Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому. Доклад «Методика проведения коррекционного занятия с умственно-отсталыми детьми (ИН) в условиях коррекционной школы-интернат План конспе
Елена Владимировна Фадеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому»
Государственное казенное учреждение города Москвы
Детский дом – интернат «Южное Бутово»
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию
с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста
«Дорожка к дому »
Подготовила воспитатель :
Фадеева Елена Владимировна
Москва 2013
Задачи :
Образовательные :
Учить детей создавать простейшую конструкцию по показу воспитателя, точно соединяя конструктивные детали ;
Учить находить красный цвет среди других цветов способом «такой – не такой» .
Коррекционно-развивающие :
- корригировать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую мускулатуру рук;
Развивать конструкторские навыки , понимание речи.
Воспитательные :
воспитывать дружеские отношения и чувство взаимопомощи.
Возрастная направленность занятия :
младший дошкольный возраст .
Наглядно-дидактический материал :
мягкая игрушка кошечка, грузовая машинка, макет домика, кирпичики красного, зеленого, синего цветов, музыкальная книжка.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии .
Игровая мотивация.
Посмотрите, кто едет на машине?
Воспитатель катит грузовичок с игрушкой в кузове. Раздается «Мяу» .
Воспитатель : Это - кошечка, она едет домой (показывает на макет домика) .
Дети, давайте пригласим кошечку поиграть с нами.
Дети : Да.
Воспитатель : Посмотрите, какая кошечка стала веселой, она очень хочет играть.
Коррекционно-развивающий блок .
Игровое упражнение «Играем с кошечкой» .
Воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями в соответствии с текстом, а дети повторяют.
Упражнение для правой руки.
Вот кулак, а вот ладошка ,
На ладошку села кошка .
«ходим» пальчиками по ладошке
И пошла, пошла, пошла,
гладим кончики пальцев
До мизинчика дошла.
растираем мизинчик
Упражнение для левой руки.
Вот раскрытая ладошка ,
сжимаем кисть в кулачок, затем разжимаем
Ой! Смотри другая кошка!
гладим раскрытую ладошку
Быстро, быстро побежала,
гладим кончики пальцев
До мизинца добежала.
растираем мизинчик
Упражнение для правой и левой руки.
А теперь поймаем кошку,
активно сжимаем, разжимаем кисти рук
Хлопнем мы с тобой в ладошки .
хлопаем в ладоши
Игровая мотивация.
Воспитатель : Дети, кошечка стала грустной, потому что ей нужно ехать домой! А еще кошечка мне сказала на ушко, что дорожка к ее домику кривая , одни ямки по пути, которые нужно объезжать. А, давайте дружно построим хорошую, ровную дорожку !
Дети : Да.
Воспитатель : Наша кошечка снова стала веселой.
Продолжение коррекционно-развивающего блока .
Воспитатель показывает образец постройки дорожки из красных кирпичиков. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают детали красного цвета и приставляют кирпичик к кирпичику – строят дорогу к домику под музыку .
Рефлексия.
Воспитатель : (от имени кошечки)
Спасибо, ребята! Я хорошо доеду домой по вашей ровной дорожке .
До свидания!
Список литературы :
1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
2. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1991.
3. Ремезова Л. А. Учимся конструировать . //Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2005.
Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.
Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:
Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;
Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.
Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.
Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:
на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;
на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;
на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);
на уровне применения знаний по образцу;
на уровне речевой инструкции.
Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).
В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);
игры с песком (пескотерапия);
игры с водой (водотерапия);
игры с куклами (куклотерапия) и т.д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом
Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.
Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.
Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.
Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.
В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.
В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.
Примерная структура фронтального занятия.
1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).
2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.
3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).
В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.
Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.
4. Релаксационные упражнения.
5. Прощание с ребенком.
ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.
1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)
Конспект комплексного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет).
Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного комплексного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на продолжение формирования представления о понятии «столько же», пространственных представлений, а также развитию умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый), дифференцировать их, уметь соотносить зрительный и звуковой образ предмета.
Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: Паровозик; Домовенок, а также лесные жители Белка и Заяц.
Цель: продолжить формировать представления о понятии «столько же», пространственных представлениях; продолжить развивать умение дифференцировать цвета.
Общеучебные и воспитательные задачи:
- закрепление знаний о понятии «столько же» и пространственных представлениях;
- развитие умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый);
- познакомить с названием и внешним видов полевых и луговых цветов;
- развитие умения общаться;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Коррекционные задачи:
- развитие целенаправленных действий с предметами;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речи, мышления;
- развивать у детей слухового и зрительного восприятия, внимания;
- развитие аналитико-синтетической сферы.
Форма занятия: коллективная.
Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; игрушка Белочки, игрушка Зайчика, предметные картинки полевых цветов: колокольчика, одуванчика и мака по количеству детей; предметные картинки насекомых: пчелы, бабочки (синего цвета), божьей коровки по количеству детей; три одинаковых картонных коробки.
Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку и звучит гудок паровоза.
Учитель: Ребята, я слышу гудок паровоза, а вы слышите?
Дети: Да.
Учитель: Смотрите-ка, Паровозик приехал один и привез нам письмо.
Из вагона Паровозика учитель достает письмо.
Учитель: Давайте узнаем, что написано в письме. Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте. И так.
«Ребята, на нашу лесную полянку налетел озорной Ветерок и унес в разные стороны всех жучков и бабочек с цветов. Помогите нам их вернуть обратно на лесную полянку. Ждем с нетерпением Белка и Заяц».
Учитель: Ну, что ребята, поможем лесным жителям вернуть обратно на полянку жучков и бабочек?
Дети: Да.
Учитель: Ну, тогда садимся поудобнее и Паровозик нас в миг домчит до места.
Звучит стук колес Паровозика
Заранее раскладываются на ковре цветы синего (колокольчики), красного (маки) и желтого (одуванчики) цветов. Количество полевых цветов каждого цвета соответствует количеству детей, присутствующих на занятии. На одном краю ковра (по углам и в центре) расставляются коробки, в первой бабочки (они синего цвета), во второй – пчелки (желтого цвета), в третьей - божьи коровки (красного цвета). Количество насекомых каждого вида соответствует количеству детей.
Дети становятся с педагогом в центр ковра, на котором разложены цветы
.
Учитель: Ребята, ну вот мы и на лесной полянке. Здесь нас встречают Заяц и Белка.
Учитель: Посмотрите, озорной Ветерок распугал всех бабочек, пчелок и божьих коровок, поэтому они попрятались по разным уголкам. Нам нужно всех вернуть на свои цветы. Надо посадить на каждый синий цветок – синюю бабочку, на красный цветок – красную божью коровку, на желтый – желтую пчелу. Но вот беда, мы не знаем, где их искать. Что же делать? Смотрите-ка, Зайчик и Белка передают нам еще одно письмо, от кого же оно?
Учитель берет письмо и читает.
Учитель: Да это Ветерок нам оставил послание! Слушайте внимательно. «Дороге ребята! Я веселился, играл на лесной полянке, и не заметил как все бабочки и жуки испугались и попрятались по коробкам. Помогите их вернуть на полянку. Я знаю, что синие бабочки спрятались в левом углу полянки».
Учитель: Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в левом углу ковра или делают это совместно с учителем. В игре принимают участие не говорящие дети, а так же дети с проблемами в передвижении, по мере сил и возможностей.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки синие бабочки. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на сине цветы.
Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием отлично. На синих цветах сидят синие бабочки. Может кто-то знает, как называются эти синие цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это колокольчик, который растет на лесных полянках и на лугах .
Физминутка
Учитель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Приготовились.
Спал цветок и вдруг проснулся (руки на пояс)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться вправо, влево)
Взвился вверх и полетел (бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Красные божьи коровки спрятались в правом углу полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать на коробку в правом углу ковра.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки божьих коровок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на красные цветы.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На красных цветах сидят красные божьи коровки. Может кто-то знает, как называются эти красные цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это мак, который растет на лесных полянках и на лугах.
Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Желтые пчелки спрятались в середине полянки». Давайте найдем, где это?
Дети должны указать коробку, которая стоит посередине полянки.
Учитель: Хорошо, давайте проверим.
Дети достают из коробки пчелок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на желтые цветы.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На желтых цветах сидят желтые пчелки. Может кто-то знает, как называются эти желтые цветы?
Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это одуванчик, который растет на лесных полянках и на лугах.
Когда насекомые рассажены на цветы детям предлагается посмотреть на свои руки, которые помогали им в работе.
Учитель: Ребята, посмотрите на свои ручки, они были вашими помощниками, теперь они должны отдохнуть.
Физминутка.
Педагог декламирует стих, сопровождая движениями пальцев.
- Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.
Учитель: Молодцы! Посмотрите на нашу красивую полянку и скажите, сколько у нас синих цветов и сколько бабочек?
Дети: Синих цветов столько же сколько синих бабочек.
Аналогичные вопросы задаются про красные цветы и желтые.
Учитель: Здорово! Всех жителей лесной полянки мы вернули, выяснили, что синих цветов столько же сколько синих бабочек, красных цветов столько же сколько божьих коровок, а желтых – столько же сколько пчелок. Ну, вот и все! Пожелаем лесным жителям удачи, а нам пора домой. Садимся по местам, и возвращаемся в класс!
Звучит звук колес Паровозика .
Учитель: Вот мы и дома! Теперь пришло время попрощаться с Паровозиком, помашем ему рукой и будем ждать его в гости снова.
Дети провожают паровозик.
Учитель: Смотрите-ка, Домовенок уже ждет нас. Скорее давайте расскажем ему о наших приключениях.