Гиперактивный ребенок и школа. Гиперактивность у детей школьного и дошкольного возраста лечение и препараты при сдвг Как общаться с гиперактивным ребенком


Рекомендации по работе с гиперактивными детьми в школе

педагог-психолог Смирнова Н.А.

Сначала родители радуются - такой активный малыш! Он постоянно в движении, не хочется ему лежать в кроватке или манеже. Он не сидит на месте, постоянно бегает и что-то «исследует. Такие дети с годами становятся неуправляемые, а все милые синонимы типа «маленький ураганчик», пропадают. С ними тяжело, а родители не всегда знают, что делать. В первую очередь, сам ребенок подвергается опасности. Мама зазевалась - он уже тянется к розетке или выдергивает провода, играет с вилкой.

Сегодня среди родителей и педагогов есть мнение что гиперактивность - это поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неправильного воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, право, на постановку которого имеет только специалист.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) - неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста. По разным данным, оно встречается у 4 - 9% детей! Это означает, что в каждом классе из 25 человек весьма вероятно присутствие 1 - 2 гиперактивных детей. Во многих случаях такие дети влияют и на поведение всего класса. Этот вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике. Оно так же вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении,т.к. школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, быть сосредоточиным на уроке и т.п. С каждым годом увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Все это приводит к тому, что необходимо искать эффективные методы и приемы для проведения профилактической работы с детьми младших школьников с гиперактивным поведением.

В основе гиперактивности лежит дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Есть различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть особенности строения и функционирования головного мозга, генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, а также гиперактивность может возникать как временное проявление на фоне пищевых отравлений.

В настоящее время специалистами показано, что следствием гиперактивности выступает проявление целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируют как «синдромы дефицита внимания».

Диагностические критерии

определения гиперактивности с дефицитом внимания

    Гиперактивность:

    Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.

    Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.

    Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.

    Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.

    Часто бывает болтливым.

    Импульсивность:

    Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

    У него часто меняется настроение.

    Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

    Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.

    Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.

    Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

    Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

    Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

    Невнимательность

    Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.

    С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

    Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

    Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

    Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

    Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.

    Бывает, что теряет вещи, необходимые в школе и дома.

    Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Не смотря на это, уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Вследствие характерной симптоматики, гиперактивности дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее часто встречающихся форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Появление интеллектуальных нагрузок, норм и требований приводит к трудностям в учебе.

Как только ребенок поступает в школу требования к нему существенно возрастают. Ему необходимо вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, а в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам. Пытаясь по-своему изменить правила, и не увидев поддержки от других, он начинает ссору. Вскоре одноклассники отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Как правило ребенку с синдромом дефицита внимания попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают.

На сегодняшний момент школе характерны существенные противоречия между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя. В первую очередь сама система обучения может быть психотравмирующей для гиперактивного ребенка.

Высокая потребность гиперактивного ребенка в движении и малая подвижность на уроке, а часто ограничения в движении на переменах (в некоторых школах детям запрещается бегать на перемене).

Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами – одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение ребенка следствие утомления а и как результат снижение функции контроля. На него не будут действовать обращения к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, бесполезно его наказывать. Все это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. В первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это.

Такое поведение ребёнка мешает учителю вести урок, обращает на себя внимания одноклассников, нарушает дисциплину в классе. Ребенок становится «неудобным» для педагога и детей. Встречаются ситуации, что учитель перестает обращать внимание на такого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая при этом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи для окружающих.

Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» - ответ «ученика».

Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось достроить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и в школьном возрасте бросается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все – но ничего не заканчивают.

То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени.

Особенности работы учителя в начальной школе

с гиперактивными детьми

Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность.

Кроме того, сами занятия должны проходить в эмоционально привлекательной для детей форме, например, игровой.

Организация учебного процесса должна проходить с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

    смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка;

    реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя; требующих двигательной активности: раздать бумагу, стереть с доски);понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

    выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);

    инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

    избегание категорических запретов.

Необходимо принимать во внимание специфику нарушений у детей с гиперактивным поведением и дефицитом внимания. Такой ребенок непреднамеренно мешает вести урок, он с трудом может регулировать свое поведение, его постоянно что-то отвлекает, он всегда более возбужден, чем другие дети.

Поднимать руку или ждать, пока его не вызовут, такой ребенок может только с V или VI класса. Замечания или одергивания бесполезны, они лишь еще более возбуждают ребенка. Рекомендуется активно привлекать такого школьника к участию в уроке, игнорируя его выкрики во время занятий. Если они уж слишком мешают проведению урока, следует быстро подойти к нарушителю дисциплины, коснуться его плеча и немногими спокойными словами унять его («Стоп», «Мне кажется, это начинается снова»). Чем спокойнее и четче прозвучат слова учителя, тем быстрее успокоится ребенок.

Постоянные одергивания действуют лишь раздражающе. Наказания, наложение «штрафов» не оказывают воспитательного воздействия, скорее – наоборот. Более всего страдает при этом мать провинившегося. Проблема, разрастаясь, переносится из школы в семью.

Разговор с родителями учитель обязательно должен начинать, рассказав что-нибудь позитивное о ребенке, и только потом переходить к обсуждению возникших трудностей.

Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным.

Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.

С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно.

Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале.

Индивидуальный подход, который так необходим этим детям, - дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения.

    Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

    Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.

    Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

    Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.

    Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

    Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.

    Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.

    На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.

    Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.

    Использовать гибкую систему поощрений и наказания.

    Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

    Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.

    Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.

    По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка.

    Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

    Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…

    При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.

    Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.

Выше указанные методы не исправляют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.

При отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение. Только в том случае, если учителя и родители объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.

- СДВГ у школьников

С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам.

Он пытается по-своему изменить правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоро товарищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают.

Аффективная лабильность и неустойчивость к фрустрации сохранились у школьника со времени раннего детства: он плачет по пустякам, моментально приходит в ярость, его настроение внезапно меняется, изливаясь в потоке непристойных, провокационных, агрессивных слов. Ребенком овладевает хроническое недовольство на фоне ощущения себя несчастным. Это фоновое настроение скрывается за наигранной беззаботностью. Проявляемая им агрессивность обостряет положение ребенка в социальной среде.

Из-за недостаточной внимательности мимика и жестикуляция сверстников остаются для него вне поля зрения или превратно истолковываются. Это влечет за собой ошибочные реакции, часто сопровождаемые ругательствами или рукоприкладством. Такое поведение, естественно, лишь усугубляет социальную изоляцию.

Чувство страха у такого ребенка часто отсутствует. Из рассказа мамы: «Будучи трехлетним, не умея плавать, он прыгнул в самую глубину; в 4 года он спрыгнул с четырехметровой вышки. Езда на велосипеде неоднократно приводила к несчастным случаям, так как он воображал себя гонщиком. Однажды он разбил себе голову, потому что, представив себя каскадером, хотел проехать сквозь стенку - головой вперед!

Импульсивность обострена настолько, что школьник поднимает руку еще до того, как учитель договорил, задавая свой вопрос. При том детям свойственно стремление дать любой ответ, пусть даже неправильный. Если учитель их не вызывает, то они просто выкрикивают ответ. Удержать на чем-то внимание, сосредоточиться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось построить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и сейчас просается на половине любой рисунок или поделка. Они очень предприимчивы: готовы начать все - но ничего не заканчивают. Кругом лежат десятки начатых моделей судов, самолетов и т.д., но ни одна из них так и не плавает и не летает.

То же самое относится и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку все время приходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднять упавшую на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, выглянуть в окно («ласточка пролетела»), распрямить загнутую страницу в книжке или загнуть другую, посмотреть, какое задание было вчера, и покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняется из рук вон плохо, отнимая массу времени. Похожая ситуация и в школе: не будучи способным концентрироваться на одном, ребенок предпринимает все время что-нибудь новое. Поэтому он не схватывает самые важные вещи на уроке, воспринимает материал лишь частично. Почерк и ведение тетрадей просто ужасны, а выполнение домашних заданий для школьника и его родителей - это многочасовая пытка.

Матери рассказывают, что после домашних заданий они бывают совершенно измотаны и находятся в полном отчаянии. Успеваемость в школе становится все хуже, на голову ребенка постоянно сыплются предупреждения и выговоры. Самооценка его от этого становится все ниже. Не все дети, относящиеся к этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение.

Бывает и совсем наоборот: дети ведут себя спокойно и производят впечатление, скорее, апатичных. Хотя они и не обращают на себя внимания своей гиперактивностью, но у них есть все остальные симптомы: нарушения концентрации внимания, асоциальное поведение, они грубы и вспыльчивы, внешне производят впечатление неспособных, плохо успевающих, социально изолированных и часто депрессивных. Эта другая форма чаще встречается у девочек, но ее реже относят к формам отклонений, нуждающихся в лечении.

Накопление трудностей дома и в школе создает постоянные поводы для возникновения споров о воспитании. Часто разлад между матерью и отцом настолько серьезен, что они склонны считать его собственно причиной отклоняющегося поведения ребенка. Споры между родителями не утихают, даже когда ребенка нет дома, когда, например, он уехал на каникулы. Это говорит о том, что эти дети - настоящий динамит, взрываюший семьи! У очень многих детей с нарушениями внимания дополнительно отмечаются частичные затруднения в обучении. Можно назвать наиболее распространенные: на первом месте стоят трудности в овладении чтением и письмом; у девочек, кроме того, чаще - нарушение овладения счетом. Эти затруднения сильно сказываются на общей успеваемости в школе и мешают в дальнейшем. Отмечаются долгие колебания в определении ведущей руки, наблюдаются нарушения речи и нервные тики, у этих детей можно наблюдать проявления клоунизма в поведении.

Характерны постоянные проблемы с успеваемостью. Некоторый детей направляют в коррекционные классы. Хотя уровень их интеллекта вполне позволяет находиться в обычной начальной школе, их успеваемость все время ниже ожидаемой. Перевод из начальной школы в следующей класс проблематичен: несмотря на приемлемые оценки, посещение школы следующего уровня не представляется возможным, так как отношение детей к учебе и их поведение не отвечают существующим требованиям. Кроме того, многие учителя отказываются работать с этими детьми!

В понедельник в рамках институционального перехода состоялся мастер-класс Неробцевой О. И., учителя русского языка и литературы, которая рассказала коллегам из начальной и средней школ о методике работы с детьми с синдромом дефицита внимания. Как раскрыть потенциал таких детей, какие методы и приемы обучения будут эффективными, каким образом они смогут приобретать учебные навыки — вот те вопросы, обсуждению которых было посвящено время. Огромное спасибо Оксане Ивановне за готовность делиться своим бесценным опытом!


Неробцева Оксана Ивановна,

учитель русского языка и литературы

«ННОУ «Частная школа «Золотое сечение»

Дети-катастрофа: обучение детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) русскому языку в средней школе.

В середине 19 века (1845 год) немецкий врач — психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. В 1880 психолог Вильям Джеймс подробно описал яркое проявление импульсивности обращавшихся к нему детей и взрослых, а также чрезмерную склонность к раздражительности. В 1902 году английский врач Джордж Стилл выступил с описанием таких пациентов перед публикой в Королевской академии и впервые поставил акцент на биологических механизмах развития заболевания, а не на «издержках воспитания», как было принято в то время. Из его уст впервые прозвучали и основные причины страдания: родовые травмы и наследственный фактор. С 60-х годов 20 века это состояние назвали ММД (минимальная мозговая дисфункция), с 80-х годов 20 века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию под названием СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Большинство ученых считают, что проблемы с обучением и памятью связаны с тем, что мозгу таких детей сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы (Дубровинская Н. В., 1985; Брязгунов И. П.; Касатикова Е. В; 2007г., Goldman M. et. al., 1998г; Parker H. S, 1998; Hadders-Algra M, 2002г.)

«Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью, что является в данный момент серьезной социальной проблемой, т. к. встречается у большого количества детей (по данным исследования им страдают около 18% детей в России) и очень мешает их социальной адаптации», — пишет профессор Л. С. Чутко. На сегодняшний день опубликовано более 6500 работ на тему СДВГ (Medline), поскольку эта болезнь становится болезнью времени и прогрессирует.

Очень показательна для таких детей тяга к онлайновым играм с быстрой сменой кадров и событий, «стрелялки», что еще более усугубляет проявление заболевание. Как определить наличие СДВГ у ребенка? Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разработали критерии гиперактивности:

1. Дефицит активного внимания:

Не последователен, ему трудно долго удерживать внимание;

Не слушает, когда к нему обращаются;

С большим энтузиазмом берется за задание, но так его и не заканчивает;

Испытывает трудности в организации;

Часто теряет вещи;

Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;

Часто бывает забывчив.

2. Двигательная расторможенность:

Постоянно ерзает;

Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);

Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве;

Очень говорлив;

Импульсивен;

Начинает отвечать, не дослушав вопрос;

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;

Плохо сосредотачивает внимание;

Не может дождаться вознаграждения (если между его действием есть пауза);

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из всех перечисленных признаков и они держатся более полугода, то предполагается с большой долей вероятности, что ребенок гиперактивен. Считается, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, т. е. в подростковом возрасте у них исчезают симптомы заболевания (30-70%) при обязательном условии медикаментозно-психолого-педагогического воздействия.

Дети индиго (дети с двойной исключительностью — один функционально значимый дефицит компенсируется талантом и неординарностью мышления) чаще всего выделяется среди детей с СДВГ. С ними очень интересно работать в небольших группах. Среди общих рекомендаций по работе с учащимися с СДВГ особо следует отметить следующие:

Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса напротив доски;

Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

Учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

Научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске; -на определенный отрезок времени давать только одно задание;

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

Итак, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления:

1. по развитию дифицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Поскольку такой учебный предмет как русский язык требует большой степени усидчивости, внимания, кропотливости в работе, для учеников с СДВГ, к сожалению, он становится самым рудным и нелюбимым. Предлагаю элементы методики обучения русскому языку детей с СДВГ, апробированные мною в группах до 8 человек и показавшие высокие результаты:

1. Урок должен иметь одинаковую структуру в течение долгого времени (2 нед.— 1 мес.). Когда ребенок знает, какой этап следующий, то чувствует себя спокойно.

2. Лингвистическая разминка в начале урока обязательно прописывается в левом верхнем углу доски (мозговая зона фиксации внимания) с примерами на уровне слова в столбик. Если вы сразу начнете работу на уровне предложения или текста, то запустите механизм дисграфии. На этом уроке ребенок сделает много ошибок на перестановку букв, слогов, замены.

3. Во время лингвистической разминки, прописанной в столбик, задавайте вопросы на сравнение примеров по разным параметрам с целью зрительного сканирования записи сверху — вниз и наоборот. Постепенно расширяйте зрительное пространство слева направо, дописывая к первичным примерам необходимое для изучаемой темы урока.

4. Работа с текстом должна приходиться на середину урока. Перед этим этапом обязательно должна быть проведена полноценная физразминка в положении стоя. При работе с текстом используйте перфорированные заготовки. Постоянно увеличивайте плотность урока за счет работы в тексте выделителями различных цветов для стимуляции внимания.

5. Используйте в работе прием письма по памяти как средство для увеличения порога внимания. Можно давать один и тот же выученный пример с промежутками в 1-2 недели.

6. Используйте прием перемещения знаков (букв, слогов, слов) для составления единого целого (слова, предложения, текста) обязательно в конце урока с целью создания элемента целостной картины мира.

7. В течение урока русского языка ребенок с СДВГ может качественно написать в тетрадь не более 70-75 слов (5-6 кл.), 80-85 сл. (7-8 кл.), поэтому большее количество заданий должно быть преподнесено в форме распечаток. У детей с СДВГ чаще всего нечитаемый почерк, и если с ним не работать, то он исчезнет совсем к 14 годам не из-за лени и небрежности, а как проявление заболевания. Можно включать в работу каллиграфические задания с обводками по кальке небольших текстов до 40 — 50 слов объема.

Хвалите учеников индивидуально, а не весь класс. Большинство детей с СДВГ создают уникальные тексты, рисунки, прекрасно танцуют, поют, рассуждают. У учителя русского языка есть замечательная возможность не опустить руки, а развить эти таланты, поддержав проблемы физиологии.

Использованная литература

1. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Если у вас ребенок с моторчиком», СПб, «Детство-пресс» 2011г.;

2. Е. В. Фесенко, Ю. А. Фесенко «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей», «Наука и техника», 2010г.;

3. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова «Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях», «Психотерапия», Москва, 2008г.;

5. Л. С. Чутко «Школьная дезадаптация в клинической практике детского невропатолога», СПб, 2005г.;

6. Т. А. Ясюкова «Оптимизация обучения и развития детей с ММД», СПб, «Иматон», 1997г.

  • Не хочет учиться
  • Не хочет заниматься спортом
  • Гиперактивность (СДВГ) является весьма распространенной проблемой в детском возрасте. Особенно часто она диагностируется у школьников, поскольку учебные задачи и разные домашние поручения в возрасте старше 7 лет требуют от ребенка внимательности, самоорганизованности, усидчивости, умения доводить дела до конца. А если у ребенка имеется синдром гиперактивности, именно таких качеств ему не хватает, что вызывает проблемы с обучением и в быту.

    Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.

    Причины гиперактивности

    Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

    • Проблемы с протеканием беременности. Если у мамы была угроза прерывания, она неполноценно питалась, испытывала стресс, курила, а плод испытывал гипоксию или у него появились дефекты развития, это способствует появлению у ребенка проблем с нервной деятельностью, среди которых будет и СДВГ.
    • Проблемы с протеканием родов. Появлению гиперактивности у деток способствуют как стремительные, так и затяжные роды, а также слишком раннее начало родовой деятельности и стимуляция родов.
    • Недочеты воспитания. Если родители относятся к ребенку слишком строго либо малыш выступает свидетелем постоянных конфликтов в семье, это сказывается на его нервной системе.
    • Недостаток питательных веществ или отравление, например, тяжелыми металлами. Такие факторы ухудшают работу ЦНС.

    Симптомы СДВГ в школьном возрасте

    Первые признаки гиперактивности у многих деток проявляются еще в младенчестве. Груднички с СДВГ плохо спят, много двигаются, слишком бурно реагируют на любые перемены, очень привязаны к матери и быстро теряют интерес к игрушкам и играм. В дошкольном возрасте такие малыши не могут усидеть на занятиях в детском саду, часто проявляют агрессию к другим детям, много бегают, отрицают любые запреты.

    У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

    • На уроках ребенок невнимателен и быстро отвлекается.
    • У него отмечаются беспокойные движения. Такой школьник часто вертится на уроке, не может усидеть на стуле спокойно, а в ситуации, требующей пребывания на одном месте, может встать и уйти.
    • Ребенок бегает и прыгает в ситуациях, когда этого не нужно делать.
    • У него не получается долго заниматься чем-либо спокойно и тихо.
    • Ребенок часто не заканчивает домашние дела или уроки.
    • Ему трудно дождаться очереди.
    • У него не получается самостоятельно себя организовать.
    • Ребенок старается избегать любых задач, при которых нужно быть внимательным.
    • Он часто теряет собственные вещи и забывает что-то важное.
    • У ребенка отмечается повышенная разговорчивость. Он нередко перебивает других и не дает людям закончить фразу или вопрос.
    • Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками и часто с ними конфликтует. Он пытается вмешаться в чужие игры и не придерживается правил.
    • Школьник часто ведет себя импульсивно и не оценивает последствия собственных поступков. Он может что-то сломать, а потом отрицать собственную причастность.
    • Ребенок спит беспокойно , постоянно переворачиваясь, комкая постельное белье и сбрасывая одеяло.
    • Учителю в разговоре с ребенком кажется, будто он его совсем не слышит.

    Какой врач лечит

    Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

    • Детскому неврологу.
    • Детскому психиатру.
    • Детскому психологу.

    Любой из этих специалистов проведет осмотр ребенка, даст ему выполнить тестовые задания, а также пообщается с родителями и назначит дополнительные обследования нервной системы. На основе результатов ребенку выставят диагноз «СДВГ» и назначат правильное лечение.

    В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

    Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются у дошкольников, посещающих детский сад, а также у младших школьников в возрасте 8-10 лет. Это связано с особенностями развития ЦНС в такие возрастные периоды и необходимостью выполнять задания, при которых важно быть внимательным.

    Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.

    Как и чем лечить

    Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

    1. Заниматься с психологом. Врач будет применять методики для снижения тревожности и улучшения коммуникативных навыков ребенка, давать упражнения для внимания и памяти. Если имеются нарушения речи, показаны также занятия с логопедом. Кроме того, к психологу стоит ходить не только гиперактивному ребенку, но и его родителям, поскольку у них нередко появляются раздражительность, депрессия, нетерпимость, импульсивность. Во время посещений врача родители поймут, почему детям с гиперактивностью противопоказаны запреты и как строить отношения с гиперактивным школьником.
    2. Обеспечить ребенку правильную двигательную активность. Для школьника следует подобрать спортивную секцию, в которой не будет соревновательной деятельности, так как она может усугубить гиперактивность. Также ребенку с СДВГ не подходят статические нагрузки и спорт, в котором есть показательные выступления. Лучшим выбором можно назвать плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт и другие аэробные нагрузки.
    3. Давать ребенку назначенные врачом препараты и лекарства. За рубежом детям с гиперактивностью назначают психостимулирующие средства, а у нас отдают предпочтение ноотропным препаратам, а также выписывают успокаивающие лекарства. Конкретный препарат и его дозировку должен подбирать врач.
    4. Применять народные средства. Поскольку медикаментозное лечение при СДВГ назначают на длительный период, время от времени синтетические лекарства заменяют травяными чаями, например, из мяты, валерианы, мелиссы и других растений с положительным действием на нервную систему.

    • Постарайтесь построить со школьником взаимоотношения, основой которых будет доверие и взаимопонимание.
    • Помогите сыну или дочке организовать свой режим дня, а также место для игр и выполнения уроков.
    • Уделите внимание режиму сна ребенка. Пусть он засыпает и просыпается в одинаковое время каждый день, даже в выходные.
    • Обеспечьте ребенку сбалансированный вкусный рацион, в котором будут ограничены рафинированные и синтетические продукты.
    • Запрещайте ребенку лишь то, что действительно ему вредит или представляет для него опасность.
    • Чаще проявляйте свою любовь к ребенку.
    • Избегайте в общении приказов, чаще используйте просьбы.
    • Откажитесь от физического наказания.
    • Часто хвалите ребенка, отмечая все положительные стороны и поступки.
    • Не ссорьтесь при ребенке.
    • Старайтесь организовывать совместный досуг, например, семейные вылазки на природу.
    • Давайте ребенку посильные ежедневные задачи по дому и не выполняйте их вместо него.
    • Заведите тетрадь, в которую вечером вместе с ребенком записывайте все успехи и позитивные моменты за день.
    • Старайтесь не посещать с ребенком очень людные места, например, рынок или торговый центр.
    • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Контролируйте время у телевизора или компьютера.
    • Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, ведь вы являетесь примером для своего ребенка.

    Должны появиться перед седьмым годом жизни. Однако, часто дети с синдромом гиперактивности попадают к специалистам значительно позже – только в младшем школьном возрасте. Именно тогда родители начинают особенно беспокоиться за поведение своего чада.

    Различия между ребенком с СДВГ и его сверстниками становятся все более заметными. Это происходит, несмотря на отсутствие существенных различий с точки зрения интеллекта.

    Симптомы СДВГ у ребенка

    Чрезмерная импульсивность и гиперактивность негативно влияют на оценку поведения ребенка учителями. Его воспринимают как непослушного, а непослушные – получает клеймо «трудного ученика».

    Проблемы в концентрации и дефицит внимания в значительной степени затрудняют обучение и затуманивают функционирование ребенка в классе.

    Неудачи в школе снижают самооценку малыша, лишают мотивации и нередко приводят к получению относительно низкого уровня образования в отношении имеющихся интеллектуальных возможностей. Школа становится источником неудач, множества негативных отзывов для ребенка.

    Все время ему что-то не удается, он получает отрицательное внимание, родителей чаще вызывают в школу. Поиск одобрения и признания в глазах сверстников приводит к появлению рискованных форм поведения, использование психоактивных веществ (например, наркотиков, алкоголя), прогулам, насилию и т.д.

    Для повышения комфорта жизни ребенка с СДВГ , адекватного использования его интеллектуальных способностей, а также для того, чтобы избежать дорогостоящих социальных осложнений важна умелая поддержка в преодолении школьных трудностей.

    СДВГ в зависимости от возраста

    СДВГ является источником различных проблем, а их выраженность меняется в зависимости от возраста. Часто трудно определить начало появления признаков болезни, но уже в раннем детстве, можно увидеть черты синдрома дефицита внимания .

    Появляются проблемы со сном , ребенок становиться слишком чувствительный, в детском саду часто возникают конфликты со сверстниками, связанные с очень большой импульсивностью, а также трудностями в усвоении и соблюдении социальных норм.

    Школьный возраст – это время, когда симптомы СДВГ становятся более заметными. Кроме чрезмерной подвижности и импульсивности проблемой становится дефицит внимания, препятствующий достижению хороших результатов в учебе.

    Со временем, однако, симптомы исчезают, что обычно проявляется уменьшении двигательной активности ребенка. К сожалению, примерно у 70% подростков и людей с гиперактивностью симптомы сохраняются на всю жизнь.

    В школьный период особенно заметны трудности в социальных контактах со сверстниками и взрослыми. Трудности в обучении , а также в разработке планов и их реализации, снижаются шансы на получение образования соразмерного интеллектуальным возможностям. Также повышается риск осложнений (в т.ч. наркомании, асоциальность поведения, самоубийств, депрессии , конфликты с законом).

    Только 5% из детей с СДВГ будут иметь полный набор симптомов в зрелом возрасте. Однако, у половины сохранится, по крайней мере, часть симптомов, которые обязательно повлияют на их жизнь.

    Трудности ребенка с СДВГ

    Ребенку с СДВГ трудно оставаться на одном месте даже короткое время, что уж говорить о 40 минутах урока. Ему сложно неподвижно сидеть на скамейке и сдерживать желание пройтись по классу. В довершение всех бед, ребенок с СДВГ имеет трудности с записью нового материала, что обусловлено в значительной степени нарушениями внимания. Ему трудно выбрать из большого количества информации, ту, которая являются существенной и на которой должен сосредоточиться.

    Он легко отвлекается под влиянием конкурирующих стимулов, таких, как звуки из-за окна или даже остальные части читаемого текста. Поэтому такому ребенку гораздо проще усвоить материал переданный в виде коротких, сжатых, конкретных предложений в разделах, отмеченных в тексте при помощи другого типа шрифта. Трудности в концентрации и удержании концентрации внимания способствуют тому, что ребенок чувствует себя озадачен, у него нет ясности, что он должен в данный момент делать, ему трудно планировать работу.

    Ситуация ребёнка с СДВГ усугубляется еще и тем, что трудности, связанные с низкой концентрацией, чрезмерной импульсивностью и подвижностью, часто сопровождаются дислексией (трудности в обучении чтению ), дизорфографией (совершение ошибок орфографических, несмотря на знание правил правописания), дисграфией (трудности в написании) или дискалькулией (расстройство математических способностей).

    Чтение, письмо и подсчет – это навыки, которым школа уделяет особое внимание. Они позволяют ученикам собирать и обмениваться знания, а, следовательно, облегчают изучение и систематизацию окружающего мира. Дефицит в этих областях знаний, повлечет большие трудности для ребенка и, кроме того, уменьшит шансы на успех в области образования.

    С этими специфическими школьными трудностями нередко сталкиваются гиперактивные дети с нарушениями речи, которые проявляются слишком быстрым темпом, шумном разговоре, часто уходе от темы, отсутствии навыков построения корректных высказываний с точки зрения стилистики и грамматики, несоблюдении общепринятых правил ведения беседы. Более того, нарушения речи значительно снижают возможности общения со сверстниками и со взрослыми, что может привести к изоляции, чувству одиночества и далее к заниженной самооценке.

    Поведение ребенка с СДВГ в классе мало согласуется с желаниями учителей и других учеников. Оно вносит хаос и дезорганизацию, а через свою повторяемость, становится утомительным и раздражает. Следует, однако, помнить, что самому ребенку с гиперактивностью тоже не удобно. Ему приходится нести груз ответственности за свои нарушения, в коих он совершенно не виноват. Создание ребенку соответствующих условий для обучения помогает использовать его потенциал и смягчить негативные последствия СДВГ . Школа не должна быть для него кошмаром!

    Как делать домашнюю работу

    Выполнение домашних заданий является особенно трудным для детей с СДВГ, так как требует умений, которые у них дефицитные, например, поддержания внимания, планирования работы, дисциплины. Ребенку гораздо легче сконцентрироваться на том, что для него является приятным и привлекательным. Поэтому, очень важно обеспечить ребенку благоприятные условия, которые помогли бы облегчить ему эффективное выполнение домашних заданий.

    Прежде всего, следует позаботиться о «пустом столе». Хорошо, если у ребенка есть свое собственное место, специально предназначенное для науки. Столешница стола должна быть приведена в порядок на время для занятий так, чтобы на ней находились только вещи, необходимые для выполнения определенной задачи.

    Дело в том, что лежащие на ней другие объекты могут отвлечь внимание ребенка от работы, которую ему предстоит выполнить. Для этого лишнее можно переложить в специально подготовленные ящики перед началом работы над домашним заданием. Ребенка также могут отвлекать игрушки и другие предметы, лежащие на полках, или даже то, что происходит за окном.

    Чтобы ограничить поток этих стимулов, можно, например, закрыть полки шторой, отказаться от установки рабочего стола возле окна и поставить лицом к пустой стене.

    С другой стороны, для некоторых детей приток стимулов, например, в форме музыки, помогает сфокусировать внимание на задаче. Не все дети способны «работать за столом». Когда для ребенка это доставляет слишком большую трудность, может быть, стоит рассмотреть возможность другого места работы, например, на полу.

    Важным элементом планирования работы над домашним заданием является установление фиксированного времени начала работы – желательно вскоре после возвращения из школы. Стоит также за мгновение напомнить ребенку, что приближается время, отпущенное на выполнение уроков.

    Помимо фиксированного начала, хорошо определить также конец работы, создавая ребенку реальную перспективу ее окончания. Только тогда он будет иметь время на удовольствия. Их можно использовать, чтобы мобилизовать ребенка на работу – это будет веселой формой вознаграждения за вложенные в науку усилия.

    Ребенку с СДВГ может быть очень тяжело оставаться на одном месте все время, необходимое для отработки уроков. Хорошая идея заключается в таком случае в предоставлении времени на перерывы в несколько минут. Только не давайте ребенку в это время увлечься чем-нибудь другим, потому что тогда будет очень сложно вернуть его обратно к обязанностям.

    Планируя с ребенком работу, в дополнение к определению интервала времени, хорошо также определить последовательность выполняемых задач. Часто даже отдельные задания требуют разделения труда на этапы. Кроме того, если ребенок начнет с выполнения простых команд, то быстрее достигнет успеха, что может позитивно повлиять на уровень мотивации для дальнейшего обучения.

    Знания переданный в интересной форме легче усваивается. Кроме того, в случае дефицита внимания, с которым мы имеем дело при СДВГ, полезной техникой может быть, например, подчеркивание или указание наиболее важных фрагментов текста. Стоит использовать графики, таблицы и другие инструменты, позволяющие отобрать наиболее важную информацию, на которой ребенок должен сосредоточить свое внимание.

    Формируя порядок в отношении науки и выполнения домашних работ, следует помнить о высвобождении времени на другие занятия, особенно приятные для ребенка. Один день в неделю должен быть свободным от занятий – позаботьтесь об отдыхе!

    Описанные правила не являются сложными. Они ведут к совершенствованию работы ребенка и повышает его шансы на успех образования. Требуют, однако, при этом терпения родителей . Но все же эта игра стоит свеч!