Кто построил казанский. История и год основания казани


История строительства Казанского кафедрального собора — важнейшая веха в истории петербургского градостроительного искусства. Возведенный за очень короткий срок, величественный памятник русского зодчества поражает своим великолепием и красотой многие поколения людей. Казанский собор возводился по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина с 1801 по 1811 гг. Он строился на том месте Невского проспекта, где находилась скромная церковь Рождества Богородицы. В этой церкви хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Строился собор по повелению императора Павла I именно для этой иконы, как кафедральный собор Санкт-Петербурга. По желанию Павла I внешними очертаниями собор напоминает храм Святого Петра в Риме. Наглядным свидетельсвом этому явлется нехарактерная для православных храмов московского периода однокупольность и наличие наружной колоннады. На строительстве собора были задействованы тысячи рабочих. В основном это были оброчные крепостные крестьяне. Среди них было немало талантливых каменщиков, гранильщиков, кузнецов. Собор строился из материалов исключительно отечественного, преимущественно карельского, происхождения. Условия труда были крайне тяжелые, техника практически отсутствовала. Несмотря на это, в течение десяти лет был возведен самый большой в то время храм Санкт-Петербурга — высотой 71.5 м с уникальными внутреннимии внешними колоннами, высеченными из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая, выдающийся памятник русской архитектуры. Вместе с тем, Казанский собор является памятником труда русских мастеров, простых людей, которые сделали все возможное во имя Родины и православной веры. Строительство Казанского собора стало важнейшей вехой в истории петербургского градостроительства. Именно с него начинается золотой период российского зодчества, а Петербург окончательно принимает вид столицы великой империи. Невский проспект становится не просто "першпективой", соединяющей Александро-Невскую лавру с центром города, а парадной городской магистралью. Строительство собора стало школой мастерства новых поколений архитекторов, инженеров и градостроителей. Без опоры на этот опыт невозможно было бы создание таких величественных архитектурных сооружений, как творения К. Росси, О. Монферана, В. Стасова и других архитекторов первой половины XIX в.

Церковь Рождества Богородицы.

В 1733-1737 гг. на Невском проспекте была построена церковь Рождества Богородицы по образцу Петропавловского собора. Ее автором предположительно был архитектор М.Г.Земцов, создатель церкви святых Симеона и Анны. В нее были перенесена Казанская икона Божией Матери, и потому эту церковь часто именовали Казанским собором. Прямоугольное в плане здание было вытянуто вдоль проспекта. Над входом возвышалась многоярусная колокольня со шпилем, которую уравновешивал высокий восьмигранный барабан с куполом. В храме совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царственной династии. 3 июля 1739 г. в нем было совершено "законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским". С церковью Рождества Богородицы связано одно из самых драматических событий русской истории XVIII в. — приход к власти Екатерины II в 1762 г. в результате дворцового переворота. 28 июня в 8 часов утра гвардия, Сенат и Синод присягнули новой императрице в стенах Казанского собора (церкви Рождества Богородицы). Нередко в храме праздновались такие события, как заключения мира, победы над неприятелем и другие. Так, после завершения русско-турецкой войны 1768-1774 гг. императрица обратилась к Санкт-Петербургскому архиепископу со следующими словами: "Преосвященный Владыко Гавриил! Намерена я завтрашний день, то есть в воскресенье, принести благодарственные Всевышнему молитвы за дарованный мир в церкви Казанской Богородицы. Екатерина. 1774. 2 августа. С.-Петербург" Здесь же был отслужен благодарственный молебен по случаю блестящей победы А.В.Суворова под Фокшанами над превосходящими силами турок. Из других важных событий, связанных с историей церкви Рождества Богородицы, следует отметить венчание в ней будущего императора Павла I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Натальей Алексеевной. Венчание, как и присоединение к православию невесты, совершал преосвященный Гавриил. Сохранилось несколько описаний церкви Рождества Богородицы, данные жившими в Петербурге иностранцами. По ним можно судить, что храм действительно был одним из самых заметных в Петербурге. Вот что пишет аббат Жоржель об интерьере храма: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро оделяли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем". "…Колокольня над церковью деревянная и с покрытым жестью шпицем имеет вышины 28 сажен. На колокольне бьют часы в колокол по стенным часам, в церкви находящимся. В сей церкви отправляются летом благодарственные молебствия за благополучие приключения при дворе и в государстве". Однако время идет и церковь Рождества Богородицы постепенно ветшает. К тому же на Невском проспекте появляются роскошные дворцы петербургской знати. Среди них выделяются дворец графа Строганова, построенный великим Растрелли. Появляются и замечательные храмы, только инославные — костел святой Екатерины архитектора Валлен-Деламота, армянская церковь святой Екатерины архитектора М.Фельтона. Необходимо было создать на Невском проспекте православный храм, который был бы великолепнее всех окружающих его зданий. Впервые задумались над этим наследник престола Великий Князь Павел Петрович. В 1781 г. наследник престола отправился путешествовать по Европе. Внимание Великого Князя привлекает Рим — "вечный город", манящий к себе художников и поэтов. Заметим, что будущий император обладал прекрасным художественным чутьем. Павла Рим восхитил своими памятниками и сохранившимися следами великой Империи. Рим был когда-то и всемирным центром христианства. Здесь, на Ватиканском холме, в 67 г. от Рождества Христова был распят и погребен верный ученик Христа — апостол Петр, брат первого крестителя скифско-славянских земель и основателя будущей Константинопольской церкви святого Андрея Первозванного, во имя которого был утвержден первый и высший орден Российской Империи. Петр по-гречески означает "камень". Это имя даст за твердость в вере сам Христос, горячо любящему Его Симону, сыну Ионину: "И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сим камени созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей". (Евангелие от Матфея, 16, 18). И вот на месте погребения святого Апостола Петра, "камня веры", в XVI веке возводится величественный храм по проекту Микель-Анджело Буонаротти, Браманте, Рафаэля. Он произвел потрясающее впечатление на наследника российского престола. Величие храма и красота его художественной отделки, великолепие колоннады Бернини, образующей площадь святого Петра — все это привело его в восторг. Обращаясь к своим спутникам, "граф Северный", ибо таково было инкогнито августейшего путешественника, выразил пожелание, чтобы "архиепископ Московский в таковой церкви в Москве служил". Эта мысль глубоко запала в сердце православного Цесаревича. Вернулся он к ней и после своего восшествия на престол. Но теперь идея создания храма, подобного римскому, принимает иные очертания.
Местом его строительства должен быть Санкт-Петербург, а не Москва. Российский "град святого Петра" должен стать северным Римом. Большую роль в принятии такого решения сыграли не только политические соображения, но и религиозные настроения Государя. Рим после французской революции, а особенно после вторжения наполеоновских полчищ в Италию, надолго потерял значение духовного центра католической Европы. Папа становится пленником вождя республиканской и фактически атеистической Франции. Посылая в Италию войска во главе с великим Суворовым, Павел мечтает выполнить миссию освободителя христианской Европы от республиканско-атеистического нашествия. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с католической Европой, он, Царь православной Руси, становится Великим Магистром католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. Идея о том, что Петербургу должно взять у Москвы державные права древнего Рима, все более овладевает мыслями Императора. Именно в столице Великой Православной Империи должен быть храм, подобный римскому. Но поскольку в столице уже был храм во имя святого апостола Петра, то новый храм должен быть посвящен Пресвятой Богородице.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.
Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: "Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел". Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.
После долгих творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: "Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину". К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Строительство ансамбля Казанского собора.

Через две недели после утверждения проекта Воронихин составил опись работ и реестры материалов, необходимых для начала строительства. С первых же дней строительства собора Комиссия поручила контроль над ним известному архитектору Ивану Егоровичу Старову, как "производившему великолепные здания и знающему совершенно в практике укреплять строения". Руководителем чертежной мастерской был назначен академик Михайлов, земляными работами ведал Чижев, каменными работами иностранцы Руиджи и Руска, проверкой добротности материалов было поручено заниматься академику Филиппову, на отливку воды и забойку свай Воронихин поставил испытанных людей, зарекомендовавших себя честностью и трудолюбием, десятников Железнякова и Попова. Дело началось с очистки площади под строение. На участке, где должен был поместиться собор, теснились одиннадцать мелких домиков. Их владельцам было выдано при переселении по пятьсот рублей. Зимой приступили к рытью рвов. Подрядчик Карпов обязался вынуть четыре тысячи кубических сажен земли. По словам графа А.И.Рибопьера: "Павел I начал стройку Казанского собора; план составил русский архитектор Воронихин; он же строил его под руководством обер-камергера графа А.С.Строганова. Павел спешил, понукая рабочих; однако ему не пришлось достроить собор: он был окончен при Александре Павловиче". Действительно, вскоре происходит событие, изменившее много в истории России, но не коснувшееся Казанского собора. 11 марта 1801 года скончался Павел I. Воронихин побаивался, что новый император прекратит строительство, однако Александр I вполне разделял мысли своего отца на значении нового храма в жизни столицы. Шла большая и сложная работа по откачке воды из Екатерининского канала с помощью хитроумного изобретения смекалистого вологодского землекопа Чусова, а затем не менее сложное и трудоемкое закрепление сваями грунта под фундамент. Павел I не успел до своей кончины произвести закладку здания, хотя была заготовлена позолоченная с золотыми литерами доска, возвещающая о том, что "благочестивейший, самодержавнейший Великий Государь Император Павел Первый всея России в царствование его пятое лето, а Великого Магистерства в третье лето, — основание святому храму положил". Однако закладывать храм пришлось Александру I. Царь отнесся в закладке как к первому важнейшему событию своего царствования. 27 августа 1801 г. Император, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, Великие Князья в окружении виднейших вельмож присутствовали на закладке здания. Император положил первый кирпич с вензелем и серебряной лопаточкой плеснул на него раствор извести. Через две недели после этого Император отправился в Москву на коронацию, а строительство собора шло полным ходом. Одновременно с закладкой фундамента начались работы по добыче камня. Основным строительным материалом был пудостьский камень, добывавшийся недалеко от Гатчины в деревне Пудость. Он имел сходство с итальянских камнем травертино, которым были облицованы стены собора святого Петра. Этот камень легко добывается, его можно пилить и резать. Добытый из земли, он быстро затвердевает. По поводу использования пудостьского камня при строительстве вышел спор между Воронихиным и контролером над строительством Старовым. Последний считал, что пористость и ноздреватость камня, к тому же различающегося по цвету на три сорта, опасна при петербургском климате. Воронихин при поддержке Строганова вышел победителем в споре. По совету опытного каменщика Самсона Суханова, он прибег к своеобразной шпаклевке — затиранию поверхности пудостьского камня рижским алебастром и покрытию наружной стороны серовато-желтой краской, имитирующей основной оттенок пудостьского камня. Этим камнем облицованы наружные стены собора, из него сделаны капители наружных колонн, фриз, наличники и т.д.

Внутренняя отделка собора.

Что же касается внутренней отделки собора, то здесь Воронихин широко использует мрамор из Олонецкой и Выборгской губернии, а также порфир, яшму и особенно финский гранит, добывавшийся в районе Пютерлакса под Выборгом. Всеми работами по мрамору и граниту руководил все тот же Самсон Суханов, уже широко известный своими работами в Петербурге, Царском Селе, где он создал великолепную террасу, Павловске. Основные работы по мрамору в Казанском соборе, прежде всего, тончайшая резьба по мрамору, украшающая царское место — дело рук талантливого самоучки Самсона Суханова. Основанием здания служит высокий цоколь из крупных монолитов серого сердобольского (сортавальского) гранита. Пол внутри здания облицован серым рускеальским мрамором из-под Сортавалы и розовым белогорским мрамором (из-под Кондопоги в Карелии). Полы и ступени алтаря, амвона, царского места облицованы малиновым шокшинским кварцитом (Карелия). Эта же порода вместе с черными шунгитовыми сланцами была использованы в виде вставок в полах собора. Кроме того, в отделке собора использованы эстонские доломиты, алтайские порфиры и другие породы исключительно отечественного происхождения. Особого внимания заслуживает внутренние колонны собора, являющиеся одновременно его главной несущей частью и главным декоративным украшением. Воронихин сам побывал на приисках и карьерах, где добывался камень, применяемый при строительстве собора. Осенью 1801 года во дворце А.С.Строганова состоялась свадьба Воронихина и чертежницы Мэри Лонд. В свадебное путешествие новобрачные направились на Карельский перешеек. Посетив эти места, Воронихин пришел к выводу, что прочный и красивый выборгский гранит станет лучшим материалом для изготовления колонн в интерьере строящегося собора. Выборгский гранит по-фински называется рапакиви, что означает — "гнилой камень". Видимо он назван так в связи с тем, что выходы его на поверхность земли часто были в болотах, пахнувших гнилью. Выборгский гранитный массив рапакиви — крупнейший в мире. Ломка гранита близ Выборга началась в 1803 г. На ломках работали люди, присланные комиссией из Петербурга. В основном это были русские крестьяне из Ярославской, Вологодской и других близлежащих губерний. Численность рабочих на выборгской ломке достигало 350 человек. Техника выломки гранита в начале XIX в. мало чем отличалась от времен античности: металлические клинья и штанги для бурения, кувалды, вороты, полиспасты, бревенчатые катки. Процесс выломки требовал много времени, опыта и сноровки каменотеса. Сначала снимался верхний слой скалы, подвергавшийся длительному воздействию солнца, мороза, дождей и ветров, обнажая гранит в первозданном виде. Затем в отвесной скале очерчивалась по размерам форма параллелепипеда, предполагаемого к отделению от скалы. Затем шла длительная, кропотливая и опасная обработка. С помощью катков и ваг заготовки колонн погружали на корабли, которые доставляли их в Петербург. Долгий путь заканчивался на берегу Невы у Адмиралтейства. После разгрузки колонны снова при помощи катков перемещали в мастерскую на Конюшенной улице, где в результате обработки они приобретали завершенный вид. Выломка, обработка и доставка одной колонны высотой 10,7 м обходилась в сумму 3 000 рублей. Всего было доставлено и установлено 56 колонн. Иностранцев, живших в России, изумляли русские рабочие, строившие Казанский собор. "Им, этим простым мужикам в рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам: пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно ее копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли свое дело. Способность даже простых русских людей в технике изящных искусств поразительна". Между тем, становилось ясно, что в изначальный, установленный Павлом I срок, собор не построить. Слишком обширным был объем работ, а средств явно не хватало. К тому же на темпы строительства отрицательно влияли внешнеполитические события, те беспрерывные войны, которые вела Россия в начале XIX в. Тем не менее работы велись широким фронтом и темп их нарастал. Большие трудности принес Воронихину 1804 г., когда возник его спор со Старовым по поводу прочности спроектированных им подкупольных перекрытий и перекрытий проездов колоннады. Дело дошло до того, что пришлось строить модель проезда в одну треть натуральной величины из тех же материалов. Модель прекрасно выдержала испытания, что укрепило авторитет Воронихина, но не могла не сказаться на темпах строительства. Только в 1808 г., после смерти Старова, Воронихин был введен в комиссию и получил широкую самостоятельность. Здесь опять же сказалась его поддержка графом Строгановым. В том же 1808 г., который начался с перерасхода в 832 000 рублей, выяснилось, что для завершения работ понадобится еще 1 352 384 рубля. Правительству пришлось выпускать новые ассигнования. Однако работа пошла быстрее. Наступил 1811 г. Был уже возведен купол, и заканчивались внутренние отделочные работы. В городе с восторгом говорили о новом соборе, о нем часто писали в периодической печати. "Все огороженное место вокруг строящегося храма, — писал современник, — равно как и вход во внутренность его…оставались открытыми для любопытных… Мне иногда случалось входить в достаивающееся здание и нельзя было не подивиться богатству, расточаемому для его внутреннего убранства". В связи с этим в марте 1811 г. Комиссия обратилась к Строганову с письмом, в котором просила запретить допуск в собор посторонних лиц, как мешающих строительству. К осени 1811 г. строительство собора было в основном закончено. Правда предстояли еще большие доделочные работы, а долг Комиссии достигал 176 500 рублей, но Строганов надеялся получить не только эту сумму, но и добиться разрешения на работы второй очереди, стоимость которых превышала 2 миллиона рублей. Речь шла, прежде всего, о сооружении южной колоннады собора. Но основная цель строительства была достигнута — храм был возведен. 15 сентября 1811 г., почти через 10 лет после закладки собора, в день коронации Александра I собор был торжественно освящен. Освящение совершал сам митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий. Два года спустя была разобрана и находящаяся уже на территории нового собора церковь Рождества Богородицы. Жизнь нового храма началась.

В нашей стране такое количество интересных и памятных мест, что для того, чтобы увидеть все их, не хватит жизни. Сегодня мы с вами отправимся в Татарстан. Достопримечательность, которой гордится столица республики, — Казанский кремль, древнейшая часть города, уникальный комплекс исторических, археологических и архитектурных памятников, которые раскрывают многовековую историю татарского народа, древнего города и республики в целом.

Вся территория комплекса сегодня является музеем-заповедником, который находится с 2000 года под охраной ЮНЕСКО. Казанский кремль (Татарстан) — главная достопримечательность республики. На огромной территории гармонично сочетаются татарские и русские культурные традиции.

После того как Казань была взята войсками Ивана Грозного, большинство сооружений кремля были повреждены, а практически все мечети разрушены. Царь распорядился возвести здесь белокаменный кремль, и с этой целью из Пскова были посланы зодчие, которые возводили московский собор Василия Блаженного. Крепость значительно расширили, а деревянные оборонительные сооружения были заменены на каменные в первой половине XVII века.

В XVIII столетии Казанский кремль (Татарстан) утратил свою военную функцию и стал культурным и административным центром Поволжья. В последующие века здесь велось строительство Губернаторского дворца, юнкерского училища, архиерейского дома, духовной консистории, здания присутственных мест. Кроме того, был реконструирован Благовещенский собор.

После Октябрьской революции (1917 г.) в Казанском кремле были уничтожены колокольня Благовещенского собора, храм Спасского монастыря, часовня при Спасской башне и другие уникальные объекты. В девяностые годы XX века Казанский кремль (Татарстан) стал резиденцией президента республики. В это время начались масштабные реставрационные работы.

С 1995 года началась работа по строительству мечети Кул-Шариф. Сегодня она одна из крупнейших в Европе. Казанский кремль (Татарстан) — это единственный в своем роде яркий образец синтеза русского и татарского архитектурного стиля. Также это самая северная точка распространения исламской культуры в мире.

Сегодня множество туристов из разных стран мира посещают Татарстан. Достопримечательность республики, которая вызывает наибольший интерес, — Казанский кремль. Необходимо отметить, что для того, чтобы осмотреть все его сооружения, потребуется не менее двух дней, а обзорная экскурсия длится всего полтора часа. Но, поскольку мы с вами во времени не ограничены, познакомимся с достопримечательностями кремля подробнее.

Сооружения кремля

Казанский кремль (Татарстан) — музей-заповедник, занимающий территорию площадью 13,45 гектаров. Периметр стен — около 1,8 тысячи метров. На этой огромной территории располагаются Музей-мемориал ВОВ, Музей ислама, центр «Эрмитаж-Казань», Музей истории Татарстана и другие учреждения.

Спасская башня

В этой башне находятся Парадные ворота в кремль. Зодчие Ширяй и Яковлев построили башню в 1556 году. Высота этого сооружения — 47 метров. Четырехгранное основание имеет прямой арочный проем. Восьмигранный ярус имеет арочные просветы на каждой стороне и является звонницей, где находится набатный колокол.

Сверху расположен кирпичный конус, который венчает пятиконечная звезда. Еще в одном восьмигранном конусе расположены часы с боем. Они прославили Казанский кремль (Татарстан). Интересное устройство первых часов, которые были установлены в XVIII веке, заинтересовало многих зарубежных мастеров, производящих такие механизмы. Объяснялось это тем, что часы были устроены весьма необычно - вокруг закрепленных стрелок вращался циферблат.

На традиционный аналог их поменяли в 1780 году. Часы, которые расположены на стенах Спасской башни сегодня, были установлены в 1963 году. Примечательно, что с началом боя курантов белоснежные стены постепенно окрашиваются в насыщенный малиновый цвет.

Присутственные места

Проект губернской канцелярии разработал архитектор из Москвы В. И. Кафтырьев. Здание появилось в кремле в конце XVIII века. Здесь находились канцелярии (для приемов) и жилые комнаты для семьи наместника. Второй этаж был отведен под роскошный тронный зал с хорами для оркестра. На том месте, где в XV-XVII веках находился Государев двор, была построена в середине XIX века гауптвахта.

В наши дни в помещениях бывшей канцелярии расположился Департамент внешних связей президента Татарстана, центральная избирательная комиссия и Арбитражный суд.

Преображенский монастырь

Казанский кремль, описание которого можно увидеть практически во всех рекламных проспектах города, знаменит еще одним объектом. На юго-востоке территории кремля расположен монастырский комплекс. В центре его находятся остатки Преображенского собора, разрушенного в двадцатых годах XX века. У подножия основной стены собора можно увидеть небольшую пещерку, которая с 1596 года была местом погребения Казанских чудотворцев.

Братский корпус граничит с оградой монастыря. В 1670 году здесь были построены монашеские кельи. Гораздо позднее были возведены галерея и казначейский дом. Церковь Св. Николая Чудотворца, а также палаты архимандрита находятся у западной стены комплекса. Здание церкви было реконструировано по проекту А. Шмидта в 1815 году. Интересно, что во время реконструкции подклет XVI века был сохранен в первозданном виде.

Юнкерское училище

На территории кремля находится манеж, который был построен по проекту сооруженного ранее в Санкт-Петербурге. Это строение предназначалось для строевых занятий. Сегодня здесь находится Институт литературы и искусства им. Ибрагимова. За манежем находится корпус училища. Его создавал архитектор Пятницкий под казармы для кантонистов.

Здание было передано военному ведомству в 1861 году, позднее в нем было открыто юнкерское училище.

Мечеть Кул-Шариф

Во внутреннем дворе училища находится самая красивая мечеть города. Четыре минарета взметнулись в небо на пятьдесят семь метров. Вместительность этого грандиозного сооружения составляет 1500 человек. Минареты окрашены в бирюзовый цвет, что придаёт сооружению удивительно светлый образ. Кроме мечети, в комплекс входит огромная открытая библиотека-музей, издательский центр и управление имама.

Округлое небольшое красивое здание с бирюзовым куполом, расположенное южнее мечети, - это пожарная часть, которая стилистически связана с архитектурным комплексом. Кул-Шариф была воссоздана в 2005 году. Средства на ее возведение были пожертвованы горожанами, а также предприятиями столицы.

Благовещенский собор

Это самое древнее каменное строение Казани, которое сохранилось до наших дней. Освящено оно было в 1562 году. В архитектуре собора прослеживаются веяния псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Шлемовидные маковицы, располагавшиеся на боковых главах, в 1736 году заменили на луковичные. Центральный купол исполнен в стиле украинского барокко.

В основной цокольной части храма создан музей Православия Поволжья. Чуть дальше находится дом архиерея, который построен в 1829 году на месте, где находился ранее дворец казанских архиереев. Завершает ансамбль консистория. Это здание было перестроено из архиерейских конюшен.

Артиллерийский двор

За мечетью и училищем находится Пушечный двор, точнее, его южный корпус. Это самое древнее строение комплекса - оно построено в самом начале XVII века. Завод по производству артиллерии начал здесь работать в XIX веке. А в прошлом году здесь прошла реставрация. Началось создание экспозиции музея Пушечного двора.

В наше время на территории комплекса проводятся перманентные выставки, демонстрации коллекций мод, камерные спектакли. Рядом с южным корпусом можно увидеть фрагмент кирпичного здания на каменном основании. По глубине залегания этот объект относится к ханской эпохе Кремля. В те времена здесь строили жилые дома.

Дворец губернатора

Он построен в 1848 году для губернатора Казани с царскими палатами для особо почетных гостей. Руководил работами К. А. Тон, который известен своими изумительными работами. Это храм Христа и Большой в Москве. На этом месте прежде находился ханский дворцовый ансамбль.

Переходом связан с дворцовой церковью второй этаж дворца. Ее назвали Введенской, построили ее в XVII веке. Внутри церкви сегодня работает Музей истории государственности, а в губернаторском дворце живет президент Татарстана с семьей.

Башня Сююмбике

Это символ Казани. Башня была названа в честь татарской царицы. Как гласит легенда, Иван Грозный, узнавший о красоте Сююмбике, отправил в Казань гонцов с предложением прекрасной девушке стать московской царицей. Но посланники привезли отказ от гордой красавицы. Разгневанный царь захватил Казань. Девушка вынуждена была согласиться на предложение Ивана Грозного, но она выдвинула условие: чтобы через семь дней в городе стояла башня, которая высотой затмила все существующие минареты.

Иван Грозный исполнил желание возлюбленной. Во время праздничного застолья Сююмбике сказала, что хочет на прощанье окинуть родной город взглядом с высоты только построенной башни. Взобравшись на верхнюю площадку, она бросилась вниз.

Внешне это сооружение очень напоминает Кремля московского. К сожалению, не сохранилось точных данных о времени создания этой достопримечательности.

Башня состоит из пяти ярусов, которые уменьшаются в размерах. Последние уровни — это восьмигранники, которые венчает шатер в виде восьмигранной усеченной пирамиды и шпиля с полумесяцем. От шпиля до земли высота строения составляет 58 метров. В прошлом веке здесь прошло три реконструкции, поскольку было зафиксировано Сегодня отклонение от вертикали шпиля составляет 1,98 метра.

Тайницкая башня

Ниже Сююмбике расположены Тайницкие въездные ворота. Такое название им было дано в честь подземелья, которое ведет к источнику. При осаде города им пользовались местные жители. Раньше башня называлась Нур-Али. Русские жители города звали ее Муралеева. Она была взорвана во время захвата Кремля. Именно в эти ворота въезжал в город Иван IV.

Башню восстановили, но архитектурная отделка была выполнена в XVII веке. Сейчас на верхнем ярусе находится кафе «Муралеевы ворота».

Казанский кремль: экскурсии, цены, режим работы

Гостей города и местных жителей экскурсионный отдел кремля приглашает совершить прогулку по музею-заповеднику в сопровождении профессиональных сотрудников. Экскурсии проводятся на татарском, русском, немецком, английском, турецком, итальянском и французском языках.

Ежедневно открыт вход через Спасскую башню. Через Тайницкую башню тоже осуществляется вход в Казанский кремль (Татарстан). Время работы: летом - с 8:00 до 22:00, и зимой - до 18:00.

Стоимость экскурсии для группы из шести человек составляет 1360 рублей. С группы более шести человек — 210 рублей со взрослого.

Как добраться?

Казанский кремль (Татарстан), адрес которого - Кремлевская, 2, расположен на левом берегу Волги. Доехать сюда можно автобусами № 6, 29, 37, 47, троллейбусами № 4, 10, 1 и 18. Остановка «ЦУМ», «Ул. Баумана» или на метро — остановка «Кремлевская».

Завоевательные походы татаро-монгольских народов на Русь, судя по всему, начались в XIII веке. Но и ранее различные тюркоязычные племена кочевали по территории современной России. Этот особенный период отечественной истории ознаменован не только массовыми военными конфликтами, но изменениями в культуре, политике и манере ведения хозяйства.

Разрушались и возводились прекрасные тюркские и монголо-татарские города, которые сохранившись, в дальнейшем стали русскими.

Казань

Этот город был основан в XIII-XIV веках, как пограничная крепость одной из орд, состоявших из кутригурских племён и остатков хазар. В дальнейшем поселение стало важным торговым и политическим центром в составе Золотой Орды.

Появление необычного названия окутано рядом мифов и легенд, связанных с обозначением традиционной посуды кочевых тюркоязычных племен - казана. Общее принятие пищи, скорее всего, было связано с неким ритуалом. Но многие лингвисты при этом обращают внимание на такие русские слова, как «казна» и «казнить», имеющие отношение к государственной власти.

В XV веке Казань стала столицей отдельного татаро-монгольского ханства. В городе стремительно развивалось производство кожаных, гончарных изделий, оружия и процветала торговля, в том числе с Московским царством.

В начале второй половины XVI века Казанское ханство было разгромлено войсками Ивана Грозного и вместе со своей столицей вошло в состав России.

Арт - Арск

В XIII веке на реке Казанка в 65 км к северо-востоку от Казани, ханом Батыем была основана крепость Арт, что в переводе с общетюркского означает - задний, тыльный. Артская цитадель являлась северным тыловым форпостом Казанского ханства. В 1552 году деревянная крепость, охраняемая небольшим ордынских гарнизоном, была захвачена русским отрядом, посланным Иваном Грозным. С того времени Арск - небольшой татарский городок, входящий в состав России, ныне он имеет железнодорожное сообщение и развитую инфраструктуру.

Алабуга - Елабуга

Поселение, основанное кутригурскими племенами в 1005-1010 годах на высоком правом берегу Камы, у места впадения в нее реки Тоймы, очевидно, к концу XI века уже имело каменные стены и башни, ведь одна из них сохранилась до сих пор. Возможность возведения монолитной крепости в ту раннюю пору говорит о том, что город был экономически развит и имел большое население.

Алабуга стояла на важной для волжских булгар, а затем и ордынцев, торгово-караванной дороге, соединявшей европейские земли с Приуральем. Согласно летописям, в XII веке в Алабуге была сооружена белокаменная мечеть с восемью башнями и полубашнями, от которой ныне остались руины. Археологи и архитекторы предполагают, что конструкцией эта мечеть была похожа на аналогичные средневековые мечети-крепости, отчасти сохранившиеся в тунисском в Сусе и в столице Ирака - Багдаде. А это значит, что уже тогда между приуральскими и центрально-азиатскими, а также северо-африканскими землями существовала связь, благодаря которой развивалась мусульманская культура.

Билер - Биляр

На левом берегу реки Малый Черемшан правого притока реки Большой Черемшан, впадающего в Волгу, в X-XII веках был основан город с деревянными стенами толщиной до 10 метров. В сохранившихся летописях XII века его называют «Великий Город» и судя по всему, в нём проживали славяне. Однако археологические изыскания позволили установить, что в X веке в нём была сооружена белокаменная мечеть-крепость с колоннами и минаретами.

Тогда же поблизости располагались каменные дома с оштукатуренными стенами и галереями, что нехарактерно для древнерусского зодчества, был комплекс бань, целый гончарный квартал и даже мастерская алхимика. Подобного культурного уровня в то время вряд ли можно было увидеть даже в южно-европейских полисах. На момент существования Золотой Орды Билер был одним из самых развитых городов ханства, ныне он существует только как археологический музей-заповедник.

Бахчисарай

Бахчисарай, столица Крымского ханства, был основан ордынцами в первой половине XVI века в месте пересечения других татарских поселений - территории крепости Кырк-Ер, созданной в V веке византийцами для защиты своих владений, и села Салачик.

Город Кырым, именовавшийся раньше Солхат и село Салачик своими названиями обязаны итальянцам - венецианцам и генуэзцам, которые в начале XIII века создали их в качестве своих колоний и именовали Solcati. И многие другие крымско-татарские полисы, на самом деле основаны понтийскими греками и аланами, исстари проживавшими на полуострове. Это подтверждают археологические раскопки и найденные учёными артефакты.

И только Бахчисарай, живописно раскинувшийся на склоне Внутренней гряды Крымских гор, действительно был построен татаро-монголами в качестве новой резиденции Крымского ханства.

Уже в середине XVII века Бахчисарай состоял более чем из 2000 домов, в нём были грузинские и греческие кварталы, кожевенные, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, кузницы, винные, овощные и другие торговые ряды. Вплоть до XVIII столетия это был самый развитый тюркско-татарский город, находившийся на территории современной России.

По результатам археологических раскопок основание города относится к 1005 году.

В 1240 году разрушена до основания монголо-татарарами. В 1399 году снова разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. С середины XV Казань - столица Казанского ханства. Летом 1552 года взята штурмом русской армией во главе с Иваном Грозным. В 1774 году сожжена войском Емельяна Пугачёва. В 1804 году в Казани открыт университет.

Сказаний и легенд о возникновении Казани сложено немало. Название города одна из легенд объясняет так: "Люди, первыми появившиеся на этом месте, брали воду в реке и упустили казан. Реку, где их казан утонул, стали звать Казанкой, а город, основанный на её берегах, получил название Казань".

Одним из самых ранних письменных упоминаний Казани является документ, в котором сказано: "Бысть же на Каме реке старый град, именем, Брягов, оттудо же прийде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обретя на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми Царь вознагради на месте том Казань". Наиболее достоверна такая версия: название города произошло от слова тюркского происхождения "казан", в переводе "край, предел, граница". Казань - место на краю земли, город на границе.

Среднее течение реки Казанки в древние времена было заселено булгарами - тюркоязычными племенами. Они пришли с Урала, низовий Волги и Дона и создали в этих землях булгарское государство. Здесь скрещивались торговые пути Запада и Востока. Булгары торговали пушниной, рыбой и ремесленными изделиями с Ираном, Хорезмом, Византией и Русью. На Волге по всему торговому пути они основывали города, а недалеко от устья Ками располагалось место большой ярмарки. Столицей Волжской Булгарии был Великий город, называвшийся также Булгар.

В 1236-1240 годах Волжская булгария была завоёвана монголо-татарами и Великий город был разрушен до основания. Захват городов и неудачные выступления против завоевателей вынудили часть булгар уйти в новые места. Булгарский принц Алтынбек, один из немногих спасшихся после разгрома Булгарии, избрал местом своего пребывания Казань, небольшой город на берегах реки Казанки, к северу от бывшей столицы. В поисках более удобного и выгодного места Казань трижды переносили, и в XIV веке она становится центром обширного княжества. Казанские князья даже чеканили собственную монету "новый булгар".

В 1399 году Казань была полностью разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. Восстановили город ко второй четверти XV века на одном из холмов. Там впоследствии был поставлен казанский кремль, в котором располагались дворец ханов и мечети. С середины XV века Казань становится столицей Казанского ханства, его экономическим и политическим центром. Между Казанским ханством и Русью в то время существовали тесные экономические связи, нарушаемые военными действиями. Ханы совершали разорительные набеги на русские земли, особенно после 1445 года, когда престо Казанского ханства занял хан Махмутек. В ответ московские князья водили рати в казанские земли, а в 1487 году великий князь Иван III захватил Казань и посадил на престо угодного ему Мухамед-Эмина.

Город Казань лежит на левом берегу Волги, в 7 верстах от берега, в ровной местности, на небольшом холме; вокруг города протекает река Казанска, от которой и город и вся область получили своё название. ...Этот город, подобно всем расположенным на Волге городам, окружён деревянными стенами с башнями, и дома в нём также деревянные; но кремль этого города хорошо защищён толстыми каменными стенами, орудиями и солдатами. Великий князь отрядил в кремль не только воеводу, но и назначил в город ещё особого наместника, которые должны были управлять жителями и править суд. Город населяют русские татары.

Область казанская, простирающаяся налево от Волги к северу почти до Сибири, а на восток до страны ногайских татар, была раньше татарским царством. Так как это царство было очень могущественно и могло выставить в поле до 60 000 человек, то оно вело с русскими мяжкие кровавые войны и иногда принуждало их платить себе дань; однако в конце концов татары были покорены царскою державою.

А. Олеарий "О городе Казани и о том, как Казань подпала под власть московитов"

Казань была столицей ханства, которое в середине XV века почувствовало себя достаточно сильным, чтобы стать независимым от Золотой Орды; только сперва город располагался вовсе не там, где теперь, а выше по течению Казанки, вёрстах в двадцати от её слияния с Волгой. История Казани на протяжении всего пятнадцатого столетия сводится к изнурительной борьбе между татарами и русскими, а затем к убийствам туземных правителей русскими или русских правителей туземцами. Именно об этих временах повествует невнятное, но чрезвычайно распространённое предание о царице Сююнбеке. Подобно тому, как на Кавказе все замки построены царицей Тамарой, в Казани есть дворец царицы Сююнбеке, башня царицы Сююнбеке, могила царицы Сююнбеке. Такой почести обыкновенно удостаивают народы своих последних суверенных правителей.

В августе 1552 года Иоанн IV, для нас Иоанн Грозный, которого ни один историк не догадался ещё назвать Иоанном Храбрым, переходит Волгу во главе многочисленной армии и становится лагерем на обширной равнине, простирающейся от Волги до моря, в том месте, где ныне высится памятник русским, павшим во время штурма второго октября.

Штурм этот был ужасен: русские вошли через брешь от взрыва бомбы, подложенной в подкоп под кремлём царским инженером Россмойбоком. За каждый дом и за каждую улицу сражались с ожесточением, которое вкладывают и в нападение и в защиту враждебные по духу народы враждебных рас и религий.

Прямо в день взятия Казани Иоанн приказал построить из готового сруба, привезённого им с собой, маленькую деревянную церковь, и за шесть часов её сложил всю целиком от основания до маковок. В ней отслужили благодарственный молебен и панихиду за русских, павших в этом сражении.

Церковь эта, по всей вероятности, была воздвигнута там, где ныне высится каменный монумент. Сожжённая в 1774 году Пугачёвым - казаком, который пытался выдать себя за Петра III и которого, показывая народу, возили по Москве в железной клетке, Казань была вновь сожжена в 1815 году. Пожар уничтожил двадцать две церкви, три монастыря и три пятых города.

Вот чем объясняется то обстоятельство, что Казань с её восточными воспоминаниями и исламом - совершенно русский город, в нём девятьсот восемьдесят улиц, десять мостов, четыре тысячи триста домов, пятьдесят восемь церквей, четыре собора, четыре монастыря, десять мечетей, две гостиницы для путешественников, семь трактиров, два кабака, пятьдесят две тысячи двести сорок четыре жителя, из которых пятнадцать тысяч магометан, а остальные христиане: православные, раскольники или протестанты.

Увиденная с дамбы, Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым кремлём, которого никогда не достигали никакие пожары, и колокольнями своих шестидесяти двух церквей, она являет собою зрелище самое фантастичное.

Однако более всего поражает величавая и вместе живописная громада памятника русским, павшим при штурме; установленный в 1811 году, он, на мой взгляд, не может быть отнесён ни к какому из известных архитектурных стилей, а его низкие мрачные очертания полностью соответствуют назначению погребального монумента, каковое задавалось архитектору.

А. Дюма "Путёвые впечатления в Россию"


Казань строилась по типу средневековых городов - крепость и посад. Центром города был кремль с высокими дубовыми крепостными стенами. Внутри кремля находились каменные дворцовые строения, мечети, мавзолеи. Росла Казанть быстро и к концу XV века стала самым крупным городом на Средней Волге. В начале XVI века период мирной жизни города был снова нарушен и набеги возобновились. Особенно частыми они стали, когда ханский перстол Казани захватил ставленник Турции, брат крымского хана Сахиб-Гирей. В 1521 году он уступил престол Сафа-Гирею. Казань превратилась в орудие борьбы с Русью, направляемое из Турции. Постоянные набеги татар на Русь сделали Казань объектом притязаний со стороны Москвы. В XVI веке московские воеводы постоянно ходили военной ратью на Казань, а летом 1552 года к городу двинулась 150-тысячная русская армия во главе с Иваном Грозным. Уже осенью, второго октября, Казань взяли штурмом и Казанское ханство окончательно было присоединено к Москве.

Иван Грозный сразу же повелевает приступить к восстановлению разрушенного города. Сюда царским указом направляются лучшие русские мастера, которым наказано " весне в Казани новый град Казань камен делати". Внешний облик города существенно изменился. В нём появились Благовещенский собор и Спасская надвратная башня, дома местной администрации, бояр, воевод и духовенства. Город постепенно начал заселяться русскими "переселенцами", служилыми людьми и купцами из Москвы, Новгорода, Пскова, Костромы и других городов. В 1555 году была утверждена Казанская архиепископия. В Казань прибыл избранный архиепископ Гурий и другие священнослужители.

Оставаясь важным в стратегическом отношении городом, Казань XVI-XVII веков напоминала военный лагерь. По кремлёвским и посадским стенам днём и ночью ходили дозоры, мосты на ночь поднимались, ворота проезжих башен запирались, а ключи от них хранились лично у воеводы.

К концу XVII века с продвижением границ Русского государства на восток Казань теряет значение крепости, превращаясь в крупный административный и торговый город. В 1708 году Казань становится центром обширной губернии. В XVIII веке это уже крупный и богатый город, чему способствовало положение посредника в торговле между востоком и центром России. Уже с начала века здесь начинает активно развиваться промышленность. В 1714 году в Казани была основана суконная мануфактура, а в 1718-м судоверфь.

В 1774 году Казань осадили войска Емельяна Пугачёва. Восставшим удалось занять весь город, кроме кремля. Пугачёвцы сожгли Казань. Город нёс урон не только от бунтов. Бедой были и пожары, которые почти полностью выжигали центр и слободы вокруг него.

Большим событием, подчёркивающим значимость города, стало открытие в 1804 году Казанского университета.

К середине XIX века в Казани проживало около 60 тысяч жителей разного вероисповедания: более 30 тысяч православных, 15 тысяч не православных (из них около тысячи католиков и протестантов), 4 тысячи старообрядцев и 10 тысяч мусульман.

XX век Казань встретила промышленно развитым торговым городом. Здесь работали более 120 заводов и фабрик, дававшие продукцию на четыре миллиона рублей ежегодно. Товары отправлялись в путь через три пристани на Волге и реке Казанке.