Административные реформы Петра I. Система центрального управления при Петре I Система управления государством при петре 1


Цели урока:

Обучающие:

  • охарактеризовать государственные реформы Петра I,
  • определить цель и итоги реформирования государственного управления.

Развивающие:

  • развивать умение делать выводы,
  • обобщать исторический материал,
  • работать с картой и историческим источником.

Воспитательные:

  • развитие чувства патриотизма и толерантности.

Задачи:

  • усвоить понятия: абсолютизм, Синод, Сенат, коллегии.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • учебник Данилов “История России для учащихся 7 класса”,
  • тесты.

Ход урока

I Организация класса.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение Эпохи Петра I. Мы уже познакомились с его преобразованиями в армии. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор.

II Работа по теме.

1. Актуализация знаний.

Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы) на доске

В чём неудобство данной системы?

(Могли ли сотни приказов, между которыми не было чёткого разграничения полномочий, стать существенным подспорьем Петру в его преобразованиях?)

Петру нужен был такой аппарат управления, который быстро и качественно мог исполнять его волю, тем более в условиях Северной войны.

2. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с преобразованиями Петра I в области государственного управления (запись темы) слайд 1

В ходе изучения материала мы должны ответить на вопрос

Была ли новая система более эффективной? слайд 2

3.Работа с документами и схемой.

А. Император.

Итак, возвратимся к схеме. Назовите уже известное вам изменение в данной схеме (император с 1721года) слайд 3

В результате каких событий введено это изменение?

Б.Сенат.

Постепенно Боярская дума потеряла своё значение

Почему Боярская дума потеряла своё значение? Почему Пётр перестал с ней считаться?

Пётр задумал избавиться от неё и ввёл новый орган управления.

Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат?

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Контроль над деятельностью Сената осуществлял генерал – прокурор. Первым генерал – прокурором был П.И. Ягужинский. Слайд 5

Внесите изменения в нашу схему. Слайд 6

В. Коллегии

Не устраивала Петра и система приказов. Проследим его действия.

Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

  1. Кто автор этого указа?
  2. Назовите дату учреждения коллегий в России?
  3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  4. Кто входил в состав коллегий?
  5. Объясните, что входит в понятие “Генеральный регламент”?

За каждой коллегией были закреплены определённые обязанности.

Приложение 3 Слайд 8

В 1721 г. Учреждена Вотчинная коллегия – ведала землями дворянства.

Приказ тайных дел был переименован сначала в Преображенский приказ, а затем в Тайную канцелярию, которая занималась политическим сыском.

В 1720 г. был введён Главный магистрат, которому были подчинены местные магистраты. Они управляли городским населением.

Внесите изменения в схему. Слайд 9

Г. Церковная реформа.

В 1721г. Была создана ещё одна особая коллегия. Слайд 10

О ней вы узнаете, прочитав пукт учебника “Церковная реформа” стр.118.

Ответьте на вопросы.

1) Как называлась эта коллегия?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

Внесите изменения в схему. Слайд 11

Д. Областная реформа.

В условиях Северной войны, к сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний. Прочитайте об этом в учебнике стр. 117.

Заполните схему местного управления. Слайд 12

В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть над некоторыми старыми уездами.

Е. Табель о рангах.

Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена.

В чём недостаток этой системы?

Проведение реформ требовало много талантливых людей. Пётр старался привлечь таких людей к государственной службе. Для усиления их положения в обществе и государстве были приняты в 1714г. Указ о единонаследии и 1722г. Табель о рангах.

Изучим эти документы и выясним, какие возможности открывались перед служилым человеком.

На стр.121 прочитайте выдержку из указа о Единонаследии.

С какой целью был издан этот указ?

К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

Какое обеспечение получали остальные дети?

В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

Рассмотрите Табель о рангах.

Приложение 5 Слайд 14-15

О чём этот документ?

Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

Теперь старая и новая аристократия уравнивалась в служебном положении. Согласно новому закону всякий получивший чин 8 класса становился потомственным дворянином. Чины с 9 по 14 давали личное дворянство без права передачи по наследству. За свою службу чиновники получали земли и крестьян, а так же денежное содержание.

Историческое значение Табели о рангах состояло в систематизации административной службы. Все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Табель закрепила отделение воинской службы от гражданской.

Ж.Анализ

В целом это все основные изменения в системе государственного управления.

Докажите, что эта система государственного управления будет работать эффективнее предыдущей. Слайд 16

Определите форму государственного правления.

Самодержавие – стр.55 учебника.

Абсолютизм - государственное устройство, при котором власть монарха не ограничена какими-либо учреждениями.

Каково значение петровских преобразований государственного управления?

IV Закрепление изученного.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

1. Вместо Боярской думы был образован............., ставший высшим правительствующим учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.

2. Вместо нескольких громоздких приказов были созданы.................., работа которых была более эффективной.

3. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал.................... .

4. Страна была разделена на 8 .................., которые, в свою очередь, были поделены на провинции.

5.С принятием в 1722 году............................, все слои общества, в том числе и высшие, были поставлены на службу государству. Она закрепила отделение воинской службы от гражданской.

Взаимопроверка. Ответы на слайде 17

1. правительствующий Сенат

2. Коллегии

3. император (царь)

4. Табель о рангах.

V Рефлексия

Что было трудно?

Что легко?

Общая оценка работы класса на уроке.

Петр I как реформатор государственного управления

Петр I являлся представителем династии Романовых. Он был провозглашен последним Царем Всея Руси в 1682 году в десятилетнем возрасте, спустя семь лет взял на себя самостоятельное управление государством российским. Петр I стал первым Императором Всероссийским, которым был провозглашен в 1721 году. До 1696 года соправителем Петра I выступал его брат Иван, но на формальной основе. Петр I находился во главе российского государства в течение 42 лет.

Для Петра I были характерны увлечение заграничным образом жизни, высокий интерес к наукам. С намерением почерпнуть иностранный опыт управления государством, промышленностью, флотом и иными сферами Петр I совершил длительную поездку по странам Западной Европы, результатом которой стало проведения масштабных реформ российской системы государственного управления и общественного уклада. К числу важнейших достижений Петра I относится решение задачи расширения российской территории, позволившее ему провозгласить себя императором.

Современники описывают Петра I как сметливого, сноровистого, веселого, прямолинейного человека, способного на проявление жестокости.

К числу заслуг Петра I относят реформу государственного управления, проведение преобразований в армии, создание военного флота, осуществление реформы церковного управления, осуществление финансовой реформы, мер развития промышленности и торговой сферы.

Значительное внимание Петр I уделял борьбе с устаревшим образом жизни, старался приобщить дворянство к образованию и светской культуре. Петр I понимал значение просвещения, поэтому в период его правления было многое сделано для развития науки и образования.

Реформы государственного управления, реализованные Петром I

Петр I осуществил коренную перестройку всей системы государственного управления в стране. Одним из наиболее значимых изменений являлась смена Боярской думы 1699 года Ближней канцелярией, состоящей из восьми доверенных лиц государя, называемых Петром первым «конзилией министров». Данный орган выступил предшественником Сената 1711 года, сосредотачивающего в себе административно-управленческую, иногда законодательную и судебную власти. Сенаторами обсуждались государственные дела и осуществлялось коллегиальное принятие решений.

Также в 1711 году было осуществлено введение должностей фискалов в центре и на местах, полномочия которых предполагали осуществление контроля деятельности государственной администрации, выявление фактов несоблюдения, нарушения указов, взяточничества и казнокрадства, донесение информации о выявленных случаях государю и Сенату. В отношении представителей данных органов предусматривались многообразные поощрения, освобождение от податей, подсудности местным властям и ответственности за ложные доносы.

На Сенат возлагалось руководство всеми учреждениями государства, однако деятельность самого Сената также контролировалось. Начиная с 1715 года контроль Сената возложен на генерала-ревизора, в последствии на сенатского обер-секретаря, с 1722 года на генерал-прокурора и обер-прокурора. Кроме того, должности прокуроров, осуществляющих контроль, имелись и в других государственных учреждениях. На контролирующее лицо вас возлагалась обязанность контроля не только процесса принятия решений, но и их исполнения. Генерал, осуществляющий контроль Сената, мог приостанавливать незаконные постановления Сената и опротестовывать их. Лица, контролирующие Сенат, находились в прямом подчинении государя.

В 1720 году был опубликован Генеральный регламент коллегий, в соответствии с которым присутствие каждой коллегии включало в себя такие должности как президент, вице-президент, четыре единицы советников и четыре единицы асессоров. Заседание присутствия осуществлялась ежедневно. Коллегии находились в подчинении Сената. Самим коллегиям подчинялись местные учреждения. Коллегии пришли на смену десяткам старых приказов. Их численность по сравнению с приказами сократилось до 11. В отношении коллегий устанавливалось строгое разделение функций.

В число коллегий входили следующие:

  • иностранная коллегия, ведавшая иностранными делами;
  • военная и адмиралтейская коллегии, осуществляющие руководство армией и флотом соответственно;
  • юстиц-коллегия, осуществляющая руководство судебными делами;
  • штатс-контор-коллегия, осуществляющая контроль государственных расходов;
  • камер-коллегия, контролирующая государственные доходы;
  • ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расходование казенных средств;
  • коммерц-коллегия, контролирующая торговую сферу;
  • берг-мануфактур-коллегия, осуществляющая управление легкой и металлургической промышленностью, и так далее.

Замечание 1

Коллегии объединили в себя множество ранее действовавших приказов, например, юстиц-коллегия осуществляла функции семи приказов.

Наряду с коллегами действовало несколько учреждений, по существу выполнявших аналогичную роль. Примером такого учреждения являлся Синод, в ведении которого находилось управление церковными имениями и делами. Особой формой коллегии являлся Главный магистрат, управляющий городами, на Преображенский приказ, как и прежде, возлагались функции политического сыска.

Еще одним значимым направлением государственного переустройства при Петре I стало изменение территориального деления государства. В 1708 году Петром I было выделено в восемь губерний: Московская, Петербургская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская, далее – Воронежская. Во главе каждой губернии находился губернатор, объединяющий в себе административную, полицейскую, судебную и финансовую власть. В 1719 году Петр I увеличил число губерний до 11 и разделил страну на более мелкие территориальные единицы – 50 провинций, которые, в свою очередь, разделялись на дистрикты.

Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались проходимцы со всего света.

Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо думы был устроен «сенат»; вместо приказов — «коллегии»; страна была разделена на 8 «губерний». Всё стало похоже на западный строй.

Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство. Так как Пётр много воевал, то служба в армии или работа на производство оружия стали играть главенствующую роль. Солдат, отличившийся на войне, становился офицером. Пётр также посылал русских учиться за границу.

Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Пётр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось и вскоре начались частые крестьянские восстания.

Финансовая реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на западе в то время вообще не мылись!), бороды (на западе брились), мельницы, погреба, пчёл, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов вёлся строго и казна при Петре постоянно пополнялась.

Знак об уплате пошлины за бороду

Целью образования стало давать учащимся как можно больше научных и военных знаний. т. е. образование отходит от традиционной русской духовности и начинается увлечение материалистичным гуманизмом. Все высшие школы устраивались на западный лад, где о Боге уже нет и речи. При Петре также был введен новый, упрощённый гражданский шрифт для печатанья всех книг, кроме церковных. Это ещё больше ускоряет модное на западе «отделение церкви от государства».

Буквы нового гражданского шрифта выбраны Петром I, зачёркнутые буквы не приняты.

Как своего рода образование, Пётр заставлял людей устраивать вечерние собрания с танцами («ассамблеи»), куда гости, нарушая церковные правила, должны были приходить со своими жёнами и дочерьми. Это тоже делалось для того, чтобы русское общество больше походило на западное.

Кроме этих главных реформ, Пётр сделал множество других более мелких изменений.

При Петре вся русская жизнь изменилась и по виду начала походить на европейскую. Даже название «Московское государство» не нравилось Петру и Россия стала называться «империей», а себя Пётр стал называть «императором». Это изменение в названии, как и многие другие петровские новшества, не было хорошо продумано: термин империя подразумевает насильственный захват людей и земель под власть императора — т. е. как раз то, чем Россия никогда не занималась.

Все эти перемены, особенно отмена патриарха, ослабление церкви, требования отказываться от своего родного быта и закрепощение крестьян были чужды русским людям.

По мере усиления самодержавной власти Боярская дума утрачи-вала своё значение. Пётр I прекратил пожалование в думные чины, и Дума стала «вымирать». В правление Петра I Земские соборы были забыты.

Учреждение Сената

Коллегии и приказы

В 1717 г. Пётр I определил название центральных органов госу-дарственного управления и их задачи. Изданный царем указ гласил: «...Учинены коллегии, то есть собрании многих персон вместо при-казов». Коллегии — это органы центральной исполнительной вла-сти. По количеству их было намного меньше, чем приказов.

При этом аппарат приказов окончательно не был уничтожен. Часть из них стали канцеляриями, которыми управляли назначен-ные начальники. Местные учреждения власти были тесно связаны с коллегиями.

При Петре I существовал Преображенский приказ — это был орган по-литического сыска. Он подчинялся только царю. Возглавлял его Ф. Ю. Ро-модановский. Этот приказ разбирал преступления против царя, церкви и го-сударства.

Святейший Синод

Формирование сложной системы государственных учреждений с целой армией чиновников-бюрократов происходило в Европе в период складывания государств Нового времени — абсолютных, т. е. не подотчётных никому, монархий.

Образцом абсолютизма стали Франция при Людовике XIV (1643-1715) и Россия от правления Алексея Михайловича до Петра I (1645-1721). Не слу-чайно Алексея Михайловича объявили «царём-солнце» на пару лет раньше, чем Людовика XIV! Для обоих государств было характерно всевластие пра-вителя, опирающегося на мощный бюрократический аппарат, армию и все-сильную полицию.

С. Кириллов "Думы о России"

Говоря о реформаторской деятельности Петра I, нельзя забывать о том, что вся его деятельность не являлась только его личной прихотью или причудами характера – она была обусловлена всем предшествующим развитием России.

Как считает историк С. Соловьев, в жизни каждого государства, как и в жизни каждого человека, происходит переход из одного возраста в другой. И переход этот не всегда гладкий и беспроблемный, чаще бывает наоборот. Соловьев отмечает, что допетровское время было для России временем, когда преобладает чувство. Петр I взошел на трон в то время, когда Россия переходила в возраст, в котором господствует мысль.

Другое дело, что необходимость реформ для страны Петр воспринимал как личное дело, оттого они проводились насильственным методом. Но безусловным является то, что они были необходимы. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.

Схема административных реформ Петра I

В.О. Ключевский писал: «Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность». Следует отметить, что Ключевский относился к деятельности Петра довольно критически, считая, что реформы управления проводились Петром наспех, бессистемно, основной целью их проведения было более эффективное изъятие денег у народа для все растущих военных расходов, т.к. сам Петр называл деньги артерией войны. Как говорил один американский исследователь, «Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат». Но если команды Петра были четкими и ясными, то их исполнение не соответствовало такой характеристике: часто установления и приказы сводились на нет постоянными переменами в госучреждениях, иногда одни и те же функции дублировались разными учреждениями, многие учреждения и должности поменяли лишь свои названия: старорусские на европейские, но по сути они остались теми же, ведь люди в них работали по прежнему принципу, а царь, хоть он и был Петром I, за всем лично уследить не мог.

Упразднение Боярской думы

Но стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».

В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши находились поступления государственных доходов с городов и общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т.к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».

Петр Первый

1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами.

Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.

В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для покрытия военных расходов.

Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».

Учреждение Сената

Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти.

Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался.

Вот откуда растут ноги у современной коррупции!

А. Толяндер "Петр I"

Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась.

Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».

Создание коллегий

В 1712 г. Петр создает по шведскому образцу коллегии: Иностранных дел, Адмиралтейскую, Воинскую, Камер-коллегию и Коммерц-коллегию. Петр определил их компетенции, укомплектовал составом и назначил президентов и вице-президентов коллегий.

Таким образом, прекращали существование многие из сохранившихся приказов, но некоторые вошли в состав новых учреждений: в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. В коллегиальной системе стало четче разграничение деятельности, осуществлялся совещательный порядок ведения дел. Петр отмечал: «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит».

В 1722 г. Берг- и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной.

В 1720 г. с принятием Генерального регламента окончательно разграничивались функции и компетенции коллегий. Коллегиальная система просуществовала почти сто лет – до 1802 года.

Образование Синода

В 1721г. была образована Духовная коллегия — Синод, который выводился из подчинения Сената. Патриаршество упразднялось. Во главе Святейшего Синода становился обер-прокурор.

Реформа местного самоуправления

По шведскому образцу Петр реформировал и местное самоуправление. Губернии теперь делились на провинции, а провинции – на дистрикты, во главе дистриктов стояли земские комиссары, которые назначались Камер-коллегией.

Посадское население делилось на три гильдии: 1-я гильдия (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-я гильдия (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд». Орган городского самоуправления назывался магистратом. Правом выбора в магистрат обладали только члены гильдий. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, созданный в 1720 г.

Были проведены также преобразования в отношении некрепостного населения: его объединяли с государственными крестьянами. Холопство было ликвидировано путем слияния его с крепостными крестьянами.

Таким образом, в России образовался мощный дворянско-бюрократический аппарат.

Введение Табели о рангах

Оригинал Табели о рангах

Итогом административной реформы было принятие в 1722 г. Табели о рангах. Это свод законов о порядке государственной службы. Все дворяне обязаны были служить, служба объявлялась единственным способом получения государственного чина. Она открывала возможность продвижения по службе, в том числе и людей из «подлого люда». Петр говорил: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В соответствии с Табелью, все должности делились на шесть частей: военные (сухопутные, артиллерия, гвардия, морские), статские и придворные и на 14 классов, или рангов.

Табель о рангах просуществовала с многочисленными изменениями до самой революции 1917 г.

Петр Первый. Мозаичный портрет, набранный М. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике

Изменение системы престолонаследия

В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.

Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.

Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне петровского времени».