Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому. Доклад «Методика проведения коррекционного занятия с умственно-отсталыми детьми (ИН) в условиях коррекционной школы-интернат План конспе


Елена Владимировна Фадеева
Конспект коррекционно-развивающего занятия с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста «Дорожка к дому»

Государственное казенное учреждение города Москвы

Детский дом – интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию

с умственно отсталыми детьми младшего дошкольного возраста

«Дорожка к дому »

Подготовила воспитатель :

Фадеева Елена Владимировна

Москва 2013

Задачи :

Образовательные :

Учить детей создавать простейшую конструкцию по показу воспитателя, точно соединяя конструктивные детали ;

Учить находить красный цвет среди других цветов способом «такой – не такой» .

Коррекционно-развивающие :

- корригировать эмоционально-волевую сферу, мыслительную деятельность, внимание, память, мелкую мускулатуру рук;

Развивать конструкторские навыки , понимание речи.

Воспитательные :

воспитывать дружеские отношения и чувство взаимопомощи.

Возрастная направленность занятия :

младший дошкольный возраст .

Наглядно-дидактический материал :

мягкая игрушка кошечка, грузовая машинка, макет домика, кирпичики красного, зеленого, синего цветов, музыкальная книжка.

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на занятии .

Игровая мотивация.

Посмотрите, кто едет на машине?

Воспитатель катит грузовичок с игрушкой в кузове. Раздается «Мяу» .

Воспитатель : Это - кошечка, она едет домой (показывает на макет домика) .

Дети, давайте пригласим кошечку поиграть с нами.

Дети : Да.

Воспитатель : Посмотрите, какая кошечка стала веселой, она очень хочет играть.

Коррекционно-развивающий блок .

Игровое упражнение «Играем с кошечкой» .

Воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая его движениями в соответствии с текстом, а дети повторяют.

Упражнение для правой руки.

Вот кулак, а вот ладошка ,

На ладошку села кошка .

«ходим» пальчиками по ладошке

И пошла, пошла, пошла,

гладим кончики пальцев

До мизинчика дошла.

растираем мизинчик

Упражнение для левой руки.

Вот раскрытая ладошка ,

сжимаем кисть в кулачок, затем разжимаем

Ой! Смотри другая кошка!

гладим раскрытую ладошку

Быстро, быстро побежала,

гладим кончики пальцев

До мизинца добежала.

растираем мизинчик

Упражнение для правой и левой руки.

А теперь поймаем кошку,

активно сжимаем, разжимаем кисти рук

Хлопнем мы с тобой в ладошки .

хлопаем в ладоши

Игровая мотивация.

Воспитатель : Дети, кошечка стала грустной, потому что ей нужно ехать домой! А еще кошечка мне сказала на ушко, что дорожка к ее домику кривая , одни ямки по пути, которые нужно объезжать. А, давайте дружно построим хорошую, ровную дорожку !

Дети : Да.

Воспитатель : Наша кошечка снова стала веселой.

Продолжение коррекционно-развивающего блока .

Воспитатель показывает образец постройки дорожки из красных кирпичиков. Дети самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают детали красного цвета и приставляют кирпичик к кирпичику – строят дорогу к домику под музыку .

Рефлексия.

Воспитатель : (от имени кошечки)

Спасибо, ребята! Я хорошо доеду домой по вашей ровной дорожке .

До свидания!

Список литературы :

1. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1991.

3. Ремезова Л. А. Учимся конструировать . //Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2005.

  • Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
  • Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
  • Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
  • Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
  • 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
  • 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
  • 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
  • 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
  • 6. Виды и формы психокоррекции
  • 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
  • 2. По содержанию различают коррекцию:
  • 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
  • 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
  • 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
  • Содержание образования
  • 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
  • 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
  • 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
  • 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
  • 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
  • 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
  • Технологическая карта коррекционного занятия
  • 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
  • 17. Психологические особенности младенческого возраста.
  • 1. Кризис новорожденности
  • 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
  • 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
  • 4. Основные линии психического развития ребенка
  • 5. Новообразования младенческого возраста
  • 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
  • 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
  • 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
  • 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
  • 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
  • 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
  • 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
  • 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
  • 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
  • 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
  • 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
  • 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
  • Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
  • 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
  • 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
  • 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
  • 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
  • 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
  • Психопрофилактика и психогигиена,
  • 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
  • 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
  • 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
  • 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
  • 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
  • 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Гностический блок
  • Конструктивный блок
  • Организационный блок
  • Оценочный блок
  • 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • Организация коррекционно-развивающих занятий.
  • Современные требования к проведению коррекционного занятия.
  • III.Примерная структура фронтального занятия.
  • 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
  • 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
  • 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
  • 1. Методическое направление
  • 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
  • 3. Диагностическое направление
  • 4. Консультативное направление
  • 5. Социально-психологическое направление.
  • 6. Информационно-аналитическое направление
  • 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
  • Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
  • Направления работы на индивидуальном коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. Направления коррекционной работы определены в учебных планах всех типов специальных школ и дошкольных учреждений.

    Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка:

    Для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию;

    Для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.

    Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация.

    Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

    При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:

      на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий;

      на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий;

      на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента);

      на уровне применения знаний по образцу;

      на уровне речевой инструкции.

    Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

    Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.

    Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии).

    В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

    Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

    Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.

    К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);

    рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия);

    игры с песком (пескотерапия);

    игры с водой (водотерапия);

    игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

    К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

    занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

    включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

    изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом

    Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии.

    Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре фронтального занятия – задача нелегкая.

    Во-первых перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

    Во-вторых, на фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей.

    В-третьих, на фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

    В-четвертых, на фронтальном занятии, необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.

    Примерная структура фронтального занятия.

    1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие).

    2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала.

    3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме).

    В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой.

    Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока.

    4. Релаксационные упражнения.

    5. Прощание с ребенком.

    ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ.

    1. Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей)

    Конспект комплексного занятия НОД в 1 классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет).

    Пимонова Елена Владиславовна, учитель-дефектолог КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
    Описание материала: Предлагаю конспект коррекционного комплексного занятия в 1 классе непосредственной образовательной деятельности для детей с умеренной степенью умственной отсталости по темам: цвета (предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд) и понятие о количестве (счет). Конспект составлен в соответствии со специальными государственными стандартами (СФГОС), вступающими в силу с 01.09.2016 года.
    Предлагаемый мной материал будет интересен педагогам, работающим с детьми, имеющими диагноз F- 70, F-71, а также воспитателям дошкольных учреждений. Материал занятия направлен на продолжение формирования представления о понятии «столько же», пространственных представлений, а также развитию умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый), дифференцировать их, уметь соотносить зрительный и звуковой образ предмета.
    Предполагается, что на занятии присутствуют герой мультфильма «Паровозик из Ромашково»: Паровозик; Домовенок, а также лесные жители Белка и Заяц.
    Цель: продолжить формировать представления о понятии «столько же», пространственных представлениях; продолжить развивать умение дифференцировать цвета.
    Общеучебные и воспитательные задачи:
    - закрепление знаний о понятии «столько же» и пространственных представлениях;
    - развитие умения самостоятельно называть цвета (красный, синий, желтый);
    - познакомить с названием и внешним видов полевых и луговых цветов;
    - развитие умения общаться;
    -воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
    Коррекционные задачи:
    - развитие целенаправленных действий с предметами;
    - развитие артикуляционного аппарата;
    - развитие речи, мышления;
    - развивать у детей слухового и зрительного восприятия, внимания;
    - развитие аналитико-синтетической сферы.
    Форма занятия: коллективная.
    Оборудование: макет Паровозика; Домовенок; игрушка Белочки, игрушка Зайчика, предметные картинки полевых цветов: колокольчика, одуванчика и мака по количеству детей; предметные картинки насекомых: пчелы, бабочки (синего цвета), божьей коровки по количеству детей; три одинаковых картонных коробки.
    Звучит стук колес под ритмичную не громкую музыку и звучит гудок паровоза.

    Учитель: Ребята, я слышу гудок паровоза, а вы слышите?
    Дети: Да.

    Учитель: Смотрите-ка, Паровозик приехал один и привез нам письмо.
    Из вагона Паровозика учитель достает письмо.
    Учитель: Давайте узнаем, что написано в письме. Я буду вам читать, а вы внимательно слушайте. И так.
    «Ребята, на нашу лесную полянку налетел озорной Ветерок и унес в разные стороны всех жучков и бабочек с цветов. Помогите нам их вернуть обратно на лесную полянку. Ждем с нетерпением Белка и Заяц».
    Учитель: Ну, что ребята, поможем лесным жителям вернуть обратно на полянку жучков и бабочек?
    Дети: Да.
    Учитель: Ну, тогда садимся поудобнее и Паровозик нас в миг домчит до места.
    Звучит стук колес Паровозика

    Заранее раскладываются на ковре цветы синего (колокольчики), красного (маки) и желтого (одуванчики) цветов. Количество полевых цветов каждого цвета соответствует количеству детей, присутствующих на занятии. На одном краю ковра (по углам и в центре) расставляются коробки, в первой бабочки (они синего цвета), во второй – пчелки (желтого цвета), в третьей - божьи коровки (красного цвета). Количество насекомых каждого вида соответствует количеству детей.
    Дети становятся с педагогом в центр ковра, на котором разложены цветы
    .




    Учитель: Ребята, ну вот мы и на лесной полянке. Здесь нас встречают Заяц и Белка.



    Учитель: Посмотрите, озорной Ветерок распугал всех бабочек, пчелок и божьих коровок, поэтому они попрятались по разным уголкам. Нам нужно всех вернуть на свои цветы. Надо посадить на каждый синий цветок – синюю бабочку, на красный цветок – красную божью коровку, на желтый – желтую пчелу. Но вот беда, мы не знаем, где их искать. Что же делать? Смотрите-ка, Зайчик и Белка передают нам еще одно письмо, от кого же оно?
    Учитель берет письмо и читает.


    Учитель: Да это Ветерок нам оставил послание! Слушайте внимательно. «Дороге ребята! Я веселился, играл на лесной полянке, и не заметил как все бабочки и жуки испугались и попрятались по коробкам. Помогите их вернуть на полянку. Я знаю, что синие бабочки спрятались в левом углу полянки».
    Учитель: Давайте найдем, где это?
    Дети должны указать на коробку в левом углу ковра или делают это совместно с учителем. В игре принимают участие не говорящие дети, а так же дети с проблемами в передвижении, по мере сил и возможностей.
    Учитель: Хорошо, давайте проверим.
    Дети достают из коробки синие бабочки. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на сине цветы.


    Учитель: Молодцы! Вы справились с этим заданием отлично. На синих цветах сидят синие бабочки. Может кто-то знает, как называются эти синие цветы?
    Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это колокольчик, который растет на лесных полянках и на лугах .
    Физминутка
    Учитель: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть. Приготовились.
    Спал цветок и вдруг проснулся (руки на пояс)
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться вправо, влево)
    Взвился вверх и полетел (бег)
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется.
    Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Красные божьи коровки спрятались в правом углу полянки». Давайте найдем, где это?
    Дети должны указать на коробку в правом углу ковра.
    Учитель: Хорошо, давайте проверим.
    Дети достают из коробки божьих коровок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на красные цветы.


    Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На красных цветах сидят красные божьи коровки. Может кто-то знает, как называются эти красные цветы?
    Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это мак, который растет на лесных полянках и на лугах.
    Учитель: А теперь продолжим читать письмо Ветерка: «Желтые пчелки спрятались в середине полянки». Давайте найдем, где это?
    Дети должны указать коробку, которая стоит посередине полянки.
    Учитель: Хорошо, давайте проверим.
    Дети достают из коробки пчелок. Педагог напоминает им, что они должны их рассадить на желтые цветы.


    Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились отлично. На желтых цветах сидят желтые пчелки. Может кто-то знает, как называются эти желтые цветы?
    Если дети затрудняются назвать цветок, то учитель сам говорит, что это одуванчик, который растет на лесных полянках и на лугах.
    Когда насекомые рассажены на цветы детям предлагается посмотреть на свои руки, которые помогали им в работе.
    Учитель: Ребята, посмотрите на свои ручки, они были вашими помощниками, теперь они должны отдохнуть.
    Физминутка.
    Педагог декламирует стих, сопровождая движениями пальцев.
    - Вот помощники мои,
    Их как хочешь поверни
    Хочешь эдак, хочешь так –
    Не обидятся никак.
    Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать, ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.
    Учитель: Молодцы! Посмотрите на нашу красивую полянку и скажите, сколько у нас синих цветов и сколько бабочек?
    Дети: Синих цветов столько же сколько синих бабочек.
    Аналогичные вопросы задаются про красные цветы и желтые.
    Учитель: Здорово! Всех жителей лесной полянки мы вернули, выяснили, что синих цветов столько же сколько синих бабочек, красных цветов столько же сколько божьих коровок, а желтых – столько же сколько пчелок. Ну, вот и все! Пожелаем лесным жителям удачи, а нам пора домой. Садимся по местам, и возвращаемся в класс!
    Звучит звук колес Паровозика .
    Учитель: Вот мы и дома! Теперь пришло время попрощаться с Паровозиком, помашем ему рукой и будем ждать его в гости снова.
    Дети провожают паровозик.
    Учитель: Смотрите-ка, Домовенок уже ждет нас. Скорее давайте расскажем ему о наших приключениях.