Анализ лирического произведения не зову. Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу: Стих


Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

К началу 20-х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории. В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.

Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и .

Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем». Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.

Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.

В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее. Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».

Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др. Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».

Стих «Не жалею, не зову, не плачу» — образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.

Назовите жанр клас­си­че­ской поэзии, при­зна­ки ко­то­ро­го (философское размышление, ове­ян­ное свет­лой грустью) при­сут­ству­ют в пред­ло­жен­ном сти­хо­тво­ре­нии С. А. Есенина.


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания.

C. A. Есенин, 1921

Какое сред­ство ху­до­же­ствен­ной изоб­ра­зи­тель­но­сти ис­поль­зу­ет поэт в строчке: «Проскакал на розовом коне»?

Пояснение.

Поэт ис­поль­зу­ет эпитет. Дадим определение.

Эпитет — опре­де­ле­ние при слове, вли­я­ю­щее на его выразительность. Вы­ра­жа­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но име­нем прилагательным, но также на­ре­чи­ем («горячо любить»), име­нем су­ще­стви­тель­ным («веселья шум»), чис­ли­тель­ным (вторая жизнь).

Ответ: эпитет.

Ответ: Эпитет

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приема, ос­но­ван­но­го на со­сед­стве оди­на­ко­вых со­глас­ных звуков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Тихо льет­ся с кле­нов ли­стьев медь»).

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся аллитерация. Дадим определение.

Аллитерация — по­вто­ре­ние оди­на­ко­вых или од­но­род­ных со­глас­ных в стихотворении, при­да­ю­щее ему осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность (в стихосложении), зву­ко­пись - че­ре­до­ва­ние ши­пя­щих звуков, ха­рак­тер­но для по­э­зии Се­реб­ря­но­го века.

Ответ: аллитерация.

Ответ: Аллитерация

Как на­зы­ва­ет­ся сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, ос­но­ван­ное на пе­ре­но­се свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на дру­гие («пламень уст», «половодье чувств»)?

Пояснение.

Метафора — пе­ре­не­се­ние свойств од­но­го пред­ме­та (явления или ас­пек­та бытия) на дру­гой по прин­ци­пу их сход­ства в каком-либо отношении.

«Половодье чувств» - на­плыв чувств, море чувств. Име­ет­ся ввиду, что чувств много, как воды в половодье.

Ответ: метафора.

Ответ: Метафора

Укажите размер, ко­то­рым на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на «Не жалею, не зову, не плачу...» (без ука­за­ния ко­ли­че­ства стоп).

Пояснение.

Данное сти­хо­тво­ре­ние на­пи­са­но раз­ме­ром «хорей». Хорей — дву­слож­ный сти­хо­твор­ный размер, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся ударением, па­да­ю­щим на пер­вый слог.

НЕ жа / ЛЕю, / НЕ зо/ВУ, не / ПЛАчу,

Ответ: хорей.

Ответ: Хорей

Что дает ос­но­ва­ние от­не­сти рас­смат­ри­ва­е­мое сти­хо­тво­ре­ние С. А. Есе­ни­на к фи­ло­соф­ской лирике?

Пояснение.

Жизнь человеческая быстротечна. Но наступает момент, когда человек вдруг останавливается в бесконечной суете и задумывается, зачем он жил, что он сделал на этой земле. Стихотворения, поднимающие эти вопросы, относят к философской лирике.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле. Жизнь коротка, молодость безвозвратно уходит – об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями – и это прекрасно.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с клёнов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть, -

говорит поэт в последней строфе и от этих слов остается ощущение покоя и света.

Таким образом, стихотворение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» можно отнести к философской лирике.

Какие фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния рус­ских по­этов со­звуч­ны про­бле­ма­ти­ке есе­нин­ско­го стихотворения? (Свой ответ обоснуйте).

Пояснение.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергея Есенина - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Жизнь быстротечна, молодость безвозвратно уходит – об этом поэт жалеет. Но в стихотворении звучат и жизнеутверждающие ноты: ему довелось испытать жизнь с ее радостями и горестями – и это прекрасно.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Так, в стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

В пушкинской «Элегии» находим размышления о том, что в жизни человека есть страдания, заботы, «закат печальный», но всё же главным становится то, что составляет высший смысл существования, – чувство прекрасного, радость творчества, способность «мыслить и страдать», вера в чудные мгновения любви. Лирический герой принимает жизнь, несмотря на все её испытания:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья…

Пояснение.

Этот жанр на­зы­ва­ет­ся элегия. Дадим определение.

Элегия - ли­ри­че­ское стихотворение, пе­ре­да­ю­щее глу­бо­ко личные, ин­тим­ные пе­ре­жи­ва­ния человека, про­ник­ну­тые на­стро­е­ни­ем грусти.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яб­лонь дым.

Увяданья зо­ло­том охваченный,

Ответ: элегия.

Ответ: элегия

Ушедшая молодость

В первом четверостишии поэт передает свое нежелание о чем-то мечтать и на что-то надеяться. За спиной у него несколько неудачных браков, множество громких скандалов и… слава. Слава, как он сам выразился, «похабника и скандалиста». Сегодня на его стихи пишут песни, они входят в школьную программу. Его фамилия знакома даже тем, кто книги в руках за всю свою жизнь не держал. Есенин - один из немногих поэтов, которые были признаны еще при жизни. Но это признание не сделало его счастливым.

«Не жалею, не зову, не плачу» - С. Есенин написал эти строки в 1921 году. Через год он уехал за границу. Не потому, что женился на иностранке. Дункан он встретил вовремя, именно тогда, когда в Москве, казалось, свершилось все, на что он надеялся и о чем мечтал. Только удовлетворения это не принесло. И он ухватился за зыбкую надежду что-то изменить.

Охладевшее сердце

За шесть лет до этого он приехал в Москву. И писал, что все ему в родном краю опостылело. Тогда Есенин еще мало знал и видел. И, возможно, мечтал о славе и известности. Он этого всего добился. Но когда человек стремится к своей цели всем существом, коснувшись ее, разочаровывается. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» передает чувства человека, прошедшего тяжелый стремительный путь, и растратившего в дороге все свои силы.

Если образ бродяги по приезде в столицу его увлекал, то сейчас он говорит о бродяжьем духе как о том, что впредь уже его не расшевелит. Сравнительный анализ «Не жалею, не зову, не плачу» и произведения «Устал я жить в родном краю» человека, незнакомого с творчеством русского поэта, введет в заблуждение. Создается впечатление, что временной отрезок между написанием этих двух стихотворений составляет целую жизнь.

Утраченные желания

Есенин с горечью вспоминает о своей юной резвости, наивности. Словно старик, проживший долгий век. Есть люди, которым отмерено мало. Они летят с ускорением вниз, успевая прожить, прочувствовать и прогореть так быстро, что, кажется, они и жить-то еще не начинали. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» еще раз подтверждает причастность поэта к этому типу людей. Их очень мало. Они, словно падающие звезды, загораются где-то далеко и исчезают. Но зрелище красивое. Как и стихи Сергея Есенина. Его произведения любили многие: актеры, писатели, сотрудники НКВД, извозчики, официанты. Его самого не любил никто…

Усталость

Скупее в желаньях он стал, возможно, потому, что не знал, чего еще можно желать. От скуки, усталости и пустоты в душе. Его стихи печатают, его просят на сцену, ему все рады. Но искренняя ли это радость? Одни ему завидовали, другие им пользовались, третьи жалели, но не могли вынести. К скандалам и пьянству сложно относиться с пониманием. Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» говорит об опустошенности автора этого стихотворения. В первые московские годы он еще радовался тому, как завороженно его слушают на сцене, званом вечере и в кабаке. Дабы развлечь себя и придать своей популярности некую пикантность, он разжигал скандалы. Иногда просто так, от скуки. Но теперь ему это все уже неинтересно.

Поэтические образы

Слова, с которых начинается стихотворение, передают нарастание чувств. Этот поэтический прием известен в литературе под термином «градация». Есенин, несомненно, создавая их, не опирался на поэтическую теорию. Слова сами выстраивались у него в голове. Он был гениальным мастером импровизации. В стихотворении еще множество художественных приемов и образов, которые автор использовал неосознанно, интуитивно. Так, например, в словах «половодье чувств» можно увидеть странное, но прекрасное сочетание явления природы и человеческих ощущений.

Жизнь как сон

Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» демонстрирует, как быстро, по убеждению поэта, пролетели его годы. Для усиления чувств используются метафоры. Он пролетает на «розовом коне» так быстро, что ему кажется, будто он не жил, а видел странный сон. И завершает стихотворение печальными строками об увядании всего живого. Он как будто сравнивает себя с листвой, опадающей осенью. Тоске обо всем, что цветет и умирает, рано или поздно, посвящается произведение «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения можно делать бесконечно. Ведь здесь в каждом слове скрыта часть душевного мира поэта, который ушел из жизни в тридцать лет. А в двадцать шесть чувствовал, что все уже позади.

Стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» - это свидетельство редкого поэтического мастерства. Мастерства, которое не появляется в результате долгого труда, а дается свыше. Но тот, кто им обладает, уходит, как правило, рано.

Произведение было создано автором в 1921 году в возрасте 26 лет. Этот факт особенно любопытен в свете того, насколько сильной философской грустью по утраченной юности пропитано стихотворение. Однако, если получше узнать мысли автора, то все становится на свои места: «…только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь…» - говорит Есенин на одном из своих публичных выступлений.

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения - скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведения Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена « Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.» Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката - вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом - монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику. Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны. Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости. Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций. Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой - очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию. «Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» - все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.

Заключение

В финале стихотворение пронизывает дух смирения и умиротворения, автор принимает то, что подготовила ему судьба, благодарит жизнь за то, что было и то, что, возможно, еще будет:«Будь же ты во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В процессе повествования автор размышляет над тем, как много ошибок он допускал, ведь Есенин был всем известен как знатный дебошир и пьяница. Именно потому, что он очень многое в жизни испытал в столь юном возрасте, у него рождаются поистине глубокие и проникновенные строки. Здесь мы слышим отчетливое раскаяние, боль разочарований и жизненных потерь. Однако, изменить уже ничего нельзя, а жизнь сама расставит все по своим местам, ведь по мнению Есенина «все мы в этом мире тленны».

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. , поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы Н.В. Гоголя: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!». Узнаваема у Есенина и реминисценция из пушкинского стихотворения «Осень» («пышное природы увяданье»). Жанр произведения – элегия, основная тема – прощание лирического героя с юностью, осознание им быстрого хода времени.
В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»). Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.


Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:


Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:


Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.
В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:


Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:


Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность. Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты. Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.
Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:


Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью .
Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности) .
В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).
Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).
Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника. Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»). Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.