Таинственный народ - ассирийцы. Кто такие ассирийцы От кого произошли ассирийцы


АССИРИЙЦЫ (сирийцы, айсоры; самоназвания восточных ассирийцев - атурая, сурая, западных - сурьян), этническая общность на Ближнем Востоке. Делятся на восточных ассирийцев (традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции, в том числе ассирийцы бывшего СССР) и западных ассирийцев (Сирия, Южная Турция). Численность в Иране 34 тысячи человек (2000 год, оценка), Ираке 506 тысяч человек, Турции 65 тысяч человек, Сирии 84 тысяч человек. Живут также в Ливане (34 тысячи человек), Палестине (4 тысячи человек), Израиле (0,5 тысяч человек), Кувейте (4 тысячи человек), Грузии (6,2 тысяч человек), Армении (3,4 тысяч человек), Азербайджане (1,3 тысяч человек), России - 113,7 тысяч человек, в том числе в Москве - 2,7 тысяч человек (по оценочным данным - не менее 10 тысяч человек), Санкт-Петербурге - 0,5 тысяч человек, Краснодарском крае - 3,8 тысяч человек, Ростовской области - 2 тысяч человек, Ставропольском крае - 0,9 тысяч человек; 2002 год, перепись], США (58 тысяч человек), Великобритании (8 тысяч человек), Швеции (10 тысяч человек), Франции (3,5 тысяч человек) и др. Общая численность, по разным оценкам, от 450 тысяч до 3 миллионов человек. Говорят на языках западной, центральной (западные ассирийцы) и восточной (восточные ассирийцы) групп новоарамейских языков. Литературный ассирийский, или новосирийский, язык па основе урмийского языка; письменность на основе сирийского письма. Распространены также языки стран проживания.

Восточные ассирийцы - приверженцы Ассирийской церкви Востока, западные ассирийцы - Сириякской православной церкви (смотри Сирийские церкви). У обеих групп возникли параллельные униатские ветви: у восточных ассирийцев в 1550-е годы - приверженцы Халдейской католической церкви, или халдеи (кялданая), у западных ассирийцев в 18 веке - сиро-католики, в 19 веке среди ассирийцев появились также католики латинского обряда и протестанты, в России ассирийцы посещают православные церкви.

Ассирийцы возводят себя к арамеям, считают себя потомками древних ассирийцев. В 1 веке (во время правителя Осроены Абгара V) среди них распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Евфратом, ими создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов. В 14 веке за отказ принять ислам большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. С 15 века до 1974 года светским и духовным главой восточных ассирийцев был патриарх из рода Мар Шимунов, титул которого передавался от дяди к племяннику. К началу 20 века племена ассирийцев Северной Турции подразделялись на независимые, или аширетные, племена (дизная - в маликстве Диз, базная — в маликстве Баз, верхние и нижние тьярая - в маликстве Тьяри, тхумная - в маликстве Тхума, большие и малые джильвая - в маликстве Джилу); полунезависимые (талная - в маликстве Тал, чалная - в маликстве Чал, ливиная - в маликстве Левин, барварная - в маликстве Варвар и др.), зависевшие более от аширетных маликов, нежели от турок; зависимые ассирийцы-райя, жившие на равнине и находившиеся в подчинении османских властей (гяварная - в маликстве Гявар, альбакная - в маликстве Альбак и др.). Остатки племенного деления прослеживаются у восточных ассирийцев до сих пор. Иранские ассирийцы, жившие в районах Урмия (урмижная) и Салмас (салмасная), не знали племенного деления, по положению приближались к зависимым ассирийцам Османской империи. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в 19 - 1-й четверти 20 века образовалась обширная диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы селятся с 1828 года и особенно в 1914-18-е годы, после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида. В 1924-37 годах действовал Всероссийский союз ассирийцев.

Традиционная культура типична для народов Западной Азии. В местах традиционного проживания и в Закавказье занимаются земледелием и садоводством (преимущественно на равнине) и скотоводством (преимущественно в горах). В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае (1 тысяча человек). Известен богатый фольклор (сказки, поговорки, пророчества). Большинство ассирийцев диаспоры живут в городах. В России заняты главным образом мелкой торговлей (выходцы из Ирана), ремонтом и чисткой обуви (выходцы из Турции), в Грузии традиционно работают в строительстве. Среди современных ассирийцев - представители интеллигенции, среднего бизнеса. Существуют международные общественные организации ассирийцев, школы с преподаванием ассирийского языка, издаются газеты и журналы («Месопотамия», «Звезда Ассирии» и др.).

Лит.: Малома Я. Несториане и округ Хеккари // Известия Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Тифлис, 1873-1874. Т. 2; Маевский В. Несториане Ванского вилайета // Известия штаба Кавказского военного округа. Тифлис, 1913. № 35-36; Вегин С. В верховьях Тигра. М.; Л., 1929; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979; Матвеев А. К., Матвеев К. //. Ассирийцы: История и этнография ассирийцев. М., 1990; Ассирийцы: Фольклор. М., 1990-1992. Кн. 1-2.

С. С. Михайлов, А. А. Шайкин.

Народ Ассирии имеет интересную культуру и огромное историческое наследие, которое сохраняется на протяжении долгих веков. Несмотря на то что государство Ассирия пало еще в шестом веке нашей эры, нация продолжает существовать и развиваться. Этот, вне всякого сомнения, феномен заслуживает того, чтобы о нем говорили и знали люди. Ассирийцы - кто они? Ответить на этот вопрос не так-то просто, но мы попробуем сделать это в нашей статье.

История ассирийского государства

Ассирийская держава закончила свое существование в 612 году, и с тех пор народность, называемая ассирийцами, живет, не имея собственного государства. Если говорить об исторической родине этноса, то она располагается на территории Месопотамии (ныне Ирак). Можно только предполагать, какие усилия были приложены народом Ассирии, чтобы не ассимилироваться, не разбрестись по свету, не исчезнуть с карты национальностей. И они это сделали - народность ассирийцев ныне живет на Кавказе, в Татарстане, Ираке, Турции, Соединенных Штатах Америки и поддерживает тесный контакт между собой.

Ассириец - национальность. Но при этом представитель народа не может иметь гражданство Ассирии, потому что такой страны просто не существует сегодня.

Культура народности Ассирии

Культура, которую и по сей день хранят ассирийцы, родилась и функционировала уже тогда, когда человеческая цивилизация находилась у своих истоков. Ассирийская держава просуществовала порядка двух тысяч лет, были построены города, создавалась управленческая инфраструктура, функционировало налогообложение. Это одна из самых богатых культур мира, ведь она имеет давний опыт. Многие достижения, которыми мы пользуемся, придумали или открыли для нас, людей современности, древние ассирийцы.

Письменность

Особого внимания заслуживает письменность ассирийцев. Все знания о жизни и культуре того времени человечество получило благодаря глиняным табличкам. Изначально использовалась пиктография (изображение предметов, их внешней формы). Поскольку рисунки как способ коммуникации занимали очень много времени, письмо все больше упрощалось, пока не превратилось в клинопись. Чернилами древних цивилизаций выступала глина, а орудием письма - острая палочка, выструганная из дерева.

Плитки, на которых древние ассирийцы писали о себе и окружающем мире, затем высушивались и обжигались, чтобы надпись не пострадала от сырости или времени.

Известно, что в Ассирии существовали школы. Во время раскопок были найдены таблички, которые идентифицировали как «пособия для обучения учеников». На обучение той же письменности отводилось четыре года. А позже удалось выяснить, что в Месопотамии находился даже университет, вероятно, первый для человечества. В нем изучалось письмо, грамматика и живопись. К сожалению, таблички с выполненными домашними заданиями или лекциями не сохранились. Ученые предполагают, что плитки обрабатывались неумелыми руками. И в итоге испортились, не донеся до нашего века уникальную информацию о методике преподавания.

На каком языке говорят ассирийцы?

Ассирийский язык представляет собой смесь восточно-арамейских диалектов, которые этимологически принадлежат к семейству семито-хамитских языков. На этом языке говорят не только ассирийцы, которые проживают в Иране, Турции, Ираке или Сирии, но и переселенцы на территории России, США. Литературный ассирийский язык сформировался в девятнадцатом веке. На нем издавалась и издается пресса, художественная литература. В языке укоренилось много иностранных слов.

Таинственные ассирийцы: религия и вера

Начать рассказ об ассирийской религии имеет смысл с библейской легенды. Ее бережно хранят и чтут ассирийцы. Религия у них на почетном месте, поэтому рассказ известен каждому. Суть его в том, что один из волхвов, который пришел к новорожденному Иисусу с дарами, был по национальности ассирийцем. Убедившись в том, что мессия действительно родился на свет, этот волхв вернулся к своему народу и разнес благую весть о том, что сотворилось чудо, и спаситель родился в каждый дом.

Религия ассирийцев представляет собой особую разновидность христианства под названием несторианство. Именно так верят ассирийцы. Кто они по вероисповеданию? Правильнее всего называть их христианами, только особенными.

Возникновение несторианства

Возникло религиозное направление приблизительно в пятом веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже патриарх Константинопольский. Эту должность он занимал на протяжении четырех лет: с 428 по 431 год. Что касается несторианства как религии, в нем угадывается множество черт учения Ария. Напомним, вера Ария была отвергнута как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, поскольку отвергала понятие Иисуса Христа как божественного посланника. Безусловно, несторианство имеет множество догматических отличий, а именно, позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Речь идет о том, что в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое, и их можно легко отделить друг от друга.

В связи с такими взглядами на природу Иисуса Христа, у несторианцев иначе трактуется и образ матери Богородицы. Ее называют Христородицей и не почитают так, как это делают православные. Что касается таинств, они у несторианцев сходятся с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Плюс ко всему этому, таинствами в этой вере считаются святая закваска и

Ассирийская церковь пользуется литургиями апостолов Фаддея и Марка, которые были написаны во время пребывания в Иерусалиме. Богослужения осуществляются на старосирийском языке. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементов в церквях. Для священников не предусмотрен целибат, ассирийская церковьпредполагает вступление в брак даже после рукоположения.

Гонения

На третьем несторианство постигла та же печальная судьба, что и веру Ария - его признали ересью. С тех пор несториане живут общинами, главами которых признаются Патриархи-Католикосы. В 1968 году учение раскололось на две школы, которые раздельно существуют и по сей день. Первая школа - Ассирийская церковь, центр которой, как ни удивительно, находится в США, штат Иллинойс. А вторая, так называемая Древняя Церковь Востока, обосновалась в Багдаде (Ирак).

Двадцатый век: ассирийцы, кто они сегодня?

Переселяться на территорию России ассирийцы начали после 1918 года, когда стало понятно: на территории Турции их просто уничтожат. Прием им организовали довольно теплый, что было связано с участием народности в Первой мировой войне на стороне российской армии. В целом двадцатый век стал самым кровопролитным для ассирийцев, которые были дважды втянуты в жестокие войны с турками. В то время многие ассирийцы возлагали на Россию надежды как на спасителя христиан Востока от гнета, а то и полного истребления. Им обещали автономию и широкие права, но когда война закончилась, надобность выполнять обещания тоже отошла на второй план.

Приблизительно половина ассирийцев, проживающих в Российской империи, погибла в Первой мировой войне. Четверть пострадала от репрессий несколькими десятилетиями позже. Затем Вторая мировая война, пришедшая в 1941 году на территорию России, снова унесла жизни многих ассирийцев, которые плечом к плечу с другими национальностями сражались против фашизма. И, наконец, выселение ассирийцев в Сибирь в 1949-м привело к тому, что около трети всех переселенцев погибли в следующую же зиму из-за нехватки теплой одежды.

В 1956 году им разрешили возвратиться на Кавказ, на свою историческую родину. Где и по сей день проживают ассирийцы. Кто онитакие? Почему проживают в Татарстане, на Кавказе, Ираке, Турции и Америке? Откуда бежали и почему? Ответы на все эти вопросы дает история, теперь ее знают и читатели.


Map of Syria Mesopotamia Assyria From The Atlas of Ancient Geography by Samuel Butler published London circa 1829. Карта Сирии, Месопотамии и Ассирии из Атласа античной географии Сэмюэля Батлера. Лондон. ок. 1829 года.

В VII веке до н.э. легендарный ассирийский царь Синнахериб , перенесший столицу государства в город Ниневия и возвративший в лоно Империи Вавилон, фигурирует в ассирийском тексте как «царь Сури».

Отбрасывание первой буквы слова «Ассирия» встречается в начертанных по арамейски текстах того времени. Подобная транслитерация священного для ассирийцев имени является результатом возросшего в Месопотамии влияния арамейского языка и его алфавитной письменности. В арамейском буква «Алеф» в начале слова могла не читаться, что провоцировало прочтение «Ассирии» как «Сирии» и вело к выпадению этой буквы как ненужной. Усечение первой буквы слова, начинающегося на «а» и потеря сдвоенности первого согласного звука - распространённое явление во многих языках. Подобные лингвистические процессы нашли отражение в двуязычной финикийско - лувийской (лувийский - язык хеттов) надписи VIII века до н. э. на монументе, раскопанном в Чинекее, неподалёку от города Адана (историческая область Киликия в современной Турции). В надписи топоним «Сирия» используется как равнозначный топониму «Ассирия», а Киликия , на которую распространялось название «Аххийава», упоминается как «Хийава». Это старейший из известных на сегодняшний день примеров синонимичного использования слов «Сирия» и «Ассирия», позволяющий говорить о зарождении параллелизма применения полной и усечённой форм одного топонима в многоязычной среде подпавшего под власть Ассирии региона финикийских, арамейских и хеттских княжеств, охватывавшего стык Южной Анатолии и Северного Заречья.

…сам термин «сирийцы» - ни что иное как усечённая форма слова «ассирийцы». Сирийцы были коренными жителями большой Сирии (Ассирии) - географического пространства, включавшего Северную и хотя бы частично Южную Месопотамию, а также Заречные области (Заевфратье). С утратой собственной государственности в условиях политической и конфессиональной разобщённости этническое самосознание сирийцев со временем стало более локальным. Западные сирийцы, проживавшие преимущественно в Заречных областях, то есть в Сирии в современном понимании, естественно и справедливо считают себя сирийцами, восточные же - и сирийцами и ассирийцами так как их часть Сирии - Месопотамия территориально совпадает с сердцем Ассирии и в их регионе сохранилась память о происхождении термина «Сирия» от топонима «Ассирия». Этнонимы «ассирийцы» и «сирийцы» употребляются в некоторых восточных языках как взаимозаменяемые.

С образованием в середине XX века государства Сирия даже учёные начали колебаться в вопросе корректности использования этнонима «сирийцы», а значительная часть ассирийской интеллигенции стала им попросту тяготиться. Вхождение в обиход политонима «Сирия» закрепило за арабоязычными жителями Сирии название «сирийцы», которое, как это не странно, редко ставится под сомнение, хотя страна официально именует себя Сирийской Арабской Республикой, а сами арабы издавна называют столицу Дамаск и управляемое из неё государство именем «Шам» , означающим «Левый» в противовес занимающему в арабской Мекка - центрической картине правое положение Йемену.

Цитаты по книге:

Зая И . История ассирийцев с древнейших времен до падения Византии . М.: Маска, 2009. Страницы 22 - 23 и 274 - 275.

| 01.01.2015 | 00:00

Ассирийцев по праву можно назвать одним из самых загадочных народов на земле. И сегодня, спустя почти полторы тысячи лет после падения Великой Ассирийской империи, этот древний народ продолжает жить в своих потомках. Население древнего государства рассеянно по миру. Живут его представители и в России. Чтобы понять их путь на российскую землю, давайте обратимся к истории.

Ассирийцы относятся к симитской группе народов, исторически проживающей на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Современные представители этого народа ведут свою историю со времен Ассирийского государства, однако не все ученые разделяют их мнение о том, что они генетически восходят к обитателям Ассирии. Так, если одни ученые считают, что современный народ и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие историки полагают, что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Вероятно, в современных представителях ассирийского народа перемешалось множество кровей, среди которых присутствует и доля генетического кода древнего аккадского народа.


После падения Ассирийской державы ее население смешалось с племенами арамеев и халдеев. Начиная с VII века нашей эры ассирийцы проживали на территории арабского халифата, в Османской империи и Персии (с XVI). В результате русско-персидской войны (1826-1828) был заключен Туркманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии получило право переселиться в российскую Армению. Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими подданными.

Вторая волна ассирийской миграции относится ко времени Первой мировой войны, когда, спасаясь от османского геноцида (в 1914-1918 гг. в Османской империи было истреблено 750 тысяч ассирийцев), ассирийцы начали расселяться по всему миру, в том числе и в Россию. Сегодня в мире насчитывается около трех миллионов представителей этого народа. Самая крупная диаспора проживает в США, а также в странах Европы, в Австралии, Иране, Ираке, Турции, Сирии, Грузии, Армении и Азербайджане. Принято считать, что в Москву отправились жители горный районов, а представители знатных родов осели в Грузии, Армении Азербайджане.

По данным переписи 2002 года в России проживает 14 тысяч ассирийцев (по данным ассирийцев до 70000 человек), в Москве зарегистрировано около 2700 представителей этого народа. Согласно статистике, около 8 тысяч человек владеют ассирийским языком.

Самым известным домом, где проживали ассирийцы, прибывшие в Москву с волной мигрантов Первой Мировой войны, было здание в з-м Самотечном переулке, построенное с разрешения Крупской на средства ассирийцев. Примечательно, что для того, чтобы собрать нужную сумму для строительства дома, ассирийским женщинам пришлось продать все свои золотые фамильные украшения. Спустя годы, советский режим будет способствовать выселению ассирийцев из этого здания. Позднее представители ассирийского народа часто селились в доме номер 7, расположенном в Среднем Трехгорном переулке.


В восьмидесятые годы на радио была программа на ассирийском языке «Голос ассирийцев», ушедшая в историю в 90-е годы вместе с Советским Союзом.

Примечательно, что ассирийцы в России создали свою профессиональную нишу, занявшись чисткой и ремонтом обуви. В 1928 году ассирийцы даже создали артель «Московский чистильщик». Мастерам выдали участки под киоски, в которых началась чистка обуви и бытовой ремонт. Артель была распущена в 1989 году, а ее члены стали индивидуальными предпринимателями. Многие из московских чистильщиков до сих пор передают бизнес по наследству.

Более ста лет чистка и ремонт обуви считается традиционным промыслом ассирийцев и в Казани. Благодаря стараниям президента ассирийской организации ТАНКА А.В. Саввы, татарстанские депутаты включили промысел ассирийцев «чистка обуви» в Программу по развитию туризма в г. Казани.

Известны ассирийцы и своей любовью к футболу. Еще в 1940-1950 годы была создана любительская футбольная команда «Московский чистильщик», состоявшая из одних ассирийцев. Существует студенческая футбольная команда ассирийцев Москвы и сегодня.

Ассирийцы очень бережно относятся к культуре своих древних предков. Молодое поколение с удовольствием учит родной язык и стремится заключать браки с представителями своего народа. Издается и ассирийская литература. Большой популярностью в ассирийских семьях пользуется книга «Истребитель колючек», в которой собраны сказки, легенды и притчи современных ассирийцев.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, на которых они танцуют традиционные танцы шейхани и кучаре. Популярны среди ассирийцев и традиции, сформировавшиеся уже на территории России в годы после миграции. Например, на Кубане ассирийские выходцы из иранского района Урмия основали одноименный поселок и занялись выращиванием красного болгарского перца. Каждый год в мае сюда съезжаются ассирийцы из российских городов и из Ближнего Зарубежья: здесь проводится фестиваль «Хубба» (дружба), в программу которого входят и футбольные матчи, национальная музыка, танцы.

Праздники ассирийцев прекрасно украшает изысканная традиционная кухня. Технология приготовления ассирийских блюд сложна и в ряде случаев трудоёмка. Так, сложен процесс раскатки многослойного теста (кяда). Разнообразие технологических приёмов ярко проявляется в супах. В ассирийской кухне есть и супы с кисломолочно-яичной основой (гирду, бушала), и раздельно приготовляемые супы (ширва д-бысра), а также множество блюд с молотым мясом, к которому добавляются другие компоненты также в молотом состоянии (кутли). Есть в ассирийской кухне и блюда из натурального мяса (кебаба), а также блюда из целой домашней птицы.

Излюбленными напитками из кисломолочных продуктов у ассирийцев являются мяста, сохатен, даввы. Из большого ассортимента сыров — любимые гупта и джаджик.

При приготовлении кондитерских изделий (мертоха, проха) добавляются корица, кардамон, твоздика, ваниль. Среди ассирийских десертов широко известен сладкий пирог хасыда.

Ритуальным ассирийским блюдом считается пухан. Оно готовится в третий день ассирийского поста «Баута д- нинвае» («Прошения ниневитян). С вечера обжаривается на раскалённой сковороде подсолённая мука и доводится до золотистого цвета. Ложась спать, ассирийцы кладут одну чайную ложку поджаренной муки под язык и загадывают желания, воплощения которых они видят ночью. Утром, оставшаяся с вечера мука обжаривается в сливочном масле, (1/2 стакана муки на 100-150 гр. масла). Пухан кушается утром натощак.

Распространены в ассирийской кухне и круглые лепешки на основе пшеничного и кукурузного теста - прахат. В переводе с арамейского это слово означает «рука» и символизирует падение ассирийской столицы Ниневии.

Большую роль в ассирийской культуре играет священное дерево. В России о нем вспоминают под Новый год. В Месопотамии был миф о священном дереве, которое растет в раю. Библия называет его древом жизни, и говорит, что оно находится «посередине сада». Это библейское предание является интерпретацией более древнего представления народов Месопотамии о магическом дереве, расположенном в центре мира.

Сказания и обряды, связанные с почитанием священного дерева, являющегося стержнем мироздания, сохранились в культуре множества народов, потомки которых и сегодня в преддверии нового года приносят в дома этот древний символ.

На многих ассирийских изображениях священного дерева композиция состоит из вертикального стержня, к которому примыкают, в виде ветвей наклонные стержни с кружочками на концах; нередко их семь. Предположительно, они изображают яблоки, наколотые на концы палочек. На некоторых изображениях стилизованные ветки снабжены не кружочками, а языковидными формами, очевидно представлявшими огни. Яблоки и огни могли быть взаимозаменяемы, поскольку оба эти символа являются атрибутами бога преисподней. Считается, что отсюда берет свое начало традиция зажигать огни на новогодней и рождественской елке.

Именно народы древней Месопотамии, в числе которых ассирийцы, впервые начали праздновать Новый год. Эту традицию относя к третьему тысячелетию до нашей эры. В конце марта, после того как прибывала вода в Тигре и Евфрате, в стране Двух рек начинались земледельческие работы. Это время считалось временем побед бога Мардука над силами разрушения и смерти. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами жители Месопотамии праздновали победу света над тьмой. Запрещалось работать, наказывать, вершить суды. Как свидетельствуют клинописные тексты, «это были дни абсолютной свободы, когда весь мировой порядок переворачивался с ног на голову».

Чрезвычайно древние корни имеет и символ Бога Ашшура, сохранившийся в эмблематике современных ассирийцев. Ашшур был главным богом ассирийского народа и изображался чаще всего в виде охотника с луком. На ассирийских рельефах Бога Ашшура всегда можно узнать по рогатому головному убору (тиара), часто он как бы парит в воздухе над царской головой. Обычно его изображали в образе человека, ниже бюста которого был пояс в виде птичьего (голубиного) хвоста, заключенного в колесо или круг с крыльями. Голубь у ассирийцев считался священной птицей. Так выглядит эмблема верховного Бога, когда он появляется над священным деревом или над жертвенником. В таком виде она сохранилась и на флаге современных ассирийцев.


Символ Бога Ашшура сегодня можно встретить и среди символов зороастризма. Древние ассирийцы не были зороастрицами (эта религия зародилась в Персии в период династии Ахеменидов в 6 веке до нашей эры), а их потомки являются христианами.

После крушения Ассирийской империи (605 г. до н.э.), народ государства и Ассирийская Церковь стали тесно связаны между собой. В это время арамеи ассимилировали родственных себе ассирийцев и расселились по всей Передней Азии. Арамейский язык стал там общераспространенным, а арамейское алфавитное письмо вытеснило сложную ассирийскую клинопись.

Отметим, что в современных ассирийских храмах отсутствуют иконы и статуи. В отличие от священников Русской Православной Церкви, обязанных заключить брак до рукоположения, священники Ассирийской Церкви Востока могут вступать в брак и после принятия сана, а овдовев, могут заключить второй брак. Епископат Ассирийской Церкви Востока безбрачен.

До 70-х годов ХХ века у ассирийцев просуществовал зародившийся в древности обычай передачи патриаршего сана по боковой нисходящей мужской линии от дяди к племяннику. С самого рождения будущие патриархи не должны были употреблять мяса. Более того, мать будущего патриарха также должна была воздерживаться от мяса во время беременности. Последователи Ассирийской Церкви Востока (общая численность которых около 200 тыс.) помимо России проживают в Ираке, Сирии, Индии, Иране, США, Армении и других странах. Российские приходы подчиняются епископу Северного Ирака и СНГ. Резиденция патриарха-католикоса Ассирийской Церкви Востока расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).

Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Сейчас приход возглавляет отец Самано, который много делает для привлечения в храм молодежи. При храме работает воскресная школа ассирийского языка. Периодически проводятся встречи, лекции, круглые столы на национальные темы.

Большую роль в поддержке национальной идентичности народа играют ассирийские организации. В их числе: Московская ассирийская ассоциация «Хаядта», Международный союз ассирийских общественных организаций, Московское отделение Международного ассирийского конгресса, Региональная ассирийская НКО г. Москвы, Международная ассирийская ассоциация «Ларос», Ассирийская Общественная Организация «Бнета».


Главной целью этих организаций является поддержание и укрепление ассирийских традиций среди российских ассирийцев, а также установление дружеских контактов с другими диаспорами. Так, Татарстанская ассирийская национально-культурная автономия и Общественная организация ассирийцев г. Казани «Бара» («Свет») активно осуществляет образовательно-воспитательную деятельность. Силы организаторов направлены на воспитание подрастающего поколения ассирийцев, изучение ими родного языка, истории, культуры. Организации удалось возродить в Татарстане традиционный праздник Ха б-Ниссан (Ассирийский Новый Год, 1-ое апреля), который справляют ассирийцы во всем мире.

Таким образом, сегодня немногочисленный ассирийский народ делает все возможное для сохранения и возрождения традиций своих предков. И деятельность его успешна, о чем свидетельствуют слова молодых ассирийцев, убежденных, что «ассирийцы - не столько национальность, сколько понимание той силы духа, который передали нам предки».

Передняя Азия - удивительный регион хотя бы потому, что здесь живут люди ассирийского народа, некогда принадлежавшие великому государству Ассирия. Сейчас они расселились по всей планете, но по-прежнему считаются одним из самых загадочных, древних и удивительных народов мира.

Где живут (Территория)

Больше всего ассирийцев проживает в Ираке, наименьшее число насчитывают Грузия и Украина. Ассирийцев много в США и Сирии, а также Швеции. В России их проживает около 11000 человек. Причиной массового расселения людей стало свержение Саддама Хусейна. И даже в наши дни ассирийцам приходится скрываться, так как ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) представляет для них угрозу. Стоит отметить, что массовое расселение народа началось еще в прошлом веке.

История

Ассирийцам помогло объединиться христианство. Формирование народа происходило среди мусульман, иудеев и зороастрийцев. В разные времена на ассирийцев повлияли католики, что привело к появлению новой ветви - сиро-католицизма, курды, вступившие с ассирийцами в войну, а также турки. Им постоянно приходилось испытывать гнет и выдерживать атаки неприятеля. Все это привело к значительному уменьшению народности. В 20 веке насчитывалось около миллиона человек, которые называли себя ассирийцами, большая часть являлась подданными османов.
В Первую Мировую геноцид продолжился, многих мужчин отправляли на войну.
Османы уничтожали даже элиту, после чего принялись за массовую депортацию женщин и детей. Гонения распространялись и на пожилых, мусульманские османы не жалели людей в дороге, поэтому некоторые просто не сумели выжить в ходе депортации.
В Иране часть ассирийцев пыталась отбиваться от курдского населения и персов. Спасало присутствие российских войск, но в 1918 году русские покинули территорию, после чего началось уничтожение ассирийцев, значительная часть погибла от болезней. Некоторые смогли укрыться на территориях, подконтрольных Британии. Конфискация земель британцами у арабского и курдского населения вызывала недовольство, поэтому ассирийцы вновь оказались под ударом. В итоге большая часть расселилась по Ираку, Соединенным Штатам Америки и в Сирии.

Культура

Вклад в мировую культуру ассирийцев начался еще с давних времен. Каждому, кто желал называться грамотным, необходимо было знать вавилонский, шумерский и ассирийский языки, а также владеть различными диалектами (например, деловым вавилонским). Рабочих в канцелярии обязывали учить аккадский язык, требовался и арамейский.
Техника написания была особая и зависела от материала: папируса, кожи, глины. Это стало причиной появления уникальной письменности и литературы, которая практически не дошла до наших дней. Наиболее известным литературным произведением, написанным в 5 веке до нашей эры, является повесть об Ахикаре, рассказывающая о царях Синнахерибе и Асархаддоне. Известно, однако, что повесть претерпела много изменений, поэтому ее точный вариант остается загадкой. В то же время она служит хорошим материалом для понимания бытности царских особ того времени.
Науку ассирийцы особо не развивали. Однако они составили рецепты, полезные справочники, простейшие химические формулы, астрологические наблюдения и медицинские трактаты. Ассирийцы упражнялись в юриспруденции, вели сочинения на вавилонском. Проблема изучения научных трудов заключается в смешивании их с колдовскими учениями, которые писали жрецы. Есть и действительно интересные моменты: описания военной техники, создание инженерных сооружений, строительство крепостей.
Ассирийцы достигли больших высот в архитектурном деле. Основным материалом оставался сырцовый кирпич, а для облицовки использовали камень. Именно ассирийцы использовали зиккураты - башни ступенчатообразного типа. Украшались здания рельефом и росписью, которые высекали на плитах. Художники часто изображали охотников и животных. Изображения восхваляли царей, войско, срамили врагов. Современные ассирийцы бережно хранят и почитают культуру предков и создают на ее основе собственную. Из известных ассирийских современных трудов можно отметить «Истребителя колючек» - сборник сказаний, рассказов и легенд.

Фольклор


Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведен на русский язык и частично издается на английском.
Первый том эпоса рассказывает о царе Тума, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать их к смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит.
Во втором томе идет повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить ее, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с легкостью. Вторым испытанием становится сражение с 2 быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях - это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде.
На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удается победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что все прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.

Жизнь


Детей стараются воспитывать смелыми и честными. Именно честность считается лучшим качеством в человеке. Правда, как говорят сами ассирийцы, является залогом смелости. Сплетничать, сохранять легкомыслие, болтать почем зря - все это отрицательные явления. В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек. В семьях за каждым ребенком следят пристально и всегда контролируют поведение.
Гость - это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес. Гостю же важно соблюдать определенный этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.
Интересным образом сложилось отношение к женщине. Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для нее в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придется работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.

Традиции


Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.

Свадьба

Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.

Праздники

Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками.
Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.

Религия


Условно ассирийцев можно разделить на представителей:

  • Ассирийской церкви Востока;
  • Халдейской католической церкви;
  • Православных.

Все ветви являются христианскими. Халдейская церковь формируется из священников, обучающихся в Багдадской патриаршей семинарии. Службы проводятся на сирийском языке. Ассирийская церковь Востока также тяготеет к восточно-сирийским обрядам и считается одной из самых древних восточных церквей. Сейчас обе церкви имеют хорошие отношения друг с другом и ведут сотрудничество в рамках «патриаршего» заявления.

Язык

Ассирийский относят к новоарамейскому языку. Лингвисты считают новоарамейский частью сирийского, вошедшего в состав в качестве диалекта. Использование языка началось с 5 века до нашей эры. В лексике прослеживается влияние аккадского языка.

Жизнь в разных местах/странах


В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются - велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах.
В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев - значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.

Жилище

Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причем богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение.
Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети - как раз на подстилках.
Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котел, в котором кипятили воду.
Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол.
Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующий хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.

Одежда


Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.

  1. Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была на порядок скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
  2. О женских нарядах известно немного - большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.
  3. Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители легких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы. Отсутствие бороды указывало на принадлежность к евнухам.
  4. Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в темно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдаленно похожую на жилет, но очень длинный. Ее тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.

Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Еда


Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды - многослойное тесто.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху - смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком.
Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.
Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Видео