Красивые места челябинской области. Челябинская область, село Сугояк


Крайне мало. Да и никто, по большому счету, серьезно не занимался исследованием этой проблемы, за исключением лишь нескольких местных краеведов. В статье мы попробуем максимально подробно рассказать об опустевших поселках и селах этого края.

Итак, где находяться заброшенные деревни в Челябинской области? И сколько их всего? Давайте разбираться.

Грустные истории уральских селений

Города растут, деревни - исчезают. Этот печальный процесс в научной среде принято называть урбанизацией. Брутальное, хищное слово… В одних государствах эти процессы проходят менее активно, в других - более интенсивно. Россия - один из мировых лидеров по темпам вымирания села. Вдумайтесь только: ежегодно страна теряет по три своих деревни!

Если пару веков назад селения исчезали в результате наводнений, пожаров и эпидемий, то в наши дни на первый план выходят чисто экономические аспекты. Отсутствие рабочих мест, минимальной инфраструктуры и некомфортная среда проживания - все это гонит людей в близлежащие города. И в первую очередь молодежь. Как результат - в деревнях остаются лишь старики и маломобильные граждане.

К счастью, пока не входит в число лидирующих регионов по количеству оставленных человеком деревень. Таковых здесь и вправду не очень много. Но они все же есть. По словам челябинского этнографа Владимира Теплова, за последние сто лет общее количество деревень в регионе сократилось почти вдвое. При этом больше всего пострадали Троицкий, Октябрьский, Увельский, Сосновский и Красноармейский районы.

Заброшенных деревень в Челябинской области с каждым годом становится все больше. Решение этой чрезвычайно острой проблемы требует значительных усилий как местных властей, так и чиновников более высокого ранга.

Заброшенные деревни Челябинской области: список и карта

Максимально достоверные данные о демографической ситуации в том или ином регионе дают переписи населения. В Российской Федерации последняя такая перепись была проведена в 2010 году. Она насчитала 22 абсолютно пустые деревни на территории Челябинской области. Интересно, что 20 из них опустели в период с 2001 по 2010 год. Каково их общее количество на сегодняшний день, точно сказать невозможно.

Ниже представлен перечень наиболее интересных нежилых населенных пунктов в Челябинской области (заброшенных деревень, опустевших сел и бывших поселков в том числе):

  • Королево (Каслинский район).
  • Мысы (Сосновский район).
  • Анфалово (Красноармейский район).
  • Адищево (Красноармейский район).
  • Малышево (Сосновский район).
  • Сельки (Верхнеуфалейский городской округ).
  • Свобода (Каслинский район).
  • Старое Муслюмово (Кунашакский район).
  • Метизная площадка (Магнитогорск).
  • Шевченко (Троицкий район).

Ниже на карте вы можете увидеть расположение всех заброшенных деревень Челябинской области (фото и описания самых известных из них вы найдете далее в нашей статье). Любопытно, что большая их часть сконцентрирована в северной части региона.

Метизная площадка

С чего начать обзор заброшенных деревень Челябинской области? Метизная площадка - поселок, пользующийся огромной популярностью у всех «сталкеров» данного региона. Он расположен в окрестностях Магнитогорска, прямо посреди старой промзоны.

Поселок появился в первой половине 1940 годов одновременно с метизно-калибровочным производством, который, в свою очередь, возник на базе эвакуированного с западных регионов СССР оборудования. Однако позже оказалось, что такое близкое соседство завода и жилых кварталов - не самая лучшая идея. Плюс ко всему, поселок оказался в санитарной зоне расположенного вблизи металлургического комбината. В конце 80-х годов жителей Метизной площадки стали переселять в другие населенные пункты. Всего за несколько лет численность населения поселка сократилась с 3500 до нуля.

На сегодняшний день Метизная площадка выглядит крайне плачевно. Большая часть зданий уже потеряла свои перекрытия и кровли. Изюминка заброшенного поселка - Дворец культуры сталинских времен с еще сохранившимися колоннами и скульптурами у центрального входа.

Малышево

Деревня Малышево расположена в Сосновском районе. Это старинное селение, которое было основано еще в середине XVIII века казаками и крестьянами. Названо в честь имени одного из первых поселенцев. К началу ХХ века здесь насчитывалось около 200 жителей, действовала начальная школа. После войны в деревне организовался филиал совхоза «Митрофановский». Малышево полностью опустело в начале 2000-х. Вблизи деревни сохранился лишь массив садовых участков, принадлежащих преимущественно жителям Челябинска.

Мысы

Еще одна заброшенная деревня Сосновского района носит колоритное и необычное название - Мысы (ударение на первый слог). Как и Малышево, она также была основана в XVIII века как казацкий хутор. Максимальная численность населения здесь была зафиксирована в 1926 году (580 жителей). Деревня официально была исключена из перечня существующих населенных пунктов в 1995 году.

Сельки

Практически вымерший поселок Сельки расположен в северной части региона, всего в нескольких километрах от озера Иткуль и в десяти километрах от города Верхний Уфалей. Он вырос из небольшого охранного пункта, основанного в 1774 году. В начале XIX века здесь началась разработка одного из местных рудников. В советские времена в Сельках заготавливали древесину.

Поселок состоит всего из трех небольших улиц. Сегодня он представляет собой череду полуразрушенных деревянных изб. По результатам переписи 2010 года, в Сельках проживало всего 9 человек - шесть мужчин и три женщины.

Свобода

Еще одна заброшенная деревня находится в Каслинском районе, на севере Челябинской области. Название у нее пафосное и громкое - Свобода. Правда, сегодня этот населенный пункт свободен лишь от жителей.

Деревня опустела после так называемой Кыштымской катастрофы 1957 года - радиационных выбросов на химкомбинате «Маяк». Как и большинство других соседних селений, она была полностью выселена и уничтожена. Уцелело лишь одно здание - каменный храм Симеона Верхотурского. Церковь, согласно архивным данным, была заложена еще в середине позапрошлого века. Сегодня святыня одиноко стоит посреди поля, зарастая деревьями и кустарником.

Заброшенные деревни Челябинской области: где можно жить?

Многие люди сегодня стремятся переехать из больших и шумных городов в маленькие села с чистым воздухом, отсутствием пробок и свежими продуктами. Находятся среди них и вовсе оригиналы, которые хотят спрятаться именно в заброшенной деревне. В Челябинской области таких мест предостаточно. Например, Королево близ села Багаряк Каслинского района. Здесь есть все, что нужно для полноценной отшельнической жизни: лес, река с живописными скалами на берегу и полное отсутствие людей.

Разумеется, прежде чем переезжать в такую глушь, следует хорошо взвесить все за и против подобного шага. Ведь вам придется смириться с такими неприятными моментами, как:

  • Отсутствие электричества, газоснабжения, мобильной связи.
  • Неимение поблизости продуктовых магазинов, больниц и полицейских участков.
  • Возможное отсутствие нормальной подъездной дороги к вашему месту жительства.
  • Соседство, а также возможные встречи с дикими и опасными животными - медведями, волками, лисицами, рысями.
  • Непростые погодно-климатические условия (летом в Челябинской области температура воздуха может подниматься до +30 градусов, а зимой - опускаться до 30-40 градусов, но уже со знаком «минус»).

Если все вышеперечисленное вас не пугает, то остается развернуть крупномасштабную карту региона и подобрать подходящий населенный пункт.

Те люди, которые еще не готовы к полной изоляции и одиночеству, могут выбрать для себя деревню, которая еще не полностью опустела. Таких населенных пунктов в области тоже немало. Например, в деревне Большие Терегусты, что близ Кыштыма, проживает всего около пятидесяти человек. Природа в окрестностях невероятно красивая: река, горы, дикая тайга. Еще один прекрасный вариант - село Илек Ашинского района с населением около ста человек. Здесь есть множество пустых и добротных домов.

В заключение…

Вымирание села - одна из самых острых проблем современной России. И решать ее нужно немедленно. Ведь заброшенные деревни - это не только разруха и депрессивность. Это еще и прекрасная девственная природа, плодородная земля, сочные зеленые луга, тишина и умиротворение.

Число заброшенных деревень в Челябинской области пока не катастрофично. Но каждый год на карте региона появляется несколько опустевших и брошенных селений. Чтобы вернуть людей в деревню, необходима комплексная и хорошо продуманная государственная программа, а также вливание значительных финансовых ресурсов.

Практически вымерший поселок сельского типа в Челябинской области. Сельки - раньше так называли небольшие поселения. В поселке три улицы, а население поселка составляет - 3 чел. Основная часть поселка находится чуть дальше дороги. Часть поселка возле дороги представляет собой руины деревянных изб.

Очередное покинутое село после выброса на Маяке. Как и большинство поселков и сел было расселено и сровнено с землей. Уцелела лишь церковь - Церковь во имя Симеона Верхотурского Праведного. Булзинское подворье - заимка Ново-Тихвинского монастыря - было заложено в 60-х годах XIX века. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения, в том числе каменный собор Во Имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Св. Магдалины. После варварского...

Поселок родился в начале сороковых вместе с калибровочным заводом, возникшим на пустом месте на базе эвакуированного из западных районов страны оборудования метизных предприятий. Рабочий поселок специально создавался рядом с заводом: в военное время и в послевоенные годы это было очень важно. Но в последующие годы такое соседство стало крайне нежелательным. Близость сернокислотных травильных ванн калибровочного завода стала далеко не...

История села Муслюмово (на реке Теча, в 50 километрах от Челябинска) напоминает Чернобыльскую аварию, растянутую по времени на полвека. В отличие от катастрофы на ЧАЭС в Муслюмово ничего не сделано для спасения людей, которые, по-видимому, являются частью медицинского эксперимента по воздействию радиации на человека.

Всё началось с одного фото, получившегося, когда я на рыбалке разглядывала деревню на противоположном берегу озера. Зум подтянул и появились очертания старой церкви...
Конечно же, в следующие выходные на рыбалку мы поехали через деревню. А вернувшись, я села искать.


Первое фото - через озеро.

Село Сугояк расположено в ста километрах к северо-востоку от Челябинска. В начале XX века село относилось к Шадринскому уезду Пермской губернии, в разные периоды советского времени - входило в состав Миасского, Бродоколмакского и Красноармейского районов.
Точная этимология слова «Сугояк» неизвестна. «Су» по-башкирски - «вода», «Аяк» - «нога». Согласно различным версиям, название озера может переводиться как «мокрая нога», «холодная нога», «остановка воды».
Точная дата основания села не установлена, однако существует интересное свидетельство древности этого населенного пункта. В «Очерках бедствий Далматовского монастыря и частию края с 1644 по 1742 год» протоиерея Григория Плотникова, опубликованных в «Пермских епархиальных ведомостях» за 1869 год, при описании башкирского восстания 1736 года уже упоминается деревня Сугояк. Между тем, станица Миасская (ныне село Миасское), а также город Челябинск были основаны именно в 1736 году. Следовательно, село Сугояк старше этих населенных пунктов.
Соседнее село Русская Теча, находящееся всего в 10 км, основано крестьянином Иваном Синицыным под названием Белоярская слобода в 1682 году, затем оно стало называться Теченская Слобода. Русская Теча - старейшее русское поселение на всей территории Челябинской области.


Один из старинных сугоякских домов

Возможно, Сугояк также возник в конце XVII в. Этому могла способствовать близость Русской Течи, игравшей важную роль в становлении Челябинского края (бывшей Исетской провинции), первым административным центром которого Русская Теча являлась в первой половине XVIII в.
О церкви. Сугоякская Ильинская церковь построена и освящена в 1868 г. Решение о строительстве каменной церкви было принято на мирском сходе. Строили по классической русской технологии, с использованием куриных яиц для приготовления цементирующего раствора. Закрыта церковь в 1932 г., по воспоминаниям старожилов, власти пытались ее разрушить и даже пригоняли для этой цели стенобитную машину.

Фото 1992 года

Однако все, что смогли сделать - это отбить местами штукатурку да сорвать кресты с куполов; крест на колокольне так и остался по сей день самой высокой точкой в окрестностях. То, что не удалось стенобитной машине, потихоньку делает неумолимое время - церковь постепенно разрушается. Местные жители сняли железные листы с куполов, вырвали часть ажурных решеток из окон, чтобы сдать в металлолом; куда-то пропала одна из лежавших рядом с церковью мраморных кладбищенских плит - возможно, тоже кому-то пригодилась в хозяйстве. В годы советской власти Ильинская церковь использовалась под склад овощей и гараж. Благодаря тому, что помещение гаража было довольно сухим, еще в 80-х годах XX века там виднелись остатки фресок и памятных надписей.

Ильинская церковь сегодня (мои фото):

Рассказывают, что советская власть не смогла реквизировать церковное имущество в полном объеме, - часть утвари и оклады из драгоценных металлов были или вывезены, или спрятаны церковнослужителями. По одной из версий, клад спрятан где-то под зданием церкви, где были подвальные помещения и подземный ход, возможно, ведший в поповский дом, до сих пор стоящий напротив. Начало обрушенного подземного хода можно было видеть еще в конце XX в.



Поповский дом (показался странным, скорее купеческой лавкой). Начало обрушенного подземного хода мы не нашли.

Исторические факты процитированы из статьи Ирины ПАШНИНОЙ, Село Сугояк («Уральский следопыт», №12, 2006 г.)


Ильинская церковь села Сугояк (1868 года освящения)

Свердловская деревня Растесс уже пятьдесят лет наводит жути на уральцев. По легенде, село исчезло в один момент. Соседи давно не видели никого из Растесса и отправили туда нескольких крепких мужиков проверить, все ли в порядке. Обратно сельчане вернулись бледные и перепуганные. «В деревне не осталось ни одного жителя, - говорили они. - При этом все вещи лежат на своих местах. Мебель и иконы нетронуты, на столах – посуда, а на одном крыльце и вовсе лежала книга, раскрытая так, словно ее хозяин отошел и вот-вот вернется».

Еще один шок ждал соседских мужиков на деревенском кладбище: могилы были раскопаны… Спустя полвека журналисты «КП » провели свое расследование и выяснили, что же произошло в загадочной деревне на самом деле…

«КОЛДУНЫ ВО ВСЕМ ВИНОВАТЫ!»

Рядом с Растессом колдуны всегда жили. Говорят, они там обосновались в 15 веке, еще до того, как проложили Бабиновский тракт, который вел из центральной России в Сибирь . На этом тракте-то и возникло село Растесс. Но колдуны всегда недолюбливали пришлых людей, обосновавшихся на их территории…

Мы сидим на уютной кухне у жителя села Павда Владимир Ильиченко . От руин Растесса до Павды 25 километров. Мы остановились здесь, чтобы узнать у местных, как лучше добраться до развалин.

«Хотим разгадать тайну исчезновения», - дружелюбно тараторили мы аборигенам. Но те лишь отмахивались и крутили пальцем у виска. Мол, жить что ли надоело. Лишь Владимир Петрович проявил гостеприимство. Пригласил погреться к себе домой. Но только мы отхлебнули горячего чая с душистым малиновым вареньем, у старика в ход пошли «байки из склепа».

Какой-нибудь житель Растесса пойдет в лес, набредет на это колдовское племя, те ему мысли запудрят. Человек вернется к своему дому, а внутрь зайти не может, ходит вокруг, а дверь как будто не видит. Гипнотизировали, видимо. Мне это бабка рассказывала! Мне кажется, колдуны и похитили весь Растесс для своих обрядов.


Мы благодарим за полдник и спешно собираемся в дорогу. Ну какие колдуны? 21 век на дворе. А нам вдогонку продолжают нестись «неизданные сказки братьев Гримм »:

Если вдруг услышите заунывное пение, закройте уши. Это русалки могут с реки петь. Иногда они по несколько суток поют, беду кликают…

ПРИЕХАЛИ

Ну и чего сидим? Берем рюкзаки и вперед пешком. Дальше мы точно не проедем, - мрачно улыбается наш водитель, когда наша Skoda увязла в грязевом месиве.

Мы в 500 километрах от Екатеринбурга . Самая окраина Свердловской области. Вокруг недружелюбный лес, под ногами – снежное болото, по которому с трудом удается передвигаться, а вокруг - ни души. Тут невольно начинаешь верить в байки старика из Павды. Прислушиваемся и вздрагиваем. Рядом кто-то поет… Пронесло! Это наш водитель затянул «Березы» группы «Любэ».

Вздрагивая от каждого шороха, мы все-таки умудрились пройти нужные километры. Мы вроде бы уже должны быть в заброшенном Растессе. Но мы стоим посреди поля! И ни колдунов, ни русалок вокруг. Хотя в минус пять последние, пожалуй, недееспособны.

А, может, дед Владимир правду говорил, - испуганно крестится водитель. – Может, это колдуны заставили нас заблудиться?!

Вдруг сзади раздается зычное: «Эй вы». «Точно колдуны нашли!», - в ужасе переглядываемся мы.

Ребята, вы чего здесь бродите? – приближается к нам мужчина, с головы до пят одетый в камуфляж. – Я – Сергей. Лесничий.

Когда мы делимся с новым знакомым своим редакционным заданием, тот сочувственно улыбается:

Вот ваш Растесс. Мы сейчас прямо стоим на месте села. За полвека камня на камне не осталось. Хотя какие здесь камни. Все постройки деревянные были.

Ну, а вы-то как думаете – куда все местные жители делись? Правда исчезли? – интересуемся мы.

А кто вам сказал, что исчезли все? Я лично знаю одну женщину из Растесса. Жива-здорова. Живет в городке Кытлыме . Тут недалеко. Километров 20. Навестите ее!

«МОГИЛЫ РАСКОПАЛИ БЕГЛЫЕ ЗЕКИ»

Ребята, вы даже не представляете, как мне обидно за Растесс, - встречает нас 65-летняя Людмила Половникова . – Ох уж эти россказни туристов. Никто в нашем селе не исчезал.

И колдуны в лесах не жили? – разочарованно вздыхаем мы.

Я вас умоляю, - смеется старушка. – Хотя «черти» к нам иногда захаживали. Мы так беглых зеков называли. Рядом с поселком после прихода коммунистов к власти построили колонию. И, случалось, оттуда сбегали всякие бандиты. А у нас ведь золото добывали в Растессе. Вот беглецы первым делом к нам и шли – грабили себе на новую жизнь.

Многие семьи как раз и уехали из-за заключенных. Среди зэков почему-то пошел слух: в Растессе так много золота, что местные когда хоронят людей, даже кладут золото в гроб. Вот эти скрывающиеся отморозки и перерыли однажды все кладбище. Разумеется, это испугало местных жителей, и они уехали.

Из бывших жителей Растесса Людмила Анатольевна поддерживает отношения лишь со своей подругой детства Верой Поповой . Мы с ней встречаемся на ее нынешней малой родине, в Краснотурьинске .

Помню времена, когда в Растессе было больше тридцати домов, - вздыхает Вера Михайловна. - Жили большими семьями, всегда все было живо, весело. Проблемы стали возникать постепенно. Школа, в которой раньше учили до седьмого класса, перешла на режим начальной. Родителей это, понятно, не устроило, и они стали возить детей в соседний поселок Тылай. Когда детей стали увозить учиться в другие села, поселок заметно опустел. А дальше посыпались неприятности: школу закрыли окончательно, затем исчезли клуб и медпункт… Точкой кипения для растессовцев стало закрытие единственного магазина. В нем брали все самое необходимое: сахар, муку, иногда конфеты. Когда магазин закрыли все стали массово оттуда уезжать. А что там делать? Сами посудите: ни больницы, ни магазина, ни школы, только зэки как к себе домой шастают.

- Почему жители Растесса не взяли с собой вещи во время переселения? - недоумеваем мы.

Сами подумайте, а кто с собой по бездорожью мебель потащит? - хмыкает Вера Михайловна. - Вот иконы, да, жалко: у кого-то образов много было, и взять все не удалось.

- А кто мог придумать легенду об исчезнувшем Растессе?

Да кто угодно! Мужики из соседнего села вполне могли быть настоящими: например, они видели деревню еще цветущей, а тут пришли и наткнулись на пустые дома. Если был среди них знаток местного фольклора, он легко мог нафантазировать, что все жители исчезли. Слухи в деревнях распространяются мгновенно. А потом, наверное, зашли какие-нибудь туристы. И понеслась дурная слава о поселке по России. Растесс наши предки назвали в честь Бабиновского тракта. Люди тогда говорили, что они «растесывают леса», то есть прокладывают дорогу. Вот и эта легенда проложила себе дорогу на долгие годы вперед.