был красивый синий воздушный шар, у Шарика велосипед. Но к несчастью у Матроскина шарик сдулся [Ш-ш-ш-ш], а у Шарика спустило колесо [С-с-с-с]. Но не стоит огорчаться мы сейчас надуем шарик и накачаем шину колеса.

В.: - Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем закреплять?

Д.: - Сегодня мы будем закреплять и правильно произносить звуки [С] и [Ш] .

В.: - Правильно [С] и [Ш]. Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки , слышать и проговаривать .

(На наборном полотне выставить с помощью детей карточки-символы , уточняющие артикуляцию звуков [С] и [Ш] ) .

В.: - Звук [С] - согласный , твердый, глухой, губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы.

- Звук [Ш] - согласный , всегда твердый, глухой, губы вытянуты вперед и округлены, язык принимает форму чашечки , находится вверху.

2. Игра «Замени звук »

В.: я вам буду кидать мяч и буду говорить слог со звуком [С] , а вы замените на звук [Ш] , например са – ша.

Со – Шо Су – Шу Сы – Шы Си – Ши

Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру « Звуковой кубик » .

3. Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два-туда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Раз, два заниматься нам пора!

  1. Игра « Звуковой кубик »

Дети встают вкруг и по очереди бросают кубик на пол, и если на грани кубика выпадает картинка с шариком – дети придумывают слова со звуком [Ш] , а если выпадет картинка с насосом – дети придумывают слова начинающие со звука [С] .

В.: Что-то наши друзья заскучали, давайте вместе песенки споем. (Включает компьютер с песенками-чистоговорками)

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су – и живет она в лесу

Сы-сы-сы – много дела у лисы

Со-со-со – она крутит колесо

Ша-ша-ша – наша Маша хороша

Шо-Шо-Шо – рисует Маша хорошо

Шу-шу-шу – свежим воздухом дышу

Ши-ши-ши – каши ешьте малыши

  1. Игра «Исправь ошибку»

В.: Внимательно послушайте предложения, и найдите ошибку.

Мама положила кассу – Мама положила кашшу

У Вадима красивая массинка – У Вадима красивая машшинка

Максим надел ссорты – Максим надел шшорты

У Вани рыжая косска – У Вани рыжая кошшка

Молодцы дети! Ой, как интересно Матроскину и Шарику. А давайте покажем нашим друзьям, как мы хорошо слышим слова. Сколько всего звуков в слове ШАР , СОМ.

Д.: В слове шар первый звук – Ш , Второй – А, и третий – Р. Всего- три звука .

III Заключительный этап:

1. Подведение итогов. Рефлексия:

В.: Какие вы у меня молодцы! Матроскин говорит ребята, что им пора уже домой. Зато что вы надули ему шарик, а Шарику накачали шину, они дарят вам свои картинки-раскраски. (Дарит раскраски кота и пса) . Давайте скажем до свидания, и приходите к нам еще в гости.

Д.: До свидания!

2. Оценка деятельности воспитанников:

В.: Молодцы ребят! А что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?


Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.

Цель : обучение правильному произношению звука Ч .

Задачи :

Познакомить со звуком Ч , уточнить произношение звука Ч в изолированном виде, в словах;

Развивать фонематический слух , память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание;

Закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах;

Воспитывать желание научиться правильно произносить звук Ч.

Методы и приёмы : словесные (художественное слово, объяснение, указание) ; игровые (артикуляционная гимнастика, игра на запоминание).

Наглядный материал : картинки с изображением предметов со звуком Ч , карточки для раздачи с рисунками, имеющими звук Ч, интерактивное оборудование.

Ход занятия :

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким, вы догадайтесь сами, послушав внимательно стихотворение:

Ручеек

Ручеёк, ручеёк,

Дай водички на чаёк.

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче.

Пить с печеньем,

С калачом,

И пирог испечём!

И, сверкая

Под лучами,

Засмеялся родничок,

Быстро прыгнул

С камня в чайник, -

Дал водички на чаёк!

Какой звук часто повторялся в стихотворении? Верно, звук ч, а это его «портрет» (показываю символ звука ч). Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук ч.

Для того чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика на слайдах

Чики - чики - чики - чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй - не ошибись.

Ребята, чтобы правильно и четко произнести звук ч, округлим губы и слегка выдвинем их вперед, верхние и нижние зубы держим на близком расстоянии друг от

друга, широкий кончик языка ударяется в передний край нёба, посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту.

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Ребята, у каждого из вас есть картинка, назовите предмет, который нарисован у вас на картинке. Есть ли в этих словах звук Ч?

Физкультминутка

Что-то засиделись мы ребята, пойдемте, порезвимся.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг - миг,

Мы плечами чик - чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора!

Автоматизация звука Ч в словах

Следующая наша игра называется «Лабиринт». Посмотри на картинку, ты должна называть слова в определенной последовательности, согласно стрелочкам. Не забывай правильно произносить звук Ч.

Какое слово будет первым? (Это слово «врач».)

Развитие зрительного внимания

Игра «Чего не стало?» (на слайдах)

Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Посмотри на картинки еще раз, теперь уже на компьютере. Запомнила их расположение?

Закрывай глаза, только честно! Открывай. Посмотри, чего не стало?

Итог занятия

Какие же вы сегодня молодцы! Спасибо, дети, вы меня очень порадовали, мне было приятно с вами работать! С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие слова со звуком Ч вы запомнили?