Геноцид армян: хронология и воспоминания очевидцев. Геноцид армян и османские архивы Хелен Уомак, журналист британской газеты «The Independent»


С начала 90-х годов Чечню покинуло свыше 300 тысяч русских. В 1992 году только в Грозном, по официальным данным МВД республики, было убито 250 человек русской национальности, 300 - пропало без вести: (Из доклада председателя правления Русской общины Чеченской Республики Олега Маковеева)

«ЗДЕСЬ КАК В АДУ».

Передо мной - копия письма жителей Грозного, которых принято называть «русскоязычными». Послание это, адресованное еще бывшему российскому премьеру Евгению Примакову с наивной пометкой «лично в руки», можно с полным правом считать криком отчаяния.

«Мы, жители Грозного, не имевшие возможности бежать в 1994-1996 гг., чудом уцелели в подвалах. Потеряли жилье и имущество. Каждый день над нами висит угроза жизни каждому из нас. В Грозном нас, русских женщин, стариков и детей, осталось не больше 5 тысяч. Обращаемся к вам как к патриоту и интеллектуалу: спасите нас, примите в России. Молимся за вас и верим вам. В Грозном и вообще в Чечне сегодня для русских - как в аду».

Дошел ли этот зов отчаяния до адресата, не знаю. Скорее всего, нет. Не знает этого председатель правления Русской общины в Чечне Олег Маковеев, приехавший к нам, в редакцию «Труда», с целой кипой документов.

Вот только крохотная часть предоставленного им перечня издевательств и мук, пережитых русским населением Чечни за годы дудаевско- масхадовского режима.

Нестеровы, Вера и Михаил, расстреляны в октябре 1996 года в своем доме в Грозном, в районе железнодорожного вокзала.

Михаил Сидор - пенсионер, казак Грозненского округа Терского казачьего войска, расстрелян с семьей (жена и двое сыновей) в своем доме в Грозном 6 августа 1996 года.

Александр Хапряников зарезан в сентябре 1996 года. Проживал в Грозном по улице Рабочей, 67.

Александр Гладилин, казак, житель станицы Мекенская Наурского района, работал главой местной администрации. В апреле 1997 года был схвачен боевиками Национальной службы безопасности ЧРИ, брошен в застенок, где подвергался пыткам и издевательствам. Освобожден лично Масхадовым за 10 тонн муки.

Из письма жителей станицы Асиновской: «В станице до 1995 года нас, русских, проживало 8400 человек, сейчас осталось 250. С августа 96-го убито 26 семей русских, захвачено 52 наших домовладения».

Т.В. (фамилию назвать отказалась) из Гудермеса пишет: «Мы приехали с кладбища и сидели дома вместе с друзьями супругами Сапроновыми. Когда Таня и Володя пошли домой, их чеченцы из белых „Жигулей“ в упор расстреляли из автомата. У них был хороший дом, и, видимо, кому- то из „титульной нации“ понравился:

С работы меня уволили. Заставляют закрывать платком лицо по-шариатски, чтобы не было видно волос. Но ведь я - не мусульманка, а православная: Русских с руководящих должностей снимают, ставят чеченцев, даже самых безграмотных. Один знакомый чеченец всю жизнь работал чабаном, пас овец, а потом повоевал на стороне Масхадова и стал начальником депо».

ПРАВОСЛАВНЫХ - В РАБСТВО

Бандитский, чисто криминальный геноцид русскоязычного населения в шариатской Ичкерии сопровождался жестоким гонением людей по религиозному признаку. Фактически православие масхадовскими властями на территории Чечни было объявлено вне закона.

Из письма настоятеля прихода православного храма Святого Архистратига Божьего Михаила отца Захария (г. Грозный) Его Святейшеству Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси:

«Невозможно человеческими словами описать ту страшную жизнь, которой мы здесь живем. Это жизнь в аду, среди наглого зла и полного беззакония: Чеченцы не хотят мирно трудиться с людьми других национальностей, предпочитают жить разбоем, воровством, похищением людей. Многие из них вооружены, растаскивают и грабят все, что возможно, в быту и на производстве. Работорговля в Чечне стала нормальным явлением, на всем делают бизнес. А нам, православным, уготована участь рабов».

Как в воду глядел отец Захарий (Ямпольский). В октябре 1995 года зверски избит второй священник грозненского храма отец Александр (Смывин), в январе 1996 года похищены в Грозном отец Анатолий (Чистоусов) и отец Сергий (Жигулин). В январе 1997 года угнаны в рабство иеромонах отец Евфимий (Беломестный) и послушник Алексий (Равилов). Весной 1999 года похищены в станице Асиновской русские священники отец Петр (Макаров), отец Петр (Сухоносов) и еще один иеромонах. А 19 июля 1999 года прямо из храма в Грозном уведен в рабство и сам отец Захарий, а вместе с ним церковный староста Яков Рощин и прихожанин Павел Кадышев.

До 1994 года в Чеченской Республике было десять приходов православного вероисповедания. При «победившем» Масхадове остался один - храм святого Архангела Михаила в Грозном. Как выживали прихожане последнего православного храма, рассказывается в другом письме отца Захария, написанном в мае прошлого года: «Для нас: время приобрело особое отношение к жизни. Если вы прожили сутки и вас не ограбили, не унизили, не надругались, не взяли в рабство и тем более не убили, то это чудо и счастье: Все, что нажил приход за свое столетнее существование, - все разграблено, разрушено и сожжено».

ВЕРНУТСЯ ЛИ СЮДА РУССКИЕ?

Аксиома: преступник не имеет национальности. Как не имеет ее, по большому счету, и антинародный режим, обслуживающий интересы кучки негодяев, захвативших власть. От бандитского произвола в шариатской Ичкерии пострадали и сами чеченцы.

По данным Миннаца, с 1996 по 1999 год более 5 тысяч чеченцев были похищены с целью получения выкупа. Около 500 тысяч чеченцев, не разделяющих взгляды сепаратистов, вынуждены были покинуть родину и, спасаясь от мести «победителей», обосновались в различных регионах России.

Но у чеченцев, что ни говори, есть надежная защита - исторические тейповые связи, горский закон кровной мести, с которым не могут не считаться самые оголтелые террористы. Русское и русскоязычное же население Чечни не только ничем не было защищено от произвола ичкерийских властей, для них и сама великая Россия обернулась чуть ли не мачехой.

Жительница Гудермеса Т.П. жалуется: «Тут не только русских убивают. Чеченцев - тоже. Все страдают. Бандитам все равно кого убивать, лишь бы было что взять, награбить. Но чеченцы хоть могут уйти в горы, к родственникам, а нам, русским, куда деться? В России нас никто не ждет, напротив, нам там не рады. Называют или чеченскими подстилками, или еще как хуже. Нежелательны мы никаким властям, вот что обидно: После войны я с детьми побывала в Новгороде, в Буденновске, в Георгиевске Ставропольского края. Но из-за плохого отношения к нам там вернулась в Грозный. Нас, выходцев из Чечни, в России тоже не любят. Есть озлобленные люди, у которых кто-то погиб на войне, но в чем же мы виноваты? В том, что родились на чеченской земле и она нам - родная?»

У руководства Русской общины в Чечне и терского казачества есть конкретные предложения по стабилизации обстановки.

Одно из предложений - создать русскую автономию в исконно казачьих Наурском и Шелковском районах или вернуть эти регионы в состав Ставропольского края, откуда они были «изъяты» Никитой Хрущевым. Но, видимо, такое решение проблемы нереально, поскольку в России сегодня для него нет законодательной базы. Единственно правильный выход сейчас, по мнению специалистов, - возврат русского населения в Чечню, широкое его участие в формировании органов местного самоуправления. Представители русскоязычного населения и казачества должны быть и в составе нового, формирующегося правительства Чеченской Республики.

Владимир Янченков

Из книги Михаила Соколова «Чечня – история уже забыта?»

«В 1991-1992 гг. в Чечне были вырезаны ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ русских. В Шелковской весной 1992 г. «чеченской милицией» у русского населения было изъято всё охотничье оружие, а через неделю в безоружную станицу пришли боевики. Они занимались переоформлением недвижимости. Причем для этого была разработана целая система знаков. Человеческие кишки, намотанные на забор, означали: хозяина больше нет, в доме только женщины, готовые к «любви». Женские тела, насаженные на тот же забор: дом свободен, можно заселяться…

Я видел колонны автобусов, к которым из-за смрада нельзя было подойти на сто метров, потому что они были набиты телами зарезанных русских. Я видел женщин, ровнехонько распиленных вдоль бензопилой, детишек, насаженных на столбы от дорожных знаков, художественно намотанные на забор кишки. Нас, русских, вычистили с собственной земли, как грязь из под ногтей. И это был 1992 год – до «первой чеченской» (войны) оставалось еще два с половиной года.

Во время первой чеченской были захвачены видеозаписи, как развлекались с русскими женщинами несовершеннолетние вайнахи. Они ставили женщин на четвереньки и метали ножи как в мишень, стараясь попасть во влагалище. Всё это снималось на видео и комментировалось…

Потом настали веселые времена. Русских начали резать прямо на улицах среди белого дня. На моих глазах парня окружили вайнахи, один из которых плюнул на пол и предложил русскому слизать плевок с пола. Когда тот отказался, ему ножом вспороли живот. В параллельный класс прямо во время урока ворвались чеченцы, выбрали трех самых симпатичных русских старшеклассниц и уволокли с собой. Потом мы узнали, что девчонки были вручены в качестве подарка на день рождения местному чеченскому авторитету.

А затем стало совсем весело. В станицу пришли боевики и стали зачищать ее от русских. По ночам иногда были слышны крики людей, которых насилуют и режут в собственном доме. И им никто не приходил на помощь. Вот так нас… вырезали поодиночке. Десятки тысяч русских были убиты, несколько тысяч попали в рабство и чеченские гаремы, сотни тысяч сбежали из Чечни в одних трусах.

В январе 1995-го вышеозначенный господин (Гайдар) в составе большой делегации «правозащитников» (руководитель – С. А. Ковалев) приехал в Грозный уговаривать наших солдатиков сдаваться чеченцам под свои личные гарантии. … сдалось 72 человека. Впоследствии их изуродованные, со следами пыток, трупы, были найдены в районе консервного завода, Катаямы и пл. Минутка.

А. Кочедыкова, проживала в Грозном:

«Я выехала из Грозного в феврале 1993 года из-за постоянных угроз действием со стороны вооруженных чеченцев и невыплаты пенсии и зарплаты. Бросила квартиру со всей обстановкой, две автомашины и кооперативный гараж и выехала с мужем. В феврале 1993 г. чеченцы убили на улице мою соседку 1966 г. р. Ей пробили голову, переломали ребра, изнасиловали. Из квартиры рядом была также убита ветеран войны Елена Ивановна. В 1993 году стало жить там невозможно, убивали кругом. Машины подрывали прямо с людьми. С работы русских стали увольнять без всяких причин. В квартире убили мужчину 1935 г.р. Девять ножевых ран нанесли ему, дочь его изнасиловали и убили тут же на кухне.»

Б. Ефанкин, проживал в г. Грозном:

«В мае 1993 года в моем гараже на меня напали вооруженные автоматом и пистолетом двое чеченских парней и пытались завладеть моей машиной, но не смогли, т.к. она находилась в ремонте. Стреляли у меня над головой. Осенью 1993 года группа вооруженных чеченцев зверски убила моего знакомого Болгарского, который отказался отдавать добровольно свою машину «Волга». Подобные случаи носили массовый характер. По этой причине я выехал из Грозного.»

Д. Гакуряну, проживал в Грозном:

«В ноябре 1994 года соседи-чеченцы угрожали убийством с применением пистолета, а затем выгнали из квартиры и поселились в ней сами.»

П. Кускова, проживала в г. Грозном

1 июля 1994 г. четыре подростка чеченской национальности сломали мне руку и изнасиловали, в районе завода «Красный молот», когда я с работы возвращалась домой.

Е. Дапкулинец, проживал в г. Грозном:

«6 и 7 декабря 1994 г. был сильно избит за отказ от участия в ополчении Дудаева в составе украинских боевиков в с. Чечен-Аул.»

Е. Барсукова, проживала в г. Грозном:

«Летом 1994 г. видела из окна своей квартиры в г. Грозном, как к гаражу, принадлежащему соседу Мкртчян Н., подошли вооруженные люди чеченской национальности, один из них выстрелил в ногу Мкртчян Н., а затем у него забрали машину и уехали.»

Г. Тарасова, проживала в г. Грозном:

«6 мая 1993 г. в г. Грозном пропал без вести мой муж, Тарасов А. Ф. Предполагаю, что его забрали насильственно чеченцы в горы работать, т.к. он сварщик.»

Е. Хобова, проживала в Грозном:

31 декабря 1994 г. моего мужа, Погодина, и брата, Еремина А., убил чеченский снайпер в тот момент, когда они убирали на улице трупы русских солдат.»

Н. Трофимова, проживала в Грозном:

«В сентябре 1994 года в квартиру моей сестры, Вишняковой О. Н., ворвались чеченцы, изнасиловали ее на глазах у детей, избили ее сына и увели с собой 12-летнюю дочь Лену. Так она и не возвратилась. С 1993 года моего сына неоднократно избивали и грабили чеченцы.

В. Агеева, проживала в ст. Петропавловской Грозненского р-на:

М. Храпова, проживала в Гудермесе:

В августе 1992 г. нашего соседа, Саркисяна Р. С., и его жену, Саркисян З. С., пытали и заживо сожгли.

В. Кобзарев, проживал в Грозненской обл.:

«7 ноября 1991 г. трое чеченцев из автоматов обстреляли мою дачу, я чудом остался жив. В сентябре 1992 г. вооруженные чеченцы требовали освободить квартиру, бросили гранату, и я, опасаясь за свою жизнь и жизнь родных, вынужден был выехать из Чечни с семьей.

Т. Александрова, проживала в Грозном:

«Моя дочь вечером возвращалась домой. Чеченцы ее затащили в машину, избили, порезали и изнасиловали. Мы вынуждены были уехать из Грозного.»

Т. Вдовиченко, проживала в Грозном:

«Соседа по лестничной клетке, сотрудника КГБ Толстенка, рано утром из его квартиры вытащили вооруженные чеченцы, и через несколько дней был обнаружен его изуродованный труп. Сама лчино этих событий не видела, но мне об этом рассказала О. К. (адрес К. не указан, событие имело место в Грозном в 1991 г.»)

В. Назаренко, проживала в Грозном:

«В Грозном жил до ноября 1992 г. Дудаев потворствовал тому, что против русских открыто стали совершаться преступления, и за это из чеченцев никто не нес наказания. Неожиданно исчез ректор Грозненского университета, а через некоторое время его труп случайно нашли закопанным в лесу. С ним поступили так, потому что он не хотел освобождать занимаемую им должность.»

В. Комарова:

«В Грозном я работала медсестрой в детской поликлинике №1. У нас работала Тотикова, к ней пришли чеченские боевики и дома расстреляли всю семью. Вся жизнь была в страхе. Однажды Дудаев со своими боевиками забежал в поликлинику, где нас поприжимали к стенкам. Так он заходил в клинику и кричал, что здесь был русский геноцид, т.к. наше здание раньше принадлежало КГБ. Зарплату мне не платили 7 месяцев, в апреле 1993 г. я уехала.»

Ю. Плетнева, 1970 г.р.:

«Летом 1994 г. в 13 часов я была очевидицей расстрела на площади Хрущева 2-х чеченцев, 1-го русского и 1-го корейца. Расстрел производили четверо гвардейцев Дудаева, которые привезли на иномарках жертвы. Пострадал проезжавший на автомобиле гражданин.

В начале 1994 г. на площади Хрущева один чеченец игрался гранатой. Чека соскочила, игравший и еще несколько человек, находившихся рядом, были ранены. Оружия было в городе много, практически у каждого жителя Грозного – чеченца. Сосед-чеченец пьянствовал, шумел, угрожал изнасилованием в извращенной форме и убийством.»

А. Федюшкин, 1945 г.р.:

«В 1992 г. неизвестные лица, вооруженные пистолетом, отобрали автомобиль у моего кума, проживающего в ст. Червленная. В 1992 или в 1993 г. двое чеченцев, вооруженных пистолетом и ножом, связали жену (1949 г.р.) и старшую дочь (1973 г.р.), совершили в отношении их насильственные действия, забрали телевизор, газовую плиту и скрылись. Нападавшие были в масках. В 1992 г. в ст. Червленная ограбили мою мать какие-то мужчины, забрав икону и крест, причинив телесные повреждения. Сосед брата, проживавший в ст. Червленной, на своем автомобиле ВАЗ-21-21 выехал из станицы и пропал. Автомобиль нашли в горах, а его самого спустя 3 месяца обнаружили в реке.»

В. Доронина:

«В конце августа 1992 г. увезли внучку на автомашине, но вскоре отпустили. В ст. Нижнедевиук (Ассиновка) в детском доме вооруженные чеченцы изнасиловали всех девочек и воспитателей. Сосед Юнус угрожал моему сыну убийством и требовал, чтобы он продал ему дом. В конце 1991 г. в дом к моему родственнику ворвались вооруженные чеченцы, требовали деньги, угрожали убийством. Сына убили.»

С. Акиншин, 1961 г.р.:

25 августа 1992 г. около 12 часов на территорию дачного участка в Грозном проникли 4 чеченца и потребовали у находившейся там жены вступить с ней в половую связь. Когда жена отказалась, то один из них ударил ее в лицо кастетом, причинив телесные повреждения.»

Р. Акиншина (1960 г.р.):

«25 августа 1992 г. около 12 часов на даче в районе 3-й больницы гор. больницы г. Грозного четверо чеченцев в возрасте 15-16 лет потребовали вступить с ними в половую связь. Я возмутилась. Тогда один из чеченцев ударил меня кастетом и меня изнасиловали, воспользовавшись моим беспомощным состоянием. После этого под угрозой убийства меня принудили к совершению полового акта с моей собакой.»

Н. Любенко:

«В подъезде моего дома лица чеченской национальности застрелили одного армянина и одного русского. Русского убили за то, что заступился за армянина.»

Т. Забродина:

«Был случай, когда у меня вырвали сумку. В марте-апреле 1994 года в школу-интернат, где работала моя дочь Наташа, зашел пьяный чеченец, который избил дочь, изнасиловал ее и после этого пытался ее убить. Дочери удалось убежать. Была свидетелем, как грабили соседний дом. В это время жильцы находились в бомбоубежище.»

О. Кольченко:

«Мою сотрудницу, девушку 22 лет, на моих глазах чеченцы изнасиловали и расстреляли на улице возле нашей работы. Меня саму ограбили два чеченца, под угрозой ножа отобрали чеченские деньги.»

В. Карагедин:

«Убили сына 08.01.95, ранее чеченцы 04.01.94 убили младшего сына.»

«Всех заставляли принимать гражданство Чеченской республики, если не примешь. Не получишь талоны на продукты.»

А. Абиджалиева:

«Уехали 13 января 1995 г. потому, что чеченцы требовали, чтобы ногайцы защищали их от российских войск. Забрали скот. Брата за отказ идти в войска избили.»

О. Боричевский, проживал в Грозном:

«В апреле 1993 г. квартира подверглась нападению со стороны чеченцев, одетых в форму ОМОНа. Ограбили и унесли все ценные вещи.

Н. Колесникова, 1969 г.р., проживала в Г. Гудермесе:

«2 декабря 1993 г. на остановке «участок 36» Старопромышленного (Старопромысловского) района Грозного 5 чеченцев взяли меня за руки, отвели в гараж, избили. Изнасиловали, а потом возили по квартирам, где насиловали и кололи наркотики. Отпустили только 5 декабря.»

Э. Курбанова, О. Курбанова, Л. Курбанов, проживали в Грозном:

«Наши соседи – семья Т. (мать, отец, сын и дочь) были найдены у себя дома с признаками насильственной смерти.»

Т. Фефелова, проживала в Грозном:

«У соседей (в Грозном) украли девочку 12 лет, потом подкидывали фотографии (где над ней издевались и насиловали) и требовали выкуп.»

З. Саниева:

«Во время боев в Грозном видела среди бойцов Дудаева женщин-снайперов.»

Л. Давыдова:

«В августе 1994 г. трое чеченцев зашли в дом семьи К. (Гудермес). Мужа затолкали под кровать, а 47-летнюю женщину зверски изнасиловали (также с использованием разных предметов). Через неделю К. умерла. У меня в ночь с 30 на 31 декабря 1994 г. подожгли кухню.»

Т. Лисицкая:

«Проживали в Грозном у вокзала, ежедневно наблюдала, как грабят железнодорожные составы. В ночь на новый, 1995 г., ко мне приходили чеченцы и требовали деньги на оружие и боеприпасы.»

К. Целикина:

Т. Сухорукова:

«В начале апреля 1993 г. была совершена кража из моей квартиры (Грозный). В конце апреля 1993 г. у нас была украдена машина ВАЗ-2109. 10 мая 1994 г. мой муж Багдасарян Г. З. Был убит на улице выстрелами из автомата.

Я. Рудинская, 1971 г.р.:

«В 1993 г. вооруженные автоматами чеченцы совершили разбойное нападение на мою квартиру (ст. Новомарьевская). Вынесли ценные вещи, меня и мать насиловали, пытали ножом, причинив телесные повреждения. Весной 1993 г. на улице (Грозный) были избиты мои свекровь и свекор.»

В. Бочкарева:

«Дудаевцы взяли в заложники директора училища ст. Калиновская Беляева В., его заместителя Плотникова В. И., председателя колхоза «Калиновский» Ерина. Требовали выкуп 12 млн р. Не получив выкупа, убили заложников.

Я. Нефедова:

«13 января 1993 г. я с мужем подверглась разбойному нападению со стороны чеченцев в своей квартире (Грозный) – отобрали все ценные вещи, вплоть до серег из ушей.»

В. Малашин, 1963 г.р.

«9 января 1995 г. в квартиру Т. (Грозный), в которую мы с женой приехали в гости, ворвались трое вооруженных чеченцев, ограбили нас, а двое изнасиловали мою жену, т, и находившуюся в квартире Е. (1979 г.р.)

Ю. Усачев, Ф. Усачев:

Е. Колганова:

«Мои соседи-армяне подверглись разбойному нападению со стороны чеченцев, их 15-телнюю дочь изнасиловали. В 1993 г. разбойному нападению подверглась семья Прохоровой Е. П.

А. Плотникова:

Зимой 1992 г. у меня и моих соседей чеченцы отобрали ордера на квартиры и, угрожая автоматами, приказали выселяться. Я оставила в Грозном квартиру, гараж и дачу. Мои сын и дочь были свидетелями убийства чеченцами соседа Б. – его расстреляли из автомата.»

В. Мажарин, 1959 г.р.:

«19 ноября 1994 г. чеченцы совершили разбойное нападение на мою семью. Угрожая автоматом, вышвырнули из автомашины мою жену и детей. Всех избили ногами, сломали ребра. Жену изнасиловали. Отобрали машину ГАЗ-24, имущество.»

М. Васильева:

«В сентябре 1994 г. двое чеченских боевиков изнасиловали мою 19-летнюю дочь.»

А. Федоров:

«В 1993 г. чеченцы обворовали мою квартиру. В 1994 г. у меня украли машину. Обратился в милицию. Когда увидел свою машину, в которой находились вооруженные чеченцы, также сообщил об этом в милицию. Мне сказали, чтобы я забыл об этой машине. Чеченцы угрожали и говорили, чтоб я уехал из Чечни.»

Н. Коврижкин:

«В октябре 1992 г. Дудаев объявил мобилизацию боевиков в возрасте от 15 до 20 лет. Во время работы на железной дороге русских, меня в т.ч., чеченцы охраняли, как заключенных. На станции Гудермес я видел, как чеченцы застрелили из автоматов незнакомого мне мужчину. Чеченцы заявили, что убили кровника.»

А. Бурмурзаев:

«26 ноября 1994 г. был очевидцем, как чеченские боевики сожгли 6 танков оппозиции вместе с экипажами.»

М. Пантелеева:

«В 1991 г. боевики Дудаева штурмом взяли здание МВД ЧР, убив при этом сотрудников милиции, какого-то полковника, ранив майора милиции. В Грозном похитили ректора нефтяного института, проректора убили. В квартиру моих родителей ворвались вооруженные боевики – трое в масках. Один – в милицейской форме, под угрозой оружия и пыткой горячим утюгом отобрали 750 тыс. р., украли автомашину.

Е. Дудина, 1954 г.р.:

«Летом 1994 г. меня ни за что на улице избили чеченцы. Избивали меня, сына и мужа. С сына сняли часы. Потом меня затащили в подъезд и совершили половой акт в извращенной форме. Одна знакомая женщина мне рассказывала, что, когда та ехала в Краснодар в 1993 г., поезд был остановлен, вошли вооруженные чеченцы и забирали деньги и ценности. В тамбуре изнасиловали и выкинули из вагона (уже на полном ходу) молодую девушку.»

И. Удалова:

«2 августа 1994 г. ночью в мой дом (Гудермес) ворвались двое чеченцев, матери порезали шею, нам удалось отбиться, в одном из нападавших узнала соученика по школе. Я подала заявление в милицию, после чего меня стали преследовать, угрожать жизни сына. Я отправила родных в ставропольский край, потом уехала сама. Мои преследователи взорвали мой дом 21 ноября 1994 г.»

В. Федорова:

«В середине апреля 1993 г. дочь моей знакомой затащили в машину (Грозный) и увезли. Через некоторое время ее нашли убитой, она была изнасилована. Мою знакомую по дому, которую в гостях пытался изнасиловать чеченец, в тот же вечер по пути домой поймали чеченцы и всю ночь ее насиловали. 15-17 мая 1993 г. в подъезде моего дома меня пытались изнасиловать двое молодых чеченцев. Отбил сосед по подъезду, пожилой чеченец. В сентябре 1993 г., когда я ехала на вокзал со знакомым, моего знакомого вытащили из машины, избивали его ногами, а потом один из нападавших чеченцев ударил меня ногой в лицо.»

С. Григорьянц:

«За время правления Дудаева убили мужа тёти Саркиса, отобрали машину, потом пропали сестра моей бабушки и ее внучка.»

Н. Зюзина:

«7 августа 1994 г. коллегу по работе Ш. Ю. Л. С женой захватили вооруженные бандиты. 9 августа его жену отпустили, она рассказала, что их били, пытали, требовали выкуп, ее отпустили за деньгами. 5 сентября 1994 г. изуродованный труп Ш. нашли в районе химкомбината.»

«В октябре 1993 г. нашу сотрудницу А. С. (1955 г.р.), отправителя поездов, изнасиловали около 18 часов прямо на вокзале и избили несколько человек. В это же время изнасиловали диспетчера по имени Света (1964 г.р.). Милиция поговорила с преступниками по-чеченски и отпустила их.

В. Розванов:

«Трижды пытались чеченцы украсть дочь Вику, дважды она убегала, а в третий раз ее спасли. Сына Сашу ограбили и избили. В сентябре 1993 г. ограбили меня, сняли часы. Шапку. В декабре 1994 г. 3 чеченца обыскали квартиру, разбили телевизор, поели. Выпили и ушли.

А. Витьков:

«В 1992 г. изнасиловали и застрелили Т. В., 1960 г.р., мать троих малолетних детей. Замучили соседей, пожилых мужа и жену, за то, что дети отправили вещи (контейнер) в Россию. МВД Чечни отказывалось искать преступников.

О. Шепетило, 1961 г.р.:

«В Грозном проживала до конца апреля 1994 г. Работала в ст. Калиновская Наурского р-на директором музыкальной школы. В конце 1993 г. я возвращалась с работы из ст. Калиновская в Грозный. Автобуса не было, и я пошла в город пешком. Ко мне подъехала машина «Жигули»Ю из нее вышел чеченец с автоматом Калашникова и, угрожая убийством, запихнул меня в машину, отвез на поле, там долго издевался надо мной, изнасиловал и избил.»

Я. Юнусова:

«Сын Заир в июне 1993 г. был взят в заложники и 3 недели его удерживали, отпустили после выплаты 1,5 млн р.»

М. Портных:

«Весной 1992 г. в Грозном на ул. Дьякова полностью разграбили вино-водочный магазин. В квартиру заведующей этим магазином была брошена боевая граната, в результате взрыва которой погиб ее муж, а ей ампутировали ногу.

И. Чекулина, 1949 г. р.:

«Из Грозного уехала в марте 1993 г. Моего сына 5 раз грабили, снимали с него верхнюю одежду. По дороге в институт моего сына чеченцы сильно избили, проломили ему голову, угрожали ножом. Меня лично избили и изнасиловали лишь потому, что я русская. Был убит декан факультета института, где учился мой сын. Перед нашим отъездом убили моего сына, Максима.»

В. Минкоева, 1978 г.р.:

В 1992 г. в Грозном на соседнюю школу было совершено нападение. Детей (седьмой класс) взяли в заложники и удерживали в течение суток. Было совершено групповое изнасилование всего класса и трех учительниц. В 1993 г. украли мою одноклассницу М. Летом 1993 г. на перроне ж/д вокзала на моих глазах чеченцами был…»

Б. Ярошенко:

«Неоднократно чеченцы в Грозном в течение 1992 г. избивали, грабили квартиру, разбивали мою машину за то, что отказывался принимать участие в боевых действиях с оппозицией на стороне дудаевцев.»

В. Осипова:

«Уехала из-за притеснений. Работала на заводе в Грозном. В 1991 году на завод приехали вооруженные чеченцы и силой выгоняли русских на выборы. Затем для русских были созданы невыносимые условия, начались повальные ограбления, взорвали гаражи и забрали автомашины. В мае 1994 г. сын, Осипов В. Е., выезжал из Грозного, вооруженные чеченцы не давали грузить вещи. Потом то же было со мной, все вещи объявлялись «достоянием республики».

К. Денискина:

«Вынуждена была уехать в октябре 1994 г. из-за обстановки: постоянная стрельба, вооруженные грабежи, убийства. 22 ноября 1992 г. Дудаев Хусейн пытался изнасиловать мою дочь, избил, угрожал убийством.»

А. Родионова:

В начале 1993 г. в Грозном разгромили склады с оружием, вооружались. Доходило до того, что дети ходили в школу с оружием, закрывались учреждения, школы. В середине марта 1993 г. трое вооруженных чеченцев ворвались в квартиру соседей-армян, забрали ценные вещи. Была очевидцем в октябре 1993 г. убийства молодого парня, которому прямо днем распороли живот.

Н. Березина:

«Жили в п. Ассиновском. Сына постоянно избивали в школе, он вынужден был не ходить туда. У Мужа на работе (местный совхоз) снимали с руководящих должностей русских.»

Л. Гостинина:

«В августе 1993 в Грозном, когда я шла с дочерью по улице, среди белого дня чеченец схватил дочь (1980 г.р.), ударил меня, затащил ее в свою машину и увез. Через два часа она вернулась домой, сказала. Что ее изнасиловали. Русских унижали всеми способами. В частности, в Грозном у дома печати висел плакат: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы!»»

Турки не ограничиваются отрицанием факта геноцида – они хотели бы стереть саму память об армянах в современной Турции.

За стремлением турок отрицать все и вся стоят, прежде всего, опасения, что мировое общественное мнение может потребовать от Турции возмещения материального ущерба или возвращения Армении территорий. Действительно, согласно конвенции ООН «О неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности» (от 26 ноября 1968 года), геноцид является преступлением, срок ответственности за которое не истекает, сколько бы ни прошло времени с момента произошедших событий.


ГЕНОЦИД. РАХИЛЬ ПЛАЧЕТ О ДЕТЯХ СВОИХ И НЕ ХОЧЕТ УТЕШИТЬСЯ, ИБО ИХ НЕТ… (МФ. 2, 18)

Однако турецкое правительство в 1927 г. приняло закон, запрещающий въезд в Турцию армянам, выжившим после депортации, и с тех пор всегда официально отказывало пережившим геноцид и их потомкам в праве вернуться на свои земли и вновь вступить во владение своим имуществом или получить соответствующую компенсацию.

ГЕНОЦИД. АРМЯНСКИЕ ДЕТИ. ВПЕРЕДИ У НИХ — СМЕРТЬ ОТ ГОЛОДА ИЛИ ОТ ТУРЕЦКОЙ САБЛИ

Геноцид армян был первым в ряду подобных ему преступлений; он был, несомненно, и самым продолжительным. Но главное его отличие от Холокоста в том, что Мец Егерн имел место на исторической родине преследуемого народа, в Западной Армении, где армяне жили более трех тысяч лет. (Перед вторжением в Польшу, 22 августа 1939 года, Гитлер говорил главарям III рейха: «Наша сила заключается в быстроте и жестокости. Чингисхан сознательно и с легким сердцем посылал на смерть тысячи женщин и детей. А история видит в нем лишь великого основателя государства. (…) Я отдал приказ специальным подразделениям СС без сожаления и сострадания посылать на смерть мужчин, женщин и детей польского происхождения и говорящих на польском языке. Только так мы можем получить жизненно важное пространство, в котором нуждаемся. Кто сегодня еще вспоминает об истреблении армян?») Одним из результатов геноцида, кроме истребления населения, была утрата Арменией примерно девяти десятых частей ее земель, а также вынужденное рассеяние по всему миру немногих выживших.


АНИ — ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА АРМЕНИИ. СОБОР БОГОМАТЕРИ

Западная Армения являет собой колыбель древнейшей армянской цивилизации и всегда была ее родиной; здесь возвышается гора Арарат, под сенью которой она возникла, здесь расцветали древние столицы Тушпа, Ван, Тигранакерт, Ани. Это значит, что армянский народ был не только почти полностью уничтожен, но и вынужден покинуть землю, на которой всегда жил столетиями.


Геноцид вырвал с корнем, попрал трехтысячелетнюю культуру Армении. Исчезновение армян с исторической родины означало также исчезновение их городов, церквей, школ, библиотек, монастырей, университетов. Огромный урон геноцид нанес армянской и мировой литературе: во время грабежей, пожаров, которые следовали за депортацией, были уничтожены древнейшие и уникальные рукописи.

АНИ — ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА АРМЕНИИ

Благодаря благоговейному отношению армян к своей письменности удалось спасти лишь небольшую часть древних книг: порой депортируемые тайно закапывали их глубоко в песок, двигаясь по своему страшному пути в пустыне.

Начиная с 1920 г., Турция преобразовала в мечети сотни армянских церквей и монастырей, разрушила или позволила превратить в руины вековые памятники армянской культуры. К моменту вступления Османской империи в войну в 1914 г. за армянским Константинопольским Патриархатом числилось 210 монастырей, 700 соборов и 1639 приходских церквей. По статистике 1974 г. из 913 еще известных в Турции армянских церквей 464 было полностью уничтожено, 252 превращено в руины и только 197 оставлено в относительно хорошем состоянии. В последующие десятилетия многие другие памятники армянского искусства, оставшиеся на турецкой территории, были разрушены.


Турция боится немого свидетельства шедевров армянской архитектуры. Поэтому она создала районы, закрытые для туристов. С 20-х годов минувшего столетия изучение армянских памятников архитектуры на турецкой территории практически запрещено или сильно затрудняется. Турецкие власти все так же последовательно уничтожают следы пребывания армян на территории Западной Армении. Церкви превращаются в мечети или вовсе разрушаются, хачкары пускаются на щебень. Местные историки и искусствоведы прибегают к бесстыдной лжи, приписывая турецкому народу авторство даже всемирно известных шедевров армянской архитектуры.


Итак, геноцид армян на рубеже XIX и XX веков не только варварски лишил жизни, заставив пережить немыслимые страдания, два миллиона людей, рассеял выживших по всему миру, лишил народ девяти десятых территории его исторической родины, но и нанес огромный ущерб армянской и мировой культуре. И поэтому тоже он должен расцениваться как преступление против всего человечества.


Наконец, помимо гибели огромной части армянской интеллигенции Константинополя в апреле 1915 г., эти страшные события имели и более отдаленные последствия. Так, в 1935 г. в Париже умер потерявший рассудок от увиденных во время геноцида ужасов армянский композитор Комитас. По прошествии многих лет он стал еще одной жертвой злодеяния; и кто знает, скольких людей, неизвестных историкам, постигла подобная судьба…

ПАМЯТНИК КОМИТАСУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Армянская церковь рассматривает вопрос канонизации композитора Комитаса. «Народ уже давно причислил его к лику святых, однако церковные процедуры канонизации, особенно отдельных лиц, значительно более длительные и сложные»,– сказал в интервью председатель комиссии по организации обряда канонизации архиепископ Натан Ованнисян.

Ничего душа не хочет
И, не открывая глаз,
В небо смотрит и бормочет,
Как безумный, Комитас.

Медленно идут светила
По спирали в вышине,
Будто их заговорила
Сила, спящая во мне.

Вся в крови моя рубаха,
Потому что и меня
Обдувает ветром страха
Стародавняя резня.

И опять Айя-Софии
Камень ходит предо мной,
И земля ступни босые
Обжигает мне золой.

Лазарь вышел из гробницы,
А ему и дела нет,
Что летит в его глазницы
Белый яблоневый цвет.

До утра в гортани воздух
Шелушится как слюда,
И стоит в багровых звёздах
Кривда Страшного суда.

(Арсений Тарковский; 1959 г.)

В связи со 100-летием Геноцида армян в Османской империи, летом 2015 г. в культурной столице России будет установлен памятник великому армянскому композитору Комитасу. Памятник будет установлен по инициативе мэра Еревана Тарона Маргаряна, который лично посетил в Санкт-Петербурге мастерскую Левона Бебутяна и ознакомился с процессом работ по созданию памятника.
Трехметровый памятник будет установлен на центральном сквере Василеостровского административного округа, который будет переименован в Ереванский сквер. Кстати, в сквере уже установлены армянские хачкары, и памятник Комитасу дополнит армянский уголок Северной столицы.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦА СОБЫТИЙ ГЕНОЦИДА АРМЯН В ТУРЦИИ


АРМИН ВЕГНЕР — МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ НЕМЕЦКОЙ АРМИИ. 1915 г.

Опубликованные в подборке фотографии были сделаны молодым прусским офицером немецкого Красного Креста – свидетелем геноцида армян Армином Вегнером (1886–1978) в 1915–1916 годах. Фотографии из его архива, письма и дневники навсегда останутся в истории, как убедительный документ, раскрывающий события того страшного времени.

«Армин Вегнер осознал ответственность, которая лежит на нем как на свидетеле, с самого начала своего пребывания на Ближнем Востоке, находясь еще в Месопотамии. Вот как он пишет об этом: «Зрелище массовых убийств на фоне бледного горизонта выжженной пустыни невольно родило во мне желание хотя бы отчасти рассказать о том, что меня мучает, рассказать не только моим близким друзьям, но и более широкому, невидимому кругу людей…»


АРМИН ВЕГНЕР (1886 — 1978) — ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ

Моральный долг любого очевидца насилия требует свидетельства, но когда свидетельство касается судьбы целого народа, ставшего жертвой геноцида, речь уже идет о долге перед всей человеческой историей. Цель свидетельства не только в том, чтобы подобные зверства больше не повторялись. Свидетельствуя, очевидец насилия дает жертвам возможность говорить его устами; не забывая когда-то увиденное, он позволяет им жить в его памяти.

В течение своей долгой жизни он будет всем своим существом сопереживать тем несчастным, с которыми общался и не мог помочь, над которыми совершались чудовищные злодеяния, а он бессилен был их остановить» (Джованни Гуйта).

В своей поэме «Старик» Армин Вегнер написал:

Моя совесть призывает меня к свидетельству
Я глас изгнанных, вопиющих в пустыне…


В 1968 г. Католикос Всех Армян Вазген I вручил Вегнеру орден Святого Григория, просветителя Армении, в столице Армении Ереване, где одна из улиц города носит имя Вегнера.

Армин Вегнер умер в Риме в возрасте 92 лет 17 мая 1978 г. В 1996 г. часть его праха была перенесена в Армению и похоронена под Ереваном в Цицернакаберде, в стене Мемориала, посвященного жертвам геноцида.

Я выглядываю в круглое окошко (вертолёта) и буквально отшатываюсь от неправдоподобно страшной картины. На жёлтой траве предгорья, где в тени ещё дотаивают серые лепёшки снега, остатки зимних сугробов, лежат мёртвые люди. Вся эта громадная площадь до близкого горизонта усеяна трупами женщин, стариков, старух, мальчиков и девочек всех возрастов, от грудного младенца до подростка… Глаз вырывает из месива тел две фигурки - бабушки и маленькой девочки. Бабушка, с седой непокрытой головой, лежит лицом вниз рядом с крошечной девочкой в голубой курточке с капюшоном. Ноги у них почему-то связаны колючей проволокой, а у бабушки связаны ещё и руки. Обе застрелены в голову. Последним жестом маленькая, лет четырёх, девочка протягивает руки к убитой бабушке. Ошеломлённый, я даже не сразу вспоминаю о камере…

Российский телерепортёр Юрий Романов

Беженцы говорят, что сотни погибли во время армянской атаки… Из семи трупов, увиденных нами здесь сегодня, два были детские и три женские, у одного из тел было ранение в грудь, как видно, с близкого расстояния. У многих из 120 беженцев, находящихся на лечении в агдамской больнице, множественные ножевые ранения.

Томас Гольц Washington Post

Две группы, видимо две семьи, были убиты вместе - дети охвачены руками женщин. У некоторых из них, включая маленькую девочку, были чудовищные раны головы: фактически осталось только лицо. Выжившие рассказали, что армяне расстреливали их в упор, уже лежащих на земле.

Анатоль Ливен «The Times»

Около Агдама, на границе Нагорного Карабаха, как утверждает фотограф агентства Рейтерс Фредерика Лангень, она видела два грузовика, заполненных трупами азербайджанцев. «В первом грузовике я насчитала 35, и, похоже, во втором было столько же», сказала она. «У некоторых головы были отрублены, многие были сожжены. Всё это были мужчины, но лишь немногие были в защитной униформе».

The New York Times

«Время от времени в Агдам привозят обмененные на живых заложников тела своих погибших. Но и в ночном кошмаре такого не привидится: выколотые глаза, отрезанные уши, снятые скальпы, отрубленные головы. Связки из нескольких трупов, которые долго таскали по земле на верёвках за бронетранспортером. Издевательствам нет предела».

Корреспондент газеты «Известия» В. Белых.

Также он приводит свидетельство пилота вертолёта российских ВВС, майора Леонида Кравеца:

«26 февраля я вывозил из Степанакерта раненых и возвращался обратно через Аскеранские ворота. В глаза бросились какие-то яркие пятна на земле. Снизился, и тут мой бортмеханик закричал: „Смотрите, там женщины и дети“. Да я и сам уже видел около двухсот убитых, разбросанных по склону, среди которых бродили люди с оружием. Потом мы летали, чтобы забрать трупы. С нами был местный капитан милиции. Он увидел там своего четырёхлетнего сына с раздробленным черепом и тронулся рассудком. У другого ребенка, которого мы успели подобрать, прежде чем нас стали обстреливать, была отрублена голова. Изувеченные тела женщин, детей и стариков я видел повсюду».

По данным американского журнала «Newsweek» , многие были убиты с близкого расстояния при попытке бежать, у некоторых были обезображены лица.

По мнению обозревателя журнала «Time» Джилл Смолоу,

В простое объяснение, данное нападающими армянами, которые настаивают, что безвинные люди были убиты не специально, совсем не верится.

Российский телеоператор Юрий Романов описывает шестилетнюю девочку-ходжалинку, глаза которой были выжжены сигаретными окурками.

Когда вечером во вторник я прибыла в Агдам, я видела 75 свежих могил на одном из кладбищ и четыре изувеченных трупа в мечети. В полевом госпитале, устроенном в вагонах на железнодорожной станции, я также видела женщин и детей с пулевыми ранениями.

Хелен Уомак, журналист британской газеты «The Independent»

Перевод с армянского

1. Перс Мешали Гаджи Ибрагим рассказал следующее:

«В мае 1915 г. губернатор Тахсин-бей призвал к себе четебаши Амрванли Эюб-оглы Гадыра и, показав ему приказ, полученный из Константинополя, сказал: «Здешних армян я поручаю тебе, доведешь их невредимыми до Кемаха, там на них нападут курды и другие. Ты для вида покажешь, что хочешь их защищать, применишь даже раз-другой оружие против нападающих, но, в конце концов, покажешь, что не можешь справиться с ними, оставишь и вернешься». Немного подумав, Гадыр сказал: «Ты мне приказываешь связанных по рукам и ногам овец и ягнят отвести на бойню; это — жестокость мне не подобающая; я солдат, пошли меня против врага, пусть либо он сразит меня пулей, и я храбро паду, либо я его поражу и спасу свою страну, а марать свои руки в крови невинных я никогда не соглашусь». Губернатор очень настаивал на том, чтобы он исполнил приказ, но великодушный Гадыр наотрез отказался. Тогда губернатор призвал Мирза-бека Вераншехерли и сделал ему вышеприведенное предложение. Этот тоже утверждал, что нет нужды убивать. Уже в такие условия, сказал он, ставите вы армян, что сами они по дороге помрут, и Месопотамия такая жаркая страна, что они не выдержат, погибнут. Но губернатор настоял на своем, и Мирза принял предложение. Мирза полностью выполнил взятое на себя жестокое обязательство. Через четыре месяца он вернулся в Эрзерум с 360 тысячами лир; 90 тысяч он отдал Тахсину, 90 тысяч — корпусному командиру Махмуду Камилю, 90 тысяч — дефтердару, а остальное — мехердару, Сейфулле и сообщникам. Однако при дележе этой добычи между ними возник спор, и губернатор арестовал Мирзу. А Мирза пригрозил сделать такие разоблачения, что мир удивится; тогда его отпустили на свободу». Эюб-оглы Гадыр н Мирза Вераншехерли лично рассказали эту историю персу Мешади Гаджи Ибрагиму.

2. Погонщик верблюдов перс Кербалай Али-Мемед рассказал следующее: «Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 г., когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разложились, вздулись и смердили. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И все это были трупы армян, несчастных армян».

3. Алафтар Ибрагим-эфенди рассказал следующее: «О выселении армян из Константинополя был получен весьма жесткий и срочный приказ следующего содержания: вырезать без пощады всех мужчин от 14 до 65-летнего возраста, детей, стариков и женщин не трогать, а оставить и обратить в магометанство».

ЦГИА Арм, ССР, ф. 57, oп. 1, д, 632, л. 17—18.

по "Геноцид армян в османской империи”, под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982, стр.311-313

Для истории Геноцида армян большое значение имеют иностранные источники, среди которых особое место занимают свидетельства греческих авторов - очевидцев истребления христиан в Османской империи начала ХХ в. Митрополит Хрисанф (Филиппидис), возглавлявший Трапезундскую кафедру в 1913-1938 гг. (в 1938-1941 гг.- архиепископ Афин и Всея Эллады), является одним из таких очевидцев, переживших весь трагизм того черного периода в жизни армянского и греческого народов. Свое свидетельство о геноциде понтийских армян Хрисанф опубликовал в монументальном труде "Церковь Трапезунда" (Афины, 1933 г.).

По СООБЩЕНИЮ ХРИСАНФА, В НАЧАЛЕ ИЮНЯ 1915 г. В ТРАПЕЗУНД ПРИБЫЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА младотурецкого комиссариата, врач Бехаэтдин Шакир бей, "спустившись из Феодосиуполя (Эрзерума), где он организовал и осуществил резню живших в том крае многочисленных армян". Вместе с губернатором (вали) Трапезунда и другими чиновниками Шакир созвал совещание, на котором "отдал тайные распоряжения о всеобщей резне армян, проживавших в вилайете Трапезунда".

13 июня было опубликовано объявление, извещающее о том, что спустя 5 дней нарушающие мир в государстве армяне должны оставить свои дома и в сопровождении охраны отправиться во внутренние области страны, где и будут пребывать вплоть до окончания войны. Хрисанф замечает, что "данное объявление и содержащиеся в нем заверения о предоставлении на пути депортируемых армян всяких удобств и безопасности делались для обмана несчастных армян. На деле же оставались в силе тайные распоряжения о поголовной резне депортируемых".

И действительно, хотя объявление давало армянам срок в 5 дней, насилия по отношению к ним начались уже 14 июня: "В день опубликования упомянутого официального объявления о депортации армян около 300 активных молодых армян было арестовано и погружено на баржу, которая после захода солнца отчалила в открытое море напротив местечка Платана, и там было вырезано турецкими чете, подплывшими к барже на лодке, а трупы были брошены в море".

Еще до 13 июня митрополит Хрисанф, узнав о плане резни, начал переговоры с губернатором Трапезунда с целью предотвращения истребления армян. Свои старания Хрисанф характеризует лишь одним словом: "сверхчеловеческие". Он, с одной стороны, уверял губернатора "в законопослушности и миролюбии братьев-армян", с другой же – напоминал ему об угрозах союзнических держав. Однако вали выразил уверенность в том, что единственное, чего не возьмут в расчет при переговорах союзники, будет резня армян. Губернатор вдобавок сообщил, что "решение константинопольского младотурецкого правительства об истреблении армян не подлежит отзыву или какому-либо изменению ".

ОБЪЯВЛЕНИЕ ПОГРУЗИЛО В ОТЧАЯНИЕ ПОНТИЙСКИХ АРМЯН И НЕОПИСУЕМО ОПЕЧАЛИЛО ВСЕХ ГРЕКОВ. Каждый день руководители армянской общины Трапезунда приходили в греческую православную Митрополию за советом и утешением Хрисанфа, который сам был "печален даже до смерти". В эти трагические дни митрополит не переставал умолять губернатора, одновременно обличая консулов Германии и Австрии в том, что "перед глазами двух великих христианских держав и с их же одобрения истреблялся целый христианский народ".

17 июня, накануне депортации, полуживые от горя армянки привели своих дочерей в греческую Митрополию. "Таким образом, многочисленные дочери армян наполнили архиерейский дом, в продолжении дней найдя в нем приют и утешение. На следующий день рано утром началась групповая депортация армян, и после выхода из Трапезунда постепенная их резня по пути. За Трапезундом, на востоке от него текущая река Пикситис или Дафнопотамос (Дегирмен-дере) наполнилась трупами. Погрузив армянских детей на лодки и в баржи, отплывали от берега и топили в море. В районе Хамшикей, близ склонов горы Завулон (Вазелон), все армяне, с самого начала призыва в армию направленные в строительные батальоны, были расстреляны в яме, которую по принуждению вырыли сами и которая по глубине доходила до спины. Равнины Париадра были покрыты трупами армян - мужчин и женщин".

Несмотря на то, что турецкие власти под угрозой смерти запретили понтийским грекам прятать у себя армян, греки, естественно, не могли не помогать "братьям-армянам". Во многих деревнях Гемуры и в поселке Сана они постоянно доставляли питание армянам, прятавшимся в лесах. Спасшиеся таким образом армяне смогли вернуться в свои деревни весной 1916 г., когда Понт заняли русские войска. Дело по уходу за армянами взял на себя глава Саны Йорикас Микропулос, которого впоследствии турки разрубили на куски. Другой благородный грек - доктор Андреас Метаксас на свои личные средства лечил и кормил в Вазелонском монастыре св. Иоанна Предтечи около 30-и армян из строительных батальонов. Они были изранены во время расстрела в Хамшикей и, добравшись через леса до монастыря, нашли защиту и духовное утешение отцов обители.

После сильного нажима со стороны Хрисанфа губернатор согласился на открытие в Трапезунде детского дома для армянских сирот. Содержание детского дома взяли на себя православная Митрополия и греческая община Трапезунда. Однако через несколько дней новый указ из Константинополя распустил детский дом, а армянские дети были розданы по турецким семьям. Позднее, во время перемирия 1918 г. митрополит Хрисанф потребовал возвращения детей, а также общинного имущества армян.

МИТРОПОЛИТ РАЗМЕСТИЛ СИРОТ В СПЕЦИАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ДОМЕ, расходы по содержанию которого взяла на себя Епархиальная комиссия беженцев, а надзор - сестричество "Меримна" ("Забота"). Свою помощь предложили американские миссионеры. Митрополит не отказался от нее, однако запретил американцам какое-либо вмешательство в жизнь детского дома. Хрисанф обратился к армянскому патриарху Константинополя Завену Егиаяну (1913-1915, 1919-1922) с просьбой послать в Трапезунд армянского священнослужителя, чтобы он возглавил уже малочисленную общину города, а также распорядился имуществом армян.

Патриарх Завен с благодарственным посланием к Хрисанфу направил в Трапезунд вардапета Гарегина Хачатуряна (армянский патриарх Константинополя в 1951-61 гг.). Новоназначенный епархиальный начальник, однако, оказался недостаточно способным и усердным. Так, к скорби и недовольству как патриарха Завена, так и митрополита Хрисанфа, непосредственное управление армянским детским домом он доверил миссионерам, которые всего за месяц обратили всех сирот в протестантство …