Решу егэ история первая мировая война. Участие россии в первой мировой войне


Поиск

"
Всего: 137 1-20 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 | 101-120 | 121-137


Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название войны, о которой идет речь в отрывке.

«Парадный обед в честь Пуанкаре состоялся в Большом Петергофском дворце. Стоял чудный тёплый вечер, через открытые окна зала доносился шум воды, извергавшейся могучим «Самсоном». В виде особой бестактности, а может быть, просто по недомыслию, меня посадили за обедом рядом с германским военным атташе. Разговор, естественно, ограничивался обменом впечатлений о сравнительных красотах Петергофа и Потсдама. Но когда Николай II встал и начал свою речь, мне хотелось тут же провалиться на месте. Я никак не мог предполагать, что вопрос войны уже настолько назрел».

Пояснение.

Ответ: Первая мировая война.

Ответ: перваямироваявойна|перваямировая

Валентин Иванович Кириченко

он правильный

На основе исторических знаний укажите три причины войны, ко времени которой относится отчёт.


Из официального отчёта

«Год ознаменовался явным к нам недоброжелательством Франции и Англии, которые в союзе с Турцией употребляли все возможные средства восстановить против нас и прочие державы Европы.

С нападением на Россию вооружённых неприятелей польские выходцы рассылали эмиссаров, направляя их преимущественно в Царство Польское; англичане и французы старались водворить возмутительные листки и брошюры в Финляндию, в южные и западные губернии наши; предполагали провезти оружие в Литву и выпускали в обращение русские фальшивые деньги…

К сожалению, должно сказать, что в жителях Царства Польского война возбудила преступные чувства и мечты. Они надеялись, что Россия не выдержит борьбы, по их мнению, неравной с европейскими державами, и мечтают о восстановлении прежней Польши…

Русские же все одушевились чувством любви к Отечеству… Оно обнаруживается в благочестивом усердии народа при церковных молебствиях о ниспослании успехов нашему оружию; в живом сочувствии к известиям о победах наших…; везде, и в обществах, и в театрах, каждая речь о славных подвигах войск наших приводит слушателей в восторженное

состояние.

В то же время со всех сторон посыпались жертвы на алтарь Отечества и в помощь раненым воинам, сражающимся за общее дело. Кроме важных пожертвований, сделанных дворянствами целых губерний и обывателями городов, люди всех сословий… – все жертвовали, чем могли; иной приносил последнее.

При …составлении Морского ополчения явилось столько охотников, что должно было многим отказывать…

В столице спокойствие не нарушалось, и мысли всех обращены только на военные события. При неблагоприятных известиях из Крыма всегда заметно было сердечное участие и общее огорчение о великих потерях в наших храбрых войсках…»

Напишите название войны, ко времени которой относится отчёт. Укажите годы этой войны. Назовите российского императора, к правлению которого относится начало этой войны.

Пояснение.

1) война – Крымская (Восточная);

2) годы – 1853–1856 гг.;

3) император – Николай I

Пояснение.

1. Положение об отношении населения к войне:

– население было охвачено патриотическим подъёмом.

2. Могут быть указаны следующие доказательства:

– активное участие в молебствованиях во славу российского оружия;

– проявления радости при известиях о победах и огорчения при неудачах;

– массовые пожертвования от разных слоёв населения;

– готовность идти в ополчение.

Элементы ответа могут быть сформулированы иначе

Пояснение.

Могут быть указаны следующие причины Крымской войны:

1) стремление России решить Восточный вопрос – поставить под свой контроль черноморские проливы;

2) стремление Турции взять реванш за поражения XVIII – первой половины XIX в.;

3) желание Европы ослабить Россию, игравшую роль мирового лидера;

4) антироссийский настрой общественного мнения Европы из-за роли «жандарма Европы», которую пыталась играть императорская Россия.

Могут быть названы другие причины. Причины могут быть сформулированы иначе

Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но... они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Пояснение.

Речь идет об интервенции иностранных государств против Советской России. Когда Советская Россия вышла по Брестскому миру из Первой мировой войны, бывшие союзники России - страны Антанты - начали интервенцию.

Ответ: интервенция

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о каком историческом событии идет речь.

«Октябрьская революция одним из своих следствий в области внешней политики имела ряд перестановок во взаимоотношениях России с другими государствами. Самым главным в этой перестановке было то, что Советская Россия вышла из империалистической войны с державами центрального блока (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Германия, официально признав советскую власть и заключив с ней мир, в то же время… оккупировала своими войсками Украину и Финляндию».

Пояснение.

В тексте речь идет о заключении Брестского мира между Советской Россией и Германией 3 марта 1918 года. Этот мир позволил России выйти из Первой мировой войны, но ценой территориальных потерь - Россия потеряла часть Украины, Белоруссии и Прибалтику.

Ответ: Брестский мир

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Ва­ри­ант 4.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из дипломатической ноты

Пояснение.

1) фамилия – Ленин;

2) год – 1917 г.;

Пояснение.

– демократические;

– без аннексий;

– без контрибуций;

Пояснение.

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний государственного деятеля.

«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. ...Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России...

Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.

То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них - убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».

О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) событие - Февральская революция (свержение монархии);

2) год - 1917 г.;

3) органы власти:

Временное правительство;

Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: отношение автора: автор приветствует революцию; доказательства, например:

Он активно участвует в создании новой власти, в создании «новой России»;

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины Февральской революции:

Нерешённость аграрного вопроса;

Нерешённость рабочего вопроса;

Нерешённость национального вопроса;

Противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России;

Поражения и потери в ходе Первой мировой войны;

Усталость армии, нежелание солдат продолжать войну;

Непопулярность правительства;

Напишите название войны, события которой обозначены на схеме.

Пояснение.

Ответ: Первая мировая.

Ответ: перваямировая|перваямироваявойна

Прочтите отрывок из высказывания заместителя начальника генерального штаба французской армии генерала Шассена и укажите битву, о которой идет речь.

«1941 год, который должен был стать годом окончательного установления германского господства в Европе, завершился страшным поражением гитлеровцев... Битва... ознаменовала важный поворотный пункт войны».

1) за Днепр

2) Сталинградская

3) на Курской дуге

4) Московская

Пояснение.

Речь идет о Московской битве сентября 1941-января 1942 гг. Это было первое крупное поражение немцев с начала Второй мировой войны. Победа Красной армии под Москвой сорвала немецкий план молниеносной войны.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Прочтите отрывок из царского манифеста.

«Объявляем всем верным Нашим подданным:

Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно. С полным единодушием и особою силою пробудились братские чувства русского народа к славянам в последние дни, когда Австро-Венгрия предъявила Сербии заведомо неприемлемые для Державного государства требования. Презрев уступчивый и миролюбивый ответ Сербского правительства, отвергнув доброжелательное посредничество России, Австрия поспешно перешла в вооружённое нападение, открыв бомбардировку беззащитного Белграда.

Вынужденные в силу создавшихся условий принять необходимые меры предосторожности, Мы повелели привести армию и флот на военное положение, но, дорожа кровью и достоянием Наших подданных, прилагали все усилия к мирному исходу начавшихся переговоров. Среди дружественных сношений союзная Австрии Германия, вопреки Нашим надеждам на вековое доброе соседство и не внемля заверению Нашему, что принятые меры отнюдь не имеют враждебных ей целей, стала домогаться немедленной их отмены и, встретив отказ в этом требовании, внезапно объявила России войну.

Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение её среди Великих Держав.

Мы непоколебимо верим, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанут все верные Наши подданные.

В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри. Да укрепится ещё теснее единение Царя с Его народом, и да отразит Россия, поднявшаяся как один человек, дерзкий натиск врага.

Се глубокою верою в правоту Нашего дела и смиренным упованием на Всемогущий Промысел, Мы молитвенно призываем на Святую Русь и доблестные войска Наши Божие благословение».

В каком году был издан данный манифест? Укажите название войны, о начале которой в нём говорится. Назовите монарха, издавшего этот манифест.

Пояснение.

В ответе должны быть указаны: 1. год издания Манифеста: 1914г;2. Название войны: Первая мировая; Имя монарха: Николай II.

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 5.

К какому году относится издание данного манифеста? Назовите войну, во время которой был издан данный манифест. Назовите российского императора, к правлению которого относится начало этой войны.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из манифеста политической партии

«Граждане! Твердыни русского царизма пали. Благоденствие царской шайки, построенное на костях народа, рухнуло. Столица в руках восставшего народа. Части революционных войск стали на сторону восставших. Революционный пролетариат и революционная армия должны спасти страну от окончательной гибели и краха, который приготовило царское правительство.

Громадными усилиями, кровью и жизнями русский народ стряхнул с себя вековое рабство.

Задача рабочего класса и революционной армии - создать Временное революционное правительство, которое должно встать во главе нового нарождающегося республиканского строя.

Временное революционное правительство должно взять на себя создание временных законов, защищающих все права и вольности народа, конфискацию монастырских, помещичьих, кабинетских и удельных земель и передать их народу, введение 8-часового дня и созыв Учредительного собрания на основе всеобщего без различия пола, национальности, вероисповедания, прямого, равного избирательного права с тайной подачей голосов...

Гидра реакции может ещё поднять свою голову. Задача народа и его революционного правительства - подавить всякие противонародные контрреволюционные замыслы.

Немедленная и неотложная задача Временного революционного правительства - войти в сношения с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих угнетателей и поработителей..., против царских правительств и капиталистических клик и для немедленного прекращения кровавой человеческой бойни, которая навязана порабощённым народам.

Рабочие фабрик и заводов, а также восставшие войска должны немедленно выбрать своих представителей во Временное революционное правительство, которое должно быть создано под охраной восставшего революционного народа и армии».

Укажите не менее трёх задач, поставленных в манифесте перед новым правительством.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие задачи:

1) обеспечение прав и свобод населения;

2) передача населению монастырских, помещичьих, кабинетских и удельных земель;

3) введение восьмичасового рабочего дня;

4) созыв Учредительного собрания;

5) борьба с контрреволюцией;

6) установление контактов с пролетариатом воюющих стран для революционной борьбы народов всех стран против своих правительств и прекращения мировой войны.

Привлекая исторические знания, назовите не менее трёх причин участия России в той войне, ко времени которой относится издание манифеста.

Пояснение.

Могут быть названы следующие причины участия России в войне:

Стремление защитить братскую славянскую и православную Сербию от австрийской агрессии;

Союзнические обязательства России перед Францией, конфликт которой с Германией представлялся неизбежным;

Стремление царского режима подкрепить свой авторитет, сплотить нацию вокруг престола в условиях военного времени;

Стремление России решить Восточный вопрос.

Могут быть названы другие причины. Причины могут быть сформулированы иначе.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год - 1917 г.;

2) война - Первая мировая;

3) император - Николай Второй.

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась

1) выходом советских войск к Государственной границе СССР

2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне

3) сражением под Прохоровкой

4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса

Пояснение.

Правильно: Сталинградская битва завершилась окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса. Все остальное неверно: к государственной границе наши войска вышли в 1944 г., сражение под Прохоровкой летом 1943 г., стабилизация фронта и переход к позиционной войне характерна для Первой мировой воны.

Правильный ответ указан под номером: 4

Ответ: 4

Источник: Демонстрационная вер­сия ЕГЭ-2015 по истории.

Назовите российского императора, ко времени правления которого относится начало войны, события которой обозначены на схеме. В ответе укажите имя и порядковый номер (например, Петр Первый).

Пояснение.

На карте Восточно-Прусская операция 1914 г., завершившаяся гибелью армии Самсонова, но спасением Франции в ходе первой Мировой.

Ответ: Николай Второй.

Ответ: николайвторой

Напишите пропущенную в тексте фамилию. К какому году относится данное обращение? Укажите название войны, о прекращении которой в нём говорится.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из дипломатической ноты

«Сим честь имею известить Вас, господин Посол, что Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов организовал 26 октября (8 ноября) новое Правительство Российской Республики, в виде Совета Народных Комиссаров. Председателем этого Правительства является _______________, руководство внешней политикой поручено мне, в качестве Народного комиссара по иностранным делам.

Обращая Ваше внимание на одобренный Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов текст предложения перемирия и демократического мира без аннексий и контрибуций на основе самоопределения народов, честь имею просить Вас смотреть на указанный документ как на формальное предложение немедленного перемирия на всех фронтах и немедленного открытия мирных переговоров, предложение, с которым полномочное Правительство Российской Республики обращается одновременно ко всем воюющим народам и к их правительствам.

Примите уверение, господин Посол, в глубоком уважении Советского правительства к народу Соединённых Штатов, который не может не стремиться к миру, как и все остальные народы, истощенные и обескровлённые беспримерной бойней».

Из правительственного обращения

«Гражданин верховный главнокомандующий. Совет Народных Комиссаров взял, по поручению Всероссийского Съезда Советов Рабочих и Солдатских Депутатов, в свои руки власть, вместе с обязательством предложить всем воюющим народам и их правительствам немедленное перемирие на всех фронтах и немедленное открытие переговоров в целях заключения мира на демократических основах. …Соответственное извещение послано Народным Комиссаром по иностранным делам всем полномочным представителям союзных стран в Петрограде».

Как в правительственном обращении характеризуются основы, на которых предлагается заключить мир?

Приведите не менее двух положений из дипломатической ноты, соответствующих этим основам.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) характеристика основ заключения мира, например:

– демократические;

2) положения об условиях мира, например:

– без аннексий;

– без контрибуций;

– на основе самоопределения народов.

Положения ответа могут быть сформулированы иначе

Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх причин участия России в войне, призыв к прекращению которой содержится в обращении.

Пояснение.

Могут быть указаны следующие причины участия России в Первой мировой войне:

– защита Россией братской (славянской и православной) Сербии от австрийской агрессии;

– защита Россией своих интересов на Балканах, стремление к разрешению Восточного вопроса (установление контроля над Черноморскими проливами);

– исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией в условиях нерешённости франко-германского конфликта;

– желание за счёт патриотического подъёма поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти.

Могут быть указаны другие причины

Пояснение.

1) фамилия – Ленин;

2) год – 1917 г.;

3) название войны – Первая мировая

Установите соответствие между международными событиями и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

A Б В Г

Пояснение.

НАТО был создан в 1949 году. Венгерский кризис произошел в 1956 году. Берлинская стена была возведена в 1961 году. «Пражская весна» была в 1968 году. Лишнее: 1945 год - окончание Второй мировой войны.

Ответ: 2345

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по истории. Ва­ри­ант 6.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

Пояснение.

А) опричнина - гибель митрополита Филиппа от рук Малюты Скуратова.

Б) Гражданская война в России - штурм Перекопа.

В) реформы Александра II - создание мирового суда.

Г) борьба Москвы и Твери за лидерство в русских землях - гибель в Орде князя Михаила Ярославича.

Ответ: 2435.

Ответ: 2435

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Владимир Мономах;

2) Николай II;

3) Франклин Рузвельт;

4) Л.И. Брежнев.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Пояснение.

Николай II (1868-1918)

6. Русско.японская война

11. Первая мировая война

12. Отречение от престола

4. Революция 1905-1907 годов

Владимир Мономах (1078-1125)

Основные направления деятельности:

1. С 1078 г. князь Черниговский

2. С 1094 г. князь Переяславский

3. С 1113 г. Великий князь Киевский

4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)

5. Военные походы против степняков-половцев

6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»

7. Составление князем «Поучения»

8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»

1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)

2. Ослабление набегов степняков на русские земли

3. Дальнейшее развития письменного права

4. Расширение границ Киевской Руси

5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя

5. Развитие церковного зодчества

6. Развитие религиозной и светской культуры

Брежнев Леонид Ильич (1906 - 1982),

Основные направления деятельности:

1, член партии с 1931 г., член ЦК с 1952 г., член Политбюро (Президиума) ЦК с 29.06.57 г. (кандидат 16.10.52- 06.03.53 гг. и 27.02.56- 29.06.57 гг.), секретарь ЦК 16.10.52- 06.03.53 гг., 27.02.56- 16.07.60 гг. и 22.06.63- 14.10.64 гг.,

2. С 1954 г. второй, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана. В 1956- 1960 гг. и 1963- 1964 гг. секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1958- 1964 гг. зам. председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР.

3. В 1960 - 1964 гг. и с 1977 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 1964 г.

3. Первый, с 1966 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, одновременно в 1964- 1966 гг. председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР 3-10 созывов.

4. Герой Советского Союза (1966 г., 1976 г., 1978 г., 1981 г.), Герой Социалистического Труда (1961 г.). Маршал Советского Союза (1976 г.). Лауреат Ленинской премии (1979 г.). Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973 г.).

5. Будучи одним из главных участников заговора, приведшего к смещению Хрущева, он с 1964 возглавляет партию и играет первостепенную роль в осуществлении новой коллегиальной политики СССР. Выступая гарантом стабильности ситуации внутри страны, разделяя с А. Косыгиным ответственность за проведение экономических реформ, а с М. Сусловым - за следование «правильной» идеологической линии, Брежнев накладывает заметный личный отпечаток на советскую внешнюю политику этого периода. За вторжением в Чехословакию в 1968 следует полоса поисков путей разрядки напряженности в отношениях с Западом, пока роковое вторжение в Афганистан не выявляет подлинного лица дряхлеющего, костенеющего режима. Удовлетворив свое честолюбие неким подобием культа личности,

6. После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни, что выражается, среди прочего, в необычайной, по сравнению с предшествующим периодом, стабильности состава руководства страны. В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводит реалистическую политику, отказавшись от хрущевских «планов» построения коммунизма в пользу внешне более скромной концепции «развитого социализма» как стадии, на которой, по мнению руководства, и находится СССР. Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны и приступает с 1965 к проведению ряда реформ, ориентированных на предоставление большей самостоятельности предприятиям. Результатом этих реформ становится некоторое повышение уровня жизни населения, особенно сельского, однако после первого периода действительного роста в экономике страны к середине 70-х годов появляются признаки застоя, а несменяемость политического руководства приводит к разрастанию номенклатуры, озабоченной главным образом сохранением своих постов и привилегий. Претензия партии на руководящую роль во всех сферах жизни общества выражается прежде всего в одержимости идеей полного контроля над интеллигенцией. Образ всемогущего государства начинает давать трещины с появлением феномена диссидентства, которое как бы символизирует - хотя самих диссидентов ничтожно мало - ширящуюся пропасть между властью и обществом. На международной арене Брежнев продолжает следовать начатому Хрущевым курсу на развитие диалога с Западом. Урегулирование статуса Берлина, признание нерушимости границ в Восточной Европе и особенно первые двусторонние соглашения по разоружению представляют собой ощутимые достижения политики разрядки, кульминацией которой становится подписание Хельсинкских соглашений. Эти успехи, однако, оказываются серьезно подорванными происками СССР в Африке, а затем и прямым вторжением в Афганистан в 1979, после чего в международных делах вновь воцаряется напряженность.

Итоги: Внутренняя политика во времена Б. определялась милитаризацией экономики, ползучей реставрацией сталинизма, увеличением разрыва.между процветанием верхов и убогой жизнью низов, коррумпированностью органов власти снизу доверху. Преступная внешняя политика - от введения танков в Чехословакию в 1968 до вторжения в Афганистан в 1979 - была лишь логическим следствием политики внутренней. Закрепленная Конституцией 1977 руководящая роль КПСС лишь консервировала существующее положение. Деятельность Б. привела к кризисным, застойным явлениям в экономике, породила эпохальный феномен - свободомыслие, или диссидентство, показала его преемникам нежизнеспособность "развитого Социализма" и необходимость реформ.

Рузвельт Франклин Делано

Рузвельт Ф. Д.

Рузвельт Франклин Делано (30.1.1882 - 12.4.1945), государственный деятель США, президент США в 1933-45. По образованию юрист; учился в привилегированной частной школе в Гротоне, Гарвардском и Колумбийском университетах. В 1910 избран в сенат штата Нью-Йорк от Демократической партии. В 1913-20, будучи помощником морского министра в правительстве Т. В. Вильсона, выступал за усиление военно-морской мощи США. В 1920 Р. - кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. После поражения на выборах возвратился к частной юридической практике и предпринимательской деятельности. С августа 1921 в результате полиомиелита на всю жизнь потерял способность свободно передвигаться. Несмотря на болезнь, Р. продолжал играть всё более заметную роль в руководстве Демократической партии. В 1928 избран губернатором штата Нью-Йорк. В обстановке мирового экономического кризиса 1929-33 и обострения классовой борьбы в стране критика Р. реакционной политики правящей Республиканской партии содействовала росту его популярности. В 1932 Р. был избран президентом США от Демократической партии. Вступив в должность (1933), Р. принял ряд чрезвычайных мер по государственному регулированию экономики, которые, как он считал, способны оздоровить экономику и спасти капиталистическую систему. Под нажимом трудящихся масс правительство Р. пошло также на некоторые уступки в социальной области. В целом реформы Р., получившие название "новый курс", знаменовали собой новую ступень в развитии государственно-монополистического капитализма США. В 1936 при решающей поддержке народных масс Р. был избран президентом на второй срок. Несмотря на ограниченность и противоречивость результатов "нового курса", обусловленных классовой природой буржуазного реформизма, Р. и в последующем сохранил поддержку большинства избирателей. Впервые в истории США Р. был избран президентом на третий (в 1940), а затем на четвёртый (в 1944) срок.

В области внешней политики Р. проявил себя как реалистически мыслящий государственный деятель. 16 ноября 1933 правительство Р. установило дипломатические отношения с СССР. Учитывая растущее в странах Латинской Америки сопротивление экспансии американского империализма, Р. провозгласил доктрину "добрососедства", отдававшую предпочтение завуалированным формам проникновения в эти страны. Р. сознавал опасность, грозящую США со стороны фашизма, и осуждал агрессивные замыслы Германии, Италии, Японии. С началом 2-й мировой войны 1939-45 выступил за оказание поддержки Великобритании и Франции против фашистской Германии. После нападения фашистской Германии на СССР заявил 24 июня 1941 о готовности США оказать поддержку борьбе советского народа. В противовес реакционным силам США, выступавшим с позиций антисоветизма, отстаивал идею сближения двух стран и оказания материальной помощи СССР. После вступления США в войну (декабрь 1941) Р. внёс крупный вклад в создание и укрепление антигитлеровской коалиции. Представляя США на Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях, придавал важное значение развитию послевоенного международного сотрудничества и созданию ООН. Высоко оценивал мужество и стойкость советского народа в борьбе с захватчиками и выступал убеждённым сторонником сохранения и укрепления сотрудничества между СССР и США в послевоенный период, усматривая в этом важнейшее условие сохранения всеобщего мира.

Итоги: Внутренняя политика:Благодаря его деятельности США сравнительно быстро вышли из мирового кризиса 30гг, повысил роль государства в экономической жизни страны, улучшилась социальная сфера.

Внешняя политика: Его деятельность сыграла большую роль в победе над фашистской Германией. Произошло сближение с СССР. Создал предпосылки для превращения США в великую сверхдержаву.

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания: укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века), назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику, укажите результаты его деятельности.

1) Дмитрий Донской;

2) М. М. Сперанский;

3) Н. С. Хрущёв;

4) Адольф Гитлер.

Пояснение.

Дмитрий Донской

Основные направления деятельности:

1. Борьба Дмитрия Ивановича с опорой на Русскую Православную Церковь за сохра-нение своих прав на великое Владимирское княжение

2. Строительство белокаменного Кремля в Москве

3. Продолжение политики «собирания земель»

4. Отражение набегов на Москву войск литовского князя Ольгерда

5. Военный поход на Тверь 1374-1375 гг.

6. Битва на реке Воже - первое победоносное сражение русских войск с ордынцами

7. Победа объединённого русского войска в Куликовской битве

8. Проведение военной реформы

9. Начало формирования великокняжеского двора

1. Сохранение за московским князем прав на великое Владимирское княжение

2. Укрепление боевой мощи Москвы

3. Присоединение ряда земель и преумножение территорий Московского княжества

4. Отказ Тверского князя от притязаний на Владимирский престол и окончательное утверждение прав Москвы на великое Владимирское княжение

5. Разрушение традиционного убеждения в непобедимости Золотой Орды

6. Реформирование московского войска и укрепление великокняжеской власти

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839)

Основные направления деятельности:

1. Основные направления деятельности:

2. Русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I

3. Разрабатывал проекты реформ системы государственной власти

4. Документ - «Введение к уложению государственных законов»

5. Предложение ввести в основу государственного устройства классический принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

6. Предполагалось установить деление общества на три сословия: дворянство, «среднее сословие», «народ рабочий»

1. Вместо Непременного совета учреждён Государственный совет в составе 35 человек, назначенных императором

2. Весь комплекс преобразований, предлагаемый Сперанским, не был осуществлён из.за сопротивления реформам со стороны дворянства и нерешительности Александра I

Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971)

Основные направления деятельности:

1. Первый секретарь ЦК КПС, Председатель Совета Министров СССР

2. Реформы в сфере управления промышленностью

3. Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный

4. Ликвидация 10 крупных промышленных министров и замена их территориальными управлениями - совнархозами, которые руководили предприятиями на местах

5. Укрупнение совнархозов. Создание Совета народного хозяйства СССР и союзных республик, а также госкомитетов по отраслям промышленности как попытка преодоления негативных тенденций в экономике

6. Реформы Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства

7. Оживление сельскохозяйственного производства

8. Усиление административного давления на аграрный сектор

1. Изменения дали кратковременный эффект, а затем стали появляться обособленческие тенденции, нарушалась единая техническая политика

2. Реформа не принесла кардинальных изменений в экономике, а лишь усилила промышленно.управленческую неразбериху

3. Падение сельскохозяйственного производства

4. Ухудшение снабжения населения продуктами питания

5. Начало импорта зерна из.за границы

6. Нарастание недовольства в обществе и отставка Н. С. Хрущёва

Адольф Гитлер

Годы жизни: 1889 – 1945 гг.

Основные направления деятельности:

Основные итоги деятельности:

3. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.Пояснение.

Святослав Игоревич (957-972)

Основные направления деятельности:

Николай II (1868-1918)

Основные направления деятельности:

1. Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи

2. Манифест от 3 февраля 1899 года о порядке законодательства в Великом княжестве Финляндском

3. Заключено соглашение между Россией и Австрией на 10 лет

4. Осуществлена денежная реформа

6. Русско.японская война

7. 17 апреля 1905 года был дан указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменявший ряд вероисповедных ограничений, в частности в отношении «раскольников»

9. Издание нового закона о выборах в I Государственную думу

10. Начала осуществляться столыпинская» аграрная реформа

11. Первая мировая война

12. Отречение от престола

1. Установление золотого стандарта рубля

2. Период экономического роста

3. Поражение в Русско-японской войне

4. Революция 1905-1907 годов

5. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции

6. Формирование политических партий

7. Создание Государственной думы

8. Реформа государственного совета - преобразование его в верхнюю палату парламента

9. Утверждение «Основных законов Российской империи»

10. Провозглашение cвободы слова

11. Частичная политическая амнистия

12. Участие России в Первой мировой войне

13. Революция 1917 и Гражданская война

14. Образование коалиционного временного правительства во главе с А. Ф. Керенским

15. Приход большевиков к власти

16. Расстрел Николая II и его семьи. Падение монархии

Его́р Тиму́рович Гайда́р (1956 - 2009) - российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук.

Основные направления деятельности: I Как экономист:

1. Основатель и директор Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара.

II Как политик и государственный деятель:

1. Один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России.

2. В 1991-1994 годы занимал высокие посты в правительстве России, в том числе в течение 6 месяцев был и. о. председателя правительства.

3. Принимал участие в подготовке Беловежского соглашения.

4. Под руководством Гайдара начался переход от плановой к рыночной экономике, были проведены либерализация цен, реорганизация налоговой системы, либерализация внешней торговли, начата приватизация.

5. Один из ключевых участников событий со стороны правительства во время Конституционного кризиса 1993 года и прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета России.

6. Организатор антивоенных митингов во время Первой чеченской войны.

7 Основатель и один из руководителей партий «Демократический выбор России» и «Союз правых сил».

8. Руководитель фракции «Выбор России» в Государственной Думе первого созыва (1993-1995) и депутат от фракции СПС Думы третьего созыва (1999-2003).

9. Принимал участие в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде.

Итоги и результаты:

Отношение к Гайдару и его реформам противоречиво. Сторонники Гайдара считают, что его реформы в 1992 году предотвратили массовый голод и гражданскую войну, создали основы для будущего роста экономики. Оппоненты Гайдара обвиняют его в различных отрицательных последствиях реформ от падения уровня жизни до сознательного разрушения экономики. Существуют также промежуточные точки зрения, усматривающие в его деятельности как положительные, так и отрицательные стороны. Память Гайдара увековечена указом президента России.

Жак Ширак

Родился в 1932 г.

Ширак Жак – французский государственный и политический деятель, президент Франции (1995 – 2007 гг.), премьер-министр (1974 – 1976, 1986 – 1988 гг.).

Основные направления деятельности:

До назначения президентом:

1. Торможение роста безработицы во Франции.

2. Развитие предпринимательства. Сокращение налогов на предпринимательство. Передача в частные руки некоторых национализированных социалистами предприятий, страховых компаний, банков.

На посту президента:

1. Стремление к интеграции Франции в Европейский Союз.

2. Ужесточение политики по отношению к иммигрантам.

3. Отмена законов, предусматривающих либерализацию работы полиции.

Основные итоги деятельности:

1. Недовольство политикой Ширака привело к провалу референдума о ратификации Конституции ЕС в 2005 г.

2. В 2005 г. во Франции вспыхнули беспорядки иммигрантов из арабских стран.

3. Отказ Жака Ширака поддержать США в антииракской кампании привел к охлаждению франко-американских отношений.

4. Был создан Парижский музей примитивного искусства.

Пояснение.

Святослав Игоревич (957-972)

Основные направления деятельности:

1.Восточный поход Святослава 964-965 гг. (разгром Хазарского каганата, ослабление Волжской Булгарии, прорыв на Кавказ и в Приазовье, покорение земель вятичей)

2.Поход в Подунавье 967-968 гг.

3.Война с Византией 970-971 гг.

1.Укрепление великокняжеской власти на Руси

2.Расширение территорий государства

4.Осложнение отношений Руси с Византией

Николай II (1868-1918)

Основные направления деятельности:

1. Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи

2. Манифест от 3 февраля 1899 года о порядке законодательства в Великом княжестве Финляндском

3. Заключено соглашение между Россией и Австрией на 10 лет

4. Осуществлена денежная реформа

6. Русско.японская война

7. 17 апреля 1905 года был дан указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменявший ряд вероисповедных ограничений, в частности в отношении «раскольников»

9. Издание нового закона о выборах в I Государственную думу

10. Начала осуществляться столыпинская» аграрная реформа

11. Первая мировая война

12. Отречение от престола

1. Установление золотого стандарта рубля

2. Период экономического роста

3. Поражение в Русско-японской войне

4. Революция 1905-1907 годов

5. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции

6. Формирование политических партий

7. Создание Государственной думы

8. Реформа государственного совета - преобразование его в верхнюю палату парламента

9. Утверждение «Основных законов Российской империи»

10. Провозглашение свободы слова

11. Частичная политическая амнистия

12. Участие России в Первой мировой войне

13. Революция 1917 и Гражданская война

14. Образование коалиционного временного правительства во главе с А. Ф. Керенским

15. Приход большевиков к власти

16. Расстрел Николая II и его семьи. Падение монархии

Махатма Ганди

Годы жизни: 1869 –1948 гг.

Ганди Мохандас Карамчанг – индийский общественно-политический деятель, один из лидеров национально-освободительного движения, идеолог гандизма.

Основные направления деятельности:

1. Антирасистская деятельность. Добился в 1914 г. отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских законов.

2. Переориентация индийского рынка на индийские же товары. Кампания за прядение национальных тканей.

3. Выступления против неприкасаемости и каст, против религиозной розни.

4. Борьба с Английским присутствием в Индии и курс на независимость страны до Второй мировой войны. Выступления и демонстрации народа. Отказ от соляной монополии государства.

5. Религиозные столкновения между Индией и Пакистаном. Ганди оказался в меньшинстве, большинство ИНК согласилось с британскими условиями. 14 августа 1947 г. был провозглашен Индийский союз. Миллионы людей двинулись из Индии в Пакистан и наоборот. Это привело к массовым столкновениям, в которых погибло около 700 тысяч человек.

Основные итоги деятельности:

1. В 1936 г. Великобритания была вынуждена провести реформы в Индии. Были созданы региональные органы самоуправления, на выборах в которые победили ИНК (Индийский национальный конгресс).

2. «Смертельные» голодовки Ганди стали мощным фактором общественной жизни, смирявшим экстремистов религиозной вражды.

12 января 1948 г. Ганди объявил «смертельную» голодовку с требованием прекратить столкновения. Столкновения прекратились. 30 января Ганди во время публичного выступления был убит террористом из экстремистской индуистской организации, посчитавшим, что лидер национально-освободительного движения предал интересы индусов в пользу мусульман.

Основные направления деятельности:

1. Завершающий этап политики «собирания земель» (присоединение Ярославля, Ростова, Новгорода, Твери, Перми, зауральских земель и др.)

2. Походы против Казани

3. Отказ посылать дань в Орду и «Стояние на реке Угре»

4. Войны с Ливонским Орденом. Строительство Ивангорода, как форпоста на Балтике

5. Войны с Литвой

6. Начало использования официального титула «государя всея Руси»

7. Создание Судебника 1497 г.

8. Введение «Юрьева дня» и выплаты крестьянами пожилого

1. Создание единого Московского (Русского) государства

2. Усиление политического влияния Москвы на Казанское ханство

3. Ликвидация даннических отношений и зависимости Руси от Орды

4. Начало закрепления Московского государства на Балтике. Заключение перемирия с Ливонским Орденом на 50 лет

5. Установление власти Москвы над бывшими литовскими городами (Новгород-Северский, Чернигов, Гомель, Брянск и др.)

6. Закладывание основ превращения великокняжеской власти в самодержавную царскую

7. Создание единого свода законов объединенного Московского государства (начало формирования единого правового пространства на территории государства)

8. Начало закрепощения крестьян

9. Начало освоения Урала и Сибири

Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

Основные направления деятельности:

1. Русский государственный деятель, министр путей сообщения, министр финансов, председатель Комитета министров, председатель Совета министров

2. Сторонник ускоренного промышленного развития

3. Жёсткая налоговая политика, увеличение косвенных налогов, введение государственной винной монополии

4. Протекционизм, призванный защитить российскую промышленность от иностранных конкурентов

5. Финансовая реформа

6. Широкое привлечение в страну иностранного капитала

7. Реформа железнодорожных тарифов

8. Реформа налогообложения промышленности

1. Введение золотого обеспечения рубля и его свободная конвертация

2. Ликвидация ставших обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов

3. Создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных государственных законов Российской империи

4. Сооружение Транссибирской магистрали и Китайско.Восточной железной дороги

Адольф Гитлер

Годы жизни: 1889 – 1945 гг.

Адольф Гитлер – фюрер и имперский канцлер Германии (1933 – 1945 гг.).

Основные направления деятельности:

До назначения Гитлера рейхсканцлером:

1. В годы первой мировой войны добровольцем отправился в германскую армию. Был награжден Железным крестом.

2. Вошел в состав Немецкой рабочей партии. Быстро оттеснив от руководства партией ее создателей, стал полновластным лидером – фюрером. В 1919 г. партия была переименована в Немецкую национал-социалистическую рабочую партию Германии.

3. Участник «пивного путча». Суд приговорил Гитлера к 5 годам заключения, однако уже через 9 месяцев его выпустили на свободу.

После назначения рейхсканцлером:

1. «Унификация» Германии. Были запрещены коммунистическая и социал-демократическая партии. Ряд партий самораспустился. Были ликвидированы профсоюзы.

2. Массовые преследования «инородцев». Кульминацией стала операция «Эндлёзунг», направленная на физическое уничтожение всего еврейского населения.

3. Был осуществлен ряд мероприятий, рассчитанных на народную поддержку. Была ликвидирована безработица. Развернулись широкомасштабные акции по гуманитарной помощи нуждающемуся населению.

4. Подготовка к реваншу за проигранную Первую мировую. Реконструкция промышленности, создание стратегических резервов. Пропагандистская обработка населения.

5. Расширение территории. При попустительстве ведущих европейских держав была расчленена Чехословакия, поглощена Чехия, аннексирована Австрия. Заручившись одобрением Сталина, Гитлер ввел свои войска на территорию Польши.

6. Вторая мировая война (1939 – 1945гг.). С 1939 г. Гитлер захватив практически всю западную часть континента и оккупировав Прибалтику, Белоруссию, Молдавию и часть России, установил на захваченных территориях жесточайший оккупационный режим. Однако, с конца 1942 г. гитлеровские армии стали терпеть поражения. В 1944 г. советская территория была освобождена, боевые действия приближались к немецким границам.

Основные итоги деятельности:

1. Германия проиграла Вторую мировую войну, понеся при этом большие потери. (Гитлер не дожил до захвата Берлина русскими войсками).

2. Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.

3. Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.

В 1944 г. против Гитлера был организован заговор, целью которого являлось его физическое устранение и заключение мира с наступающими союзными войсками. 30 апреля 1945 г. в окруженном Берлине Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Тест по истории Россия в Первой мировой войне: конец империи для учащихся 11 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, каждый включает в себя 10 заданий.

1 вариант

1. В 1907 г. Россия подписала соглашение о разграничении сфер влияния в Азии

1) с Германией
2) с Великобританией
3) с Персией (Ираном)
4) с Китаем

2. «Пороховым погребом Европы» в 1910-1914 гг. называли

1) Эльзас и Лотарингию, вошедшие после Франко-прусской войны в состав Германии
2) Балканы
3) Маньчжурию
4) Ляодунский полуостров

3. В состав Антанты входили

1) Франция, Россия, Великобритания
2) Германия, Австро-Венгрия, Италия
3) Персия, Турция, Россия
4) Россия, Афганистан, Китай

4. Германия объявила войну России в 1914 г.

1) 15 (28) июня
2) 18 (31) июля
3) 19 июля (1 августа)
4) 12 августа (24 августа)

5. Какое из названных сражений произошло летом 1916 г.?

1) на реке Сомме
2) в Галлиполи
3) под Львовом
4) на реке Рейн

6. События, вошедшие в историю как «Верденская мясоруб­ка», произошли

1) в 1914 г.
2) в 1915 г.
3) в 1916 г.
4) в 1917 г.

7. Какое из названных событий произошло в ходе кампании 1915 г.?

1) удачное наступление на фронте русских войск под командованием А.А. Брусилова
2) русская армия оставила Галицию, польские земли, входившие в состав империи, часть Белоруссии
3) поражение русских армий под командованием А.В. Самсонова в Восточной Пруссии
4) сражение на реке Сомма

8. В августе 1916 г. в войну вступила

1) Турция
2) Италия
3) Испания
4) Румыния

9. Поводом к началу Первой мировой войны стал конфликт Австро-Венгрии

1) с Болгарией
2) с Польшей
3) с Черногорией
4) с Сербией

10. Что из названного стало итогом кампании 1916 г. для Рос­сии?

1) увеличение протяженности Юго-Западного фронта
2) потеря территории Галиции
3) освобождение территории Польши
4) заключение перемирия с Германией

2 вариант

1. Лозунг поражения царского правительства в мировой войне выдвинула партия

1) Ф.Ф. Юсуповым
2) Г.Е. Распутиным
3) великим князем Николаем Николаевичем
4) В.М. Пуришкевичем

3. Отметьте положение, не относящееся к последствиям уча­стия России в Первой мировой войне.

1) рост забастовочного движения
2) инфляция
3) увеличение темпов развития промышленности и сель­ского хозяйства
4) топливный кризис

4. Инициатором создания военно-промышленных комитетов был

1) П. Рябушинский
2) П. Милюков
3) Ф. Юсупов
4) Г. Плеханов

5. Кризис снабжения русской армии был преодолен

6. Кто из названных лиц был лидером Союза земств и горо­дов?

1) А. Керенский
2) А. Дубровин
3) В. Шульгин
4) князь Г. Львов

7. В 1916 г. правительство приняло решение

1) ввести обязательные нормы сдачи крестьянами хлеба государству
2) ввести 8-часовой рабочий день на военных предприятиях
3) увеличить капиталовложения в строительство желез­ных дорог
4) увеличить подоходный налог с частных военных пред­приятий

8. Требование созыва Министерства общественного доверия выдвинули

1) прогрессисты
2) эсеры
3) монархисты
4) большевики

9. IV Дума была распущена на неопределенный срок

1) в 1914 г.
2) в 1915 г.
3) в 1916 г.
4) в 1917 г.

10. Каким событием ознаменовался 1916 год?

1) министерской забастовкой
2) созданием Временного правительства
3) созданием Ответственного министерства
4) «министерской чехардой»­

Ответы на тест по истории Россия в Первой мировой войне: конец империи
1 вариант
1-2
2-2
3-1
4-3
5-1
6-3
7-2
8-4
9-4
10-1
2 вариант
1-3
2-2
3-3
4-1
5-2
6-4
7-1
8-1
9-2
10-4

Карикатура на европейские державы накануне Первой мировой войне

1914 – 1918 – период участия Российской империи в Первой мировой войне.

Начало Первой мировой войны

Поводом к началу Первой мировой войны стало убийство в Сараево наследника престола Австро-Венгрии Франца-Фердинанда сербским террористом. После теракта император Австро-Венгрии выдвинул сербскому правительству ультиматум, и после отказа Сербии принять его условия, объявил ей войну. Россия поддержала Сербию и объявила мобилизацию. Австро-Венгрия, в свою очередь, заручилась поддержкой Германии, и 1 августа 1914 года Германская империя объявила войну России.

Боевые действия на Восточном фронте

Русская армия в Первой мировой войне

Боевые действия в 1914 году

В 1914 году основные боевые действия развернулись на Западном фронте. Германия сосредоточила основные силы против Франции, а Россия не успела закончить мобилизацию и столкнулась с нехваткой боеприпасов.
Летом 1914 года 1-я и 2-я русские армии, которыми командовали генералы Ренненкампф и Самсонов, начали наступление на Восточную Пруссию. Юго-Западный фронт под началом генерала Иванова завершил удачное наступление, захватив Галицию и разгромив войска Австро-Венгрии, тем самым спасая Сербию от поражения от превосходящих сил австрийцев.

Боевые действия в 1915 году

В 1915 году Германия перебросила основные силы на восточный фронт, стремясь вывести Россию из войны. В апреле-июне 1915 года русские войска были вытеснены из Галиции, а июне-августе 1915 года - из Польши, однако Россия не была разгромлена. 10 августа 1915 года Ни­колай II отстранил от командования популярного в войсках князя Николая Николаевича и принял обязанности Главнокомандующего русской армией, что впоследствии отрицательно сказалось на авторитете императора.

Боевые действия в 1916 году

В мае-июле 1916 состоялся Брусиловский прорыв – успешное наступление русской армии в Галиции против австрийцев. В том же году в войну с Центральным блоком вступила Румыния, но почти сразу же потерпела поражение от австрийских войск, что лишь ухудшило положение на Восточном фронте.

События 1917 года

В 1917 году в России грянула революция. Император объявил о своем отречении от престола. Временное правительство, сменившее императора, заявило союзникам о продолжении войны с центральными державами до победы. В июне 1917 года Россия начала наступление против Австро-Венгрии, но из-за развала армии и революционной пропаганды оно закончилось неудачей. После поражения русских войск и полного разложения армии масштабных операций на фронте больше не осуществлялось.

Итоги Первой мировой войны в российской истории

Поражения русской армии и неудачные решения императорского правительства привели к общественному недовольству, вылившемуся в революцию 1917 года. В итоге, Россия вышла из периода 1914 – 1918 потерпевшей поражение в войне, с разрушенной государственностью и начинающейся революцией.

Оценки периода 1914 – 1918 годов историками

Российские историки, например, А. А. Данилов, оценивают период 1914-1918 годов – период Первой мировой войны преимущественно отрицательно. Россия была втянута в мировую войну, к которой слабо подготовилась и в которой не имела определенных целей.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! С вами Андрей Пучков. Сегодня я решил сделать пост об участии России в Первой мировой войне. Это крайне важная тема и наиболее трудная для выпускников школ, которые готовятся к ЕГЭ по истории. Вообще весь период с 1914 по 1922 год наиболее сложный, и ему Вы должны уделить самое пристальное внимание.

В этой статье четко, лаконично и доступно для учащихся донести важные моменты участия России в Первой мировой войне, а также правильно расставить акценты. Отдельным бонусом к этой статье будет таблица по теме и тест, который можно прорешать онлайн.

Итак поехали!

(При подготовке текста статьи использовались данные из книги История первой мировой войны 1914—1918 гг. - М.: Наука, 1975.)

(На карты можно нажимать и откроется больший размер:))

Причины Первой мировой

Как я уже много раз говорил, любое событие из истории можно разложит по схеме: Предпосылки, Причины, Повод, Ход событий и итоги.

Причинами этого глобального события следует считать империалистические противоречия между ведущими мировыми державами. Что же такое империалистические противоречия? Империализм сам по себе - это высшая стадия развития капитализма.

Предположим вы толковый английский буржуй — бизнесмен. И скажем, Вы производите мм... чайные сервизы. У вас многочисленные заводы в самой Англии, России и Европе. Но Ваши сервизы есть уже у каждой европейской семьи, и не п одной штуке. Вы должны понимать, что Вы можете стать банкротом в ближайшем будущем. Почему?

Потому что рынок забит Вашим товаром, а он продолжает производится. Его надо кому-то «впаривать», чтобы Вы и дальше получали свои прибыли. И что же делать? Элементарно, Ватсон: Англия ведь колониальная держава. У нее масса колоний: Индия и пр. Почему бы туда не поставлять Ваши товары — местным аборигенам. А взамен будете выкачивать у них их ресурсы: чай, кофе, дорогие ткани и прочую местную экзотику.

А сами колонии ничего поделать не смогут, так как вы колонист. Вот и получается, что при империализме внутренний рынок для капиталистов становится для них узок и им нужны другие рынки, и как следствие — новые колонии. Чем больше колония, тем лучше!

И вот к началу 20 века оказалось, что весь мир «поделен» между великими державами. «Поделен», потому что на самом деле между великими державами были большие противоречия по поводу этого раздела. Эти противоречия и начали проклевываться на рубеже 19 и 20 веков: Японо-китайская война, Русско-японская и пр. Добавьте к этому противоречия между самими державами по поводу взаимной неприязни и спорных территорий: между Францией и Германией — спорные территории в Эльзасе и Лотарингии. Между Англией и Германией — в северной Африке. Наконец между Россией и Австро-Венгрией по поводу Боснии и Герцеговины и других славянских государств в юго-восточной Европе (Сербии, Болгарии и пр.).

Таким образом причины Первой мировой были:

  1. в колониальных противоречиях между великими державами;
  2. в спорных территориях и зонах влияния между самими державами.

К предпосылкам можно отнести:

Складывание военных-политических блоков: Антанты (Англия, Франция и Россия) и Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия);

Наличие локальных военных конфликтов до решающего противоборства. Если кто, решит продолжить тему: добавьте Ваши варианты в комментарии — а то у объем поджимает 🙂

Планы сторон в Первой мировой

«Мозгом» Тройственного союза была Германия и ее начальник Генерального штаба с 1891 года Шлиффен. Его концепция «блицкрига» (молниеносной войны) обосновывалась тем, что основной противник — Франция, которая к началу 20 века реформировала как систему мобилизации своей армии, так и саму армию. Ввиду этого, Шлиффен предложил разгром войск противников в два этапа.

Первый этап должен вывести из простивостояния Францию. Для этого предполагалось нападение крупных сил через южную Бельгию — в обход оборонительной французской линии.

Второй этап должен был заключаться в том, что основные силы германской армии перебрасываются на восточный фронт (против России), где ее должны были сдерживать до этого времени австро-венгерские войска.

Англию германское командование недооценило: оно думало, что Англия ограничится тем, что пришлет Франции чисто символическую помощь.

План войны России с Германией и Австро-Венгрией начал разрабатываться аж с конца 1870-х годов — после объединения Германии и Австро-Венгрии в военный союз. План был оборонительным и был многовариантным. Так, если бы на Россию напала только Австро-Венгрия, тогда против ее сил сосредотачивались бы основные силы русской армии. И выделялось 800 тыс. человек (на 15 день мобилизации) для войны непосредственно с Германией. Ну, чтобы отвлечь на себя часть их армии на западном фронте. Ну а в случае нападения сразу и Германии и Австро-Венгрии — образовывалось сразу два фронта выделялись соответствующие войска.

Таким образом, планы России были оборонительными. Само собой я тут привел лишь общий план без конкретных географических ориентиров. Возможно, в будущем сделаю свободный видеоурок по Первой мировой войне, так что не поленитесь и оформите подписку на новые статьи, форма в конце статьи.

Повод к глобальному противостоянию

Все грамотные пацаны и девчонки давно знают, что стало поводом к Первой мировой войне. Это убийство в конце июня 1914 года в Сараево (Сербия) австрийского эрцгерцога австрийского престола Франца Фердинанда и его супруги. Убил их сербский националист Гаврило Принцип. Данный факт убийства и стал поводом к боевым действиям: Австрия потребовала от Сербии, чтобы убийство расследовали австрийцы, Сербия восприняла такие требования как ограничение собственного суверенитета, в итоге Австро-Венгрия объявила войну Сербии... и дальше понеслось...

Участие России в Первой мировой 1914 -1918 годы

ОПЕРАЦИИ 1914 ГОДА

ВОСТОЧНО-ПРУССКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1914 ГОД

Так как Германия согласно своему плану военных действий напала на Францию (западный фронт), задача России была отвлечь основные силы Австро-Венгрии и заставить Германию перебросить часть своих сил на восточный фронт.

Задачей Восточно-прусской операции было овладение русскими войсками восточной Пруссии силами двух армий: 1 армия генерала Ренненкампфа была должна была наступать в обход Мазурских озер с севера, отрезая немцев от Кенигсберга (ныне Калининград). 2 армия под командованием генерала Самсонова должна была вести наступление в обход этих озер с запада, не допуская отвода германских дивизий за Вислу. Общая идея операции заключалась в охвате немецкой группировки с обоих флангов.

Операция началась 4 (17) августа. А уже 7 (20) августа началось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны — под Гумбиненном. Однако упорное сопротивление русских войск, а также их шквальный огонь обратил немецкую армию в бегство! Вот что писали об этом сами немецкие командующие: «Сцепление несчастных обстоятельств привело к тому, что великолепно обученные войска, позднее всюду достойно себя проявившие, при первом столкновении с противником потеряли свою выдержку. Корпус тяжело пострадал. В одной пехоте потери достигли в круглых цифрах 8000 человек - треть всех наличных сил, причем 200 офицеров было убито и ранено».

Кто читал «Фильмы» господина Бориса Акунина, знают, что в первых же книгах автор описывает дикий разгром русских войск: якобы они бежали на немецкие пулеметы как овцы. На самом деле ничего подобного просто не было! Кто-считает иначе пишите в комментах — подискутируем! 🙂

Однако не будем отвлекаться: ситуация позволяла русской армии нанести поражение 8-й немецкой армии. Однако Ренненкампф бездействовал. Русское командование полагало, что немцы разбиты и отступают к Кенигсбергу. Однако это было не так. На самом деле 8-ая армия сохраняла боеспособность. Немцы перегруппировали свои силы и быстро разработали дерзкую операцию. Ее успеху содействовало также и то, что русское командование все свои приказы отдавало по радио открытым текстом.

В итоге 16 (29) августа 2 армия генерала Самсонова была окружена, сам генерал застрелился. Таким образом бездействие со стороны 1 армии, способствовало окружению и разгрому второй. Между тем некоторые цели операции были достигнуты: Германия перебросила часть своих сил на восточный фронт, что дало союзникам одержать победу на р. Марне на западном фронте.

ГАЛИЦИЙСКАЯ БИТВА

На юге русским командованием также планировалась наступательная операция. Ее целью было окружением и уничтожение австрийских сил. Пятая и третья армии должны были наступать ко Львову, а 4 и 8 армии должны были нападать с запада и юга. План был хорош, но не отвечал реалиям фронта. Австрийцы также разрабатывали свою наступательную операцию. В результате завязалась огромная галицийская битва, которая разразилась на пространстве между реками Днестр и Висла.

Боевые действия первоначально развернулись на фронте в 320 км, который расширился затем до 400 км. Со стороны русских в них участвовало пять армий (9-я, 4-я, 5-я, 3-я и 8-я) и Днестровский отряд. Противник имел четыре армии (1-ю, 4-ю, 3-ю и 2-ю) и ландверный корпус Войрша. В итоге русского наступления австро-венгерские войска понесли серьезное поражение. Их потери составили около 400 тыс. человек, включая 100 тыс. пленных. Русские потеряли 230 тыс. человек. Победа была достигнута объединенными усилиями всех армий Юго-Западного фронта. Но австро-венгерским армиям удалось все же избежать полного разгрома. Причиной этого были нерешительные действия руководства Юго-Западным фронтом, которое не сумело организовать энергичного преследования. Дело ограничилось вытеснением противника из Галиции.

Общая ситцуация на фронтах заставило Германию дать большой займ Турции, чтобы она вступила в войну на стороне Тройственного союза. В итоге 2 ноября Турция начала наступательные операции. Выделился отдельный Кавказский фронт.

Разумеется в 1914 году были и другие наступательные и оборонительные операции, однако для успешного решения теста ЕГЭ Вам с лихвой хватит уже сказанного об операциях в 1914 году.

ОПЕРАЦИИ 1915 ГОДА

ГОРЛИЦКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Горлицкая операция длилась 52 дня: с 19 апреля (2 мая) по 9 (22) июня 1915 г. Это была одна из наиболее крупных оборонительных операций первой мировой войны. Русское командование было вынуждено отступит из Галиции, которая была захвачена в 1914 году. Стратегическое положение их армий, действовавших в Польше, серьезно ухудшилось. Но германо-австрийцы не смогли добиться крупного стратегического результата. Дело свелось фактически не к прорыву русского фронта, а к его «продавливанию».

ОПЕРАЦИИ 1916 ГОДА

Полтора года самой кровопролитной на тот момент в истории человечества войны не могли пройти даром: в Европе и России нарастали кризисные тенденции. В Европе она привела к резкому повышению рабочего движения. В России назревала революционная ситуация, вызванная хлебным, оружейным, транспортным в конце концов политическим кризисом. Причина всего этого было также в том, что русское общество, поначалу демонстрировавшее патриотизм, чем дальше, тем больше не понимало, зачем Россия ввязалась в эту бессмысленную бойню?

Наступательная операция Юго-Западного фронта летом 1916 г. привела к крупному поражению австро-венгерских войск в Галиции и Буковине. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными до 1,5 млн. человек, 581 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов. Потери русских составили около 500 тыс. человек

Чтобы ликвидировать прорыв, военное командование Центральных держав вынуждено было снять с Западного и итальянского фронтов 30,5 пехотных и 3,5 кавалерийских дивизий. Это облегчило положение французов под Верденом. Легко вздохнула и Италия, так как австрийские войска вынуждены были прекратить свои атаки в Трентино. «Россия пожертвовала собой ради своих союзников, - пишет английский военный историк, - и несправедливо забывать, что союзники являются за это неоплатными должниками России».

ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ ЛЕТОМ 1917 ГОДА

После Февральской революции в России и перехода власти к Временному правительству, положение армии стало наиболее трудным. На фронте были введены новые приказы и директивы, отменяющие единоначалие, на фронте начались братания: этой когда солдаты с обеих сторон прекращали воевать и начинали, к примеру, играть в футбол, или распивать шнапс. 🙂

Однако временное правительство в ноте П.Н. Милюкова в апреле заявило о том, что и дальше будет воевать на стороне Антаны. В итоге было спанировано летнее наступление. Главные военные наступательные действия должны были развернуться в июне. Однако июнское наступление захлебнулось главным образом из-за неорганизованных действий новых властей, вводивших войска в бой вазнобой, без единого замысла. На взгляд Керенского и других деятелей Временного правительства главное было начать, а там авось само всё настроится.

В итоге наступление захлебнулось, что привело к новому политическому кризису Временного правительства: известия о поражениях на фронте усилили возмущение народа. Утром 3 (16) июля солдаты 1-го пулеметного полка в Петрограде выступили с требованием свержения Временного правительства вооруженным путем. 4 (17) июля в Петрограде состоялась грандиозная антивоенная демонстрация. От имени ее участников Центральному Исполнительному Комитету Советов, который заседал в Таврическом дворце, было передано требование о взятии власти в руки Советов.

ВЫХОД РОССИИ ИЗ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В НАЧАЛЕ 1918 ГОДА

Как Вы знаете, партия большевиков была против ведения Первой мировой войны. Поэтому сразу же после Октябрьской революции новое, уже советское руководство повело разговор с Германией и ее союзниками о прекращении военных действий. Позиция Ленина была четкой: за демократический мир без аннексий и контрибуций. Была, правда ещё точка зрения Л.Н. Троцкого на прекращение боевых действий, которая выразилась в его лозунге: «Ни мира, ни войны». Правда эта точка зрения была отринута советским руководством после наступления немцев.

В итоге 9 декабря началась конференция между Тройственным союзом и Советской Россией по вопросу о прекращении военного противоборства.

Позиция советского руководства была выражена в следующих тезисах:

1. Отказ обеих сторон от насильственного присоединения оккупированных во время войны территорий и вывод оттуда оккупационных войск.

2. Восстановление во всей полноте политической самостоятельности тех народов, которые лишились ее в ходе боевых действий.

3. Гарантирование национальным группам, не пользовавшимся политической самостоятельностью до войны, права на самоопределение.

4. Законодательное оформление культурной самостоятельности и административной автономии национальных меньшинств.

5. Отказ от взыскания с других государств контрибуций и «военных издержек».

6. Предоставление колониям независимости и политической самостоятельности в соответствии с принципами, изложенными в пунктах 1, 2, 3 и 4

Однако Германия решила в полной мере воспользоваться ситуацией и навязала свои правила игры. В результате 3 марта 1918 года в Брест-Литовске был заключен мирный договор, получивший название «Брест-Литовский».

Его условия надо знать и постараться запомнить:

От Советской России отторгались Прибалтика и часть Белоруссии; на Кавказе к Турции отходили Карс, Ардаган и Батум.

Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами, а части Красной Армии должны были быть выведены оттуда. Советское правительство обязывалось заключить договор с Центральной радой и признать ее мирный договор от 27 января (9 февраля) с Центральными державами.

Таким образом Брест-Литовский мирный договор считается сепаратным. Так как с одной стороны он отделял от России территории, а с другой Россия порывала с Антантой, выйдя раньше из войны. Слово «сепаратный» происходит от французского глагола separer — отделать, разделять.

Сама же Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года Компьенским перемирием. А в июне 1919 года образовалась новая Версальско-Вашингтонгская система сдержек и противовесов, которая де факто признала свою недееспособность уже через 12-14 лет.

Ниже я привожу некоторые факты и моменты, которые надо знать и проработать для успешного написания теста ЕГЭ по истории:

1. Верховными главнокомандующими до Февральской революции были: князь Николай Николаевич (с 20 июля 1914 года по 23 августа 1915 года) и Николай Второй (с 23 августа 1915 года по 2 марта 1917 года).

2. Надо знать, к каким последствиям привело участие России в глобальной бойне: уметь описать хлебный кризис, транспортный, оружейный и самое главное — политический. Если будут затруднения, всё это описано в моем авторском видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов».

3. Главный внутренний итог участия России - Февральская революция! Как всё это связано детально описано в моем .

Ну, что, конечно статья получилась немаленькая, зато крайне полезная. Ниже привожу обещанную таблицу по участию России в Первой мировой войне:

Интересную мысль высказал русский религиозный мыслитель XIX века Н.Ф. Федоров: «География говорит нам о земле как о жилище; история же – о ней же как о кладбище». Тем более, это высказывание актуально для ситуации войны. Историю войн невозможно изучать без географической карты, поэтому предлагаю проработать методику решения тестовых заданий в формате ЕГЭ с помощью карты.

ПОЛНАЯ ПРОРАБОТКА ВСЕГО НУЖНОГО НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ МАТЕРИАЛА ПО ПЕРИОДУ 1900-1945 гг.
качественная аналитика теоретического материала
никакой «воды» и пустых рассуждений
постоянное выполнение заданий в формате ЕГЭ
отличный дизайн презентации
постоянная работа с исторической картой
постоянный анализ документальных источников
постоянное обращение к фактам из духовной культуры, искусства, так сложно дающихся выпускникам

А вот и все темы курса:
1. Россия в конце XIX – в начале XX вв.
2. Социальные потрясения российской истории начала XX в.
3. Россия накануне Первой мировой войны (1907-1914 гг.)
4. Первая мировая война
5. Россия в 1917 году
6. Гражданская война и ее последствия
7. НЭП
8. История СССР в 1930-е гг.
9. СССР накануне Великой Отечественной войны
10. Стратегическое отступление
11. Коренной перелом
12. Наступательный этап ВОВ

Первая мировая война — «белое пятно» на карте истории России

2. Мы наносили линии фронтов и их передвижения на карту.

3. Мы освежили наши знания о нюансах Первой мировой войны.

4. Мы определили, как находить события Мировых войн на картах.

5. Мы продолжили работы с частью 1 (тестовой)

6. Мы разобрали ключевое событие Первой мировой войны на Восточном фронте — Брусиловский прорыв 1916 года.

7. Мы вспомнили, как оформлять ответы на тестовые задания части 1 в формате