Конспект од в старшей логопедической группе по звуковой культуре речи. Конспект НОД в старшей группе по звуковой культуре речи


Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ц

Цель: закрепить правильное произношение звуков с-ц, учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; воспитывать умение слышать ударное слово в рифмовке; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
Ход занятия.
Воспитатель произносит звуки с и ц, спрашивает, чья песенка с (воды) и чья ц (белочки).
— Давайте договоримся,- предлагает педагог,- если вы услышите звук с, делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук ц, махните правой рукой, как белочка машет своим пушистым хвостом (делает движение кистью правой руки вправо).
Затем воспитатель произносит то звук с, то звук ц (губы он прикрывает листом бумаги). Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками (мальчики контролируют), только мальчиками, только детьми, сидящими за первыми столами, за последними столами и т. д. Воспитатель продолжает занятие:
— Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите-ка, какой звук слышится в слове солнышко, в словах цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец.
Затем дети сами называют слова со звуком ц (за правильный ответ дается фишка).
Далее педагог предлагает детям послушать стихотворение:
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Все уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица,
Над цветком пчела кружится.
(Я. Щеголев. Ранним утром)
Спросив у детей, понравилось ли им это стихотворение, воспитатель читает его еще раз. Предлагает помочь ей прочесть 2 первые строчки. Затем педагог ставит на свой стол 3 одноцветные пирамидки и одну двухцветную. Объясняет, что в прочитанном отрывке есть 3 слова со звуком с. Читает начало стихотворения еще раз. Дети называют слова солнце, встало, поднялось. Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука — с и ц (солнце). За правильный ответ педагог дает двухцветную пирамидку.
Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц (птица, цветком) и получают в награду фишки. Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение:
Все уснувшее проснулось.
Все уснувшее проснулось.
Все уснувшее проснулось.
Дети называют ударные слова (подчеркнуты в тексте).
— Жили-были три цыпленка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып,- рассказывает далее воспитатель. Просит повторить имена цыплят. Предлагает:
— Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: жили-были три цыпленка. А вы продолжайте: Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, и вы будете называть имена цыплят в таком же темпе, потом скажу еще быстрее и совсем быстро. (Упражнение повторяется дважды.)
А теперь проведем соревнование «Чей ряд победит?». Я буду говорить жили-были три цыпленка в разном темпе, а вы так же быстро или медленно называть имена цыплят, но не все вместе, а по рядам — тот ряд, на который я укажу.
А сейчас будут соревноваться между собой девочки и мальчики. Вы должны придумать как можно больше слов, похожих на слова хоккеист, футболист, — формулирует педагог новое учебное задание. Дети по очереди называют слова. За правильный ответ дается фишка.
В заключение воспитатель предлагает сказать, какие звуки дети учились различать. Отмечает тех, кто работал на занятии особенно продуктивно.

В.В.Гербова, «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», М., 1984.

Здравствуйте ребята!

Смотрите на картинки и выполняйте за мной…

За нижнюю губу заложен язык.

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

За верхнюю губу заложен язык

Бульдог уступать никому не привык.

Обезьяна и бульдог

Всем покажет язычок.

Вот толстяк надует щеки

И, наверно, руки в боки

Вот худышка щеки впали:

Видно есть ему не дали.

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как большой самовар

Молодцы ребята, теперь приступим к занятию.

Ребята, сегодня мы будем изучать звуки [с]и [ц], и научимся их различать.

Скажите, как пищит цыпленок?

Цып, цып, цып…

А, как движется змея по траве?

Давайте, ребята, вспомним, чем же эти звуки отличаются в произношении и артикуляции.

Обратите внимание на артикуляцию звука [с]. Какие у нас губы?

Губы улыбаются.

А как расположены зубы?

Как расположен кончик языка?

Кончик языка упирается в нижние резцы.

А списка языка?

Приподнята к небу.

Как мы можем показать расположение языка при произношении звука [с]?

Вот так.

Воздух, какой?

Холодный.

Теперь посмотрите звук [ц]. обратите внимание на артикуляцию звука [ц], какие губы?

Губы улыбаются.

А как расположены зубы?

Между зубами небольшое расстояние, зубы обнажены.

Кончик языка упирается в нижние резцы. А спинка языка?

Передняя часть спинки языка поднимается к верхним зубам, с которыми производит смычку.

А как мы покажем руками?

Боковые его края прижаты к коренным зубам, звук заканчивается щелевым элементом, как при звуке [с"], который звучит очень кратко.

А воздух, какой?

Холодный.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Вы, наверно, устали, давайте, проделаем физкультминутку:

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири,

Тень-тень-тень!

Молодцы, вот и отдохнули, теперь можем продолжать наше занятие.

А теперь я проверю, насколько хорошо вы произносите звуки. Повторяйте за мной.

Сэ-са-си-су

Си-сэ-су-са

Су-си-сэ-са

Са-су-сэ-си

Хорошо, а теперь эти слоги…

Цо-цы-це-ца

Ца-це-цы-цо

Прочитайте слоги и звукосочетания парами.

Са-ца Ца-са Аса-аца Исы-ицы

Со-цо Цо-со Осо-оцо Осе-оце

Сы-цы Цу-су Усу-уцу Усе-уце

Назовите картинки, которые изображены на доске.

Спица, лисица, синица

Гусеница, столица, цыпленок

Огурец, самолет, самокат.

Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов.

Цвет-свет, цел-сел, светик-цветик.

Ребята, я вам буду говорить предложения, а вы договаривайте пропущенные слова.

Курица зовет ….

Сахар хранится в …

Москва – …. Нашего государства

Детеныш птицы называется …

Молодцы ребята.

Ребята, какие слова звуками [с]и [ц] вы запомнили?

Чем мы занимались на занятии?

Что больше всего понравилось?

Все молодцы! Занятие окончено.

Марина Труфанова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] - [ц]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи .

Тема : «Дифференциация звуков [с] , [ц]» .

Программное содержание :

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с] , [ц] на слух и в собственной речи , отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками .

2. Упражнять в определении позиции звука в слове .

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса , совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование : магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки : слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы : огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка» .

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

С какого звука начинается слово «слон» ? (с)

А теперь произнесите звук с протяжно . На что похоже? (на звук сдувающегося шарика )

- Давайте покажем : вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с .

Придумайте слова, в которых есть звук с . (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

А теперь послушайте другую загадку :

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

С какого звука начинается слово «цапля» ? (ц)

Попробуйте громко произнести звук ц . (Произносят)

На что похож этот звук ? (Как стрекочет кузнечик)

Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Придумайте слова со звуком ц .

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц .

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

С каким звуком чистоговорка ? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

С каким звуком чистоговорка ? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц . А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах . На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол» .

Пальчиковая гимнастика «Ножницы» .

Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы» .

Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки

В слове стол где находится звук звук с ? (в начале слова)

(в первое)

Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Ребята, отгадайте загадку :

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В слове заяц где находится звук ц ? (в конце слова)

Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка .

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек» .

А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек» . У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц . Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

Послушайте и повторите скороговорку :

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

12. Подведение итогов :

С какими звуками мы сегодня работали ?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш .

МБОУ «СШ № 2 г.Вельска» структурное подразделение

«Детский сад № 6 «Искорка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности старшей группе по звуковой культуре речи

Тема: «Дифференциация звуков [ц] - [ч]»

Подготовила:

Паниш

Татьяна

Николаевна

Конспект НОД в старшей группе

по звуковой культуре речи.

Тема: «Дифференциация звуков [ц] - [ч] ».

Лексическая тема: «Перелетные птицы»

Цель: закрепление правильного произношения звуков ц-ч, учить детей дифференцировать эти звуки.

Задачи:

    Закрепить представления о перелетных птицах.

    Развивать фонематический слух детей.

    Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику, координировать речь с движением.

    Развивать общие речевые навыки (чёткость дикции, правильное звукопроизношение).

    Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

    Воспитывать отзывчивость и дружелюбие и умение работать в парах.

Предварительная работа:

Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; «Мнемотаблицы», моделирование.

Материал к занятию:

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц, ватман с изображением дерева.

Ход занятия:

Организационный момент.

Я дрозд и ты дрозд.

У меня нос и у тебя нос,

У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие,

У меня губки сладенькие и у тебя губки сладенькие.

Мы два друга, мы любим друг друга.

Ребята, у меня на телефон пришло смс- сообщение . Присаживайтесь и послушайте его, пожалуйста.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»

В-ль: От кого пришло сообщение? Послушайте мою загадку и назовите отгадку!

Особа всем известная, она крикунья местная (ворона).

Поможем расколдовать птиц?

Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

1-ое задание от вороны: четко повторит скороговорку: «У черной курицы четыре цыпленка», а теперь скажите, какие звуки в ней повторяются. (выделяю голосом). На что похож звук [ч] – на звук поезда (чух-чух), звук [ц] – «тихо» - не шуми (палец к губам).

Игра: «Поймай и покажи».

Для того, чтобы расколдовать птицу грач, мы поиграем с вами в игру «Поймай и покажи». Я называю слово, если в нем вы услышите звук [ч] – мы едем на поезде, звук [ц] – показываем «тише не шумите».

Слова: чайник, огурец, чародей, бочка, цыпленок, мяч, танец, калач, пицца.

Вот и расколдовали мы грача. (Найти грача из группы птиц, вывесить на ковролин).

Игра «Большой-маленький»

Ребята, следующим заданием мы расколдуем скворца! Нам нужно назвать все картинки, например: большое кольцо – маленькое колечко. (чашка, огурец, яйцо, цветы, заяц, овца, птица - скворец).

Вот и скворец!

Давайте немножко отдохнем!

Физкультминутка

Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)

Все люди глядели.

Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились

Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)

Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)

Песенки запели.

Физкультминутку провели и ласточку мы сберегли! (выкладываю картинку)

Но еще не все птицы расколдованы.

Чистоговорки проговори, цаплю освободи!

Сейчас я буду вам говорить чистоговорки, а вы будите за мной их повторять.

    Ца-ца-ца – курица.

    Чи-чи-чи – грачи.

    Ча-ча-ча – чайка.

    Цы-цы-цы – цыпленок.

    Чи-чи-чи – чижи.

Теперь и цапля свободна! (вывешиваю на ковролин)

Ребята, мы с вами много птиц расколдовали, но не всех! Что же нам делать? Задания закончились от вороны! (предложения детей) Мы из волшебного квадрата сделали замечательных птиц, а ворона сидит на волшебном дереве и не догадывается, что оно нам может помочь расколдовать их. Я предлагаю посадить наших птиц на волшебное дерево и они будут свободны?! (ответы детей)

Смотрите, ворона – то расстроилась, что она ни чем не смогла нам помочь! Давайте сделаем ей приятный сюрприз? (ответы детей) Я предлагаю сделать ей подружку ворону.

Ф. И. ребёнка: Тимур Х.

Возраст ребёнка: 5 лет 10 месяцев
Логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии
Тема: дифференциация звуков [ц]-[с].

Цели:

образовательные

Закрепление представлений о правильной артикуляции звуков [ц] и [с];
- уточнение представления о буквах Т и Ч, обозначающие звуки: [ц] и [с];

коррекционно-развивающие

Развитие подвижности артикуляционного аппарата на материале артикуляционной гимнастики;
- дифференциация звуков [ц] и [с] в артикуляционном плане;
- совершенствование фонематического слуха на звуки [ц] и [с];
- развитие навыков фонематического анализа на материале картинок;
- дифференциация звуков [ц] и [с] в чистом виде, в слогах, словах и предложениях, тексте;

коррекционно-воспитательные

Воспитание навыка самоконтроля за речью;
- воспитание критического отношения к дефектам речи.

Оборудование:
Картинки: картинки с артикуляционными упражнениями, картинки со звуками [Ц], [С], иллюстрации к рассказу; зеркало

Ход урока

Этап

Работа учен.

Орг. момент

Здравствуй, Тимур!

Артикуляционная гимнастика

Возьмем в руки зеркало и выполним упражнение «Улыбка», «Трубочка»,

«Забор» (улыбнуться, показать верхние и нижние зубы); «Окно» (открывать рот из положения «Забор») «Мост» («Забор»- «Окно» - язык за нижними резцами расположить плоско. Удержать до 5)

Выполнение упражнений

Поем звук а (слушаем внимательно и вместе со мной поем звук [а]). Как куклу укладываем спать?

Пропевка звука [а]

Работа над мимической мускулатурой

Сейчас посмотри на клоуна и догадайтесь, какое у него настроение и покажите его (веселое, грустное, злое, строгое). Детям предлагается назвать это состояние и показать самим.

Ребёнок говорит, какое настроение

Развитие мелкой моторики

1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик ягоду нашёл,

Этот пальчик побежал,

Этот пальчик заскучал,

1, 2 ,3, 4, 5-в домик спрятались опять.

Выполнение гимнастики для пальцев рук

Развитие фонематического слуха

Послушай загадки, скажите мне отгадки. Какой первый звук звучит в отгадке?

Был белый дом, Чудесный дом.

И что-то постучалось в нём.

И он развился, и оттуда

Живое появилось чудо...(цыпленок )

(показ картинки)

За веревочку коня,
В горку я тащу.
Ну а с горки быстро я,
На коне лечу. (Санки)

Сегодня мы будем изучать и различать звуки [ц] и [с].

Сравнительный анализ артикуляции звуков

Характеристика звуков

С помощью зеркала расскажем про артикуляцию звука [с], [ц]

Произнесём звук С, что делают:

Губы в улыбке

Зубы сближены

Язык кончиком упирается в нижние резцы.

Воздушная струя встречает преграду,

Язык - кончик языка сначала вверху, потом резко падает вниз.

Спинка языка прямая

(подчеркнуть отличия между звуками в артикуляции - положение языка)

Характеристика звука С, Ц.

Согласный, глухой, может быть мягким или твердым.

Согласный, глухой, твердый.

Ответы ребёнка

Дифференциация звуков в словах (развитие фонематического слуха)

Если услышишь слова со звуком С, то поднимаете руки вверх, если услышишь слово со звуком Ц, то присядь.

Лиса, цапля, автобус, ананас, мыльница, пятница, полоса, сон.

Выполнение задания

Физминутка

Вот красавица лиса, хитрые у неё глаза (Перекаты с пятки на носок, стоя на месте ).

Вот проснулась, потянулась

(Потягиваются, прогибают спину).

Повернулась (Тянуться за руками вправо-влево).

Притаилась под окном (присесть, «ушки на макушке»)

Хочет знать, кто пришёл.

Дифференциация звуков в словах

Сейчас внимательно посмотри, назови и подумай какой звук встретился в картинке (можно определить место звука в слове): курица, лиса, сани, цыпленок, цирк.

Составление схемы слов. Проверка.

Отработка грамматической категории - число

Выполнение предложенных заданий

Дифференциация в предложении

Составь предложение со своей картинкой.

Курица бегает на полян

Дифференциация в тексте

Сейчас мы с тобой составим рассказ

Беседа по вопросам, пересказ текста по картинкам

Курица и цыплята гуляли на траве. Цыплята увидели лису. Курица и цыплята побежали в курятник (картинки: курица с цыплятами, поляна, лиса, курятник)

Где гуляли курица и цыплята? Кого увидели цыплята? Кто побежал? Куда они побежали?

Выполнение задания

Какие звуки мы сегодня различали на уроке? В чем отличия этих звуков?

Оценка работы

Тимур, ты сегодня старался, молодец!

Дом. Работа

Дома нужно сделать артикуляционную гимнастику и нарисовать картинки, которые начинаются со звуков [с],[ц]

Санникова Юлия Сергеевна, ЦПМСС СО "Эхо", учитель-дефектолог

Чтобы скачать материал или !