План рассказа капитанская дочка по всем главам. Cочинение «Исторический план написания «Капитанской дочки


С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над "Историей Петра") и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась "История Пугачева". Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? "В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании" – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия "жанр" в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В "Капитанской дочке" писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: "Капитанская дочка" – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев "шайкой", "разбойниками", а Пугачева – "бродягой", "самозванцем"; он осуждает "русский бунт". В этом заключается сходство Гринева с автором.

Сегодня в читательском дневнике сделала отметку о Капитанской дочке Пушкина. С книгой Пушкина Капитанская дочь я познакомилась недавно и вам советую, ведь произведение Александра Пушкина Капитанская дочка увлекает настолько, что забываешь о времени, ну а те, кто полные произведения не любит, можно познакомиться с Пушкиным и его Капитанской дочкой, прочитав . Именно, с Пушкиным и его Капитанской дочкой в кратком пересказе мы и предлагаем познакомиться ниже.

Пушкин Капитанская дочка краткое содержание

Чтобы было просто и легко знакомиться с произведением Пушкина Капитанская дочка, чтобы узнать сюжет и по необходимости написать по произведению Пушкина Капитанская дочка сочинение, нужно прежде всего прочитать работу автора. Но так как многие школьники ленятся или попросту мало у них времени на прочтение произведений в полном объеме, предлагаем знакомиться с Пушкиным и его Капитанской дочкой в кратком содержании по главам, а начинается произведение со знакомства с главным героем Петром Гриневым, от чьего лица и ведется пересказ. Сам Петр родился в многодетной семье, но по некоторым причинам все дети в семье погибли, выжил только лишь он один. Воспитывался мальчик слугой, но со временем родителям показалось, что их сын недостаточно образован и решают прислать из Москвы француза, что обучил бы мальчика языку. Вот только приехал обычный парикмахер, да еще и обольститель, что ведет аморальный образ жизни, за что и был выгнан из семьи Гриневых.

Глава 1

Еще в детстве мальчиков записывали в полк, что и сделал отец Петра, записав сына в Санкт-Петербургский полк, однако, когда время пришло, отец Петра передумал отдавать в столицу, уж лучше в Оренбургскую губернию, где сын не будет повесничать. С сыном Гринев отправляет и слугу. По дороге в Оренбургскую губернию, Петр со слугой заходят в кабак, где Петр проигрывает партию в бильярд Зурину, который немедленно требует отдать долг. Слуга, у которого и были все деньги, отказывается платить. Но Петр настоял на своем, считая долгом чести оплатить задолженность.

Глава 2

Отдав долг, Петр обещает слуге Савельичу больше не ввязываться в подобные дела, но не долго музыка играла. В этот раз из-за легкомыслия Петра Гринева, ямщик, Савелий и он попадают в буран. Им помогает выбраться из заснеженной степи прохожий. Все вместе они добираются до избы, где Петр хочет отблагодарить. Однако слуга не дает денег, тем более, что только недавно он проиграл большую сумму. Петр отдает свой тулуп.

Глава 3

Гринев прибыл на место назначение и побывав на аудиенции у генерала, был отправлен на службу в гарнизон, что был в отдалении. Здесь герой наш знакомится с городком, что больше был похож на поселение. В сорока верстах от Оренбурга располагалась Белгородская крепость. Петр знакомится с бытом проживающих, которые и ремеслом занимались, и рыболовством, и охотой, и земледелием. На плацу проходили тренировки. Петр, осматривая округу, не доволен своим местом, радует только то, что у коменданта добродушная семья, правда, совсем устои отличаются от тех, что были в доме Гриневых. У него мать была тихой и только и делала, что рыдала, когда видела несправедливость со стороны отца Петра. Здесь же, в семье Мироновых, заправляла женщина, которой все домочадцы подчинялись.

Петр поселился в квартиру казака Кузова, который просто обязан был взять к себе квартиранта, ведь ему нужно было компенсировать ущерб, что был им причинен Мироновым.
И вот потянулись однообразные дни в крепости. Здесь Петр знакомится с Швабриным, который постоянно нелестно отзывался о капитанской дочери Маше, но вскоре Петр понял, почему Швабрин так поступал, ведь он просто хотел оклеветать Машу в глазах Гринева по причине того, что сам положил глаз на дочь Мироновых. Швабрин постоянно наговаривал на девушку, но, когда Петр познакомился с Машей, то понял, все разговоры Швабрина лживы. Девушка была милой, нежной честной, правда, без приданного, но, как говорили ее родители, а вдруг кто-то и возьмет ее в жены. Петра же все время волновал один лишь вопрос, почему Швабрин все свои разговоры завершал нелестными отзывами о семье Мироновых, в частности, о Маше.

Глава 4

Гринев сближается с семейством Мироновых, одновременно отдаляясь от Швабрина. Петр увлекается Машей и начинает писать ей стихи, однако Швабрин, прочтя стихотворение, советует не стихи отправлять, а что-то материальное дарить. Так, за серьги Маша будет проводить с ним ночи. Разговор перерастает в ссору и друзья назначают дуэль. Узнав о дуэли, Василиса Егоровна отчитала парней, которые притворились, что помирились, но сами же назначили дуэль на другой день. Маша рассказывает о неудачном к ней сватовстве Швабрина и тут все стало на свои места. Однако дуэль была. Петр был бы победителем, ведь был хорошим фехтовальщиком, но отвлекся на приближающегося Савельича и получает ранение в плечо.

Глава 5

Пять дней Петр был в безсознательном состоянии, а когда очнулся, увидел перед собой Машу. Петр понимает, что влюбился в девушку, она отвечала взаимностью. Он пишет домой, где сообщает о своем решении жениться на капитанской дочке.

Однако Гринев от отца получает гневное письмо, ведь каким-то образом он узнал о дуэле. Он против свадьбы. Петр пришел к выводам, что о дуэли сообщил Савельич, но и тому было прислано гневное письмо и всем становится понятно, о дуэли мог сообщить только Швабрин. Несмотря на отказ отца в благословении, Петр все равно намерен жениться на Маше, но та не хочет тайной свадьбы. Маша отдаляется от Петра, а тот в свою очередь понимает, что без девушки ему жизнь не мила.

Глава 6

В крепости Белгорода начинаются беспокойства, ведь идет речь о бунтовщиках, которые планируют напасть на крепость и генерал приказывает Миронову подготовиться к защите. Некий Емельян Пугачев, который назывался Петром Третьим наводит по окресностям ужас. Ходят слухи, что он уже захватил несколько крепостей и вот уже на пути к Белгороду. Так как защищать крепость в принципе некому, Миронов хочет отправить жену и дочь в Оренбург, но жена не хочет покидать мужа, а дочь не успевает выехать.

Глава 7

Пугачев уже у стен крепости, вместе с ним несколько казаков, что примкнули к повстанцам. Пугачев предлагает сдаться без боя, но получив от Миронова отказ, взял крепость приступом. По приказу атамана, Игнатьича и Миронова, а также Гринева, который отказывался присягнуть на верность, решают повесить, но, благодаря Савельичу, Гринев был помилован. Пугачев также убивает и жену Миронова.

Глава 8

Гринев же переживает за Машу, которая не успела покинуть крепость и сейчас, переодевшись, находится в доме попа. Если ее найдут, то и ей не жить. Между тем, к себе Пугачев вызывает Петра и между ними происходит беседа. Пугачев дарует свободу Гриневу.

Глава 9

Пугачев отправляет Петра с вестями в Оренбург, где он должен сообщить о наступлении Пугачева. Гринев со слугой отправляются в путь, покинув стены Белгорода. В это время Пугачев отправляется на дальнейшие подвиги, а Швабрина назначает в крепости комендантом. Маша заболела и находится в бредовом состоянии.

Глава 10

В Оренбурге Петр рассказывает о произошедшем в Белгороде и говорит о том, чтобы наступать на Белгород, но все военные против, они проголосовали на совете за оборону города. Далее описывается осада города, голод жителей. Петр получает известие от Маши о том, что ее держат в плену и Швабрин вскоре на ней женится. Петр просит войско, чтобы спасти девушку, но ему отказывают, тогда он решается идти самостоятельно.

Глава 11

Петр направляется в Белгород, но попадается людям Пугачева. Ему устроили допрос, где он рассказал о всех своих намерениях. Пугачев с Петром едут в Белгород. По дороге Петр от Пугачева узнает о том, что тот хочет идти на Москву. Гринев просит сдаться Пугачева, но тот уверен, что уже поздно и пусть случится то, что должно было случиться.

Глава 12

Швабрин же держит девушку на воде и хлебе, но когда приехал Пугачев, приказал отпустить девушку. Швабрин прибегнул к последней попытке, сказав, что это дочь бывшего коменданта, но и этот аргумент не сработал. Как говорил Пугачев, помиловать, значит помиловать и отпустил Петра с Машей.

Глава 13

Петр решает ехать с Машей домой, но по пути встречает подоспевшее на подмогу войско, которое должно остановить бунт мятежников. В начальнике Петр узнает Зурина, которому он когда-то проиграл сто рублей. Зурин предложил остаться и Петр соглашается. Саму же Машу с Савельевичем отправляет к родителям. Наконец Пугачева поймали, бунт подавили. Петр с нетерпением ждал встречи с Машей, но тут прибывают солдаты и его арестовывают отправив дело о Пугачеве в суд.

Глава 14

Гринева схватили, так как его оклеветал Швабрин, назвав его агентом Пугачева. Петра признали виновным и должны были казнить, но императрица помиловала, сослав Гринева в Сибирь. Услышав обо всем этом, Мария решается ехать к Екатерине Второй и все ей рассказать. По пути ей встретиллась женщина, которой она рассказала свою историю. Как оказалось, это и была императрица. На второй день Машу вызывают на аудиенцию, где она узнает о том, что ее любимого помиловали.

Пугачев был казнен, а Маша и Петр поженились, продолжив род Гриневых.

Пушкин Капитанская дочка главные герои

Познакомившись с произведением Пушкина Капитанская дочка, можно выделить главных героев. Это Пугачев — атаман, который поднял мятеж. Петр Гринев, его возлюбленная Маша Миронова. Второстепенными героями являются Швабрин, комендант крепости Миронов, слуга Гринева Савельич и Зурин.

План

1. Описание жизни Петра. Отправка его на службу.
2. Петр в дороге, проигрыш.
3. Гринев в Белгородской крепости. Знакомство с жизнью крепости.
4. Швабрин и постоянная клевета о Маше.
5. Дуэль Швабрина и Гринева.
6. Ранение Гринева. Любовь между Машей и Петром.
7. Письмо домой.
8. Пугачев у стен крепости.
9. Захват крепости, казнь Миронова.
10. Пугачев отправляет Петра в Ориенбург.
11. Осада крепости.
12. Письмо от Маши.
13. Петр идет спасать девушку.
14. Пугачев отпускает Петра и Машу.
15. Пугачев пойман.
16. Петр и Маша женятся.

Пушкин, Краткое содержание Капитанская дочка, План

3.9 (77.14%) 7 votes

Первый план не стал основой задуманного произведения - явно недоставало фактического материала. Но Пушкин продолжал размышлять о Шванвиче; его больше всего беспокоило обоснование перехода дворянина на сторону Пугачева, и в сентябре 1832 года он записывает новый план.

Характерная особенность этого плана - перенесение событий в провинцию, в края, близкие к месту восстания. Это позволяло описать встречу молодого Шванвича с восставшими: «Шванвичь встречает разбойника вожатого - вступает к Пугачеву». Мотивируется и переход - протест Шванвича против произвола воеводы, который хочет насильно выдать замуж дочь за нелюбимого человека. Шванвич, перейдя к Пугачеву, «предводительствует шайкой, является к Марье Ал. - спасает семейство и всех».

Но и по новому плану работа над романом не была начата - этому помешали неожиданные обстоятельства. В сентябре Пушкин уехал в Москву, где, встретившись со своим приятелем Нащокиным, рассказал ему о новом замысле. Нащокин, со своей стороны, познакомил друга с известной: ему историей белорусского дворянина Островского, у которого богатый сосед беззаконно «отсудил» землю. Островский, в ответ на обиду, возглавил оставшихся с ним крестьян и принялся мстить окружающим помещикам и чиновникам. Сюжет этот заинтересовал Пушкина - он убедительно раскрывал общность интересов обиженного и оскорбленного властью дворянина Островского и его крепостных. В октябре Пушкин уже приступил к написанию романа «Дубровский». И сюжет о Шванвиче был отложен. Но не забыт.

Но к работе Пушкин не приступал; он понимал, что достаточного фактического материала о восстании у него не было: он не знал, как и почему исторический Шванович перешел на сторону Пугачева, чем был обусловлен этот в высшей степени знаменательный факт. Возникла необходимость тщательного изучения документов восстания.

В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к военному министру А. И. Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах военного министерства с документами второй половины XVIII века. Первые материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля. Изучение их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине-пугачевце.

Пугачеву было временным, а присяги - уловкой: при первой возможности они возвращались в правительственные войска. Данное обстоятельство решительным образом опровергало первоначальный план Пушкина изобразить Шванвича как дворянина-пугачевца, перешедшего на сторону восставших по идейным соображениям (сдает крепость Пугачеву, становится его «сообщником»). Впоследствии собранные материалы окончательно прояснили, кто в действительности был Шванвич: офицер, «находившийся в команде Чернышева, имел малодушие пристать к Пугачеву, и глупо ему служить».

В новых материалах внимание Пушкина привлекла фамилия Башарина - армейского офицера, попавшего в плен и помилованного Пугачевым по ходатайству солдат, заявивших, что «он был до них добр и в солдатских нуждах их не оставлял». Башарин служил Пугачеву. Но, верный фактам, Пушкин оставляет мысль написать историю дворянина-пугачевца. В марте 1833 года он пишет новый план, в котором место Шванвича занимает Башарин. Его биография изменяется - он, как и другие офицеры, только в эеменно будет находиться у Пугачева и при удобном случае вернется «к своим».

ет отца Михель-

Вот как выглядел новый план: «Башарин отцом своим привезен в Петербург и записан в гвардию. За шалость сослан в гарнизон. Пощажен Пугачевым при взятии крепости, произведен им в капитаны и отряжен с отдельной партией в Синбирск под начальством одного из полковников Пугачева. Он спаса своего, который его не узнает. Является к сону, который принимает его к себе; отличается про тив Пугачева. Принят опять в гвардию. Является к отцу в Москву - идет с ним к Пугачеву».Знакомство с непосредственными документами восстания привело не только к изменению главного конфликта будущего исторического романа, но и вызвало у автора желание исследовать все обстоятельства, связанные с этим крупным событием русской истории. | Нужно было понять причины восстания, положение крепостных крестьян и казаков, политическую и социальную программу мятежников, характер их военных действий и преобразований, осуществлявшихся на обширных ими занятых территориях. Новый план требовал выяснения многих вопросов, непосредственно связанных с восстанием Пугачева, Пушкину неизвестных. Поэтому план романа пришлось вновь отложить - Пушкин с необыкновенной быстротой принялся писать «Историю Пугачева».

    Роман «Капитанская дочка», опубликованный в четвертой книжке журнала «Современник» за 1836 г., - итоговое произведение Пушкина. «Прощальный» роман вырастал из пушкинских трудов по истории России. С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII...

    Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный...

    Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество...

    Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с разбойником Пугачевым. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот...

Атауллина Нурсиля Мировна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Ташбулатово Урок литературы в 8 классе после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Тема: Урок развития речи в 8 классе Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Цели: - продолжить работу по закреплению умения учащихся работать со сложным планом. - систематизировать знания учащихся по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; - развивать устную и письменную речь учащихся; - подготовить учащихся к написанию сочинения на литературную тему; - воспитывать у учащихся чувство долга, чести, морали (нравственности). Оборудование: плакат «Как писать сочинение», план на доске, тексты, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к произведению

Ход урока I. Организация урока II. Вступительное слово учителя - Ребята, мы закончили с вами изучать одно из интереснейших творений А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Повесть «Капитанская дочка» - это классический образец, о котором Гоголь писал: «…Здесь нет…никакого наружного блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что обозначают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». III. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы должны с вами систематизировать весь материал и подготовиться к написанию сочинения по повести «Капитанская дочка». IV. Актуализация знаний учащихся. Работа с таблицей «Как писать сочинение» Но прежде чем приступить к работе над сочинением, к систематизации материалов, давайте еще раз вспомним, что такое сочинение, какие требования предъявляются к сочинению. Первое условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, - его стройность, подчиненность единой теме и мысли. Одним из распространенных недостатков школьного сочинения является их расплывчатость, отход от темы, общие места. Поэтому необходимо вдуматься в формулировку тем, различать их оттенки. Чтобы определить основную мысль сочинения, можно воспользоваться основным приемом: переформулировать каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать в сочинении. Прежде чем писать сочинение, необходимо составить план. План не самоцель, а своеобразные леса для возведения здания. Его в ходе работы можно перестраивать, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот, сокращать некоторые его пункты. «План необходим, - как писал К.Г.Паустовский, - но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению. Хорошо составленный план поможет не сбиться с пути и последовательно, шаг за шагом, раскрыть тему. Обратите внимание на то, что все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» - переходами. Начало (вступление) сочинения должно ввести читателя в тот мир, о котором вы собираетесь рассказывать. Есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над любым письменным высказываем, в том числе над сочинением, - выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности нашей речи. Сочинение нельзя писать равнодушно. В них должна ясно прозвучать линия вашего отношения к автору, к идее, проблеме, затронутой писателем, к литературным героям, к художественному слову. Писать сочинение нужно от всего сердца, смело высказывать свои взгляды, давать свою оценку и защищать свое мнение доказательствами, отличным знанием литературного материала. V. Знакомство с таблицей «Как работать над сочинением» Как работать над сочинением

СОЧИНЕНИЕ – это один из завершающих этапов работы над художественным произведением. 1. Прежде всего, обдумайте тему и основную мысль сочинения. Помните, каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чем следует написать в сочинении. 2. Определите стиль и продумайте основную мысль сочинения. Что и как вы напишете, чтобы её раскрыть? Составьте, если нужно, план. Все части плана должны быть связаны друг с другом «логическими мостиками» - переходами. 3. Прочитайте первый вариант своего сочинения, раскрыта ли в ней тема и основная мысль? Зачеркните то, о чем можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты не достаточно. 4. Обратите внимание на язык сочинения (выберите точные, емкие, нестертые слова). Удачно ли выражена мысль сочинения. Внесите исправления.

VI. Подготовка к сочинению 1. Беседа Гринев и Пугачев Гринев и Маша Миронова - Я предлагаю вам следующие темы сочинений: 1. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка». 2. Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». 3. «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. 4. Смысл названия повести «Капитанская дочка». 5. Тема дороги в повести «Капитанская дочка». 6. Образ Савельича в повести «Капитанская дочка». - Посмотрите внимательно и, пользуясь Памяткой, соотнесем название темы сочинений с основной мыслью. - Определитесь в выборе темы. - Хорошо. В основном все ребята выбрали тему «Становление личности Петра Гринева». 2. Работа по составлению плана - Какое время отражено в повести? (восстание под предводительством Е.Пугачева, 1773-1775г.г.) - Только ли эта тема раскрывается в повести? (тема любви, семейная тема, тема нравственности) - Как вы думаете, рассказывая о Петре Гриневе, важно ли отметить первую тему? (необязательно, т.к. мы должны заострить внимание на образе Гринева, становлении его характера и взглядов, обратить внимание на нравственную сторону Петруши). - А что такое нравственность? (Определение на доске!!!) Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности - Можно смело утверждать, что почти все произведения А.С.Пушкина целиком посвящены теме нравственности. Недаром эпиграфом к повести служит русская пословица «Береги честь смолоду», а эпиграфом к роману «Евгений Онегин» - цитата из письма, содержащая слова «он обладал особенной гордостью». - Во вступлении я предлагаю вам порассуждать о том, каким должен быть человек, как он должен относиться к Родине, к окружающим его людям, к близким. Вступление не должно быть большим, примерно пять-шесть предложений. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ. - Что хорошего дала Гриневу семья? (отец воспитывал сына строго, был требовательным, гордым. Его решение в семье не обсуждалось. Провожая сына на службу, дает ему наказ (стр. 20), а от матери Гринев перенял мягкость, доброту, ласку, отзывчивость) - Итак, формирование характера начинается с семьи, с воспитания. - Какие черты характера проявил Гринев по отношению к Савельичу, вожатому? (по отношению к Савельичу: чувство совести, стыда; он попросил прощения у человека, который был слугой; относился к себе критично; по отношению к вожатому проявил доброту, бескорыстно подарил ему свой заячий тулуп (стр.29). - А каким Офицером был Гринев? (не стал присягать Пугачеву, не поцеловал у него руку). - Почему? (чувство долга, присягал на верность императрице, не способен на предательство (стр.74-75). - Найдите в тексте повести наказ отца. Прочитаем эти строки. Выполнил ли Петр Гринев наказ отца? - А как Гринев относился к Маше Мироновой? (защитил честь девушки перед Швабриным (стр.40); способен на глубокую любовь: чтобы спасти Машу обращается за помощью к генералу и даже к Пугачеву (стр. 85). - Как Гринев относился к Швабрину? (ненавидит, презирает его). - А почему? (Швабрин предатель, трус, эгоист; потерял честь, его даже презирает Пугачев (стр.98). ЗАКЛЮЧЕНИЕ - это все вы напишите в основной части сочинения. А вот в заключении вы должны сделать вывод, подвести итог: Чему учит Гринев сегодня? (Гринев учит нас правильно, хорошо относиться к девушке, женщине; не слушать сплетни, не верить им, не оскорблять ее. Суметь защитить ее в трудную минуту. А еще Гринев учит нас быть верным присяге. Ведь мы будущие воины и тоже будем давать присягу на верность Родине, родителям). VII. План сочинения. - Посмотрите, какой план у нас получился. I. Тема нравственности в произведениях А.С.Пушкина. II. Петр Гринев на страницах повести «Капитанская дочка». 1. Кто такой Петр Гринев (детство, воспитание). 2. Что хорошего дала Петру Гриневу его семья. 3. «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем…». 4. Гринев – офицер. 5. Любовь в жизни Петра Гринева. 6. Отношение к Швабрину («Мой взгляд вызывал презрение…»). III. Чему учит Гринев читателя сегодня. - Запишите этот план в тетради по литературе. VIII. Итог урока. - Сегодня мы с вами провели большую работу по написанию сочинения на литературную тему. Научились составлять план и отбирать материал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию сочинения. Ваша задача: написать сочинение к следующему уроку.

План пересказа

1. Жизнь недоросля Петруши Гринева.
2. Петр отправляется на службу в Оренбург.
3. Незнакомец спасает Гринева в буран, Петр дарит «вожатому» заячий тулупчик.
4. Знакомство Гринева с обитателями Белогорской крепости.
5. Дуэль Гринева и Швабрина.
6. Петр не получает благословения своих родителей на свадьбу с Машей Мироновой.
7. Жители крепости узнают о приближении войска Емельяна Пугачева.
8. Пугачев устанавливает в крепости свою власть.
9. Швабрин переходит на сторону Пугачева. Мятежник отпускает Гринева, припомнив его заячий тулупчик.
10. Швабрин становится комендантом крепости и принуждает Машу, оставшуюся сиротой, выйти за него замуж.
11. Гринев и Савельич едут на помощь Маше и снова встречаются с Пугачевым.
12. Пугачёв отпускает Машу с Гриневым.
13. Петр отправляет Машу к своим родителям, а сам воюет против Пугачева.
14. Гринев арестован по доносу Швабрина.
15. Маша добивается справедливости у императрицы.

Пересказ

Эпиграф: Береги честь смолоду . (Пословица.)

Глава 1. Сержант гвардии

Отец Петра Гринева вышел в отставку; в семье было девять детей, но все, кроме Петра, умерли в младенчестве. Петрушу еще до появления на свет записали в Семеновский полк. Воспитывает мальчика крепостной дядька Савельич, под руководством которого Петруша осваивает русскую грамоту и учится «судить о достоинствах борзого кобеля». Позже к нему выписывают француза Бопре, который должен был учить мальчика «по-французски, по-немецки и другим наукам», но воспитанием Петруши он не занимался, а пил и гулял. Отец вскоре обнаружил это и выгнал француза.

На семнадцатом году отец отправляет Петрушу на службу, но не в Петербург, как надеялся сын, а в Оренбург. По пути Гринев знакомится в трактире с ротмистром Зуриным, который учит его играть на бильярде, спаивает и выигрывает у него 100 рублей. Гринев «вел себя, как мальчишка, вырвавшийся на волю». Наутро Зурин требует выигрыш. Желая показать характер, Гринев заставляет Савельича, несмотря на его протесты, выдать деньги, и, пристыженный, уезжает из Симбирска.

Глава 2. Вожатый

По дороге Гринев просит у Савельича прощения за свое глупое поведение. В пути их застает буран. Они сбиваются с дороги, но встречают человека, который выводит их к жилью. На постоялом дворе Гринев разглядывает вожатого. Тот разговаривает с хозяином на «иносказательном языке»: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком, да мимо». Гринев видит вещий сон, в котором предсказаны последующие события. Гринев дарит вожатому заячий тулупчик в. благодарность за спасение.

Из Оренбурга старый товарищ отца Андрей Карлович направляет Гринева на службу в Белогорскую крепость (40 верст от города).

Глава 3. Крепость

Крепость похожа на деревушку. Распоряжается всем разумная и добрая старушка, жена коменданта, Василиса Егоровна.

Гринев знакомится с Алексеем Ивановичем Швабриным, молодым офицером, переведенным в крепость за дуэль. Он рассказывает Гриневу о жизни в крепости, язвительно описывает семью коменданта, особенно нелестно отзывается о дочери коменданта Миронова Маше.

Глава 4. Поединок

Гринев очень привязывается к семейству коменданта. Его производят в офицеры. Гринев много общается со Швабриным, но тот ему нравится все меньше, а особенно его колкие замечания о Маше. Гринев посвящает Маше любовные стихи, посредственные. Швабрин резко их критикует, оскорбляет Машу к разговоре с Гриневым. Гринев называет его лжецом, Швабрин требует сатисфакции. Чтобы предотвратить дуэль, по приказанию Василисы Егоровны их арестовывают. Через некоторое время Гринев узнает от Маши, что Швабрин за нее сватался, а она отказала ему (этим и объясняется упорное злословие Швабрина по адресу девушки). Дуэль возобновляется, Швабрин коварно ранит Гринева.

Глава 5. Любовь

Маша и Савельич ухаживают за раненым. Гринев делает Маше предложение. Пишет письмо родителям с просьбой благословить на брак. Швабрин приходит навестить Гринева, признает, что был виноват. В письме отца Гринева — отказ в благословении. Маша избегает Гринева, не хочет свадьбы без согласия родителей. Гринев перестает бывать в доме Мироновых, падает духом.

Глава 6. Пугачевщина

Комендант получает уведомление о разбойничьей шайке Емельяна Пугачева, нападающей на крепости. Василиса Егоровна все выведывает, и слухи о скором приступе распространяются по всей крепости. Пугачев окружает крепость и призывает противника сдаваться. Иван Кузьмич решает отослать Машу из крепости. Маша прощается с Гриневым. Василиса Егоровна отказывается уезжать и остается с мужем.

Глава 7. Приступ

Ночью казаки уходят из Белогорской крепости под знамена Пугачева. Пугачевцы нападают на крепость. Комендант и немногочисленные защитники крепости обороняются, но силы неравны. Захвативший крепость Пугачев устраивает суд. Ивана Кузьмича и его товарищей казнят (вешают). Когда очередь доходит до Гринева, Савельич бросается в ноги Пугачеву, умоляя пощадить «барского дитятю», обещает; выкуп. Пугачев сменяет гнев на милость, вспомнив барчука, подарившего ему заячий тулупчик. Жители города и гарнизонные солдаты присягают Пугачеву. На крыльцо выводят Василису Егоровну и убивают ее. Пугачев уезжает. Народ бежит за ним.

Глава 10. Осада города

Гринев едет в Оренбург к генералу Андрею Карловичу. Чиновники предлагают подкупить людей Пугачева (назначить за его голову большую цену). Урядник привозит Гриневу из Белогорской крепости письмо от Маши. Она сообщает, что Швабрин принуждает ее выйти за него замуж. Гринев просит генерала дать ему роту солдат и полсотни казаков, чтобы очистить Бе-логорскую крепость. Генерал, разумеется, отказывает.

Глава 11. Мятежная слобода

Гринев и Савельич одни отправляются на помощь Маше. По дороге их хватают люди Пугачева. Пугачев допрашивает Гринева о его намерениях в присутствии единомышленников. Гринев признается, что едет спасать сироту от притязаний Швабрина. Разбойники предлагают разобраться не только со Швабриным, но и с Гриневым, а именно повесить обоих. Пугачев относится к Гриневу с явной симпатией, обещает женить, его на Маше. Утром Гринев в кибитке Пугачева едет в крепость. В доверительной беседе Пугачев говорит ему, что хотел бы пойти на Москву, рассказывает Гриневу калмыцкую сказку об орле и вороне.

Глава 12. Сирота

В крепости Пугачев выясняет, что Швабрин издевается над Машей, морит ее голодом. Пугачев «волею государя» освобождает девушку и хочет тут же обвенчать ее с Гриневым. Швабрин выдает, что она дочь капитана Миронова. Пугачев решает: «казнить так казнить, жаловать так жаловать» и отпускает Гринева и Машу.

Глава 13. Арест

По дороге из крепости солдаты арестовывают Гринева, приняв его за пугачевца, отводят к своему начальнику, которым оказывается Зурин. По его совету, Гринев решает отправить Машу с Савельичем к своим родителям, а сам продолжает сражаться. Пугачева преследуют, ловят. Война заканчивается. Зурин получает приказ арестовать Гринева и отправить его под караулом в Казань в Следственную комиссию по делу Пугачева.

Глава 14. Суд

Из-за клеветнического доноса Швабрина Гринева подозревают в том, что он служил Пугачеву. Его приговаривают к ссылке в Сибирь.

Родители Гринева в горе из-за судьбы сына. Они очень привязались к Маше. Маша едет в Петербург добиваться справедливости у самой государыни. В Царском Селе, в саду она случайно встречает императрицу, не зная, кто перед ней, и рассказывает истинную историю Гринева, объясняет, что он попал к Пугачеву из-за нее. Машу вызывают во дворец. На аудиенции императрица обещает устроить судьбу Маши и простить Гринева. Его освобождают из-под стражи.