Входное тестирование должен быть отмечен как выполненный. Входное тестирование по обществознанию


Сущность и цели входного контроля по обществознанию в колледже.

Входной контроль по обществознанию является контролем остаточных знаний по дисциплине, изученной обучающимися в школе, и не связан с текущим, рубежным контролем успеваемости, промежуточной аттестацией по дисциплине основной общеобразовательной программы колледжа. Результаты входного контроля не могут быть показателем успеваемости студента.

Эти данные помогают преподавателю определить проблемный материал, который нуждается в дополнительном повторении, сориентироваться в методике преподавания, объемах материала, который способны освоить студенты 1 курса.

Цели входного контроля:

Определение уровня, знаний, умений и навыков студентов 1 курса, степени усвоения ими программы основного общего образования по дисциплине «Обществознание»

Выявление недостатков базовой подготовки обучающихся по дисциплине «Обществознание»

Коррекция уровня подготовленности студентов для освоения учебного материала по основной профессиональной образовательной программе;

Коррекция содержания рабочей программы по дисциплине «Обществознание» и подбор технологий обучения .

Входное тестирование

Вариант 1

Борьба за власть и ее защита - это основной вопрос:

1) экономической сферы 2) политическом сферы 3) социальной сферы.

Мировой религией является:

Государство, в котором высшей целью является обеспечение прав и свобод граждан:

1.Федеративное

2.Социальное

3.Светское

4.Правовое

Потребность человека, не связанная с его природой как биологического существа

1) В пище

2) В движении

3) В сохранении рода

4) В познании

Этническую группу представляют

Какое общество считается традиционным :

1) индустриальное,

2) доиндустриальное

3) постиндустриальное

Правовое государство отличает

Конституция Российской Федерации была принята:

Граждане Российской Федерации приобретают избирательные права с

22.

Установите соответствие между типами экономики и их существенными признаками:

Входное тестирование

Вариант 2

Часть А (задания с выбором одного ответа из четырех)

1) этика

2) лингвистика

3) литературоведение

4) эстетика

Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

1) полное (среднее) образование

2) среднее профессиональное образование

3) высшее профессиональное образование

4) дополнительное образование

Мировой религией является

На остановке общественного транспорта подростки нецензурно выражались. Какое правонарушение они совершили?

1) гражданский проступок

2) дисциплинарный проступок

3) административный проступок

4) уголовное преступление

Понятия «форма правления», «форма государственного устройства», «авторитаризм» характеризуют сферу общества

1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную

Профессиональной группой являются

Правовая связь человека с государством называется

1) Гражданство

2) Моральные нормы

3) Политические организации

4) Конституция

Главой государства согласно Конституции Российской Федерации является

Указания к оцениванию:

Вопросы части А и В оцениваются одним баллом. Вопросы части С – двумя баллами.

21-25 баллов – «отлично» - 5

17-20 баллов – «хорошо» - 4

12-16 баллов – «удовлетворительно» - 3

0-11 баллов – «неудовлетворительно» - 2

Часть В (задания с кратким ответом) 2 вариант

22.

Установите соответствие между типами государства и их существенными признаками:

В РФ действует принцип разделения власти, назовите три ветви власти в РФ

Часть С (задания с открытым развернутым ответом)

24. Назовите основные политические права и свободы российских граждан.


Магистр

(квалификация (степень) выпускника)

Паспорт

Фонда оценочных средств

(наименование дисциплины)

Тест



Улан-Удэ 2015 г.

Входное тестирование

по дисциплине Научно-практический семинар 2 «Современные проблемы развития государства и права»

Спецификация теста

Тест предназначен для магистрантов специальности 030501 для проверки знаний перед началом изучения дисциплины Научно-практический семинар 2«Современные проблемы развития государства и права», 3 блок, курс 2.

Уровень контроля – кафедральный.

Вид контроля – входной.

Цель тестирования – установление уровня обученности перед началом изучения дисциплины.

Тест состоит из 21 задания по материалам дисциплин «Теория государства и права», «Правоохранительные органы», «Уголовное право.

В тесте использованы задания различной формы, в том числе:

альтернативных ответов – 21,

32,6% заданий предполагают деятельность магистранта на уровне знакомства, 56,7% - на уровне воспроизведения, 10,7% - на уровне умений.

Тест функционально валиден по отношению к следующим целям обучения:

на уровне знания магистрант должен:

- знать методику научных исследований в области права;



Знать виды и формы правового воспитания;

на уровне понимания:

Иметь представление о научных исследованиях в области права;

Иметь представление о правовом воспитании;

на уровне умения:

Применять знания при проведении научных исследований в области права;

Уметь логически грамотно осуществлять правовое воспитание;

на уровне анализа:

Анализировать приемы, методы и средства научных исследований в области права;

на уровне обобщения:

Целостно представлять научно-исследовательскую деятельность в области права;

на уровне владения навыками:

- владеть юридической терминологией научных исследований в области права;

Владеть приемами правового воспитания;

Навыками для проведения научных исследований в области права.

Способность осуществлять правовое воспитание на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

Способность эффективно осуществлять правовое воспитание.

Длительность тестовой процедуры – 1,5 академических часа.

Надежность теста оценена приближенно по установленной В.П.Беспалько зависимости между числом существенных операций теста и коэффициентов надежности. Число существенных операций теста равно 21, коэффициент надежности приблизительно равен 0,75.

Число параллельных вариантов теста – 1.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ МАГИСТРАНТА

Вам предлагается 21 задание для входного контроля по дисциплине Научно-практический семинар 2«Современные проблемы развития государства и права».

В тесте использованы различные формы заданий. К каждой из них дана инструкция, в которой указано, что нужно сделать, в каком виде дать ответ и как его оформить.

Будьте внимательны!

Длительность тестовой процедуры – 0,5-0,6 академических часа.

На выполнение каждого задания дается 2-2,5 минуты

Шкала оценок:

Желаем успеха!

Вопросы входного тестирования

по дисциплине Научно-практический семинар 2 «Современные проблемы развития государства и права»

Вариант 1

Инструкция к заданиям 1-21. Выберите один вариант ответа

1. Правовым государством является:
а) социальное государство,
б) Конституционное государство,
в) Демократическое государство,
г) государство с приоритетом соблюдения прав и свобод личности,
д) все выше перечисленные.

2. Правовое государство должно обеспечивать:
а) гарантии прав и свобод личности,
б) приоритет правящей партии,
в) шовинизм,
г) суверенитет,
д) все выше перечисленное.

3. Внутренняя функция государства, выражающаяся в обеспечении точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений - это:
а) функция финансового контроля,
б) экологическая,
в) охраны правопорядка,
г) социальная,
д) экономическая.

4. Дееспособность это:
а) обстоятельство, с которым связано возникновение прав и обязанностей,
б) общественные отношения, урегулированные нормами права,
в) возможность самостоятельно своими действиями приобретать права и налагать на себя юридические обязанности,
г) события и действия естественного характера,
д) способ объединения людей.

5. Проступок отличается от преступления:
а) степенью общественной опасности,
б) вины,
в) умыслом,
г) неосторожностью,
д) необходимой обороной.

6. Правовой акт, принимаемый высшим законодательным органом называется:
а) указ

б) решение,
в) закон,
г) приговор суда,
д) меморандум.

7. Принцип права, суть которого состоит в точном и неукоснительном соблюдении правовых норм всеми органами, гражданами, должностными лицами и общественными объединениями - это:
а) гуманизм,
б) равноправие,
в) незыблемость,
г) демократизм,
д) законность,

8. Отрасль права, регулирующая управленческие отношения, складывающиеся в процессе деятельности исполнительно-распорядительных органов государственной власти - это:
а) трудовое право,
б) экологическое право,
в) гражданское право,
г) административное право,
д) уголовное право.

9. Главное отличие норм права от иных видов социальных норм состоит в том, что:
а) ничем не отличаются,
б) правовые нормы обеспечиваются силой традиции,
в) нормы права издаются без участия государства,
г) нормы права издаются государством и обеспечиваются государственным принуждением,

д) основаны на мерах общественного воздействия.

10. Структурный элемент нормы права, предполагающий ответственность за ее невыполнение или нарушение называется:
а) предпосылки,
б) решение,
в) санкция,
г) диспозиция,
д) гипотеза.

11. Правомерное поведение это:
а) поведение человека не нарушающее общественного порядка,
б) поведение человека в соответствии с требованиями закона,
в) действия человека по осуществлению своих прав и обязанностей,
г) морально- нравственное поведение человека,
д) все вышеперечисленные.

12. Общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, направленное на урегулирование общественных отношений и предусматривающее меры государственного принуждения в случае его нарушения:
а) обычаи,
б) норма морали,
в) политическая норма,
г) религиозный обряд,
д) норма права.

13. Правосознание - это:
а) знание о конкретных юридических науках,
б) обыденное общественное сознание,
в) совокупность идей, чувств, представлений о праве, о действиях органов и лиц в сфере правового регулирования.
г) подсознательное поведение человека,
д) все вышеперечисленные.

14. К принципам права относятся:
а) принцип равноправия,
б) принцип уважения прав человека,
в) принцип справедливости,
г) принцип законности и правосудия,
д) все вышеперечисленное.

15. Право, принадлежащее конкретному лицу - это:
а) юридическая обязанность,
б) объективное право,
в) субъективное право,
г) долг,
д) правомерное поведение.

16. Элементами состава правонарушения являются:
а) объект, субъект,
б) причина, следствие,
в) возможность, действительность,
г) желание, достижение,
д) правомерное поведение, противоправное поведение.

17. Право - это:
а) система общеобязательных, формально определенных норм, обеспечиваемых государством,
б) правила поведения, установленные общественной организацией,
в) решение, принятое судом,
г) нормы морали,
д) ритуалы сложившиеся в обществе.

18. Нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия имеют название:
а) категорические
б) диспозитивные
в) императивные
г) уполномочивающие
д) запрещающие

19. Нормативно-правовому акту присущи следующие черты:
а) общеобязательный характер
б) действует независимо от своего исполнения
в) односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан
г) является результатом нормотворческой деятельности
д) все вышеуказанные

20. Действие, которое вызывает наступление юридических последствий, независимо от того, предвидело ли их лицо, совершившее его или нет, называется -
а) юридический акт
б) юридический поступок
в) юридическое событие
г) юридический факт
д) правильный ответ отсутствует

21. Неправомерные действия подразделяются:

а) на преступления
б) на проступки (административные)
в) на дисциплинарные проступки
г) на нарушение норм гражданского права
д) на все вышеуказанные

Эталон к варианту 1.

№ задания Ответ
Д
А
В
В
А
В
Д
Г
Г
А
Д
Д
В
Д
В
А
А
Г
Д
Б
Д

Каждая верно выполненная существенная операция теста на вопросы: 1-21 оценивается 1 баллом.

Число существенных операций в тесте отражено в следующей таблице

№ задания СОТ

Оценка успешности усвоения курса - производится в соответствии со значением коэффициента усвоения (Ку), который определяется как соотношение набранных баллов к максимально возможному числу баллов, то есть к 21.

Примечание: баллы за входное тестирование не учитываются при аттестации. Тем не менее, результаты тестирования оцениваются с целью уяснения преподавателем уровня остаточных знаний обучающихся.

Составитель _____________________________________В.В. Иринчеев

(подпись)

«____»__________________2015 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ» (ФГБОУ ВО ВСГУТУ)

Тест

При отборе кандидатов на ключевые должности во избежание ошибок желательно стандартное оценочное интервью дополнять психодиагностическим тестированием. В комплексе с другими оценочными процедурами (например, ассессмент-центром) тесты максимально подстрахуют HR-специалиста от неправильного выбора.

Современные методики оценки потенциальных сотрудников в ходе собеседования (кейс-интервью, проективные методики, метод мета-программ речи, биографическое интервью и пр.) позволяют довольно быстро и четко определить степень профессионального и личностного соответствия кандидата требованиям вакантной должности, спрогнозировать его способность адаптироваться к корпоративной культуре компании. Однако эти методы не затрагивают глубинных слоев психики и не позволяют понять скрытые черты характера человека: уровень самооценки; степень владения эмоциями (так называемый эмоциональный интеллект); наличие глубинных внутренних конфликтов, которые могут сказаться на качестве работы, и т. п.

Опытный интервьюер в ходе собеседования может заподозрить, что с кандидатом что-то не так, но отведенное на интервью время (как правило, не более часа) и ограниченность определенным набором компетенций не позволяют ему получить данные для подтверждения или опровержения своих гипотез. В связи с этим при подборе сотрудников на особо значимые для организации позиции (например, руководителей высшего или среднего звена) полезно использовать более глубокие методы оценки, позволяющие детально проанализировать особенности личности каждого кандидата. К числу таких методов относится психодиагностическое тестирование. Рассмотрим применение тестов на двух примерах из практики.

Подбор кандидата на должность директора по продажамв известное агентство по интернет-маркетингу

Задача

В компании с численностью персонала около 50 человек, оказывающей весь спектр услуг электронного маркетинга (создание и продвижение сайтов, контекстная реклама, услуги по веб-аналитике), была открыта новая позиция - директор по продажам. Работа на данной позиции подразумевала создание комплексной системы продаж для предложения клиентам полного спектра услуг организации. Ранее такой системы продаж в компании не было, и успешность ее внедрения во многом зависела от личностных качеств нового руководителя. Специалисты по работе с персоналом приняли решение подкрепить результаты собеседования с кандидатами психодиагностическим тестированием. Требовалось оценить такие компетенции, как:

  • ориентация на результат;
  • лидерские качества;
  • способность влиять на других людей;
  • целеустремленность, умение достигать поставленных целей;
  • общий уровень активности, энергичности;
  • эффективная организация работы;
  • системность мышления;
  • коммуникативные навыки;
  • креативность, нестандартность мышления;
  • общий уровень интеллекта, обучаемости.

Инструменты

Для проведения интервью и тестирования был приглашен специалист консалтинговой компании - профессиональный психолог с большим опытом работы в области психодиагностики и последующей интерпретации результатов. Он выбрал следующие методы оценки указанных компетенций:

  • интервью по компетенциям (для базовой оценки);
  • тест на общий уровень IQ;
  • тест Люшера (для диагностики уровня самооценки, характера отношения к себе и другим людям, общего уровня энергичности и активности);
  • тест MBTI (для определения типа личности, ее сильных и слабых сторон, уровня стрессо-устойчивости, организаторских способностей, целеустремленности, мотивации, коммуникативных качеств, способа достижения целей);
  • организационный тест (для диагностики системности мышления, уровня самоорганизации и планирования, умения оперативно решать задачи разных типов, расставлять приоритеты, работать в условиях дефицита времени и недостатка информации, а также для оценки гибкости и нестандартности мышления). Каждый кандидат для прохождения тестирования приезжал в офис компании. Время выполнения заданий одним кандидатом составило порядка трех часов, еще примерно два часа уходило на интерпретацию результатов.

Кратко опишем суть использованных тестовых методик.

Тест на общий уровень IQ. Дает количественную оценку уровня интеллекта человека (относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста). Применяется для оценки мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Состоит из множества различных заданий нарастающей сложности (на логическое и пространственное мышление и др.). Наиболее точными являются тесты Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р.Б. Кеттелла, а самым распространенным - тест Айзенка, который и был применен в рассматриваемом случае.

Ограничения методики: чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучше его результаты (задания теста типовые, поэтому в процессе их выполнения происходит так называемое научение кандидата). Без учета данного фактора результаты оценки могут оказаться неверными.

Цветовой тест Люшера. Относится к проективным методикам. По мнению автора теста М. Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, в то время как цветовые предпочтения субъективны. Выбор испытуемым определенного цвета отражает его функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности, направленность на определенную деятельность, настроение.

Полный вариант (Клинический цветовой тест) состоит из восьми цветовых таблиц. Процедура испытания заключается в упорядочении испытуемым цветов по степени их субъективной приятности. Человек должен последовательно из восьми цветов выбирать самый приятный до тех пор, пока не останется один цвет - самый неприятный. Через некоторое время процедура повторяется. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким хотел бы быть (что часто имеет место при использовании опросных методов).

Ограничения методики: тест показывает прежде всего текущее состояние испытуемого. При повторном тестировании через два-три месяца результаты могут оказаться прямо противоположными, поэтому данную методику нельзя использовать в качестве единственного инструмента оценки, необходимо дополнять ее другими тестами.

Тест MBTI. В основу исследования положена типология личностей К. Юнга, считавшего, что все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или сформированных в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. В рамках методики применяются опросники, шкала которых позволяет оценить индивидуальную выраженность у человека четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией:

  • как он пополняет и куда направляет свою энергию (вовне или внутрь себя), на чем сосредоточивает внимание - шкала «Экстраверсия - интроверсия» (Е-I);
  • какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде всего и легче всего -шкала «Сенсорика (ощущение) - интуиция» (S-N);
  • каким образом испытуемый принимает решения (чем руководствуется в первую очередь) - шкала «Мышление - чувства» (T-F);
  • какому стилю жизни испытуемый отдает предпочтение (упорядоченному, определенному или более свободному, неструктурированному), изучая и рассматривая различные варианты, - шкала «Суждение - восприятие» (J-P).

В итоге испытуемый получает четырехбуквенное обозначение своего типа (например, ENFJ) с описанием основных личностных характеристик.

Ограничения методики: тест определяет не характер конкретного человека, а основные черты, присущие данному типу личности. Необходимо учитывать, что некоторые характеристики, описанные в результатах тестирования, могут не относиться к испытуемому.

Существует 16 таких типов.

Организационный тест. Кандидат должен принять заданную роль, ознакомиться с представленной в письменном виде разноплановой и минимально структурированной информацией о событиях, которые произошли или произойдут в ближайшее время, обрисовать ситуацию в целом, принять решения на основании имеющихся в его распоряжении фактов и зафиксировать на бланках план действий на ближайшее будущее. Во время выполнения задания эксперт-рекрутер фиксирует поведенческие проявления испытуемого, задаваемые им вопросы, время выполнения задания. Интерпретация результатов теста предполагает содержательный анализ работы, проделанной кандидатом, а также зафиксированных наблюдений эксперта. Результаты теста оцениваются в баллах по шкалам исследуемых свойств личности (шкала «Системность мышления», шкала «Уровень организации и планирования» и пр.).

Ограничения методики: обработка результатов достаточно сложна.

Решение

Специалист консалтинговой компании провел порядка 20 интервью с потенциальными претендентами на должность директора по продажам. В итоге было отобрано пять кандидатов, которых затем подвергли психологическому тестированию. В результате удалось выделить двоих, максимально соответствующих позиции и обладающих минимальным количеством рисков.

Все пять претендентов на вакансию обладали большим опытом и высокоразвитыми компетенциями. Однако по результатам психодиагностики специалист консалтинговой компании определил у них ряд негативных особенностей, которые не были заметны на интервью. Например, исследование выявило выраженное стремление первого кандидата избегать неудач (вместо стремления к достижению успеха) в сочетании со склонностью к тому, чтобы не преодолевать препятствия, а остановиться, если длительные усилия не дают нужного результата. У второго кандидата был обнаружен высокий уровень конфликтности и весьма низкий потенциал руководителя (несмотря на хорошую презентацию на собеседовании). Третий кандидат оказался слишком эмоциональным и неустойчивым к стрессам, у него были выявлены проблемы с контролем своих эмоций.

В итоге руководителю были представлены только двое из пяти кандидатов - четвертый и пятый. Они тоже обладали некоторыми недостатками (идеальных кандидатов найти невозможно), которые, тем не менее, компенсировались более важными достоинствами.

Четвертый кандидат продемонстрировал системность мышления и развитые навыки планирования и самоорганизации, ярко выраженную мотивацию достижения, хороший управленческий потенциал, психологическую устойчивость, высокий уровень IQ и выраженную работоспособность. К числу его недостатков была отнесена чрезмерная амбициозность, что могло негативно сказываться на управляемости этого сотрудника, однако компенсировалось поведенческой гибкостью.

Пятый кандидат был харизма-тичен, заражал других своим энтузиазмом и обладал прекрасными лидерскими качествами. При этом он демонстрировал высокий уровень активности, отсутствие глубоких внутренних конфликтов и высокий уровень влияния на окружающих. В качестве недостатка претендента была отмечена трудность в управлении своими эмоциями, однако это компенсировалось развитыми навыками самоорганизации и высоким уровнем рефлексии.

По итогам применения комплекса психодиагностических тестов специалист консалтинговой компании представил руководителю двоих кандидатов с развернутыми личностными характеристиками.

Руководитель выбрал четвертого кандидата - ему было важно, чтобы новый директор по продажам обладал большим управленческим потенциалом. Принятый на работу сотрудник по итогам года работы достиг поставленных целей, увеличив объем продаж компании на 40% по сравнению с предыдущим годом работы, а также грамотно выстроил бизнес-процессы внутри созданного за это время нового подразделения.

Подбор кандидата на должность менеджера по продажам брокерских услуг в крупный банк ТОП-50

Задача

В крупный банк с численностью персонала более 1500 человек требовалось подобрать в срок не более месяца двух менеджеров по продажам брокерских услуг (ценные бумаги, фондовый рынок) с целью увеличения объемов продаж банковским клиентам в сфере брокерского обслуживания. Основной задачей сотрудника на данной позиции была профессиональная работа с имеющейся клиентской базой (так называемые «теплые продажи»), то есть необходимо было рассказать существующим клиентам о возможностях улучшения их финансового положения с помощью фондовых операций.

В процессе отбора кандидатов требовалось оценить следующие компетенции:

  • ориентацию на результат;
  • способность запоминать информацию;
  • навыки самопрезентации;
  • коммуникативные качества; стрессоустойчивость;
  • умение обосновать свое мнение;
  • уровень развития речевой функции;
  • мотивацию достижения и заинтересованность в возможности зарабатывать в соответствии с затраченными усилиями.

Инструменты

Внутренними специалистами по подбору, которые имели психологическое образование и на протяжении нескольких лет занимались психодиагностикой, была разработана трехступенчатая методика оценки кандидатов.

1. Интервью по компетенциям (стандартное оценочное интервью, сочетающее в себе проективные, кейсовые и биографические методики) для общей оценки требуемых компетенций и отбора из всех претендентов пяти-шести кандидатур.

2. Ассессмент-центр для выявления лучших кандидатов из числа отобранных. Исследование должно было подтвердить наличие таких компетенций, как умение убеждать, обосновывать свою точку зрения, наличие навыков самопрезентации, командной работы и влияния на других.

Предполагалось собрать кандидатов, успешно прошедших интервью, в одну группу для выполнения следующего задания: продать руководителю группы по продажам (своему потенциальному руководителю) соковыжималку. Участники ассессмента должны были заранее (за три дня) получить задание, чтобы иметь возможность подготовиться. Такая ситуация отображала реальный процесс продажи, в котором встрече менеджера с клиентом, включающей такие этапы, как выявление потребностей, презентация продукта, работа с возражениями клиента, всегда предшествует подготовительный этап.

Групповые задания хороши тем, что позволяют одновременно, за час-полтора оценить от пяти до десяти кандидатов. Лучшие из них обычно сразу же выделяются на фоне остальных.

3. Психологическое тестирование с целью выявления уровня развития памяти, особенностей мотивации. Включало прохождение теста на память и теста на тип личности MBTI, описанный в предыдущем примере.

Тесты на память могут измерять различные виды памяти: краткосрочную, долгосрочную, эмоциональную, смысловую, зрительную и пр. В данном случае применялся тест на уровень смысловой памяти, позволяющий оценить способность кандидатов запоминать определенное количество сложной информации. Процедура тестирования заключалась в том, что кандидату зачитывали текст, содержащий 16 смысловых единиц: «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все 12 охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12), я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

Испытуемые должны записать этот текст в том виде, в каком запомнили. На это им отводится три минуты. За каждую правильно воспроизведенную смысловую единицу испытуемому присваивается определенное число баллов. Итоговая сумма соответствует одному из трех уровней способностей: низкому, среднему или высокому.

Ограничений в применении методики нет, ее результаты весьма достоверны.

В данном случае цель тестирования заключалась не в перепроверке сведений, полученных во время интервью (как в первом примере), а в дополнении результатов собеседования данными психодиагностики. Практика же показала, что тестирование помогло еще и скорректировать выводы, сделанные на двух первых этапах отбора.

Решение

На первом этапе отбора были проинтервьюированы 20 человек, из которых отобраны и сформированы в группу шестеро. Все они на очном индивидуальном интервью показали хорошие результаты. На этапе ассессмент-центра среди этих шести кандидатов выделились три несомненных лидера. По сравнению с остальными участниками ассессмента у них были сильнее развиты навыки убеждения, презентационные качества и способность работы с возражениями.

Тест на память и тест MBTI должны были дать дополнительную информацию о том, кто из лидеров второго отборочного тура обладает большим потенциалом влияния на клиента и работы в сфере продаж. Однако тестирование оказалось более показательным.

Одним из трех отобранных на втором этапе кандидатов был молодой человек, с самого начала проявивший себя наилучшим образом. Он исключительно успешно прошел интервью, обладал обширными знаниями в области техники продаж, а его предыдущая работа являлась хорошей теоретической и практической подготовкой в части общения с клиентами. Он сразу же выделился на ассессменте умением презентовать себя и прекрасными коммуникативными навыками.

Руководитель, участвующий в проведении ассессмента, уже в середине процедуры практически пришел к заключению о принятии данного кандидата на работу. Два других претендента по сравнению с ним проявили себя не так ярко, хотя тоже показали хорошие результаты. Однако во время интерпретации результатов теста на память выяснилось, что «идеальный» кандидат написал два первых предложения текста, полностью изменив их смысл, и закончил так: «...а дальше я забыл выполнить это странное упражнение». Таким образом, данный претендент не просто не справился с заданием, но и продемонстрировал явное нежелание выполнять его.

Специалисты-рекрутеры, проводившие процедуру тестирования, сделали вывод о низком уровне мотивации данного кандидата к занятию предлагаемой должности, а также о сложностях в управлении таким сотрудником и указали это в отчете по итогам оценки.

К сожалению, руководитель на свой страх и риск все же принял этого молодого человека на одну из двух вакантных позиций. На вторую вакантную позицию он взял еще одного кандидата из «тройки лидеров» - менее яркого, но показавшего хорошие результаты на тестировании. Итогом данного решения стало то, что первый менеджер по продажам брокерских услуг отработал в должности около недели, после чего без конкретного объяснения причин объявил руководителю о своем нежелании трудиться далее. За это время «резервный» кандидат уже нашел себе другую работу, и компании пришлось заново начать процесс подбора. Второй менеджер по продажам брокерских услуг благополучно прошел испытательный срок и работает в организации до сих пор.

Данный пример показывает, что психодиагностика не только служит инструментом для выявления глубинных личностных особенностей кандидатов на должность, но и позволяет дополнительно проверить такие важные характеристики, как мотивационная составляющая, уровень потенциальной лояльности по отношению к будущему работодателю, управляемость и гибкость.

Главная > Учебно-методический комплекс

Психолого-педагогические аспекты тестирования.

Среди всех типов стандартизованных тестов тесты достижений численно превосходят все остальные. Они создавались для измерения эффективности программ и процесса обучения. Именно этот тип тестов в общем смысле ассоциируется с названием «педагогический тест». Тесты достижений принято противопоставлять психологическим тестам способностей, состоящим из тестов общего интеллекта, комплексных батарей способностей и тестов специальных способностей. Тесты способностей измеряют эффективность обучения в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях, в то время как тесты достижений измеряют эффективность обучения при частично известных и контролируемых условиях. Другим отличием тестов способностей от тестов достижений являются цели их использования. Тесты способностей предоставляют некоторый срез психологических данных, на основе которых прогнозируется выполнение той или иной деятельности и делается предположение о возможных достижениях в новой ситуации. Результаты тестов способностей содержат информацию, позволяющую произвести оценку целесообразности прохождения индивидом специальных курсов обучения. Напротив, тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершении обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, какой информацией индивид владеет и что может делать к настоящему времени. Важное отличие психологических тестов от педагогических видится в том, что при составлении первых исследователи стараются учесть предрасположенность учеников к различным видам репрезентативных систем (визуалы, аудиалы, кинестетики) и различные типы интеллекта (вербальный, логический, пространственный и т.д.). К сожалению, в педагогике возможности такого учета значительно ограничены, во-первых, преобладанием в школе знаково-логической визуальной информации, направленной на развитие соответствующих типов интеллекта. Как правило, от учеников требуется воспроизведение рационализированной и вербальной (письменной или устной) информации о фактах. Поэтому часто дети с более развитыми пространственными способностями, выглядят неуспевающими, а дети с более развитыми по сравнению с пространственными вербальными способностями кажутся необыкновенно талантливыми. Многочисленные функции тестов достижений давно признаны в образовании. Как средство выставления оценок подобные тесты хороши своей объективностью и единообразием. Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, подсказывают направление последующего и обеспечивают мотивацию обучающегося. Побудительную силу знания своих результатов неоднократно выявляли психологические эксперименты с самыми разнообразными ситуациями обучения: варьировали возраст испытуемых и их образовательный уровень. Эффективность такой самопроверки обычно сказывается немедленно. Поэтому, когда проверка достижений применяется главным образом как средство обучения, желательно, чтобы учащиеся узнали о допущенных ошибках как можно раньше. Важно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики личности, которые требуются в процессе проведения тестового контроля образовательных достижений:

    высокая мобильность, переключаемость;

    высокий уровень организации деятельности;

    высокая и устойчивая работоспособность;

    высокий уровень концентрации внимания, произвольности;

    четкость и структурированность мышления;

    сформированность внутреннего плана действий.

Таким образом, сама процедура проведения тестирования объективно связана с наличием внутриличностного напряжения, что может вызывать у Учеников ряд трудностей психологического характера. Об этих трудностях необходимо знать самому учителю и важно донести эту информацию до учеников. Первая (когнитивная) группа трудностей связана с особенностями переработки информации и спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать ученику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. Вторая группа трудностей связана с особенностями восприятия учеником ситуации тестирования, его субъективными реакциями и состояниями. В настоящее время стрессовость ситуации тестирования во многом обусловлена отсутствием и у учеников, и у учителей достаточного опыта применения этой формы контроля знаний. В связи с этим сама процедура и ситуация не являются для субъектов образовательного процесса ясными и четкими. Эта трудность может быть снята, во-первых, за счет культивирования тестового контроля из занятия в занятие; во-вторых, за счет объяснения ученикам еще в процессе обучения и передачи знаний, на что надо обратить большее внимание: на познание общих закономерностей и принципов в предлагаемом материале или на конкретные детали и факты, а где важно побудить ученика найти свою трактовку или точку зрения и грамотно и доказательно ее отстоять. Третья группа трудностей - процессуальные трудности. В первую очередь они связаны с критериями оценивания ответов. В традиционной системе во время устного изложения проверка и оценивание знаний осуществляется в личном контакте с проверяющим, что позволяет получать вербальную или невербальную обратную связь, с помощью которой возможна корректировка ответа, в случае письменного контроля у ученика остается шанс получить помощь и поддержку своих одноклассников, тестовый контроль сводит эти возможности к минимуму. В традиционной системе повышение оценки во многом зависит от способности ученика давать развернутый ответ с примерами, с использованием речевых оборотов. В случае тестового контроля предполагается лаконичный ответ, опирающийся на знание фактического материала. Помимо знания общих психологических трудностей при организации тестирования необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, связанные со спецификой мышления, памяти, внимания, учебной мотивации и т.д. Для описания возможных путей оказания психолого-педагогической поддержки школьникам мы попытаемся выделить отдельные группы (типы) учащихся, которым в большинстве случаев может потребоваться помощь: - Правополушарные дети. В ситуации тестирования у них возникают затруднения, связанные с необходимостью отвлечения от эмоционально-образной составляющей учебного материала, применения структурированного логического мышления, сосредоточения на фактах и концептуальных построениях. На этапе подготовки таким детям рекомендуется использовать схемы, рисунки, опорные конспекты. Сложный теоретический материал легче за-поминается ими в процессе поиска ассоциативных связей, подбора приме-ров и иллюстраций. Во время тестирования правополушарным детям име-ет смысл пробовать свои силы не в простейших тестовых заданиях, а там, где требуется развернутый ответ. - Тревожныедети. Во время тестирования важно обеспечить тревожным детям невербальную эмоциональную поддержку (спокойный уверенный внимательный взгляд, легкая улыбка). Еще одна трудность таких детей связана с неумением опираться на собственное мнение, с недоверием к себе и качеству своей работы. Они демонстрируют конформизм в поведении, им трудно принимать собственное решение. Поэтому педагогическая поддержка им должна базироваться на поощрении самостоятельного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить самому решить, с какого задания начать, и дождаться терпеливо результата. В процессе многочисленных проб целесообразно поддержать совместное осмысление процедуры, чтобы ребенок научился более четко представлять свои возможности и подключать неиспользованные ресурсы. - Перфекционисты и «отличники». Во время тестирования можно стимулировать выбор ученика с помо-щью вопроса: «Какие задания ты решил сделать?» Ценным будет обраще-ние к рефлексии ситуации: «Зачем ты хочешь сделать все? Нужно ли тебе делать столько, если выполненного материала будет достаточно для высокой оценки?» - Астеничные дети. Астения - это состояние нервно-психической слабости, которое физически (телесно) проявляется в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушениях сна. Основные трудности работы таких детей в тестовом режиме заключаются в необходимости сохранять высокую работоспособность и темп работы на протяжении длительного времени. Работа с тестовыми заданиями должна сопровождаться достаточным для ребенка количеством перерывов. В данном случае учителю нужно понять, что и обучение знаниям, и проверка знаний у этих детей будет адекватной и объективной только при организации индивидуального подхода к самой процедуре тестирования. - Де ти с повышенной психологической активностью . В процессе проведения тестирования важно тактично и деликатно напоминать о необходимости самоконтроля.

Лекция 3 .

Педагогические тесты. Термины и определения. Классификация тестов

Так как отечественная тестология - еще очень молодая наука и находится в стадии становления, то одной из важнейших проблем является формирование понятийного и терминологического аппарата. В настоящий момент в различных изданиях по теории и практике тестирования можно встретить различное толкование и определение одних и тех же понятий, для обозначения одного явления Отсутствие терминологической точности и наличие понятийной неопределенности свидетельствует о том, что дискурс тестологии только формируется и осмысляется. И, тем не менее, чтобы перейти к дальнейшему рассмотрению теории и практики тестирования нам понадобится ряд определений и терминов. Термин «тест» (от англ. Test - испытание, исследование) имеет в русском языке несколько значений (см. словарь иностранных слов). Но нас интересует только значение, которое используется в тестологии.Существуют различные точки зрения при определении понятия «тест». 1) Приведем определение теста как инструмента педагогического измерения данное Майоровым А.Н. Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, сдандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии и анализа результатов для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений, изменение которых возможно в процессе систематического обучения. 2)Другая точка зрения, изложенная в работах Аванесова В.С., предполагает различение теста как метода и теста как инструмента. Термин «тест» может использоваться для обозначения 1) метода педагогического измерения; 2) инструмента педагогического измерения. Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов. Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся. Слово «тест» в первом значении имеет научный аспект и используется учеными-тестологами, которые знают обо всех этапах разработки и применении теста, а также о теоретическом обосновании выбранных способов проверки и обработки полученных результатов в соответствии с классической теорией тестов или современной теорией тестов. Второе значение чаще возникает в практической области: в сознании тех, кто его использует или испытуемых, которые выполняют тест. Чаще используется именно второе значение. Но при этом надо помнить, что тест как измерительный инструмент является частью научного метода измерения (тестирования, теста) и соответственно должен отвечать ряду требований по его разработке, использованию и оцениванию результатов, которые определяются научными подходами. Отличия теста от других форм контроля.

    Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста проходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение. Содержательный план теста анализируется экспертами. Форма заданий. В тестах форма заданий стандартизирована - по форме предъявления и по форме записи ответов. Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др. Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования. Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.
Отличительные особенности теста определяют преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений: объективность, надежность, точность, экономичность измерений.

Структура теста.

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания. Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте (субтесте), в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений. Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т.д.). В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста. Далее мы постараемся представить наиболее значимые тесты, сгруппированные по отдельным основаниям.По целям использования: (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются Челышкова М.Б., Майоров А.Н.)

    входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения; формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения; тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.
Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся. С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения. Использование входного тестирования тесно связано с повышением эффективности учебного процесса. Анализ его результатов помогает преподавателю выбрать правильную обучающую стратегию при работе на новом этапе. Входное тестирование дает возможность определить, есть ли слабые обучаемые, для которых новый материал давать еще рано, соответственно для них необходимо обеспечить повторение базовых знаний и устранение пробелов, прежде чем приступить к дальнейшему обучению. Это поможет избежать хронического отставания учащихся. Чтобы определить готовность обучаемых к новому этапу, предлагаются предварительные тесты (претесты), которые нацелены на проверку базовых (необходимых) знаний и умений. Для сильных учащихся, предположительно уже имеющих некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися. Если тест выполнен хорошо, то их следует перевести на более высокий уровень обучения, а если нет, то освоение нового материала и для сильных учеников будет проходить по плану. Таким образом, входное тестирование помогает педагогу выбрать наиболее эффективную стратегию обучения, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся. Текущий контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое тестирования. Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы. Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формитующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изучаемого материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа. Формирующий тест способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя. Формирующий тест может быть представлен в компьютерном варианте, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать свои знания и умения. Формирующий тест зачастую сопровождается конкретными рекомендациями для исправления допущенных ошибок и обучающими модулями по каждой единице материала. Обучающие модули могут содержать определения, правила, формулы, алгоритмы выполнения заданий, фактический материал, примеры. Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить на каком этапе возникают ошибки. Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.Например в формирующем тесте испытуемый не справился с заданием: , в диагностическом тесте такое же или аналогичное задание разбивается на части, чтобы понять с каким действием испытуемый не справился:3 2 – не умеет возводить в степень,3 2 +7 – не умеет складывать,
- не умеет извлекать корень, - не умеет делить. Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

Два подхода к разработке тестов.

В настоящее время существует два подхода к разработке тестов нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный, соответственно различают два вида тестов:

    нормативно-ориентированный; критериально-ориентированный.
Тест, созданный в рамках нормативно-ориентированного подхода, позволяет сравнивать уровень учебных достижений испытуемых друг с другом. Данный вид теста направлен на сопоставление результатов каждого учащегося с результатами других, выполнявших тот же тест. Таким образом, основной задачей нормативно-ориентированного теста является дифференциация испытуемых. Сразу же возникает вопрос, как интерпретировать результат теста при нормативно-оринтированном подходе. Так как один и тот же испытуемый с одинаковым результатом в более слабой группе будет занимать позицию более выгодную, чем в сильной группе тестируемых, т.е. оценка будет носить относительную характеристику. Поэтому тестологи пришли к идее выработки норм, относительно которых и будут оцениваться результаты испытуемых. Нормы нельзя просто задать, они устанавливаются эмпирическим путем. На практике это происходит следующим образом. Тестируется вся популяция, для которой разрабатывался тест, а потом сравнивается индивидуальный балл учащегося с полученными результатами. Популяция - это множество испытуемых, которые обучались какой-либо дисциплине по определенной программе. Но размер популяции может ограничиваться несколькими классами школы, а может охватывать целый регион или всю страну. Протестировать такое огромное количество испытуемых для определения норм практически невозможно. Поэтому нормы устанавливаются по результатам выполнения теста представительной выборкой учеников (группы испытуемых, которая адекватно репрезентирует популяцию). Наличие сдандартизарованных норм позволяет сравнить индивидуальный балл каждого испытуемого с установленными нормами и оценить его место среди других испытуемых. Надо иметь в виду, что действие норм ограничено. Критериально-ориентированный тест служит для определения уровня освоения учащимся содержания какого-либо предмета, дисциплины, раздела, темы. В основе такого теста лежит сопоставление продемонстрированных знаний и умений испытуемого (правильно выполненные задания) с планируемым объемом знаний и умений в какой-то конкретной области содержания (математика, физика, русский язык; отдельные темы, разделы). Критерий оценки (сколько % заданий по каждому разделу должно быть выполнено правильно) задается экспертами на основе образовательных стандартов.Тест, созданный в рамках критериально-ориентированного подхода, дает возможность получить «полную и объективную информацию об учебных достижениях каждого учащегося в отдельности и группы учеников; сравнить знания, умения и навыки ученика с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартах; отобрать учеников, достигших планируемого уровня подготовленности; оценить эффективность различных программ обучения» .При создании критериально-ориентированного теста особое внимание уделяется тому, чтобы задания теста соответствовали области содержания и адекватно отражали все ее элементы. Нормативно - и критериально-ориентированные тесты различаются не только интерпретацией результатов испытуемых, выполнивших тест, но и по цели создания, отбору содержания теста, методам статистической обработки, предъявляемым требованиям к качеству тестовых заданий. Чтобы наглядно проследить качественное различие этих тестов, предлагаем таблицу.По средствам предъявления педагогические тесты делятся
    бланочные, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на бланке; компьютерные - задания высвечиваются на мониторе компьютера.
Преимущества компьютерного тестирования в быстроте обработки и экономии бумаги. Но есть и некоторые недостатки. Компьютерное тестирование может провоцировать случайные ошибки (если испытуемый плохо владеет компьютером), невозможность исправить допущенную ошибку может снизить результат.
  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Педагогика (Теория обучения. Педагогические технологии). для специальности

    Учебно-методический комплекс

    Теория обучения. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций.

  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 04 Теория и методика обучения литературе (уд-04. 13-001)

    Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.

  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01. 01 «Инженерная и компьютерная графика» для специальности 220201 Управление и информатика в технических системах

    Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс дисциплины «Инженерная и компьютерная графика» составлен для очного обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2 г.

  4. Учебно-методический комплекс опд. Ф. 02 Современные средства оценивания результатов обучения Направление

    Учебно-методический комплекс

    УМК составлен в соответствии с ГОС ВПО 2003 г, для педагогических университетов и институтов, рекомендованными УМО высших учебных заведений. «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных

  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (57)

    Учебно-методический комплекс

    П Педагогика [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.И. Беляева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.